Научная статья на тему 'Этнопсихологические особенности курсантов образовательной организации МВД России'

Этнопсихологические особенности курсантов образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
444
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭТНОС / СОЦИАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES / ETHNICITY / SOCIAL TOLERANCE / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верстов Вадим Викторович, Верстова Марина Викторовна

В статье рассматриваются этнопсихологические особенности курсантов образовательных организаций МВД России. Анализ проведенного исследования показал, что между группами испыту-емых наблюдаются существенные различия: в структуре личностных особенностей, в ценностных ориентациях личности и социально-психологических условиях существования групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Верстов Вадим Викторович, Верстова Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopsychological features of the cadets of educational organization of the Ministry of the Interior of Russia

The article considers ethnopsychological features of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia. The analysis of the research showed that between groups of subjects are significant differences in the structure of personal characteristics, value orientations of personality and social-psychological conditions for the existence of groups.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические особенности курсантов образовательной организации МВД России»

Верстов Вадим Викторович

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России (e-mail: vadimarin@mail.ru)

Верстова Марина Викторовна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры социальной психологии и социологии управления Кубанского государственного университета (e-mail: vadimarin@inbox.ru)

Этнопсихологические особенности курсантов образовательной организации МВД России

В статье рассматриваются этнопсихологические особенности курсантов образовательных организаций МВД России. Анализ проведенного исследования показал, что между группами испытуемых наблюдаются существенные различия: в структуре личностных особенностей, в ценностных ориентациях личности и социально-психологических условиях существования групп.

Ключевые слова: этнопсихологические особенности, этнос, социальная толерантность, образовательная организация.

V.V. Verstov, Master of Law, Assistant Professor of a Chair of Civil Law and Civil Process of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: vadimarin@mail.ru;

M.V. Verstova, Master of Psychology, Assistant Professor of a Chair of Social Psychology and Sociology of Management of the Kuban State University; e-mail: vadimarin@inbox.ru

Ethnopsychological features of the cadets of educational organization of the Ministry of the Interior of Russia

The article considers ethnopsychological features of cadets of educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia. The analysis of the research showed that between groups of subjects are significant differences in the structure of personal characteristics, value orientations of personality and social-psychological conditions for the existence of groups.

Key words: ethnopsychological features, ethnicity, social tolerance, educational organization.

Проблема этнических различий, их влияния на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей давно интересует исследователей. Об этом писали еще Гиппократ, Платон и др.

Первые исследователи этнических различий связывали их с климатическими условиями разных географических сред. Так, Гиппократ писал, что все различия между народами, в том числе по психологии, обусловлены местонахождением страны, климатом и другими природными факторами.

Изучение этнопсихологических особенностей курсантов является актуальным, т.к. позволяет рассмотреть межэтнические отношения и особенности национального характера личности на примере курсантов образовательной организации МВД России. При работе с представителями этнических общностей необходимо учитывать не

только национальные традиции, обычаи, язык, но и свойственные им этнопсихологические особенности.

Учет этнопсихологических особенностей курсантов образовательной организации МВД России является важной предпосылкой для увеличения эффективности деятельности органов внутренних дел. Знание и уважение национальной культуры, традиций, обычаев наций и народов - фактор стабильности и важное условие обеспечения и выполнения полицией правоохранительной функции.

Курсанты образовательных организаций МВД являются носителями общих черт, которые характерны для каждого человека. Курсанты относятся к юношескому возрасту на степени его перехода к зрелости. Для юношеского возраста характерен большой оптимизм, вера в собственные силы, чуткое и доброе отношение к людям,

270

искренность, непосредственность, задушевность, чувство товарищества. Эта особенность позволяет формировать у будущих офицеров самые благородные качества и использовать их силу, энергию для больших дел, каких требует служебная деятельность [1, с. 220].

Социально-психологические особенности курсантов зависят также от характера и содержания учебной и служебной деятельности, жизненного опыта, семейного положения, воспитания, развития, образования и других факторов. Все это находит свое проявление в духовном облике, поведении, запросах и интересах, в повседневной деятельности будущих офицеров полиции.

Характеризуя психологические особенности личности курсантов, можно отметить, что процесс обучения в образовательной системе МВД России имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от общегражданских образовательных организаций. Специфика этого процесса оказывает непосредственное воздействие на развитие и проявление психологических особенностей личности курсанта.

В отечественной и зарубежной психологии имеется достаточное количество работ, посвященных теории этносов (Н. Лебедева, Л.Г Почебут [2, с. 336], Г.У. Солдатова [3, с. 116] и др.). Ряд научных исследований позволяет получить общее представление о психологическом сопровождении курсантов, слушателей и сотрудников органов внутренних дел с учетом их этнопсихологических особенностей (В.В. Ермолаев, Ю.А. Кравцова, А.М. Никифоров и др.). На сегодняшний день этнопсихологические особенности личности в достаточной мере раскрыты в литературе, однако этнопсихологические особенности личности курсантов, обучающихся в ведомственных учебных организациях МВД, например в Краснодарском университете МВД России, исследованы не были.

Для понимания природы этнического фактора необходимо обратиться к следующим понятиям. Этнос - это большая социальная группа, объединенная в целое на основе общих психологических установок, диспозиций и стереотипов поведения. Этнос можно рассматривать как первичный способ организации совместного бытия людей. Социум представляет собой исторически более сложный способ организации совместного бытия, это большая группа, сложившаяся на основе процесса разделения труда, который предполагает специализацию каждого человека, что приводит к формированию личности и развитию индивидуальности [2, с. 336].

В отечественной и зарубежной научной литературе нет точного определения этнопсихологи-

ческих особенностей. Мы под данным понятием подразумеваем явление социально-психологическое, с помощью которого осуществляется взаимодействие между психикой человека и окружающей социальной средой (среда в данном случае этническая).

Этнопсихологические особенности личности находят выражение в специфике восприятия, мышления, мотивации поведения и деятельности, своеобразии эмоциональной и волевой активности, межличностного и межгруппового взаимодействия курсантов, а также влияют на конкретные стороны их жизнедеятельности, в первую очередь на успешность учебной и нормативность служебной деятельности. В трудах Г. Лебона этнопсихологические особенности представлены как сочетание «моральных и интеллектуальных особенностей,совокупность которых выражает душу народа, представляет синтез всего его прошлого, наследство всех его предков и побудительные причины его поведения» [4, с. 26]. Таким образом, можно утверждать, что личность курсанта и его особенности можно рассматривать через призму истории этноса, представителем которого он является.

Для обоснования высказанной точки зрения было проведено исследование, цель которого - изучить этнопсихологические особенности курсантов ведомственной образовательной организации МВД России. Объект исследования -курсанты и слушатели (далее - испытуемые) Краснодарского университета МВД России, представители различных национальностей Северного Кавказа и славянского этноса. Предмет исследования - этнопсихологические особенности курсантов и слушателей. Гипотезой исследования явилось то, что влияние этнопсихологических особенностей может прослеживаться в этнической толерантности, социальной толерантности, толерантности как черте личности, жизненных конструктах, выраженных в общих культурно-ценностных ориентациях в ценностно-мотивационной сфере личности курсантов.

Исследование было проведено на базе Краснодарского университета МВД России. Возраст испытуемых составил от 19 до 22 лет. Испытуемые были разделены на две группы. Первую группу составили представители славянского этноса. Вторую группу составили представители национальностей Северного Кавказа.

В качестве методов и методик исследования нами были использованы: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатовой, направленный на измерение общего уровня толерантности, а также на оценку трех видов толерантности - этнической, социальной и

271

личностной; шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева); тест культурно-ценностных ориентаций (вариант Л.Г. Почебут); «Ценностные ориентации» М. Рокича.

По результатам проведенного исследования были получены следующие данные.

Исследуя этнопсихологические особенности личности курсантов в группе представителей национальностей Северного Кавказа и этнических славян, мы пришли к выводу, что между выборками наблюдаются существенные различия: в структуре личностных особенностей, в ценностных ориентациях личности и социально-психологических условиях существования групп (прибыли из разных регионов Центральной России и Северного Кавказа).

Индексы толерантности испытуемых представителей национальностей Северного Кавказа по всем субшкалам выражены в несколько большей степени по сравнению с испытуемыми славянского этноса. Между выделенными группами нами была установлена значимая степень достоверности различий по показателям «Этническая толерантность» ^=0,012036) и «То -лерантность как черта личности» ^=0,045614) (оценивали по t критерию). Это свидетельствует о том, что индекс этнической толерантности раскрывает отношение человека к представителям других этнических групп и установкам в сфере межкультурного взаимодействия.

В группе испытуемых представителей национальностей Северного Кавказа 46% продемонстрировали высокий уровень этнической толерантности, т.е. почти половина выделенной нами группы положительно воспринимает представителей другого этноса. В группе испытуемых славянского этноса этот показатель составил 10%.

Испытуемые представители национальностей Северного Кавказа показали доброжелательность, вежливость, терпение, высокий уровень сопереживания, при этом почти каждый третий респондент считает нормой думать, что «его» народ лучше, чем другие.

Социальная толерантность в среднем составила 28,81 балла всей выборки испытуемых. В выделенных нами группах испытуемых индекс оказался х=27,25 и х=31,66 для славянского этноса и представителей национальностей Северного Кавказа соответственно. Таким образом, для испытуемых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних ситуациях они могут вести себя толерантно, в других могут проявлять иное поведение.

По показателям субшкалы «толерантность как черта личности» группа представителей

национальностей Северного Кавказа показала средние показатели выше славянской группы. То есть группа испытуемых из Северного Кавказа демонстрируют личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени способны определять отношение человека к окружающему миру.

Также нами был определен индекс толерантности испытуемых, который равен 82,58 всей выборки. В группе представителей национальностей Северного Кавказа он равен 90,66, что демонстрирует у испытуемых высокий индекс толерантности. Таким образом, можно сказать, что указанная группа обладает выраженными чертами толерантной личности.

Это может свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», что связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

В группе славянского этноса средний индекс равен 77,2. Такой результат показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

Согласно результатам исследования по методике Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой в целом испытуемые представители национальностей Северного Кавказа показали более высокий уровень толерантности, чем их сверстники из второй группы. Более выраженным отличием стал уровень этнической и личностной толерантности в группах.

Таким образом, с помощью математических методов было установлено, что показатели, отражающие уровень этнической, личностной, общей и социальной толерантности, у испытуемых представителей национальностей Северного Кавказа оказались несколько выше, чем у испытуемых славянского этноса.

Для определения основных тенденций формирования и становления изучаемой культуры в исследовании был использован тест культурно-ценностных ориентаций. В основе теста заложено представление о трех типах культуры. Так, 58,62% испытуемых представителей национальностей Северного Кавказа из общей выборки предпочитают традиционную культуру, что характеризуется ориентацией людей на прошлое, приверженностью традициям, интересом к истории. В такой культуре не

272

допускается внутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслями осуществляется постоянный строгий надзор со стороны сообщества.

Второй тип - современная культура - испытуемыми двух групп поделен примерно пополам: славянский этнос - 51,2%, представители национальностей Северного Кавказа - 48,8%. Они характеризуются ориентацией на настоящее, на современные им события. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, его правах, призвании,развитии его способностей, самореализации и самоактуализации.

Третий тип - динамически развивающаяся культура - испытуемые разделили между собой неравномерно. Данный показатель доминирует в славянской группе (67,56%). Испытуемые этой группы характеризуются ориентацией на будущее, на достижение быстрых значительных результатов. Процесс принятия решения осуществляется самостоятельно. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию, а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью является предоставление обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основу общественного контроля составляет не мораль, а законность. Внимание людей этой культуры сосредоточено на деле, задании, работе [5, с. 14-15].

Таким образом, различия между группами проявились и по культурно-ценностным ориен-тациям. Традиционному типу культуры больше предпочтения отдают испытуемые - представители национальностей Северного Кавказа - 58,62%, у представителей славянского этноса - 41%; современный тип культуры курсанты поделили пополам: 51,2% - славянская группа и 48,8% -представители национальностей Северного Кавказа; динамически развивающемуся типу культуры предпочтения больше отдает молодежь из славянской группы (67,56%), чем молодежь из числа представителей национальностей Северного Кавказа.

Исследование терминальных и инструментальных ценностей по методике М. Рокича показало сходные результаты в обеих группах. Основные позиции из терминальных ценностей заняли счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, любовь, здоровье и интересная работа, активная деятельная жизнь, жизненная мудрость.

Анализ данных показал, что максимальные различия между выборками наблюдаются в инструментальных ценностях, можно увидеть отрицательную корреляцию между изучаемыми группами. Групповая иерархия инструментальных ценностей (т.е. ценностей-средств) испытуемых представителей национальностей Северного Кавказа характеризуется предпочтительной ориентацией на воспитанность, аккуратность, образованность, ответственность, самоконтроль, при более низкой значимости таких ценностей, как рационализм, эффективность в делах, непримиримость к недостаткам, высокие запросы. Молодежь «кавказского» этноса достоверно отличается большей смелостью в своем мнении, жизнерадостностью, субъективной приверженностью к честности.

Проверка предположения о том, что жизненные ценности различаются в связи с этническими особенностями курсантов, показала, что между терминальными ценностями есть значимая связь (Р=0,810956), а между инструментальными ценностями показана отрицательная корреляция (Р= -0,1063). Поэтому мы можем утверждать о наличии этнопсихологических различий в структуре жизненных ценностей в сравниваемых группах. Анализ данных показал, что максимальные различия между выборками наблюдаются в терминальных ценностях.

Таким образом, полученные результаты исследования свидетельствуют о наличии этнопсихологических особенностей курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Из всего сказанного можно предположить, что практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основании его результатов возможна оптимизация процесса формирования этнопсихологических особенностей молодых людей в возрасте от 19 до 22 лет. Результаты исследования могут найти применение в организации психологической поддержки студенческой молодежи в период адаптации к новой социальной среде (поступление на новое место работы, поступление в вуз и т.д.). Результаты исследования могут быть также использованы психологическими службами в консультативной работе с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России и педагогами, при разработке кор-рекционных программ, ориентированных на поддержку профессионального становления на начальном и финальном этапах обучения.

1. Есаян М.Л. Психологическая профилак- 1. Yesayan M.L. Psychological prevention тика дезадаптивных форм поведения у кур- against non-adaptable forms of behaviour at

273

сантов высших военных заведений: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2006.

2. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология. СПб., 2012.

3. Солдатова И. Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД, нуждающихся в повышенном внимании психологов: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006.

4. Лебон Г. Психология народов и масс. Челябинск, 2010.

5. Шкала экспресс-оценки чувств, связанных с этнической принадлежностью (Н.М. Лебедева) // Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Методы этнической и кросс-культурной психологии. М., 2011.

the cadets of military schools: diss. ... Master of Psychology. Stavropol, 2006.

2. Pochebut L.G. Cross-cultural and ethnic psychology. St. Petersburg, 2012.

3. Soldatova I.F. Psychological support of the cadets of educational institutions of the MIA those in need of increased attention of psychologists: diss. ... Master of Psychology. St. Petersburg, 2006.

4. Lebon G. Psychology of peoples and the masses. Chelyabinsk, 2010.

5. Scale rapid assessment of feelings associated with ethnicity (N.M. Lebedeva) // Tatarko A.N., Lebedeva N.M. Methods of ethnic and cross-cultural psychology. Moscow, 2011.

274

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.