№ 1(22), 2011 г.
Таблица 2
Приходилось ли Вам при решении возникающих в ходе проверок проблем прибегать к неформальным платежам (взятки, подарки, услуги)?, в %
№ Наименование организации Да, приходилось (от кол-ва проходивших проверку)
1 Налоговые органы 22,5
2 Пенсионный фонд 2,8
3 Фонд социального страхования 2,9
4 Фонд обязательного мед. страхования 5,8
5 Пожарная инспекция 11,1
6 Роспотребнадзор 13,4
7 Участковый милиционер 8,69
8 Департамент экономической безопасности МВД РФ 15,7
9 Прокуратура -
10 Антимонопольная служба -
11 Г осударственная инспекция труда 5,5
12 Росприроднадзор 6,6
13 Ростехнадзор 10,0
14 Местные органы исполнительной власти -
Судя по приведенным данным, представителям бизнеса нередко приходится делать неформальные платежи при прохождении проверок. Наиболее часто это происходит при взаимодействии с налоговыми органами (22,5%), Департаментом экономической безопасности МВД РФ (15,5%), Роспотребнадзором (13,4%), пожарной инспекцией (11,1%).
По данным опроса, количество респондентов, делавших неформальные платежи при проверке, составило 45 % от общего количества опрошенных. Вместе с тем, как уже упоминалось ранее, более четверти опрошенных (27,5%) признались, что сталкивались с коррупцией. Из этого следует, что представители бизнеса, столкнувшиеся с необходимостью делать неформальные платежи, не рассматривают взяточничество как проявление коррупции.
Таким образом, в ходе исследования нашла подтверждение гипотеза о том, что в процессе осуществления коммерческой деятельности практика взаимодействия предпринимателей с контрольнонадзорными органами и властями различного уровня сопряжена с коррупционными ситуациями. Явные и скрытые административные барьеры при прохождении различных процедур в ходе коммерческой деятельности провоцируют коррупционные ситуации. Во избежание материальных и временных затрат на прохождение различных процедур, представители бизнеса вынуждены практиковать неформальные соглашения с чиновниками контрольно-надзорных органов и представителями властей различного уровня. Взятки, оказание ответных услуг или подношение презентов чиновникам контрольно-надзорных органов, по нашему мнению, представители бизнеса рассматривают как традиционную и устоявшуюся систему. К сожалению, выявленная тенденция, судя по материалам социологических исследований, весьма распространена и устойчива. Не исключено, что сохранение или усиление административного давления на бизнес может провоцировать представителей бизнеса сниматься с официального учета и уходить в теневой сектор.
ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА С.Э., ЧУРЮМОВА Э.А.
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
СРЕДНИХ ШКОЛ КАЛМЫКИИ
Аннотация
Выбор профессии главная социальная задача в рассматриваемом возрасте. Каковы целевые установки и стратегия поведения выпускников средних школ Калмыкии? Опыт социологического исследования.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, стратегия поведения выпускников школ, рынок труда, рынок образовательных услуг, жизненные ценности.
121
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
LIDZHI-GORYAEVA S.E., CHURUMOVA E.A.
SOCIAL AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF KALMYKIAN HIGH SCHOOL
GRADUATES
Abstract
Choosing a career major social problem in this age. What are the targets and strategy behavior of high school graduates Kalmykia? The experience of sociological research.
Key words: professional orientation, strategy behavior of school-leavers, the labor market, the market of educational services, life values.
Проблема занятости молодежи многоаспектна и остается «болезненным» вопросом для государства. В результате экономического кризиса, социальных изменений, трансформации структуры рынка труда обозначилась тенденция того, что труд для молодежи сегодня это не цель, а средство для обеспечения желаемого уровня жизни. Рынок образовательных услуг сегодня часто не связан с потребностями регионального рынка труда, и национального.
Эти факторы находят отражение в процессе социализации школьной молодежи, которые находятся на этапе профессионального и личностного самоопределения. В данной статье мы попытаемся проследить процесс формирования стратегии адаптации выпускников средних школ Калмыкии в сфере образования и рынка труда.
Цель исследования: выявление профессиональной ориентации выпускников средних школ Республики Калмыкия и ее соответствие спросу на региональном рынке труда.
Объект исследования: выпускники средних школ Республики Калмыкия.
Предмет исследования: профессиональная ориентация как жизненная стратегия выпускников средних школ Республики Калмыкия.
В ходе исследования было опрошено 362 выпускника средних школ в г. Элиста и в трех районах республики. Выборка репрезентативна и представительна модели выпускников данного года по ряду признаков.
Социально-демографическая характеристика респондентов
По месту жительства: среди опрошенных 72,9% - выпускники сельских средних школ и 27,1% -городских школ (см. Диаграмму 1).
Ты живешь?, в %
аграмма 1
В городе - 27,1
В селе - 72,9
По полу: юноши- 47,8 %, девушки - 52,2 % (см. Диаграмму 2)
Твой пол?, в %
иаграмма 2
Женский - 52,2
Мужской - 47,8
122
№ 1(22), 2011 г.
По возрасту: 16 -летние - 69,3 %; 17- летние - 28,5 %; 18-летние - 2,2 % (см. Диаграмму 3).
Диаграмма 3
Твой возраст, в %
18 лет - 2,2
16 лет -
69,3
Каждому респонденту-выпускнику было предложено назвать количество детей в его семье, включая самого себя. В итоге получены следующие результаты (см. Диаграмму 4).
Диаграмма 4
По количеству детей в семье, в %
50
40
30
20 16
10 —
45
21
'6,1 ■
0,3
3,6
И
Только я Двое Трое Четверо Пятеро Шестеро Более
шести
детей
8
0
Практически каждый второй из выпускников - 45% - воспитывается в семье с двумя детьми; каждый пятый - 21% - в семье с тремя детьми; у 8% - в семье четверо детей; у 6,1% - пятеро; 0,3% - шестеро; 3,6% - более шести детей. В каждой шестой семье - 16% - респондент является единственным ребенком.
Как видим, преобладающее большинство нынешних выпускников школ воспитывается в малодетных семьях (один-два ребенка) - 61%. Выходцами из многодетных семей (трое детей и более) являются 39% выпускников. Как показал дальнейший анализ полученной информации, количество детей в семье является одним из важных факторов при выборе жизненной стратегии и профессии.
В ходе опроса мы попытались выявить материальное положение семей выпускников школ и возможность его влияния на профессиональную ориентацию (см. Диаграмму 5).
123
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 5
Как ты считаешь, какое материальное положение у твоей семьи в
настоящее время?, в %
Денег хватает лишь на самые необходимые продукты
Покупка товаров длительного пользования не вызывает больших затруднений
Затрудняюсь ответить
На продукты и повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения
Наша семья может практически ни в чем себе не отказывать
Денег в основном хватает, мы можем даже кое-что откладывать. Но для покупки товаров длительного пользования (телевизор, холодильник) приходится брать кредит или в долг
Денег на питание и одежду хватает, но на семейный отдых недостаточно
Денег хватает на питание, одежду и повседневные расходы
:4,1
□ 4,1
Ц 4,4
Ц 11,3
11,9
Ц 13,5
Ц 18,2
30,6
0 10 20 30 40
C определенной долей условности можно говорить, что, по результатам опроса, 15,4% семей выпускников имеют низкий материальный достаток: («на продукты и повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения» - 11,3% , «денег хватает лишь на самые необходимые продукты» - 4,1%). Около половины семей 48,8% имеют средний достаток: («денег хватает на питание, одежду и повседневные расходы» - 30,6% , «денег на питание и одежду хватает, но на семейный отдых недостаточно» - 18,2%). Почти треть 29,5% семей имеют достаточно высокий материальный уровень: («денег в основном хватает, мы можем даже кое-что откладывать, но для покупки товаров длительного пользования (телевизор, холодильник) приходится брать кредит или в долг» - 13,5%, «наша семья может практически ни в чем себе не отказывать» - 11,9%, «покупка товаров длительного пользования не вызывает больших затруднений» - 4,1%).
В настоящей публикации изложены основные результаты исследования. Одной из основных задач данного исследования было выявление ценностных ориентаций выпускников средних школ Калмыкии. Отметим, что ценностная ориентация - относительно самостоятельный феномен группового и индивидуального сознания, один из важнейших мотивов формирования и реализации жизненных планов молодежи. Ниже приведены данные, отражающие иерархию ценностей выпускников (см. Диаграмму 6).
В пятерку «лидеров», получивших наибольшее число предпочтений, вошли приватные ценности: «Жизнь, семья, брак» - важны для абсолютного большинства выпускников - 87% , равно как для юношей, так и для девушек (87,9% и 86,2%); как для сельских, так и для городских выпускников (87,1% и 86,7%). На втором месте - «учеба, получение образования, повышение квалификации» - 56,4%. Стремление к получению образования не зависит от материального положения семьи выпускника: примерно по 60% у выходцев из семей как мало- и среднеобеспеченных, так и с высоким уровнем достатка. При этом стремление к получению образования чуть в большей мере характерно для школьников из многодетных семей, чем из малодетных семей (63,6% - пятеро детей и 53,4% - один или два ребенка). Третье место в иерархии ценностей занимает «здоровье, личная безопасность» - 51,7% (девушки - 56,1%, юноши -46,8%). «Материальный достаток, благополучие» является важным почти для половины опрошенных -49,7% (юноши - 54,3%, девушки - 45,5%), и в особенности для выходцев из малообеспеченных семей (60% - «денег хватает лишь на самые необходимые продукты»).
124
№ 1(22), 2011 г.
Диаграмма 6
Какие жизненные ценности более всего важны для тебя?, в %
- Свобода слова, убеждений, право критиковать недостатки _ Карьера, известность в обществе
- Самореализация _ Нравственность, мораль
- Родина, родная земля _ Деньги
- Работа, которая приносит хороший заработок " Работа, которая дает возможность реализовать свои
способности
- Общение с родственниками, с друзьями _ Любовь, личное счастье
- Материальный достаток, благополучие _ Здоровье, личная безопасность
- Учеба, получение образования, повышение квалификации _ Жизнь, семья, брак
0
Замыкает пятерку «лидеров» такая ценность, как «любовь, личное счастье» - 45,3% (юноши - 49,7%, девушки - 41,3%).
«Общение с родственниками, с друзьями» посчитали ценным для себя более трети опрошенных - 38,4% (городские жители - 46,9%, сельские - 35,2%).
Категории, связанные с работой, посчитали ценными для себя треть опрошенных: 33,1% - «работа, которая дает возможность реализовать свои способности» (девушки - 38,1%, юноши - 27,7%). Эта ценность становится важнее для школьников, где в семье больше детей (35% - двое, 45,5% - пятеро и 24,1% - один ребенок). Примерно такая же часть - 30,7% - отметили, что для них важна «работа, которая приносит хороший заработок», чаще это сельские школьники - 33,7%, чем городские - 22,4%. Отметим, что для респондентов, являющихся одним ребенком в семье, эта ценность не является важной - 22,4% и 55,2% - четверо детей.
Такая ценность, как «деньги», оказалась важной для каждого шестого выпускника школы - 18,0%; чаще всего это характерно для школьников из малообеспеченных семей.
«Родина, родная земля» важны для каждого шестого выпускника школы - 16,9%. По данным опроса, привязанность к родным местам, малой родине в большей мере проявляется у молодых людей из малообеспеченных слоев населения - 26,7% («денег хватает лишь на самые необходимые продукты»), чем у тех, кто вырос в обеспеченной семье - 11,6% («семья может практически ни в чем себе не отказывать»).
В системе своих жизненных ценностей из исследуемых опроса выпускников отдали предпочтение таким ценностям, как «нравственность, мораль» - 15,2%, «самореализация» - 14,9%, «карьера, известность в обществе» - 14,4%, «свобода слова, убеждений, право критиковать недостатки» - 11,6%.
В системе ценностей выпускников школ Калмыкии, стоящих на пороге выбора своего жизненного пути, главенствующее место занимают такие социальные ценности, как «жизнь, семья, брак,» т.е. общечеловеческие, смысложизненные ценности. Впрочем, это характерно для большинства россиян различных возрастных когорт, о чем свидетельствуют материалы социологических опросов в разные периоды времени и в разных регионах страны. Ценность работы как реализации своих способностей или как средства материального благополучия для нынешних выпускников практически равнозначны. Нравственность, мораль как ценности не получили высокой оценки у выпускников. Скорее всего, это объясняется тем, что в силу своего возраста, социального опыта (семья, школа, сверстники) они еще не задумывались над этими категориями.
Основной задачей данного исследования было выявление стратегии поведения выпускников средних школ после окончания школы (см. Диаграмму 7).
87 I
11,6 с 14,4 |= 14,9 cz 15,2 cz 16,9 18
30,7 с 33,1 izz 38,4
45,3 49,7 51,7 I 56,4
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
125
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 7
Что ты собираешься делать после окончания школы?, в %
Пойду в армию
Буду учиться в среднем специальном учебном заведении (училище, колледж) за пределами Калмыкии
Буду учиться в среднем специальном учебном заведении (училище, колледж) в Калмыкии
Буду учиться и работать
Еще не выбрал место учебы
Буду поступать в ВУЗ в Калмыкии
Буду поступать в ВУЗ за пределами Калмыкии
Как оказалось, более половины выпускников - 58,8% - собираются поступать в вузы за пределами Калмыкии. Такое намерение у подавляющего большинства городской молодежи (73,5%) и (53,4%) - у сельской. Планируют поступать в вузы вне Калмыкии абсолютное большинство респондентов из обеспеченных семей - 80%, («покупка товаров длительного пользования не вызывает больших затруднений»); из семей с низким материальным достатком - 60% - «денег хватает лишь на самые необходимые продукты». Есть и такие, кто хотел бы получить образование за рубежом - 21,3%, среди них больше юношей - 24,3%, чем девушек - 18,5%, больше из обеспеченных семей - 40%, чем из малообеспеченных - 33,3%.
Каждый пятый опрошенный намерен был поступать в вузы Калмыкии - 19,6%. Чаще всего это сельские выпускники (23,1% и 10,2% - городские), юноши (22% и 17,5% - девушки); респонденты из многодетных семей (27,6% - четверо, 27,3% - пятеро, 30,8% - более шести и 13,8% - один ребенок).
Каждый десятый - 11,3% - не определился с местом учебы, но намерение учиться было. Чуть в большей мере это характерно для сельской молодежи (12,1%) и меньшей мере городской (9,2%), для девушек 13,2% и 9,2% - юношей.
Часть выпускников школы 7,5% - «будут учиться и работать», чаще всего это школьники из неполных семей 9,8% и 5,9% - полные. Небольшая часть выпускников 4,1% - планируют учиться в училищах или колледжах Калмыкии и столько же за пределами республики.
Некоторые юноши 1,1% - собираются пойти в армию, причем больше городских - 3,1%, чем сельских - 0,4%.
Согласно опросу, в планах абсолютного большинства выпускников средних школ поступление в вузы Калмыкии или за ее пределами - 78,4%. Среднее специальное образование выбирает значительно меньше выпускников - 8,2%, что говорит о непопулярности такого образования среди молодежи.
Небезынтересно было узнать, каковы мотивы, стремления получения именно высшего образования? (см. Диаграмму 8).
По нашим данным, для каждого третьего выпускника 31,2% - это важно, чтобы в будущем занять достойное место в обществе. Причем и здесь данные отличаются: больше девушек (34,9%) и (27,2%)-юноши , молодых горожан (41,8%) и (27,3%) - селяне, а также для молодых людей из обеспеченных семей - 53,3% против 13,3%. Довольно значительная часть 28,5% - уверены, что их будущая профессия невозможна без высшего образования. Более пятой части 23,2% - намерены в большей мере реализовать свои способности, получив высшее образование. Причем это в равной мере выпускники как из обеспеченных, так и малообеспеченных семей: примерно 27% из каждой категории семей.
Каждый седьмой выпускник школы - 14,1%, - получив высшее образование, хотел бы своим трудом приносить пользу обществу. Чаще всего это городские выпускники (21,4% против 11,4%), из многодетных семей (четверо детей - 17,2%, трое - 14,5% против 10,3% - один). Каждый десятый из опрошенных -10,8% - считает, что получение высшего образования даст возможность более легкой и обеспеченной жизни.
126
№ 1(22), 2011 г.
Диаграмма 8
Если ты решил получить высшее образование, то почему?, в %
0 10 20 30 40
Высшее образование необходимо для того, чтобы занять достойное место в обществе Для профессии, которую я выбираю, необходимо высшее образование
Высшее образование необходимо для реализации своих способностей
Затрудняюсь ответить
Высшее образование небходимо для того, чтобы своим трудом приносить пользу обществу Высшее образование дает возможность более легкой и обеспеченной жизни
На получении высшего образования настаивают мои р одители, р одственники
Высшее образование обеспечивает уважение со стороны др узей и знакомых
Получение высшего образования - требование времени
Большинство одноклассников будут поступать в ВУЗы, и я не хочу отставать от них
1 1 1
1 31.2
8,5
1 2
1 23 2
8
1 1
1 14,1
^2,5 □ 2Д 10.3 10.3 1 10,8
Признались, что «на получении высшего образования настаивают родители, родственники» - 2,5%; «высшее образование обеспечивает уважение со стороны друзей и знакомых» - 2,2%; «высшее образование - требование времени» и «нежелание отставать от одноклассников» - по 0,3%. Следует сказать, что при поступлении в вуз и получении высшего образования на мнение своих близких и друзей ориентировались немногие из опрошенных.
Значит, выбор жизненного пути учащейся молодежи в основном самостоятельный, осознанный. Уже на последней ступени образования из стен школы выпускники ориентированы на высокое статусное и профессиональное самоопределение в обществе.
Небольшая часть опрошенных 8,2% - собираются поступать в средние специальные учебные заведения. По каким же причинам? (см. Диаграмму 9).
Диаграмма 9
Если ты решил получить среднее специальное образование, то
почему?, в %
0 10 20 30 40
У моей семьи нет матер иальных возможностей для поступления и учебы в ВУЗе
Затрудняюсь ответить
Среднего специального образования для меня достаточно, чтобы реализовать свои способности
Для профессии, которую я выбираю, достаточно ср еднего специального образования
Мне необходимо зарабатывать какие-то деньги и содержать себя, помогать семье
Хочу быстрее получить специальность и начать работать
Хочу быстрее почувствовать себя взрослым, самостоятельным человеком
127
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Полученные данные показали, что чаще всего выбор ссуза обусловлен тем, что у семьи нет материальных возможностей для того, чтобы учить ребенка в вузе - 37,2%. Здесь больше выпускников сельских, из многодетных и малообеспеченных семей. 17,2% из опрошенных признались, что этого образования будет достаточно, чтобы реализовать свои способности. 14,6% посчитали, что для выбранной ими профессии достаточно среднего специального образования, особенно это юноши, городские жители. На причину необходимости зарабатывать какие-то деньги, содержать себя и семью указали 10,2% опрошенных, чуть в большей мере это девушки, а также те, чье материальное положение можно охарактеризовать, как «денег хватает лишь на самые необходимые продукты» - 6,7%, чем «денег хватает на питание, одежду и повседневные расходы» - 1,8%. Быстрее получить специальность и начать работать планируют 7,2% выпускников школ. Почувствовать себя взрослыми и самостоятельным человеком хотели 3,7% опрошенных.
Обращает внимание тот факт, что 30,1% выпускников школ затруднились с ответом, почему они выбрали среднее специальное образование. Основная причина выбора ссуза - это отсутствие материальных возможностей для поступления и учебы в вузе.
Очень часто молодые люди и их родители, выбирая свою будущую профессию, руководствуются таким фактором, как ее престижность. Вследствие этого за последние десятилетия резко увеличилась численность выпускаемых специалистов по «престижным» профессиям, возможно, в ущерб качеству обучения и в разрез с реальными потребностями рынка труда. В связи с этим респондентам был предложен перечень из 26 профессий, которые необходимо было назвать «престижными» или «непрестижными» (см. Диаграмму 10).
Полученные данные позволили нам составить рейтинг профессий в глазах нынешних выпускников школ:
1. По престижности. В первой пятерке «лидеров» «престижных» профессий, по мнению выпускников средних школ Калмыкии, следующие: «банкир, финансист» - 95,2%, как для юношей, так и для девушек (93,5% и 97,7%), как для городских, так и для сельских выпускников (94,7% и 95,3%); «бизнесмен» - 91,3%, в большей мере так считают девушки - 94,1%, чем юноши - 88,2%; «политик» - 86,7%, чаще всего это городские выпускники (96,8% против 82,9%), чуть в большей мере респонденты из обеспеченных семей - более 90%; «хай-тек-специалист, программист» - 82,6%, в равной степени для выпускников школ как из полных, так и из неполных семей - 82%, как из малодетных, так и из многодетных семей (89,3% - один ребенок и 84,3% - трое); «юрист» - 77,1%, чаще всего эту профессию выбирают респонденты из многодетных семей (100% - трое детей, 85,7% - пятеро, 69% - один ребенок в семье).
Популярность таких профессий, как банкир, бизнесмен, политик, можно назвать как общероссийской, так и региональной тенденцией, причем мало зависящей от материально-статусного положения семьи.
Во второй «пятерке» лидеров: «менеджер, маркетолог» - 75,1%, «экономист, бухгалтер» - 68,6%, «врач, медработник» - 64,1%, «силовые структуры (милиция, армия, прокуратура)» - 63,4%, «дизайнер» - 61,4%.
2. По непрестижности. В первой пятерке «лидеров»: «продавец, официант» - 93,7%, чуть больше, молодые горожане - 96,9%; «водитель» - 86,4%, горожане - 90,9%, 84,6% - селяне, «непрестижной» эту профессию посчитали респонденты из малообепеченных семей 66,7%, из обеспеченных - 92,3%; «чабан, гуртоправ» - 85,6%, из городских - 93,9%, из сельских - 82,4%, из высокообеспеченных семей -93,3%, из малообеспеченных семей («денег хватает лишь на самые необходимые продукты») - 73,3%; механизатор, тракторист» - 81,1%, городские - 86,9%, сельские - 78,8%; «зоотехник, агроном» -78,2%, девушки - 81%, юноши - 75%, из обеспеченных - 86%, из малообеспеченных семей - 66,7%.
Во второй «пятерке»: «фермер» - 72,5%, «социолог» - 69,5%, «эколог, биолог» - 65,8%, «строитель» - 60,7%, «учитель, преподаватель» - 57,6%.
Таким образом, для молодых людей из материально обеспеченных семей профессии водителя, чабана, гуртоправа, зоотехника, агронома, механизатора, тракториста, продавца не являются «престижными». Они ориентируются на профессии не только интеллектуального труда, но и высокооплачиваемого. Традиционные для экономики региона сельскохозяйственные профессии являются для выпускников школ республики самыми «непрестижными».
128
№ 1(22), 2011 г.
Какие профессии ты считаешь "престижными" или "непрестижными" в настоящее время?, в %
Диаграмма 10
93,7 16,3 Продавец, официант
-
86,4 1 13,6 j Водитель
-
85,6 | ! 14,4 j Чабан, гуртоправ
-
81,1 II 18,9 И Механизатор, тракторист
-
78,2 тш 21,8 И ! Зоотехник, агроном
-
72,5 МШ27 ,5 j j М Фермер
-
69,5 |м М М 30, 5 i i ! Социолог
-
65,8 МШИ 34,2 Эколог, биолог
-
60,7 МШИ !39,3 Строитель
-
57,6 ШИММ 42,4 1 У читель, преподаватель
-
54,8 |МШММ 45,2 ! ! Психолог
-
47,5 ММШММ 52,5! ! ! ! Научный работник
-
45,7 ММММММ 54,3 ММ Инженер
-
45,5 М М ШИП ! 54,5 ММ Певец, актер
-
43,9 ММММММ 56,1 ММ! 1 осударственный, муниципальный служащий
-
42,6 | М М М М М М 57,4! ММ Журналист
-
38,^ ММММММ! 61,4 МММ Дизайнер
-
36,6 1 М i М М М М М 163,4! МММ ( иловые структуры (милиция, армия, прокуратура)
-
35,9 64.1 Врач, медработник
-
31,4 |М М N N М N N 1 68,6: МШИ Экономист, бухгалтер
-
24,9 !!! "а Менеджер, маркетолог
-
-
-
По литик
-
-
4,8jijiSi!iiiSi!il!IISi 95,2 Банкир, финансист
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
□ Непрестижная И Престижная
В процессе опроса сделана попытка узнать, какие профессии, по мнению выпускников школ, востребованы в республике? (см. Диаграмму 11).
Наиболее востребованными на рынке труда Калмыкии выпускники посчитали профессии: «врача, медработника» - 53,6%, больше сельские - 25,8%, чем городские - 19,4%; «строителя» - 44,5%; «учителя, воспитателя» - 41,4%; «агронома, зоотехника, ветеринара» - 32,9%, больше востребованной эту профессию посчитали сельские респонденты - 34,8%, чем городские - 27,6%; «менеджера по работе с клиентами, продажам» - 32,9%, чуть больше в этой группе это городских выпускников - 37,8%, чем сельских - 31,1%, выходцев из обеспеченных семей - 42%, а из малообеспеченных - 14,6%; «научного работника» - 32,6%, юноши - 35,8%, девушки - 29,6%, городские - 36,7%, сельские - 31,1%, из малодетных семей - 37,9% - один ребенок, 31% - четверо детей ; «хай-тек специалиста, программиста» - 30,7%, из обеспеченных семей - 34,9%, из малообеспеченных - 24,4%.
129
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
По мнению молодых людей, республике требуются работники бюджетных и коммерческих структур. Можно отметить, что современные выпускники имеют достаточно четкое представление о спросе на рынке труда в Калмыкии, считая востребованными работников бюджетной сферы, сельского хозяйства, а также называют профессии, связанные с услугами, компьютерными технологиями. Вместе с тем, эти же профессии они считают «непрестижными» и не выбирают их.
Диаграмма 11
На твой взгляд, какие из перечисленных ниже специальностей/профессий востребованы сегодня в нашей
республике?, в %
Полиграфист Маркетолог Актер, артист Журналист Т ехнолог Повар, кулинар Государственный, муниципальный служащий
Продавец Водитель Экономист, бухгалтер Юрист
Механизатор, тракторист Банкир, финансист М илиционер, военный Инженер Пр едпр иниматель Хай-тек специалист, программист Научный работник Менеджер по работе с клиентами, продажам Агроном, зоотехник, ветеринар Учитель, воспитатель Строитель Врач, медработник
0 10 20 30 40 50 60
□ 2,2 9,4
1
1 11,6
1 12,4
1 14,9
1 17
1
20,2
20,2
] 23,2 24
24
24,6
----1 27
2
1
8,2
29,6
30,7
32,6
32,9
32,9
41,4
44,5
53,6
4=
4=
Выбрали ли выпускники свою будущую профессию на момент окончания школы? (см. Диаграмму 12).
Согласно полученным результатам, подавляющее большинство выпускников - 74,3% - уже выбрали свою будущую профессию на выходе из школы. Больше всего определившихся в будущей профессии среди выходцев из высокообеспеченных семей - 86,7%, чем из малообеспеченных - 69,1%. Еще не выбравших будущую специальность оказалось всего 3%. Затруднились ответить более пятой части
130
№ 1(22), 2011 г.
Диаграмма 12
Ты уже выбрал свою будущую професиию (специальность)?, в
%
Затрудняюсь
Да - 74,3
опрошенных - 22,7%, чаще всего это девушки - 27%, чем юноши - 17,9%, сельские - 24,6%, чем городские - 17,3%, из многодетных семей - 31,8%, чем из малодетных - 15,5% - один ребенок.
На вопрос о выборе профиля образования или же конкретного вуза или ссуза утвердительный ответ дали 74,9% опрошенных выпускников.
Какой профиль учебного заведения был наиболее предпочтительным? (см. Диаграмму 13).
Диаграмма 13
Если ты выбрал профиль ВУЗа/ССУЗа, то какой именно?, в %
30
20
10
22,9 с
20,4 с
11,3 с 11
8,3 с
7,5
6,4 с
4,4
3,9
3,6
3
2,2
1,7
1,1
0
Экономический
Юридический
Т ехнический
Медицинский
Пока не определился
Гуманитарный
Т ехнологический
Строительный
Туризм, сервис
Художественно-творческий
Сельскохозяйственный
Спортивный
Педагогический
Социологический
Как видим, выбор выпускников Калмыкии довольно ожидаемый: молодые люди хотят получить профессии юриста, экономиста, т.е. те, спрос на которые на рынке труда республики в достаточной мере удовлетворен. Желающих получить специальности врача, инженера или профессию гуманитарного профиля заметно меньше. Сельскохозяйственные, строительные профессии, наиболее востребованные
131
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
на рынке труда региона, намерены были получить сравнительно небольшое число выпускников школ и в рейтинге «престижности» эти специальности также заняли самые последние места.
Большинство выпускников школ на момент проведения социологического опроса уже выбрали будущую профессию. Обращаются ли они при этом к кому-либо за помощью? (см. Диаграмму 14).
Диаграмма 14
К кому ты обратишься (обращался) за помощью в выборе ВУЗа/ССУЗа и будущей профессии?, в %
Выберу самостоятельно в соответствии со своими интересами, призванием
К родителям, родственникам В Интернете поищу
К друзьям, знакомым
Проанализирую сам реальную ситуацию на рынке труда и требования работодателей
К учителям, классному руководителю К психологу в школе В школьный центр профессиональной ориентации
0 10 20 30 40 50
Половина опрошенных выпускников школ - 50% - выбрали профессию сами в соответствии со своими интересами, призванием, чаще всего это городские - 63,3% против 45,1%. Примерно такая же часть -46,7% - обращались к родителям, родственникам, чуть в большей мере это характерно для сельских -48,1%, чем для городских - 42,9%. С большим отрывом от первых двух адресатов, но на третьем месте для выпускников школ - это Интернет - 10,8%, чаще к Интернету обращались девушки - 14,8%, чем юноши - 6,4%, почти в равной мере и городские, и сельские (12,2% и 10,2%). К друзьям, знакомым обращались 8,3% опрошенных. К ситуации на рынке труда и к требованиям работодателей обратили внимание лишь 5,8% выпускников, в большей мере это сельские - 6,8%, чем городские - 3,1%, из обеспеченных семей -13,3%, чем из малообеспеченных - 2,4%.
Наименьшее число выпускников обращается к учителям, классному руководителю - 5,5%, больше юноши - 7,5%, чем девушки - 3,7%; к психологу в школе - 2,8%, чаще девушки - 4,2%, чем юноши -1,2%, чаще сельские - 3,4%, чем городские - 1,0%; на самом последнем месте - школьный центр профессиональной ориентации - 2,2%.
При выборе профессии и учебного заведения выпускники чаще всего делают самостоятельный выбор или же обращаются к родителям, родственникам. К сожалению, к анализу рынка труда и требований работодателей прибегают наименьшее число молодых людей. Отметим также, что центры профессиональной ориентации в школах не являются для выпускников источником получения информации или какой-либо формы поддержки при выборе профессии.
Молодые люди стремятся получить высшее образование, чтобы удовлетворить свои жизненные притязания. Есть ли такие притязания и каковы они? (см. Диаграмму 15).
132
№ 1(22), 2011 г.
Диаграмма 15
Какую позицию ты хотел бы занять на пике своей карьеры?, в
%
30 20 10 0
24,3
16 61
15 51
14 1 1
11 1
7.7 1
6,41
0,8 :
Руководитель крупного подразделения на предприятии, в учреждении (зав. отделом, менеджер среднего звена и др.)
Высокая должность в органах государственного, муниципального управления
Служащий (бухгалтер, врач, преподаватель, юрист, научный работник и др.)
Затрудняюсь ответить
Руководитель предприятия, учреждения, компании
Предприниматель, руководитель частной фирмы
Руководитель небольшого коллектива (бригады, группы)
Мои жизненные цели не связаны с работой
Как выяснилось в ходе опроса, представления сегодняшних выпускников о профессиональной и статусной карьере таковы: почти каждый четвертый выпускник - 24,3% - хотел бы быть руководителем крупного подразделения на предприятии (зав. отделом, менеджером среднего звена), в равной степени и юноши, и девушки (23,1% и 25,2%). Каждый шестой хотел бы занимать в будущем высокую должность в органах государственного, муниципального управления - 16,6%, чаще юноши - 19,7%, чем девушки -13,8%. Примерно такая же часть опрошенных - 15,5% - хотят быть рядовыми служащими, вероятно, соответственно полученному образованию, чаще это девушки - 18%, чем юноши - 12,7%. Каждый десятый намерен стать руководителем предприятия, учреждения, компании-11%, в большей мере это выходцы из обеспеченных семей - 18,6%, чем из малообеспеченных - 7,3%, равно как юноши, так и девушки (12,1 % и 10,1%). Видят себя предпринимателем, руководителем частной фирмы - 7,7%. Реже встречаются притязания на позицию руководителя небольшого коллектива (бригады, группы) - 6,4%. Для 0,8% респондентов жизненные цели не связаны с работой. Затруднились с ответом значительная часть выпускников - 14,1%, возможно потому, что еще не выбрали свою будущую профессию и поэтому не могут представить себя в той или иной статусной позиции.
В целом у выпускников достаточно высокие карьерные стремления. Позиция руководителя крупного подразделения в компании или «крупного» чиновника - это вовсе не заоблачные мечтания, а вполне реальные достижимые цели для многих юношей и девушек, конечно, в будущем.
Выбор будущей профессии, поступление в вуз - это не простая и не легкая задача, с которой ежегодно сталкивается многочисленная армия молодых людей. Нередки случаи, когда в этом выборе им нужна помощь, которую призвана, в первую очередь, оказать школа: учителя, классный руководитель, центр профессиональной ориентации. На вопрос: «Есть ли в их школе центр профессиональной ориентации?»-получены ответы (см. Диаграмму 16).
133
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Диаграмма 16
Есть ли в твоей школе центр, кабинет профессиональной ориентации?, в %
Не знаю - 29
Есть - 26,8
Нет - 44,2
Четверть опрошенных - 26,8% - знают, что в их школе есть такой центр, в основном это городские выпускники - 37,8%, сельские - 2,7%. 44,2% дали отрицательный ответ. Значительная доля опрошенных - 29,0% - не знают: есть или нет в их школе центр профессиональной ориентации, что говорит о недостаточной работе школ по профессиональной ориентации или отсутствии таковой.
Напрашивается вывод: роль школы, призванной играть важнейшую роль в социализации молодого человека, незначительна.
В ходе опроса была сделана попытка выявить, каковы направления и характер профориентационных мероприятий, которые все же проводились в школе? (см. Диаграмму 17).
Диаграмма 17
Какие мероприятия проводились у Вас в школе?, в %
0 10 20 30 40 50 60 70
Беседы о выборе будущей профессии
Классные часы, творческие вечера, посвященные разным профессиям
Встречи с профессионалами (например, с работниками сельского хозяйства, строителями, писателями, поэтами, учеными, педагогами, художниками, депутатами, общественными деятелями и др.)
Экскурсии в организации, на предприятия, в учебные заведения
134
№ 1(22), 2011 г.
По признанию выпускников, главным образом в школе проводились беседы о выборе будущей профессии - 64,9%: классные часы, творческие вечера, посвященные разным профессиям - 45,6%; встречи с профессионалами различных сфер деятельности- 40,9%. Каждый пятый - 21,8% - сказал о проведении экскурсий в организации, предприятия, в учебные заведения, больше это в городе - 38,8%, чем в сельской местности -15,5%.
Следует признать, что профориентационные мероприятия не отличаются новизной, особым творчеством и ограничиваются традиционным набором: беседы, классные часы, встречи с профессионалами. Скорее всего, организацией таких мероприятий для школьников занимаются классные руководители и учителя, а не работник по профориентации. Серьезная работа с центрами профориентации в школах не ведется, т.к. большая часть опрошенных или не знают о них или считают, что их в школе нет.
Наблюдения, опыт, социологические опросы свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников достаточно ответственно и осознанно относятся к выбору будущей профессии, своего жизненного пути. Это подтверждается и нашим исследованием, о чем было сказано выше. В процессе этого выбора молодые люди обращаются не только к окружающим их людям, но и к различным источникам массовой информации.
В ходе своего исследования мы выясняли, к каким источникам выпускники школ чаще всего обращаются в поисках информации об интересующей их профессии? (см. Диаграмму 18).
Диаграмма18
Находил ли ты в газетах материалы об интересующей тебя профессии?, в %
Т аких материалов не находил
Не искал и не читал
Да, находил очень редко
Да, находил систематически
Да, находил время от времени
,8 9
3,9
8
14,1
33,1
3
0 10 20 30 40 50
Можно сказать, что к газетам за информацией о той или иной профессии систематически или время от времени обращается достаточно большое число молодых людей - суммарно 72,1%, причем в большей мере это сельские выпускники - 76,6%, а городские - 60,2%.
Обращаются ли респонденты в поиске такой информации к телевидению? (см. Диаграмму 19).
Значительное число молодых людей в поисках информации о будущей профессии обращаются к телевидению - суммарно 61,9%, причем примерно треть из них - 31,2% - систематически обращаются к телевидению как источнику информации: сельские - 34,4%, городские - 22,4%. Не смотрели и не смотрят такие телепередачи 5,8% опрошенных. Следовательно, телевидение остается для молодых людей достаточно доступным, востребованным, популярным источником информации.
135
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
В последние годы Интернет становится для многих людей, особенно для молодых, едва ли не основным источником получения любой информации. Социальные сети, сайты учебных заведений, актуальная информация о ЕГЭ и мн. др. привлекает молодежь (см. Диаграмму 20).
Диаграмма 19
Смотрел ли ты телепередачи об интересующей тебя профессии?, в
%
Не смотрел и не смотрю
Т аких передач не встречал
Да, смотрел очень редко
Да, смотрел время от времени
Да, смотрел систематически
0 10 20 30 40 50
5,8
14,4
17,1
30,7
31,2
Диаграмма 20
Искал ли ты в Интернете материалы об интересующей тебя профессии?, в %
Т аких материалов не встречал
Не искал
Да, искал очень редко
Да, искал время от времени
Да, искал систематически
0,3 ,8
6,9
8
34,8
47,3
0 10 20 30 40 50
136
№ 1(22), 2011 г.
Систематическим поиском информации об интересующей профессии занимаются почти половина опрошенных - 47,3%, в равной мере это и городские, и сельские (46,9% и 47,4%), чаще выпускники из семей с высоким материальным достатком («наша семья может практически ни в чем себе не отказывать» - 65,1%, чем с низким - «денег хватает лишь на самые необходимые продукты» - 26,7%).
Каждый третий - 34,8% - ищет материалы в Интернете время от времени, чаще всего это юноши (40,5% против 29,6%), респонденты из малообеспеченных семей («денег хватает лишь на самые необходимые продукты» - 46,6%, чем «наша семья может практически ни в чем себе не отказывать» -27,9%).
По оценкам самих выпускников, Интернет как источник информации намного популярнее - 82,1%, чем газеты и телевидение (72,1% и 61,9% соответственно). Безусловно, они, технически грамотные молодые люди, обращаются к всемирной сети как к современному источнику, где могут получить необходимую информацию быстро, доступно, наглядно. Как оказалось, частота использования Интернета зависит от материального положения семьи выпускника.
Не менее важным было также узнать, кем видят, представляют себя выпускники в будущем, например, в тридцатилетнем возрасте? Этот вопрос позволяет косвенно выявить жизненные стратегии, притязания молодых людей. На данный вопрос было предложено дать открытые ответы.
Кем Вы видите себя в 30 лет?
Футурологические «Я-образы» респондентов были условно классифицированы по 7 блокам. Результаты показали, что, в первую очередь, молодые люди связывают свое будущее с профессией, работой, карьерой и указывают работу по конкретной специальности: «Врачом-косметологом», «Военным хирургом», «Юристом в строительной фирме», «Квалифицированным переводчиком» и др.; или же планируют открытие собственного дела: «Предпринимателем», «Бизнесменом», «Бизнесвумен ».
Для многих важна нравственность, личная самореализация: они обращаются к личным ощущениям и говорят о своем желании быть в 30 лет «Счастливым человеком», «Крутым чуваком, довольным жизнью». Для выпускников школ в их футурологическом образе во многом важно состояться, занять достойное место в обществе: «Успешной личностью, занимающей достойное место в
обществе», «Взрослым человеком, состоявшимся как личность, добившимся поставленных целей».
Еще на выходе из школы молодые люди в будущем видят себя занимающими высокое положение, статус, часто связывая это с политической деятельностью: «Президентом РФ», «Политиком», «Дипломатом, консулом». Есть и такие, кто хотели бы в 30 лет быть руководителями компаний: «Директором гипермаркета», «Генеральным директором крупной компании», «Главным редактором модного журнала», «Главой туристической компании».
Для многих выпускников их будущее неразрывно связано с семьей, семейным статусом как главными ценностями жизни, но при этом одновременно видят себя реализовавшими свои профессиональные планы: «Хорошей матерью, любящей женой, ценным работником», «Уважаемым человеком с многочисленными детьми, с любимой работой», «Успешным врачом, хорошей женой и любящей матерью».
Богатство и состоятельность также являются важными составляющими образа 30-летних профессионалов: «Буду богатым, жить в достатке. В большом загородном доме», «Ювелиром, который ездит на «Порше кайен», имеет большой дом, счастливую семью и красивую жену», «Буду богатым. У меня будет много счастья».
Жизненный успех описан и таким образом: «Востребованным, квалифицированным юристом, работающим в прокуратуре и идущим по карьерной лестнице», «Хорошим переводчиком, проживающей в США, а также материально обеспеченной и хорошей матерью», «Активным общественным деятелем, занимающимся творческими коммерческими проектами». Один из выпускников хотел бы стать ни больше, ни меньше, а «Властителем Вселенной».
Проведенный опрос позволил нам представить, что молодые люди, сегодня только заканчивающие школу, уже видят себя в 30 лет личностями, реализовавшими свои профессиональные, карьерные, статусные амбиции, перспективными людьми со счастливой судьбой. Думается, что это весьма позитивные мотивационные установки.
В ходе проведения опроса мы наблюдали, что для некоторых ответ на данный вопрос был весьма затруднителен, заставлял их задуматься. Возможно, многие молодые люди еще не представляют себя через 15-16 лет, не строят долгосрочных планов своей жизни. Но такая возможность у них есть.
137
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Обобщая эмпирический материал проведенного социологического исследования в Калмыкии (такие исследования ранее не проводились), мы пришли к определенным выводам:
1. Большинство выпускников после окончания школы планируют поступать в вузы, чаще всего за пределами Калмыкии и получить профессии высокой квалификации: продолжение образования для них является непременным условием жизненного успеха.
Вместе с тем профессии экономиста, юриста и некоторых других, чаще всего выбираемые выпускниками, не востребованы на рынке труда республики в настоящее время в таком объеме, в каком могут предложить молодые специалисты.
2. Наиболее востребованные в республике сельскохозяйственные, строительные, технические специальности для выпускников являются «непрестижными».
3. Среднее специальное образование выпускники, как правило, не выбирают. Если и выбирают, то по той лишь причине, что не имеют материальных возможностей для поступления и учебы в вузе. Можно сказать, что это вынужденный выбор.
4. В своей будущей трудовой деятельности выпускники рассчитывают занять высокие должности (например, руководителя крупного подразделения в компании, высокопоставленного чиновника). Профессиональные и статусные притязания и амбиции молодых людей весьма велики.
5. Заканчивая школу, большинство выпускников уже выбрали будущую профессию, зачастую самостоятельно и осознанно, имеют достаточное представление о ее содержании.
6. Профориентационная работа в школах проводится не на должном уровне и не имеет практической направленности. В основном это традиционные беседы, классные часы, встречи, экскурсии. Серьезная работа, ориентированная на потребности регионального рынка труда, центрами профориентации в школах практически не ведется. Большая часть опрошенных или не знает об этих центрах, или считает, что их в школе нет.
7. Выпускники школ имеют довольно четкое представление о реальном спросе на современном рынке труда республики, вместе с тем, выбор профессии большинства из них расходится с потребностями регионального рынка труда.
138
№ 1(22), 2011 г.
ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ
УБУШАЕВ В.Б.
ДОРОГА ЖИЗНИ ДЛЯ СТАЛИНГРАДА: О НЕОБХОДИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ АСТРАХАНЬ-КИЗЛЯР
Аннотация
В данной работе впервые в отечественной историографии рассматриваются вопросы необходимости быстрейшего строительства железной дороги Кизляр - Астрахань, которая тесным образом связывала центральные поволжские районы с регионами Северного Кавказа. Необходимость строительства дороги диктовалось главным образом тем, что развивавшаяся ожесточенная битва под Сталинградом настоятельно требовала подвоза необходимых стратегических материалов в ходе Сталинградского сражения. Железную дорогу самоотверженно строили трудящиеся, в основном старики и женщины Калмыцкой АССР, Южных районов Дагестана, Астраханского округа и восточных районов Орджоникидзевского края.
Ключевые слова: железная дорога, Астрахань, Кизляр, Сталинград, строительство, Кавказ.
UBUSHAEV VB.
WAY OF LIFE FOR STALINGRAD: THE NEED TO BUILD RAILROAD
ASTRAKHAN-KIZLYAR
Abstract
In this work the first time in the national historiography addresses the need for speedy construction of the railway Kizlyar - Astrakhan, which is closely linked with the central regions of the Volga regions of the North Caucasus. The need for road construction was dictated mainly by the fact that the growing fierce battle at Stalingrad, urgently required bringing up the necessary strategic materials during the Battle of Stalingrad. Railroad workers selflessly built, mostly old men and women of the Kalmyk Autonomous Soviet Socialist Republic, the southern regions of Daghestan, Astrakhan region and eastern region Ordzhonikidskogo.
Key words: railway, Astrakhan, Kizlyar, Stalingrad, the construction, the Caucasus.
После крупного поражения в битве за Москву гитлеровское военное командование решило сосредоточить к лету 1942 года главные силы на южном участке советско-германского фронта с целью захватить нефтяные районы в Грозном, Баку и перевалы через Кавказский хребет. Нет сомнений в том, что в агрессивных планах германского фашизма Кавказ занимал важное место. Это определялось экономическим, политическим и военно-стратегическим значением кавказского региона. Наличие богатых запасов нефти, полезных ископаемых и плодородных земель превратили Кавказ в важнейший источник промышленного и военно-стратегического сырья, в крупную продовольственную базу СССР.
С захватом Кавказа и выходом в район Сталинграда фашисты связывали далеко идущие планы дальнейшего ведения войны, а, отвоевав Закавказье, Гитлер планировал втянуть в войну против Советского Союза Турцию, соединиться со своими войсками, действовавшими в Северной Африке, а затем продолжить агрессию в целях порабощения стран Ближнего и Среднего Востока. Согласно секретному плану «Ориент» 6 танковых и 20 мотострелковых, кавалерийских и горнострелковых дивизий вермахта при поддержке более тысячи самолетов должны были двинуться к предгорьям Кавказского хребта с расчетом, чтобы эти силы бросить на захват Ирана, Ирака, Афганистана, Индии [1].
Являясь важным экономическим районом, накануне войны Кавказ представлял собой крупную топливноэнергетическую базу. На долю Северного Кавказа и Закавказья приходилось 86,5% общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, 56,5% марганцевой руды. Бакинский район давал почти три четверти всей нефти, добывающейся в СССР. Кроме того, Кавказ являлся богатейшим сельскохозяйственным краем [2].
В довоенный период через Кавказ и порты на Черном и Каспийском морях осуществлялся значительный внешнеторговый грузооборот Советского Союза. В годы войны торговые пути, идущие через Персидский залив, Иран, Каспийское море, занимали второе место после Северного морского пути в подвозе вооружения, стратегического сырья из США и Британской империи.
Это обстоятельство, как свидетельствуют источники, было оценено А. Розенбергом. В материалах из его канцелярии «О преобразовании Кавказа» от 27 июля 1942 года было записано: «Интересы Германии
139