Научная статья на тему 'Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ'

Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
642
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ИЕРАРХИИ / МЕНЕДЖЕРЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / VALUABLE ORIENTATIONS / VALUABLE HIERARCHIES / MANAGERS / PRIVATE BUSINESS OWNERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бушкова-шиклина Эльвира Васильевна

В статье представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций представителей двух социальных групп -менеджеров и предпринимателей. Показаны сходства и различия ценностных иерархий представителей данных групп как в целом по выборкам, так и в зависимости от ряда показателей - уровня управления, размера бизнеса, половой принадлежности респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бушкова-шиклина Эльвира Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values of management and business undertakings: sociological ana

In the article the comparative analysis of an empirical research on valuable orientations of the two social groups' representatives managers and private business owners is presented. The similarities and differences in the valuable hierarchies of the representatives of these groups according to the extracts and the raw of indices the level of management, the rate of business, the gender affiliation of the respondents are shown.

Текст научной работы на тему «Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ»

ФИЛОСОФИЯ и социология

УДК 316.343-057.177

Э. В. Бушкова-Шиклина

ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций представителей двух социальных групп -менеджеров и предпринимателей. Показаны сходства и различия ценностных иерархий представителей данных групп как в целом по выборкам, так и в зависимости от ряда показателей - уровня управления, размера бизнеса, половой принадлежности респондентов.

In the article the comparative analysis of an empirical research on valuable orientations of the two social groups' representatives - managers and private business owners is presented. The similarities and differences in the valuable hierarchies of the representatives of these groups according to the extracts and the raw of indices - the level of management, the rate of business, the gender affiliation of the respondents are shown.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценностные иерархии, менеджеры, предприниматели.

Keywords: valuable orientations, valuable hierarchies, managers, private business owners.

В условиях становления и развития рыночной экономики в России все больше работ посвящено изучению особенностей социальных групп, участвующих в управлении как государственными организациями, так и частным бизнесом -менеджеров, бизнесменов, предпринимателей и т. д. В специальной литературе авторы пытаются прояснить, насколько схожи/различны позиции социальных акторов, находящихся «у руля» власти и капитала, насколько сходны их мотива-ционно-ценностные ориентации [1].

В литературе, как правило, позиции предпринимателя и менеджера рассматриваются как принципиально различные, отличающиеся друг от друга характером отношения к собственности (первый, как правило, управляет собственным бизнесом, второй является наемным управляющим), а также степенью инновационности и рис-

БУШКОВА-ШИКЛИНА Эльвира Васильевна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры философии и социологии ВятГГУ © Бушкова-Шиклина Э. В., 2009

ка в профессиональной деятельности, тем самым - реализующих разные личностные и профессиональные ценности. В то же время появляется «срединное» мнение о том, что менеджер -это особый представитель управленческой профессии, который, будучи наемным работником, осуществляет, в отличие от управленца-администратора, сугубо «предпринимательскую», то есть (в данном случае) инновационную, творческую деятельность по стратегическому развитию организации [2]. В связи с этим ценности управленцев (особенно высших уровней управления в организациях) и предпринимателей в силу тождественности ряда профессиональных целей и задач во многом могут быть сходными.

В данной работе представлена попытка сравнительного анализа результатов двух эмпирических исследований: исследования ценностных ориентаций менеджеров (2006-2007 гг., основные результаты см. [3]) и ценностных ориентаций предпринимателей (2008 г.) с целью выявления общего и различного в ценностных иерархиях представителей указанных социальных слоев [4].

Для исследования ценностных ориентаций менеджеров была сформирована выборочная совокупность объемом 182 человека. Содержательно данная выборка представлена менеджерами разного (линейного, среднего, высшего) уровня управления в различных (торговых, промышленных, образовательных и др.) организациях гг. Кирова и Н. Новгорода. Так как 18% менеджеров данной выборки являются (со)владельцами указанных организаций, логично их ответы рассматривать как ответы предпринимателей (данные менеджеры не только работают по найму, но и отчасти управляют «собственной» организацией). В связи с этим была сформирована еще одна выборка, состоящая из предпринимателей. Таким образом, в исследовании использовались две равные по объему выборки - из 150 менеджеров и 150 предпринимателей гг. Кирова и Н. Новгорода и соответствующих областей.

В связи с тем, что менеджеры (особенно топ-менеджеры) и предприниматели как социальные группы являются немногочисленными и трудно доступными для исследования, формирование выборок осуществлялось методом «снежного кома» [5]. При этом в ходе исследования пропорции тех или иных групп респондентов (например, по признаку пола, уровня управления,

Э. В. Бушкоба-Шиклина. Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ

величины бизнеса) постоянно отслеживались и корректировались в соответствии с данными о генеральной совокупности.

Так, основная часть респондентов-менеджеров (42%) представлена руководителями линейного уровня, представителей среднего и высшего уровня в данной выборке 35 и 23% соответственно. В общем, это вполне соответствует распределению менеджеров по трем основным уровням управленческой иерархии в генеральной совокупности. Средний возраст руководителей указанных выше организаций - 35 лет (причем менеджеры-мужчины значительно моложе менеджеров-женщин ^-критерий Стьюдента, р = 0,03); средний стаж работы в должности - 4,4 года; подавляющее большинство (96%) - имеют высшее образование.

Среди предпринимателей большая часть (52%) выборки представлена респондентами, имеющими так называемый «малый» бизнес; представителей среднего и крупного бизнеса в выборке 36% и 12% соответственно. Средний возраст данных респондентов - 33 года, причем здесь предприниматели-мужчины также значительно моложе предпринимателей-женщин - 33 и 37 лет соответственно ^-критерий Стьюдента, р = 0,05). Основная часть (60%) «женской» выборки реализует себя в малом бизнесе, в то время как мужчины-предприниматели занимаются в основном малым и средним бизнесом (по 42%). В среднем по выборке данным видом деятельности респонденты занимаются около 5,4 лет; 45% респондентов имеют высшее образование.

Исследования проводились при помощи методики «Базовые ценности и «антиценности» [6]. Респондентам предлагался список из 38 понятий, обозначающих базовые (как терминальные, так и инструментальные) ценности, из которых предлагалось выбрать по девять наиболее предпочитаемых ими как личностями и как руководителями организации (собственного бизнеса) ценностей. Таким образом, проводился анализ иерархий профессиональных и личностных [7] ценностей менеджеров и предпринимателей, а также степени согласованности данных групп ценностей между собой.

В результате исследования были получены следующие иерархии профессиональных и личностных ценностей менеджеров и предпринимателей. Наиболее предпочитаемыми среди личностных ценностей менеджеров явились: «Здоровье» (106 выборов), «Порядочность» (98), «Профессионализм» (95), «Семья» (92), «Уважение к родителям» (83), «Любовь» (61), «Безопасность» (54), «Образование» (54), «Независимость» (54) и др. Наименее предпочитаемыми выступили такие личностные ценности, как «Покой» (0), «Равенство» (2), «Милосердие» (4), «Известность» (4) и др.

Среди личностных ценностей предпринимателей наиболее значимыми выступили: «Здоровье» (106 выборов), «Семья» (101), «Любовь» (81), «Безопасность» (78), «Независимость» (59), «Уважение к родителям» (59), «Порядочность» (53), «Дружба» (49), «Справедливость» (48) и т. д. Наименее значимыми оказались следующие ценности: «Могущество» (4 выбора), «Покой» (6), «Известность» (6), «Сотрудничество» (7), «Равенство» (11) и др.

В целом, сравнивая данные иерархии, можно предположить, что они во многом схожи. Математический анализ при помощи критерия и-Манна-Уитни показал, что статистически значимой разницы в указанных иерархиях личностных ценностей менеджеров и предпринимателей нет (р = 0,73).

Среди профессиональных ценностей менеджеров на первых местах по предпочтительности явились: «Профессионализм» (140), «Сотрудничество» (104), «Порядочность» (100), «Внимание к людям» (92), «Развитие» (91), «Успех» (84), «Законность» (68), «Образование» (68), «Труд» (65) и др. Наименее предпочитаемыми ценностями в профессиональной сфере менеджеров выступили: «Покой» (0), «Милосердие» (0), «Надежда» (2), «Природа» (2), «Смысл жизни» (4), «Равенство» (4) и др.

Для предпринимателей наиболее важными в профессиональном плане являются ценности профессионализма (94 выбора), развития (86), успеха (85), стабильности (80), образования (67), сотрудничества (66), законности (52) и др.; наименее значимыми - удовольствия (0 выборов), природы (1), покоя (1), надежды (3) и т. д. Незначительные различия в указанных иерархиях профессиональных ценностей предпринимателей и менеджеров также не подтверждаются статистически (и-Манна-Уитни, р = 0,70).

Дополнительная обработка полученных иерархий ценностей при помощи кластерного анализа методом связи между группами показала, что иерархии личностных и профессиональных ценностей как менеджеров, так и предпринимателей содержательно несколько различаются. Тем не менее обработка полученных распределений ценностей при помощи метода и-Манна-Уитни выявила, что между иерархиями личностных и профессиональных ценностей в целом по выборке как у менеджеров, так и предпринимателей не существует статистически значимых различий (р > 0,05).

Практически те же результаты получаются при сравнении распределений иерархий личностных и профессиональных ценностей в группах линейных, средних и топ-менеджеров (Н-Краскала-Уол-лиса, р = 0,10; р = 0,88; р = 0,21 соответственно); малых, средних и крупных предпринимате-

лей (Н-Краскала-Уоллиса, р = 0,13; р = 0,18; р = 0,18 соответственно). Аналогичные результаты получены при сравнении иерархий личностных и профессиональных ценностей менеджеров-мужчин (р = 0,52) и менеджеров-женщин (р = 0,55); предпринимателей-мужчин (р =0,10) и предпринимателей-женщин (р = 0,12) методом и-Манна-Уитни.

Таким образом, можно сказать, что, с одной стороны, ценностные ориентации менеджеров и предпринимателей в зависимости от уровня управления/размера бизнеса в профессиональной и личностной сферах имеют некоторые различия, связанные со спецификой данных сфер жизни; с другой стороны, отсутствие статистически достоверных различий в предпочтении тех или иных ценностей в разных сферах жизни может свидетельствовать о целостности ценностной сферы личности как менеджеров, так и предпринимателей, о проявлении личностных убеждений и установок респондентов в профессиональной среде.

В то же время иерархии ценностей (как личностных, так и профессиональных) в группах наемных менеджеров значительно изменяются в зависимости от уровня управления (и-Ман-на-Уитни, р = 0,0; р = 0,01). Более тщательный анализ динамики указанных иерархий позволяет сказать, что существенные изменения данных ценностей происходят при переходе менеджера из среднего в высший менеджмент (и-Ман-на-Уитни, р = 0,013; р = 0,046). В то же время существенной (статистически значимой) динамики иерархий как личностных, так и профессиональных ценностей предпринимателей при росте их бизнеса не наблюдается (и-Манна-Уитни, р = 0,64; р = 0,47). Интересно также заметить, что на всех трех уровнях управления (линейном, среднем, высшем) профессиональные ценности менеджеров и предпринимателей (мелких, средних, крупных) во многом схожи (и-Манна-Уитни, р = 0,10; р = 0,88; р = 0,20 соответственно). Аналогичная ситуация с личностными ценностями в указанных группах. Но при переходе менеджеров на высший уровень управления их личностные (но не профессиональные!) ценности начинают значительно отличается от личностных ценностей крупных предпринимателей (и-Ман-на-Уитни, р = 0,005).

Таким образом, получается, что ценностная основа как управленческой, так и предпринимательской деятельности весьма схожа, что проявляется в ряде показателей. Тем не менее имеются некоторые различия в динамике ценностей данных социальных групп.

Итак, в результате исследования можно сделать следующие предположения.

Во-первых, и предприниматели, и менеджеры имеют весьма целостную ценностно-ориентаци-

онную систему - ценности, «исповедуемые» в личной сфере, также успешно реализуются в профессиональной жизни. Это весьма логично, так как оба вида деятельности во многом основаны на взаимодействии с людьми, а особенности отношения менеджера (предпринимателя) к людям в частной (семейной, дружеской и т. п.) жизни во многом проявляются в деловых отношениях - отношениях с коллегами, партнерами, конкурентами. Несмотря на различия в целях личного общения и профессиональной деятельности, данные сферы способствуют созданию респондентами вокруг себя единого ценност-но-ориентационного «пространства».

Во-вторых, профессиональные и личностные ценности и менеджеров, и предпринимателей не различаются существенно как в зависимости от пола респондентов, так и уровня управления/ размера бизнеса. Как у мужчин, так и у женщин, как линейных, так и топ-менеджеров, как мелких, так и крупных предпринимателей иерархии ценностей в профессии и частной жизни во многом схожи.

В-третьих, карьерный рост вносит свои коррективы в восприятие действительности менеджеров - их личностные и профессиональные ценности значительно меняются при переходе в высший менеджмент. Более существенным изменениям (как ни странно!) подвергаются личностные ценности менеджеров, так как профессиональные ценности во многом остаются схожими с профессиональными ценностями предпринимателей. Такие изменения, возможно, связаны с изменением не только должностной, но и функциональной позиции менеджера - он оказывается ближе к «большой власти», «большим деньгам», часто - (со)владельцем организации. В связи с этим резко возрастает рост ответственности за стратегическое развитие организации, которая становится для него не только местом работы, но и частичной или полной собственностью.

Примечания

1. См.: Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения // ЭКО. 1995. № 1; Борисов Ю. А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 91-103; Родионова Г. А. Ценностные ориентации управляющих приватизированных предприятий // Социс. 1994. № 2. С. 111-114; Решетников А. В., Шамшурин В. И., Шамшурина Н. Г. Социально-исторический портрет лидера организации // Социс. 2001. № 10. С. 58-63; Чирикова А. Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психол. ж-л. 1998. Т. 19. № 1. С. 62-74; Шин В. Н. Менеджмент как профессиональное управление в рыночном обществе: мировой опыт и российская реальность: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Казань: КГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001; Штайльманн К. Успех в предпри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.