Научная статья на тему 'Ценностные ориентации молодежи как основа духовной безопасности России'

Ценностные ориентации молодежи как основа духовной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
55
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации молодежи как основа духовной безопасности России»

Ценностные ориентации современной молодежи

117

6. Никитина Г.И Условия организации учебно -познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка: культурологический подход // Вестник РУДН. Сер. Философия. - 2003. - № 2. -С. 193-198.

7. Сериков Г.Н., Сериков С.Г Качество образования как ценность // Вестник Южно-уральского государственного университета. - 2008. - № 29. -С. 14-33.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© Шнуренко Т.И.*

Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Старый Оскол

Статья посвящена важности формирования ценностных ориентаций молодежи в условиях напряженной геополитической обстановки в мире. Отмечается необходимость реализации опережающего образования с целью формирования системы духовной безопасности России.

Ключевые слова духовная безопасность, ценностные ориентации, деструкции и деформации национальных ценностей, интериоризация, механизм межпоколенной преемственности историко-культурных ценностей.

В условиях сложившейся геополитической и геокультурной обстановки в мире, особенно объявление России главной угрозой мировому сообществу, требуют переосмысления стратегии национальной безопасности.

Безопасность определяется как совокупность факторов обеспечивающих защищенность всех структур жизнеспособности народа. Ядром теории безопасности является духовная безопасность.

В настоящее время в политические процессы включены более тонкие политтехнологии «размировоззренивания» и «разкультивирования». Процесс «разкультивирования» предполагает негативный процесс обратного преобразования нации в толпу через деформацию ценностей. Лебон Г. в своей работе «Психология народов и масс» отмечал, что приобретение прочно слаженной коллективной души представляет собой для народа апогей его величия, а разложение этой души - час его падения [2].

Доцент кафедры Менеджмента, кандидат психологических наук.

118

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ в декабре 2012 года отметил, что в настоящий момент российское общество испытывает дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи [3].

Духовными скрепами народа являются ценности народа - актуальные фундаментальные нормы в структуре народной культуры, определенного образа жизни человека, семьи, народа, которые содействуют ему в осуществлении выбора своего поведения, мотивации, значительных поступков в жизненно важных обстоятельствах.

В России в конце XX - начале XXI века произошли глобальные изменения, сопровождающиеся ломкой прежних политических, экономических и социальных процессов. В связи с социально-экономическими трансформациями, изменениям подверглись и различные социально-психологические феномены, в том числе социальные нормы, ценности и ценностные ориентации. Наряду с прежде доминантными ценностями появились, сформировались и внедрились новые ценностные ориентации, соответствующие новой социальной действительности.

Социальные изменения, вызвавшие качественные сдвиги в структуре ценностных ориентаций россиян не обошли и молодежь, которая по наблюдению Н.М. Лебедевой, М.Ю. Мартыновой, Е.С. Данилко составляет специфический субъект социальной и этнопсихологической деятельности не только в силу возрастных особенностей, повышенной эмоциональности и легковерности, которую успешно используют различные национальные и политические лидеры, но и в силу постоянно изменяющихся условий социализации.

Ценностное поле молодежи находится в стадии активной динамики, оно открыто для внешнего воздействия и демонстрирует дефицит и потребность в таком воздействии. При отсутствии целенаправленного воздействия этот дефицит будет компенсироваться влиянием стихийных факторов, политических, идеологических, экстремистских организаций [1].

Исследование ценностных ориентаций, жизненных ориентиров молодежи представляется весьма актуальным, так как это завтрашний авангард страны, и от того какие ценностные ориентации будут сформированы у молодежи, во многом зависит перспектива развития России и ее геополитическая безопасность. Важнейшей задачей в современных условиях является реализация опережающего образования, которое позволит предотвратить деструкции и деформации национальных ценностей.

Процесс интериоризации системы национальных ценностей представлен механизмом межпоколенной преемственности историко-культурных

Ценностные ориентации современной молодежи

119

ценностей. Можно выделить следующие особенности механизма преемственности национальных ценностей:

- формирование системы ценностей не возможно вне общества;

- каждое новое поколение осваивает мир с опорой на опыт прошлых поколений, зафиксированных культурой;

- ценностная система личности формируется в процессе социализации путем интериоризации - присвоения культурных идеалов, которые являются продуктами культуры, характерными для данного общества;

- важным механизмом передачи устойчивых элементов от поколения к поколению выступает традиция;

- механизм культурно-исторической преемственности осуществляется через базовые ценности, которые преемник узнает, усваивает и развивает в процессе своей жизни;

- преемственность ценностных ориентаций носит как осознанный, так и неосознанный характер и имеет сложную структуру, которая характеризуется непрерывностью, последовательностью, поступательностью, относительным постоянством, отклонением от однозначной трансляции, творчеством и инновациями;

- индивид избирательно впитывает из общественного сознания знания, нормы, ценностные представления часть из которых отвергается и на основании творчески осмысленного молодое поколение создает новые ценности.

При этом следует отметить, что социально-экономические условия формируют социальные потребности личности, интересы, установки, ценностные ориентации.

Процесс интериоризации является социальной системой, которая относится к классу управляемых систем. По этой причине процесс усвоения ценностей не может функционировать и развиваться без субъекта управления, его контрольных функций, учета и оценки воспитательной деятельности. Данный факт подтверждает возможность целенаправленного опережающего воздействия на ценностное поле молодежи через содержательную и структурную организацию учебной деятельности с целью формирования системы духовной безопасности. Это возможно при активном использовании воспитательного потенциала в процессе обучения. Основой процесса гуманизации образования является наполнение его духовным содержанием, которое имеет общечеловеческую основу.

Список литературы:

1. Беляев Г.Ю. Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности и глобальный вызов гуманистическим

120

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

образовательным системам / Г.Ю. Беляев // Пространство и Время. - 2015. -№ 1-2. - С. 43-52.

2. Лебон Г. Психология народов и масс/ Г. Лебон. - М.: Академический проспект, 2011. - 238 с.

3. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2012. - 13 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.