Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как основа формирования жизненной стратегии современного студента'

Ценностные ориентации как основа формирования жизненной стратегии современного студента Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
453
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТ / ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карельский Александр Анатольевич

В статье дается определение понятия «жизненная стратегия» и обосновывается его взаимосвязь с категориями «ценностные ориентации» и «студент». В эмпирической части статьи приводятся данные, полученные в ходе проведенного автором в мае 2007 г. социологического опроса и их краткий анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как основа формирования жизненной стратегии современного студента»

Ш Карельский А.А.

«Ценностные ориентации как основа формирования жизненной стратегии...»_

[ошмшсш нну к и

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

А.А. Карельский

VALUE ORIENTATIONS AS BASIS OF CONTEMPORARY STUDENT'S LIFE STRATEGY DEVELOPMENT

Karelskiy А.А.

The definition of the "life strategy" notion is given in the article; its interrelation with the categories of "value orientations" and "student" is substantiated. The empirical part of the article presents the data received by the sociological poll carried out by the author in May 2007 and their brief analysis.

В статье дается определение понятия «жизненная стратегия» и обосновывается его взаимосвязь с категориями «ценностные ориентации» и «студент». В эмпирической части статьи приводятся данны/е, полученные в ходе проведенного автором в мае 2007 г. социологического опроса и их краткий анализ.

Ключевые слова: ценностные ориентации, студент, жизненная стратегия.

УДК 316.752

Жизненные стратегии представляют собой динамичную систему, включающую жизненные цели, осмысление выбора, совершаемого в процессе формирования и реализации жизненных целей. Жизненные стратегии также понимаются как способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего, зависящего от степени удовлетворения потребностей индивида, во многом обусловленных ценностными ориентация-ми личности. В свою очередь, по утверждению Б.Г. Ананьева, ценностные ориентации - это «направленность личности на те или иные ценности». Отношение понятий «жизненная стратегия» и «ценностные ориентации» можно охарактеризовать как взаимообусловливание: ценностные ориентации оказывают воздействие на конструирование жизненной стратегии, так как «ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность, <...> человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей» (1). В то же время ценностные ориентации корректируются в процессе реализации жизненной стратегии, так как возникают на пересечении всевозможных социальных отношений.

Особое значение в процессе формирования жизненной стратегии имеет период студенчества. Студенты - это специфическая социально-демографическая груп-

54/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

па, в которой проявляются сущностные свойства и черты различных классов и слоев, занимающаяся накоплением информации для дальнейшей реализации в сфере профессиональной деятельности, с определённым общественным положением, ролью и статусом, служащая источником пополнения основных отрядов различных социальных пластов, активно участвующая в различных формах жизнедеятельности, с социальным опытом конструирования и реализации своих жизненных стратегий; основой конструирования жизненных стратегий студентов являются ценностные ориентации. Изучение ценностных ориен-таций студенчества дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. «От того, какой ценностный потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества» (1).

Для выявления ценностных ориента-ций, оказывающих воздействие на формирование жизненных стратегий современного студента, в мае 2007 года нами было проведено социологическое исследование «Ценностные ориентации современного студенчества».

В первом вопросе «Без чего Вы не представляете своего будущего?» респондентам было предложено из предоставленных 14 вариантов выбрать 5 наиболее значимых. Результаты представлены в таблице 1.

Пятерку приоритетных ценностных ориентаций возглавили такие неизменные ориентации как: здоровье (85,3% опрошенных не представляют без него свое будущее), семья (75,5%), четвертым по количеству упоминаний является любовь (56,3%). Полученные данные говорят о том, что довлеющее влияние на формирование представлений о собственном будущем на студентов оказывают неизменные ценностные ориентации, удельный вес которых остается высоким. Наряду с неизменными в пятерку вошли и вновь формирующиеся ориентации переходного времени: 66,9% опрошенных указали материальный достаток, 54,7% - успешную карь-

еру. Полученные данные свидетельствуют о произошедшем ценностном сдвиге в сторону полюса материально-индивидуальных ценностных ориентаций: творческая самореализация, духовное совершенствование и широкий кругозор по частоте упоминаний оказались на 8, 10 и 11 местах соответственно.

Таблица 1

п/п Ценностные ориентации %

1 Здоровье 85,3

2 Крепкая семья 75,5

3 Материальный достаток 66,9

4 Любовь 56,3

5 Успешная карьера 54,7

6 Преданные друзья 53,5

7 Экономическая независимость 25,7

8 Творческая самореализация 17,6

9 Высокий социальный статус в обществе 17,1

10 Духовное самосовершенствование 9,8

11 Широкий кругозор 7,3

12 Долголетие 3,3

13 Экономическая власть 2,4

14 Политическая власть 2,4

Пятерку приоритетных ценностных ориентаций возглавили такие неизменные ориентации как: здоровье (85,3% опрошенных не представляют без него свое будущее), семья (75,5%), четвертым по количеству упоминаний является любовь (56,3%). Полученные данные говорят о том, что довлеющее влияние на формирование представлений о собственном будущем на студентов оказывают неизменные ценностные ориентации, удельный вес которых остается высоким. Наряду с неизменными в пятерку вошли и вновь формирующиеся ориентации переходного времени: 66,9% опрошенных указали материальный достаток, 54,7% - успешную карьеру. Полученные данные свидетельствуют о произошедшем ценностном сдвиге в сторону полюса материально-индивидуальных ценностных ориентаций: творческая

Карельский А.А.

«Ценностные ориентации как основа формирования жизненной стратегии...»

самореализация, духовное совершенствование и широкий кругозор по частоте упоминаний оказались на 8, 10 и 11 местах соответственно.

При этом интересна зависимость выбора ориентаций от возраста респондентов.

Стабильно высокими, независимо от возраста, остаются показатели неизменных ценностных ориентаций: здоровье, крепкая семья, любовь. Интересно, что с возрастом снижаются значимость ориентаций, связанных с независимостью и социальным статусом (экономическая власть (-0,73%), политическая власть (-0,83%), экономическая независимость (-0,72%), успешная карьера (-5,43%)). При этом возрастает значение материального достатка как фактического выражения данных ценностных ориентаций (+2,9%) и одновременно увеличивается доля ориентаций, направленных на личностное самосовершенствование: творческая самореализация (+4,55%), духовное самосовершенствование

(+1,75%), широкий кругозор (+0,48%). Все вышеприведенные показатели указывают на рост с возрастом прагматизма и индивидуализма. Лишний раз это находит подтверждение в снижении значимости дружеской поддержки на 4,35%.

Рассмотрим зависимость количества упоминаний ценностных ориентаций от изначального места жительства (село, город). Диапазон колебания значения ориентаций не превышает 2,1%, что в целом говорит об однородности изучаемой совокупности и отсутствии сильной дифференциации по географическому принципу. Отметим, что для горожан в большей степени важна творческая самореализация (+2,1%), экономическая независимость (+1,9%), преданные друзья (+1,1%). Для селян успешная карьера является более значимой, чем преданные друзья. Помимо этого для жителей села достижение экономической власти предпочтительней на 0,9% чем для горожан, политической власти - на 1,3%, социальный статус - на 0,8%. Что, в целом, говорит о желании реализовать себя в новых социально-

географических условиях. При этом для жителей села большее значение, чем для горожан, имеет ориентация на «любовь» (+1,9%), что может являться выражением поиска душевного комфорта в ситуации отдаления от близких людей.

В ходе исследования подтверждается тенденция нивелировки гендерных ценностных ориентаций в зависимости от географического признака. Так, разница в ответах между городскими студентами и студентками в типично мужских ориента-циях (высокий социальный статус, экономическая власть, политическая власть) не превышает 0,5% и типично женских (крепкая семья, здоровье, любовь) - не превышает 2,5%. В среде студентов, ранее проживавших в селе, дифференциация ориен-таций по половому признаку выражена намного заметнее, что говорит о сильном воздействии стереотипов социальных ролей мужчины и женщины. Так студенты не видят своего будущего без высокого социального статуса (+3,9% по сравнению с женщинами), экономической власти (+3,4%), политической власти (+4,2%), материального достатка (+1,3%), а студентки - крепкой семьи (+4%) и любви (+4,5%).

На расстановку приоритетов при выборе ценностных ориентаций сильное влияние также оказывает материальное благосостояние семьи.

Таким образом, первичные ценностные ориентации студентов, относящих свои семьи к высокообеспеченным, в большей степени личностностремительны, в отличие от первичных ориентаций студентов, относящих свои семьи к менее обеспеченным, для которых важны семейные отношения и здоровье. В то же время студентов из семей со средним и низким уровнем дохода больше волнует построение успешной карьеры в будущем в отличие от респондентов из высокообеспеченных семей, у которых эта ориентация не вошла в пятерку предпочтительных.

Чтобы понять механизм достижения поставленных целей обратимся ко второму вопросу нашей анкеты - «Что, на Ваш взгляд, может помочь достичь желаемо-

54/2008

Вестник Ставропольского государственного университета

го?», отвечая на который, было предложено выбрать 5 из 14 инструментальных ценностей.

Таблица 2

№ п/п Инструментальные ценности %

1 Трудолюбие 61,0

2 Профессионализм, мастерство 60,6

3 Полезные связи 45,5

4 Семья 44,4

5 Хорошее образование 43,5

6 Деньги 42,3

7 Активность и энергичность 41,5

8 Умение работать в коллективе 35,8

9 Предприимчивость 29,3

10 Самостоятельность 26,8

11 Честность, принципиальность 11,8

12 Вера в помощь Бога 11,8

13 Физическая сила 3,3

14 Государство 0,8

В тройку приоритетных инструментальных ценностей вошли «трудолюбие», с небольшим отрывом - «профессионализм, мастерство» и на достаточно далеком расстоянии от них «полезные связи». Таким образом, мы видим, что студенты рассчитывают достигать поставленных целей исключительно своими силами. На помощь семьи рассчитывают 44,4% респондентов, поставив ее на 4 позицию. На хорошее образование рассчитывают 43,5 % студентов, а на деньги - 42,3%.

Динамика инструментальных ценностей с возрастом указывает на уменьшение значимости «социально обусловленных» инструментальных ценностей при достижении целей. Разница в ответах старших и младших курсов дает следующие показатели соответственно: семья (-0,57%), деньги (-0,98%), умение работать в коллективе (-1,32%), вера в помощь Бога (-1,92%). В то же время наблюдается тенденция снижения показателей таких индивидуальных инструментальных ценностей, как предприимчивость (-2,1%), активность и энергичность (-0,65%). Наряду с этим возрас-

тает доля «внутриличностных» инструментальных ценностей, характеризующих знания, умения и навыки респондентов: старшие курсы в большей степени надеются на трудолюбие (+1,48%), профессионализм и мастерство (+3,93%), хорошее образование (+2,1%). С взрослением респондентов на протяжении с 1 по 5 курс уменьшается количество ответов «честность и принципиальность» с 5% - 1 курс до 1,6% - 5 курс.

Опрошенные мужчины при достижении целей в большей степени, чем женщины, надеются на полезные связи, деньги, физическую силу и самостоятельность. Женщины же делают ставку на трудолюбие, профессионализм и мастерство, умение работать в коллективе, активность и энергичность, хорошее образование в большей степени, чем мужчины. Это говорит об идеализации ситуации, свойственной женщинам, и прагматичности мужчин.

Изначальное место проживания студента оказывает воздействие на выбор инструментальных ценностей. Студенты, проживавшие в селе до поступления в вуз, верят в помощь денег, самостоятельность, физическую силу, хорошее образование и в помощь Бога. Городские студенты надеются на помощь семьи, собственное трудолюбие, профессионализм и мастерство, предприимчивость, умение работать в коллективе, активность и энергичность.

Ценностные ориентации студентов обусловливают формирование жизненной стратегии, охватывая их планы на ближайшее и далекое будущее, отражаются на их отношении к действительности. Обратимся к зависимости представлений о высшем образовании респондентов от инструментов достижения поставленных целей.

Так, верящие в помощь Бога больше, чем другие группы, считают высшее образование возможностью получить диплом (23,8%), те, кто надеется на помощь семьи - необходимой составляющей культурного человека (20,9%). Избравшие физическую силу инструментом достижения результата в большей степени, чем представители

Карельский А. А.

«Ценностные ориентации как основа формирования жизненной стратегии.»

других групп, назвали высшее образование напрасной тратой времени (5,9%). «Честные и принципиальные» отождествляют высшее образование с получением специальности (26,4%). Те, кто назвал среди инструментальных ценностей «деньги» - отсрочкой от армии (6,4%). Считающие приоритетной инструментальной ценностью хорошее образование, высшее образование считают залогом успешной карьеры, а выбравшие активность и энергичность - возможностью самосовершенствования. Тем не менее, во всех группах наибольшее количество ассоциируют высшее образование с получением специальности и возможностью самосовершенствования.

Перейдем к более детальному рассмотрению формирования жизненной стратегии в долгосрочной перспективе, а именно планы на дальнейшее место жительства и работы. 28% опрошенных планируют остаться в городе, дома с родителями. Наиболее приоритетными ценностями ориентациями данной группы студентов являются здоровье (17,7%) и крепкая семья (16,5%). 32,5% респондентов останутся в городе снимать жилье. Для них наиболее важен материальный достаток. 4,1% уедет домой в село. У респондентов данной группы самый высокий уровень среди других групп по показателям духовного самосовершенствования и долголетия. Останутся в городе и приобретут жилье 3,3%. Ценностные ориентации: материальный достаток, успешная карьера, здоровье, высокий социальный статус. 6,9% переедут в более крупный город. 2,0% уедут за границу: ориентации на материальный достаток, экономическую независимость и крепкую семью. 22,8% респондентов затруднились с ответом на дан-

ный вопрос. Это те, кто в большей степени, чем другие ориентируют себя на преданных друзей и любовь. При этом изначальное распределение городских и сельских жителей выглядело следующим образом: из села 31,3%, из города 68,7% респондентов. Данные указывают на нежелание молодых людей возвращаться в село под влиянием таких ценностных ориента-ций, как материальный достаток, успешная карьера, здоровье, высокий социальный статус.

Подводя итоги, можно сказать, что происходит смена ценностных ориента-ций, которые уже рассматриваются через призму рыночных отношений (стремление к личной выгоде, обогащение, индивидуализация, более прагматичный подход к жизни), что в принципе противоречит русской ментальности и присущей ей коллективизму, общности и взаимопомощи. Женщины в своих амбициях не уступают мужчинам и стремятся достичь типично мужских целей (высокий социальный статус, экономическая власть). Но, тем не менее, в числе приоритетных остаются неизменные ценностные ориентации на любовь, семью, здоровье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. - 2000. - № 12 -С. 98.

Об авторе

Карельский Александр Анатольевич, аспирант 3-го года обучения, СГУ. Сфера научных интересов - социология культуры, духовной жизни. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.