Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яшкова А.Н., Морозова А.В.

. В данной статье рассматриваются вопросы развития ценностной сферы у обучающихся разной занятости в период профессионального обучения. Актуальность изучения ценностной сферы учащихся позволяет уточнить современный ценностный уровень и тенденции развития социальных ориентаций, установок молодого поколения, а также пути сопровождения их профессионального становления. Предметом исследования стали особенности ценностных ориентаций молодежи разной занятости на этапе получения профессионального образования. В ходе изучения указанного предмета использовались теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, диагностические методики, а также математические методы обработки эмпирических данных. В итоге выявлены различия в смысложизненных ориентациях обучающейся и работающей молодежи в период студенчества, что позволяет говорить о доминировании более важных и широких социальных ценностей у работающей молодежи, в то время как у только обучающихся более выраженными стали ценности, направленные на удовлетворение собственных потребностей и достижение личных целей. Полученная информация может быть использована в работе кураторов академических групп, практических психологов для осуществления психологического сопровождения социализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF STUDENT YOUTH DURING THE PERIOD OF OBTAINING PROFESSIONAL EDUCATION

This article examines the problem of value orientations of working and learning youth during the period of vocational training. The relevance of studying the value sphere of students makes it possible to clarify the current value level and development trends of social orientations, attitudes of the younger generation, as well as ways of accompanying their professional development. The subject of the research is the peculiarities of the value orientations of young people of different employment at the stage of obtaining vocational education. In the course of studying this subject, a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, ascertaining an experiment, diagnostic techniques, as well as mathematical methods of processing empirical data were used. As a result, differences were revealed in the life-meaning orientations of learning and working youth, which allows us to speak about the dominance of more important and broader social values among working youth, while only students have more pronounced values aimed at satisfying their own needs and achieving personal goals. The information obtained can be used in the work of curators of academic groups, practical psychologists for the implementation of psychological support for the socialization of youth.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ПЕРИОД ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.9

Ценностные ориентации обучающейся молодежи в период получения профессионального образования

Value orientations of student youth during the period of obtaining professional education

Яшкова А.Н., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева», yashkovaan@mail.ru

Морозова А.В., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, an-sm93sm@mail.ru

Yashkova A., Mordovian State Pedagogical University, yashkovaan@mail.ru Morozova A., Mordovian State Pedagogical University, an-sm93sm@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.025

Материалы подготовлена в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» на тему «Психолого-педагогическое сопровождение первокурсников организаций среднего профессионального образования».

Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, молодежь, обучающиеся, сопровождение.

Keywords: value orientations, life-meaning orientations, youth, students, accompaniment.

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития ценностной сферы у обучающихся разной занятости в период профессионального обучения. Актуальность изучения ценностной сферы учащихся позволяет уточнить современный ценностный уровень и тенденции развития социальных ориентаций, установок молодого поколения, а также пути сопровождения их профессионального становления. Предметом исследования стали особенности ценностных ориентаций молодежи разной занятости на этапе получения профессионального образования. В ходе изучения указанного предмета использовались теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, диагностические методики, а также математические методы обработки эмпирических данных. В итоге выявлены различия в смысложизненных ориентациях обучающейся и работающей молодежи в период студенчества, что позволяет говорить о доминировании более важных и широких социальных ценностей у работающей молодежи, в то время как у только обучающихся более выраженными стали ценности, направленные на удовлетворение собственных потребностей и достижение личных целей. Полученная информация может быть использована в работе кураторов академических групп, практических психологов для осуществления психологического сопровождения социализации молодежи.

Abstract. This article examines the problem of value orientations of working and learning youth during the period of vocational training. The relevance ofstudying the value sphere ofstudents makes it possible to clarify the current value level and development trends ofsocial orientations, attitudes ofthe younger generation, as well as ways ofaccompanying their professional development. The subject of the research is the peculiarities of the value orientations of young people of different employment at the stage of obtaining vocational education. In the course of studying this subject, a theoretical analysis ofpsychological and pedagogical literature, ascertaining an experiment, diagnostic techniques, as well as mathematical methods of processing empirical data were used. As a result, differences were revealed in the life-meaning orientations of learning and working youth, which allows us to speak about the dominance of more important and broader social values among working youth, while only students have more pronounced values aimed at satisfying their own needs and achieving personal goals. The information obtained can be used in the work ofcurators ofacademic groups, practical psychologists for the implementation ofpsychological supportfor the socialization ofyouth.

Введение. В результате современной общественных целей, значимых установок и

социальной динамики происходит трансформация индивидуальных ценностей у обучающейся

молодежи. В юношеском возрасте человек динамично и с полной отдачей подхватывает новые идеи, реагируя и положительно откликаясь на социальные изменения. Это связано с тем, что в период профессионального становления активно развиваются личностные смыслы, создавая почву для взращивания новых векторов развития ценностной сферы. На эту тему рассуждают многие ученые, к примеру, Б.Г. Ананьев [1], Д.А. Леонтьев [2], Т.Н. Сахарова [3], Т.И. Пашукова [4] и др.

Рассмотрим понимание ценностей в психологии. В данной науке трактовки ценностей и ценностных ориентаций сводится к рассмотрению их как идеалов и жизненных смыслов, которые задают общую направленность личности и её самореализации в различных формах активности, в частности в общении и деятельности. Ценности имеют одну из ведущих функций в мотивационной сфере и развитии регуляции личности в системе социальных отношений.

Центральное место ценностные ориентации занимают в гуманистической психологии, где они ложатся в основу потребностно-мотивационной сферы и участвуют в самоактуализации и самостимулировании личности, определяя направленность и качество социального поведения [5;6].

Гуманистические ценности позволяют быть человеку нравственным, духовно

удовлетворенным, активным в системе социальных отношений. Такие ценности как доброта, сострадание, справедливость и другие приходят в сознание и поведение детей и взрослых с опытом межличностных контактов, через примеры близких и референтной группы. На протяжении всей жизни личность приходит к важность и взращиванию человеческих качеств, их выражении в адрес подрастающего поколения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, к природе (живой и не живой).

На этапе студенчества ценностные ориентации определяют свой вектор и становятся вектором самоактуализации в развитии тех или иных качеств личности, которые в различных формах активности и взаимодействия со средой приобретают стойкий характер и определяют поведение в системе межличностных и профессиональных отношений.

Ценностные ориентации являются устойчивым и социальным образованием человека, лежащим в основе направленности личности на определенную цель, которая несет смысложизненное значение и выражается в виде

качеств, моделей и образов поведения. Ценностные ориентации не только устойчивые, но не зависимые психологическое образование. Они формируются с детского возраста под влиянием ближайшего и значимого окружения. К взрослости человек приходит с социальным опытом понимания, оценки, выражения ценностей не только у себя, но и у других людей [7].

Во многих профессиях и социальных ситуациях совместимость людей определяется именно имеющимся ценностным полем и ценностными ориентациями личности. К примеру, это важно в педагогических и медицинских профессиях, среди спасателей и творческих коллективов. Мыслить, чувствовать и действовать на «одной волне» приводит к продуктивности не только деятельности и самореализации в ней.

С точки зрения современных исследователей центральное место в ценностно-смысловой сфере личности отводится именно ценностной ориентации, которая имеет избирательное отношение к социальным ценностям, индивидуальным установкам, опосредованным смыслам личности, что можно обнаружить в поведении любого человека [7;8].

Не мало сделано в психологической науке по изучению разновидностей ценностей, их типологии и группировки по значимым основаниям. Рассмотрим их подробнее.

Самое широкое и популярное разделение ценностей усматривается на терминальные, то есть на ценности-цели, идеалов и смыслов жизни, и на инструментальные, то есть ценности-средства, норм, личностных особенностей (знаний, умений, качеств личности). Они хорошо обоснованы в концепции М. Рокича и представлены в его диагностических методиках. Такая дифференциация ценностей может применяться для исследования индивидуального поля ценностей человека. Их качественная характеристика позволяет точно определить вектор развития человека, его противоречия и проблемы с социумом, а также спрогнозировать процесс и результативность помыслов и действий.

Следующая группировка ценностей делит их на базовые и предметно-ориентированные. Первые ценности включают в себя культурные универсалии и создают социальную базу ценностей. Предметные ценности же соответствуют нормам, целям и идеалам определенной предметной сферы. Сюда относят профессиональные ценности. Они изучаются как предмет исследования в кросскультурных проектах и научной тематики. Как уже говорилось, для профессиональной деятельности важны не только социальные ориентиры каждой личности в

коллективе, но и общепрофессиональные, которые подчеркивают принадлежность этой личности к профессии и облегчают ей вхождение в профессию, саморазвитие и самореализацию в ней.

Друга типология делит ценности с учетом их принадлежности и связанности к конкретной группе потребностей человека. Это могут быть витальные, социальные, смысложизненные и другие группы потребностей. Данный подход к классификации ценностей встречается в исследованиях А. Маслоу. Но надо сказать, что ценности таковыми становятся, если человек принадлежит, живет в той или иной социальной группе, впитывая и принимая эти ценности. Рост потребностей от биологических до социальных у некоторых людей занимает всю жизнь, а у ряда -согласно возрастной динамики, уже в юношеском возрасте виден высокий уровень самоактуализации.

Отметим, что ценностно--смысловая сфера является гибкой и не стабильной в детском возрасте. Там же она получает подкрепление и одобрение в поведении ребенка. По мере взросления ценности становятся устойчивыми образованиями личности, начинают влиять на принятие решения, на обоснование поведения, на самооценку и оценку действий людей, то есть ложатся в основу целеполагания, регуляции и контроля личности в различных социальных отношениях [9;10].

Методология исследования. На этапе профессионального становления человек соотносит, примеряет имеющийся ценностный уровень у себя с ценностями будущей своей профессиональной сферы и личной жизнедеятельности. Это период ещё гибкий для ценностно-смыслового становления, поэтому можно корректировать имеющиеся и заложить, усилить необходимые ценностные ориентации. На данном этапе можно даже видеть уход из образовательной среды обучающихся, так как произошло осознание несовпадения ценностного поля личности с ценностями профессии. Не всем удается справиться с противоречиями внутри своей личности [5].

Как уже говорилось выше, понятия «ценности» и «ценностные ориентации» рассматриваются в структуре потребностно-мотивационной сферы личности и в период студенчества могут её изменять. Особенно преобразовываются мотивы выбора

профессионального пути и профессионального обучения.

Для эмпирического изучения особенностей ценностно-смысловых сферы обучающихся были

отобраны люди студенческого возраста. Оно проводилось в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева. Контингентом исследования выступили 34 обучающихся, где 16 студентов, занятых только обучением в вузе и 18 студентов, сочетающих обучение и работу на постоянной основе.

Задачи исследования были поставлены следующие:

1. Выявить смысложизненные ориентации у обучающихся разной занятости на этапе профессионального обучения.

2. Описать приоритетные ценности у обучающихся, занятых только получением профессионального образования и обучающихся, параллельно работающих по будущей профессии.

В качестве методов исследования выбран констатирующий эксперимент, где применялись диагностические методики на изучение смыложизненных ориентаций, терминальных и инструментальных ценностей, а также методы математической обработки данных - это подсчет процентов и и-критерий Манна-Уитни для нахождения достоверности эмпирических данных.

Первым эмпирическим этапом стало применение методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. По его результатам выявилось, что существуют различия в процентном соотношении между смысложизненными ориентациями работающей и обучающейся молодежи. Так, работающие юноши и девушки больше оценивают себя как сильную и свободную личность, которая имеет право на самостоятельное определение своего жизненного пути в соответствии со своими желаниями и предпочтениями. У них наблюдается высокий локус контроля-Я. Данная шкала получила максимальные баллы у 33,4% респондентов. В то время в выборке только обучающихся молодых людей она выражена лишь у 12,5% испытуемых, но зато 37,5% имеют приоритетный показатель по шкале «цели в жизни».

Общий показатель осмысленности жизни, который складывается из общей суммы баллов, выше у работающей молодежи (72,8%), чем у их сверстников, занятых только обучением (56,7%). Такие данные о работающих обучающихся молодежи говорят о том, что она более целенаправленна в построении своей жизни, ясно видят её приоритеты, осознают и дифференцируют личные мотивы по сравнению с только обучающейся молодежью, которая сосредоточена на ближайших целях и профессиональном обучении.

Следующим этапом было анкетирование на

выявление смысложизненных ориентаций. Анкета включала в себя 7 открытых вопросов и предоставлялась испытуемым для письменного ответа. Обработка анкеты носила качественный характер. По её результатам 100% испытуемых обладает смысложизненной ориентацией - «цели в жизни». Это может говорить о зрелости целеполагания у обучающихся на этапе профессионального обучения, нацеленности на будущее, где четко видят себя и осознают свою временную перспективу, её возможную изменчивость. У студентов в разном сочетании выявлены также такие ценности как «высокие запросы» (8%), «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (16%), «материально-обеспеченная жизнь» (28%), «жизнерадостность» (20%), «развлечения» (24%), «наличие хороших и верных друзей» (44%), «продуктивная жизнь» (52%), «счастливая семейная жизнь (60%) «независимость» (60%), «любовь» (68%). Данный разброс ценностей показывает их индивидуальный набор в личности обучающихся, а значит наличие индивидуального социального опыта.

Дальнейшим этапом исследования было применение диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Её данные показывают, что доминирующими в группе испытуемых, занятых только учебно-профессиональной деятельностью, являются «любовь» (56%), «наличие хороших и верных друзей» (63%), «материально-обеспеченная жизнь» (81%), а работающая часть испытуемых показала свои предпочтения на такие ценности, как «материально-обеспеченная жизнь» (67%),

«счастливая семейная жизнь (72%), «интересная работа» (72%) и «здоровье» (78%). В процентном соотношении снова видны различия.

Статистическая обработка данных методики М. Рокича показала существенные различия практически по всем терминальным ценностям (p<0,01, p<0,05), кроме ценностей «красота природы и искусства» и «творчество». Значимые различия получены и в группе инструментальных ценностей (p<0,01, p<0,05), кроме ценностей «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «независимость», «аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах», «самоконтроль», «широта взглядов», «честность» и «чуткость».

Сравнительный анализ смысложизненных и ценностных ориентаций обучающейся молодежи разной занятости с помощью статистического U-критерий Манна-Уитни, где значимые различия находятся в следующих критических значениях: 76 при p<0,01, 95 при p<0,05. Результаты этого критерия указаны на рисунке 1.

По рисунку 1 видно, что значимые различия между группами испытуемых получены в уровнях выраженности таких ценностей как «процесс жизни» (85,5 при p<0,05), «локус контроля - Я» (82,5 при p<0,05) и «осмысленность жизни» (74 при p<0,01). Ценности по осмысленности жизни и процесс жизни оказались выше выражены у работающих обучающихся, а у только учащих профессионального обучения - ценность, связанная с локусом контроля, что позволяет им быть продуктивно включенным в получении образования.

Рисунок 1. -Результаты математической обработки данных по методике «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева Результаты исследования. Результаты смысложизненными ориентациями работающих и

констатирующего эксперимента дали обучающихся студентов. Первые видят смыслы в

возможность утверждать, что есть различия между жизни - быть сильной и свободной личностью (у

них наблюдается высокий локус контроля-Я), а вторые ценят на данный момент «цели в жизни» и находятся на этапе их поиска.

Статистические различия обнаружились по ряду терминальных и инструментальных ценностей. Среди ценностей-цели обучающийся с постоянной занятостью на первое место выделяет «материально-обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «интересная работа» и «здоровье», а только обучающиеся студенты -«любовь», «наличие хороших и верных друзей» и «материально-обеспеченная жизнь».

Среди ценностей-средств работающие студенты приоритетным ставят «смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов», а только обучающиеся - «рационализм».

Заключение. Значимые различия в ценностях и ценностных ориентациях позволяют уточнить современный ценностный уровень и тенденции развития социальных ориентаций, установок молодого поколения, а также пути сопровождения их профессионального становления. В процессе профессионального обучения становится важным сопровождение обучающихся, то есть оказание им психолого-педагогической поддержки,

нахождение ресурсов личности для

самореализации в учебно-профессиональной деятельности не зависимо от занятости.

Работающим студентам не всегда удается своевременно выполнять учебные задания и быть гибкими при подготовке их в образовательном процессе. Это требует особого контроля со стороны куратора (классного руководителя), руководства по направлению подготовки, высокое распределение внимания самого обучающегося. Все это может быть частью сопровождения таких студентов, особенно на выпускном этапе, когда они уходят на индивидуальный план обучения.

Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о доминировании более важных и широких социальных ценностей у работающих студентов, в то время как у только обучающихся более выраженными являются ценности, направленные на удовлетворение собственных потребностей, достижение личных целей. Также эмпирические результаты могут дать предположение о связи ценностей с практической деятельностью и опытом взаимодействия с различными людьми, которые расширяют спектр применения и подтверждения значимых и приоритетных ценностных ориентаций у конкретного человека.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2015. - 852 с.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2013. - 18 с.

3. Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности / Т.Н. Сахарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2016. - № 10-2. - С. 6671.

4. Пашукова Т.И. Формирование мировоззрения и смысложизненные ориентации в юношеском возрасте / Т.И. Пашукова // Психологические проблемы смысла жизни и акме / Материалы XIV симпозиума. - 2016. -№ 2. - С. 45-53.

5. Мешков Н.И., Яшкова А.Н. Мотивационная сфера обучающихся высшей школы / Н.И. Мешков, А.Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. -

2018. - № 2 (34). - С. 92-98.

6. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Юнити, 2015. - 320 с.

7. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - СПб.: Питер, 2016. - 426 с.

8. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. - 2018. - № 3. - С. 12-16.

9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности / Л.Д. Стороленко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 574 с.

10. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2012. - 608 с.

References:

1. Ananiev B.G. Selected psychological works / B.G. Ananiev. - M.: Nauka, 2015. - 852 p.

2. Leontiev D.A. Life-purpose orientation test (SZHO) / D.A. Leontiev. - M.: Smysl, 2013. - 18 p.

3. Sakharova T.N. Age dynamics of life-meaning orientations of personality / T.N. Sakharova // Bulletin of the Voronezh State Technical University. - 2016. - № 10-2. - S. 66-71.

4. Pashukova T.I. Formation of worldview and life-meaning orientations in youth / T.I. Pashukova //

Psychological problems of the meaning of life and acme: Proceedings of the XIV symposium. - 2016. - № 2. - P. 4553.

5. Meshkov N.I., Yashkova A.N. Motivational sphere of high school students / N.I. Meshkov, A.N. Yashkova // Humanities and education. - 2018. - № 2 (34). - S. 92-98.

6. Zuckerman G.A. Psychology of self-development: a task for adolescents and their teachers / G.A. Zuckerman, B.M. Masters. - M.: Unity, 2015. - 320 p.

7. Feldstein D.I. Psychology of a developing personality / D.I. Feldstein. - St.-Pb.: Peter, 2016. - 426 p.

8. Chudnovsky V.E. Psychological components of the optimal meaning of life / V.E. Chudnovsky // Questions of psychology. - 2018. - № 3. - S. 12-16.

9. Stolyarenko L.D., Samygin S.I. Psychology of personality / L.D. Storolenko, S.I. Samygin. - Rostov n / a: Phoenix, 2017. - 574 p.

10. Mukhina V.S. Age-related psychology. Phenomenology of development / V.S. Mukhina. - M.: Academy, 2012. - 608 p.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Яшкова Аксана Николаевна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой специальной и прикладной психологии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогическийуниверситет имени М.Е. Евсевьева», e-mail: yashkovaan@mail.ru

Морозова Анна Владимировна (г. Саранск, Россия), студентка факультета психологии и дефектологии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», e-mail: an-sm93sm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.