Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как фактор отношения руководителей к сотрудникам'

Ценностные ориентации как фактор отношения руководителей к сотрудникам Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛИ / MANAGERS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ENTREPRENEURS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИКАМ / PSYCHOLOGICAL ATTITUDE OF MANAGERS TO EMPLOYEES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / ЦЕННОСТИ / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Е.Л.

Статья посвящена изучению ценностных ориентаций наемных руководителей и предпринимателей. В статье представлен обзор эмпирических исследований ценностных ориентаций. В ходе сравнительного анализа результатов ранжирования значимости ценностей было выявлено, что для предпринимателей и руководителей характерны как общие черты, так и различия в структуре ценностных ориентаций. В статье рассмотрена зависимость ценностных ориентаций от гендерных характеристик руководителей. Изучена взаимосвязь ценностных ориентаций и психологического отношения руководителей к подчинённым. По результатам корреляционного анализа выявлено, что наиболее тесно психологическое отношение руководителей к подчинённым связано с ценностными ориентациями «помощь и милосердие к другим людям», «признанием и уважением людей и влияние на окружающих», «высокий социальный статус и управление людьми». Значимые связи этих ценностных ориентаций обнаружены со всеми изучаемыми показателями психологического отношения руководителей к подчинённым: субъектностью-объектностью отношения руководителя к людям, его зависимостью-независимостью от коллектива, доверием к сотрудникам. Наличие многочисленных достоверных взаимосвязей ценностных ориентаций с показателями психологического отношения позволяет утверждать, что ценностные ориентации выступают существенным фактором, определяющим отношение руководителей к подчинённым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS AS A FACTOR IN EMPLOYERS' ATTITUDE TOWARD EMPLOYEES

The article studies value orientations of hired managers and entrepreneurs. The article reviews empirical studies of value orientations. Results of a comparative analysis of ranking of significance of values reveal that for entrepreneurs and managers both common features and common differences in the structure of value orientations are specific. The article examines the dependence of value orientations on the gender characteristics of managers. It studies relationship of value orientations and psychological attitude of managers to subordinates. A correlation analysis reveals that the psychological attitude of managers to subordinates is most closely related to such value orientations as “help and charity towards other people”, “recognition and respect of people and influence on others”, “high social status and people management”. Significant links of these value orientations are found with all the studied indicators of psychological attitude of managers to subordinates: subjectivity-objectivity of relationship between manager and people, his dependence-in-dependence from the collective, trust in employees. The presence of numerous reliable interrelationships of value orientations with indicators of psychological attitude allows us to assert that value orientations are an essential factor determining the attitude of managers to subordinates.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как фактор отношения руководителей к сотрудникам»

УДК 159.9.07

Borisova E.L., postgraduate, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: kate_bor85@mail.ru

VALUE ORIENTATIONS AS A FACTOR IN EMPLOYERS' ATTITUDE TOWARD EMPLOYEES. The article studies value orientations of hired managers and entrepreneurs. The article reviews empirical studies of value orientations. Results of a comparative analysis of ranking of significance of values reveal that for entrepreneurs and managers both common features and common differences in the structure of value orientations are specific. The article examines the dependence of value orientations on the gender characteristics of managers. It studies relationship of value orientations and psychological attitude of managers to subordinates. A correlation analysis reveals that the psychological attitude of managers to subordinates is most closely related to such value orientations as "help and charity towards other people", "recognition and respect of people and influence on others", "high social status and people management". Significant links of these value orientations are found with all the studied indicators of psychological attitude of managers to subordinates: subjectivity-objectivity of relationship between manager and people, his dependence-independence from the collective, trust in employees. The presence of numerous reliable interrelationships of value orientations with indicators of psychological attitude allows us to assert that value orientations are an essential factor determining the attitude of managers to subordinates.

Key words: managers, entrepreneurs, psychological attitude of managers to employees, value orientations, values.

Е.Л. Борисова, аспирант, Московский государственный областной университет, г. Москва,

E-mail: kate_bor85@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К СОТРУДНИКАМ

Статья посвящена изучению ценностных ориентаций наемных руководителей и предпринимателей. В статье представлен обзор эмпирических исследований ценностных ориентаций. В ходе сравнительного анализа результатов ранжирования значимости ценностей было выявлено, что для предпринимателей и руководителей характерны как общие черты, так и различия в структуре ценностных ориентаций. В статье рассмотрена зависимость ценностных ориентаций от гендерных характеристик руководителей. Изучена взаимосвязь ценностных ориентаций и психологического отношения руководителей к подчинённым. По результатам корреляционного анализа выявлено, что наиболее тесно психологическое отношение руководителей к подчинённым связано с ценностными ориентациями «помощь и милосердие к другим людям», «признанием и уважением людей и влияние на окружающих», «высокий социальный статус и управление людьми». Значимые связи этих ценностных ориентаций обнаружены со всеми изучаемыми показателями психологического отношения руководителей к подчинённым: субъектностью-объектностью отношения руководителя к людям, его зависимостью-независимостью от коллектива, доверием к сотрудникам. Наличие многочисленных достоверных взаимосвязей ценностных ориентаций с показателями психологического отношения позволяет утверждать, что ценностные ориентации выступают существенным фактором, определяющим отношение руководителей к подчинённым.

Ключевые слова: руководители, предприниматели, психологическое отношение руководителей к сотрудникам, ценностные ориентации, ценности.

Многочисленные социально-психологические исследования показали, что ценностные ориентации отражают отношение личности к себе, к другим, окружающему миру и являются одним из важнейших компонентов, составляющих личность [1; 2; 3]. В психологии накоплен огромный материал по проблеме ценностных ориентаций, в т. ч. ценностных ориентаций руководителей: изучены понятие и сущность ценностных ориентаций [4; 5], их динамика [6; 7], классификация [8; 9; 10; 11; 12; 13], зависимость структуры ценностей руководителей от половой принадлежности и отношения к собственности [14; 15]. В ряде экспериментальных исследований выявлено влияние ценностных ориентаций на формирование организационной культуры предприятия [16; 17], отношение человека к своей работе [18], климат в коллективе [19; 20], стиль управления [21], отношение к другим участникам делового взаимодействия [22]. Изучены ценностные ориентации как фактор отношения к деловому партнерству [23] и как фактор мотивации персонала [24; 25]. В тоже время проблема ценностных ориентаций как фактора отношения руководителей к подчинённым на сегодняшний день изучена недостаточно. Исследование роли ценностных ориентаций как фактора, определяющего специфику психологических отношений руководителей с разным отношением к собственности к починенным, позволит конкретизировать научные представления о психологических отношениях личности и позволит лучше понять психологические механизмы управленческого взаимодействия.

Высокая актуальность и практическая значимость обозначенной проблематики обусловили проведение нами эмпирического исследования, целью которого было изучение ценностных ориентаций как фактора отношения предпринимателей и наемных руководителей к своим сотрудникам. Результаты исследования отношения предпринимателей и наемных руководителей к своим сотрудникам частично опубликованы нами [26; 27; 28; 29; 30; 31]. Настоящая статья, раскрывает взаимосвязь ценностных ориентаций и психологического отношения руководителей к подчинённым.

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций предпринимателей и наемных руководителей и их отношения к сотрудникам.

Объект исследования: российские предприниматели и наемные руководители.

Основной гипотезой исследования является предположение о том, что ценностные ориентации выступают фактором, определяющим отношение предпринимателей и наемных руководителей к сотрудникам.

Задачи исследования.

1. Изучить как общие черты, так и различия в структуре ценностных ориентациях руководителей.

2. Изучить как общие черты, так и различия в структуре установок руководителей.

3. Изучить зависимость ценностных ориентаций от гендерных характеристик руководителей.

4. Изучить зависимость установок от половых характеристик руководителей.

5. Выявить взаимосвязь ценностных ориентаций, установок и отношения предпринимателей и наемных руководителей к сотрудникам.

Методы исследования. Основной метод исследования -анкетирование. В анкету вошли: авторские вопросы, методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой [32] (из данной методики были взяты только социальные ценности: помощь и милосердие к другим людям, высокий социальный статус и управление людьми, признание и уважение людей и влияние на окружающих, социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, общение) и методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной [33], из которой в анкету были включены только по 6 вопросов на каждую переменную. Редукция вопросов, попавших в анкету из данных методик, обусловлена ограниченностью времени, требуемого на заполнение анкеты, с одной стороны, и необходимостью всестороннего изучения исследуемого психологического феномена, с другой.

Авторская часть анкеты включала в себя четыре блока вопросов. Первые три блока характеризуют отношение руководителей к своим сотрудникам-подчинённым с точки зрения субъектности-объектности (отношение к успеху подчинённых, отношение к ошибкам подчинённых, мотивация сотрудников, восприятие сотрудников, отношение к профессиональному росту подчинённых, отношение к общению с подчинёнными вне работы) зависимости-независимости от подчинённых (отношение к мнению подчинённых, зависимость от психологического климата в коллективе, оценка единства с коллективом) и доверия руко-

социальный статус и управление людьми». На последнем месте, в ценностной иерархии руководителей находится ценность «общение».

Отличительными особенностями наемных руководителей являются более высокие, в сравнении с предпринимателями, оценки значимости ценности «помощь и милосердие к другим», «признание и уважением людей и влияние на окружающих» и более низкая значимость ценности «высокий социальный статус и управление людьми». Наименее значимой из исследуемых является ценность «общения» (табл. 1).

Таблица 1

Различия в ценностных ориентациях у руководителей с разным отношением к собственности

Ценностные ориентации Предприниматели Наемные руководители

среднее значение присвоенный ранг среднее значение присвоенный ранг

Помощь и милосердие к другим людям 3,05 2 3,12 2

Высокий социальный статус и управление людьми 2,05 3-4 1,95 4

Признание и уважение людей и влияние на окружающих 3,37 1 3,52 1

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 2,05 3-4 1,98 3

Общение 1,87 5 1,84 5

водителей к подчинённым. Четвертый блок вопросов направлен на изучение социально-демографических характеристик респондентов.

В исследовании приняли участие 224 человека из различных субъектов Российской Федерации, занятые в различных производственных сферах. Из них 112 - предпринимателей и 112 - наемных руководителя (в исследовании приняли участие руководители разного уровня управления: от руководителей низшего звена, до руководителей высшего звена).

Математическая обработка проводилась с помощью прикладного программного пакета SPSS 16.0 for Windows. Обработка результатов проводилась с помощью сравнения групп руководителей по t-критерию Стьюдента.

Основные результаты исследования

Сравнительный анализ результатов ранжирования значимости ценностей показал, что на первом и втором месте у руководителей с разным отношением к собственности расположены ценности «признание и уважение людей и влияние на окружающих», «помощь и милосердие к другим людям». Далее в порядке убывания (3-4 место) следуют ценности: «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «высокий

Результаты, полученные в выборках мужчин и женщин руководителей, показали, что для всех рассматриваемых ценностей разница между соответствующими рангами не превышает единицы, т. е. иерархии ценностей мужчин и женщин руководителей близки. Тем не менее, наряду с определенным сходством наблюдаются и существенные различия. Если сравнивать половые группы руководителей, становится очевидным, что для женщин-руководителей ценность «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» является более значимой в сравнении с мужчинами-руководителями.

Отличительной особенностью женщин-предпринимателей являются самые высокие по выборке оценки значимости ценностей: «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «высокий социальный статус и управление людьми». Для мужчин-предпринимателей наиболее значима ценность «помощь и милосердие к другим людям», а ценность «признание и уважение людей и влияние на окружающих» наименее значима, в сравнении с женщинами-предпринимателями.

Отличительной особенностью мужчин-наемных руководителей по сравнению с женщинами-наемными руководителями являются самые высоки оценки значимости ценностей: «признание

Таблица 2

Половые различия в ценностных ориентациях руководителей с разным отношением к собственности

Ценности Предприниматели Наемные руководители

мужчины женщины мужчины женщины

среднее значение присвоенный ранг среднее значение присвоенный ранг среднее значение присвоенный ранг среднее значение присвоенный ранг

Помощь и милосердие к другим людям 3,13 2 2,97 2 3,15 2 3,10 2

Высокий социальный статус и управление людьми 1,95 3 2,17 4 2,06 3 1,83 4

Признание и уважение людей и влияние на окружающих 3,18 1 3,59 1 3,73 1 3,29 1

Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 1,76 5 2,38 3 1,95 4 2,01 3

Общение 1,93 4 1,80 5 1,87 5 1,81 5

Таблица 3

Различия в социально-психологических установках у руководителей с разным отношением к собственности

установки Наемные руководители Предприниматели

среднее значение присвоенный ранг среднее значение присвоенный ранг

труд 3,11 4 2,91 5

свобода 3,74 1 4,26 1

власть 2,42 6 2,58 7

деньги 1,99 8 2,57 8

эгоизм 2,09 7 2,59 6

результат 3,60 2 3,98 2

процесс 3,35 3 2,93 3-4

альтруизм 3,07 5 2,93 3-4

и уважение людей и влияние на окружающих», «высокий социальный статус и управление людьми».

Оценивая значимость ценности «общение», следует отметить, что в сравнении с другими группами руководителей, «общение» более значимо для мужчин-предпринимателей (табл. 2).

Результаты исследования социальных установок (табл. 3) в группах руководителей продемонстрировали, что лидирующие позиции, с отрывом от всех остальных, занимают установки на «свободу» и «результат» (1 и 2 место соответственно). Сравнение групп руководителей по ^критерию Стьюдента показало, что у предпринимателей в большей мере выражена направленность на «результат» и «свободу» ^ = 2,05; р<0,05 и t = 3,8; р< 0,01 соответственно).

Отличительными особенностями предпринимателей являются более высокие, чем у наемных руководителей, ранги установок на «альтруизм», «эгоизм» ^ = 3,2; р< 0,01), «деньги» ^ = 3,6; р< 0,01) и низкие ранги установок на «труд» и «власть», на-емные-руководители в большей мере направлены на «процесс» ^ = 2,8; р< 0,01).

Общей отличительной особенностью мужчин-руководителей, вне зависимости от того, являются ли они собственниками дела или работают по найму, является большая направленность на «результат», в сравнении с женщинами-руководителями (табл. 4). В сравнении с мужчинами-предпринимателями у женщин-предпринимателей более выражены установки на «власть», «деньги», «альтруизм». Отличительной особенностью мужчин-предпринимателей являются большая выраженность установок на «труд», «эгоизм», «процесс». В группе наёмных-руко-водителей мужчины показали более высокую направленность на «результат», «эгоизм», «альтруизм», а у женщин более высокие ранги заняли установки на «труд», «деньги», «процесс» (табл. 4).

Психологическое отношение руководителей к сотрудникам изучалось нами через субъектность-объектность отношения к сотрудникам (оценивалось как прямым вопросом о характере этого отношения, так и косвенным путем, через отношение

руководителей к ошибкам, успехам, профессиональному росту подчинённых и общению с ними вне рабочего времени, а также типичные для руководителя способы мотивации сотрудников), доверие к сотрудникам и зависимость-независимость руководителей от коллектива (оценивалась косвенным путем, через оценку единства с коллективом и отношение руководителей к мнению подчинённых).

Корреляционный анализ показал, что с психологическим отношением руководителей к подчинённым в большей мере взаимосвязаны ценностные ориентации «помощь и милосердие к другим людям» и «признание и уважение людей и влияние на окружающих».

Ценность «помощь и милосердие к другим людям» коррелирует с представлением руководителей о том, кем для них являются сотрудники (г = 0,224, р<0,01), с отношением к успехам сотрудников (г = 0,308, р<0,01; г = 0,278, р<0,01), с отношением к общению вне работы (г = 0,182, р<0,01) и отношение к ошибкам сотрудников (г = 0,192, р<0,01). Чем меньше руководители ориентированы на «помощью и милосердием к людям», тем менее субъектно воспринимаются сотрудники, тем менее позитивно воспринимаются успехи подчинённых, тем реже руководители помогают сотрудникам в их работе, тем менее положительные эмоции у руководителей вызывает общение с большинством подчинённых и тем больше руководители испытывают негативные эмоции в ответ на ошибки подчинённых. Руководители, ориентированные на ценность «помощь и милосердие к другим людям» в большей мере зависимы от коллектива, что проявляется в желании изменить атмосферу в коллективе в лучшую сторону (г = 0,232, р<0,01) и в большей степени ощущают себя с коллективом единым целым (г = 0,287, р<0,01).

Все шесть используемых в исследовании показателей субъ-ектности-объектности отношения к сотрудникам связаны на высоком уровне значимости (р<0,01) с ценностью «признание и уважением людей и влияние на окружающих». Руководители, для которых ценность «признание и уважением людей и влияние

Таблица 4

Половые различия в социально-психологических установках руководителей с разным отношением к собственности

установки Предприниматели Наемные руководители

мужчины женщины мужчины женщины

среднее значение присвоенный ранг среднее значение присвоенный ранг среднее значение присвоенный ранг среднее значение присвоенный ранг

труд 3,03 3-4 2,76 7 3,05 5 3,18 4

свобода 4,26 1 4,25 1 3,75 2 3,72 1

власть 2,08 8 3,15 3 2,57 6 2,25 6

деньги 2,32 7 2,86 5 1,92 8 2,07 7

эгоизм 2,71 6 2,44 8 2,20 7 1,98 8

результат 4,08 2 3,86 2 3,91 1 3,27 3

процесс 3,03 3-4 2,82 6 3,34 3 3,37 2

альтруизм 2,78 5 3,11 4 3,09 4 3,05 5

на окружающих» менее значима, чаще успех подчинённых приписывают себе, в меньшей степени допускают право на ошибку со стороны сотрудников, реже помогают сотрудникам в их работе, реже общаются с подчинёнными вне работы, общение с подчинёнными основано на необходимости, а не интересе, общение с большинством подчинённых вызывают у руководителей более отрицательные эмоции. Чем больше значима для руководителей ценность «признание и уважение людей и влияние на окружающих», тем активнее они занимаются развитием карьеры сотрудников, чаще используют поощрение и редко используют наказание, а также в большей мере доверяют сотрудникам. В целом, чем более значима для руководителя ценность «признание и уважение людей и влияние на окружающих», тем выше степень субъектности его отношения к подчинённых.

Анализ такого референта психологического отношения руководителей к подчинённым как «зависимость-независимость от коллектива» выявил, что все три переменные из этой группы: отношение к мнению подчинённых, оценка единства с коллективом и зависимость от психологического климата достоверно (р<0,01) коррелируют с ценностью «признание и уважение людей и влияние на окружающих». Чем меньше значима для руководителей ценность «признание и уважение людей и влияние на окружающих», тем более негативные эмоции возникают у руководителей в ответ на советы сотрудников, тем реже руководители прислушиваются к мнению подчинённых и в меньшей степени уверены, что сотрудники могут предложить ценную идею для работы и в меньшей степени ощущают себя с коллективом как единое целое.

Анализ корреляционных связей ценности «общение» позволил обнаружить, что эта ценность слабо связана с показателями психологического отношения руководителей к сотрудникам: единственная тесная взаимосвязь найдена у ценности «общение» с переменной «отношение к успеху подчинённых». Чем менее ценность «общение» значима для руководителей, тем более отрицательные эмоции вызывает у руководителей успех подчинённых (г = 0,228, р< 0,01)

Ценность «высокий социальный статус и управление людьми» также имеет немного связей с показателями психологического отношения руководителя к подчинённым. Найдены взаимосвязи этой ценности с отношением к общению руководителя с сотрудниками вне работы (г = 0,213, р<0,01), а также с оценкой единства с коллективом (г = 0,188, р<0,01). Руководители, ориентированные на ценность «высокий социальный статус и управление людьми», чаще общаются с подчинёнными вне работы и в большей мере ощущают единство с коллективом

Анализ взаимосвязей социальных установок и показателей психологического отношения руководителей к подчинённым выявил, что социальные установки значительно слабее связаны с психологическим отношением, чем ценностные ориентации, что выражается как в количестве имеющихся связей, так и в степени их значимости.

Обнаружено, что установка на «альтруизм» имеет связи (р<0,01) с отношением руководителя к успеху подчинённых и с оценкой единства с коллективом: чем более у руководителей выражена установка на альтруизм, тем более позитивные эмоции вызывает у них успех подчинённых, тем чаще руководители помогают сотрудникам в их работе и в большей степени ощущают себя с коллективом единым целым.

Интересна прямая взаимосвязь между установкой руководителя на «труд» и степенью их субъектности восприятия своих подчинённых (г = 0,255, р<0,01).

Установки на «свободу», «эгоизм», «власть» и «результат» имеют только по одной значимой связи с показателями психоло-

Библиографический список

гического отношения руководителя к подчинённым, что в целом говорит о том, что эти установки не являются сколь-нибудь серьезными факторами данного отношения.

Обсуждение результатов

Как показало исследование ценностные ориентации руководителей существенно не различаются. Однако структура ценностных ориентаций предпринимателей отличается от аналогичной структуры наемных руководителей выраженной значимостью ценности «высокий социальный статус и управление людьми». В то же время для предпринимателей менее, чем для наемных-руководителей значима ценность «признание и уважение людей и влияние на окружающих» и «помощь и милосердие к другим людям».

Хотя ранговые позиции установок «свобода» и «результат» у руководителей с разным отношением к собственности совпадают, но у предпринимателей сильнее выражены установки на «свободу», «результат» и «эгоизм», а для наемных руководителей характерна большая выраженность установки на «процесс».

Иерархии ценностных ориентаций в зависимости от пола руководителей различаются несущественно. Однако обнаружена одна отличительная особенность: для мужчин наемных-руково-дителей и женщин-предпринимателей в отличие от других групп руководителей, заметно выше ценность признания и уважения людей и влияния на окружающих. Выделяющей женщин-предпринимателей является высокая значимость ценности «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».

Для руководителей характерны как общие черты, так и различия в структуре социальных установок. Для руководителей обоих полов характерна сильная нацеленность на свободу и результат. Для женщин-предпринимателей характерна большая интенсивность установок на власть и деньги, а для мужчин- предпринимателей - на свободу, результат и эгоизм. Отличительной особенностью мужчин - наемных руководителей является ориентация на процесс и результат в отличие от женщин - наемных руководителей, которых в большей степени интересуют труд и деньги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляционный анализ продемонстрировал немного значимых связей установок с психологическим отношением руководителей к подчинённым. В наибольшей мере установки связаны с субъектность-объектностью отношения руководителя к сотрудникам. Зависимость-независимость руководителя от сотрудников взаимосвязана с его установками на труд, процесс, и альтруизм. Корреляционный анализ не показал значимых связей изучаемых установок с таким показателем психологического отношения руководителей к подчинённым как доверие.

По результатам корреляционного анализа можно сделать вывод, что наиболее тесно психологическое отношение руководителей к подчинённым связано с ценностными ориентациями «помощь и милосердие к другим людям», «признанием и уважением людей и влияние на окружающих», «высокий социальный статус и управление людьми». Значимые связи этих ценностных ориентаций обнаружены со всеми изучаемыми показателями психологического отношения руководителей к подчинённым: субъектностью-объектностью отношения руководителя к людям, его зависимостью-независимостью от коллектива, доверия к сотрудникам. Наличие многочисленных достоверных взаимосвязей ценностных ориентаций с показателями психологического отношения позволяет утверждать, что ценностные ориентации выступают существенным фактором, определяющим отношение руководителей к подчинённым.

1. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО). Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011; 2: 120 - 134.

2. Сурина И.А. Ценностные ориентации. Знание. Понимание. Умение. 2005; 4: 162 - 164. -164

3. Сутужко В.В. Ценностные ориентации как основа оценивания. Вестник ТГУ. 2009; № 1: 177 - 183.

4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Москва: Смысл, 1993.

5. Серый А.В, Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности. Учебное пособие. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.

6. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. Москва: ИП РАН, 2006.

7. Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека. Человек в переходном обществе. Социологические и социально-психологические исследования. Москва: ИМЭМО РАН, 1998: 2 - 33.

8. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики. Психологический журнал. 2003; 1 (т. 24): 35 - 36.

9. Лапин Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и её регионов. Социологические исследования. 2010; 1: 2 - 36.

10. Aswerus B. Unternehmensphilosophie und Personalentwicklung. Munster. N.Y: Waxmann, 1993.

11. Brockhaus R.H. The psychology of the entrepreneur. Encyclopedia of Entrepreneurship (Ed.: C.A.Kent, D.L.Sexton, K.H.Vesper ). Englewood Cliffs. New Jersey: Prentice-Hall. 1982.

12. Kets de Vries M.F.R. The entreprenurial personality: A person at the crossroads. Journal of Management Studies. 1977; V.14; № 1: p. 34 - 57.

13. Salomon G.T., Fernald L.W. A comparative Analisis of Entrepreneur and College Business Student Values. J. of Creative Bihavior. 1990.

14. Овсянников В.А. Ценностные ориентации российского предпринимательства в условиях регулируемого рынка. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону, 2012.

15. Филинкова Е.Б. Психология российского предпринимательства: учебное пособие. Москва, 2007.

16. Капрова Ю.А. Влияние ценностных ориентаций руководства на формирование организационной культуры предприятия. Автореферат диссертации ... кандидата социологических наук. Санкт-Петербург, 2009.

17. Русия Н.Т. Взаимосвязь ценностных ориентаций персонала и организационной культуры торговой компании. Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы X Международной научно-практической конфонференции в 2 т. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016; Т. 1, № 4 (10): 156 - 158.

18. Гончаренко Т.Н., Сячина О.В. Влияние ценностных ориентаций различных возрастных категорий сотрудников на отношение к работе. В мире научных открытий. 2010; № 4-12: 18 - 20.

19. Курочкин А.К. Исследование факторов влияющих на психологический климат в трудовом коллективе. Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей, Вып. 13. Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. Санкт-Петербург: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012: 237.

20. Михайлов А.С. Социально-психологический климат в производственных группах в современных условиях. Диссертация ... кандидата психологических наук. Курск, 2014.

21. Антонова О.М. Взаимосвязь ценностных ориентаций и стилей управления руководителей образовательных учреждений. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Елабуга: ЕПГУ, 2008; Вып. 1: 12 - 18.

22. Позняков В.П., Никуло Е.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и характеристик ответственного отношения предпринимателей к другим участникам делового взаимодействия. Знание. Понимание. Умение. 2014; 4: 200 - 221.

23. Позняков В.П. Вавакина Т.С. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству. Психология в экономике и управлении. 2009; 1: 1 - 64.

24. Золотова А.С. Ценностные ориентации как фактор развития мотивации персонала. Евразийский научный журнал. 2015; 7: 111 - 114.

25. Яхонтова Е.С. Корпоративные ценности и лидеры как фактор мотивации персонала. Управление корпоративной культурой. 2014; № 3(23): 174 - 179.

26. Борисова Е.Л. Зависимость руководителей и предпринимателей от психологического климата в коллективе. Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. Вып.3. Материалы Второй международной научно-практической конференции 24-28 мая 2016 г. в 2-х ч. Саратов: ЦПЭИ СНЦ РАН Амирит, 2016; Ч. 1: 257 - 261.

27. Борисова Е.Л. Представления предпринимателей и наемных руководителей о своей зависимости-независимости от психологического климата в коллективе. Сборник материалов IX Международной молодёжной научно-практической конференции: в 2-х частях. Под общей редакцией С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2016; Ч. 1: 43 - 48.

28. Борисова Е.Л. Представления руководителей об их зависимости-независимости от подчинённых. Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной научно-практической конференции. Махачкала: Издательство «Апробация», 2016: 126 - 128.

29. Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь доверия и отношения руководителей к подчинённым. Психология образования в поликультурном пространстве. 2014; 27 (3): 108 - 112.

30. Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Отношение к успехам и ошибкам подчинённых как косвенный показатель субъектности-объектно-сти восприятия сотрудников руководителями. Вестник университета (Государственный университет управления). 2014; 20: 182 - 187.

31. Борисова Е.Л., Филинкова Е.Б. Отношение предпринимателей к наемным работникам. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2013; 2: 58 - 62.

32. Бубнова С.С. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности. Available at: http://www.miu.by/kaf_new/ mpp/025.pdf

33. Потемкина О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности. Методы психологической диагностики. Под редакцией В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. Москва: ИП РАН, 1993; Вып. 1: 79 - 86.

References

1. Pahomova E.V. Metodika diagnostiki cennostnyh orientacij (MDCO). Vestnik Samarskojgumanitarnojakademii. Seriya: Psihologiya. 2011; 2: 120 - 134.

2. Surina I.A. Cennostnye orientacii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2005; 4: 162 - 164. -164

3. Sutuzhko V.V. Cennostnye orientacii kak osnova ocenivaniya. Vestnik TGU. 2009; № 1: 177 - 183.

4. Leont'ev D.A. Ocherkpsihologiilichnosti. Moskva: Smysl, 1993.

5. Seryj A.V, Yanickij M.S. Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti. Uchebnoe posobie. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj universi-tet, 1999.

6. Zhuravleva N.A. Dinamika cennostnyh orientacij lichnosti v rossijskom obschestve. Moskva: IP RAN, 2006.

7. Lapkin V.V., Pantin V.I. Cennosti postsovetskogo cheloveka. Chelovek v perehodnom obschestve. Sociologicheskie i social'no-psihologicheskie issledovaniya. Moskva: IM'EMO RAN, 1998: 2 - 33.

8. Barabanschikov B.A. Sistemnaya organizaciya i razvitie psihiki. Psihologicheskijzhurnal. 2003; 1 (t. 24): 35 - 36.

9. Lapin N.I. Funkcional'no-orientiruyuschie klastery bazovyh cennostej naseleniya Rossii i ee regionov. Sociologicheskie issledovaniya. 2010; 1: 2 - 36.

10. Aswerus B. Unternehmensphilosophie und Personalentwicklung. Munster. N.Y: Waxmann, 1993.

11. Brockhaus R.H. The psychology of the entrepreneur. Encyclopedia of Entrepreneurship (Ed.: C.A.Kent, D.L.Sexton, K.H.Vesper ). Englewood Cliffs. New Jersey: Prentice-Hall. 1982.

12. Kets de Vries M.F.R. The entreprenurial personality: A person at the crossroads. Journal of Management Studies. 1977; V.14; № 1: p. 34 - 57.

13. Salomon G.T., Fernald L.W. A comparative Analisis of Entrepreneur and College Business Student Values. J. of Creative Bihavior. 1990.

14. Ovsyannikov V.A. Cennostnye orientaciirossijskogo predprinimatel'stva v usloviyah reguliruemogo rynka. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2012.

15. Filinkova E.B. Psihologiya rossijskogo predprinimatel'stva: uchebnoe posobie. Moskva, 2007.

16. Kaprova Yu.A. Vliyanie cennostnyh orientacij rukovodstva na formirovanie organizacionnoj kul'tury predpriyatiya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata sociologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

17. Rusiya N.T. Vzaimosvyaz' cennostnyh orientacij personala i organizacionnoj kul'tury torgovoj kompanii. Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovanij: ot teorii k praktike: materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfonferencii v 2 t. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2016; T. 1, № 4 (10): 156 - 158.

18. Goncharenko T.N., Syachina O.V. Vliyanie cennostnyh orientacij razlichnyh vozrastnyh kategorij sotrudnikov na otnoshenie k rabote. Vmire nauchnyh otkrytij. 2010; № 4-12: 18 - 20.

19. Kurochkin A.K. Issledovanie faktorov vliyayuschih na psihologicheskij klimat v trudovom kollektive. Rossiya v VTO: problemy, zadachi, perspektivy. Sbornik nauchnyh statej, Vyp. 13. Pod obschej redakciej prof. V.V. Tumaleva. Sankt-Peterburg: NOU VPO «Institut biznesa i prava», 2012: 237.

20. Mihajlov A.S. Social'no-psihologicheskij klimat v proizvodstvennyh gruppah v sovremennyh usloviyah. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Kursk, 2014.

21. Antonova O.M. Vzaimosvyaz' cennostnyh orientacij i stilej upravleniya rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa: teoriya ipraktika. Elabuga: EPGU, 2008; Vyp. 1: 12 - 18.

22. Poznyakov V.P., Nikulo E.A. Vzaimosvyaz' cennostnyh orientacij i harakteristik otvetstvennogo otnosheniya predprinimatelej k drugim uchastnikam delovogo vzaimodejstviya. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2014; 4: 200 - 221.

23. Poznyakov V.P. Vavakina T.S. Cennostnye orientacii kak faktor otnosheniya rossijskih predprinimatelej k delovomu partnerstvu. Psihologiya v 'ekonomike i upravlenii. 2009; 1: 1 - 64.

24. Zolotova A.S. Cennostnye orientacii kak faktor razvitiya motivacii personala. Evrazijskij nauchnyjzhurnal. 2015; 7: 111 - 114.

25. Yahontova E.S. Korporativnye cennosti i lidery kak faktor motivacii personala. Upravlenie korporativnoj kul'turoj. 2014; № 3(23): 174 - 179.

26. Borisova E.L. Zavisimost' rukovoditelej i predprinimatelej ot psihologicheskogo klimata v kollektive. 'Ekonomicheskaya psihologiya: proshloe, nastoyaschee, buduschee. Vyp.3. Materialy Vtoroj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 24-28 maya 2016 g. v 2-h ch. Saratov: CP'EI SNC RAN Amirit, 2016; Ch. 1: 257 - 261.

27. Borisova E.L. Predstavleniya predprinimatelej i naemnyh rukovoditelej o svoej zavisimosti-nezavisimosti ot psihologicheskogo klimata v kollektive. Sbornik materialov IX Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. Pod obschej redakciej S.S. Chernova. Novosibirsk: Izdatel'stvo NGTU, 2016; Ch. 1: 43 - 48.

28. Borisova E.L. Predstavleniya rukovoditelej ob ih zavisimosti-nezavisimosti ot podchinennyh. Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya pedagogiki i psihologii: sbornik materialov 9-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: Izdatel'stvo «Aprobaciya», 2016: 126 - 128.

29. Borisova E.L., Filinkova E.B. Vzaimosvyaz' doveriya i otnosheniya rukovoditelej k podchinennym. Psihologiya obrazovaniya vpolikul'turnom prostranstve. 2014; 27 (3): 108 - 112.

30. Borisova E.L., Filinkova E.B. Otnoshenie k uspeham i oshibkam podchinennyh kak kosvennyj pokazatel' sub'ektnosti-ob'ektnosti vospriyatiya sotrudnikov rukovoditelyami. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2014; 20: 182 - 187.

31. Borisova E.L., Filinkova E.B. Otnoshenie predprinimatelej k naemnym rabotnikam. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2013; 2: 58 - 62.

32. Bubnova S.S. Diagnostika real'noj struktury cennostnyh orientacij lichnosti. Available at: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/025.pdf

33. Potemkina O.F. Metody diagnostiki social'no-psihologicheskih ustanovok lichnosti. Metody psihologicheskoj diagnostiki. Pod redakciej V.N. Druzhinina, T.V. Galkinoj. Moskva: IP RAN, 1993; Vyp. 1: 79 - 86.

Статья поступила в редакцию 29.09.17

УДК 159.9

Orekhov A.N., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Chairman of Foundation for Computer Psyche (Moscow, Russia),

E-mail: photook@mail.ru

Klishchevskaya O.A., postgraduate, Moscow Institute of Psychoanalysis, (Moscow, Russia), E-mail: photook@mail.ru

THE STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL COMPLEXES AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF CREATIVE PEOPLE. The

article analyzes the current research of psychological complex, provides a detailed description of the types studied psychological complexes, areas of modern research. Selected problems of modern studies of psychological complex is a narrow focus in terms of the sample of the study, subject of study, a complete lack of analysis of the relationship between the psychological complex and the personal characteristics of creative people. The researchers state that there are no research that would observe the severity of the psychological complex and explore the relationship between types and severity of the psychological complex and personal characteristics. The originality of the article is that the authors reveal the ambiguous nature of the complex effect on people. The work presents the results of empirical research of the relationship between the psychological complex (its content and severity) and personal characteristics of creative people.

Key words: psychological complex, social complex, sexual complex personality traits of creative people.

А.Н. Орехов, д-р психол. наук, проф., председатель фонда «Компьютерная психика», г. Москва,

E-mail: photook@mail.ru

О.А. Клищевская, аспирант, Московский институт психоанализа, г. Москва, E-mail: photook@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ЛЮДЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

В статье анализируются современные исследования психологического комплекса. Даётся подробное описание типов исследуемых психологических комплексов, направления современных исследований. Выделена проблематика современных исследований психологического комплекса - это узкая направленность в плане выборки исследования, предмета исследования, полное отсутствие анализа взаимосвязи психологического комплекса и личностных особенностей у людей творческих профессий. Указывается отсутствие исследований, которые разделяют степень выраженности психологического комплекса и исследуют взаимосвязь между типами и степенью выраженности психологического комплекса и личностными особенностями. Оригинальностью статьи является то, что авторами подробно и доступно раскрывается неоднозначный характер влияния комплекса на человека. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязь между психологическим комплексом (его содержанием и степенью выраженности) и личностными особенностями у людей творческих профессий.

Ключевые слова: психологический комплекс, социальный комплекс, сексуальный комплекс личностные особенности людей творческих профессий.

Возникнув в рамках психоаналитической теории, понятие «комплекс» получило свое развитие именно в этом направлении, большое внимание классики психоаналитических концепций и представители модификаций психоанализа уделяли различного рода сексуальным комплексам, количество которых на настоящий момент превышает пятьдесят. Анализ классических исследований психологического комплекса показывает, что с одной стороны, понятие «психологический комплекс» имеет вполне конкретное определение в науке, а с другой стороны, оно изменяется, акцентируются другие стороны этого понятия в зависимости от исследователя, его принадлежности к тому или иному психологическому направлению. Кроме того, нередко видно привнесение житейских аспектов понимания данного феномена, что запутывает и делает понятие «психологический комплекс» неполным. Значительным минусом исследований психологических комплексов можно считать их представленность практически исключительно в психоаналитических направлениях.

Тем не менее, следует отметить, что понятие «психологический комплекс», используется и в современных работах. Исследователи акцентируют внимание на возрастных аспектах психологического комплекса, на ролевых, профессиональных аспектах, существуют попытки выделить личностные особенности людей с психологическим комплексом, больше всего внимания уделяется комплексу неполноценности как обобщенному психологическому комплексу.

Социально-психологическая сторона психологического комплекса, а именно роль комплекса неполноценности в развитии конфликтов между сотрудниками в организации представлена в исследованиях В.М. Голянич [1]. Результатом данного исследования стали данные о взаимосвязи между психологическими комплексами и определенными типами внутренних (внутрилич-ностных) и внешних (межличностных) конфликтов.

Анализ социально-психологических особенностей проявления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-испол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.