Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций лиц, страдающих алкогольной зависимостью'

Особенности ценностных ориентаций лиц, страдающих алкогольной зависимостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
520
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЦА / СТРАДАЮЩИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ / СТАДИЯ ОБОСТРЕНИЯ / СТАДИЯ РЕМИССИИ / VALUE ORIENTATIONS / PERSONS WITH ALCOHOL DEPENDENCE / EXACERBATION STAGE / REMISSION STAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буянова В. В.

Актуальность темы исследования обусловлена наметившейся тенденцией к росту аддиктивных форм поведения у населения разных возрастных групп, что обусловливает необходимость дальнейшего изучения факторов, прежде всего, субъективных, влияющих не только на возникновение алкогольной зависимости, но и на формирование стойкой ремиссии заболевания. Целью настоящего исследования является сравнительное изучение ценностных ориентаций у лиц, страдающих алкогольной зависимостью на разных стадиях заболевания (обострения и ремиссии). Было установлено, что у лиц, с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии ценностно-смысловая сфера менее деформирована, характеризуется большей стуктурированностью, иерархизированностью, личностно-социальной направленностью, нацеленностью в будущее, что является потенциалом для формирования стойкой ремиссии у пациентов, вторичной профилактики алкогольной зависимости, реабилитации данной категории больных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE VALUE ORIENTATIONS OF PERSONS, ALCOHOL-DEPENDENT PATIENTS

The relevance of the research topic is due to the emerging trend towards the growth of addictive behaviors in the population of different age groups, which necessitates further study of factors, and, above all, subjective, affecting not only the emergence of alcohol dependence, but also the formation of persistent remission of the disease. The aim of this study is a comparative study of value orientations in persons suffering from alcohol dependence at different stages of the disease (exacerbation and remission). It was found that in persons with alcohol dependence in remission, the value-semantic sphere is less deformed, characterized by greater structuration, hierarchization, personal and social orientation, focus on the future, which is the potential for the formation of persistent remission in patients, secondary prevention of alcohol dependence, rehabilitation of this category of patients.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций лиц, страдающих алкогольной зависимостью»

УДК 316.6

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЦ,

СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

В.В. Буянова1

1 Исследование выполнено в рамках Программы внутривузовских грантов ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по мероприятию 1 «Научно- и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса вуза» (тема «Разработка научно-и учебно-методических материалов по дисциплине «Патопсихологическая диагностика» для обеспечения направлений подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование»»)

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена наметившейся тенденцией к росту аддиктивных форм поведения у населения разных возрастных групп, что обусловливает необходимость дальнейшего изучения факторов, прежде всего, субъективных, влияющих не только на возникновение алкогольной зависимости, но и на формирование стойкой ремиссии заболевания. Целью настоящего исследования является сравнительное изучение ценностных ориентаций у лиц, страдающих алкогольной зависимостью на разных стадиях заболевания (обострения и ремиссии). Было установлено, что у лиц, с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии ценностно-смысловая сфера менее деформирована, характеризуется большей стуктурированностью, иерархизированностью, личностно-социальной направленностью, нацеленностью в будущее, что является потенциалом для формирования стойкой ремиссии у пациентов, вторичной профилактики алкогольной зависимости, реабилитации данной категории больных.

Ключевые слова: ценностные ориентации, лица, страдающие алкогольной зависимостью, стадия обострения, стадия ремиссии.

FEATURES OF THE VALUE ORIENTATIONS OF PERSONS,

ALCOHOL-DEPENDENT PATIENTS

V. Buyanova

Abstract. The relevance of the research topic is due to the emerging trend towards the growth of addictive behaviors in the population of different age groups, which necessitates further study of factors, and, above all, subjective, affecting not only the emergence of alcohol dependence, but also the formation of persistent remission of the disease. The aim of this study is a comparative study of value orientations in persons suffering from alcohol dependence at different stages of the disease (exacerbation and remission). It was found that in persons with alcohol dependence in remission, the value-semantic sphere is less deformed, characterized by greater structuration, hierarchization, personal and social orientation, focus on the future, which is the potential for the formation of persistent remission in patients, secondary prevention of alcohol dependence, rehabilitation of this category of patients.

Keywords: value orientations, persons with alcohol dependence, exacerbation stage, remission stage.

Тенденция к росту числа аддиктивных форм поведения определяет необходимость активной разработки проблемы профилактики зависимого поведения, социальной реабилитации лиц с алкогольной зависимостью. Речь идет не только о разработке эффективных мер первичной профилактики возникновения алкогольной зависимости, но и мероприятий вторичной профилактики рецидивов заболевания, а также третичной профилактики алкогольной зависимости в отношении лиц, отказавшихся от употребления спиртного. При этом должна увеличиваться роль социальной и психологической составляющих в реализации профилактических, лечебных, и

реабилитационных мероприятий.

Вектор исследований проблемы алкогольной зависимости смещается в сторону изучения роли личностных особенностей в ее возникновении, течении, формировании ремиссии. Изучаются стратегии межличностного взаимодействия, преодоления жизненных трудностей у лиц с алкогольной зависимостью, их роли в формировании совладающего поведения, стабилизации ремиссии, адаптационных механизмов. В частности М. Аткинсон с соавторами указывают, что уровень притязаний, самооценки и самоактуализации влияют на качественные характеристики жизни больных в период ремиссии [10]. А.А. Налчаджян связывает адаптационный потенциал личности с ее активностью и самореализацией, и считает его

одним из критериев психического здоровья [5]. Исследование А.Н. Грязнова демонстрирует ведущую роль ценностно-смысловой сферы личности в формировании алкогольной зависимости, грубые ее изменения улиц, страдающих алкогольной зависимостью [1]. Следовательно, можно предположить, что личностные особенности человека, его ценностно-смысловые ориентиры являются основанием для выбора стратегии поведения в социальной среде и проблему алкогольной зависимости можно изучать через призму такой социально-психологической категории, как «ценностные ориентации», «смысложизненные ориентации», «социальная идентичность».

В психологической науке нет единого, общепризнанного определения понятия «ценности», «ценностные ориентации». Например, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев указывают, что ценностные ориентации личности лежат в основе жизненной и поведенческой мотивации, выбора стратегии взаимодействия с миром, в первую очередь социальным [6]. М. Рокич говорит, что ценности обусловливают способ поведения личности в условиях социального взаимодействия, а в более широком контексте - цель и смысл жизни индивида. Следовательно, под ценностями, следует понимать устойчивые убеждения личности, определяющие для нее смысложизненные ориентиры. Ш. Шварц с соавторами считают, что под ценностями следует понимать убеждения, которые относятся к конечному желательному состоянию или поведению [7]. По мнению М.С. Яницкого, ценностные ориентации охватывают широкий круг проявлений активности человека, являются регулятором поведения в различных социальных ситуациях, обладают высокой стойкостью [8]. Таким образом, речь идет о жизненных ориентирах человека, имеющих для него значимый личностный смысл.

Следует отметить, что ценностные ориентации личности формируются

прижизненно, начиная с детского возраста. Сензитивным в этом отношении являются подростковый и юношеский возраст. В частности, исследования М.И. Каргина, А.Н. Яшковой показывают, что в подростковом возрасте активно формируются мировоззрение, система ценностного отношения к миру и самому себе, при этом особенно важными являются ценностно-смысловые аспекты взаимодействия с другим - взрослым, сверстником [2;9]. В юношеском возрасте развивается самосознание, которое в дальнейшем начинает играть существенную роль в процессе выработки

собственной позиции в системе взаимодействия с миром, самоопределения. При этом, как указывают М.И. Каргин, М.А. Кечина, поиск смысла собственного существования,

иерархизация смысло-жизненных ориентиров и ценностей происходит особенно активно и к концу этого возрастного периода составляют довольно прочную и структурированную систему, являющуюся важнейшим

мотивационным фактором и регламентирующей способы поведения и стратегии взаимодействия человека с миром [3;4].

Настоящее исследование посвящено изучению личностных особенностей у лиц с алкогольной зависимостью. Оно проводилось на базе ГБУЗ РМ «Республиканский наркологической диспансер» г. Саранска. В нем приняли участие 60 пациентов: 30 - страдающих алкогольной зависимостью и 30 - находящихся в стадии ремиссии. Для решения данной задачи был использован следующий инструментарий: 1) методика С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности»; 2) методика Ш. Шварца для изучения ценностных ориентаций; 3) методика Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций»; 4) методы математической статистики: коэффициент корреляции Пирсона, 1>критерий Стьюдента.

Анализ результатов исследования начнем с описания структуры ценностных ориентаций у лиц с алкогольной зависимостью на разных фазах течения заболевания, полученных с использованием методики С.С. Бубновой. Исследование показало, что для лиц с алкогольной зависимостью в фазе обострения субъективная значимость ценностей приятного времяпровождения, общения статистически значимо выше, чем у лиц с алкогольной зависимостью в фазе ремиссии. В свою очередь, для респондентов с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии в качестве субъективно значимых выступают ценности здоровья, высокого материального благосостояния, высокого социального статуса, любви, признания и уважения другими людьми (р<0,05-0,01). При этом обращает на себя внимание, что такие ценности как «Помощь и милосердие к другим людям», «Познание нового в мире, природе, человеке», «Признание и уважение людей и влияние на окружающих», «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» оказались вне зоны значимости для респондентов обеих групп. Таким образом, для лиц с алкогольной зависимостью вне зависимости от фазы течения заболевания

общественно значимые ценности не являются субъективно значимыми.

Далее перейдем к описанию результатов изучения ценностных ориентаций у лиц с алкогольной зависимостью, полученных с использованием методики Ш. Шварца. Для респондентов с алкогольной зависимостью в стадии обострения из числа нормативных ценностей наиболее значимыми оказались ценности удовольствия, свободы, материальных благ и социальной силы, тогда как для лиц с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии -ценности безопасности, доброты и самостоятельности (значимость различий на уровне р<0,01). А среди ценностей-руководств к действию (так называемых инструментальных) для первой группы значимыми оказались ценности наслаждения жизнью, потворства собственным желаниям, реализации собственных намерений и личных приоритетов, тогда как для второй группы - ценности самостоятельности, целеустремленности, доброты, щедрости (р<0,01). Таким образом, у лиц с алкогольной зависимостью в стадии обострения превалируют гедонистические ценности, тогда как у лиц с алкогольной зависимостью, находящихся в стадии ремиссии, они выражены в меньшей степени, и намечается тенденция к принятию ценностей гуманистических, общественно-значимых.

Теперь обратимся к результатам сопоставления смысложизненных ориентаций у лиц с алкогольной зависимостью на разных фазах заболевания. Выявлены статистические различия между группами респондентов по численным значениям шкал «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь» и общего показателя «ОЖ» (р<0,05-0,01). Различия между группами по шкале «Результативность жизни» не достигают уровня статистической значимости.

Анализ соотношения выраженности показателей субшкал в общей структуре смысложизненных ориентаций у респондентов с алкогольной зависимостью в стадии обострения указывает на преобладание гедонистической составляющей, стремление жить сегодняшним днем, отсутствие целеустремленности, удовлетворенности жизнью, способности управлять жизненными процессами,

реализовывать принимаемые решения. Тогда как смысложизненные ориентации респондентов с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии характеризуются отсутствием

удовлетворенностью прошлой жизнью, направленностью на отдаленную временную перспективу, в будущее, относительной удовлетворенностью процессом жизни, большей способностью самостоятельно принимать решения и реализовать жизненные планы.

Далее обратимся к результатам анализа корреляционных связей между показателями ценностных ориентаций всех трех методик. Выявлено, что у лиц с алкогольной зависимостью в стадии обострения корреляционных связей высокого уровня существенно больше, чем у лиц с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии, при этом все группы ценностей тесно связаны друг с другом. У респондентов с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии прослеживаются тесные корреляционные связи между показателями ценностей одной группы (р<0,01), менее тесные корреляционные связи выявлены между разными группами ценностей (определенная их часть не достигает уровня статистической значимости, другая - на уровне статистической значимости р<00,5). Это может указывать на то, что у лиц с алкогольной зависимостью в стадии обострения ценности менее дифференцированы и структурированы, чем у лиц с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии.

Обобщая результаты исследования, можно говорить, что у лиц с алкогольной зависимостью в стадии обострения, ценности мало структурированы и дифференцированы, имеют узко личную гедонистическую направленность, недалекую временную перспективу, тогда как у лиц с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии они характеризуются большей стуктурированностью и иерархизированностью, личностно-социальной направленностью,

нацеленностью в будущее. При этом для респондентов обеих групп в качестве значимых выступают эго-ориентированные ценности, а общественно-значимые ценности находятся вне зоны значимости.

Таким образом, результаты исследования убедительно показывают, что существуют различия в ценностных ориентациях у лиц с алкогольной зависимостью в стадии обострения и в стадии ремиссии. У лиц с алкогольной зависимостью в стадии ремиссии ценностно-смысловая сфера менее деформирована, и эти позитивные тенденции можно и нужно использовать в процессе вторичной профилактики алкогольной зависимости и реабилитации данной категории больных.

Литература:

1. Грязнов А.Н. Социально-психологическое исследование ценностей алкоголиков: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Грязнов Алексей Николаевич; Казанский государственный технологический университет, Казанский государственный медицинский университет. - Казань, 2002. - 22 с.

2. Каргин М.И. Особенности ценностных ориентаций и мотивации учения у учащихся старших классов общеобразовательных школ / М.И. Каргин, А.С. Альканова / Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 9. - С. 99.

3. Каргин М.И. Сравнительное изучение ценностных ориентаций у студентов старших и младших курсов / М.И. Каргин, Е.И. Разумова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2014. - № 1. - С. 93-97.

4. Кечина М.А. Изучение ценностных ориентаций студентов-первокурсников как основы развития психологической безопасности / М.А. Кечина // Актуальные вопросы науки. - 2014. - № 14. - С. 5060.

5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

6. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Школа-пресс, 1995. - 383 с.

7. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий / Ш. Шварц // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - Т. 5. - № 2. - С. 37-67.

8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

9. Яшкова А.Н. Ценностные ориентации личности мальчиков и девочек подросткового возраста: сборник материалов тематической секции Всероссийской научно-практической конференции / А.Н. Яшкова // Гендерные трансформации в ментальности и социализации учащейся молодежи; под науч. ред. О.И. Ключко, А.А. Чекалиной. - М.: МГПУ, 2018. - С. 97-103.

10. Atkinson M. Characterizing quality of life among patients with chronic mental illness: a critical examination of the self-report methodology / M. Atkinson, S. Zibin, H. Chuand // Am J Psychiatry. - 1997. - Vol.154. - №1. - PP. 99-105.

Сведения об авторе:

Буянова Валентина Васильевна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной и прикладной психологии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», e-mail: [email protected]

Data about the author:

V. Buyanova (Saransk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor, Department of special and applied psychology, Mordovian State Pedagogical Institute, e-mail: [email protected]

19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.