УДК 796.071:316.36 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10118
АНТИЦИПАЦИЯ БУДУЩИХ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СПОРТСМЕНОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А.В. Скутин, Е.В. Быков, А.В. Чипышев, Р.Г. Шайхетдинов
Представлена антиципация будущих семейных взаимоотношений и ее роль в формировании психического здоровья студентов-спортсменов Уральского государственного университета физической культуры. Изложена основа антиципационной концепции неврозогенеза. Выявлены антиципационные критерии качеств будущего избранника у девушек и юношей, проведен корреляционный анализ совпадающих критериев будущего избранника.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, антиципация, психическое здоровье, семейные взаимоотношения.
ANTICIPA TION OF FUTURE FAMILY RELATIONS OF ATHLETES OF THE URAL STATE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE
Skutin A.V., candidate of medical sciences, associate professor, andrey. [email protected], Russia, Chelyabinsk,, Ural State University of Physical Culture, Bykov E.V., doctor of medical sciences, professor, [email protected], Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture, Chipyshev A.V., candidate of biological sciences, associate professor, jk [email protected], Russia, Chelyabinsk, Ural State University of Physical Culture,
Shaikhetdinov Rashit Gilmettinovich, associate professor, rashshai [email protected], Russia, Chelyabinsk, South Ural State University
The anticipation of future family relationships and its role in the formation of mental health of students-athletes of the Ural State University of Physical Culture is presented. The essence of the anticipatory concept of neuro-sogenesis is stated. The anticipatory criteria of the qualities of the future chosen one in girls and boys are revealed, and a correlation analysis of the coinciding criteria of the future chosen one is carried out.
Key words: student-athletes, anticipation, mental health, family relationships.
Скутин Андрей Викторович, канд. мед. наук, доц, andrey. [email protected], Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,
Быков Евгений Витальевич, д-р мед. наук, проф., проректор, [email protected], Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,
Чипышев Антон Викторович, канд. биол. наук, доц., jk [email protected], Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры,
Шайхетдинов Рашит Гильметтинович, доц., rashshai [email protected], Россия, Челябинск, ЮжноУральский государственный университет
Молодежь - это наше будущее, и с этим постулатом не поспоришь. Спортсмены-студенты - категория особая, подвергающаяся психофизическим нагрузкам в течение учебы в вузе [3, 4]. В связи с этим во многих случаях в целях предотвращения заболеваний уместна определенного рода коррекционная работа [1, 6, 8].
В последнее время ведется активный пересмотр традиционных семейных ценностей на Западе и наблюдается отход от семейных норм, в целом, в мире, поэтому нам показалось актуальным провести научное исследование, посвя-
щенное антиципации будущих семейных взаимоотношений в студенческой спортивной среде в Уральском государственном университете физической культуры (УралГУФК).
Впервые в России об антиципации как особом явлении упомянул психолог Б.Ф. Ломов (1980), чуть позже, в 1995 году, эту идею подхватил и развил зав. кафедрой психиатрии Казанского медицинского университета д-р мед. наук, проф. В.Д. Менделевич.
Антиципационная концепция неврозогенеза свидетельствует в пользу того, что одним из этиопатогенетически значимых параметров психической травматизации выступает не столько само по себе событие, приводящее к неврозу, сколько исключение его из вероятностного прогнозирования в связи с преморбидными личностными особенностями в виде так называемой антиципационной несостоятельности [2, 5]. Другими словами, «пациенты, неверно антиципировавшие будущее и не ожидающие развития событий, которые действительно происходили, в конечном итоге, уходят в невротическое состояние». Под антиципацией в широком смысле этого слова в психологии понимается «способность действовать и прини -мать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [2, 5]. Образно и кратко говоря, антиципация - это «здоровое» предвосхищение будущего, если же механизм предвосхищения «ломается», человек попадает в ситуа -цию невроза, так как не предвидел иного варианта развития события.
Антиципационная несостоятельность, как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, имеет прямую корреляцию с реакцией горя. Необходимо подчеркнуть, что в западной психиатрии шкала Holmes - Rahe наивысшее количество баллов за травмирующее влияние приписывает смерти супруга (100 баллов). Далее следуют: развод (73 балла), разлука супругов (65 баллов), тюремное заключение (63 балла), смерть родных (63 балла), примирение супругов (45 баллов), выход на пенсию (45 баллов). Внезапная «разлука смертью» с объектом привязанности рассматривается в литературе в качестве катастрофического стрес -согенного события [2].
Таким образом, как мы видим, одним из важнейших факторов, по сути краеугольным, формирующим антиципационную несостоятельность является социально-психологический и в нем - интересующие нас будущие семейно-личностные взаимоотношения студентов-спортсменов.
Цель исследования: определение антиципации будущих семейных взаимоотношений спортсменов Уральского государственного университета физической культуры.
Материал и методы исследования. Исследования спортсменов УралГУФК прошли с сентября по ноябрь 2019 года. Путем клинического интервью оценивался психический статус, из исследования были исклю -чены респонденты с непсихотическими/пограничными и психотическими
психическими расстройствами. Критерием включения в исследование яви -лось отсутствие брачных отношений спортсмена. В обследовании приняли участие студенты очного обучения: кафедра спортивной медицины и физической реабилитации (2-й курс - 21 девушка и 16 юношей, 4-й курс -16 девушек и 6 юношей), кафедра теории и методики легкой атлетики и спортивных игр (4-й курс - 5 девушек и 4 юноши, кафедра теории и методики гимнастики, плавания, фитнес-аэробики (4-й курс - 3 девушки и 3 юноши), кафедра теории и методики спортивных игр: волейбол, баскетбол, гандбол (4-й курс - 1 девушка и 5 юношей). Всего 46 девушек и 35 юношей. Возраст участников исследования составил от 17 до 21 года, медианные значения составили 19±1,28 лет. Данным группам респондентов (юношам и девушкам) было предложено в вольной форме (методом клинического интервью) определить личностные качества будущего избранника (избранницы) для дальнейшей совместной семейной жизни.
Результаты исследования и их обсуждение. Антиципационные критерии качеств будущего(-ей) избранника(избраницы), как мы увидим далее, представляют особый научный интерес и значительно разнятся у девушек и юношей, занимающихся спортом. Полученные данные по девушкам-спортсменкам представлены в табл. 1 и по юношам-спортсменам -в табл. 2.
Таблица 1
Антиципационные критерии качеств будущего избранника
у девушек-спортсменок
Качества личности Абс., чел. Отн., %
1. Ответственность 43 93,4
2. Честность 44 95,6
3. Доброта 38 82,6
4. Понимание 35 76,1
5. Верность 37 80,4
6. Целеустремлённость 42 91,3
7. Щедрость 23 50,0
8. Внимание и забота 43 93,4
9. Мужественность 43 93,4
10. Порядочность 35 76,1
11. Интеллект 38 82,6
12. Отзывчивость 28 60,8
13. Взаимопонимание 34 73,9
14. Надежность 42 91,3
15. Независимость 13 28,2
16. Поддержка 40 86,9
17. Чувство юмора 42 91,3
18. Умение найти выход из трудной ситуации, спокойствие 32 69,5
Окончание табл. 1
Качества личности Абс., чел. Отн., %
19. Искренность 34 73,9
20. Уверенность в себе 32 69,5
21. Самостоятельность 31 67,3
22. Семьянин 18 39,1
23. Творческость 6 13,04
24. Уравновешенность / стабильность 30 65,2
25. Хозяйственность/ трудолюбие 16 34,7
26. Ухоженность, чистоплотность 28 60,8
27. Обеспеченность 7 15,2
28. «Лучший друг» 9 19,5
29. Сексапильность 7 15,2
Таблица 2
Антиципационные критерии качеств будущей избранницы
у юношей-спортсменов
Качества личности Абс., чел. Отн., %
1. «Не вредная» 14 40,0
2. Внешность 32 91,4
3. Интеллект 35 100,0
4. Внимание и забота 25 71,4
5. Искренность 29 82,8
6. Самостоятельность/независимость 19 54,2
7. Верность/надёжность 34 97,1
8. Инициативность 11 31,4
9. Порядочность 26 74,2
10. Хозяйственность/трудолюбие 26 74,2
11. Ответственность 26 74,2
12. Стройность фигуры 15 42,8
13. Добрая 14 40,0
14. Сексапильность 7 20,0
15. Умеет готовить 15 42,8
16. Любовь к детям 13 37,1
17. Честность 5 14,3
18. Семейственность/ «очаг семьи» 6 17,1
19. Спортивность 3 8,5
20. Чувство юмора 3 8,5
Прежде всего хотелось бы отметить, что уровень оценки качеств будущей «половины» девушек-спортсменок гораздо шире, чем у юношей-спортсменов (29 критериев против 20), что свидетельствует в пользу зна -чительно большего количества ориентиров и многогранности женского мышления, «большего количества степеней свободы».
Согласно последним научным данным психогенетики брачующиеся лица выбирают друг друга прежде всего по соответствию уровня интеллекта, что является, по сути, маркером крепкого, устойчивого брака [7]. В настоящем исследовании выяснилось, что как у девушек -38 чел. (82,6 %), так и у юношей - 35 чел. (100 %) градационный показатель интеллекта находится на самых высоких позициях, причем у юношей он достигает максимального пикового значения.
Первые три позиции у девушек-спортсменок занимают следующие морально-волевые качества будущего избранника: честность - 44 чел. (95,6 %), ответственность, внимание и забота - по 43 чел. (93,4 %), целеустремленность, надежность и чувство юмора - по 42 чел. (91,3 %). У юношей-спортсменов первые три места определенных качеств будущей избранницы занимают: интеллект - 35 чел. (100 %), верность - 34 чел. (97,1 %), внешность - 32 чел. (91,4 %), что косвенно находит свое отражение в известной русской пословице «мужчины любят глазами, а женщины
- ушами».
С 4-го по 7-е место согласно ранжированию у девушек-спортсменок значимы следующие качества будущих избранников: поддержка - 40 чел. (86,9 %), доброта и интеллект - по 38 чел. (82,6 %), верность - 37 чел. (80,4 %), порядочность - 35 чел. (76,1 %), взаимопонимание и искренность
- по 34 чел. (73,9 %). У юношей-спортсменов с 4-го по 6-е место делят такие качества будущих избранниц, как искренность - 29 чел. (82,8 %), порядочность, хозяйственность, ответственность - по 26 чел. (74,2 %), заботливость - 25 чел. (71,4 %). Далее у юношей с существенным отрывом следуют по уровню субъективной значимости следующие позиции, занимающие с 7-го по 11-е место: самостоятельность - 19 чел. (54,2 %), стройность избранницы и умение готовить - по 15 чел. (42,8 %), доброта и «не вредная» - 14 чел. (40 %), инициативность - 11 чел. (34 %).
У девушек согласно ранжированию с 8-й по 12-ю позицию занимают следующие качества будущего избранника: взаимопонимание и искренность - по 34 чел. (73,9 %), уверенность в себе и спокойствие, а также умение найти выход из трудной ситуации - по 32 чел. (69,5 %), самостоятельность - 31 чел. (67,3 %), уравновешенность/стабильность -30 чел. (65,2 %), отзывчивость, ухоженность и чистоплотность - по 28 чел. (60,8 %). Далее по убывающей (у спортсменок) с 13-го по 15-е место расположились следующие значимые качества будущих избранников: щедрость - 23 чел. (50 %), «семьянин» - 18 чел. (39,1 %), хозяйственность/ трудолюбие - 16 чел. (34,7 %). В меньшей степени (с 12-го по 15-е место) отдали предпочтение юноши таким качествам будущей избранницы, как сексапильность - 7 чел. (20 %), семейственность / «очаг семьи» - 6 чел. (13 %), спортивность и чувство юмора - по 3 чел. (8,5 %). У девушек наименьшие предпочтения (с 16-й по 18-ю позицию) отданы следующим каче-
ствам будущих избранников: «лучший друг», независимость - по 9 чел. (19,5 %), обеспеченность и сексапильность - по 7 чел. (15,2 %), творче-скость - 6 чел. (13,04 %). Нам показалось важным включить корреляционную статистическую обработку полученных данных (критерий Спирмена) по тем качествам, которые совпали как у юношей-спортсменов, так и у девушек-спортсменок. По данным корреляционного анализа, статистически значимых взаимосвязей качеств будущего избранника между девуш -ками и юношами нет (p>0,05), что указывает на существенные различия и разнообразные приоритеты в будущих семейных взаимоотношениях. Необходимо также учесть, что полученные данные были собраны методом субъективного опроса и оценки самих респондентов. Полученные данные представлены в табл. 3.
Таблица 3
Корреляционный анализ совпадающих критериев будущего избранника согласно критерию Спирмена
Девушки- Юноши-
Качества личности спортсменки спортсмены P
Абс., Отн., Абс., Отн.,
чел. % чел. %
1. Ответственность 43 93,4 26 74,2 >0,05
2. Честность 44 95,6 5 14,3 >0,05
3. Доброта 38 82,6 14 40 >0,05
4. Внимание и забота 43 93,4 25 71,4 >0,05
5. Верность / надежность 37 80,4 34 97,1 >0,05
6. Хозяйственность / трудолюбие 42 91,3 26 74,2 >0,05
7. Мужественность / женственность (внеш-
ность, стройность фигуры, «спортивность») 43 93,4 32 91,4 >0,05
8. Порядочность 35 76,1 26 74,2 >0,05
9. Интеллект 38 82,6 35 100 >0,05
10. Самостоятельность / независимость 31 67,3 19 54,2 >0,05
11. Чувство юмора 42 91,3 3 8,5 >0,05
12. Искренность 34 73,9 29 82,5 >0,05
13. Семейственность (семьянин / «очаг 18 39,1 6 17,1 >0,05
семьи»)
14. Сексапильность 7 15,2 7 20 >0,05
Примечание: в 7-м критерии цифры по женственности даны самые высокие по параметру - «внешность», в 10-м критерии у девушек цифры даны максимальные по критерию «самостоятельность».
Выводы:
1) данные табл. 3 свидетельствуют о том, что психологические аспекты спортсменов-юношей кардинально отличаются от аспектов девушек-спортсменок. Коэффициент корреляции Спирмена равен 0,023, связь между исследуемыми признаками - прямая, теснота (сила) связи по шкале
Чеддока - слабая, число степеней свободы (^ составляет 12. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы состав -ляет 0,538, рнабл<ркрит, зависимость признаков статистически незначима (р>0,05);
2) согласно результатам исследования на первых позициях у спортсменов обоих полов стоят такие ожидания качеств личности будущего(-ей) избранника(избраницы), которые обеспечат надежность, стабильность и процветание: это интеллект, взаимные чувства (любовь), честность, верность, ответственность, внимание и забота, целеустремленность, трудолюбие;
3) отдельным пунктом хотелось бы отметить ожидание подавляющей части девушек (91,3 %) у будущей «половины» чувства юмора (что косвенно может свидетельствовать в пользу большей пластичности мыш -ления), для мужчин-спортсменов это качество ожидания парадоксально выделено в значительно наименьшей степени (8,5 %, при р>0,05);
4) вариабельность женской антиципации на одну треть (на 30 % -29 критериев против 20) превышает мужскую, что свидетельствует в пользу большей гибкости, избирательности и многовариантности мышле -ния у девушек-спортсменок в сравнении с юношами-спортсменами;
5) полученные данные свидетельствуют также о том, что подавляющее число молодежи готово полагаться на свои силы, а не на богатство избранника(избранницы) (у девушек качество «обеспеченность» выделено 7 респондентами, что составляет 15,2 % от общего числа опрошенных девушек, юноши также не отметили это качество как основополагающее). Следует также указать на желание спортсменов всего добиться своим собственным трудом и настойчивостью, что косвенно позволяет судить о некоторой здоровой амбициозности молодых людей и возможно о далеко идущих в реальности (а не в грезах) намеченных планах;
6) для психически здоровой личности характерны живые адекватные эмоции (в том числе синтонность, эмоциональная откликаемость), стабильность настроения и поведения, что достаточно ясно прослеживается в проведенном исследовании. В частности, выделим многообразные аспекты эмпатии, отмеченные нашими респондентами, которые достигают весьма значимых для личности ожиданий (от 65 % и выше): это поддержка, заботливость, доброта, взаимопонимание и искренность, уравновешенность/стабильность;
7) деструктивных качеств в идеально созданной модели будущей «половины» ни у юношей, ни у девушек спортивного университета не выявлено, что косвенно свидетельствует в пользу социально приемлемых норм и отсутствия девиантных и тем более делинквентных тенденций.
Представленные данные не носят окончательного характера, возможно, в случае увеличения выборки некоторые аспекты могут быть пере -смотрены.
В заключение хочется отметить, что полученные предполагаемые социотипы как у девушек, так и юношей формируют здоровое, «трезвомыслящее» отношение к жизни, выступая немаловажным «стержневым», социально-психологическим фактором в деле укрепления традиционных основ брака и семьи, что в конечном итоге и формирует психически здоро -вую, устойчивую ко многим стрессовым воздействиям личность спортсмена.
Список литературы
1. Коваленко А.Н., Быков Е.В., Макунина О.И. Педагогические и медико-биологические методы коррекции здоровья студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т. 12. № 2. С. 204-217.
2. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 295 с.
3. Макунина О.А., Быков Е.В., Коломиец О.И. Функциональное состояние нервной системы студентов-спортсменов в динамике четырех лет обучения в вузе: материалы XXIII съезда Физиологического общества имени И.П. Павлова с междунар. участием. Воронеж: Изд-во «ИСТОКИ», 2017. С. 2095-2097.
4. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. М.: Городец, 2018. 448 с.
5. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и фи -зических нагрузок / И.Ф. Харина [и др.] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 181-197.
6. Пустозеров А.И., Петрушкина Н.П., Быков Е.В. Психофизиоло -гический статус студентов, занимающихся физической культурой Востока: монография. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2019. 100 с.
7. Социально-психологические причины табакокурения студентов разных специальностей / О.А. Макунина [и др.] // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 263-273.
8. Тиходеев О.Н. Основы психогенетики. М.: Академия, 2011. 320 с.
References
1. Kovalenko A.N., Bykov E.V., Makunina O.I. Pedagogicheskie i mediko-biologi-cheskie metody korrekcii zdorov'ya studentov v usloviyah sochetannogo vliyaniya umstven-nyh i fizicheskih nagruzok [Pedagogical and medico-biological methods of correcting students' health in conditions of the combined influence of mental and physical loads] // Pe-dagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2017. V. 12. No. 2. P. 204-217.
2. Lomov B.F. Voprosy obshchej, pedagogicheskoj i inzhenernoj psihologii [Questions of general, educational and engineering psychology]. M.: Pedagogika, 1991. 295 p.
3. Makunina O.A., Bykov E.V., Kolomiec O.I. Funkcional'noe sostoyanie nervnoj sistemy studentov-sportsmenov v dinamike chetyrekh let obucheniya v vuze [The functional state of the nervous system student-athletes in the dynamics of four years of study at a university]: materials of the XXIII congress of the physiological society named after I.P. Pavlova with international participation. Voronezh: Publishing house "ISTOKI", 2017. P. 2095-2097.
4. Mendelevich V.D. Anticipacionnye mekhanizmy nevrozogeneza [Anticipatory mechanisms of neurosogenesis]. M.: Gorodec, 2018. 448 p.
5. Osobennosti psihofiziologicheskih pokazatelej studentov s priznakami deficita vnimaniya v usloviyah sochetannyh umstvennyh i fizicheskih nagruzok [Features of psychophysiological indicators of students with signs of attention deficit in conditions of combined mental and physical stress] / I.F. Kharina [et al.] // Vestnik Novosibirskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University]. 2018. No. 3. P. 181-197.
6. Pustozerov A.I., Petrushkina N.P., Bykov E.V. Psihofiziologicheskij status studentov, zanimayushchihsya fizicheskoj kul'turoj Vostoka [Psychophysiological status of students engaged in physical culture of the East]: monograph. Chelyabinsk: UralSUPC Publishing House, 2019. 100 p.
7. Social'no-psihologicheskie prichiny tabakokureniya studentov raznyh special'nos-tej [Socio-psychological reasons for tobacco smoking of students of different specialties] / O.A. Makunina [et al.] // Perspektivy nauki i obrazovaniya [Prospects for Science and Education]. 2019. No. 4 (40). P. 263-273.
8. Tihodeev O.N. Osnovy psihogenetiki [Fundamentals of psychogenetics]. M.: Academy, 2011. 320 p.