Научная статья на тему 'Особенности антиципационно-прогностичекой системы в подростковом возрасте'

Особенности антиципационно-прогностичекой системы в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
773
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЦИПАЦИОННАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ANTICIPATORY ABILITY / PROGNOSIS / ADOLESCENT AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметзянова А. И.

В статье представлены результаты исследования антиципационно-прогностической системы подростков. Как у подростков, так и у юношей выявлен средний уровень антиципационной состоятельности; у подростков общая антиципационная состоятельность складывается из личностно-ситуативной антиципационной состоятельности, пространственной и временной антиципационной несостоятельности. В юношеском возрасте общая антиципационная состоятельность складывается из личностно-ситуативной антиципационной состоятельности и пространственной и временной антиципационной несостоятельности.The paper discusses the results of adolescents‘ antisipatory and prognostic system study. Both the adolescents and youngsters have the middle level of anticipatory ability. The adolescents‘ and youngsters‘ common anticipatory ability comprises the personal situational anticipatory ability and special and temporal anticipatory disability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности антиципационно-прогностичекой системы в подростковом возрасте»

129

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26

ПСИХОЛОГИЯ

УДК: 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ АНТИЦИПАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕКОЙ СИСТЕМЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

FEATURES OF ANTICIPATORY AND PROGNOSTIC SYSTEM

IN ADOLESCENT AGE

А.И. Ахметзянова

A.I. Akhmetzyanova

Казанский Федеральный университет Kazan Federal University

КФУ, Россия, 420000, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18 Kazan Federal University, 18, Kremlyovskaya St., Kazan, 420000, Russia

Аннотация. В статье представлены результаты исследования антиципационно-прогностической системы подростков. Как у подростков, так и у юношей выявлен средний уровень антиципационной состоятельности; у подростков общая антиципационная состоятельность складывается из личностноситуативной антиципационной состоятельности, пространственной и временной антиципационной несостоятельности. В юношеском возрасте общая антиципационная состоятельность складывается из личностно-ситуативной антиципационной состоятельности и пространственной и временной антиципационной несостоятельности.

Abstract. The paper discusses the results of adolescents’ antisipatory and prognostic system study. Both the adolescents and youngsters have the middle level of anticipatory ability. The adolescents’ and youngsters’ common anticipatory ability comprises the personal situational anticipatory ability and special and temporal anticipatory disability.

Ключевые слова: антиципационная состоятельность, прогнозирование, подростковый возраст.

Keywords: anticipatory ability, prognosis, adolescent age.

Введение

Понятие антиципация в пространство научных исследований введен В. Вундтом (1880). Термин чем за столетие претерпел существенной трансформации в системе психологического знания. Существенным образом изменился объем и динамика. С одной стороны, подростковый возраст является сенситивным в отношении формирования антиципации и

130

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

прогнозирования, с другой стороны, исследованием антиципации в подростковом возрасте занимались всего лишь 5% и прогнозированием 2 % [1].

Методологическая логика исследования предполагала осуществление библиометрического анализа изучаемого объекта. В качества объекта выступает феномен антиципации и прогнозирования. Глубина библиометрического анализа составила 10 лет (2004-2014 гг.) [1].

Анализ осуществлялся по информационному пространству научноэлектронной библиотеки elibraru по ключевым словам (антиципация, прогнозирование) в разделе психология. Общий объем найденных публикаций по феномену антиципации составил 56, по феномену прогнозированию 883 [1].

Осуществляя оценку динамики научных исследований по феномену антиципации по годам (2004-2014 гг.) выявлено, что в период с 2004-2006 года количество публикаций не представлены в системе РИНЦ, с 2007 года количество публикаций монотонно возрастает (см. табл. 1).

Таблица 1

Частотный анализ публикационной активности за период 2004-2014 гг. в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) по феномену антиципации

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Кол-во публикаций 0 1 1 4 2 4 9 5 6 17 7

Осуществляя оценку динамики научных исследований по прогнозированию по годам (2004-2014 гг.) выявлено, что с 2004 года количество публикаций в системе РИНЦ [1] монотонно возрастает (см. табл. 2).

Данная тенденция указывает, с одной стороны на положительную исследовательскую динамику, с другой стороны на не высокую активность в изучении феноменов антиципации и прогнозирования.

Таблица 2

Частотный анализ публикационной активности за период 2004-2014 гг. в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) по феномену прогнозирования

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Кол-во публикаций 9 19 30 34 48 82 112 114 115 171 99

В рамках библиометрического анализа осуществлялся и тематический анализ объекта исследования - феномена антиципации. Тематика исследования сиктарировалась по критерию возрастной периодизации (см. рис. 1).

Организация и методы исследования

Психодиагностические методы: Тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности) (В.Д. Менделевич) [Менделевич, 3]; Методика-тест «Способность к прогнозированию» (Л.А. Регуш) [Регуш, 4]. Статистическая обработка осуществлялась с использованием методов описательной и сравнительной статистики. Методы описательной включают в

131

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26

себя описание средних значений (X), моды ( Мо), медианы (Ме), среднего квадратичного отклонения (а), минимального ( min) и максимального ( max) значений. В качестве методов сравнительной статистики были использованы корреляционный анализ, непараметрический критерий U- критерий Манна-Уитни для оценки значимости различий в уровне исследуемого признака для двух несвязанных выборок ; структурный анализ по обобщенным показателям индекса организованности, интегрированности и диференцированности структуры (А. В. Карпов) [Карпов, Скитяева2].

Исследование проводилось на базе МБОУ «Средней общеобразовательной школе № 27 имени А.А. Дейнеки», Курского Государственного Медицинского университета, ОБПОУ «Курского электромеханического техникума». Общий объем выборки составил 190 человек в возрасте от 12 до 21 года.

Экспериментальную группу составили подростки (100 человек, количество мальчиков - 48, девочек-52 человека). Возраст испытуемых экспериментальной группы варьировался для девочек (от 12-15), для мальчиков (от 13-16) лет. В контрольную группу вошли 90 человек юношеского возраста (учащиеся средних специальных учреждениях СП) - 45 человек и юноши (студенты высших учебных заведениях) - 45 человек. Возраст испытуемых контрольной группы варьировался от 17 до21 лет для юношей, от 16 до 20для девушек (табл. 3).

Таблица 3

Количественно-качественная характеристика выборки

Общее количес тво Социальный статус Гендерные особенности

Юноши (студенты высших уч. заведений) Юноши (учащиеся СП учреждений) Подростки маль- чики девочки

Э- Подрост- ковый возраст 100 - - 100 48 52

К- Юношес- кий возраст 90 45 45 - 45 45

Исследовательские группы уравнивались по следующим показателям: социальный статус-все подростки учащиеся общеобразовательных учреждений, все юноши учащиеся средне специальных учреждений. Юноши уравнивались в соответствии 50% на 50% . И способом константных условий формировалась организация исследования( исследование проводилось в первой половины дня, индивидуально, с предъявлением единообразного стимульного материала, инструкцией и мотивированием. Выборки уравнивались по гендорному основанию ( 50% на 50%).

Результаты исследования

Осуществляя статистический анализ показателей антиципационной состоятельности у подростков выявлено, что общий уровень антиципационной

132

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

состоятельности у подростков соответствует уровню антиципационной состоятельности (Х± 0=256,10 ± 20,35) (табл. 4). Антиципацтонная

состоятельность понимается, как способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [Менделевич, 3].

Таблица 4

Значения описательной статистики показателей антиципационной состоятельности, способности к прогнозированию у подростков

(в бальных значениях)

Показатели описательной статистики Антиципационная состоятельность способность к прогнозированию

личностно- ситуативная пространственная временная общая

Х 168,75 49,34 38,01 256,10 9,74

о 12,49 8,74 6,29 20,35 2,21

min 116 25 23 197 4

max 198 66 55 302 16

Мо 181 46 39 262 9

Me 168 49 38 258,5 10

В подростковом возрасте уровень антиципации и прогнозирования характеризуется способностью к вероятностному предвосхищению событий, ситуаций, собственных реакций.

Тем не менее, общая антиципационная состоятельность в подростковом возрасте складывается из суммы показателей личностно-ситуативной, пространственной и временной антиципационной состоятельности. Особенностью антиципации и прогнозирования в подростковом возрасте является то, что общая антиципационная состоятельность складывается из личностно-ситуативной антиципационной состоятельности при пространственной и временной антиципационной несостоятельности. Личностно-ситуативная антиципационная состоятельность отражает коммуникативный уровень антиципации, т е. способность прогнозировать жизненные события и ситуации. Пространственная антиципационная несостоятельность демонстрирует не способность предвосхищать движение предметов в пространстве, упреждать их, координировать собственные движения, проявляя моторную ловкость. Временная антиципационная несостоятельность характеризуется не способностью прогнозировать течение времени и точно распределять его.

Основной вклад в подростковом возрасте (66 %) в общую

антиципационную состоятельность внесла личностно-ситуативная антиципационная состоятельность, которая отражает коммуникативный уровень антиципации, т.е. способность прогнозировать жизненные события и ситуации.

Осуществляя статистический анализ показателя способность к прогнозированию у подростков (по методике способность к прогнозированию Л.А. Регуш) (см. табл. 4) среднее значение (Х± о=9,74±2,21) соответствует среднему уровню способности к прогнозированию, при высокой гетерогенности результатов (max- min=i6-4=i2), что превышает значение среднего показателя по выборке. Данный разброс указывает на существенную

133

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26

вариативность прогностической активности подростков. Средний уровень прогнозирования характеризуется построением двух вариантов прогноза, основанных на существенных условиях, но по-прежнему с учетом несущественных.

Осуществляя статистический анализ показателей антиципационной состоятельности выявлено, что общий уровень антиципационной состоятельности у студентов соответствует уровню антиципационной состоятельности (Х± 0=256,40 ± 20,75) (табл. 5).

Таблица 5

Значения описательной статистики показателейантиципационной состоятельности, способности к прогнозированию у юношей (в бальных значениях)

показатели описательной статистики Антиципационная состоятельность способность к прогнозированию

личностно- ситуативная пространственная временная общая

Х 167,28 50,93 38,19 256,40 10,17

о 12,70 7,42 6,97 20,75 2,26

min 131 36 22 211 4

max 194 68 54 301 15

Мо 177 46 43 268 11

Me 168 51 38 259,5 10

Таким образом, у студентов сформирована на достаточном уровне способность к вероятностному предвосхищению событий, ситуаций, собственных реакций. В данном случае общая антиципационная состоятельность складывается из личностно-ситуативнойантиципационной состоятельности и пространственной и временной антиципационной несостоятельности.

Осуществляя статистический анализ показателя способность к прогнозированию у студентов (по методике способность к прогнозированию Л.А. Регуш) (см. табл. 5) среднее значение (Х±о=10,17±2,2б) соответствует среднему уровню способности к прогнозированию, при высокой гетерогенности результатов (max- min=i5-4=ii), что превышает значение среднего показателя.

Анализ взаимосвязей параметров антиципационно-прогностической системы подростков осуществлялся с использованием метода корреляционного анализа (r-критерий ранговой корреляции Спирмена, р<0,05). Осуществляя оценку взаимосвязи показателей личностно-ситуативной, пространственной, временной и общей антиципационной состоятельности, способности к прогнозированию у подростков с использованием корреляционного анализа были получены следующие результаты: структура взаимосвязей показателей личностно-ситуативной, пространственной, временной и общей антиципационной состоятельности, способности к прогнозированию у подростков составляет 10 взаимосвязей. Из них 8 значимых взаимосвязей и прямо пропорционально направленных (см. табл. 6).

134

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

Таблица 6

Коэффициенты корреляции показателей антиципационной состоятельности, способности к прогнозированию и временной перспективы у подростков ___________________________(Р, Спирмен (р<0,05)) _______________________

Показатель Личностно- ситуативная пространственная временная общая

личностно- ситуативная 1,00

пространственная 0,18 1,00

временная 0,32* 0,43* 1,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общая 0,78* 0,67* 0,67* 1,00

способн.к прогнозированию 0,24* 0,27* 0,17 0,34*

*— значимость взаимосвязи.

Анализ организованности структуры антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у подростков характеризуется показателями когерентности, дивергентности, индексом организованности структуры. Когерентность является показателем интегрированности, синтезированности и сплоченности качеств в целостной структуре. Индекс когерентности структуры (ИКС): определяется по формуле: (количество положительных взаимосвязей при р < 0,05 умноженное на 2) + (количество положительных взаимосвязей, при р < 0,01 умноженное на 3). Индекс дивергентности структуры показывает степень дифференцированности, «раздробленности», но открытости и пластичности структуры. Индекс дивергентности структуры (ИДС): (количество отрицательных взаимосвязей при р<0,05 умноженное на 2) плюс (количество отрицательных взаимосвязей при р<0,01 умноженное на 3. Индекс организованности структуры (ИОС): определяется по формуле: ИКС-ИДС и указывает на меру доминирования интегративных механизмов структуры над дезинтегративными.

В результате анализа организованности структуры антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у подростков были получены следующие результаты: индекс когерентности структуры у

подростков составляет 64; индекс дивергентности структуры у подростков равен нулю; индекс организованности структуры у подростков равен 64.

Описывая систему взаимосвязей, выявлена значимая корреляция между временнойи личностно-ситуативной антиципационной состоятельностью (0,32*), общей и личностно-ситуативной антиципационной состоятельностью (0,78*), личностно-ситуативной антиципационной состоятельностью и способностью к прогнозированию (0,24*) прямо пропорционально направленных, что характеризуется при увеличении одних показателей увеличиваются другие. Также выявлены значимые взаимосвязи между пространственной и временной (0,43*), а также общей (0,67*) антиципационной состоятельностью; способностью к прогнозированию (0,27*) и общейантиципационной состоятельностью прямо пропорционально направленных. Так же между общей (0,67*) антиципационной состоятельностьюи временной антиципационной состоятельностью прямо пропорционально направленных.

135

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26

Осуществляя корреляционный анализ показателей личностноситуативной, пространственной, временной и общей антиципационной

состоятельности, способности к прогнозированию у юношей были получены следующие результаты: структура взаимосвязей показателей личностноситуативной, пространственной, временной и общей антиципационной

состоятельности, способности к прогнозированию у юношей составляет 10 взаимосвязей, которые являются статистически значимыми прямо пропорциональными (табл. 7).

Таблица 7

Коэффициенты корреляции показателей антиципационной состоятельности, способности к прогнозированию, временной перспективы у юношей

(Р, Спирмен (р<0,05))

Показатель Личностно- ситуативная Пространственная Временная Общая

Личностно- ситуативная 1,00

Пространственная 0,31* 1,00

Временная 0,46* 0,26* 1,00

Общая 0,88* 0,61* 0,69* 1,00

Способн.к прогнозированию 0,30* 0,25* 0,24* 0,32*

*— значимость взаимосвязи.

Осуществляя анализ организованности структуры антиципационной состоятельности и способности к прогнозированию у юношей были получены следующие результаты: индекс когерентности структуры у юношей составляет 42; индекс дивергентности структуры у юношей равен о; индекс организованности структуры у юношей 42.

Описывая значимые взаимосвязи выявлена значимая корреляция между пространственной (0,31*), временной (0,46*), общей (0,88*) антиципационной состоятельностью, способностью к прогнозированию (0,30) и личностноситуативной антиципационной состоятельностью прямо пропорционально направленных, что характеризуется при увеличении одних показателей увеличиваются другие. Выявлены значимые взаимосвязи между временной (0,26*), общей (0,61*) антиципационной состоятельностью, способностью к прогнозированию (0,25*) и пространственной антиципационной состоятельностью. Так же между общей (0,69*) антиципационной состоятельностью, способностью к прогнозированию (0,24*) и временной антиципационной состоятельностью прямо пропорционально

направленных.Получены значимые взаимосвязи между способностью к прогнозированию (0,32*) и общей антиципационной состоятельностью прямо пропорционально направленных.

На основании полученных результатов исследования антиципационно-прогностической системы подростков выявлены следующие тенденции:

- как у подростков так и у юношей выявлен средний уровеньантиципационной состоятельности; у подростков общая антиципационная состоятельность складывается из личностно-ситуативной

136

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

антиципационной состоятельности (отражающейкоммуникативный уровень антиципации, т е. способность прогнозировать жизненные события и ситуации), пространственной (характеризующей способность предвосхищать движение предметов в пространстве, упреждать их, координировать собственные движения, проявляя моторную ловкость) и временной антиципационной несостоятельности (проявляющейся в способности прогнозировать течение времени и точно распределять его);

- в юношеском возрасте общая антиципационная состоятельность складывается из личностно-ситуативной антиципационной состоятельности и пространственной и временной антиципационной несостоятельности.

Способность к прогнозированию как в подростковом, так и юношеском возрасте характеризуется средним уровнем прогнозирования, но в юношеском возрасте наблюдается положительная динамика формирования прогнозирования.В результате оценки общей организованности структуры взаимосвязей антиципационной состоятельности и прогнозирования в подростковом и юношеском возрасте выявлены противоречия. С одной стороны, индекс организованности структуры у юношей ниже, чем у подростков; с другой стороны уровень когерентности структуры в юношеском возрасте значительно выше, чем в подростковом возрасте. Когерентность обладает свойством интегрированности, обеспечивая устойчивость взаимосвязи антиципационно-прогностической системы. Индекс дивергентности структуры как показатель дифференцированности и пластичности как в подростковом, так и в юношеском возрасте отсутствует. Таким образом онтогенетическим преимуществом организованности структуры в юношеском возрасте является структура взаимосвязи антиципации и прогнозирования, которая сочетает свойства пластичности и интегрированности.

Список литературы

1. Научная электронная библиотека eLibrary [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp , свободный (дата обращения: 22.04.2015)

2. Карпов А.В., Скитяева И.М. 2005.Психология метакогнитивных процессов личности.- М.:Издательство «Институт психологииРАН». -352 с.

3. Менделевич В.Д. 199б.Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психологический журнал. - №4. - С.107-115.

4. Регуш Л.А.,2003.- Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. -СПб.: Речь, 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.