Научная статья на тему 'Цель или средство?'

Цель или средство? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цель или средство?»

тете профсоюзов. Материалы конференции 23-24 мая 1996 г. - СПб., 1996 - С.229.

4. Хворых Г. Четыре способа поиска работы // Московская правда, 30 сентября 2000 г.

5. Экономическое развитие России и мировые тенденции на рубеже веков. -М., 1996. - С. 122.

6. Britain 1999. The Official Yearbook of the United Kingdom. - 1998. - Р. 154.

Д. ЗЕВИНА, аспирантка

В середине 90-х сердобольная тетенька из институтского буфета сказала мне: «И что ты, деточка, здесь делаешь? Получите диплом и все пойдете на рынок торговать. Никому теперь высшее образование не нужно».

Вряд ли современные студенты часто слышат нечто подобное. Высшее образование стало престижным, далеко не всем доступным и постепенно осознается обществом как одна из важнейших ценностей. Можно спорить о содержании и качестве образования, говорить о необходимости его модернизации, о проблеме равенства возможностей. Однако «студенческий бум», который переживает в последние годы Россия, безусловно, налицо. Кроме того, у российского населения, прежде всего у молодежи, происходят существенные изменения в иерархии ценностей.

Что такое высшее образование для выпускников средней школы? Каковы мотивы, побуждающие молодых людей идти в высшую школу? На эти вопросы я пыталась ответить в своем социологическом исследовании.

Высшее образование может рассматриваться, с одной стороны, как инструментальная ценность, то есть средство достижения профессионального и жизненного успеха, а с другой, как терминальная ценность, т.е. способ реализации

Цель или средство?

личностной потребности в получении знаний и занятии интеллектуальным трудом. Согласно гипотезе, высшее образование является для современной молодежи именно инструментальной ценностью, с ним большинство юношей и девушек связывает получение перспективной специальности и, следовательно, успешной карьеры.

Опрос (анкетирование) был проведен в декабре 2000 года в средних школах г. Москвы. Опрошено 95 учеников 11-х классов.

36,8 % респондентов составили юноши, 63,2% - девушки. Достаток большинства по российским меркам можно оценить как средний: процент тех, кто причисляет свои семьи к очень бедным или очень богатым, незначителен.

У значительной части опрошенных школьников родители имеют высшее образование: среди отцов - 69,5%, среди матерей - 54,9%.

Высокий уровень образования родителей, естественно, во многом предопределил выбор детей: 88,4% собирается учиться в вузе и только 5,3% - в среднем специальном учебном заведении. Примечательно, что никто не ответил, что не хотел бы ни учиться, ни работать вообще.

Конечно, выборка не может претендовать на репрезентативность, и автор

надеется в дальнейшем продолжить исследования, в том числе и в других регионах. Вместе с тем полученные результаты дают пищу для размышлений.

Учащимся были предложены вопросы, которые можно условно разделить на следующие группы: планы респондента по поводу получения профессии, мотивы получения образования и учебы вообще, место высшего образования в системе ценностей респондента.

Прежде всего учащимся был задан вопрос: «Для чего Вы учитесь? » Из ответов ясно, что большинство школьников преследуют утилитарную цель -получить специальность (38,0%), поступить в институт (36,7%), хотя 11,3% ответили, что учиться им просто интересно, и это тоже немало. Последний вариант, по моему замыслу, был индикатором образования как терминальной ценности. Показательно, что только 4% учатся по инерции и еще 4% школьников не хотят неприятностей со взрослыми, только 2% не смогли выбрать вариант ответа. Можно сделать вывод, что подавляющее большинство

старшеклассников знают, для чего учатся, причем мотивы учебы для них связаны с собственными целями и задачами, и только у незначительной части выпускников школы эти мотивы не сформулированы (варианты «не знаю», «по инер-

ции») или связаны с принуждением родителей и учителей («чтобы не привязывались старшие»).

Больше всего тех, кому учиться просто интересно, среди хорошистов: 44,4% от учащихся на 5 и 4, 33,3% учащихся в основном на 4, 22,2% тех, у кого четверки преобладают над пятерками, и 20% отличников. На мой взгляд, мотивация учебы в школе незначительно зависит от успеваемости, хотя процент тех, кто учится по инерции или по настоянию взрослых, у слабых учеников несколько выше.

Высшее образование - одна из важнейших инструментальных ценностей, старшеклассники стремятся в вуз и к получению перспективной специальности независимо от реальных успехов в школе. В то же время примерно десятая часть школьников учится просто потому, что это им интересно. Вероятно, для этих ребят образование является терминальной ценностью.

Учащимся, которые собираются поступать в вуз, был предложен вопрос о мотивах поступления (таблица 1).

Респонденты могли выбрать несколько вариантов, поэтому сумма значений в таблице не равна 100%.

По распределению ответов на этот вопрос нельзя сказать, что полностью преобладают представления о высшем

Таблица 1

Мотив %

Хочу получить престижную, хорошо оплачиваемую 64,4

специальность

Хочу расширить свой кругозор 41,1

Хочу заниматься любимым делом в перспективе 37,8

Хочу получить хорошую работу (не обязательно по 34,4

специальности)

На поступлении настаивают мои родители 4,4

Хочу заниматься в течение учебы любимым делом 15,6

Хочу приобрести новых друзей 34,4

Хочу быть в молодежном коллективе 26,7

Хочу весело и беззаботно прожить еще несколько лет 15,6

Хочу «откосить» от армии 14,4

Другое 4,4

Затрудняюсь ответить 1,1

образовании как прагматической ценности. Мотив получения престижной работы после окончания вуза лидирует, но большой процент голосов набрали и индикаторы образования как ценности causa sui: желание расширить свой кругозор и желание заниматься любимым делом в перспективе. Не на последнем месте и рекреационные мотивы: «приобрести новых друзей» и «быть в молодежном коллективе», что вполне понятно, если учитывать возраст респондентов.

Юноши и девушки одинаково ориентированы на получение престижной, хорошо оплачиваемой специальности или получение хорошей работы, не обязательно по специальности. Но юноши в целом настроены более прагматично: они гораздо в меньшей степени стремятся идти в вуз, чтобы «расширить свой кругозор, стать более эрудированным», больше настроены на занятие любимым делом в перспективе и меньше - на занятие любимым делом в течение учебы. Кроме того, у них есть еще один серьезный мотив для поступления - нежелание идти в армию. Для девушек большую роль играют «внешние» по отношению к институту высшего образования мотивы - желание приобрести новых друзей и быть в молодежном коллективе. А вот число юношей и девушек, желающих «весело и беззаботно провести время», примерно одинаково. Среди тех,кто собирается поступать в вуз по настоянию родителей, также больше девушек. Девушки меньше, чем молодые люди, настроены на получение конкретной специальности, которая обеспечит их в будущем. Видимо, традиционное представление о мужской и женской социальных ролях все еще определяет если не планы продолжения образования, то, по крайней мере, планы его применения.

На получение просто хорошей работы, не обязательно по специальности, больше рассчитывают те, кто хуже учит-

ся - 44,4% учеников, у которых четверки преобладают над пятерками, 42,9% учащихся на 4 и 3 и 45,0% учащихся на 3 и 4, а также 40% круглых троечников. «Весело провести время» больше хотят круглые троечники (40%), хотя немало таких и среди отличников (20%). Среди слабых учеников также большой процент не желающих идти в армию - 40% от числа круглых троечников и 33,3% от числа тех, кто учится в основном на 3.Желание находиться в молодежном коллективе выразили 80% круглых троечников. Очевидно, что более слабые ученики чаще рассматривают поступление в вуз как способ решения проблем, не связанных напрямую с получением образования и профессии, хотя говорить о прямой и однозначной зависимости нельзя. А вот желающие получить престижную специальность, заниматься любимым делом в перспективе, стать более образованными практически равномерно представлены среди всех групп учеников.

Для определения того, насколько школьники понимают роль института высшего образования в жизни общества, им было предложено проранжировать социальные институты в соответствии с тем, чему, по их мнению, государство должно уделять больше внимания. Мнения распределились следующим образом: 1. Здравоохранение. 2. Образование. 3. Наука. 4. Промышленность. 5. Социальное обеспечение. 6. Правоохранительные органы. 7. Армия. 8. Сельское хозяйство.

Результаты в принципе достаточно предсказуемы. Очевидно, что проблемы, связанные с высшим образованием, осознаются выпускниками школы как важные социальные проблемы.

Для того, чтобы определить место высшего образования как инструментальной ценности в системе ценностей респондентов, им был предложен вопрос: «Как вы считаете, что больше всего необходимо в наше время молодому человеку, чтобы добиться в жизни успеха,?»

Надо сказать, что ответы оказались для меня несколько неожиданными и поколебали предварительную гипотезу...

О чем, например, может свидетельствовать единодушие, с которым респонденты выбрали в качестве основных средств достижения успеха не получение конкретной престижной, пользующейся спросом специальности, а несколько абстрактные понятия «образованность» и «эрудиция» (73%), которые в данном вопросе являлись индикаторами высшего образования как терминальной ценности?

На мой взгляд, здесь можно дать несколько объяснений. Можно допустить, что стремительно меняющийся в 90-е годы спрос на профессии не позволил молодежи сформировать устойчивые представления о том, какие же специальности из приемлемых для них действительно востребованы. Вчера это были экономисты и юристы, сегодня - менеджеры, завтра - инженеры, прогноз на послезавтра сделать сложно. В таком случае высшее образование (а образованность и эрудиция - это, как правило, его следствия) осознается именно как инструментальная ценность. Ведь человеку с разносторонними и качественными знаниями гораздо легче переучиваться и адаптироваться к новым требованиям, если в этом возникнет необходимость. Кстати, необходимость учебы на протяжении всей жизни (life-long learning) стала за последние годы настолько насущной для многих слоев населения, что ее могут видеть и школьники, перед глазами которых примеры из жизни родителей, старших братьев и сестер.

С другой стороны, можно предположить, что знание и образование, постоянная учеба и повышение своего интеллектуального уровня являются для значительной части молодых россиян (по крайней мере москвичей) терминальной ценностью. Этим можно отчасти объяс-

нить и возросший в конце 90-х гг. конкурс в аспирантуру. Например, многие мои знакомые, работающие в коммерческих структурах совсем не по специальности, полученной в вузе, в свободные часы пишут диссертации по абсолютно «нерыночным» областям знания - теоретической социологии, философии, культурологии.

Выпускники школы придают немалое значение «коммуникабельности», а также «деньгам» и «связям», прагматично полагая, что это существенное дополнение к образованности и эрудиции. Интересно, что «диплом о высшем образовании» и «престижная специальность» набрали одинаковый процент голосов (31%). Можно сделать вывод, что диплом о высшем образовании как таковой все еще рассматривается современной молодежью как средство достижения успеха, в то время как престижная специальность далеко не всеми молодыми людьми рассматривается в качестве инструментальной ценности. Интересна и та незначительная роль, которую молодежь отводит помощи родителей, вероятно, больше полагаясь на свои силы.

При этом среди личных качеств, указанных респондентами в качестве инструмента достижения успеха, отмечаются (по числу упоминаний): упорство (7);целеустремленность (4 ); терпение, самообладание, выдержка, уверенность в себе (по 3); трудолюбие, работоспособность (по 2); решительность, общительность, справедливость, сноровка, сила, воспитание, уважение, обаяние, энергичность, «полное понимание окружающей действительности», ответственность, раскрепощенность, любовь к людям, знание цели, «знание своего предназначения», «умение реализовать свои способности», желание (по одному упоминанию).

Девушки больше полагаются на умение общаться с людьми, а юноши праг-

матично ориентированы на связи и деньги. Для девушек большее значение имеет сам по себе диплом о высшем образовании. Как уже было сказано выше, многие старшеклассницы ориентируются на традиционное распределение социальных ролей в семье и на социальный стереотип, что «невесте из приличной семьи» необходимо получить высшее образование, неважно какое, а основным добытчиком в семье все равно будетмуж-чина. Для девушек менее важна престижная специальность, зато важнее личные качества. В общем, «был бы человек хороший». Юноши больше полагаются на везение и помощь родителей. Похоже, у них по сравнению с девушками меньше иллюзий, и для достижения успеха они настроены использовать все средства, которые у них есть.

Учащимся было предложено проран-жировать ценности в соответствии с тем, какое место они занимают в их частной жизни и, по их мнению, в жизни большинства их сверстников, а также россиян. Каждому рангу был присвоен балл от 1 до 10, затем ценности были проранжированы по среднему арифметическому баллов (таблица 2).

ную специальность, занимают соседние и далеко не первые места, уступая семье как основной социальной опоре в трудное переломное время и «молодежным» ценностям любви и развлечений.

Учащимся было предложено также ответить на открытый вопрос о том, какими они видят себя через 10 лет. В общих чертах представления опрошенных о своем будущем можно выразить словами одного из них: «интеллигентный человек с престижной работой и с крепкой семьей». Правда, в слове «интеллигентный» тот самый респондент сделал две ошибки.

В первую очередь респонденты видят себя «на хорошей работе» - 46 упоминаний. Многие к этому времени хотели бы иметь крепкую семью - 40 упоминаний и деньги - 26. Четвертое место в представлениях респондентов занимает образование, пятое - профессия. Респонденты не отводят в будущем значительного места друзьям, любви и досугу - соответственно 13, 7 и 5 упоминаний, видимо, считая, что 26-27 лет - слишком солидный для таких занятий возраст.

Итак, высшее образование понимается выпускниками школ равно и как ин-

Таблица 2

Ценность Ранг для Ранг для большинства Ранг для большинства

респондентов сверстников россиян

Хорошая семья 1 1 2

Верные друзья 2 3 5

Большая любовь 3 2 4

Интересная работа 4 8 8

Интересный отдых, 5 7 8

приятные развлечения

Высокий уровень образованности, эрудиция 6 5 7

Образование, дающее 7 4 3

престижную специальность

Материальное благополучие 8 10 1

Перспективная 9 6 6

специальность

Общение с интересными 10 9 9

людьми

Нетрудно заметить, что образован- струментальная, и как терминальная ность и образование, дающее престиж- ценность. Оно рассматривается молоды-

ми людьми как одно из основных средств достижения успеха, что в принципе соответствует предварительной гипотезе. В то же время значительная часть молодых людей осознает высшее образование и как терминальную ценность - в качестве реализации своего стремления к получению знаний, личностному самосовершенствованию. Высшее образование не всегда становится для выпускников школ только средством достижения успеха через получение перспективной специальности. Во-первых, сам по себе высокий уровень образованности является для молодежи инструментальной ценностью, так как человеку, обладающему им, гораздо легче приспособиться к быстро меняющимся условиям рынка труда. Кроме того, высшее образование рассматривается молодыми и как способ решения проблем, не связанных непосредственно с

Н. СОЛНЦЕВА, доцент Всероссийская государственная налоговая академия

Положение высшего учебного заведения в рыночной экономике коренным образом изменяется. Становясь субъектом товарно-денежных отношений, обладающим самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты хозяйственной деятельности, оно обязано формировать многоуровневую систему управления, обеспечивающую высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

С позиций теории менеджмента пред-

получением образования и профессии. Очень интересно было бы исследовать динамику изменения ценностного сознания в этом направлении.

Сейчас же можно с абсолютной уверенностью утверждать, что высшее образование как ценность занимает одно из первых мест в структуре ценностей молодежи, завершающей среднее образование, и ограничение в доступе к высшему образованию обязательно вызовет у молодых людей, стремящихся к его получению, внутриличностные конфликты. К чему приводит рост числа подростков, не имеющих возможностей самореализации, объяснять не нужно. Кроме того, без высокого уровня образования граждан нет и не может быть общества высоких технологий как гаранта развития социального государства, граждане которого живут достойно и по возможности счастливо.

Уровни

менеджмента в вузе

ставляется целесообразным говорить о следующих уровнях управления в вузе:

■ уровень непосредственного учебного процесса (лекции, семинары, практические занятия) - преподаватель;

■ организация и координация работы группы преподавателей, объединенных образовательным направлением, -кафедра;

■ управление на уровне обеспечения педагогического процесса, объединение нескольких кафедр - деканат;

■ координация учебно-методичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.