Научная статья на тему 'Ценностные ориентации личности учащейся молодежи по ту и эту сторону колючки в постперестроечный период'

Ценностные ориентации личности учащейся молодежи по ту и эту сторону колючки в постперестроечный период Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
360
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ОБРАЗОВАНИЕ / FORMATION / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / TEENAGE CRIMINALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Васильченко Ольга Викторовна, Федорова Евгения Андреевна

В работе рассматривается система ценностей учащейся молодежи, находящихся на свободе и местах лишения свободы. Отражено влияние протекающих социально-политических и экономических процессов в современном российском обществе на изменение ценностных ориентаций молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable Orientations of the Person of a Studying Youth on that and this Side of a Barbed Wire During the Postreorganization Period

In work the system of values of the studying youth which is at large and places of imprisonment is considered. Influence of proceeding sociopolitical and economic processes in a modern Russian society on change of valuable orientations of youth is reflected.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации личности учащейся молодежи по ту и эту сторону колючки в постперестроечный период»

ББК (С) 60.54

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ "ПО ТУ И ЭТУ СТОРОНУ КОЛЮЧКИ" В ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД

О.В. Васильченко, Е.А. Федорова

В современном российском обществе не так давно завершился процесс значительных социально-экономических и политических изменений, создания качественно новых экономических условий жизнедеятельности, формирования принципиально новых социальных отношений, ориентированных на рынок. Молодежь, как специфическая социальная группа, обладая способностью быстро, полно и радикально воспринимать все новые ценности, диктуемые новыми условиями бытия, стала своеобразным индикатором произошедших перемен и определителем потенциала развития общества. Имея представление о ценностях современной молодежи, можно предполагать с определенной долей уверенности, каким будет общество через пару десятков лет.

Ценность социальная чаще всего квалифицируется как социально значимый элемент социальной системы, указывающий на общечеловеческую, культурную, личностную важность того или иного объекта либо явления. Ценность также - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают

Удивительно устроен человек — он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.

Цицерон

ценности по разным критериям, но важно подчеркнуть, что все они находятся в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность личности каждого человека.

Понятие "ценность" отражает, прежде всего, измерение культуры, которое помогает человеку совместить все духовное многообразие прошлой культуры в своем разуме, чувствах и воле. В связи с этим известный специалист в данной области Н.И. Лапин считает, что понятие ценности представляет собой квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов, социальных общностей [1], выполняющих роль фундаментальных норм в обществе. В представлении С.Л. Франка ценность рассматривается как "идея, которая определяет человеческое поведение в качестве идеала и должного, осуществляемого в общении" [2]. В данном случае ценности - это осознанное, характерное для человека и для группы людей представление о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных средств и способов действия.

Таким образом, ценности играют важную роль в жизни человека, а именно: 1) они могут стимулировать сложившиеся мотивы поведения и укрепить социальную или антисоциальную линию поведения; 2) могут тормозить антисоциальные потребности и блокировать образование антиобщественного мотива поведения; 3) могут стать и самостоятельным мотивом поведения, например, по идеологическим, политическим, нравственным

Васильченко Ольга Викторовна - кандидат социологических наук, декан юридического факультета Московского гуманитарно-экономического института Северный филиал г. Коряжмы; 165300, Архангельская область, г. Коряжма, ул. Космонавтов, 8, e-mail: [email protected], т. 8(81850)31010;

Федорова Евгения Андреевна - аспирант кафедры философии Новочеркасской государственной мелиоративной академии, 346430, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская, 111, e-mail: [email protected], т. 8(86352)23986.

Vasilchenko Olga - candidate of sociology, dean of the law department of the Moscow Humanitarian Economical Institute northerly subsidiary in the Koriazhma, 165300, 9navtov Street, Koriazhma, Archangelsk region, e-mail: [email protected], ph. +7(81850)31010;

Fedorova Evgenia - post-graduate student of the philosophy department of the Novocherkassk State Land Reclamation Academy, 111 Pushcinskaya Street, Novocherkassk, 346430, e-mail: [email protected], ph. +7(86352)23986;

причинам [3]. Кроме того, ценности выполняют две важнейшие функции - регулятивную и смыслообразующую.

Ценности общества являются одним из важнейших источников формирования ценностных ориентаций личности. Система ценностных ориентаций личности формируется в конкретных социально-исторических условиях, отражая актуальные ценности определенного общества. По мнению Б.П. Вышеславцева [4], система ценностей обусловливает поведение человека, существует независимо от него.

Ценностные ориентации - это широкая система ценностных отношений личности, поэтому они выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей. Сформированная система устойчивых ценностных ориентаций личности служит показателем того, чего можно ждать от индивида. О духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей он направляет свои усилия.

В результате произошедших в последние десятилетия коренных общественных изменений началось духовное обнищание народа. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - показатели кризиса духовной культуры в современной России. Скорейших реформ требует и система образования как важнейшего института, участвующего в формировании ценностных ориентаций личности молодого человека. Однако на пути реформаторства важно помнить о том, что культура развивается на основе новаторства, но при обязательном сохранении предшествующего развития. В эпоху обесценивания культурных ценностей, народных традиций и смены идеологических устоев общества неизбежно возникает проблема ценностей в ее самом широком значении.

Система образования как социальный институт чутко реагирует на изменения в социуме. Основной целью образования с 1990 г. становится воспитание самостоятельности, умение работать с информацией. Воспитание подобных духовных ценностей невозможно без высокой духовной культуры личности. Однако, как отмечает Т.С. Ремизова [5], именно духовная культура является самым большим дефицитом в современном обществе.

Преобразования в обществе крайне обострили проблему духовного обнищания значительной части молодежи. Проявилось несоответствие между уровнями образованности

и воспитанности. Интеллектуальная культура оказалась гораздо выше культуры поведения, культуры чувств, эстетической культуры. Крайняя беззаботность сочетается с эгоцентризмом, максимализмом требований и оценок. «Наши воспитанники легко попадают в круговорот потребительских страстей, когда вещь превращает человека в раба, свой придаток и когда в конечном итоге происходит то, что известный писатель с убийственной точностью назвал "расчеловечиванием" человека» [6]. Т.С. Ремизова под духовностью признает осознание человеком потребности деятельного добра, необходимости быть милосердным и отзывчивым к чужим бедам. Основанием для духовности, по тому же автору, выступает совесть.

С позиции Ф.И. Перегудова [7, с. 2], "постперестроечному" студенту нужны знания истории мира и своего народа, литературы, искусства, экономики, права, социологии, психологии, языков, экологии. Отставание студентов в гуманитарной сфере приводит, прежде всего, к падению культуры, интеллигентности, прерыванию культурных связей между поколениями.

Как отмечает указанный автор, среди студентов наблюдается тенденция к потере интереса к учебе (61 %), неуверенности в собственных силах (28 %), неприятию преподавателя и предмета, который становится нелюбимым (15 %). Студенты и сами осознают, что не проявляют большого старания к учебе: систематически занимаются только 28 %. По результатам его исследований, возрастает национальная неприязнь в студенческой среде. Возможность бороться с подобной ситуацией Ф.И. Перегудов видит в увеличении объема гуманитарных дисциплин (в начале 90-х гг. на обществоведческие курсы отводилось 12 % учебного времени) [7, с. 3-6].

Согласно Д.С. Лихачеву, каждый человек обязан знать, среди каких нравственных ценностей он живет. «Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и "суда"» [8]. Именно окружающая культурная среда больше всего воспитывает человека. Как известно, общество не выносит культурного вакуума. Оно "втягивает" культуру других социумов, если само образовать не в состоянии. Именно в начале 90-х гг. появляется настойчивая массовая западная культура (она шествует и сегодня). Казалось бы, чего бояться русскому народу,

ведь западная культура очень часто в историческом прошлом России играла чуть ли не ведущую роль в развитии страны. Но именно в развитии, когда одни ценности не подменяют другие, а порождают новые, более приемлемые для времени и народа. Однако в 90-е гг. подобного не происходило, ценности западной цивилизации прочно заняли свое место в постперестроечном пространстве, не породив ничего, кроме западной идеологии.

Проблема ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений довольно подробно изучена П.Н. Оси-повым [9]. Он подчеркивает, что ценностные ориентации - это одна из основных характеристик личности, формирующаяся в процессе социализации. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. П.Н. Осипов провел исследование в четырех колледжах г. Казани, основываясь на методике М. Рокича. Выборка, составляющая 179 учащихся, производилась случайно. Анализ показал, что среди ценностей - целей учащихся преобладают: здоровье (4,87 балла); наличие хороших и верных друзей (4,84); любовь (4,55); материально обеспеченная жизнь (4,5); интересная работа (4,4) [9, с. 17].

Этот автор отмечает также, что результаты его исследования полностью совпадают с данными исследования международного рекламного агентства "Макен-Эриксон", проведенного в 1986-1988 гг. Опрос охватил 8 тыс. молодых людей в возрасте 15-25 лет в восьми странах Европы.

Второстепенными ценностями-целями, по сравнению с главными, выбраны следующие цели: общественное признание (4,35); свобода, как независимость в поступках и действиях (4,18); самостоятельность, как независимость в суждениях и оценках (4,16); уверенность в себе (4,15); общая хорошая обстановка в стране, сохранение мира между народами (4,14) [9, с. 18].

П.Н. Осипов указывает на низкий ранг среди средств достижения жизненных целей таких, как исполнительность, дисциплинированность. По его мнению, зная ценностные ориентации учащихся, которые лежат в основе поведения, можно их корректировать в учебно-воспитательном процессе. Наиболее краткий, весомый вывод исследований

П.Н. Осипова бурное развитие потребительского подхода к жизни у молодых людей [9, с. 19].

Все вышесказанное касается учащейся молодежи, находящихся вне условий заключения. Интересно было бы выяснить ценностные ориентации лиц, отбывающих наказание, приблизительно той же возрастной группы, что и студенты средних специальных учебных заведений, выяснить степень соответствия ценностей учащейся молодежи "по ту и эту сторону колючки".

События последнего десятилетия подтвердили важность нравственности в структуре личности российского юношества. Разрушение прежних идеалов, нравственных основ общества, утраты жизненно важных ценностей привели к трансформации ценностных ориентаций подрастающего поколения, которая в свою очередь повлекла за собой рост преступности малолетних. В числе процессов, определяющих нравственное благополучие России на рубеже тысячелетия, значительное место занимает борьба с преступностью несовершеннолетних.

Подростки в возрасте от 14 до 18 лет составляют около 8 % населения России, однако на их долю в 2003 г. пришлось 18 % зарегистрированных преступлений. Анализ официальных статистических данных свидетельствует, что за период с 2000 по 2004 гг. абсолютное число преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло на 18,7 %. Данные за 10 лет (с 1994 по 2004 гг.) показывают, что в РФ только три состава преступления (ст. 158, 161, 162 УК) составляют 72,1 % преступлений в структуре ювенальной преступности в составе группы. Сказанное позволяет охарактеризовать преступность несовершеннолетних, как преимущественно корыстно-групповую преступность. Указанные преступления обладают достаточно высоким уровнем общественной опасности [10, с. 27-29].

Система нравственного воспитания несовершеннолетних осужденных требует переосмысления. Данное направление в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечения слабее, чем физическое, трудовое и другие виды воспитания. Ранее в советской педагогике основными критериями нравственности являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения,

а сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения человеком нравственных норм.

Среди существенных факторов, влияющих на рост детской преступности, выделяются в первую очередь: нарушение структуры и функций семьи; распространение жестокого обращения с детьми при снижении ответственности за их судьбу; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, возрастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающееся на детях; изменение ценностных ориентаций общества; рост школьной дезадаптации; ослабление воспитательных функций школы; свертывание сети учреждений дополнительного образования детей; проблема трудоустройства выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования; рост подростковой и детской наркомании и алкоголизма [11].

В условиях, когда государство фактически освободило себя от обязанности думать о ребенке, когда право на решение жизненных проблем и ответственность за свою судьбу находятся полностью в его руках, очевидно, что большинству детей и подростков не хватает по крайней мере психологической и нравственной готовности жить и трудиться в новых условиях; инструментальных знаний, качеств характера и навыков, позволяющих достойно выходить из сложных ситуаций, в которые ставит их жизнь; духовных установок и моральных принципов, нравственного "сторожа" или нравственной закаленности, оберегающих личность от деформаций и деградаций в условиях смуты и хаоса.

Сложность проблемы личности преступника вызвала в научной литературе большое количество различных мнений, прежде всего по решающему вопросу: отличается ли преступник от законопослушного гражданина по каким-либо психологическим, социальным, физиологическим или другим признакам или нет? Как показывают исследования социально-психологических особенностей личности подростков, между психологией несовершеннолетних преступников и психологией остальных представителей этой возрастной группы имеются существенные различия, которые прослеживаются на статистическом уровне по целому ряду признаков. Так, несовершеннолетним правонарушителям, как правило, свойственны ограниченность видов

положительных черт, их узость при наличии отрицательных черт, неразвитость или снижение полезных интересов - к труду, учебе, спорту, искусству, к общественной работе. Для них характерны неразвитость умственных, волевых и духовных потребностей, обеднение ценностных ролей, скудный опыт морального поведения, отсутствие здоровых нравственных идеалов или их нечеткость и замена отрицательными.

По ряду признаков личность правонарушителей отличается от личности с правомерным поведением. Например, 35,4 % несовершеннолетних осужденных, по данным В.П. Тугаринова, характеризуются безразличным отношением к обществу, людям, их интересам, нуждам, "свое" ставят превыше всего, почти 40 % - неуважительно, высокомерно относятся к сверстникам [12].

Одна группа ученых (А.Б. Сахаров, Б.С. Волков, Н.А. Стручков, Б.В. Волженкин) считает, что "личность преступника - по своей социальной сущности - антиобщественная личность" "личностная установка лиц, совершивших преступления, отличается от установки законопослушных граждан", особенность личности преступника "выражается в наличии негативных социальных качеств, свидетельствующих о десоциализации личности и вызывающих выбор и реализацию ею негативных социальных ролей"; "...системными качествами личности как социального типа является антисоциальность личности, ее общественная опасность" [13]. Другие ученые (Ю.Д. Блувштейн, Г.Л. Смирнов) полагают, что не существует личностных особенностей, "которые отличали бы преступников от честных людей" [13]. При этом, аргументируя данное положение, его сторонники приводят следующие утверждения: 1) нет такого единственного свойства личности, которое отличало бы антисоциальных лиц от правопослушных; 2) нет таких черт, которые фатально предопределяли бы социальные отклонения [14].

Очевидно, что на деле речь должна идти и идет о симптомокомплексе личностных особенностей, под которым в нашей работе понимаются личностные особенности с комплексом характерных для каждой отдельной личности симптомов. Можно со всей уверенностью говорить о некоторых личностных особенностях как о мощных факторах, повышающих вероятность риска противоправного

поведения, как об особенностях, повышающих вероятность такого поведения.

В педагогике понятие "криминальная личность" иногда ставится под сомнение в связи с идеей о ситуативной (а не личност-но устойчивой) обусловленности поведения человека. Так, А.А. Реан считает, что продуктивным является подход, основанный на использовании принципа дополнительности: взаимодействие трансситуативных и ситуативных факторов. Причем в большинстве случаев детерминирующими факторами оказываются личностные факторы, тогда как ситуативные играют роль модулятора (определяя вариативность проявления личностных факторов) [15].

Российский исследователь права Ю.И. Гревцов, рассматривающий правовые проблемы с социологической точки зрения, различает два вида правосознания: застывшее, материализованное в тех или иных формах (законодательстве, научных доктринах), и живое [16]. Застывшее правосознание он называет вчерашним, подчеркивая его оформ-ленность в виде правовых принципов, концепций, идей. Живое правосознание - это то, которое функционирует сегодня, регулирует текущие взаимодействия индивидов, групп, организаций, отражает социально-правовую практику. Оно воплощается в правовом сознании различных социальных групп, отдельных индивидов.

Мы считаем, что в качестве системообразующего фактора в структуре правосознания следует рассматривать именно правовые ценности, которые детерминируют правосознание и находят свое воплощение в правовом поведении индивидов и групп. Ценностный аспект правосознания, по мнению В.А. Ще-горцова [17], составляют оценки, даваемые гражданами различным правовым явлениям: правовой системе в целом, ее составным частям, законодательству, требованиям конкретных правовых норм, работе правовых органов, своему поведению и поведению других граждан в сфере права в прошлом и настоящем, деятельности общественных и государственных организаций и своих действий в предупреждении и искоренении правонарушений [10, с. 98-107].

Исследования, проведенные в 70-х гг. В.Ф. Пирожковым, А.С. Михлиным [10, с. 6467], позволили определить пять основных ценностей, имеющих наибольшее значение для осужденных: семейное благополучие,

интересная работа, материальная обеспеченность, образование, обеспеченность жильем.

Семейное благополучие считают наибольшим благом все осужденные, кроме лиц в возрасте до 24 лет и старше 60 лет. Интересную работу как ценность отмечают осужденные в возрасте до 24 лет. Средний возраст осужденных, указывающих на образование как ценность, - 26 лет. Заинтересованность в материальной обеспеченности возрастает по мере перехода от младших возрастных групп к старшим. Проблема жилья волнует, как правило, осужденных старшего возраста.

Перемены, произошедшие в нашей стране в столь короткий период, конечно же, не могли не отразиться на структуре ценностных ориентаций подрастающего поколения. С одной стороны, заметно снизилась духовная культура молодых людей, традиционные ценности в глазах многих потеряли свою значимость и приоритетность. С другой стороны, на первый план вышли индивидуалистические ценности, пропагандируемые западным стилем жизни, огромное, даже решающее значение в структуре ценностных ориентаций современной молодежи заняла материальная обеспеченность. Причем в условиях снижения нравственности такой поворот означал для ряда лиц возможность достижения материального благополучия любым путем, в том числе и противозаконным.

В целом среди представителей современной учащейся молодежи разных социальных слоев наблюдается тенденция к эклектичности, в сознании современного поколения переплетаются две противоположные ценностные системы, в которых новые западные ценности (индивидуализм, стремление к достатку) уживаются с традиционными историко-культурными ценностями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диалектика ценностей населения реформированной России / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.: Гардарика, 1996. 470 с. С. 63.

2. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 734 с. С. 26.

3. Елистратова Е.В. Роль исследовательской работы в организации адаптированного образования // Среднее профессиональное образование. 2002. № 1. С. 16.

4. См.: Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М.: Гардарики, 2002. 237 с. С. 49.

5. Ремизова Т.С. Любимому делу - всего себя, без остатка // Среднее специальное образование. 1990. № 1. С. 24-32.

6. Разрешение конфликтов. Пособие по обучению методам анализа и разрешения конфликтов. М.: ТОО "Транспорт" 1999. 154 с. С. 3-5.

7. Перегудов Ф.И. Перестройка высшего образования: состояние и политика преобразований // Среднее специальное образование. 1990. № 6. С. 4-15.

8. Лихачев Д.С. О культуре // Там же. С. 34.

9. Осипов П.Н. Ценностные ориентации учащихся // Среднее специальное образование. 1991. № 8. С. 17-19.

10. См.: Васильченко О.В. Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы: Дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д: ФГОУ ВПО "Южный федеральный университет", 2008. 163 с.

11. Гриценко К.В. Поиск истины // Самиздат. Режим доступа http:// lib.ru/g/grichenko_k_w/ kim1234-2.sh.html, свободный, загл. с экрана. Яз. русский.

12. Российская молодежь: проблемы и решения. М.: Центр соц. прогнозирования, 2005. 648 с. С. 564.

13. См.: Антонян А.И. Личность преступника. М.: Гардарики, 2004. 304 с. С. 64.

14. Проблемы профилактики девиантного поведения молодежи Ростовской области и Юга России: социокультурный аспект: Мат-лы регион. конф. / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д: ИППК при РГУ, 2003. С. 25-26.

15. См.: У1РДиссертация [Электронный ресурс]: "Трансформация ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии". М., 2005-2008. Режим доступа: www.vipdisser.com, свободный, загл. с экрана.

16. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб.: Азбука-Классика, 1996. 548 с. С. 140.

17. Щегорцов В.А. Социология правосознания. М.: Академический проект, 1981. 561 с. С. 82.

5 февраля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.