Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)'

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / БУДУЩИЙ ВРАЧ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гринько Е.Н.

Статья посвящена изучению некоторых ценностных аспектов «инфраструктуры» интегрального качества ментальной сферы - культуры личности студента медицинского вуза. Рассматриваются теоретические моменты аксиологического плана, позволяющие подойти к проблеме ценностных оснований культуры личности студента с научной точки зрения. При выявлении ценностных оснований культуры личности студента - будущего врача был применён лингвокультурологический подход: использованы русские народные пословицы, в которых выражены основные смыслы жизненных ориентиров человека. Кроме теоретического обоснования разработки вопроса, в статье приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на выявление некоторых ключевых аспектов культуры личности будущих врачей. Респондентами выступили студенты первоговторого курсов ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в количестве 72 человек, что позволило сделать срез аксиологического ингредиента культуры личности молодого человека, чья профессия неразрывно связана с морально-нравственными установками. Пилотное исследование углубляет понимание бытовых и профессиональных этических приоритетов студента-медика с учетом гендерного фактора. Приоритетов, подлежащих проверке и закреплению практическим опытом - реализации их «потенциальной энергии» в предстоящей врачебной деятельности. Акцентирована тенденция «прагматизации» условного «этического кодекса» современного студента-медика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гринько Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ASPECTS IN THE PERSONAL CULTURE OF A MEDICAL UNIVERSITY STUDENT (LINGUOCULTUROLOGICAL APPROACH)

The article is devoted to the study of some value aspects of the »infrastructure» of the integral quality of the mental sphere - the culture of the personality of a medical university student. The theoretical aspects of the axiological plan are considered, which allow us to approach the problem of the value bases of the student's personality culture from a scientific point of view. In identifying the value bases of the personality culture of a student - a future doctor, a linguoculturological approach was applied: Russian folk proverbs were used, where the main meanings of a person's life orientations are expressed. In addition to the theoretical justification of the development of the issue, the article presents and analyzes the results of an empirical study aimed at identifying some key aspects of the personality culture of future doctors. The respondents were first-and second-year students of the Pacific State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation in the number of 72 people, which allowed us to make a value point-cut of a young man's personality culture whose profession centers around his moral principles. The pilot survey focuses on understanding of the medical student's professional and ethical priorities while taking into account a gender factor - the priorities to be checked and strengthened by his/her experience and their potential energy realization in the future profession. The tendency for pragmatism of a modern medical student's ethic code is emphasized.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)»

УДК 008:316.42 DOI: 10.34130/2233-1277-2021-2-73

Е. Н. Гринько

Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток,

Российская Федерация

Ценностные аспекты в культуре личности студента медицинского вуза (лингвокультурологический подход)

Статья посвящена изучению некоторых ценностных аспектов «инфраструктуры» интегрального качества ментальной сферы — культуры личности студента медицинского вуза. Рассматриваются теоретические моменты аксиологического плана, позволяющие подойти к проблеме ценностных оснований культуры личности студента с научной точки зрения. При выявлении ценностных оснований культуры личности студента — будущего врача был применён лингвокультурологический подход: использованы русские народные пословицы, в которых выражены основные смыслы жизненных ориентиров человека.

Кроме теоретического обоснования разработки вопроса, в статье приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на выявление некоторых ключевых аспектов культуры личности будущих врачей. Респондентами выступили студенты первого-второго курсов ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в количестве 72 человек, что позволило сделать срез аксиологического ингредиента культуры личности молодого человека, чья профессия неразрывно связана с морально-нравственными установками.

Пилотное исследование углубляет понимание бытовых и профессиональных этических приоритетов студента-медика с учетом гендерно-го фактора. Приоритетов, подлежащих проверке и закреплению практическим опытом — реализации их «потенциальной энергии» в предстоящей врачебной деятельности. Акцентирована тенденция «прагматизации» условного «этического кодекса» современного студента-медика.

Ключевые слова: аксиологический подход, лингвокультурологический подход, система ценностей, культура личности студента, будущий врач.

E. N. Grinko

Pacific State Medical University, Vladivostok, the Russian Federation

© Гринько Е. Н., 2021

Value Aspects in the Personal Culture of a Medical University Student (Linguoculturological Approach)

The article is devoted to the study of some value aspects of the» infrastructure» of the integral quality of the mental sphere — the culture of the personality of a medical university student. The theoretical aspects of the axiological plan are considered, which allow us to approach the problem ofthe value bases ofthe student's personality culture from a scientific point of view. In identifying the value bases of the personality culture of a student — a future doctor, a linguoculturological approach was applied: Russian folk proverbs were used, where the main meanings of a person's life orientations are expressed.

In addition to the theoretical justification ofthe development ofthe issue, the article presents and analyzes the results of an empirical study aimed at identifying some key aspects of the personality culture of future doctors. The respondents were first-and second-year students of the Pacific State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation in the number of 72 people, which allowed us to make a value point-cut of a young man's personality culture whose profession centers around his moral principles.

The pilot survey focuses on understanding ofthe medical student's professional and ethical priorities while taking into account a gender factor — the priorities to be checked and strengthened by his/her experience and their potential energy realization in the future profession. The tendency for pragmatism of a modern medical student's ethic code is emphasized.

Keywords: axiological approach, linguoculturological approach, value system, student's personality culture, future doctor.

Введение. Культура и человек неразрывно связаны, культура есть продукт разнообразной и многоаспектной деятельности человека, творцом культуры, её хранителем является человек. Однако и сам человек одновременно и её творец, и продукт, он субъект культуры, в котором соединились два начала: культуротворческое и культуропреобразующее самого человека. Возможность существования и генезиса культуры заложена не столько в человеке, сколько во взаимодействии людей, в общественной природе культурной деятельности. Поэтому в культурологии наряду с понятием «субъект культуры» существует понятие «личность», которое имеет свою специфику в отличие от близких ей наук, оперирующих также этим термином, — от философии, психологии, педагогики, социологии. Согласно «Большому толковому словарю по культурологии», лич-

ность (от лат. persona — маска, роль актера] — термин, обозначающий социальный тип человека как продукта и носителя исторически определенной культуры и выполняющего определенные функции в системе сложившихся общественных отношений. Личность является единичным воплощением культуры, конкретным выразителем всей совокупности общественных отношений [1].

Личность представляет собой сложный социальный и культурный феномен со своей структурой и содержанием, воплощающий в себе многие духовно-нравственные, поведенческие, интеллектуально-мировоззренческие аспекты культуры как индивидуальные, так и коллективные, типичные для данного социокультурного сообщества. Культура личности, таким образом, предстаёт в их своеобразном сочетании. Какие бы модели культуры личности не предлагались в современной культурологии, в них непременно находится место аксиологическому аспекту. Ценности для человека являются главным ориентиром в жизни. В словаре культурологических терминов и понятий ценности определяются как совокупность социально одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о наиболее важных идеалах человеческой жизнедеятельности: добре, справедливости, чести, верности, патриотизме, любви, дружбе, порядочности, честности и т. д. И также подчёркивается, что без ценностей не может обходиться ни одно общество, не может жить ни один человек [2]. Все сферы жизни общества, все направления культурной деятельности людей обладают ценностным содержанием. Ядром любой культуры, равно как и ядром культуры личности, всегда является система ценностей. Именно этот аспект стал объектом нашего внимания в исследовании культуры личности студентов медицинского вуза, тем более что для профессии врача вопросы ценностной ориентации чрезвычайно важны.

При формулировке ценностей мы обратились к лингвокульту-рологическому подходу и предложили студентам русские народные пословицы, в которых отразились смысложизненные установки многих поколений субъектов отечественной культуры.

Методы исследования, теоретическая база. В современной культурологии во многих исследованиях культура личности рассматривается со стороны своей сущности, со стороны содержания и структуры и получает своё определение. Профессор В. А. Ремизов ха-

рактеризует её как динамическое образование, локализующееся вокруг определенных мировоззренческих групп ценностей, носящих для нее базовое начало. К существенным признакам культуры личности автор относит гуманистическую направленность, образованность, включённость в созидательную деятельность, социализиро-ванность и воспитанность, наличие нравственно регулирующей рефлексии (как отношение личности к самой себе]. Эти признаки выполняют роль культурно-личностных критериев [3, с. 23]. Ценности проявляются не только в сознании личности, но и в её поведении, ступенями перехода ценностей в деятельность, по мнению автора, выступают ценностные ориентации. Они и определяют культуру личного самоопределения в социокультурном пространстве [3, с. 54].

Представляет интерес предлагаемая В. А. Ремизовым типология культуры личности, связанная с моделями культурно-исторического процесса. При смене этих моделей происходит и смена ведущих типов личности, носителей определённой культуры. В качестве гипотезы автор предлагает три типа культуры личности: 1] коллективистски ориентированная (характерная для «закрытых» систем с более или менее выраженным тоталитарным началом], 2] индивидуально ориентированная (существующая в «открытых», в разной степени демократизированных системах] и 3] бытоориентированная личность (соответствующая переходным историческим этапам]. Автор культурную ориентированность личности современного россиянина определяет как «прагматизиро-ванный коллективист» со все большим акцентированием первой части типологической модели, то есть в сторону индивидуально выраженной личности [3, с. 55].

По всей вероятности, новый тип культуры личности должен формироваться прежде всего в новом поколении в молодёжной среде. Современное поколение, годы рождения 1995—2005, в зарубежной и отечественной литературе получило название «поколение Z», то есть это молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет. Оно сегодня привлекает повышенное внимание со стороны учёных. Для культурологии при изучении культуры личности важными являются данные и других наук, в частности психологии. Масштабное исследование показало, что ориентация на самостоятельность и независимость является общей, инвариантной характеристикой этого поколения; убеждение в важности самостоятельности, автоном-

ности, независимости в суждениях и поступках приобретает характер стержневой, ядерной ценности. Важное место занимают также достижения и личный успех, безопасность и стабильность [4, с. 59]. Значимость и ранг других ценностей определялись комплексом социально-демографических и этнокультурных факторов, среди которых принадлежность к определённой этнической группе и религиозной конфессии; проживание в «глубинке» или в крупном городе [4, с. 61]. Гендерные ценностные различия оказались традиционными, характерными для мужчин и женщин: для юношей выше значимость ценностей «самовозвышения» (власть и достижения], для девушек — полярных им ценностей «самотрансцендентности» (универсализм и доброта] [4, с. 60]. Выяснилось также, что принадлежность к определенной учебно-профессиональной общности оказывает меньшее влияние на качественное своеобразие ценностных предпочтений, однако авторы считают необходимым более глубокое изучение данного вопроса.

Для нас тем более представляется необходимым обращение к культуре личности студента, а именно студента медицинского вуза, поскольку ценностные ориентации будущего врача имеют значение не только для него самого, но и для тех людей, которые станут для него пациентами. Социологические и культурологические исследования также посвящаются культуре личности студента, его ценностным ориентациям, духовно-нравственному потенциалу. Так, в монографии М.Н. Дудина и Н. В. Лясникова содержатся важные выводы. Первый — об усилении прагматического начала в ценностных предпочтениях студентов: сегодняшнего студента заботит то, как можно применить, использовать знание, можно ли его продать, эффективно ли оно для решения конкретных и локальных задач [5, с. 144]. Второй, связанный с первым, — о дифференцирующей роли инструментальных ценностей: в старшем поколении больше приверженцев патернализма, тогда как молодежь, а особенно студенты, в качестве наиболее важных для себя ценностей называют независимость и инициативность [5, с. 66]. Третий — о наличии двух базовых тенденций развития процессов индивидуализации. Часть студентов на вопрос о том, какую цель они преследуют в жизни, отвечают в категориях материального благополучия: улучшить жилищные условия (например, жить отдельно от родителей, купить собственную квартиру], приобрести автомобиль, повы-

сить уровень своей жизни и т. п. Многие говорят о самоосуществлении, поисках себя, своего пути, развитии личных способностей, о необходимости полноценной жизни, признавая тем самым постматериалистические модернистские ценности, корреспондирующие с верхними этажами «пирамиды потребностей по Маслоу» [5, с. 144].

Профессор М. С. Яницкий отмечает, что в силу перемен, произошедших в нашем обществе, постепенно утверждается в общественном сознании и новая система ценностных ориентаций. Прежде всего это свойственно молодым людям, которые, с одной стороны, уже не воспринимают в полной мере прежние ценности, но с другой — не вполне и освоили ценности нового, демократического общества. Он также считает, что особенно важное значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, тем более для студентов, чья будущая профессиональная деятельность разворачивается в системе «человек—человек» [6, с. 2]. Это в полной мере относится и к будущим врачам, чья система ценностных ориента-ций имеет гуманистическую и деонтологическую направленность.

Учитывая актуальность личностного самоопределения студентов и необходимость понимания ценностных ориентаций студентов в силу постоянного взаимодействия с ними в учебном процессе, мы провели пилотное исследование, посвящённое ценностным аспектам «инфраструктуры» интегральной культуры личности студентов медицинского вуза. Респондентами выступили студенты первого-второго курсов специальностей «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Клиническая психология». Всего приняли участие в исследовании 72 человека в возрасте от 17 до 22 лет (большая часть — 61 человек, 85 % — студенты в возрасте 18—19 лет], 11 юношей и 61 девушка (84,8 %].

Методологию исследования составил аксиологический и линг-вокультурологический подходы. Инструмент анкетирования верифицировался методами вариационной статистики.

В анкете, предложенной студентам, была сформулирована просьба отметить те из 26 пословиц, которые они принимают для себя в качестве руководства в жизни. При отборе нравственно-этических ценностей для анкетирования мы ориентировались на фактор наибольшей значимости их для личности, которые отражены в первую очередь в картине мира и мировоззрении человека как субъекта культуры. Это ценности, связанные, с одной сторо-

ны, с важнейшими жизненными личностными (экзистенциальными] установками и желаниями человека, такими как любовь, семья, здоровье, родители, родной дом, друзья, труд, и с другой — с отношением к другим людям, к жизни в обществе. В психологии их принято делить на терминальные (ценности-цели] и инструментальные (ценности-средства].

При формулировке этих ценностей мы использовали лингво-культурологический подход и предложили студентам их в виде русских народных пословиц. Данный подход был выбран потому, что в лингвокультурологии язык предстаёт с точки зрения его способности вбирать в себя и отражать культурно-традиционную компетентность его носителей — субъектов культуры. В пословицах нашёл своё выражение менталитет русского народа, т. е. отобранные за века концептуальные смыслы, касающиеся основных смысло-жизненных установок людей. Кроме того, пословицы, будучи художественным элементом культуры, содержат также эмоционально-образный компонент, который позволяет затрагивать не только логическую, рациональную сторону нашего мышления, но и образно-символическую, вызывают эмоциональный ответ, что способствует более заинтересованному участию в анкетировании. В исследовании нами использовался словарь пословиц русского народа В. И. Даля, аутентичный прижизненному его изданию 1862 года [7].

Среди пословиц первой группы нами были предложены пословицы, касающиеся:

— любви, семьи, детей: «Совет да любовь — на том свет стоит», «Без жены как без шапки, без мужа как без головы», «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын», «На что и клад, коли в семье лад»;

— родителей: «Живы родители — почитай, умерли — поминай»;

— родного дома, родины: «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха»;

— друзей: «Нет друга, так ищи, а нашёл — береги»;

— здоровья: «Здоровье всего дороже»;

— труда: «Терпенье и труд — всё перетрут».

Пословицы второй группы касались таких ценностей, как:

— честь, стремление прожить жизнь достойно: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Каково проживёшь, таково и прослывёшь»;

— честность, неприятие воровства, предпочтение бедности неправедному поведению: «Заработанный ломоть лучше краденого карася», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом»;

— профессионализм, мастерство: «Мастерство всегда в почёте», «Не место красит человека, а человек место»;

— верность: «Чужого мужа (жену] полюбить — себя погубить»;

— совесть, порядочность: «С совестью не разминуться», «Не рой другому яму — сам в неё попадёшь»;

— отсутствие корыстолюбия, погони за богатством, благами: «Деньгами души не выкупишь», «Всех сластей не съесть, всех нарядов не переносить»;

— милосердие, отзывчивость и скромность: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу», «Твори добро, и тебе будет добро», «Сделав добро, не помни (не напоминай]».

Вместе с тем были предложены и несколько пословиц, в которых зафиксированы такие «антиценности», как:

— приоритет личного благополучия: «Где бы ни жить, лишь бы сыту быть»;

— приоритет материального поощрения перед моральным: «Из спасиба шубы не сошьёшь»;

— приоритет выгоды в дружеских отношениях: «Кто богат, тот мне и брат».

Результаты исследования и их обсуждение. Обратимся к рассмотрению пословиц первой группы, которые выражают экзистенциальные смысложизненные установки.

1. Ценности любви, семьи, детей.

Пословицу

— «Совет да любовь — на том свет стоит» из 72 студентов выбрали 13 человек (девушки], 20,8 %;

— «Без жены как без шапки, без мужа как без головы» — 11 человек (1 юноша и 10 девушек], 15,2 %;

— «На что и клад, коли в семье лад» — 21 человек (4 юноши и 17 девушек], 29,1 %;

— «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — сын» — 4 человека (1 юноша и 3 девушки], 5,5 %.

Как видим, лишь пятая часть респондентов выбрала в качестве руководства к жизни любовь и совет, одна треть за мир и лад в семье, лишь шестая часть не видит себя без жены (мужа], а многодетную семью готовы создать лишь 5 % студентов.

2. Традиционное почитание родителей («Живы родители — почитай, умерли — поминай»] выбрали 42 человека (7 юношей и 35 девушек], чуть больше половины студентов — 58,3 %.

3. Родину («Родимая сторона — мать, чужая — мачеха»] считают ценностью 13 человек (4 юноши и 9 девушек], 18 %.

4. Дружбу как ценность («Нет друга, так ищи, а нашёл — береги»] выбрали 41 человек (6 юношей и 35 девушек], то есть 56,9 %, больше половины всех опрошенных.

5. Больше «повезло» здоровью («Здоровье всего дороже»], его в качестве ценности назвали 55 человек (7 юношей и 48 девушек], 76,3 %, что составляет три четверти респондентов.

6. Примерно тот же процент опрошенных выразил своё позитивное отношение к труду («Терпенье и труд — всё перетрут»] — 54 человека (8 юношей и 56 девушек], или 75 %.

Пословицы второй группы касались нравственно-этических критериев поведения субъекта культуры.

1. Такую ценность, как честь, стремление прожить жизнь достойно:

— «Береги платье снову, а честь смолоду» избрали 50 респондентов (10 из 11 юношей и 40 девушек], то есть 69,4 %;

— «Каково проживёшь, таково и прослывёшь» — 25 человек (3 юношей и 22 девушки], или 34,7 %.

2. Честность, неприятие воровства, предпочтение бедности неправедному поведению:

— «Заработанный ломоть лучше краденого карася» выбрали 46 респондентов (7 юношей и 39 девушек], то есть 63,8 %;

— «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом» — 25 человек (4 юноши и 21 девушка], или 34,7 %.

3. Ценность профессионализма, мастерства:

— «Мастерство всегда в почёте» выбрали 56 человек (все 11 юношей и 45 девушек], а это 77,7 %, больше трёх четвертей опрошенных;

— «Не место красит человека, а человек место» — примерно то же количество респондентов, 50 человек (10 юношей и 40 девушек], 69,4 %.

4. Ценность верности супругу («Чужого мужа (жену] полюбить — себя погубить»] избрали 33 человека (5 юношей и 28 девушек], или 45,8 %, почти половины опрошенных.

5. Совесть, порядочность как ценность для себя:

— «С совестью не разминуться» определили 34 человека (6 юношей и 28 девушек], всего 47,2 %;

— «Не рой другому яму — сам в неё попадёшь» — 59 человек (7 юношей и 52 девушки], то есть 81,9 %, четыре пятых всех респондентов.

6. Отсутствие корыстолюбия, погони за богатством, материальными благами как ценности:

— «Деньгами души не выкупишь» выбрали для себя больше половины опрошенных, 43 человека (5 юношей и 38 девушек], или 59,7 %;

— «Всех сластей не съесть, всех нарядов не переносить» — 20 человек (4 юноши и 16 девушек], 27,7 %.

7. Милосердие, отзывчивость и скромность:

— «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу» выбрали 42 респондента (6 юношей и 36 девушек], то есть 58,3 %;

— «Твори добро, и тебе будет добро» — 56 человек (8 юношей и 48 девушек], или 77,7 %;

— «Сделав добро, не помни (не напоминай]» — 43 человека (6 юношей и 37 девушек], 59,7 %.

Интерес для нас представляли и «антиценности».

1. Приоритет личного благополучия («Где бы ни жить, лишь бы сыту быть»] выбрали 10 человек (2 юноши и 8 девушек], 13,8 %.

2. Приоритет материального поощрения перед моральным («Из спасиба шубы не сошьёшь»] — 21 человек (4 юноши и 17 девушек], 29 %, треть респондентов.

3. Приоритет выгоды в дружеских отношениях («Кто богат, тот мне и брат»] — 6 человек (только девушки], 8,3 %.

Таким образом, результаты исследования показали, что важнейшими жизненными личностными (экзистенциальными] установками для половины студентов оказались здоровье и труд, что частично объясняется тем, что перед нами студенты медицинско-

го вуза, их осознанным выбором профессии. Не удивило традиционное отношение у половины респондентов к родителям, почтительное отношение к ним и позитивное отношение к дружбе, которая представляет ценность также для более 50 % опрошенных. Удивительным оказалось отношение к любви как ценности — только пятая часть опрошенных назвала её в качестве руководства в жизни, ещё меньше респондентов (15 %] выбрали замужество и женитьбу, хотя счастливую семью (в которой лад] считает ценностью треть студентов. Ну и совсем малый процент (5,5 %) настроен на многодетность. В отличие от традиционной установки отечественной культуры отношение к родине как к матери (а к чужой стороне как к мачехе] отметили только 18 % респондентов, для которых сегодня открыты границы, существует возможность получить образование, реализовать себя в разных регионах России и мира. Мы не склонны расценивать это как отсутствие патриотизма, но не можем не обратить внимание на трансформацию данной культурной ценности.

Больше и разнообразнее оказался выбор во второй группе ценностей, связанных с нравственным и этическим выбором. В этой группе также сказалась специфика медицинского вуза, студенты которого показали высокий процент выбора ценностей милосердия, отзывчивости (и при этом скромности] — от 77,7 до 58,7 % респондентов. Высокий процент оказался у таких ценностей, как порядочность (81,9 %), профессионализм и мастерство (77,7 %), позитивное отношение к труду (75 %), к чести (69,4 %), к честности, неприятие воровства (63,8 %), отсутствие корыстолюбия, отказ от обогащения во вред душе (59,7 %). Данный блок исследования косвенно зондирует эксклюзивные врачебные личностные «целевые показатели», а именно продвинутый уровень бытовой эмпа-тии (эмоциональная отзывчивость], которая должна прорасти ментальной эмпатией (профессиональная интуиция]. А также — беспрецедентную меру ответственности врача — этический фундамент медицинской деятельности [8].

Интересно отметить факт некоторого внутреннего противоречия в мировоззренческих установках «честность, неприятие воровства» (63,8 %] — и «предпочтение бедности неправедному поведению» (34,7 %], то есть воровство безусловно осуждается, однако бедным быть не хочется.

Достаточно высок процент респондентов, выбравших ценность верности супругу (45,8 %], стремление прожить жизнь достойно (34,7 %].

Однако при довольно большом проценте отсутствия корыстолюбия нами зафиксирована «антиценность» ожидания благодарности в материальной форме (29 %]. При этом оказалось, что из 43 человек, выбравших душу, а не деньги («Деньгами души не выкупишь»], 8 человек отметили в качестве руководства в жизни практицизм, приоритет материального поощрения перед моральным («Из спасиба шубу не сошьёшь»].

«Антиценности» в целом дали невысокий процент, приоритет личного благополучия и обеспеченной жизни («Где бы ни жить, лишь бы сыту быть»] набрал 13,8 %, а прагматизм в выборе друзей — 8,3 %.

Заключение. Проведённое пилотное исследование не позволяет делать какие-то глобальные выводы, тем не менее, подводя итог, следует сказать, что в целом результаты исследования во многом подтверждают трансформацию «иерархической пирамиды» ценностей у молодых субъектов культуры «поколения Z», элементы прагматизма в их поведении, в выборе смысложизненных ориентиров. В этом мы видим безусловное влияние современной социокультурной реальности. С позиции устойчивости ядра отечественной культуры мы видим высокий процент сохранности многих важных традиционных ценностей, таких как отношение к родителям, к дружбе, к таким нравственно-этическим ценностям, как честь, честность, порядочность, совесть, верность, труд, мастерство, отказ от обогащения во вред «душе». Вызывает удовлетворение факт высокой ценности здоровья, милосердия и отзывчивости у будущих врачей. Однако при сохранении позитивного отношения к миру и ладу в семье мы зафиксировали низкий процент выбора любви как опоры семьи, замужества (женитьбы] как одного из приоритетов в жизни. Возможно, это объясняется возрастом респондентов и более высокой значимостью для них в данное время учёбы, которая на первом-втором курсе медицинского вуза достаточно сложна. Что касается гендерного аспекта исследования, то невозможно статистически значимо сопоставить анкеты юношей и девушек, поскольку среди респондентов 84,8 % — девушки, результаты по большей

части выражают их позицию. Репрезентативность «мужского сегмента» выборки — задача следующего нашего исследования.

Данное исследование во многом носило характер «разведки», предварительного «среза» ценностных установок студентов как субъектов культуры. Нам представляется необходимым продолжить работу по изучению смысложизненных ориентиров, культуры личности студента медицинского вуза, внеся некоторые коррективы и увеличив количество респондентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: Вече: АСТ, 2003 511 с. URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm// (дата обращения: 06.05.2021).

2. Садохин А. П. Культурология. Словарь терминов, понятий, имен. М.: Директ-Медиа, 2014. 768 с. URL: https://enc.biblioclub.ru/ Encyclopedia/226143_Kulturologiya__Slovar_terminov__ponyatiy__imen#1. (дата обращения: 06.05.2021).

3. Ремизов В. А. Ценностно-мировоззренческий анализ культуры личности : дис. ...д-ра культур. наук в форме науч. доклада. 24.00.01 — Теория и история культуры. М., 2000. 62 с. URL: https://www.dissercat.com/ content/tsennostno-mirovozzrencheskii-analiz-lichnosti (дата обращения: 06.05.2021).

4. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46— 68.

5. Дудин М. Н., Лясников Н. В. Трансформация ценностных ориентаций современной студенческой молодежи: социологический аспект : монография. М.: ИМСГС, 2014. 156 с. URL: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2014/ (дата обращения: 06.05.2021).

6. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с. URL: http://www. intellect-invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Yanitsky_Zennostn_ orientazii.pdf (дата обращения: 07.05.2021)

7. Даль В. И. Пословицы русского народа. М.: ЭКСМО-Пресс, Изд-во ННН, 2000. 616 с.

8. Иванов С. В. Драйверы развития высшего медицинского образования в контексте российских и глобальных трендов // За качественное образование : материалы IV Всероссийского форума (с международным участием) Саратовский ГМУ Саратов: Изд-во СГМУ, 2019. С. 213—227.

References

1. Kononenko B. I. Bol'shoy tolkovyy slovar' po kul'turologii [Big explanatory dictionary on cultural studies]. Moscow: Veche: AST, 2003. 511 p. Available at: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index. htm// (accessed 05.06.2021).

2. Sadokhin A. P. Kul'turologiya. Slovar' terminov, ponyatiy, imen [Culturology. Dictionary of terms, concepts, names]. Moscow: Direct-Media. 2014. 768 p. Available at: https://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/226143_ Kulturologiya_Slovar_terminov_ponyatiy__imen#1. (accessed 05.06.2021).

3. Remizov V. A. Tsennostno-mirovozzrencheskiy analiz kultury lichnosti [Value and worldview analysis of personality culture]: diss. doctor of Cultural sciences in the form of a scientific report 24.00.01-Theory and history of Culture. Moscow, 2000. 62 p. Available at: https://www.dissercat.com/content/ tsennostno-mirovozzrencheskii-analiz-lichnosti (accessed 06.05.2021).

4. Yanitskiy M. S., Seriy A.V., Brown O. A. et al. The system of value orientations of «Generation Z»: social, cultural and demographic determinants. Sibirskiypsikhologicheskiyzhurnal [Siberian Psychological Journal], 2019, No. 72, pp. 46—68.

5. Dudin M. N., Lyasnikov N. V. Transformatsiya tsennostnykh oriyentatsiy sovremennoy studencheskoy molodezhi: sotsiologicheskiy aspekt : monografiya [Transformation of value orientations of modern students: sociological aspect: monograph] / M. N. Dudin, N. In. Lesnikov. Moscow: IMGS, 2014. 156 p. Available at: https://pps.ranepa.ru/Publication2/2014/ (accessed 06.05.2021).

6. Janicki M. S. Tsennostnyye oriyentatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Values of the personality as a dynamic system]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2000. 204 p. Available at: http://www.intellect-invest.org. ua/content/userfiles/files/library/Yanitsky_Zennostn_orientazii.pdf (accessed 07.05.2021).

7. Dal V. I. Poslovitsy russkogo naroda [Proverbs of the Russian people]. Moscow: EKSMO-Press, NNN Publishing House, 2000. 616 p.

8. Ivanov S. V. Drivers of the development of higher medical education in the context of Russian and global trends. Za kachestvennoe obrazovanie: materialy IV Vserossijskogo foruma (s mezhdunarodnym uchastiem); Saratovskij GMU [For quality education : materials of the IV All-Russian Forum (with international participation); Saratov State Medical University]. Saratov: Izd-vo SGMU, 2019, pp. 213—227.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.