Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И МЕДИКОВ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И МЕДИКОВ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / БУДУЩИЕ МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютина З.А., Удалова Т.Ю., Мордык А.В.

Цель исследования - выявить профессиональные ценности будущих педагогов и медиков в университетском образовании. Для достижения задач исследования проводится обзор публикаций, посвященных проблеме формирования профессиональных ценностей у студентов педагогического и медицинского вузов. Выявлена широта тематики в различных исследованиях, определена актуальность изучения ценностей специалистов помогающих профессий в динамично меняющемся мире. Исследование осуществлялось с помощью методик «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина) и анкеты «Мои праздники» (Т. Г. Хомякова). Опрошено 100 студентов педагогического университета и 150 студентов медицинского университета. Результаты исследования позволили оценить соответствие ценностных ориентаций будущих педагогов и медиков профессиональным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE TEACHERS AND MEDICAL MEN IN UNIVERSITY EDUCATION

The purpose of the study is to identify the professional values of future teachers and medical men in university education. To achieve the objectives of the study a review of publications devoted to the problem of the formation of professional values among students of pedagogical and medical universities is carried out. The breadth of topics in various studies is revealed, the relevance of studying the values of specialists in helping professions in a dynamically changing world is determined. The study was carried out using the methods «Value Orientations» (M. Rokeach), «Diagnostics of the Interactive Orientation of the Personality» (N. E. Shchurkova, modified by N. P. Fetiskin) and the questionnaire «My Holidays» (T. G. Khomyakova). 100 students of the Pedagogical University and 150 students of the Medical University were surveyed. The results of the study made it possible to assess the compliance of the value orientations of future teachers and medical men with professional requirements.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И МЕДИКОВ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

QUESTIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS

DOI 10.26105/SSPU.2022.79.4.001 УДК 378.1 ББК 74.480.0

З.А. АКСЮТИНА, Т.Ю. УДАЛОВА, А.В. МОРДЫК

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И МЕДИКОВ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Z.A. AKSYUTINA, T.YU. UDALOVA, A.V. MORDYK

PROFESSIONAL VALUES OF FUTURE TEACHERS AND MEDICAL MEN IN UNIVERSITY EDUCATION

Цель исследования — выявить профессиональные ценности будущих педагогов и медиков в университетском образовании. Для достижения задач исследования проводится обзор публикаций, посвященных проблеме формирования профессиональных ценностей у студентов педагогического и медицинского вузов. Выявлена широта тематики в различных исследованиях, определена актуальность изучения ценностей специалистов помогающих профессий в динамично меняющемся мире. Исследование осуществлялось с помощью методик «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетиски-на) и анкеты «Мои праздники» (Т.Г. Хомякова). Опрошено 100 студентов педагогического университета и 150 студентов медицинского университета. Результаты исследования позволили оценить соответствие ценностных ориентаций будущих педагогов и медиков профессиональным требованиям.

The purpose of the study is to identify the professional values of future teachers and medical men in university education. To achieve the objectives of the study a review of publications devoted to the problem of the formation of professional values among students of pedagogical and medical universities is carried out. The breadth of topics in various studies is revealed, the relevance of studying the values of specialists in helping professions in a dynamically changing world is determined. The study was carried out using the methods «Value Orientations» (M. Rokeach), «Diagnostics of the Interactive Orientation of the Personality» (N.E. Shchurkova, modified by N.P. Fetiskin) and the questionnaire «My Holidays» (T.G. Khomyakova). 100 students of the Pedagogical University and 150 students of the Medical University were surveyed. The results of the study made it possible to assess the compliance of the value orientations of future teachers and medical men with professional requirements.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: высшее образование, медицинский университет, педагогический университет, профессиональные ценности, будущие педагоги, будущие медики.

KEY WORDS: higher education, medical university, pedagogical university, professional values, future teachers, future medical men.

ВВЕДЕНИЕ. Современный уровень развития общества предъявляет высокие требования к специалистам помогающих профессий, прежде всего к педагогическим и медицинским работникам. Эти профессии традиционно наделяются гуманистическими чертами и характеристиками интеллигенции. На это справедливо указывает А.Н. Ильин: «Русский интеллектуал всегда был Интеллектуалом с большой буквы... Интеллектуал, преисполненный чувством чести и нравственного долга (то есть интеллигент)» [8, с. 195].

Вместе с тем, как пишет А.В. Вознюк: «Наша цивилизация столкнулась с проблемой сохранения и воспроизводства общечеловеческих нравственных устоев, которые серьезно пошатнулись в современном обществе всеобщего потребления, существующего по правилу «бери от жизни все» и строящемуся на фундаменте прагматического успеха, показателями которого выступают высокое социальное и материальное положение, вкусная еда, отдых на престижных курортах, разнообразный секс, качественные товары и услуги, высокие зарплаты, низкие кредиты. Потребительский успех либерально-глобалистского образца, о котором идет речь, не отвечает системе общечеловеческих ценностей традиционного общества, если его измерять на весах принципа социальной справедливости и социопри-родной гармонии» [5 с. 387]. По этой причине Г. Дебор называет современное общество обществом спектакля. «Спектакль — это перманентная опиумная война, ведущаяся с целью добиться принятия тождества благ с товарами, а удовлетворения — с порогом выживания, возрастающим согласно собственным законам» [7, с. 21]. В котором подрастающее поколение, в том числе и студенческая молодежь, стали разменной монетой интеграции с западом.

Г.М. Сибаева и Ф.Ф. Гумерова, обращаясь к профессиональным ценностям у будущих социальных педагогов, считают, что под профессиональными ценностями следует понимать «устойчивые и осознанные представления и убеждения о способах достижения профессиональных целей» [16, с. 248]. Отметим, что данное определение отражает крайне ограниченные характеристики, не отвечает элементарному требованию полноты, искажает суть профессиональных ценностей. Авторы весьма ограниченно оперируют лишь представлениями и убеждениями в отношении способов достижения целей, упуская другие важнейшие компоненты профессиональных ценностей, «соскальзывая» с целостного понимания профессиональных ценностей. Профессиональные ценности следует понимать значительно шире. Сведение профессиональных ценностей к совокупности представлений о достижении цели, пусть и профессиональной, вымывает устремленность в будущее. Так, например, педагогическая цель может быть достигаемой и одновременно недостижимой в силу того, что на смену одним воспитанникам приходят другие, и этот процесс необратим. Профессиональное целеполагание устремлено в будущее и связано с планированием и проекцией деятельности в будущее. Вспоминаются слова Александра Суворова: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Кроме того, профессиональная ценность включает в себя особое переживание-обладание, связанное с настоящим профессиональным проживанием. И, если в профессиях, связанных с производством материальных объектов это осязаемо, то для медицинских и педагогических профессий переживание-обладание весьма аморфно. Ведь в случае непосредственного обладания объектом профессиональной деятельности происходит грубое нарушение норм, от этических до юридических. Уникальный прожитый профессиональный опыт, достижения, успехи и неудачи переходят во внутренний мир профессионала и хранятся как достояние в укромных тайниках сердца. Сведение профессиональных ценностей к цели выглядит абсолютно кощунственно. Рассмотренные аспекты должны выступать и выступают в триединстве, тем самым составляя суть профессиональных ценностей, их ядро.

В условиях модернизации высшего образования проблема формирования и обладания профессиональными ценностями обретает особую остроту в силу того, что современное

общество по сути своей переходное. Мы разделяем мнение о том, что «...модернизация призвана охватывать не только сферу техники, но и сферу культуры. Помимо инфраструктуры техники, существует инфраструктура социальной нравственности» [8, с. 177]. Именно в инфраструктуру социальной нравственности необходимо встраивать профессиональные ценности. Современный студент в большей мере стал носителем не профессиональных ценностей, которыми общество его наделяет, а, как и большая часть молодежи, студент стал потребительски ориентированным, и он «в основном стремится вместо получения качественного образования заручиться гарантией того, что диплом ему выдадут» [8, с. 219].

Отметим исследование А.А. Остапенко и Т.А. Хагурова, изучивших отношение к модернизации средней и высшей школы и качеству образования. В их опросе один из вопросов был посвящен факторам, тревожащим педагогическое сообщество. Из 18 позиций нравственные качества учащихся заняли пятое рейтинговое место. Оно было выделено 78,7% опрошенных [15, с. 136]. Авторы исследования объяснили полученные результаты культурным регрессом и игрой на понижение, которые уже принесли определенные разрушающие нравственность результаты [15, с. 138].

Перед профессиональным воспитанием стоят ясные ориентиры, вытекающие из воспитательных и сформулированные А.В. Мудриком: «Воспитание в образовательных учреждениях в определенной мере определяет то, что как объект социализации человек более или менее успешно осваивает просоциальные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные установки и поведенческие сцена» [14, с. 186]. Под просо-циальными нормами и ценностями следует понимать профессиональные. З.А. Аксютина предостерегает, указывая на то, что отсутствие таковых тут же преобразуется в другие псевдосоциальные нормы и ценности, отражающиеся в асоциальных, антисоциальных и диссоциальных нормах и ценностях, зачастую чуждых студентам, но присваиваемых ими в силу отсутствия альтернатив [1].

Вполне справедливо Р.А. Байбаков отмечает: «Ценности. определяют ... поведение» человека [4, с. 264], где ценности выступают критериями выбора и оценки как своих действий, так действий других людей, событий [4], и в конечном итоге становятся мировоззренческой основой человека.

Проблема формирования профессиональных ценностей, по мнению М.С. Гузеева, обусловлена нахождением «на стадии осмысления и развития, обусловлена радикальными изменениями в структуре рынка труда, диверсификацией форм профессиональной занятости человека» [6, с. 86]. Е.В. Аршинова и М.А. Билан считают, что формирование личности и ценностно-смысловых ориентаций студентов, есть цель и результат образовательного процесса в вузе [3, с. 113].

С.В. Фролова, обращаясь к анализу профессионального воспитания, целью его считает «развитие базового духовного императива личности как основной задачи воспитания в целом» [19, с. 7], где в духовных императивах выделяет ценности общечеловеческие, а профессиональные ценности остались вне поля зрения автора. С установкой на то, что «субъект самоопределяется сам» [19, с. 7], тем самым сводя профессиональное воспитание лишь к «обеспечение субъектной включенности» [19, с. 8]. При таком отношении к профессиональному воспитанию утрачивается самое важное в нем — ценностное отношение к профессии. И здесь уместно упомянуть слова А.А. Лаптева и С.Н. Сорокоумовой, что ценности «создаются не столько одним человеком, сколько совместной деятельностью людей» [10, с. 52].

В таких условиях «игра» университетов в сферу услуг приводит к ориентации на личностные ценности студентов, а не на формирование новых — профессиональных. «Ориентация вузов на ценности учащихся ни в коей мере не воспитывает в студенте уважение к учебному процессу и не создает внутреннюю мотивацию, направленную на обучение» [8, с. 220] и профессию.

О.А. Шумовская, обращаясь к проблеме формирования профессиональных ценностей, выделяет три этапа: проходит три этапа: «1) создание в процессе психологической подготовки положительного эмоционального фона, связанного со значимыми профессиональными ценностями; 2) активация процесса осознания ценностей в контексте данной профессии; 3) активация перехода социального значения профессиональных ценностей в личностное значение» [21, с. 73]. Вызывает сомнение, что профессиональные ценности существуют априорно у студентов уже на первом этапе и в их формировании возможно опираться на них же. Явно необходим предваряющий этап формирования базовых профессиональных ценностей, формируемых, как правило, посредством курса «Введение в профессию». Однако, данный курс педантично из учебных планов вымывается.

Мы разделяем мнение А.А. Лаптева и С.Н. Сорокоумова о сущности духовных ценностей, где:

— духовные ценности являются внутренними и ненасильственными;

— духовные ценности невозможно отобрать силой;

— духовные ценности образуют ценностный стержень, который делает человека сильнее любого оружия;

— духовные ценности объединяют людей [10, с. 52-53].

И.П. Манченко приходит к выводу об изменениях профессиональных ценностей «под воздействием научно-технического прогресса, определением векторов экономического и социального развития российского государства, возрастающим транспрофессиональным характером труда, постепенной сменой образовательной парадигмы, а также повышением значимости вечных общечеловеческих ценностей» [11, с. 72].

По мнению Е.В. Соловьевой и О.Е. Никуленковой, при формировании профессиональных ценностей важно формировать адекватную возможностям человека жизненную перспективу, связанную с будущей профессией через систему профессиональных ценностных ориента-ций [18, с. 334]. А для достижения в этом успеха в условиях современности, по мнению А.С. Эрдниева, необходимым условием является «проектирование информационной воспитательной среды, гармонично интегрированной во все сферы образовательных отношений» [22, с. 168]. Ведь сформированные профессиональные ценности позволяют менять состояние общества, определять перспективы жизнедеятельности специалистов, формировать мировоззрение в целом [17].

Профессиональные ценности современных медицинских и педагогических работников проверяется социальными условиями. Ученые указывают на негативные социальные явления, влияющие на это. Например, в работе Л.С. Шиловой, посвященной профессиональной деятельности врачей в условиях оптимизации [20], где ставится философский вопрос о сохранении в профессии, или работа Н.П. Касаткиной и Н.В. Шумковой о приверженности педагогической профессии [9], в исследовании которых большая часть работающих учителей демонстрирует негативно окрашенное отношение к профессии. В то же время, М.И. Алдошина анализируя формирование профессиональных ценностей в университетах оценивает этот процесс оптимистично, считая, что данные ценности создают условия для более продуктивных отношений [2, с. 83].

ЦЕЛЬ статьи — выявить профессиональные ценности будущих педагогов и медиков, формируемые в университетском образовании, и провести их сравнительный анализ.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В качестве диагностических методик использовались методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Диагностика интерактивной направленности личности» (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина) и анкета «Мои праздники» (Т.Г. Хомякова).

Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем, предполагает ранжирование сначала 18 терминальных ценностей, а затем 18 инструментальных ценностей

в порядке снижения их значимости (самая важная — номер 1, 18 — наименее значимая ценность). При анализе для выявления иерархии ценностных ориентаций в группах студентов осуществлялся подсчет среднего арифметического (чем меньше значение, тем выше ценность). Для подсчета значимости различий между группами использовался критерий Стьюдента (Ц. [12] Для подсчета корреляции использовался коэффициент корреляции Пирсона (г) [13.]

Методика «Диагностика интерактивной направленности личности», разработанная Н.Е. Щурковой в модификации Н.П. Фетискина, представляет собой опросник с готовыми ответами. Испытуемые выбирают ответ, который в большей степени соответствует их мнению и обладает наибольшей ценностью. Обработка осуществляется в соответствии с ключом. 14-23 балла определяется как средний уровень. О доминирующей личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал: «ориентация на личные (эгоистические интересы)», «ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми», «маргинальная ориентация». Оценка доминирующей личностной направленности в группах студентов осуществлялась с помощью подсчета среднего арифметического (чем больше значение, тем приоритетнее направленность). Для подсчета значимости различий между группами использовался критерий Стьюдента

Ш [12].

Проективная методика «Мои праздники» разработана Т. Г. Хомяковой и предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Респонденты придумывают для каждого месяца в году названия новых праздников. Если большинство названий, указанных испытуемым, совпадает или похоже на общераспространенные праздники, то это может свидетельствовать о том, что он плохо понял инструкцию, отрицательно относится к ситуации тестирования или же он имеет некоторый страх самовыражения. Далее праздники относятся к категориям направленности личности: «альтруизм», «коммуникация», «слава и известность», «активная деятельность, движение», «опасность, адреналин», «любовь, дружба», «накопление богатств, потребление», «телесные удовольствия, забота о теле», «знания, открытия, интересы», «красота, гармония». Каждый праздник может дать два балла. Если он отнесен только к одной категории, то в счет этой категории уходит два балла. Если праздник отнесен к двум категориям, тогда каждая категория получает по баллу. Далее производится качественный анализ распределения баллов. Соответственно, чем больше баллов у направленности— тем больше она преобладает в мировоззрении студента. Оценка ценностной направленности личности в группах студентов осуществлялась с помощью подсчета среднего арифметического (чем больше значение, тем приоритетнее направленность). Для подсчета значимости различий между группами использовался критерий Стьюдента (Ц [12].

Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программы STATISTICA 6.0. Анализу результатов предшествовало определение характера распределения (нормальное, отличное от нормального) величин показателей в группах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В исследовании приняли участие 100 студентов, обучающихся по направлению «44.03.02 Психолого-педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (27 юношей и 73 девушки), и 150 студентов, обучающихся по специальности «31.05.02. Педиатрия» в ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» (45 юношей и 105 девушек). Возраст респондентов от 19 до 24 лет. Статистически значимых различий по полу (х2=16,76; р<0,00001) и возрасту ^=0,584; р<0,00001) в сравниваемых группах не выявлено. В связи с тем, что к профессионалам педагогического и медицинского профиля предъявляются требования вне зависимости от пола, при анализе результатов половая принадлежность респондентов не учитывалась.

Результаты методики «Ценностные ориентации» (М. Рокича) в группах студентов педагогического (группа 1) и медицинского вузов (группа 2) представлены в виде средних арифметических в табл. 1.

Таблица 1. Показатели значимости терминальных ценностей в группах студентов-педагогов (1 гр.) и студентов-медиков (2 гр.)

№ п/п Терминальные ценности х в гр. 1 х в гр. 2 t (значимость различий)

1 Здоровье 1,87 3,06 0.7 (незначимые)

2 Любовь 7,04 10,6 5 (значимые)

3 Счастье других 7,38 13,26 9.3 (значимые)

4 Друзья 7,39 9,19 3.7 (значимые)

5 Семья 7,73 8,79 0.8 (незначимые)

6 Активная деятельная жизнь 8,52 8,67 0.2 (незначимые)

7 Познание 8,96 7,66 0.7 (незначимые)

8 Материальное обеспечение 9,12 9,85 0.4 (незначимые)

9 Уверенность в себе 9,5 9,82 0.3 (незначимые)

10 Мудрость 9,51 8,66 0.4 (незначимые)

11 Обществ. признание 9,82 7,36 4.2 (значимые)

12 Продуктивная жизнь 9,88 11,14 1.7 (незначимые)

13 Свобода 9,97 12,36 2.5 (незначимые)

14 Развитие 10,07 9,49 0.2 (незначимые)

15 Красота 10,84 9,63 0.9 (незначимые)

16 Развлечения 11,1313 11,36 0.1 (незначимые)

17 Творчество 12,24 11,47 0.6 (незначимые)

18 Работа 13,32 8,16 6.9 (значимые)

Наиболее значимым для студентов обеих групп является здоровье. 39 педагогов и 73 медика поставили ценность здоровья на 1 место. Далее иерархия ценностей расходится: у будущих педагогов — любовь (19 чел. поставили на 1 место), счастье других (на 1 место поставили 6 человек), семья (4 чел. поставили на 1 место), наличие друзей (на 1 место поставили 2 чел.); у будущих медиков — интересная работа (23 чел. поставили на 1 место), общественное признание (13 чел. поставили на 1 место), познание (12 чел. поставили на 1 место). Подсчет ^критерия Стьюдента доказывает, что студенты педагогического вуза по сравнению с медицинским статистически значимо выше оценивают любовь, счастье других, наличие друзей; а будущие врачи выше ценят общественное признание и работу (значимыми признавались различия, превышающие t=2,626 на уровне значимости р=0,01 и t=3,390 на уровне значимости р=0,001) [12]

Результаты методики М. Рокича показали, что студенты педагогического университета придают большую значимость группе социальных и духовных ценностей — любовь, дружба, семья. Коммуникация и взаимоотношения с другими являются неотъемлемой частью жизни будущих педагогов. Если студенты будут реализовывать выбранные ценности в профессиональной деятельности, то с большей вероятностью у них получится выстроить результативные и продуктивные отношения со своими учениками, их родителями, коллегами, клиентами и т.д. В целом, выбранные студентами-педагогами ценности отвечают профессиональным стандартам. Ценность здоровья и коммуникации необходима для успешной работы с другими людьми.

У студентов-медиков преобладают группы ценностей познания, профессиональной самореализации и социального успеха: общественное признание, познание, интерес-

ная работа. Правильная реализация выбранных ценностей может успешно отразиться на профессиональной деятельности врача. Человек, который чувствует необходимость постоянно получать новые знания и проявляет искренний интерес к собственной работе, способен достигать больших результатов в профессиональной деятельности. Для медицинского работника важно постоянное развитие и приоритет здоровья в профессиональной деятельности.

Иерархия инструментальных ценностей у студентов различается (табл. 2). У будущих педагогов в приоритете самоконтроль (22 чел. поставили на 1 место), терпимость (21 чел. поставили на 1 место), ответственность (9 чел. поставили на 1 место). Такой выбор может свидетельствовать о том, что для будущих педагогов характерно подходить к достижению своих задач основательно, ответственно, при этом контролируя собственные эмоции и чувства. Для осуществления педагогической деятельности необходимо обладать такой характеристикой как самоконтроль. Работа с обучающимися предполагает доступное изложение мыслей и контроль над собственной эмоциональной сферой. Ценности ответственности и терпимости также отвечают профессиональным стандартам педагога, так как он постоянно взаимодействует с личностью другого человека во всем ее многообразии. К такой работе необходимо подходить основательно и добросовестно.

Таблица 2. Показатели значимости инструментальных ценностей в группах студентов-педагогов (1 гр.) и студентов-медиков (2 гр.)

№ п/п Инструментальные ценности х в гр. 1 х в гр. 2 t (значимость различий)

1 Самоконтроль 4,62 11,61 11.2 (значимые)

2 Ответственность 6,71 8,52 1 (незначимые)

3 Терпимость 7,72 11,32 1.6 (значимые)

4 Независимость 7,83 7,61 1.2 (незначимые)

5 Воспитанность 8,37 7,74 1.3 (незначимые)

6 Образованность 8,4 8,71 1.3 (незначимые)

7 Высокие запросы 8,74 7,39 0.4 (незначимые)

8 Аккуратность 8,81 7,18 2.3 (незначимые)

9 Рационализм 9,53 5,36 4.7 (значимые)

10 Исполнительность 10,07 9,91 0.4 (незначимые)

11 Широта взглядов 10,15 9,95 0.9 (незначимые)

12 Чуткость 10,36 10,09 0.5 (незначимые)

13 Нетерпимость к недостаткам 10,39 10,04 0.5 (незначимые)

14 Смелость в отстаивании мнения 10,94 10,05 0.4 (незначимые)

15 Эффективность в делах 11,26 11,39 0.9 (незначимые)

16 Жизнерадостность 11,6 8,46 4 (значимые)

17 Твердая воля 11,77 12,18 1.2 (незначимые)

18 Честность 13,13 13 0.2 (незначимые)

У будущих врачей следующая иерархия инструментальных ценностей: рационализм (34 чел. поставили на 1 место), аккуратность (3 чел. поставили на 1 место), высокие запросы (6 чел. поставили на 1 место). Склонность достигать жизненных целей при помощи аккуратности и рационализма может положительно отразиться на профессиональной деятельности медицинского работника. Работа с физическим здоровьем другого человека требует основательного, продуманного и рационального подхода. Высокие запросы и требования к собственной деятельности и деятельности коллег также поспособствуют успешной реализации в работе.

Наиболее расходятся студенты в оценке значимости рационализма, жизнерадостности (эти ценности статистически значимо важнее для будущих медиков), терпимости и самоконтроля (эти ценности оказались статистически значимо более важными для педагогов; значимыми признавались различия, превышающие t=2,626 на уровне значимости р=0,01 и t=3,390 на уровне значимости р=0,001 [12].

Подводя итог по данной методике, можно сказать, что будущие педагоги ценят здоровье, любовь, дружбу, семью (духовные и коммуникативные ценности) и склонны реализовывать эти ценности в жизни при помощи самоконтроля, ответственности и терпимости. Будущие медицинские работники предпочли такие ценности, как здоровье, общественное признание, познание, интересная работа (группы ценностей познания, профессиональной самореализации и социальный успех). Достигать свои жизненные цели врачи способны при помощи аккуратности, рационализма, высоких запросов и требований. В целом, инструментальные ценности согласуются с терминальными, а выявленные ценностные ориентации соответствуют профессиональным требованиям к профессиям в сфере «Человек— Человек».

По результатам методики «Интерактивная направленность личности» (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина) (табл. 3) выявлено, что у студентов обеих университетов преобладает ориентация на взаимодействие и сотрудничество, наименее проявляется маргинальная ориентация, что соответствует профессиональным требованиям к обеим специальностям. Ориентация на личные интересы также проявляется в значительной мере.

Таблица 3. Показатели значимости ценностных ориентаций в группах студентов-педагогов (1 гр.) и студентов-медиков (2 гр.)

№ п/п Ценностная ориентация х в гр. 1 х в гр. 2 t (значимость различий)

1 Ориентация на взаимодействие и сотрудничество 16 14,34 1.2 (значимые)

2 Ориентация на личные интересы 8,3 9,97 1.1 (незначимые)

3 Маргинальная ориентация 6,64 6,65 0.3 (незначимые)

«Ориентация на взаимодействие и сотрудничество» преобладает в выборе обеих групп, однако статистически значимо более высокие показатели в её оценке у студентов педагогов-психологов. Это может свидетельствовать о том, что студенты педагогического вуза в большей степени склонны к коммуникации с другими людьми. Ориентация на взаимодействие и сотрудничество обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с другими людьми, что должно в положительном ключе сказаться на работе специалистов помогающих профессий. Ориентация на личные интересы стоит на втором месте в обеих группах, то есть студенты не лишены эгоистических интересов, ценности общества чаще всего рассматриваются в практическом контексте. Маргинальная ориентация выражена наиболее слабо в обеих группах. Это свидетельствуем о том, что большинство студентов не склонны подчиняться обстоятельствам и необдуманным поступкам. Будущим врачам и педагогам не свойственно проявлять инфантилизм и совершать импульсивные действия.

Анализ результатов данной методики выявил, что иерархия ценностных направленностей студентов педагогического и медицинского вузов соответствует профессиональным стандартам. Молодые люди обеих групп в большей степени ориентированы на взаимодействие и сотрудничество, это является важным фактором для работы в сфере «Человек-Человек».

Анализ результатов методики «Мои праздники» осуществлялся путем расчета среднего арифметического (табл. 4): чем больше показатель, тем более значима ценность (большое (х) говорит о том, что данную ценность чаще выбирали). Анализ подтвердил преобладание альтруистической направленности в обеих группах.

Таблица 4. Показатели значимости ценностных направленностей

студентов-педагогов и студентов-медиков

№ п/п Ценностная направленность (х Гв гр. 1 (х Гв гр. 2 t (значимость различий)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Альтруизм 4,3 3,8 0.6 (незначимые)

2 Коммуникация 3,97 0,8 5.1 (значимые)

3 Любовь, дружба 3,74 2,65 3.8 (значимые)

4 Красота, гармония 2,88 2,25 1.7 (незначимые)

5 Телесные удовольствия, забота о теле 2,14 3,35 3.3 (значимые)

6 Активная деятельность, движение 2,12 2,85 1.4 (незначимые)

7 Знания, открытия, интересы 1,83 2,58 0.7 (незначимые)

8 Накопление богатств, потребление 1,58 2,15 1.1 (незначимые)

9 Слава и известность 0,75 3,16 6.8 (значимые)

10 Опасность, адреналин 0,47 0,71 0.6 (незначимые)

Для будущих педагогов наиболее важны ценности коммуникации, любви и дружбы, красоты. Ценности коммуникации и любви соответствуют профессиональным стандартам педагога. Ценность красоты может быть обусловлена тем фактом, что большинство студентов, обучающихся по направлению «44.03.02 Психолого-педагогическое образование», представители женского пола и юного возраста, и внешний вид является для них важной составляющей системы ценностей.

Для будущих медицинских работников наиболее важны ценности заботы о теле, славы и активной деятельной жизни. Ценности активной деятельной жизни и заботы о теле соответствуют профессиональным требованиям к будущей деятельности врачей, они будут работать с физическим здоровьем других людей. Высокая значимость ценности накопления богатств может негативно сказаться на профессиональной деятельности, если у медицинского работника в приоритете будет финансовый аспект.

Подсчет ^критерия Стьюдента выявил значимые различия у следующих ценностных направленностей: коммуникация и любовь (выше студентов-педагогов), слава и забота о теле (выше у студентов-медиков). Значимыми признавались различия, превышающие t=2,626 на уровне значимости р=0,01 и t=3,390 на уровне значимости р=0,001 [12] Полученные результаты можно объяснить спецификой будущей деятельности: коммуникация и любовь важнее для педагогов, забота о теле и возможность прославиться — для медицинских работников. Далее был осуществлён корреляционный анализ между результатами, полученными с помощью всех вышеперечисленных методик. Корреляции между наиболее значимыми ценностными ориентациями представлены в табл. 5. Значимыми признавались различия, превышающие г=0,197 на уровне значимости р=0,05 и г=0, 324 на уровне значимости р=0,001 [13]

Таблица 5. Корреляции между наиболее значимыми ценностными ориентациями

Ценностная ориентация Группа Альтруизм Сотрудничество Личные интересы Коммуникация

Здоровье гр. 1 0,13 0,5** 0,18 0,14

гр. 2 0,13 0,2 0,10 0,18

Любовь гр. 1 0,12 0,6** 0,04 0,49**

гр. 2 0,18 0,41** 0,02 -0,03

Счастье других гр. 1 0,34** 0,35* -0,08 0,46*

гр. 2 0,05 0,01 -0,06 0,04

Семья гр. 1 0,42** 0,32** 0,19 0,36**

гр. 2 0,05 0,05 0,09 -0,04

Материальная гр. 1 0,5** 0,03 0,13 0,04

обеспеченность гр. 2 0,01 0,03 0,31** 0,01

Познание гр. 1 0,47** 0,13 0,49** 0,02

гр. 2 0,2 0,39** 0,09 0,03

Забота о теле гр. 1 0,16 0,49** 0,1 0,19

гр. 2 0,15 0,56** 0,02 0,18

Примечание: * — значимость на уровне 0,05, ** — значимость на уровне 0,001.

У студентов-педагогов наблюдается взаимосвязь в таких показателях, как:

• направленность на взаимодействие с окружающими и

— здоровье,

— любовь,

— счастье других,

— семья,

— забота о теле;

• направленность на личные интересы и ценность познания;

• направленность на коммуникацию и

— любовь,

— счастье других,

— семья;

• альтруистическая направленность и

— счастье других,

— семья,

— познание.

Это говорит о том, что ценности здоровья, любви, счастья других и заботы о теле будущие педагоги с большой вероятностью будут воплощать во взаимодействии с другими людьми в процессе профессиональной деятельности. Между такими ценностями, как личные интересы и любовь; альтруизм, сотрудничество, коммуникация, личные интересы и материальная обеспеченность; сотрудничество, коммуникация и познание; альтруизм и забота о теле корреляции не было выявлено, что свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между этими ценностями. Ценность познания студенты-педагоги считают важными для себя, но не воплощают ее в процессе коммуникации. Ценность материальной обеспеченности студенты педагогического вуза не считают важной для себя и не транслируют ее в окружающий мир. Помимо это, выяснилось, что у данной категории студентов любовь не связана с отношением к себе, что говорит о необходимости повышения любви к себе у студентов-педагогов.

У студентов-медиков наблюдается взаимосвязь в таких показателях, как:

— направленность на взаимодействие с окружающими и

— любовь,

— познание,

— забота о теле;

— направленность на личные интересы и материальная обеспеченность.

Полученные данные свидетельствуют о том, что будущие врачи с большой вероятностью

будут воплощать ценности здоровья, любви, познания и заботы о теле во взаимодействии с другими людьми и в процессе профессиональной деятельности. Лично для себя студенты медицинского университета считают приоритетными такую ценность как материальная обеспеченность и она не связана с альтруистическими ценностями. Ценности счастья других

и семьи не являются приоритетными для будущих врачей, ни для себя, ни для окружающих они не ставятся в приоритеты.

Таким образом, будущие педагоги и будущие врачи в большей степени ориентированы на взаимодействие с окружающими и в приоритет ставят ценность здоровья. При этом у студентов педагогического университета преобладают группы ценностей дружеских и семейных межличностных отношений, а у студентов медицинского — группы ценностей познания и профессионального саморазвития.

Также отметим, что большинство приоритетных ценностей в обеих группах коррелируют с направленностью на альтруистическое взаимодействие с окружающими. В целом, выявленная иерархия ценностей и у студентов педагогического, и у студентов медицинского университетов совпадает с предпочитаемой ценностной иерархией профессии сферы «Человек-Человек».

ВЫВОДЫ. Педагогическая проблема формирования профессиональных ценностей в системе высшего образования исследуется в теоретических и эмпирических работах. Однако она остается недостаточно изученной в отношении помогающих профессий — будущих педагогов и медиков. Явно в воспитательной работе вузов присутствует недостаточное внимание к формированию профессиональных ценностей, которые зачастую формируются в процессе освоения профессией непроизвольно. Современная ситуация требует более осмысленного целенаправленного отношения к воспитанию будущих педагогических и медицинских работников.

К профессиональным ценностным ориентирам педагогических работников отнесены: коммуникация, т.к. педагог взаимодействует со всеми субъектами образовательного процесса; любовь к детям как обязательное профессиональное требование к профессии, что должно находить отражение в ценностной системе; дружба, как необходимая составляющая взаимодействия; знания, открытия, интересы, которые педагог призван передавать; гармония как результат профессиональной деятельности.

К профессиональным ценностным ориентирам медицинских работников отнесены: коммуникация, т.к. врач взаимодействует с пациентами; забота о теле, в чем заключается специфика профессии; активная деятельность как результата заботы о здоровье; любовь к людям как специфическая профессиональная ценность; знания, открытия, интересы, т.к. для врачевания требуется владение всеми новыми технологиями.

Отметим, необходимость обладания перечисленными ценностями обусловлена требованиями к профессии.

Анализ результатов исследования по методике М. Рокича продемонстрировал, что студенты-педагоги ставят в приоритет духовные и коммуникативные ценности и склонны реализовывать их в жизни при помощи самоконтроля, ответственности и терпимости. Студенты-медики ставят в приоритет ценности познания, профессиональной самореализации и социального успеха, склонны достигать жизненные цели при помощи аккуратности, рационализма, высоких запросов и требований.

Инструментальные ценности современных студентов согласуются с терминальными, а выявленные ценностные ориентации соответствуют профессиональным требованиям к профессиям в сфере «Человек-Человек».

По результатам методики «Интерактивная направленность личности» (Н.Е. Щуркова в модификации Н.П. Фетискина) выявлено, что у студентов обоих университетов преобладает ориентация на взаимодействие и сотрудничество, наименее проявляется маргинальная ориентация, что соответствует профессиональным требованиям к специальностям в сфере «Человек-Человек». Ориентация на личные интересы также проявляется в значительной мере.

Анализ анкеты «Мои праздники» продемонстрировал преобладание альтруистической направленности в обеих группах. Для будущих педагогов наиболее важны ценности ком-

муникации, любви и дружбы, красоты, что соответствует профессиональным стандартам педагога. Для будущих медиков наиболее важны ценности заботы о теле, славы и активной деятельной жизни, что соответствует профессиональным требованиям к будущей деятельности медиков, так как они будут работать с физическим здоровьем других людей. Значимые различия у таких ценностных направленностей, как слава, коммуникация, любовь и забота о теле.

Полученные результаты можно объяснить спецификой будущей деятельности: коммуникация важнее для педагогов, забота о теле — для врачей. Корреляционный анализ выявил, что большинство приоритетных ценностей и в группе студентов-педагогов, и в группе студентов-медиков связаны с направленностью на альтруистическое взаимодействие с окружающими. В целом, выявленная иерархия ценностей и у студентов педагогического, и у студентов медицинского университетов совпадает с предпочитаемой ценностной иерархий профессии в сфере «Человек-Человек».

Полученные результаты говорят о том, что ценностные ориентации студентов медицинского и педагогического вузов различаются, несмотря на схожесть гуманитарной направленности предстоящей сферы деятельности. Для будущих педагогов важнее группы ценностей межличностных отношений; для студентов-медиков — группа профессиональных ценностей и социальный успех.

Полученные данные позволяют говорить о необходимости дальнейшего исследования профессиональных ценностей будущих педагогов и медиков в университетском образовании, что позволит целостно взглянуть на изменения и современное состояние в структуре ценностей современного высшего образования, того насколько оно позволяет формировать ценностную картину мира у студентов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленная структурно-содержательная характеристика ценностных ориентации современных студентов медицинского и педагогического вузов позволит оптимизировать проектирование воспитательной работы, направленной на формирование профессиональных ценностей, психолого-педагогическое воздействие на развитие мотивации студентов, профессиональное становление, что позволит качественно изменить подготовку педагогов и медиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксютина З.А. Категории социального и квазисоциального воспитания // Вестник Челябинского университета. 2021. № 11(457). С. 54-65.

2. Алдошина М.И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 79-87.

3. Аршинова Е.В., Билан М.А. Динамические аспекты интернализации профессиональных ценностей будущих специалистов деонтологического профиля // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 4(76). С. 106-116.

4. Байбаков Р.А. Ценностные ориентации и профессиональные ценности курсантов морского вуза // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 264-267.

5. Вознюк А.В. Общая теория влияния как методология управления и педагогика жизненных фактов: монография. Книги 1, 2. Житомир: б.и., 2017. 1828 с.

6. Гузеев М.С. Формирование профессиональных ценностей будущих преподавателей высшей школы // Человеческий капитал. 2020. № 7 (139). С. 83-92.

7. Дебор Г. Общество спектакля. Пер. с фр. / Перевод C. Офертаса и М. Якубович. М.: Издательство «Логос», 1999. 224 с.

8. Ильин А.Н. Образование, поверженное реформами. М.: Университетская книга, 2019. 391 с.

9. Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. Профессиональная приверженность педагогов в современной российской школе // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10. № 4. С. 43.

10. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н. Теоретические и практические аспекты формирования профессиональных ценностей будущих офицеров: монография. Тамбов: Издательский дом «Держа-винский», 2020. 160 с.

11. Манченко И.П. Проблема формирования профессиональных ценностей личности будущих специалистов: история и современность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 7(150). С. 69-73.

12. Математическая статистика для психологов. Таблица критических значений t-критерия Стью-дента URL: https://statpsy.ru/t-student/t-test-tablica/ (дата обращения: 16.04.2022).

13. Математическая статистика для психологов. Критические значения коэффициентов корреляции. URL: https://statpsy.ru/correlation/tablica-correlations (дата обращения: 16.04.2022).

14. Мудрик А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография. М.: МПГУ, 2016. 256 с.

15. Остапенко А.А., Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования: монография. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 196 с.

16. Сибаева Г.М., Гумерова Ф.Ф. Особенности профессиональных ценностей будущих социальных педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. С. 245-249.

17. Синюкова Е.Ю. Пути формирования профессиональных ценностей студентов. специфика педагогических условий в образовательных учреждениях творческой направленности // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12(105). С. 152-154.

18. Соловьева Е.В., Никуленкова О.Е. Ценностные ориентации будущих педагогов как детерминанта профессионального самоопределения на этапе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-2. С. 332-335.

19. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 2 (35). С. 4.

20. Шилова Л.С. Трансформация условий профессиональной деятельности врачей в процессе оптимизации здравоохранения. Часть 2 // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 2(26). С. 117-131.

21. Шумовская О.А. Формирование профессиональных ценностей студентов-акушеров // International Journal of Medicine and Psychology 2021. Т. 4. № 4. С. 71-76.

22. Эрдниев А.С. Информационная образовательная среда и формирование профессиональных ценностей: соотношение понятийного аппарата // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2020. № 3. С. 165-169.

REFERENCES

1. Aksyutina Z.A. Kategorii social'nogo i kvazisocial'nogo vospitaniya [Categories of social and quasi-social education] // Vestnik CHelyabinskogo universiteta. 2021. № 11(457). S. 54-65. (In Russian).

2. Aldoshina M.I. Formirovanie professional'nyh cennostej studentov v sovremennom universitetskom obrazovanii [Formation of professional values of students in modern university education] // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2020. № 1. S. 79-87. (In Russian).

3. Arshinova E.V., Bilan M.A. Dinamicheskie aspekty internalizaciiprofessional'nyh cennostej budushchih specialistov deontologicheskogo profilya [Dynamic aspects of internalization of professional values of future deontological specialists] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 4(76). S. 106-116. (In Russian).

4. Baibakov R.A. Cennostnye orientacii i professional'nye cennosti kursantov morskogo vuza [Value orientations and professional values of naval university cadets] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021. № 2 (87). S. 264-267. (In Russian).

5. Voznyuk A.V. Obshchaya teoriya vliyaniya kak metodologiya upravleniya i pedagogika zhiznennyh faktov [General theory of influence as a management methodology and pedagogy of life facts]. Mon-ografiya. Kn. 1, 2. Zhytomyr: B. i., 2017. 1828 s. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Guzeev M.S. Formirovanie professional'nyh cennostej budushchih prepodavatelej vysshej shkoly [Formation of professional values of future teachers of higher school] // CHelovecheskij kapital. 2020. № 7(139). S. 83-92. (In Russian).

7. Debor G. Obshchestvo spektaklya [The Society of the Performance. Trans. from the French] / Perevod C. Ofertas and M. Yakubovich. M.: Logos Publishing House 1999. 224 s. (In Russian).

8. Ilyin A.N. Obrazovanie, poverzhennoe reformami [Education defeated by reforms]. M.: University Book, 2019. 391 s. (In Russian).

9. Kasatkina N.P., Shumkova N.V. Professional'naya priverzhennost'pedagogov v sovremennoj rossijskoj shkole [Professional commitment of teachers in a modern Russian school] // Mir nauki. Sociologiya, filologiya, kul'turologiya. 2019. Vol. 10. № 4. S. 43. (In Russian).

10. Laptev A.A., Sorokoumova S.N. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty formirovaniya professional'nyh cennostej budushchih oficerov [Theoretical and practical aspects of the formation of professional values of future officers]. Monografiya. Tambov: Publishing House «Derzhavinsky», 2020. 160 s. (In Russian).

11. Manchenko I.P. Problema formirovaniya professional'nyh cennostej lichnosti budushchih specialistov: istoriya i sovremennost' [The problem of formation of professional values of the personality of future specialists: history and modernity] // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 7(150). S. 69-73. (In Russian).

12. Matematicheskaya statistika dlya psihologov. Tablica kriticheskih znachenij t-kriteriya St'yudenta [Mathematical statistics for psychologists. Table of critical values of Student's t-test.]. URL: https://statp-sy.ru/t-student/t-test-tablica/ (data obrashcheniya: 16.04.2022). (In Russian).

13. Matematicheskaya statistika dlya psihologov. Kriticheskie znacheniya koefficientov korrelyacii [Mathematical statistics for psychologists. Critical values of correlation coefficients]. URL: https://statpsy.ru/ correlation/tablica-correlations (data obrashcheniya: 16.04.2022). (In Russian).

14. Mudrik A.V. Social'no-pedagogicheskie problemy socializacii [Socio-pedagogical problems of socialization]. Monografiya. M.: MPSU, 2016. 256 s. (In Russian).

15. Ostapenko A.A., Hagurov T.A. CHelovek ischezayushchij. Istoricheskie predposylki i sut' antropolog-icheskogo krizisa sovremennogo obrazovaniya [The disappearing man. Historical background and essence of the anthropological crisis of modern education]. Monografiya. Krasnodar: Kuban State University, 2012. 196 s. (In Russian).

16. Sibaeva G.M., Gumerova F.F. Osobennosti professional'nyh cennostej budushchih social'nyh pedagogov [Features of professional values of future social educators] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 58-4. S. 245-249. (In Russian).

17. Sinyukova E.Yu. Puti formirovaniya professional'nyh cennostej studentov. specifika pedagogicheskih uslovij v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah tvorcheskoj napravlennosti [Ways of formation of professional values of students. specificity of pedagogical conditions in educational institutions of creative orientation] // Global'nyj nauchnyj potencial. 2019. № 12(105). S. 152-154. (In Russian).

18. Solovyeva E.V., Nikulenkova O.E. Cennostnye orientacii budushchih pedagogov kak determinanta professional'nogo samoopredeleniya na etape professional'nogo obrazovaniya [Value orientations of future teachers as a determinant of professional self-determination at the stage of vocational education] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 67-2. S. 332-335. (In Russian).

19. Frolova S.V. Professional'noe vospitanie budushchego uchitelya: diskussiya o konceptual'nyh polozheniyah [Professional education of a future teacher: discussion on conceptual provisions] // Vest-nik Mininskogo universiteta. 2021. Vol. 9. № 2(35). S. 4. (In Russian).

20. Shilova L.S. Transformaciya uslovij professional'noj deyatel'nosti vrachej v processe optimizacii zdra-voohraneniya. CHast' 2 [Transformation of the conditions of professional activity of doctors in the process of optimizing healthcare. Part 2] // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2019. Vol. 7. № 2(26). S. 117-131. (In Russian).

21. Shumovskaya O.A. Formirovanie professional'nyh cennostej studentov-akusherov [Formation of professional values of obstetrician students] // International Journal of Medicine and Psychology 2021. Vol. 4. № 4. S. 71-76. (In Russian).

22. Erdniev A.S. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda i formirovanie professional'nyh cennostej: soot-noshenieponyatijnogo apparata [Informational educational environment and formation of professional values: the relation of the conceptual apparatus] // Mezhdunarodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki v sluzhebnoj deyatel'nosti. 2020. № 3. S. 165-169. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.