Ценностные ориентации современной молодежи
117
6. Никитина Г.И Условия организации учебно -познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка: культурологический подход // Вестник РУДН. Сер. Философия. - 2003. - № 2. -С. 193-198.
7. Сериков Г.Н., Сериков С.Г Качество образования как ценность // Вестник Южно-уральского государственного университета. - 2008. - № 29. -С. 14-33.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
© Шнуренко Т.И.*
Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Старый Оскол
Статья посвящена важности формирования ценностных ориентаций молодежи в условиях напряженной геополитической обстановки в мире. Отмечается необходимость реализации опережающего образования с целью формирования системы духовной безопасности России.
Ключевые слова духовная безопасность, ценностные ориентации, деструкции и деформации национальных ценностей, интериоризация, механизм межпоколенной преемственности историко-культурных ценностей.
В условиях сложившейся геополитической и геокультурной обстановки в мире, особенно объявление России главной угрозой мировому сообществу, требуют переосмысления стратегии национальной безопасности.
Безопасность определяется как совокупность факторов обеспечивающих защищенность всех структур жизнеспособности народа. Ядром теории безопасности является духовная безопасность.
В настоящее время в политические процессы включены более тонкие политтехнологии «размировоззренивания» и «разкультивирования». Процесс «разкультивирования» предполагает негативный процесс обратного преобразования нации в толпу через деформацию ценностей. Лебон Г. в своей работе «Психология народов и масс» отмечал, что приобретение прочно слаженной коллективной души представляет собой для народа апогей его величия, а разложение этой души - час его падения [2].
Доцент кафедры Менеджмента, кандидат психологических наук.
118
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ в декабре 2012 года отметил, что в настоящий момент российское общество испытывает дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи [3].
Духовными скрепами народа являются ценности народа - актуальные фундаментальные нормы в структуре народной культуры, определенного образа жизни человека, семьи, народа, которые содействуют ему в осуществлении выбора своего поведения, мотивации, значительных поступков в жизненно важных обстоятельствах.
В России в конце XX - начале XXI века произошли глобальные изменения, сопровождающиеся ломкой прежних политических, экономических и социальных процессов. В связи с социально-экономическими трансформациями, изменениям подверглись и различные социально-психологические феномены, в том числе социальные нормы, ценности и ценностные ориентации. Наряду с прежде доминантными ценностями появились, сформировались и внедрились новые ценностные ориентации, соответствующие новой социальной действительности.
Социальные изменения, вызвавшие качественные сдвиги в структуре ценностных ориентаций россиян не обошли и молодежь, которая по наблюдению Н.М. Лебедевой, М.Ю. Мартыновой, Е.С. Данилко составляет специфический субъект социальной и этнопсихологической деятельности не только в силу возрастных особенностей, повышенной эмоциональности и легковерности, которую успешно используют различные национальные и политические лидеры, но и в силу постоянно изменяющихся условий социализации.
Ценностное поле молодежи находится в стадии активной динамики, оно открыто для внешнего воздействия и демонстрирует дефицит и потребность в таком воздействии. При отсутствии целенаправленного воздействия этот дефицит будет компенсироваться влиянием стихийных факторов, политических, идеологических, экстремистских организаций [1].
Исследование ценностных ориентаций, жизненных ориентиров молодежи представляется весьма актуальным, так как это завтрашний авангард страны, и от того какие ценностные ориентации будут сформированы у молодежи, во многом зависит перспектива развития России и ее геополитическая безопасность. Важнейшей задачей в современных условиях является реализация опережающего образования, которое позволит предотвратить деструкции и деформации национальных ценностей.
Процесс интериоризации системы национальных ценностей представлен механизмом межпоколенной преемственности историко-культурных
Ценностные ориентации современной молодежи
119
ценностей. Можно выделить следующие особенности механизма преемственности национальных ценностей:
- формирование системы ценностей не возможно вне общества;
- каждое новое поколение осваивает мир с опорой на опыт прошлых поколений, зафиксированных культурой;
- ценностная система личности формируется в процессе социализации путем интериоризации - присвоения культурных идеалов, которые являются продуктами культуры, характерными для данного общества;
- важным механизмом передачи устойчивых элементов от поколения к поколению выступает традиция;
- механизм культурно-исторической преемственности осуществляется через базовые ценности, которые преемник узнает, усваивает и развивает в процессе своей жизни;
- преемственность ценностных ориентаций носит как осознанный, так и неосознанный характер и имеет сложную структуру, которая характеризуется непрерывностью, последовательностью, поступательностью, относительным постоянством, отклонением от однозначной трансляции, творчеством и инновациями;
- индивид избирательно впитывает из общественного сознания знания, нормы, ценностные представления часть из которых отвергается и на основании творчески осмысленного молодое поколение создает новые ценности.
При этом следует отметить, что социально-экономические условия формируют социальные потребности личности, интересы, установки, ценностные ориентации.
Процесс интериоризации является социальной системой, которая относится к классу управляемых систем. По этой причине процесс усвоения ценностей не может функционировать и развиваться без субъекта управления, его контрольных функций, учета и оценки воспитательной деятельности. Данный факт подтверждает возможность целенаправленного опережающего воздействия на ценностное поле молодежи через содержательную и структурную организацию учебной деятельности с целью формирования системы духовной безопасности. Это возможно при активном использовании воспитательного потенциала в процессе обучения. Основой процесса гуманизации образования является наполнение его духовным содержанием, которое имеет общечеловеческую основу.
Список литературы:
1. Беляев Г.Ю. Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности и глобальный вызов гуманистическим
120
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
образовательным системам / Г.Ю. Беляев // Пространство и Время. - 2015. -№ 1-2. - С. 43-52.
2. Лебон Г. Психология народов и масс/ Г. Лебон. - М.: Академический проспект, 2011. - 238 с.
3. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. - 2012. - 13 декабря.