Научная статья на тему 'Правовые и политические ценности молодежи'

Правовые и политические ценности молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1220
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурьева Л., Копкарева С.

Исходным моментом при изучении большинства социальных феноменов являются ценности. «Ценности обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрировано выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества»1. Они предоставляют возможность наиболее адекватно и глубоко интерпретировать социальные действия субъектов, позволяют прогнозировать дальнейшее поведение личности, выявлять ожидания и предугадывать реакции субъектов на властные политические решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые и политические ценности молодежи»

ф

Людмила ГУРЬЕВА, Светлана КОПКАРЕВА

ПРАВОВЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

Исходным моментом при изучении большинства социальных феноменов являются ценности. «Ценности - обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрировано выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества»1. Они предоставляют возможность наиболее адекватно и глубоко интерпретировать социальные действия субъектов, позволяют прогнозировать дальнейшее поведение личности, выявлять ожидания и предугадывать реакции субъектов на властные политические решения.

ГУРЬЕВА

Людмила

Семеновна —

к. ф. н., профессор

кафедры социологии,

психологии

и социального

менеджмента

Московского

авиационного

института

КОПКАРЕВА Светлана Игоревна — кафедра социологии психологии и социального менеджмента МАИ

Важность выявления ценностей при исследовании правовой сферы обусловлено тем, что «ценности и идеалы обеспечивают интеграцию общества, помогают индивиду осуществлять одобряемый обществом выбор соответствующего поведения в жизненно значимых ситуациях. Ценности означают обобщенные цели и средства достижения этих целей. Чаще всего ценности выполняют роль фундаментальных норм в обществе»2.

Деление ценностей по сферам жизни общества является достаточно условным. Примеры правовых ценностей — «свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир»3 наглядно демонстрируют, что абстрагирование и противопоставление политических и правовых ценностей проблематично, возникает неизбежное дублирование и взаимопроникновение. Политическая деятельность служит источником создания и реализации правовых норм. А правовые нормы представляют собой материальное закрепление политических решений. Предлагаемый анализ данных исследования имеет прямое отношение к правовой и политической сфере жизни общества.

Существенным моментом является связь юридических критериев с нравственными принципами. Известна мысль Г. Спенсера о том, что «законы, издаваемые властью, священны сами по себе, но все священное в них происходит всецело от той моральной санкции, которая коренится в законах человеческой жизни, поскольку они протекают среди условий социального существования»4. То есть когда законы не имеют этой моральной санкции, они не содержат в себе ничего священного и могут быть отвергнуты.

Под базовыми ценностями подразумеваются, как правило, абстрактно выраженные представления о желательном и эмоционально привлекательном для человека. С одной стороны — имеется в виду соответствие представлений идеальному состоянию бытия людей. С другой стороны — эмоционально привлекательный модус поведения и способ действия. В таком случае первые ценности принято называть терминальными, вторые — инструментальными.

Таким образом, терминальными или ценностям-целями являются важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни людей, такие, как ценность

1 Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян. «Социс». 1996, № 5, стр. 5

2 Майер Г. В, Гурьева Л. С., Помазан А. Н., Седунова А. В., Троицкий П. И. Адаптация студентов классического университета в условиях перемен (социологическое исследование). Томск. 1999, стр. 54—55

3 Неновски Н. Право и ценности. М., 1987, стр. 7

4 Спенсер Г. Личность и государство. «Коммунист». 1990, №13, стр. 115

семьи, свободы, человеческих отношений. Инструментальные ценности в отличие от терминальных представляют собой нормы, средства, качества людей, делающие возможным достижение целей, такие, как независимость, инициативность, авторитетность. Терминальные ценности более устойчивы и не подвержены скорым изменениям в отличие от инструментальных1.

Если говорить о правовых ценностях с точки зрения их функций, таких, как регу-лятивность, то можно сказать, что терминальные ценности могут участвовать в качестве стандартов при оценке и выборе целей деятельности и допустимых способов их достижения, а инструментальные

— только при оценке и выборе способов достижения целей, то есть способа поведения и набора конкретных действий.

Методологический анализпредполагает обоснование равнопорядковости указанных типов ценностей. Инструментальные ценности не менее важны для понимания специфики культуры, определяющей формирование правовых ценностей любой социальной группы, чем ценности терминальные. Знание критериев оценки способов, с помощью которых представители студенческой молодежи предпочитают решать свои проблемы, говорят о специфике их отношения к жизни зачастую больше, чем знание критериев отбора целей, которые они ставят перед собой.

В силу этого инструментальные ценности нельзя считать просто подчиненными терминальным. Кроме того, «в системе всех ценностей они связаны не обязательно лишь причинно-следственно: предпочтение способа действий вполне могут иметь для людей самостоятельную значимость»2.

Социологическое исследование ценностей студенческой молодежи было проведено в г. Твери в 2006 году. В исследованиях был использован метод анкетного опроса. Тверь представляет собой средний город центрального региона России с численностью населения около 400 тысяч жителей. Обратим внимание на ряд факторов, которые можно признать существенными для результатов исследования.

1 Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y., The Free Press, 1973

2 Смирнов Л. М. Базовые ценности и «антиценности» современных россиян. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы, мифы. М., 2003, стр. 20

Историческая особенность заключается в том, что Тверь представляет собой древний город, что предполагает сохранение и воспроизводство традиционных ценностей. Существенными этническими особенностями регион не обладает. Тверские карелы составляют незначительную часть населения, помимо того, культурно ассимилированную доминирующим этносом.

Экономически город является дотационным регионом, с серьезным вторжением в промышленность города московского бизнеса и относительно низким прожиточным уровнем населения. Соответственно город предоставляет ограниченные возможности для карьерного роста и получения высоких доходов. Существенную роль играет специфика географического положения города. Близость и легкая транспортная доступность столичных городов обуславливает интенсивную миграцию в столичные города, в том числе облегчает возможность получения образование в Москве и Санкт-Петербурге для наиболее амбициозной, энергичной и экономически состоятельной части молодежи.

В рамках исследования терминальные ценности рассматриваются как жизненные планы, объекты долгосрочной устремленности респондентов (см. рис. 1). Выявление данной группы ценностей имеет двоякое значение: с одной стороны

— правовые нормы регулируют способы реализации уже имеющихся интересов и, как правило, не участвуют в формировании целей, тем не менее правовое регулирование должно учитывать эти ценности и не должно противоречить им.

Проанализировав распределение ответов, нужно отметить сочетание двух тенденций. Во-первых, направленность на базовые, духовные, нематериальные ценности: ценности «семья» (78%), «самореализация» (36%), «гармония с собой и людьми» (34%) вошли в пятерку наиболее часто называемых ценностей. Во-вторых, осмысленный, рациональный подход по отношению к социальным ценностям, относящимся к статусным позициям. Так были названы ценности «карьера» (44%) и «материальный достаток» (38%) (причем ценность «достаток» может рассматриваться не только как маркер статуса). В то же время такие ценности, относящиеся исключительно к статусу как «слава»

Выбор респондентами базовых ценностей

Рис. 1

положение в обществе власть, возможность влиять на людей известность, слава семейное счастье богатство и материальный достаток успешная карьера собственное дело, бизнес р еализация таланта и способностей гармония с собой и людьми польза Родине, обществу прожить праведную жизнь

0%

20%

40%

60%

80%

100%

п Количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать до 3-х вариантов ответа

и «власть», были названы минимальным числом студентов (соответственно 3% и 2%). Аналогичное игнорирование ценностей «слава» и «власть» отмечено и в более раннем исследовании, проведенном в 1999 году в Томском государственном университете1.

Невзирая на пропагандируемую моду на «свободные» отношения между молодыми парами, не связанные со вступлением в брак, семья оказалась в среде студенческой молодежи приоритетной ценностью. Тенденция подтверждается сравнением с результатами других исследований. В исследовании, приведенном в работе Ф. Э. Шереги, ценность семьи во всех социально-демографических группах стабильно занимает 1-е или 2-е место2. Аналогичные данные мы видим в исследовании Н. И. Лапина: семья на протяжении 13 лет выступает в качестве базовой терминальной ценности3. Более того, семья на протяжении нескольких десятилетий в исследованиях молодежи в различных странах мира занимает в иерархии ценностей первое место. Подобное положение позволя-

1 Гурьева Л. С. Статусные позиции студентов как основа различий ценностей и стиле жизни. Материалы II социологического конгресса. Т III, Москва, 2003

2 Шереги Ф. Э. Социология права: прикладные исследования. СПб., 2002, стр. 72-74

3 Лапин Н. И. Как чувствуют себя, к чему стре-

мятся граждане России. «Социологические исследования». 2003, № 6, стр. 78-87

ет трактовать эту ценность как культурную универсалию4.

Несмотря на то, что ценность карьеры стоит на втором месте, для людей, получающих высшее образование, подобный уровень профессиональных амбиций нельзя признать достаточно высоким. С одной стороны - такое положение вещей обусловлено определенным оттоком молодежи, нацеленной на карьеру в столичные города — Москву и Санкт-Петербург. С другой - можно проследить определенную компенсацию за счет частоты выбора ценности «самореализация».

Примечательно, что такая ценность, как «положение в обществе», которая является собирательной из следующих моментов: власть, связи во влиятельных кругах, материальный достаток, карьера, известность, привлекла внимание относительно незначительного числа респондентов (15%). Еще меньшее число респондентов (12%) стремятся принести пользу Родине и обществу. В то же время значительную долю респондентов занимают студенты, стремящиеся к установлению теплых, бесконфликтных отношений с окружающими их людьми. Представляется возможным интерпретировать сочетание этих обстоятельств как факт сужения социаль-

4 Майер Г. В., Гурьева Л. С., Помазан А. Н., Седунова А. В., Троицкий П. И. Адаптация студентов классического университета в условиях перемен (социологическое исследование). Томск. 1999, стр. 55

Выбор респондентами терминальных и инстументальных ценностей

Рис. 2

творческое самовьф ажение

покой, комфорт, возможность не вмешиваться Ш 3% упорядоченность и стабильность '

безопасность и защищенность ___________

□ 32%

□ 30%

возможность ничего не делать □ 1%

р азвлечения и получение удовольствия _______

уважение и любовь людей физическое развитие и здоровье любви, успеху у противоположного пола

независимость, возможность самому решать как жшъ _________

помогать окружающим людям

3 9%

^39%

□ 53%

□ 151

следовать религиозным заповедям 0 3%

340%

9%

0%

20%

40%

60%

П Количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать до 3-х вариантов ответа

ного пространства среднего города, когда центральное место в сознании личности занимает ближайшее окружение, а более масштабные образования - общество и родина - отходят на второй план.

Направленность на других в ценностных ориентациях выявляется при анализе ценностей молодежи, не связанных с достижениями (см. рис. 2). Более половины студентов стремятся завоевать любовь и уважение окружающих людей. То есть, как важнейшая ценность для решения стратегических задач, выступает обеспечение благоприятного, безконфликтного взаимодействия. В то же время этот комфорт не связан с конформизмом, значительная часть молодежи стремится к независимости в мыслях, мнениях и поступках.

Более чем у трети респондентов отмечается достаточно высокий уровень тревожности и неуверенности в своей безопасности. Полученные данные демонстрируют, что опасение вызывает как разгул преступности, прямо угрожающий физической безопасности граждан, так и неразвитая социальная политика государства, несовершенная законодательная база, непредсказуемость государственной политики во внутренних вопросах, которые представляют угрозу экономической безопасности респондентов.

Доля людей, ориентированных на бездействие и невмешательство во внешнюю жизнь, среди молодежи, обучающейся в

университете, оказалась очень незначительной.

Чтобы выявить, насколько студенты нацелены на достижение жизненного успеха, а также для определения степени конфликтности в обществе на почве социального расслоения студентам предлагалось описать образ преуспевающего человека (см. рис. 3).

Если анализировать наиболее часто встречающие характеристики, преуспевающий человек является носителем в первую очередь положительных качеств

- трудолюбие, энергичность, обаяние, коммуникабельность. Студенты осознают, что «путь наверх» связан с усилиями и трудностями и далеко не всегда является результатом протекционизма и родственных связей. Можно сказать, что в сознании молодежи образ советского мальчи-ка-мажора на вершине социальной лестницы постепенно вытесняется силуэтом человека-труженика. Тем не менее доля перечисленных положительных характеристик практически не уступает доле таких черт, как хитрость, изворотливость и беспринципность. То есть доминирует мнение, что честность и порядочность не способствуют продвижению по социальной лестнице. Успех и карьера связаны с игнорированием и нарушением моральных требований и норм.

Образ преуспевающего человека противоречив. Тем не менее положитель-

Образ преуспевающего человека в сознании студентов

Рис. 3

природным талант беспринципность, умение пойти на все трудолюбие и энергичность воля и требовательность к себе хитрость изворотливость жесткость, черствость, равнодушие к людям обаяние и коммуникабельность удачливость везение

0%

] 17%

40%

3 30%

3 52%

] 18%

3 43%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 23%

360%

20%

40%

60%

80%

П Количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать до 3-х вариантов ответа

ный портрет оказался преобладающим. Доминирование положительных качеств отмечено у 56% студентов (из них исключительно положительный образ - 26%), превалирование отрицательных черт - у 37% респондентов (из них образ, составленный только из отрицательных качеств,

— 17%), у 7% студентов количество названных позитивных и негативных черт одинаковое. То есть преуспевающий человек перестал быть объектом однозначной ненависти и неприязни, но еще не стал безупречным героем для подражания.

Таким образом, можно констатировать, что ставка делается изначально на собственные способности, силы и знания как основной критерий успеха. То есть преуспевание в сознании студентов зависит в первую очередь от субъективных качеств и личных усилий, а не благоприятных внешних обстоятельств.

Тем не менее в исследовании поднимался вопрос, какие внешние факторы студенты считают оптимальными. Анализ ценностей, положенных в основу российской политической деятельности, позволяет понять, в какой стране хотели бы жить респонденты, какие условия они расценивают как необходимые для жизни (см. рис. 4).

Основу политических ценностей студентов составляют два кита: нравственное требование справедливости политических решений и прагматическое, утилитарное стремление к безопасности.

Особый интерес представляет сравнение распределения в рамках двух близких по содержанию парах: независимость/ безопасность (23/77%) и свобода/поря-

док (58/42%). Так как порядок выбрало значительно меньшее число респондентов, чем безопасность, можно предположить, что порядок ассоциируется в первую очередь не с уверенностью в своей защищенности и неприкосновенности, а с регламентированием жизни, вторжением в личную сферу и жесткими санкциями за нарушение. Скорее всего порядок воспринимается как нечто навязанное из вне, а не как компромисс, связанный с добровольным и всеобщим принятием на себя обязанностей. Это, безусловно, является глубоко отрицательным фактором, поскольку право немыслимо без правопорядка. Кроме того, можно предположить, что доля выборов в пользу порядка отчасти завышена страхом перед преступностью, убежденностью в неспособности правоохранительных органов сдерживать и эффективно бороться с преступностью. По данным исследования, 67% студентов считают, что преступность в России достигла угрожающих размеров.

Остановимся на детальной интерпретации понятия «справедливость», которое было признано основной политической ценностью большинством респондентов. Рассмотрим, какое содержание молодежь вкладывает в это понятие (см. рис. 5).

Результаты исследования демонстрируют, что справедливость в представлении молодежи исключает возможность использования двойных стандартов для оценки поступков различных групп и отдельных личностей и предполагает наличие единого регулятора для всех индивидов. Этот регулятор может быть или субъективного характера — человек

Мнение респондентов об основных принципах политической деятельности, оптимальных для российского общества

Рис. 4

Мнение студентов о способах достижения справедливости в обществе

Рис. 5

соблюдение законов всеми ЛЮДЬМИ «не поступай так, как не хочешь, что бы поступили с тобой» следование религиозным заповедям когда все поступают «по совести» действие принципа «око за око» принцип «не судите и не судимы будите»

1 48% 80%

=16% □ 4% 113' 1 72% 4

0% 20% 40% 60% 80% 100%

п Количество ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать до 2-х вариантов ответа

примеряет поступок на себя, ставит себя на место тех людей, которых его поступок может так или иначе затронуть, или объективного характера — поведение предопределяют внешние всеобщие нормы.

Первый эквивалент (проецирование ситуации на себя) воспринимается как более предпочтительный, можно сказать, что он восходит к древнему понятию «правды» — внутреннему, единому, интуитивному чувству справедливости. Во-первых, предполагается, что это представление относится к архетипам и не подвержено искажению, во-вторых, указанный принцип основывается на свободе, обусловливает возможность быть нравственным свободно, а не в силу принуждения. В то время как закон воспринимается как некий искусственный регулятор, в силу этого справедливость не является характеристикой, присущей ему имманентно.

Результаты исследования подтвердили неразрывную связь в сознании студентов политических и правовых ценностей с нравственными принципами. Оценка студентами правовых актов и политической практики происходит в первую очередь с позиции их соответствия представлениям о справедливом. Справедливость, основанная на соблюдении законов, напрямую зависит от качества самих законов, таких свойств законов как объективность, непротиворечивость, однозначность толкования, соразмерность наказания проступку, охват регулированием всех необходимых областей жизни общества. Кроме того, справедливость, опирающаяся на законодательную базу, подразумевает высокий уровень правопорядка, который в свою очередь,рассматривается студентами как одно из определяющих внешних условий жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.