Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. №2/3 (21) КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 371
А. Ю. Загвоздина
г. Екатеринбург, Россия
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ (по материалам исследования ценностей обучающихся «Екатеринбургского кадетского корпуса»)
АННОТАЦИЯ. В статье изложены результаты исследования ценностных ориентаций кадет по методике М. Рокича «Ценностные ориентации».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценности, система ценностных ориентаций, традиции, кадетское образование, казачья культура, кадетский (казачий) компонент в образовании
A. Yu. Zagvozdina
Yekaterinburg, Russia
VALUE ORIENTATIONS OF THE CADET
(for the study of values of students "Yekaterinburg Cadet Corps")
ABSTRACT. The article presents the results of the study of the cadet's value orientations by the method of M. Rokych "Value Orientations".
KEYWORDS: the system of value orientations, traditions, cadet education, Cossack culture, cadet (Cossack) component in education
«Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они рвутся к власти, успеху и богатству, восхищаются теми, кто всем этим обладает, зато недооценивают истинные блага жизни» [7]. Приведенное высказывание З. Фрейда, спустя десятки лет, не утратило своей актуальности. В современном мире, где модернизация затронула абсолютно все сферы жизни, к сожалению, общеприняты мнения об упадке духовных ценностей и смещении ценностных ориентиров.
Угроза гуманитарного кризиса не обошла стороной и российское общество. К одной из наиболее опасных возможных проявлений этого криза относят «девальвацию общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров» [5].
Но, несмотря на то, что термин «ценности» стал популярен в контексте общественных дискуссий, он также нашел отражение в государственных приоритетах, а именно, в воспитании достойного подрастающего поколения, что является залогом развития и процветания государства.
Наиболее активно это реализуется с помощью внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, включающего в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Содействует формированию и сохранению духовных ценностей в сфере образования возрождение кадетских корпусов, школ, кадетских классов. Ведь кадетское образование характеризуется не только специфической наполненностью учебного процесса, но и особым воспитанием подрастающего поколения патриотов.
Любовь к Отечеству, ценностное отношение к воинскому долгу, приверженность традициям, почет института семьи, незыблемость заповедей кадетского братства - на этих «столпах» базируется кадетское образование. Ярыми патриотами и носителями твердых нравственных устоев всегда были казаки.
Р. Ю. Рунаев предлагает рассматривать культуру казачества как систему цен-
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
ностей, как систему традиций. И системообразующим фактором культуры казачества он определяет патриотизм. Служение Отечеству, любовь к Родине, верность воинскому долгу, Присяге, мужество и воинская доблесть, высокая дисциплинированность и исполнительность, боевое братство и войсковое товарищество, высокая нравственность - все это присуще традиционной казачьей культуре» [6].
Именно потому, что военно-патриотические признаки казачества во многом идентичны кадетским заповедям, некоторые кадетские корпуса в своих программах общего и дополнительно образования стали реализовать кадетский - казачий компонент.
Примером такого учебного заведения является Кадетская школа-интернат «Екатеринбургский кадетский корпус». На базе данной кадетской школы-интерната нами было проведено комплексное исследование «Традиций казачьей культуры как элемент формирование системы ценностных ориентаций кадет» с применением 4-х методик.
В данной статье освещаются результаты первичного тестирования на определение ценностных ориентаций по методике М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей.
Заметим, что для диагностики был применен опросник М. Рокича лишь по терминальным ценностям, поскольку нас интересовала иерархия «ценностей-целей» - «убеждений в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться» [2].
Стоит отметить, что под ценностными ориентациями, часто перекликающимся в отечественной литературе с понятием ценностные отношения, мы опираемся на предложенное А. Д. Леонтьевым толкование: «Осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него» [3].
Таким образом, определив иерархию ценностей мы получим представления о ценностных ориентациях группы кадет.
В тестировании участвовало 68 человек - учащиеся 10-х классов. Тест проводился анонимно, в групповой форме, на идентичных бланках с единой инструкцией, в учебное время (на уроках психологии), в школьном кабинете.
Проведя компьютерную обработку результатов и выявив среднее арифметическое значение ранга у всей группы, мы вновь провели ранжирование. Ценности с наименьшим средним арифметическим значением ранга предписывался номер 1, следующей 2 и т.д.
Первое место в рейтинге ценностей занимает «здоровье». Действительно, самое ценное, что есть у человека. Однако, в юношеском возрасте осознание данной истины происходит не в полной мере, инстинкт самосохранения у подростков притупляется, к здоровью относятся более легкомысленно. Но для кадет здоровье (физическое и психическое) - залог продолжения военной службы, что для многих является целью, поэтому лидирующие позиции именно этой ценности у кадет не удивительны.
Второе место - «счастливая семейная жизнь». Семья является хранителем духовных ценностей и ключевым элементом в формировании ценностных ориентаций детей. Приятно констатировать факт, что у кадет эта ценность занимает почетное второе место.
«Любовь» - 3 место. Здесь, на наш взгляд, выбор обусловлен возрастом, когда все сердечные эмоции проживаются особенно остро.
«Наличие хороших и верных друзей» - 4 место. В свете кадетского образовании с реализацией казачьего компонента, эту ценность можно переименовать в «кадетское братство», «войсковое товарищество». Наличие этой ценности в приоритетах, по нашему мнению, скорее закономерность, чем исключение.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Приятно удивило 5 место в иерархии ценностей кадет - «житейская мудрость».
Замыкает шестерку лидеров «активная деятельная жизнь». Жизнь кадетов Екатеринбургского кадетского корпуса - это не только учебные занятия и строевая подготовка, они активно участвуют в творческой жизни корпуса, стабильно посещают Слет патриотов, казачьи сборы, соревнования по различным видам спорта, ежегодно участвуют в военном параде в День Победы. Поэтому, активисты - это про них.
Грустно констатировать, что «материально обеспеченная жизнь» опережает такие ценности как: «развитие», «познание». С другой стороны, современное общество все чаще приходит к выводу о том, что достойное образование требует вложений, в том числе и денежных. Поэтому, 7-е место с ценностью «материально обеспеченная жизнь» можно трактовать по-разному.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриева Н.А. Ценностные ориентации кадетов // Омский научный вестник. 2012. №5. С. 170-172.
2. Кузнецова Е.Г. Личностные ценности: понятие. Подходы к классификации // Вестник ОГУ. 2010. №10. С. 20-24.
3. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M.: Смысл, 1992. - 17 с.
4. Найденко А.А. Ценностные ориентации воспитанников Ставропольского президентского кадетского училища [Электронный ресурс]. - URL: https://www.scienceforum.ru/2016/1783/23672 (дата обращения: 27.03.2017 г.)
5. Основы государственной культурной политики http://mkrf.ru/info/foundations-state-cultural-policy/ [дата обращения: 27.03.2017]
6. Рунаев Р.Ю. Казаки как культурно-историческая группа: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Волгоград, 2011. - 25 с.
7. Фрейд З. Недовольство культурой http://abolla.narod.ru/freud.pdf [дата обращения: 25.03.2017]
8. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.
Менее всего кадетами ценится «творчество» и «красота природы и искусства» - 17,18 места. Проанализировав исследования ценностных ориентации кадет с использованием данной методики, мы сделали вывод, что данные ценности, в большинстве случаев, занимают последние позиции в рейтинге ценностей. В этом вопросе мы разделяем мнение А. А. Найденко о том, что «понятие творчества для современных кадет размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе резко упал престиж науки, искусства и культуры» [4].
Отметим, что лидирующие ценности полностью отражают суть кадетского и казачьего образования, что открывает широкие перспективы для работы педагогов, воспитателей и психологов.