№ 2(21), 2010 г.
ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ЧУРЮМОВА Э.А.
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЛМЫКИИ
Развитие рынка труда - прежде всего социальный процесс, в котором действуют социальные субъекты, интересы субъектов, взаимодействуют социальные группы, оказывают влияние социально-психологические факторы. Неслучайно категории «жизненный выбор», «жизненная стратегия» понимаются как индивидуально-креативный проект, автором которого всегда является конкретный индивид.
Отдельные проблемы рынка труда требуют пристального внимания и изучения. В частности, такие проблемы, как профессиональная ориентация молодежи, выбор сферы своей будущей деятельности и конкретной профессии, жизненная стратегия. В этом плане представляется актуальным комплексное изучение таких вопросов, как количественная и качественная подготовка молодежи к профессиональной деятельности, их ориентированность на потребности регионального рынка труда, впервые осуществляемые в Калмыкии на основе социологических методов.
Объектом нашего исследования являлись выпускники ССУЗов и высших учебных заведений Республики Калмыкия. Предметом исследования - ориентация на трудовую деятельность как жизненная стратегия молодых специалистов, впервые вступающих на рынок труда Республики Калмыкия.
Социально-демографическая характеристика исследования
По представительной и репрезентативной выборке нами опрошено 357 выпускников профессиональных учебных заведений Калмыкии 2010 года. Опрос проводился в г. Элиста и в двух районах (Малодербетовском, Городовиковском) республики.
По месту учебы выпускники представлены следующим образом: город - 70,9 %, село - 29,1%.
По полу: мужской - 44,8 %, женский - 55,2 % (см. Диаграмму 1).
Ваш пол?, в %
Диаграмма 1
Женский - 55,2-
- Мужской - 44,8
По возрасту: 17 лет - 5 %, 18-19 лет - 44,9 %, 20-21 год - 18,5 %, 22-23 лет - 19,6 %, 23 и более лет 12 % (см. Диаграмму 2).
Ваш возраст, в % Диаграмма 2
23 и более лет - 12
-18-19 лет - 44,9
По составу семьи опрошенные распределились следующим образом (см. Диаграмму 3):
Сколько в Вашей семье детей вместе с Вами?, в % Диаграмма3
Более шести детей 1 1,1
Шестеро □ 1,4
Пятеро Четверо 1 4,5
11,5
Трое 8,9
Двое 42,8
Только я 9,8
0 10 20 30 40 50
109
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Из представленной диаграммы видно, что чаще всего - 42,8% - молодые люди воспитывались в семьях, имеющих двоих детей. Примерно у каждого третьего респондента - 28,9% - в семье было трое детей; в каждой десятой - 11,5% - четверо детей. Пятеро детей - в семье у 4,5%, шестеро детей - 1,4%, более шести детей - 1,1% выпускников. Практически каждый десятый - 9,8% - респондент являлся единственным ребенком в семье.
Большинство обследованных нами молодых специалистов воспитывались в малодетных семьях (один-два ребенка) - 52,6%. Выходцами из многодетных семей (трое детей и больше) являются 47,4% опрошенных выпускников. Данный фактор может оказать определенное влияние на выбор профессии и жизненной стратегии молодого человека.
В ходе опроса сделана попытка выявить материальное положение семей выпускников и возможность влияния этого фактора на стратегию жизненного самоопределения молодежи (см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4
Как Вы считаете, какое материальное положение у Вашей семьи в настоящее время?, в
%
Другое
Наша семья может практически ни в чем себе не отказывать
Покупка товаров длительного пользования не вызывает больших затруднений
Денег в основном хватает, мы можем даже кое-что откладывать. Но для покупки товаров длительного пользования (телевизор, холодильник) приходится брать . Денег на питание и одежду хватает, но на семейный отдых не достаточно
Денег хватает на питание, одежду и повседневные расходы
На продукты и повседневные расходы денег хватает, но
покупка одежды вызывает затруднения 1 12
Денег хватает лишь на самые необходимые продукты Ч 11,2
Ц3,4
I 8,4
] 5,3
□ 18,5 19,9
Ц 21,3
10
15
20
25
30
0
5
По результатам опроса каждый десятый выпускник - 11,2% - считает, что в их семьях «денег хватает лишь на самые необходимые продукты», каждый восьмой - 12% - «на продукты и повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения».
В каждой пятой семье выпускника - 21,3% - «денег хватает на питание, одежду и повседневные расходы». Примерно у такой же доли опрошенных - 19,9% - «денег на питание и одежду хватает, но на семейный отдых недостаточно». Для 18,5% семей респондентов - денег в основном хватает, они могут даже кое-что откладывать, но для покупки товаров длительного пользования (телевизор, холодильник) приходится брать кредит или в долг. Часть опрошенных - 8,4% - указали, что их семья может практически ни в чем себе не отказывать. 5,3% молодых людей признались, что для их семей «покупка товаров длительного пользования не вызывает больших затруднений». Некоторые выпускники дали открытый ответ на поставленный вопрос: «денег не хватает вообще», «денег нет», «на все хватает», «все нормально».
По собственной оценке опрошенные выпускники являются выходцами из семей: с достаточно низким уровнем материального достатка - каждый пятый - 23,2%, со средним достатком - 41,2%; с достаточно высоким уровнем материального достатка - каждый третий - 32,2%.
Одной из основных задач данного социологического исследования является выявление жизненных ценностей выпускников ССУЗов и вузов Калмыкии. Ценностная ориентация - относительно самостоятельный феномен группового и индивидуального сознания, один из важнейших мотивов формирования и реализации жизненных планов людей. В ценностных ориентациях опосредованно отражаются интересы индивидов и группы, которые, в конечном счете, определяются системой социальноэкономических отношений данного общества. Ответы выпускников распределились следующим образом (см. Диаграмму 5).
110
№ 2(21), 2010 г.
Диаграмма 5
Какие жизненные ценности более всего важны для Вас?, в %
8,1 I---.
15,7 I ,
35,6 I ,
16 I .
14,6 I ,
12,6 I ,
3,9 1=.
26,6 I -
35 I ,
37,5 I ,
48,7 I ------,
50,1 I ,
66,1 I ----
89.1 I ------
I---^—I I I I I I I I I г
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Нравственность, мораль
Родина, родная земля
Общение с родственниками, с друзьями
Саморелиазция
Деньги
Карьера, известность в обществе
Свобода слова, убеждений, право критиковать недостатки Работа, которая дает возможность реализовать свои
способности
Работа, которая приносит хороший заработок Любовь, личное счастье
Учеба, получение образования, повышение квалификации Материальный достаток, благополучие Здоровье, личная безопасность Жизнь, семья, брак
Отметим, что в пятерку «лидеров», получивших наибольшее число предпочтений в иерархии ценностных ориентаций, вошли приватные жизненные ценности: 1. «жизнь, семья, брак» - важны для абсолютного большинства выпускников - 89,1%, причем для девушек в большей мере, чем для юношей (92,4% против 85%); 2. «здоровье, личная безопасность» - 66,1%; 3. «любовь, личное счастье» - 37,5%. Публичные установки: 4. «материальный достаток, благополучие» - 50,1% и 5. «учеба, получение образования, повышение квалификации» - 48,7%. Отметим, что важность такой ценности, как получение образования, было более характерным для девушек, чем для юношей (53,8% против 42,5%), возможно, образование для девушек - своего рода инвестиция в будущую статусную позицию.
Для трети респондентов - 35% - важной ценностью оказалась «работа, которая приносит хороший заработок». Причем для выходцев из села это важнее, чем для выходцев из города (44,2% против 31,2%). Примерно такая же часть - 35,6% - ценным для себя посчитали «общение с родственниками, с друзьями». Каждый четвертый молодой специалист - 26,6% - ценным посчитал «работу, которая дает возможность реализовать свои способности».
Следует отметить, что работа является одной из самых основных ценностей для молодежи и как фактор достижения жизненного успеха, и как фактор самореализации личности.
Для каждого шестого выпускника важна «самореализация» - 16%. «Родина, родная земля» - 15,7%
- важны для такой же части респондентов. Такая ценность, как «деньги», оказалась важной для каждого седьмого молодого специалиста - 14,6%, причем для юношей больше, чем для девушек (18,1% против 11,7%). Каждый восьмой респондент - 12,6% - выделил «карьеру, известность в обществе», что наиболее характерно для городской молодежи (14,2% против 8,7%). Менее важными ценностями для молодежи оказались «нравственность, мораль» - 8,1% и «свобода слова, убеждений, право критиковать недостатки»
- 3,9%. Есть и такие выпускники, для которых самое главное - «мир на земле».
Нельзя не отметить, что общечеловеческие брак - остаются для большинства юношей, смысложизненные ценности - жизнь, семья, и девушек Калмыкии наиболее важными, что, конечно, хорошо. Но, к сожалению, параллельно нравственность, мораль как ценности несколько утратили свою значимость для современных молодых людей. Гендерная специфика в определении ценностей выражается в следующем: для юношей важны хороший заработок, карьера, деньги, самореализация, родина; а для девушек - семья, любовь, образование, работа, позволяющая реализовать свои способности.
Ценность работы, «которая приносит хороший заработок» или «дает возможность реализовать свои способности», заняли 6 и 8 места в предложенном списке жизненных ценностей, уступив таким ценностям, как «жизнь», «семья», «образование», «любовь». Такой результат может говорить о том, что работа имеет важное значение для молодых людей, причем в большей мере как источник хорошего заработка, материального достатка и благополучия в будущем.
Что же такое «работа» в представлениях молодых специалистов? (см. Диаграмму 6).
111
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Работа для Вас - это?, в %
Диаграмма 6
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Способ обеспечить себя, семью, достичь материального благополучия
Возможность работать с людьми, близкими мне по духу, по интер есам
Возможность реализовать свои знания, творческий
потенциал, умения, профессиональные навыки Возможность карьерного роста, достижения высокого
социального статуса, положения в обществе
Работа - это общепринятая норма, не хочу ее нарушать
Другое
Затрудняюсь ответить
Подавляющее большинство выпускников - 70,9% - понимают под «работой» прежде всего «способ обеспечить себя, семью, достичь материального благополучия». Почти каждый третий респондент -29,7% - понимает под работой «возможность реализовать свои знания, творческий потенциал, умения, профессиональные навыки». Каждый пятый выпускник - 22,4% - понимает под работой «возможность карьерного роста, достижения высокого статуса, положения в обществе», т.е. видит в работе способ, посредством которого возможно продвижение по социальной лестнице. Для 14,3% респондентов работа -это возможность работать с людьми, близкими им по духу, по интересам. 1,1% считают, что это общепринятая норма, которую они не хотят нарушить. 1,1% - затруднились ответить.
Материальное вознаграждение в процессе трудовых отношений в сознании молодых людей явно доминирует, это подтверждает и то место, которое уделили выпускники «работе» при определении наиболее важных жизненных ценностей (см. Диаграмму 5).
Одним из основных требований, предъявляемых работодателями Калмыкии при приеме на работу, является наличие опыта работы у соискателя в большей мере как показателя ответственности и надежности, определенного социального опыта (по результатам социологического опроса работодателей, проведенного в конце 2009 г.) В связи с этим в ходе данного исследования необходимо было узнать, работали (работают) ли выпускники Калмыкии во время учебы? (см. Диаграмму 7).
Диаграмма 7
Работали (работаете) ли Вы где-нибудь во время учебы?, в %
Нет, не работал и не работаю - 35
Да, по своей специальности 16,5 J
Да, не по своей специальности - 48,5
Согласно полученным данным, большинство - 48,5% - опрошенных имеют опыт работы, но не по своей специальности: чаще это выходцы из города (52,6% против 38,5% - выходцы из села), а также юноши и девушки старше 20 лет (до 65,1%). По специальности работают или работали только 16,5% респондентов, чаще всего это юноши (18,1% против 15,2%). Каждый третий выпускник- 35% - не работал вообще и не работал на момент проведения опроса, в большей мере это девушки (40,1% против 28,8%), проживающие в селе (43,2% против 31,6% - город).
112
№ 2(21), 2010 г.
Таким образом, выпускники Калмыкии все же имеют опыт работы и могут конкурировать с соискателями, имеющими опыт работы, другой вопрос, что опыт работы молодых специалистов не соответствует полученной ими специальности. Данная тенденция имеет негативные последствия и создает проблему профессиональной некомпетентности подготовленных специалистов. В связи с этим возможна ситуация, когда профессиональные учебные заведения будут давать лишь номинальное профессиональное образование, не востребованное рынком труда.
Получив профессиональную подготовку, освоив специальность, молодые люди стремятся найти соответствующую работу. Зачастую реализация такого плана может быть затруднительна. В ходе исследования мы старались выяснить, собираются ли выпускники работать по полученной специальности? (см. Диаграмму 8).
Диаграмма 8
Собираетесь ли Вы работать по полученной специальности?, в %
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Да, только по специальности
Скорее, по специальности
Буду пытаться, но не уверен
Скорее, не по специальности Нет, не собираюсь работать по специальности Пойду тем, кем возьмут на работу
Буду учиться дальше Для меня это не важно Затрудняюсь ответить
Оказалось, что каждый пятый выпускник - 21% - планирует продолжить образование. Возможно, ключевой предпосылкой в достижении материального достатка, дела по душе для многих выпускников ССУЗов и вузов Калмыкии является получение дополнительного образования. Значение, которое отводится современной молодежью ценности образования, является не просто лидирующим, а скорее рассматривается как важное условие жизненного успеха. Только по специальности планирует работать каждый шестой выпускник -16,8%; скорее по специальности - 20,2%. Еще 19% попытаются найти работу по специальности, но не уверены в успехе. 7,8% выпускников уже на выходе скорее не намерены работать по полученной специальности, а 5,9% - категорически заявили о нежелании работать по своей специальности. 2% выпускников пойдут работать тем, кем возьмут. Для 3,1% опрошенных этот вопрос не важен вообще.
Таким образом, планируют работать по специальности чуть более трети выпускников - 37%. Каждый пятый выпускник - 19% - не уверен в успешном поиске работы по специальности. 13,7% молодых людей вообще не планируют работать по полученной специальности. В качестве возможного варианта, рассматриваемого всеми выпускниками, менее привлекательного, но реального - это найти любую работу, не обязательно по специальности, но обеспечивающую приемлемый доход.
Какова же уверенность выпускников в том, что они найдут работу у себя в республике по полученной специальности? (см. Диаграмму 9).
113
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 9
Уверены ли Вы, что найдете в Калмыкии работу по полученной специальности после окончания учебного заведения?, в %
Затрудняюсь ответить - 30
Да - 35
Нет - 35
Отрицательный и положительный ответы на этот вопрос оказались равновесными - по 35% опрошенных. Треть респондентов - 30% - затруднились дать какой-либо определенный ответ. Как это ни парадоксально, практически две трети молодых специалистов не уверены в трудоустройстве в Калмыкии по своей специальности.
Общеизвестно, что многие молодые специалисты в поисках привлекательной работы или достойного заработка уезжают из республики в другие города, регионы и даже в другие страны. В этой связи мы попытались выявить, намерены ли выпускники Калмыкии работать за рубежом? (см. Диаграмму 10).
Диаграмма 10
Намерены ли Вы работать за рубежом?, в %
Затрудняюсь ответить - 29,1
Да - 31,7
Нет - 39,2
Как видно, у каждого третьего выпускника - 31,7% есть такое намерение, чаще всего это выходцы из города (34,4% против 25%). Одновременно большая доля опрошенных - 39,2% - не намерены работать за границей, это характерно в большей мере для выходцев из села. Не смогли дать определенного ответа на вопрос - 29,1%. Полученные данные позволяют говорить об определенной и достаточно сильной миграционной установке молодых специалистов.
Потребности научно-технического и социального прогресса, социальная практика в последние десятилетия заставили отказаться от негативного отношения к такой категории, как карьера. Постепенно пришло понимание того, что отбор и выдвижение наиболее способных людей должны осуществляться на основе открытой и честной состязательности на всех этапах учебы и трудовой жизни человека. Стремятся ли выпускники Калмыкии сделать карьеру, к какой категории людей они себя относят? (см. Диаграмму 11).
114
№ 2(21), 2010 г.
Диаграмма 11
Одни люди стремятся сделать карьеру, другие к этому не стремятся. К каким людям Вы относите себя?, в %
Затрудняюсь ответить Ни то, ни другое, буду просто работать Я тот, кто не стремится сделать карьеру Я тот, кто стремится сделать карьеру =1 13,2
\ 21.6
1 9,2
=1 56
1 1 1 1 1
0 10 20 30 40 50 60
Установку на карьерный рост выразили большинство выпускников - 56%, в большей мере это выходцы из города (59,3% против 48%), в равной мере и юноши, и девушки, особенно в возрасте 17-18 лет (72,1%). Не стремится сделать карьеру практически каждый десятый респондент - 9,2%. Более, чем каждый пятый - 21,6% - не отнес себя ни к одной группе и «будет просто работать». К этой нейтральной группе можно больше отнести выходцев из села (26% против 19,8%).
Если большинство выпускников заявили, что относят себя к людям, которые стремятся сделать карьеру, то какую же позицию они хотели бы занять на пике своей карьеры? (см. Диаграмму 12).
Диаграмма 12
Какую позицию Вы хотели бы занять на пике своей карьеры?,
в %
20 15 10 5 0
1 с о I . . . . 9, 110 1 . . . . 2
11,8 I- • • • | 1 2 3 I -
.
16,9 I- • • • | 1 6 5 -
1 « 7 гг .
i5,/ с 1 7 2 I 1,1 е' 1,7 спи" 2,5 1
12,3
Служащий (бухгалтер, врач, преподаватель, научный работник и др.)
Руководитель небольшого коллектива (бригады, группы)
Руководитель крупного подразделения на предприятии, в учреждении (зав. отделом, менеджер
Руководитель предприятия, учреждения, компании
Высокая должность в органах государственного, муниципального управления
Предприниматель, руководитель частной фирмы
Наемный работник
Другое
Мои жизненные цели не связаны с работой Затрудняюсь ответить
Согласно результатам, в целом треть выпускников - 33,4% - заявили о желании занять в будущем самые высокие должности: руководителя предприятия, учреждения, компании - 16,9% и руководителя более высоких звеньев управления - 16,5%. Такие притязания характерны для молодых людей, вышедших из семей с тремя детьми, как для юношей, так и для девушек, как для городских, так и для сельских. Каждый восьмой - 12,3% - хотел бы стать руководителем крупного подразделения на предприятии (зав. отделом, менеджером среднего звена). Такие устремления встречаются чаще у выпускников из многодетных семей.
115
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Реже встречаются притязания студентов на позицию руководителя небольшого коллектива (бригады, группы) - 11,8%. О своем намерении стать предпринимателем, руководителем частной фирмы заявил более, чем каждый шестой респондент - 15,7%. Заметим, что такие намерения чаще выражали выходцы из города, в равной мере и девушки, и юноши в возрасте от 17 до 21 года. Среди опрошенных каждый десятый - 9,2% - видит себя рядовым исполнителем (служащим, рабочим или специалистом). Такие притязания демонстрируют чаще выходцы из села, девушки, молодые люди от 23 лет. Для 2,5% респондентов жизненные цели не связаны с работой, 1,1% видят себя наемным работником.
В целом, молодые люди имеют достаточно высокие должностные амбиции. Их больше всего привлекает позиция руководителя компании, предпринимателя и даже руководителя более крупного ранга.
Какую же работу хотели бы иметь опрошенные молодые люди? Какие критерии при ее выборе важны для выпускников? (см. Диаграмму 13).
Диаграмма 13
Что, по Вашему мнению, важнее всего при выборе работы?, в %
Затрудняюсь ответить Общественно значимая работа Большой отпуск
Возможность приносить пользу обществу, людям Близость работы от дома Возможность продвижения по службе Социальный пакет Возможность получить жилье Престижность Возможность профессионального роста Хороший начальник Удобный график работы Интересная работа Отношения в коллективе Высокая заработная плата
Р 1,7
2,8 Р 1,4
13,1
9,2
13,4
=Г
12
14,
: 11,5 ==| 16,2
10
20
35
140,9
43,4
30
=F
40
=F=
50
60
=F
70
70,9
80
8
0
Для абсолютного большинства респондентов - 70,9% - при выборе работы более всего важна высокая заработная плата. Чаще всего это характерно для юношей - выходцев из города. Отношения в коллективе привлекают многих выпускников - 43,4%, особенно девушек. На интересную работу ориентируются 40,9% опрошенных, чаще девушки и респонденты из многодетных семей. На возможность профессионального роста нацелен каждый третий респондент - 35% - независимо от пола, возраста, места жительства. Каждый шестой - 16,2% - оценит при выборе работы удобный график работы. На престижность работы ориентируются 14,3%, особенно юноши. Каждый восьмой опрошенный - 12% -видит в работе возможность приносить пользу обществу, людям, чаще всего это девушки. Хорошего начальника хотел бы иметь каждый десятый опрошенный - 11,5%. Продвижение по службе важно для 9,2% респондентов. Для выпускников менее важна возможность получить жильё как критерий при выборе работы - 7,8%. Социальный пакет и близость работы от дома также оказались наименее важными - 3,4% и 3,1%. Общественно значимую работу в большей мере оценили девушки и выходцы из села -2,8%.
Можно отметить следующую тенденцию: для молодых людей именно высокая заработная плата, т. е. материальный критерий, является основным при выборе места работы. Многие демонстрируют активные достижительные установки: для них важными являются интересная работа и возможность профессионального и должностного роста.
У молодых людей сегодня немало возможностей и ресурсов для достижения жизненных целей. В ходе исследования мы постарались выявить, какими именно ресурсами обладают современные выпускники? (см. Диаграмму 14).
116
№ 2(21), 2010 г.
Диаграмма 14
Какие из перечисленных ресурсов есть у Вас для достижения поставленных жизненных целей?, в %
Подавляющее большинство - 75,4% - заявляют о своих личных качествах (целеустремленность, трудолюбие и др.), в большей мере это характерно для девушек (77,7% против 72,5%) и выходцев из города (80,6% против 62,5%). Около половины опрошенных - 45,4% - имеют поддержку родителей, родственников, друзей. На этот ресурс больше всего указали девушки (51,3% против 38,1%). Об обладании интеллектуальными способностями заявили практически половина респондентов - 44,3%, особенно юноши (46,9% против 42,1%), молодые жители города (46,6% против 38,5%). Треть опрошенных отметили крепкое здоровье как собственный ресурс - 31,9%, в большей мере это юноши (40% против 25,4%), реже этот ресурс отмечали выпускники в возрасте 23 и более лет. Примерно такая же часть респондентов - 30% - считают своим ресурсом качество полученного образования, чаще это молодые горожане (31,2% против 26,9%), реже такой ресурс отмечали выпускники от 22 лет и старше (15,7% против 28,8%). На опыт работы, профессиональные навыки, полученные в процессе работы в годы учебы, надеется примерно каждый третий - 29,7%, особенно это молодые жители города (32,8% против 22,1%), выпускники от 20 лет и старше (48,5% против 41,9% - 18-19 лет). Привлекательную внешность, умение стильно одеваться считают своим ресурсом 16,8% опрошенных, в большей мере это городская молодежь, как юноши, так и девушки, выросшие в малодетных семьях. Нужными связями, знакомствами обладает каждый шестой - 16,5% - чаще в возрасте 22 года и старше (34,9% против 22,2%). Каждый десятый -10,9% - воспринимает имеющиеся комфортные условия их жизни как определенный ресурс, особенно это молодые горожане (12,3% против 7,7%), менее характерно это для выходцев из многодетных семей (2,4% против 12,4%). В качестве одного из ресурсов рассматривали поддержку учебного заведения, преподавателей 6,2% опрошенных, чаще это 17-летние выпускники (22,2% против 5,7%-22-23 года) и выходцы из многодетных семей (9,8% против 6,5%-2 детей). Реже всего - 5,6% - респонденты указали на удачный, выгодный брак как возможный ресурс. Участие в работе общественно-политических организациях как один из ресурсов для достижения жизненных целей рассматривают - 5%, в большей мере это молодые жители села (7,7% против 4%). Не обладают никакими из достижительных ресурсов, по собственной оценке, 1,1% опрошенных.
Таким образом, наиболее важными ресурсными факторами для достижения поставленных перед собой жизненных целей выпускники считают: личные качества, умственные способности, поддержку близких, здоровье, качественное образование и опыт работы.
Какие же ресурсы сегодня необходимы выпускникам? (см. Диаграмму 15).
117
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 15
А в чем из перечисленного Вы сегодня нуждаетесь больше всего?, в
%
Затрудняюсь ответить Ничего из перечисленного Удачный/выгодный брак Участие в работе общественно-политических организаций Поддержка учебного заведения, преподавателей Нужные связи, знакомства Крепкое здоровье Комфортные условия жизни Качественное образование Привлекательная внешность, умение стильно одеваться Поддержка родителей, родственников, друзей Опыт работы, профессиональные навыки Интеллектуальные способности Личные качества (целеустремленность, трудолюбие)
□ 6,2
□ 6,7
□ 11,5
9,8
] 10,9
| 3,6
] 10,4
□ 8,4
10,1
23
20,2
23,8
8,6
41,5
10
20
30
40
50
0
Как оказалось, большинству выпускников не хватает опыта работы, профессиональных навыков - 41,5%, особенно выходцам из села (49% против 38,3%). Вторым необходимым ресурсом считают нужные связи, знакомства - 28,6%, в большей мере это необходимо молодым людям от 22 лет и старше (34,9% против 22,2% - 17 лет), юношам (31,3% против 26,4%).
Качественное образование считает необходимым практически каждый четвертый - 23,8%, чаще всего это молодые специалисты до 21 года (28,8% против 14%- 23 и более лет). Примерно такая же доля опрошенных считает необходимым для себя крепкое здоровье - 23%. Поддержки учебного заведения, преподавателей не хватает каждому десятому - 10,9%. Поддержка родителей, родственников, друзей необходима для 10,4% респондентов, особенно для молодых горожан (11,5% против 7,7%) и для 22-23-летнего возраста (11,4% против 5,6% - 17 лет). Почти такая же доля выпускников - 10,1% - выразили «спрос» на личные качества, считая, что им не хватает целеустремленности, трудолюбия. В интеллектуальных способностях испытывают потребность 8,4% выпускников, чаще всего в возрасте 17 лет (22,2% против 2,9% - для 22-23 года), городские жители (9,9% против 4,8%), юноши (10,0% против 7,1%). Менее всего необходимым для себя посчитали привлекательную внешность, умение стильно одеваться - всего 3,6%, большинство из них это сельские молодые люди (5,8% против 2,8%).
Таким образом, для достижения жизненных целей молодым людям необходимы: опыт работы, профессиональные навыки; нужные связи, знакомства; качественное образование; интеллектуальные способности; крепкое здоровье; комфортные условия жизни.
При ответе на вопрос, какие специальности сегодня востребованы в республике, каждый третий молодой специалист назвал профессию «предприниматель». Планируют ли молодые люди создать свой бизнес? (см. Диаграмму 16).
Планируете ли Вы создать свой бизнес?, в %
Диаграмма 16
Затрудняюсь ответить -37,3
Планирую создать свой
бизнес - 41
,7
118
Не планирую создать свой бизнес - 21
№ 2(21), 2010 г.
Выяснилось, что в планах многих молодых специалистов - 41,7% - есть намерение открыть свое дело, особенно это юноши (47,5% против 37,1%), молодые жители города (43,8% против 36,5%). Таких намерений нет у 21%, - чуть в большей мере это девушки (23,4% против 18,1%), в возрасте от 23 лет и старше (37,2% против 16,7% - до 20 лет). Более трети молодых специалистов - 37,3% - не дали конкретного ответа.
Таким образом, большинство молодых специалистов планируют создать свое дело, «работать на себя», что в условиях нынешней экономической ситуации может показаться, с одной стороны, довольно рискованным, а с другой - веянием времени, стремлением молодых, образованных людей к экономической независимости, самостоятельности.
Готовы ли молодые специалисты идти на риск, чем готовы рисковать, чтобы достичь жизненного и профессионального успеха? (см. Диаграмму 17).
Диаграмма 17
На какие из перечисленных рисков Вы готовы пойти, чтобы достичь успеха и стать профессионалом?, в %
55,7i
32,5
23,2 I
11,8 I
16,5
12 I
11,8
3,9 [ 3,6 6,7 6,2 4,8 с 6,2
1 1 с На все перечисленные
’ - Заниматься тяжелым физическим неквалифицированным
Затрудняюсь ответить
Не готов идти на риски, жзртвы, ограничения
трудом
Жить в плохих, тяжелых бытовых условиях Рисковать здоровьем
Выполнять работу ниже полученной квалификации Иметь дело с криминалом
Р аботать в организации с жесткой регламентацией Работать в сельской местности
Откладывать создание семьи, рождение ребенка - Согласиться на ненормированный график работы, работать
по 12-16 часов в сутки Ограничить общение с друзьями
Отказывать себе в отдыхе, развлечениях
Переехать в другой город
60
50
40
30
20
10
5
0
Более половины молодых специалистов - 55,7% - для достижения успеха готовы переехать в другой город, чаще всего на переезд согласны городская молодежь (59,3% против 47,1%), выходцы из многодетных семей (61,01% против 42,9% - 1 ребенок). Каждый третий - 32,5% - может отказывать себе в отдыхе, развлечениях, особенно юноши (36,3% против 29,4%). Четвертая часть респондентов - 23,2% - готова согласиться на ненормированный график работы, работать по 12-16 часов в сутки, в равной мере это и юноши, и девушки, чуть больше - сельская молодежь (27,9% против 21,3%) и выходцы из многодетных семей (31,7% против 20,3% - 2 детей). Каждый шестой готов отложить создание семьи, рождение ребенка - 16,5%, причем в равной мере и юноши, и девушки (15,6% и 17,3%), и городская, и сельская молодежь (17,4 % и 14,4%). Работать в сельской местности, чтобы достичь успеха, готовы 12% молодых специалистов, чуть в большей мере сельская молодежь (15,4% против 10,7%). На ограничение общения с друзьями пойдет каждый десятый - 11,8%, чаще это 22-23-летняя молодежь (21,4% против 5,6% - 17 лет), из многодетных семей (22% - 4-5 детей против 8,5% - 2 детей). Работать в организации с жесткой регламентацией и выполнять работу ниже полученной квалификации не против 6,2% молодежи, особенно юноши (8,8% против 4,1% и 7,5% против 5,1%). Рисковать здоровьем могли бы 6,7%, чаще всего опять-таки юноши (11,3% против 3%) и в возрасте 18-19 лет (8,8% против 4,3% - 22-23 года). Заниматься тяжелым физическим, неквалифицированным трудом могли бы 3,9% респондентов, в большинстве своем это юноши (7,5% против 1%) и молодежь до 19 лет (5,6% - 17 лет против 2,3% - 23 лет и старше). Меньше всего молодые люди готовы жить в плохих, тяжелых бытовых условиях - 3,6%. 1,1% молодых выпускников, чтобы достичь успеха, готовы идти на все перечисленные риски.
Не готовы рисковать, ограничивать себя в чем-то 5,0% выпускников Калмыкии. В открытом варианте ответа один из выпускников отметил, что «готов на все, кроме жертв, потери близких и друзей».
119
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Итак, молодые специалисты ради достижения жизненного успеха готовы: 1) переехать в другой город; 2) отказывать себе в отдыхе, развлечениях; 3) иметь ненормированный график работы, трудиться по 1216 часов в сутки; 4) отложить создание семьи, рождение ребенка; 5) работать в сельской местности.
Кем же видят себя молодые специалисты в тридцатилетнем возрасте? Этот вопрос позволяет выделить и цели, и притязания молодых людей. На данный вопрос молодым людям было предложено дать открытый ответ. Футурологические «Я-образы» респондентов были условно классифицированы по 7 блокам. Результаты показали, что, в первую очередь молодые люди связывают свое будущее с профессией, работой, карьерой и указывают работу по конкретной специальности: «Следователем прокуратуры», «Главным бухгалтером», «Майором МЧС» и др.; или же планируют открытие собственного дела, своего бизнеса: «Предпринимателем, бизнесменом, хочу открыть свой бизнес», «Бизнесменом в гостиничном бизнесе», «Бизнес-леди».
Для многих важна нравственность, личная самореализация: они обращаются к личным ощущениям и говорят о своем желании быть в 30 лет здоровым, красивым, удачным, счастливым, а также самодостаточным человеком, сформировавшейся и выдающейся личностью. Некоторые отмечают моральную сторону своего футурологического образа: «Хороший человек, который не сбился с пути», «Справедливым, грамотным руководителем».
Выпускники в будущем видят себя также занимающими высокое положение, статус, причем связывают его с политической деятельностью: «Президент РФ», «Глава республики», «Министр», «Политик», «Занимаю высокую должность в организации госуправления». Кроме того, молодые люди хотели бы в 30 лет быть руководителями компаний: «Руководитель частной инженерной фирмы», «Директором модного клуба», «Руководителем лечебного учреждения».
К 30 годам многие молодые люди готовы создать семью и связывают свой образ с семейным статусом, но при этом отмечают успешную реализацию своих профессиональных планов: «Женой, мамой, занимающей высокую должность», «Женатый, вполне устроенный», «Хорошим отцом 2-х детей, крепко стоять на ногах и помогать своим родителям». Отметим, что семья и личные профессиональные, карьерные планы тесно связаны для молодых специалистов. Можно сказать, что молодежь готова создать семью при условии своей готовности, прежде всего, материальной.
Богатство и состоятельность являются важной составляющей для молодежи в 30-летнем возрасте, они видят себя: «Богатым и обеспеченным, живу на Гавайях».
Жизненный успех в 30-летнем возрасте для молодежи выглядит следующим образом: «Престижным, толстым дядей», «Крутым человеком», «Успешный человек», «Профессионалом», «Успешной женщиной с достатком». Один из выпускников хотел бы стать ни больше, ни меньше, а «Правителем мира».
Надо отметить, что ответ на данный вопрос вызывал затруднения у заметной части выпускников, заставлял их задуматься. Скорее всего, многие молодые люди не представляли себя через 5-10 лет, не строили долгосрочных планов своей жизни. Такая неопределенность относительно своего будущего нашла отражение в следующих ответах: «Затрудняюсь ответить», «Поживем-увидим», «Жизнь покажет», «Не задумывалась», «Не знаю», «Я не вижу себя в 30 лет», «Никем».
Молодые специалисты Калмыкии чаще всего видят себя в 30 лет людьми, реализовавшими свои карьерные, профессиональные планы, состоятельными людьми и с хорошей семьей. Вместе с тем, некоторые молодые специалисты просто не задумывались о своем недалеком будущем и поэтому не могли представить себя в 30 лет, а надо было бы.
Таковы социально-трудовые, статусные стратегии выпускников ССУЗов и вузов Республики Калмыкия. Трудовые отношения, «работа» - прежде всего, это источник материального благополучия, молодые люди продемонстрировали достаточно «амбициозные» планы относительно будущей трудовой деятельности: они стремятся сделать карьеру, стать, как минимум, руководителем компании или же создать свой бизнес. При этом они реально оценивают свои «трудовые» преимущества и недостатки, многие по окончании учебного заведения имеют некоторый опыт работы. Для достижения своих целей молодые люди готовы идти на достаточно серьезные риски.
120
№ 2(21), 2010 г.
АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
ДРЕМОВ И. И., КОЛЬЦОВ П. М.
ПОГРЕБЕНИЕ ПОЗДНЕГО КОЧЕВНИКА С КОНСКОЙ УПРЯЖЬЮ
В 2009 г. археологическая экспедиция Калмыцкого государственного университета провела охранные раскопки 2 курганных групп в Кетченеровском р-не Республики Калмыкия в зоне строительства объекта «Реконструкция Приозерного канала Черноземельской обводнительно-оросительной системы Республики Калмыкия». В курганной группе Алцынхута-1 был исследован курган 2, содержавший одно погребение, датируемое золотоордынским временем. Погребение интересно сочетанием «женского» и «мужского» инвентаря - бронзового зеркала и деталей конской упряжи.
Курган 2 располагался в 9 км к югу от п. Алцынхута. Насыпь кургана диаметром 18 м при высоте 0,38 м к моменту раскопок была задернована. Снятие насыпи производилось с помощью бульдозера с оставлением по центру бровки шириной 1 м, ориентированной по линии СЮ. Нивелировочные замеры внутри кургана производились от нулевой отметки. Бровка зачищалась и фиксировалась с обеих сторон. За лицевую сторону бровки, с которой она рисовалась, принят ее восточный фас.
Стратиграфия
Насыпь имела однородную стратиграфию, как с восточной, так и с западной стороны.
- Дерновый слой - слабо гумусированный суглинок - 15-25 см.
- Насыпь - коричневый суглинок до 40 см толщиной, достигает 55-60 от 0R.
- Погребённая почва - тёмно-коричневый суглинок - 20-15 см толщиной, достигает 70-80 см от 0R.
- Предматериковый слой - серо-коричневый суглинок - 10 см толщиной, достигает 90-100 см от 0R.
- Материк - светло-коричневый суглинок.
Могильный выкид визуально не прослеживался, так как почвенный слой очень слабо гумусирован.
Погребение. В западной поле в 60 см к западу от бровки, в 0,6-2,0 м к югу от 0R на глубине -0,95 м зачищено могильное пятно овальной формы, ориентированное длинными сторонами по линии север - юг. Могила выделялась более тёмным цветом, но её края не читались. Заполнение ямы - тёмно-коричневый суглинок, плотный, как затёк. В заполнении встречались многочисленные норы, которые придали ему свойства, аналогичные грабленым могилам. Могильная яма имела подовальную форму размерами 233 см х 148 см. Стенки могилы вертикальные, следы орудий на стенках не прослеживались. Северная стенка у дна расширялась, образуя небольшой подбой до 10 см глубины и 30 см высоты возле черепа погребённого.
На глубине 115-150 см зачищены кости лошади (череп и ноги) и детали конской сбруи - седла, узды и стремян (рис. 1). В 25-55 см от западной стенки лежал сильно разрушенный череп лошади мордой на запад. На черепе лежала бронзовая скобка из проволоки, рядом полая кость в виде клыка животного или когтя птицы и фрагмент разрушенных железных удил. По центру могилы лежали кости ног лошади в естественном сочленении с путовыми костями и копытом. Вплотную к ним находилось полностью разрушенное стремя, от которого остались только бурые окислы. Сохранить его не удалось, так как в сухом плотном грунте окислы при зачистке развеивались ветром. К югу от ног лошади на разной глубине встречались костяные накладки на седло - на переднюю луку и край седловины. На некоторых накладках и в стороне от них сохранились костяные гвоздики для крепления к деревянной раме. От деревянных деталей седла не сохранилось даже тлена. Костяные детали лежали беспорядочно, и форму седла можно восстановить только по аналогиям, о чём будет сказано ниже при описании инвентаря. Ближе к восточной стенке могилы лежали кости ещё одной пары лошадиных ног. По-видимому, в заполнение или на перекрытие, от которого не сохранилось никаких следов, были положены отрубленный череп с обломками узды, ноги лошади, стремя и обломки седла.
На глубине -180 см от 0R зачищен скелет взрослого человека небольшого роста (от темени до ступней 150 см), на спине вытянуто, черепом на запад, лицом на север. Правая рука был положена вдоль туловища, в слегка согнутом положении, левая лежала под туловищем (рис. 2). На левой половине тазовой кости находилось бронзовое зеркало с ушком. На лицевой стороне сохранились окислившиеся остатки ткани. Между северной стенкой и бедренной костью лежал комок мела (рис. 2).
В 25-50 см к югу от тазовых костей лежали разрозненные кости животного - ноги, рёбра и фрагменты черепа.
121