УДК 159.9:343.847
DOI 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.120-127
ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА СКРИПКИНА,
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии, Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии имени Л. С. Выготского, г. Москва, Российская Федерация, е-таП: skripkinaurao@mail.ru;
ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА ВОЛОТКЕВИЧ, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-таП: ovolotkevich@bk.ru
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Для цитирования
Скрипкина, Т. П. Эмпирическое исследование антиципационных способностей у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы / Т. П. Скрипкина, О. В. Волотке-вич // Человек: преступление и наказание. - 2020. - Т. 28(1-4), № 1. - С. 120-127. - DOI : 10.33463/1999-9917.2020.28(1-4).1.120-127.
Аннотация. В статье описываются результаты изучения антиципационных способностей несовершеннолетних осужденных без лишения свободы. При помощи ряда методик было проведено комплексное обследование репрезентативной выборки несовершеннолетних осужденных без лишения свободы и выявлены индивидуально-психологические особенности личности. По результатам проведенного исследования делается вывод о том, что у респондентов со сформированной антиципационной состоятельностью все три ее компонента (личностно-ситуативный, пространственный и временной) развиты лучше, чем у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы с несформированной антиципационной состоятельностью, два из которых (личностно-ситуативный и временной) - на высоком уровне статистической значимости и один (пространственный) - на уровне тенденции. Кроме того, респонденты с развитой антиципационной состоятельностью более ориентированы на будущее и способны к целеполаганию, чем те, у кого прогностические способности развиты хуже.
© Скрипкина Т. П., Волоткевич О. В., 2020
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Ключевые слова: антиципационные способности, антиципационная состоятельность, прогнозирование, несовершеннолетние осужденные.
Эмпирическое исследование проводилось на базе УИИ УФСИН России по Белгородской, Вологодской, Курской, Липецкой, Московской, Пермской, Рязанской, Тверской и Тульской областям.
В обследовании приняли участие 500 респондентов в возрасте от 14 до 17 лет, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.
Для нашего психологического тестирования несовершеннолетних осужденных без лишения свободы применены следующие психодиагностические методики.
1. Для определения степени сформированности антиципационной состоятельности:
- тест антиципационной состоятельности (прогностической компетентности), разработанный В. Д. Менделевичем, представляющий собой опросник, состоящий из 81 утверждения [1];
- опросник оценки способности к прогнозированию Л. А. Регуш, состоящий из 20 пар противоположных высказываний [2].
2. Для определения степени сформированности ценностно-смысловых аспектов был применен тест «Смысложизненные ориентации» («СЖО») Д. А. Леонтьева, позволяющий оценить источник смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест «СЖО» содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности [3].
3. Личностные особенности респондентов исследовались с применением методики многофакторного исследования личности (16-PF), разработанной Р. Кеттеллом. Нами была использована форма С, созданная в 1956-1957 гг. Она включает в себя 105 вопросов [4].
Статистический и математический анализ полученных данных проводился при помощи компьютерных программ Microsoft Office Excel и SPSS 20.0 for Windows - Statistical Package for the Social Science (статистический пакет для социальных наук).
Для проверки нормальности распределения данных был применен одновыборочный статистический критерий нормальности распределения данных Колмогорова - Смирнова; для выявления статистически значимых связей между ценностно-смысловыми компонентами и личностными особенностями респондентов с различной степенью сформи-рованности антиципационной компетентности использовался коэффициент корреляции К. Пирсона.
Первый этап анализа полученных данных заключался в проверке нормальности распределения выборки при помощи одновыборочного критерия Колмогорова -Смирнова [5].
Результаты проведенного статистического анализа приведены в таблице 1, из которой следует, что распределение выборки значительно отличается от нормального. Об этом свидетельствует тот факт, что величина вероятности принадлежности выборки к генеральной совокупности с нормальным распределением ничтожно мала (по 13 шкалам p < 0,05). Таким образом, можно сделать вывод о том, что для сравнения средних показателей адекватным будет применение непараметрических критериев U-Манна-Уитни и Уилкоксона.
Таблица 1
Проверка нормальности распределения выборки (одновыборочный критерий Колмогорова - Смирнова)
Шкалы Уровень Шкалы Уровень
тестов значимости тестов значимости
Временная АС (т. Менделевича)* 0,024 Шкала N (т. Кеттелла)** 0,001
Результат (т. СЖО)* 0,043 Шкала Q1 (т. Кеттелла)* 0,019
Шкала В (т. Кеттелла)* 0,016 Способностьть к прогнозированию (т. Регуш)** 0,009
Шкала С (т. Кеттелла)* 0,013 Риск (т. Регуш)** 0,000
Шкала Е (т. Кеттелла)** 0,006
Шкала I (т. Кеттелла)* 0,037
Шкала М (т. Кеттелла)* 0,015
* - вероятность принадлежности к генеральной выборке значима на уровне 0,05; ** - вероятность принадлежности к генеральной выборке значима на уровне 0,01.
Следующий этап обработки и интерпретации полученных данных заключался в описании усредненных прогностических способностей, личностных и мотивационно-смысловых особенностей респондентов (288 чел.), у которых, согласно результатам теста антиципа-ционной состоятельности В. Д. Менделевича, сформированы прогностические способности, о чем свидетельствует тот факт, что показатель по шкале «Общая антиципаци-онная состоятельность» превышает границу нормы (241 балл) и составляет 255,4 балла (63 %). При этом, согласно результатам теста «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, у этой группы респондентов усредненный показатель по шкале «Способность к прогнозированию» находится несколько ниже границы средней нормы и составляет 7,07 балла (43,75 %), а склонность к риску - 3,87 балла (50 %) (рис. 1).
70,00% -| 62,55% 65'7°% 63,33% 63,00%
60,00% -
50,00%
50,00% 43,75%
0,00% -I--.--1--1--1--1--.
Л-С АС ПАС ВАС ОАС СкП Риск
Рис. 1. Прогностические способности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тесты В. Д. Менделевича и Л. А. Регуш)
На рисунке 1 видно, что у респондентов, отнесенных к данной части выборки, наиболее выражены способности к предвосхищению движения предметов в пространстве, координация собственных движений и моторная ловкость [пространственная составляющая антиципационной состоятельности - 46,27 балла - (62,55 %)], на втором месте -хроноритмологические особенности, отражающие способности к прогнозированию
течения и точному распределению времени [временная составляющая антиципационной состоятельности - 37,6 балла (63,33 %)], на третьем - способность к прогнозированию жизненных событий и ситуаций, коммуникативные способности [личност-но-ситуативная составляющая антиципационной состоятельности - 171,53 балла (62,55 %)]. При этом границу нормы (166 баллов) превышает только показатель по шкале личностно-ситуативной прогностической компетентности, показатели же по шкалам пространственной и временной прогностической компетентности оказались ниже границ нормы - 52 и 42 балла соответственно. Таким образом, сформирован-ность антиципационной состоятельности достигается в этой группе за счет ее лич-ностно-ситуативной составляющей.
Согласно результатам 16-факторного теста Р. Кеттелла «PF-16» (форма C), представленным на рисунке 2, в усредненном личностном профиле, полученном при тестировании несовершеннолетних осужденных без лишения свободы, у которых выявлена сформированность антиципационной состоятельности, все факторы в основном находятся в рамках средней нормы. Однако выделяются три пиковые шкалы, отражающие результаты, полученные по факторам H (робость - смелость), Q2 (конформизм -нонконформизм) и Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль), и две шкалы с низкими показателями: по фактору I (жестокость - чувствительность) и по фактору Q1 (консерватизм - радикализм).
7,47
6,27 б,40 6,13
6,93
2,00 -1,00 -0,00
O Q1 Q2 Q3 Q4 MD
Рис. 2. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тест Р. Кеттелла)
A
B
C
E
F
G
H
L
M
N
Таким образом, мы можем констатировать у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью наличие таких личностных тенденций, как социальная смелость, спонтанность, способность к самостоятельному принятию решений, предприимчивость, контролируемость, социальная точность, высокая интегрированность Я-образа, сила, независимость, привычка полагаться на себя, реалистичность, нетерпимость к бессмысленности, консервативность, уважение традиций и принципов, готовность ради их соблюдения терпеть трудности.
Результаты, полученные при количественной обработке теста «СЖО», представленные на рисунке 3, свидетельствуют о том, что общая осмысленность жизни, как и все составляющие этого интегрального показателя, превышают 50 % от максимально возможных значений шкал. В среднем у данной группы респондентов отмечается преобладание позитивного отношения к своему прошлому, положительная оценка уже прой-
63,38%
59,52%
и!
Ц Пр Р ЛК-Я ЛК-Ж Общ
Рис. 3. Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной состоятельностью (тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева)
денного отрезка жизни, о чем свидетельствует пиковый показатель графика по шкале «Результативность жизни» (66,10 % - 23,13 балла из 35 возможных). При этом показатель по шкале «Локус контроля - Жизнь» расположен на графике ниже остальных, несмотря на то что его значение также оценивается как «выше среднего» (59,52 % - 25 баллов из 42 возможных). Такие результаты могут быть свидетельством недостаточной уверенности респондентов, составивших эту часть выборки, в том, что человеку дано самому контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Учитывая описанные выше показатели по тесту «СЖО», мы можем говорить о том, что для группы респондентов со сформированной антиципационной состоятельностью характерны позитивное отношение к своему прошлому и положительная оценка результативности прожитой части своей жизни при недостаточной уверенности в контролируемости собственной жизни, а также в возможности принятия и реализации самостоятельных решений.
Был выявлен ряд статистически достоверных взаимосвязей между прогностическими способностями, диагностируемыми при помощи двух методик: В. Д. Менделевича и Л. А. Регуш, и психологическими особенностями несовершеннолетних осужденных без лишения свободы со сформированной антиципационной компетентностью, а именно -их личностными особенностями, выявляемыми при помощи теста Р. Кеттелла, и ценностно-смысловыми аспектами, диагностируемыми при помощи методики «СЖО» Д. А. Леонтьева. Были проанализированы также выявленные статистически достоверные связи между личностными особенностями респондентов и аспектами их ценностно-смысловой сферы. Результаты корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции г-Пирсона представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа данных респондентов со сформированной антиципационной компетентностью
Показатели Коэф. корреляции Уровень знач.
1 2 3
Связи прогностических способностей с личностными особенностями
Пространственная АС (т. Менделевича) и фактор L (т. Кеттелла) -0,561* 0,030
Временная АС (т. Менделевича) и фактор Q4 (т. Кеттелла) 0,542* 0,037
66,00% 64,00% 62,00% 60,00% 58,00%
63,80% ^Н 63,57%
I I
Окончание таблицы 2
1 2 3
Личностно-ситуативная АС (т. Менделевича) и фактор F (т. Кеттелла) 0,563* 0,029
Связи ценностно-смысловых аспектов с личностными особенностями
Процесс (т. «СЖО») и фактор В (т. Кеттелла) 0,533* 0,041
Процесс (т. «СЖО») и фактор С (т. Кеттелла) 0,693** 0,004
Процесс (т. «СЖО») и фактор 1_ (т. Кеттелла) -0,589* 0,021
Локус контроля-Жизнь (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,608* 0,016
Локус контроля - Жизнь (т. «СЖО») и фактор 01 (т. Кеттелла) 0,594* 0,020
Локус контроля - Жизнь (т. «СЖО») и фактор О, (т. Кеттелла) -0,523* 0,046
Локус контроля - Я (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,548* 0,034
Локус контроля - Я (т. «СЖО») и фактор I (т. Кеттелла) 0,533* 0,041
Осмысленность жизни (т. «СЖО») и фактор С (т. Кеттелла) 0,559* 0,030
Осмысленность жизни (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,568* 0,027
Цель (т. «СЖО») и фактор G (т. Кеттелла) 0,572 0,026
* - корреляционная связь значима на уровне 0,05;
** - корреляционная связь значима на уровне 0,01.
Выявлены статистически достоверные прямые корреляционные связи между временной составляющей антиципационной состоятельности (тест Менделевича) и фактором Q4 «расслабленность - напряженность» (тест Кеттелла), а также между личностно-ситуативной составляющей антиципационной состоятельности (тест Менделевича) и фактором F «сдержанность - экспрессивность» (тест Кеттелла) и обратная корреляционная связь между пространственной составляющей антиципационной компетентности и фактором L «доверчивость - подозрительность» (тест Кеттелла). Следовательно, чем точнее эти респонденты способны планировать свое время и прогнозировать возникновение различных (в том числе стрессовых) ситуаций, тем они более напряжены; чем лучше у них сформирована способность к предвидению конфликтных ситуаций в отношениях и способов реагирования окружающих на их поведение, тем они более экспрессивны в своих эмоциональных проявлениях; чем более точно они способны координировать и планировать свои движения, чем лучше развита у них двигательная ловкость, тем более они открыты и доверчивы.
Выявленные статистически достоверные взаимосвязи между ценностно-смысловыми аспектами и личностными особенностями респондентов позволяют сделать следующие выводы.
Чем более развиты у респондентов абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, чем более они обучаемы, эмоционально устойчивы и устойчивы в интересах, чем более они работоспособны и ориентированы на реальность, чем более они открыты и уживчивы с окружающими, тем более интересным, эмоционально насыщенным и наполненным смыслом им представляется сам процесс их жизни. Об этом свидетельствует наличие прямых корреляционных связей между показателями по шкале «Процесс жизни» (тест «СЖО») и показателями по факторам В «интеллект» и С «эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность» (тест Кеттелла), а также обратной корреляционной связи значения указанной шкалы теста «СЖО» с показателем по фактору L «доверчивость - подозрительность» (тест Кеттелла).
Чем более респонденты нормативны в своем поведении, социабельны, добросовестны, ответственны, стабильны и аналитичны, тем больше они убеждены в том, что
человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Такое заключение можно сделать на основе наличия прямых корреляционных связей между показателями по шкале «Локус контроля - Жизнь» (тест «СЖО») и показателями по факторам G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» и Q1 «консерватизм - радикализм» (тест Кеттелла), а также обратной корреляционной связи значения названной шкалы теста «СЖО» с показателем по фактору Q2 «конформизм - нонконформизм» (тест Кеттелла).
Чем более социально нормативно поведение этих респондентов, чем более они эмоциональны и эмпатичны, тем отчетливее они чувствуют себя сильной личностью, обладающей достаточной свободой выбора для того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле, о чем свидетельствуют выявленные прямые корреляционные связи между показателем по шкале «Локус контро-ля-Я») (тест СЖО) и показателями по факторам G «низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения» и I «жесткость - чувствительность» (тест Кеттелла).
Чем более нормативно поведение этих респондентов и чем более они эмоционально стабильны, тем выше общая осмысленность их жизни, что подтверждается выявленными прямыми корреляционными связями между показателем по интегральной шкале «Осмысленность жизни» (тест СЖО») и показателями по факторам С «эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность» и G «низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения» (тест Кеттелла). С нормативностью их поведения напрямую связаны также осмысленность жизни, ее направленность и целеполагание, о чем свидетельствует выявленная прямая корреляционная связь между показателем по шкале «Цели» (тест СЖО») и показателем по фактору G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения» (тест Кеттелла).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы с относительно сформированной антиципационной компетентностью отмечаются такие личностные тенденции, как социальная смелость, спонтанность, способность к самостоятельному принятию решений, предприимчивость, контролируемость, социальная точность и высокая интегрированность Я-образа, сила, независимость, привычка полагаться на себя, реалистичность, нетерпимость к бессмысленности, консервативность, уважение традиций и принципов. У этих респондентов отмечаются отсутствие удовлетворенности своей жизнью в настоящем, низкая способность предвидеть и взвешивать последствия своих действий в будущем. Сфор-мированность их антиципационной состоятельности достигается за счет ее личностно-ситуативной составляющей.
В структуре личности этих респондентов выявлены следующие статистически достоверные взаимозависимости:
- чем точнее они способны планировать свое время и прогнозировать возникновение различных (в том числе стрессовых) ситуаций, тем более они напряжены;
- чем лучше у них сформирована способность к предвидению конфликтных ситуаций в отношениях и способов реагирования окружающих на их поведение, тем более они экспрессивны в своих эмоциональных проявлениях;
- чем более точно они способны координировать и планировать свои движения, чем лучше развита у них двигательная ловкость, тем более они открыты и доверчивы;
- чем более развито у них абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, чем более они обучаемы, эмоционально устойчивы и устойчивы в интересах, работоспособны, ориентированы на реальность, открыты и уживчивы с окружающими,
тем более интересным, эмоционально насыщенным и наполненным смыслом им представляется сам процесс их жизни;
- чем более они нормативны в своем поведении, социабельны, добросовестны, ответственны, стабильны и аналитичны, тем больше они убеждены в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь;
- чем более нормативно поведение этих респондентов, чем более они эмоциональны и эмпатичны, тем отчетливее они чувствуют наличие у себя достаточной свободы выбора для того, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле;
- чем более нормативно их поведение и чем более они эмоционально стабильны, тем выше общая осмысленность их жизни, с нормативностью их поведения напрямую связаны также осмысленность жизни, ее направленность, адекватное оценивание временной перспективы и целеполагание.
Таким образом, у респондентов со сформированной антиципационной состоятельностью все три ее компонента (личностно-ситуативный, пространственный и временной) развиты лучше, чем у несовершеннолетних осужденных без лишения свободы с не-сформированной антиципационной состоятельностью, два из которых (личностно-ситуативный и временной) - на высоком уровне статистической значимости, один (пространственный) - на уровне тенденции. Кроме того, респонденты с развитой антиципационной состоятельностью более ориентированы на будущее и способны к целеполага-нию, чем те, у кого прогностические способности развиты хуже, о чем свидетельствуют выявленные различия на высоком уровне статистической значимости.
Библиографический список
1. Менделевич В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза. М. : Городец, 2018. 448 с.
2. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб. : Речь, 2003. 352 с.
3. Леонтьев Д. А., Калашников М. О., Калашникова О. Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 1. С. 150-155.
4. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб. : Речь, 2001. 112 с.
5. Наследов А. Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб. : Питер, 2013. 416 с.