Научная статья на тему 'СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗОВАНИЕ / СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Анастасия Олеговна, Курылёва Ольга Игоревна, Долгова Юлия Александровна

В статье рассматривается применение сквозных цифровых технологий в образовании. В настоящее время в рамках национального проекта «Цифровая экономика» уделяется большое внимание» использованию новых цифровых технологий, так как они охватывают большой спектр отраслей, как в России, так и за ее пределами. Соответственно, не исключена и образовательная среда. Сквозные технологии получили такое название именно, потому что они не принадлежат к конкретной сфере деятельности и могут быть задействованы повсеместно. Так каким же образом инновации применять в образовательной деятельности и при чем тут экономика? Статья призвана ответить на данный вопрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Анастасия Олеговна, Курылёва Ольга Игоревна, Долгова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

END-TO-END TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article examines the application of end-to-end digital technologies in education. Currently great attention is paid to new digital technologies within the framework of the "Digital economy" national project, as they cover a wide range of areas both in Russia and abroad. Thus, the educational sphere is also included. End-to-end technologies get their name precisely because they do not belong to any one specific area and may be applied universally. So how can innovations be implemented in the educational sphere and how is economics related to it? The article is intended to answer this question.

Текст научной работы на тему «СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

буквы с помощью мячей, верёвочек, пальцев рук и тела. Рассказ о каждой букве сопровождается сказочным сюжетом, что способствует хорошему запоминанию материала и вызывает интерес.

Литература:

1. Ивенсен, М.И. «Осень». - URL: https://stihi.ru/2015/10/31/7557 (дата обращения: 23.12.2022).

2. Малолеткова, М.В. Занятие по логоритмике по теме «Перелетные птицы» для детей старшего дошкольного возраста. - URL: https://infourok.ru/zanyatie-po-logoritmike-po-teme-pereletnie-ptici-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-2435919.html (дата обращения: 23.12.2022).

3. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

4. Соболева, 0.Л. Новый букварь для дошкольников и первоклассников / 0.Л. Соболева, В.В. Агафонов, 0.В. Агафонова; под редакцией 0.Л. Соболевой. - М.: Дрофа-Плюс, 2007. - 272 с.

5. Брысина, А.С. Мастер-класс «Использование игрового пособия «парашют» - URL: https://labirintznaniy.ru/master-klass/master-klass/master-klass-ispolzovanie-igrovogo-posobiya-parashyut.html (дата обращения: 23.12.2022).

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Егорова Анастасия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); заведующий кафедрой страхования финансов и кредита, кандидат педагогических наук, доцент Курылёва Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Долгова Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается применение сквозных цифровых технологий в образовании. В настоящее время в рамках национального проекта «Цифровая экономика» уделяется большое внимание» использованию новых цифровых технологий, так как они охватывают большой спектр отраслей, как в России, так и за ее пределами. Соответственно, не исключена и образовательная среда. Сквозные технологии получили такое название именно, потому что они не принадлежат к конкретной сфере деятельности и могут быть задействованы повсеместно. Так каким же образом инновации применять в образовательной деятельности и при чем тут экономика? Статья призвана ответить на данный вопрос.

Ключевые слова: образование, сквозные технологии, цифровизация, цифровая экономика.

Annotation. The article examines the application of end-to-end digital technologies in education. Currently great attention is paid to new digital technologies within the framework of the "Digital economy" national project, as they cover a wide range of areas both in Russia and abroad. Thus, the educational sphere is also included. End-to-end technologies get their name precisely because they do not belong to any one specific area and may be applied universally. So how can innovations be implemented in the educational sphere and how is economics related to it? The article is intended to answer this question.

Key words: education, end-to-end technologies, digitalization, digital economy.

Введение. В 2018 году были утверждены двенадцать национальных проектов в области образования, здравоохранения, демографии, культуры, городской среды, экологии науки, экономики. Одним из них является проект «Цифровая экономика», в рамках работы над которым было создано девять дорожных карт по развитию сквозных технологий во всех государственных секторах, в том числе и в образовании. Пандемия новой коронавирусной инфекции в 2020 году только ускорила процессы перехода в «цифру». Образовательная деятельность играет, без преувеличения, важнейшую роль в жизни общества, поэтому все современные тенденции в данной сфере требуют внимательного подхода и изучения. Именно этим и обусловлена актуальность работы.

Цифровизация образовательной среды, являясь глобальным процессом имеет весьма противоречивый характер. Сторонники цифровизации говорят о прогрессе, который, так или иначе, ведет нас к глобальному обществу. Противники же, в свою очередь, отмечают, что стремительное развитие цифровых технологий может привести нас к полной роботизации и потере человеком его свободы.

Основной целью работы является анализ опыта использования и роли сквозных цифровых технологий в образовательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Цифровизация образования является одним из составных компонентов более масштабного процесса цифровизации экономики.

Зарубежные исследователи предполагают, что цифровая экономика образована следующими компонентами:

- создание больших данных;

- создание информационно-коммуникационной инфраструктуры, которая предполагает развитие больших данных;

- цифровая обработка и хранение больших данных [6].

Считается, что Интернет является ведущим инструментом развития цифровой экономики. Развитие всемирной сети позволяет выделить основные объекты цифровой экономики. На данный момент такими считаются:

- цифровые сервисы по продаже товаров и услуг;

- цифровые товары и услуги;

- провайдеры, которые предоставляют доступ в Интернет;

- потребители цифровых услуг.

Все объекты между собой связывают прочные взаимосвязи, благодаря которым образуется сложная суперсистема цифровой экономики.

Цифровая экономика как суперсистема состоит из вложенных в нее систем, к которым относится наука, образование, культура и другие сферы общественной жизни [6].

Национальный проект «Образование», который был запущен в 2019 году включает в себя федеральный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой

образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования [4]. Применение сквозных технологий в образовательной деятельности является одним из условий для реализации федерального проекта.

Установлено, что к сквозным технологиям относят такие технологии, которые способны одновременно охватывать несколько научно-технических направлений или отраслей [5].

Например, в настоящее время сквозные технологии находят применение в образовании, культуре, здравоохранении и т.д.

Перечень сквозных технологий закреплен в национальном проекте «Цифровая экономика», среди них:

- Big data («большие данные»);

- роботехника;

- искусственный интеллект;

- блокчейн (системы распределенного реестра);

- виртуальная и дополненная реальности.

Сквозные технологии уже сейчас вошли в образовательный процесс и имеют активное развитие.

Отдельно необходимо отметить, что по прогнозу университета «Синергия», уже через несколько лет на рынке станут востребованы новые профессии, такие как разработчик образовательных траекторий, тьютор, архитектор виртуальной реальности [2].

В настоящее время отдельный акцент ставится на смену роли педагога в образовании. Преподаватель из хранителя и источника знаний становится путеводителем, который помогает ученикам разбираться в новых знаниях. Постепенно работа педагога меняет свой характер.

Проникновение цифровых технологий (ЦТ) во все сферы жизни требует от массового работника нового качества образования. Сегодня элементарной грамотности, которая формируется существующей системой образования, недостаточно, более 50% работников выполняют работу, где необходимый уровень грамотности может быть заменен компьютером. Только 13% из них имеют уровень грамотности, превышающий уровень интеллектуальных компьютерных систем (имеющий сегодня или ожидаемый в ближайшие десять лет). В то же время, доля работников с высоким уровнем общей грамотности снизилась по сравнению с девяностыми годами. Подготовка современных рабочих уступает подготовке рабочих, которые работали два десятилетия назад. Современная система образования нуждается в кардинальных изменениях [2].

А сейчас подробнее рассмотрим цифровые технологии и те подходы, которые обеспечивают их внедрение в образование.

Большие данные (big data), как следует из названия, big data - большие объемы данных, которые, как правило, непрерывно увеличиваются и имеют разные форматы представления.

В настоящее время, в большинстве случаев, когда речь идет о больших данных, подразумеваются текстовые файлы, что значительно усложняет обработку. Но технологии больших данных тем не менее находят широкое применение в образовании. Например, английский Университет Ноттингем Трент внедрил систему описательной аналитики (данный вид аналитики собирает данные из разных источников и отвечает на вопрос «Что случилось?» в виде панели мониторинга, которая показывает данные о вовлеченности студента в образовательный процесс). На панели можно увидеть следующие показатели: частота работы с библиотекой; сведения об изучаемых курсах; посещаемость и т.д. У каждого студента есть возможность посмотреть свою активность и сравнить ее с одногруппниками, чтобы убедиться в том, что он «не выпадает» из университетской жизни. Через три года после внедрения, исследования показали, что 72% первокурсников использовали данную систему и она побудила их посвящать больше времени учебе [5].

В одном из американских университетов разработана уникальная рекомендательная система по подбору литературы и образовательных курсов. Необходимо отдельно отметить, что алгоритм дает рекомендации, которые основаны исключительно на личных интересах студента.

Так же примером использования технологии big data может служить подбор источников при работе над исследованием или публикаций.

Одной из самостоятельных единиц и дисциплин в образовательном процессе является робототехника. В первую очередь, применение роботов значительно упрощает процесс обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря робототехнике такие дети могут не присутствовать на учебных занятиях физически в классе, но быть на уроке вместе с классом при помощи робота телеприсутствия, разработанным специально для наблюдений за событиями в удаленном месте. Для управления подобным роботом, как правило, не нужно специального программного обеспечения, достаточно простого интернет-браузера. Система управления роботом работает в режиме реального времени и позволяет пользователю присутствовать в любой точке мира, где есть этот робот и подключение к сети.

Наиболее популярной технологией, которая используется в образовании является искусственный интеллект (ИИ).

Искусственный интеллект (ИИ) - система, которая способна выполнять действия человека в определенной ситуации и имеет способность к обучению, при получении новой информации.

Впервые об ИИ заговорили после создания А.Тьюрингом специального теста, который предназначается для проверки собеседника (кто он: человек или компьютер?).

Наиболее популярен ИИ в банковском секторе. Так, уже несколько лет при обращении в «Сбербанк» клиенты вначале общаются с ботом (как в чате в приложении, так и при телефонном звонке на горячую линию). Продолжительное количество времени кредитные заявки во всех банках на первоначальной ступени рассматривает искусственный интеллект. Используется искусственный интеллект также и для обеспечения безопасности финансов клиентов.

Все чаще и чаще мы сталкиваемся с искусственным интеллектом в повседневной жизни. Спросить у голосового помощника, какая погода за окном, перевести фразу с иностранного языка - все это для нас уже является нормой жизни. Разные компании используют ИИ в своей работе ради собственной выгоды и удобства клиентов.

Искусственный интеллект используется и в образовании. Каждый из нас наверняка слышал о приложениях для изучения иностранных языков. Например, приложение «Дуолинго», при помощи которого становится возможным изучение более 30 иностранных языков. Система искусственного интеллекта, при помощи которой изучаются языки распознает нашу речь, и общается в формате диалога, что позволяет освоить язык не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

При помощи ИИ становится возможным построить индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика, ведь искусственный интеллект способен заменить репетитора. Так, например администрация Фламандского региона Бельгии развернула технологию Century Tech, которая будет дополнять традиционное обучение в классах, подстраиваясь под индивидуальный уровень знаний каждого ученика [5].

Технологии блокчейн или как еще их называют, технологии распределенных реестров - относительно новая технология в образовательной сфере. Ее сущность заключается в использовании технологии распределенного хранения

информации на нескольких компьютерах, которые не имеют единого сервера. Иными словами, блокчейн - цепочка блоков, распределенная база данных. Отличительной особенностью базы данных, которая основана на технологии блокчейн -информацию, которая в ней хранится нельзя подделать или изменить. В повседневной жизни технология распределенных реестров уже давно используется в осуществлении онлайн-платежей. В системе образования уже на протяжении нескольких лет блокчейн технология применяется при проведении Единого Государственного Экзамена. По словам министра просвещения С.С. Кравцова данная технология позволяет обеспечивать безопасное хранение информации о результатах экзамена.

Еще один вид технологий, которые получили распространение относительно недавно - технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR). Основная цель использования данных технологий - создание реалистичных виртуальных миров, расширение физического пространства жизни человека, с помощью созданных цифровыми устройствами и программами элементов.

Чаще всего данные технологии используются в ходе иммерсивного (вовлеченного) обучения. Обучение, как правило, включает в себя использование специализированных очков или шлема, которые позволяют попасть в виртуальные миры. Чаще всего такие технологии используются на уроках биологии, химии, истории. Обычно уроки проходят в игровой форме. При применении данных технологий значительно повышается уровень вовлеченности и интереса к обучению.

В профессиональном образовании технологи виртуальной и дополнительной реальности позволяют смоделировать реальные ситуации на производстве и отработать навыки их решения.

Выводы. По итогам проведенного исследования необходимо отметить, что сегодня компьютер - универсальный инструмент в работе со всеми возможными видами информации. Сквозные технологии и созданные для работы с ними программы позволяют открыть новые способы и методы обработки информации и обучения [8]. Преподавателям и обучающимся в скором времени придется поменять уже сложившееся взгляды на образовательный процесс с учетом уже начавших своё распространение новых цифровых инструментов. Опыт, приобретенный во время дистанционного обучения в 2020 году, говорит о том, что мы еще пока находимся на начальной стадии цифровизации образовательной среды. Динамика процесса цифровизации только набирает обороты и в ближайшее время нас ждет еще больше изменений.

Литература:

1. Гаирбекова, П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России / П.И. Гаирбекова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №. 2. - С. 65-65

2. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 1.

3. Курылёва, О.И. Опыт внедрения цифровых технологий при реализации образовательной программы при подготовке учителя будущего / О.И. Курылёва, А.О.Егорова. - Нижний Новгород, 2022.

4. Микиденко, Н.Л. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения / Н.Л. Микиденко, С.П. Сторожева // Профессиональное образование в современном мире. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 23-34

5. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. - Дата доступа: 24.12.2022 г.

6. Плотников, Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России / Д.М. Плотников //Современное педагогическое образование. - 2021. - №. 3. - С. 13-17

7. Плужникова, Н.Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски / Н.Н. Плужникова // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20. - №. 1. - С. 15-22

8. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - № 2 (10).

Педагогика

УДК 378.4

кандидат филологических наук, доцент Емельянова Маргарита Валентиновна

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары); кандидат филологических наук, доцент Зайцева Елена Львовна Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Гурьянова Татьяна Юрьевна

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ И ВЫПУСКНОМ КУРСАХ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлена ценностная ориентация обучающихся высшего образования в середине 2022-2023 учебного года на выборке из 188 обучающихся из ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Исследование было проведено на основе анонимного опроса по списку ценностей, предложенному авторами исследования. Целью исследования было выявление ценностной ориентации обучающихся с разных курсов обучения, но получающих образование в одном учебном заведении. С точки зрения главной ценности все группы обследованных обучающихся одинаково позиционировали семейную безопасность. Результирующие параметры теста показали статистическую значимость в предпочтениях ценностей, доказывая, что годы, проведенные в университете, оказывают значительное влияние на позиционирование ценностей.

Ключевые слова: ценности, ценностная ориентация, обучающиеся, опрос, проблемы образования.

Annоtation. The article is the author's take on the value orientation of students of higher education in the middle of the 2022-2023 academic year on a sample of 408 students from the I.N. Ulyanov Chuvash State University. The study was conducted on the basis of an anonymous survey on the list of values proposed by the authors. The purpose of the study was to identify the value orientation of students from different years of study. All groups of surveyed students equally positioned family security as the principal value. The resulting test parameters showed statistical significance in value preferences, proving that the years spent at the university have a significant impact on the positioning of values.

Key words: values, value orientation, students, survey, problems of education.

Введение. Жизнь предполагает постоянное взаимодействие между личностью и окружающей средой. Такое взаимодействие начинается с рождения и продолжается в детстве и юности. Для выполнения социальных ролей на протяжении всей своей жизни индивид развивает способности и овладевает рядом навыков, которые он считает или не считает ценными для себя. Именно ценности позволяют судить об уникальности общества. В рамках социализации,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.