Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Екатерина Николаевна, Мясникова Татьяна Сергеевна, Гордеева Людмила Константиновна

Исследование посвящено проблеме изучения личностных ценностей современной молодежи, представленной различными образовательными средами - студенческой и курсантской. Цель исследования состояла в том, чтобы определить специфические особенности ценностных ориентаций студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям в гуманитарных в вузах, и курсантов вуза МВД России, также получающих гуманитарную специальность, выявить их сходства и различия. В исследовании участвовали 137 человек (57 курсантов первого года обучения и 80 студентов-первокурсников). В качестве диагностического инструментария была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации личности». Для математической обработки результатов исследования и построения диаграмм использовалась программа работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2021. Проведенный анализ полученных результатов позволил выявить сходства и различия в ценностных ориентациях студентов и курсантов, зависящих от специфики образовательной среды. В целом ценности курсантов и студентов совпадают - самой важной терминальной ценностью (ценностью-целью) для них являются здоровье, любовь и уверенность в себе. В то же время для курсантов абсолютно значимой ценностью является счастливая семейная жизнь, а для студентов - свобода. Предположительно, такое распределение ценностей у курсантов обусловлено тем, что обучение в ведомственном вузе МВД России предполагает осознанный выбор определенного ограничения личной свободы, поэтому эта ценность (свобода) для курсантов является нейтральной. Абсолютно важными инструментальными ценностями для опрашиваемых из обеих групп являются также традиционные - образованность, воспитанность, честность, умение контролировать себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеева Екатерина Николаевна, Мясникова Татьяна Сергеевна, Гордеева Людмила Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUE ORIENTATIONS OF MODERN YOUTH IN VARIOUS EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

The research is devoted to the problem of studying the personal values of modern youth, represented by various educational environments - student and cadet. The purpose of the study was to determine the specific features of the value orientations of students studying in the humanities in higher education institutions, and cadets of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, also receiving a humanitarian specialty, identifying their similarities and differences. The study involved 137 people (57 first-year cadets and 80 first-year students). The method of M. Rokich "Value orientations of personality" was used as a diagnostic tool. The Microsoft Excel 2021 spreadsheet program was used for mathematical processing of research results and charting. The analysis of the results made it possible to identify similarities and differences in the value orientations of students and cadets, depending on the specifics of the educational environment. In general, the values of cadets and students coincide - the most important terminal value (value-goal) for them is health, love and self-confidence. At the same time, a happy family life is an absolutely significant value for cadets, and freedom is for students. Presumably, such a distribution of values among cadets is due to the fact that studying at a departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia involves a conscious choice of a certain restriction of personal freedom, therefore this value (freedom) for cadets is neutral. Absolutely important instrumental values for respondents from both groups are also traditional - education, good manners, honesty, the ability to control themselves.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ»

Литература:

1. Латухина, М.В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку / М.В. Латухина // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 12-1. - С. 127-129

2. Рындина, Ю.В. Социокультурная компетенция младших школьников: структура и содержание / Ю.В. Рындина // Молодой ученый. - 2015. - № 9.1. - С. 82-85

3. Шилина, Н.В. Проблема формирования иноязычной социокультурной компетенции учащихся: исторический контекст / Н.В. Шилина, Г.И. Аксенова // Казанский вестник молодых ученых. - 2017. - № 2. - С. 144-147

4. Lavrenteva, E. The treatment of culture in the foreign language curriculum: an analysis of national curriculum documents / E. Lavrenteva, L. Orland-Barak // Journal of Curriculum Studies. - 2015. - Vol. 47. - Is. 5. - P. 653-684

5. Leung, C. Language communication and communicative competence: a view from contemporary classrooms / C. Leung, J. Lewkowicz // Language and Education. - 2013. - № 27 (5). - P. 398-414

6. Luk, J. Teachers' ambivalence in integrating culture with EFL teaching in Hong Kong / J. Luk // Culture and Curriculum. -2012. - P. 249-264

7. Neuner, G. The role of sociocultural competence in foreign language teaching and learning / G. Neuner // Language Teaching. - 1996. - P. 234-239

8. Piatkowska, K. From cultural knowledge to intercultural communicative competence: changing perspectives on the role of culture in foreign language teaching / K. Piatkowska // Intercultural Education. - 2015. - № 26 (5). - P. 397-408

9. Sheils, J. The Council of Europe and Language Learning for European Citizenship / J. Sheils // Evaluation & Research in Education. - 2010. - P. 88-103

10. Shin, J. Presentation of local and international culture in current international English-language teaching textbooks / J. Shin, Z.R. Eslami, W.C. Chen // Language, Culture and Curriculum. - 2011. - № 24 (3). - P. 253-268

Педагогика

УДК 37.013.42 + 159.922.8

кандидат педагогических наук Гордеева Екатерина Николаевна

Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Руза);

кандидат филологических наук Мясникова Татьяна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет» (г. Тверь); кандидат филологических наук Гордеева Людмила Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный университет» (г. Тверь)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ В РАЗЛИЧНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

Аннотация. Исследование посвящено проблеме изучения личностных ценностей современной молодежи, представленной различными образовательными средами - студенческой и курсантской. Цель исследования состояла в том, чтобы определить специфические особенности ценностных ориентаций студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям в гуманитарных в вузах, и курсантов вуза МВД России, также получающих гуманитарную специальность, выявить их сходства и различия. В исследовании участвовали 137 человек (57 курсантов первого года обучения и 80 студентов-первокурсников). В качестве диагностического инструментария была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации личности». Для математической обработки результатов исследования и построения диаграмм использовалась программа работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2021. Проведенный анализ полученных результатов позволил выявить сходства и различия в ценностных ориентациях студентов и курсантов, зависящих от специфики образовательной среды. В целом ценности курсантов и студентов совпадают - самой важной терминальной ценностью (ценностью-целью) для них являются здоровье, любовь и уверенность в себе. В то же время для курсантов абсолютно значимой ценностью является счастливая семейная жизнь, а для студентов - свобода. Предположительно, такое распределение ценностей у курсантов обусловлено тем, что обучение в ведомственном вузе МВД России предполагает осознанный выбор определенного ограничения личной свободы, поэтому эта ценность (свобода) для курсантов является нейтральной. Абсолютно важными инструментальными ценностями для опрашиваемых из обеих групп являются также традиционные - образованность, воспитанность, честность, умение контролировать себя.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, студенты, курсанты, образовательная среда.

Annоtation. The research is devoted to the problem of studying the personal values of modern youth, represented by various educational environments - student and cadet. The purpose of the study was to determine the specific features of the value orientations of students studying in the humanities in higher education institutions, and cadets of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, also receiving a humanitarian specialty, identifying their similarities and differences. The study involved 137 people (57 first-year cadets and 80 first-year students). The method of M. Rokich "Value orientations of personality" was used as a diagnostic tool. The Microsoft Excel 2021 spreadsheet program was used for mathematical processing of research results and charting. The analysis of the results made it possible to identify similarities and differences in the value orientations of students and cadets, depending on the specifics of the educational environment. In general, the values of cadets and students coincide - the most important terminal value (value-goal) for them is health, love and self-confidence. At the same time, a happy family life is an absolutely significant value for cadets, and freedom is for students. Presumably, such a distribution of values among cadets is due to the fact that studying at a departmental university of the Ministry of Internal Affairs of Russia involves a conscious choice of a certain restriction of personal freedom, therefore this value (freedom) for cadets is neutral. Absolutely important instrumental values for respondents from both groups are also traditional - education, good manners, honesty, the ability to control themselves.

Key words: values, value orientations, youth, students, cadets, educational environment.

Введение. По справедливому замечанию известного российского психолога Д.А. Леонтьева, чьи научные интересы были сосредоточены в области психологии личности, в т.ч. ее аксиологической сферы, понятие «ценность» не занимает достойного места даже в тех науках, которые непосредственно изучают ценностную проблематику [4, С. 16].

Авторами предпринята попытка исследовать то, как воспринимает современный мир молодежь сегодня, какие мотивы лежат в основе поведения нового поколения. Исследование посвящено анализу ценностных ориентаций современной молодежи, принадлежащей к различным образовательным средам - студенческой и курсантской.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к анализу эмпирических данных, то есть непосредственно к самому исследованию и его результатам, необходимо обозначить важнейшие теоретические основы, которые послужили базой для нашей научной работы. Ключевым для нас являлось рассмотрение категории «ценность» - ее становление и развитие.

В научных исследованиях различных направлений дефиниция «ценность» имеет множество определений, что вполне объяснимо, так как категория «ценность» - важнейшая категория в понятийном аппарате наук о человеке и обществе, бесспорной родоначальницей которых является философия. Вторая половина XIX века - время, когда категория «ценность» становится объектом исследований наук об обществе и человеке. И. Кант, учение которого можно считать основополагающим в области развития аксиологии, в качестве одной из первостепенных задач философии считал изучение, анализ сущности и содержания нравственных ценностей и законов, анализируя, таким образом, понятие «ценность» с точки зрения морали, представлений о сущем и должном. Кант, анализируя аксиологическое содержание поведения человека, предлагает рассматривать долг как мерило ценностного содержания его поступков [3, C. 348-349]. Впоследствии В. Виндельбанд и Г. Риккерт рассматривали дефиницию «ценность» в рамках явлений культуры, Р. Лотце вводит это понятие в этику и эстетику, М. Вебер - в социологию.

К наиболее значимым наукам об обществе и человеке, помимо философии, относят социологию, психологию, педагогику. Представители этих наук также активно исследовали природу ценностей. Идею об основопологающей роли ценностно-смысловых жизненных категорий методически разрабатывал в своих трудах австрийский психолог В. Франкл, выделивший три основных смысловых универсалии-ценности - переживания, отношения и творчества.

Для нашего исследования является важным утверждение отечественного ученого О.Г. Дробницкого, полагавшего, что система человеческих ценностей соответствует уровню развития общества [7, C. 732]. Безусловно, формирование ценностей и историческое развитие общества взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако приоритет отдельных ценностей не ограничен временными промежутками, что доказывает непреходящее значение ценностных представлений о красоте времен античности, идеалов гуманизма европейского Просвещения и т.д. Схожего мнения придерживается и специалист в области аксиологии В.П. Тугаринов, утверждающий что каждая ценность проявляется одновременно как в социуме, так и в личности, и принятие системы социокультурных ценностей отдельной личностью является необходимым условием ее социализации в обществе [6, C. 7]. Учеными выделены различные по типологизации категории ценностей - реальные и идеальные; личные и групповые, общечеловеческие; природные и социальные и т.д. Ценности могут выполнять функцию жизненных целей, стать мотивами жизнедеятельности.

Проблема взаимосвязи поведения личности с ее ценностными ориентациями нашла свое отражение в трудах известных психологов Л.С. Выготского, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, М. Рокича и других. Исследователи делают вывод о том, что социальные ценности, интериоризуясь в психологическую структуру личности в виде личностных ценностей сквозь призму индивидуальной жизнедеятельности, становятся основой мотивационно-потребностной сферы личности и детерминируют ее поведение. Психологи считают, что устремленность человека к достижению определенных ценностей возникает в результате их положительной оценки, которая в свою очередь есть единство оценочного суждения и оценочных отношений. Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценности. Оценка может быть научной, политической, моральной, эстетической. Наиболее известную концепцию о личностных ценностях разработал американский психолог М. Рокич. Она базируется на прогнозе вероятного поведения личности в социуме с опорой на ее ценностные структуры.

Проблему становления ценностей личности рассматривали исследователи в области педагогики (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, В.А. Сластенин и др.), так как именно аксиологическая сфера личности является ее системообразующим элементом в личностной структуре и включает в себя совокупность ценностно-смысловых отношений личности к себе и окружающей действительности, т.е. образовательной среде.

Влияние на личностное развитие образовательной среды в рамках средового подхода (Я. Корчак, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин) рассматривается в современной педагогике как одна из важных проблем. По мнению А.С. Макаренко, образовательная среда обладает возможностью целостного воздействия на личность, обладая системным характером. Исследования в области педагогики рассматривают воспитательный потенциал образовательной среды, представленной в виде ее стимулов и возможностей в развитии личности (В.В. Сериков, Н.В. Ходякова). Образовательная среда, обладая большим воспитательным потенциалом, характеризуется непрерывностью развития и взаимодействия: обучающихся с содержанием преподаваемых дисциплин, обучающихся друг с другом, обучающихся с преподавателями, обучающихся с администрацией вуза, обучающихся с административными правилами вуза и т.д. и представляется учеными как источник, направленный на формирование и развитие ценностно-смыслового ядра личности ученика (Б.М. Бим-Бад, В.А. Сластенин и др.).

С точки зрения исследователей в области педагогики ценностное ядро личности представляет собой не только систему его установок, убеждений, предпочтений, избирательное отношение к различным материальным и духовным ценностям, выраженное в сознании и поведении, но и способ дифференциации человеком объектов по их значимости [5].

В своем исследовании в качестве диагностического инструмента нами использована методика Милтона Рокича «Ценностные ориентации личности». Разработанные им теоретические положения опираются на представлении о ценности как разновидности устойчивого убеждения в том, что личностные ценности представляют собой некую иерархию, когда одна цель является более предпочтительной, чем другая. Приведем ряд положений М. Рокича, сформулированных им относительно понятия «ценность»: количество личностных ценностей ограничено; различные личности ориентированы на одинаковые ценности, но в различной степени выраженности; личностные ценностные ориентации можно представить в виде организованной системы; существует взаимосвязь ценностных ориентаций личности от культуры и степени развития общества; ценности оказывают влияние на подавляющее большинство элементов социальной реальности.

Все ценности М. Рокич делил на две большие группы: терминальные, то есть убеждения личности в том, что это желаемая конечная цель ее индивидуального существования, и к ней необходимо стремиться (например, свобода, здоровье, материальное благополучие и т.д.); и инструментальные, то есть убеждения, что определенный образ действий является с личной и общественной точек зрения наиболее предпочтительным (например, определенный уровень культуры и образования, правдивость и благородство и т.п.) [7]. Таким образом, эти две группы ценностей представляются как ценности-цели и ценности-средства. Согласно методике 18 терминальных ценностей и 18 инструментальных ценностей распределяются по значимости для личности на три категории - абсолютно значимые (занимают с 1 по 6 место в ранжированном списке), нейтральные (с 7 по 12 место) и абсолютно незначимые (с 13 по 18 место). В процессе

исследования опрашиваемым предлагалось проранжировать ценности, представленные в виде двух табличных списков, по степени их значимости.

Исследование проводилось в сентябре - ноябре 2022 года. Всего в исследовании принимало участие 137 человек в возрасте 17-19 лет. В качестве респондентов выступили 57 курсантов Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя первого года обучения по юридическим специальностям различных направлений, связанных с дальнейшим прохождением службы в подразделениях следствия, участковых уполномоченных и уголовного розыска правоохранительных органов (в нашем исследовании мы будем называть их курсанты), 52 студента-первокурсника Тверского Государственного университета, обучающихся по специальностям 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 41.03.04 Политогология, 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) и 28 студентов первого курса Филиала Российского Государственного университета имени А.Н. Косыгина в Твери, обучающихся по специальности 54.03.01 Дизайн и 46.03.01 История (уровень бакалавриата) (в нашем исследовании мы будем называть их студенты).

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить имеющиеся специфические особенности ценностных ориентаций студентов, обучающихся в гуманитарных в вузах, и курсантов вуза МВД, также получающих гуманитарное образование, но находящихся в особенных условиях образовательной среды.

Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении, что ценностные ориентации студентов и курсантов будут иметь (или не иметь) некоторые различия, так как образовательные среды университетов, в которых обучаются студенты и курсанты, различаются между собой.

Образовательная среда курсантов характеризуется строгой регламентацией (нахождение на казарменном положении, обязательность участия во всех проводимых мероприятиях, предусмотренных установленным распорядком дня, строгая дисциплина, ношение форменной одежды, соблюдение субординации и подчинение курсовых офицерам, несение суточных нарядов, участие в различных ведомственных ритуалах и многочисленных воспитательных мероприятиях, обязательная отработка пропущенных занятий, вероятность наложения дисциплинарных взысканий, лишающих курсантов возможности получить увольнение и т.д.). Студенческая образовательная среда характеризуется гораздо большей вариативностью для молодежи - свободой самовыражения через одежду и внешность, свободой посещения занятий без их обязательной отработки и дисциплинарных взысканий, большим количеством свободного внеучебного времени и возможностью выбора времяпровождения по сравнению с курсантами, свободой общения в учебное и внеучебное время.

Для математической обработки результатов исследования использовалась программа работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2021, с помощью которой было рассчитано математическое ожидание для каждой из представленных ценностей. Конечные итоги распределения ценностей в зависимости от значения математического ожидания были проранжированы и размещены в сводные таблицы. Самым значимым ценностям соответствовал ранг с 1 по 6, индифферентным - с 7 по 12, абсолютно незначимым - с 13 по 18.

Анализ результатов диагностирования студентов указывает на то, что наиболее значимыми для них являются такие ценности-цели как здоровье, свобода, уверенность в себе, материальная обеспеченность и ценности любви и дружбы. Среди ценностей-средств у студентов обладают наибольшей значимостью уровень образования, ответственность, честность, умение контролировать себя, культура поведения и самостоятельность. Абсолютно не значимы для студентов счастье окружающих их людей, природные и художественные эстетические ценности, познание и жизненная мудрость, развлечение, социальное признание, обязательность. Отношение к благополучной семейной жизни, увлекательной работе, удовлетворению творческих интересов, рационализму и оптимистичности у этой категории респондентов нейтральное.

Результаты опроса курсантов показали, что для них абсолютно значимыми являются такие ценности-цели как самореализация в благополучной семейной жизни, верность и преданность в романтических отношениях, здоровье, стремление к самосовершенствованию, уверенность в себе и материальная обеспеченность. Из ценностей-средств наиболее предпочтительны уровень образования и воспитания, правдивость, осознание собственных действий, психических процессов и состояний и контроль способности выступать причиной изменений в свой жизни. Абсолютно незначимы для курсантов эстетические ценности красоты искусства и природы, деятельность, связанная с созданием новых материальных и духовных ценностей, счастье близких и посторонних людей, положительная оценка со стороны общества, эмпатия, отзывчивость, сердечность и толерантность к другим, оптимизм. Исходя из полученных данных, курсанты нейтрально относятся к увлекательной работе, свободе и дружбе, а также к независимости и смелости в отстаивании мнения, воле, исполнительности и аккуратности.

Выводы. Таким образом, итоги нашего исследования с помощью методики М. Рокича показали, что в целом ценности курсантов и студентов совпадают - в качестве абсолютно важной терминальной ценности обе категории выбрали здоровье. Также современная молодежь ценит любовь и уверенность в себе. Однако если для курсантов абсолютно значимой ценностью является благополучие в семейной жизни (2 место по значимости), то для студентов на том же месте по значимости находится свобода. Предположительно, такое распределение ценностей у курсантов обусловлено тем, что обучение в ведомственном вузе МВД России предполагает сознательный выбор человека определенного ограничения личной свободы, поэтому эта ценность (свобода) отнесена курсантами к категории нейтральных, что также согласуется с результатами наших предыдущих исследований [1].

Одновременно были выявлены различия в отношении молодежи к развитию - для курсантов саморазвитие является абсолютно значимой ценностью, студенты же показали к этой ценности индифферентное отношение. Можно предположить, что такой результат является итогом целенаправленной воспитательной работы с курсантами как преподавателей, так курсовых офицеров и кураторов, институт которых сильно развит в ведомственных образовательных организациях. Интерес также вызывает отношение студенческой молодежи к творчеству - она относится к ней нейтрально, в то время как для курсантов занятие творческой деятельностью абсолютно незначимо. Данный факт требует дальнейшего изучения.

Абсолютно важными инструментальными ценностями для молодежи -представителей различных образовательных сред являются традиционные - образованность, воспитанность, честность, умение контролировать себя. Однако и здесь были выявлены различия - независимость абсолютно незначима для курсантов, но представляется очень значимой для студентов. Вероятно, такой результат является следствием специфики образовательной курсантской среды и свойственной ей субординации, соподчинении, зависимости курсантов от коллектива, в то время как студенты более независимы друг от друга. Можно также констатировать, что современная молодежь достаточно эгоистична и прагматична - счастье других людей отнесено обеими группами к категории абсолютно незначимых ценностей, в то время как финансовое благополучие оценивается ими как абсолютно значимая ценность.

Дальнейшие перспективы исследования авторам видятся в изучении ценностных ориентаций курсантов старших курсов филиала, а также обучающихся в других ведомственных вузах МВД России, т.к. образовательная среда МОФ МосУ МВД России отличается от остальных ведомственных вузов тем, что местонахождение курсантов на протяжении всего

времени обучения (5 лет) ограничено курсантским общежитием и близлежащей закрытой территорией [2], в то время как в других вузах МВД России пребывание на казарменном положении предусмотрено лишь на 1-2 курсах обучения.

Перспективы дальнейшего исследования также представляют интерес в области изучения особенностей ценностных ориентаций студентов, получающих технические специальности в Тверском государственном университете.

Литература:

1. Гордеева, Е.Н. Особенности ценностных ориентаций суворовцев в условиях цифровой трансформации общества / Е.Н. Гордеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-4. - С. 85-88. - EDN JCDABG.

2. Гордеева, Е.Н. О педагогической поддержке личности сотрудников органов внутренних дел в ситуациях развития их эстетической культуры / Е.Н. Гордеева // Общественная безопасность, законность и правопорядок в Ill тысячелетии. -2020. - № 6-3. - С. 106-112. - EDN TSEYLC.

3. Кант, И. Сочинения: в 6 т.: [пер. с нем.] / Иммануил Кант; [под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана]. Т.4. - Москва: Мысль, 1965. - 544 с.

4. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. -Москва: Смысл, 2019. - 582 с.

5. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Academia, 2005. - 173 с.

6. Тугаринов, В.П. Теория ценностей в марксизме / В.П. Тугаринов. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 124 с.

7. Философский энциклопедический словарь / ред. С.С. Аверинцев и др. 2-е изд. - Москва: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

8. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. - New York: Free Press, 1973. - 438 p.

Педагогика

УДК 37.022

кандидат филологических наук, доцент Грахова Светлана Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Нина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); преподаватель Муллахметова Алсу Дамировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ЦИФРОВЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ТЕОРИИ ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

Аннотация. Современное образование нацелено на поиск оптимальных технологий, помогающих в организации процесса освоения и переработки обучающимися большого потока информации. В пределах школьного образования одна из задач педагога - научить школьников разных возрастов обрабатывать и запоминать теоретический материал с целью его применения в практической деятельности. В статье авторы актуализировали технологию применения графического инструмента mind map как эффективного в процессе работы с большим объемом информации. В постижении теории языка, для удобства анализа и систематизации лингвистического материала, для усвоения разных видов языковых разборов, при выполнении творческих и проектных работ mind map может стать незаменимым помощником для педагога и обучающихся. Цифровые технологии позволяют под новым углом взглянуть на применение ментальных карт в учебной деятельности. В работе представлен обзор цифрового инструментария, с помощью которого можно выстраивать mind map разной сложности и содержательной наполненности. Описаны правила и технология составления ментальных карт.

Ключевые слова: цифровые технологии, графический инструмент, цифровой инструмент, теория языка, методика.

Annotation. Modern education is aimed at finding optimal technologies that help in organizing the process of assimilation and processing by students of a large flow of information. Within school education, one of the tasks of a teacher is to teach schoolchildren of different ages to process and memorize theoretical material in order to apply it in practice. In the article, the authors updated the technology of using the mind map graphical tool as effective in the process of working with a large amount of information. In comprehending the theory of language, for the convenience of analyzing and systematizing linguistic material, for mastering different types of language analysis, when performing creative and design work, the mind map can become an indispensable tool for the teacher and students. Digital technologies allow us to look at the use of mental maps in educational activities from a new angle. The paper presents an overview of digital tools with which you can build a mind map of varying complexity and content. The rules and technology for compiling mental maps are described.

Key words: digital technologies, graphic tool, digital tool, language theory, methodology.

Введение. Современное образование нацелено на поиск оптимальных технологий, помогающих в организации процесса освоения и переработки обучающимися большого потока информации. В пределах школьного образования одна из задач педагога - научить школьников разных возрастов обрабатывать и запоминать теоретический материал с целью его применения в практической деятельности. В предыдущих работах уже затрагивали тему работы с информацией, работы с текстовыми материалами в школе [3, 4]. В данной статье внимание исследователей сосредоточено на технологии применения mind map в изучении теории языка. Кроме того, описывается цифровой инструментарий, помогающий в создании графических наглядностей в постижении языковой теории.

Под «mind map» будем понимать «аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи» [1]. Это графический инструмент, с помощью которого возможно «генерировать идеи, готовиться к презентациям, организовывать и проводить различные мероприятия, конспектировать лекции, запоминать большие объемы информации, планировать рабочий день, ход работы над проектом или свободное время и многое, многое другое» [1]. Данную карту впервые представил Тони Бьюзен в конце 1960-х - 1970-х годов. Он являлся британским психологом, тщательно изучавшим особенности восприятия человеком информации. По его мнению, человеческий мозг обладает невероятными возможностями, воспринимающими графический материал. Поэтому именно информацию, представленную в структурированном виде, человек способен запомнить быстрее и лучше всего [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.