Научная статья на тему '«ИДЕАЛЬНОЕ - АНТИИДЕАЛЬНОЕ» В СУБЪЕКТИВНОМ ОБРАЗЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА СТУДЕНТОВ'

«ИДЕАЛЬНОЕ - АНТИИДЕАЛЬНОЕ» В СУБЪЕКТИВНОМ ОБРАЗЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / ИДЕАЛЫ/АНТИИДЕАЛЫ / ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОГО МИРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна, Николаева Ирина Александровна, Малюшина Юлия Алексеевна

Актуальность исследования определяется особой ролью в формировании ценностного потенциала личности ее идеалов и антиидеалов. Знание ценностных отношений студентов является основой воспитательно-образовательной деятельности вузов и социального прогнозирования работы с молодежью. Цель исследования состоит в анализе идеального и антиидеального в субъективном образе социального мира студентов. В качестве метода исследования выступал электронный мониторинг «Образ социального мира молодежи» (шкала «Идеалы - антиидеалы») И.А. Николаевой. В результате исследования выявлены идеалы и антиидеалы студентов, их особенности у представителей разного пола; показан ценностный потенциал юношей и девушек в восприятии друг друга. Идеалы студентов связаны с приоритетными ценностями: альтруистическими, коммуникативными и гностическими. Определено, что антиидеалы студентов выражаются в плохой коммуникации, отсутствии альтруизма, толерантности, практических навыков, в низкой образованности. В отличие от девушек, юноши эмоционально отвергают убийц, насильников, беспощадных, безжалостных и жестоких людей, а также страдальцев, плакс, хитрых, странных и психически неадекватных личностей. Для представительниц слабого пола неприятны высокомерные люди, эгоисты, грубияны и алкоголики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Овчарова Раиса Викторовна, Николаева Ирина Александровна, Малюшина Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“IDEAL - ANTI-IDEAL” IN THE SUBJECTIVE IMAGE OF THE SOCIAL WORLD OF STUDENTS

The relevance of the research is determined by the special role in the formation of the value potential of the personality of its ideals and anti-ideals. Knowledge of students' value relations is the basis of educational and educational activities of universities and social forecasting of work with young people. The purpose of the study is to analyze the ideal and anti-ideal in the subjective image of the social world of students. The electronic monitoring of the “Image of the social world of youth” (the scale “Ideals - anti-ideals”) by I. A. Nikolaeva was used as a research method. As a result of the research, the ideals and anti-ideals of students, their peculiarities among representatives of different sexes are revealed; the value potential of young men and girls in the perception of each other is shown. The ideals of students are associated with priority values: altruistic, communicative and gnostic. It is determined that students' anti-ideals are expressed in poor communication, lack of altruism, tolerance, practical skills, and low education. Unlike girls, young men emotionally reject murderers, rapists, merciless, ruthless and cruel people, as well as sufferers, crybabies, cunning, strange and mentally inadequate personalities. Arrogant people, egoists, rude people and alcoholics are unpleasant for the weaker sex.

Текст научной работы на тему ««ИДЕАЛЬНОЕ - АНТИИДЕАЛЬНОЕ» В СУБЪЕКТИВНОМ ОБРАЗЕ СОЦИАЛЬНОГО МИРА СТУДЕНТОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 61-66. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 61-66.

Научная статья

УДК 159.9.072:316.6

https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.10

«Идеальное - антиидеальное» в субъективном образе социального мира студентов

Раиса Викторовна Овчарова1, Ирина Александровна Николаева2, Юлия Алексеевна Малюшина3

123Курганский государственный университет, Курган, Россия 1oraissa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9822-6232 2nikolaeva-irina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3476-1014 3puma-juliya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5352-5981

Аннотация. Актуальность исследования определяется особой ролью в формировании ценностного потенциала личности ее идеалов и антиидеалов. Знание ценностных отношений студентов является основой воспитательно-образовательной деятельности вузов и социального прогнозирования работы с молодежью. Цель исследования состоит в анализе идеального и антиидеального в субъективном образе социального мира студентов. В качестве метода исследования выступал электронный мониторинг «Образ социального мира молодежи» (шкала «Идеалы - антиидеалы») И.А. Николаевой. В результате исследования выявлены идеалы и антиидеалы студентов, их особенности у представителей разного пола; показан ценностный потенциал юношей и девушек в восприятии друг друга. Идеалы студентов связаны с приоритетными ценностями: альтруистическими, коммуникативными и гностическими. Определено, что антиидеалы студентов выражаются в плохой коммуникации, отсутствии альтруизма, толерантности, практических навыков, в низкой образованности. В отличие от девушек, юноши эмоционально отвергают убийц, насильников, беспощадных, безжалостных и жестоких людей, а также страдальцев, плакс, хитрых, странных и психически неадекватных личностей. Для представительниц слабого пола неприятны высокомерные люди, эгоисты, грубияны и алкоголики. Ключевые слова: ценности студентов, идеалы/антиидеалы, образ социального мира Для цитирования: Овчарова Р.В., Николаева И.А., Малюшина Ю.А. «Идеальное - антиидеальное» в субъективном образе социального мира студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 61-66. https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.10.

Финансирование: работа выполнена при поддержке гранта РФФИ и правительства Курганской области. Проект «Исследование субъективного образа социального мира учащейся молодежи Курганской области с целью прогнозирования социальных процессов в молодежной среде» № 19-413-450002\20.

Original article

"Ideal - Anti-ideal" in the subjective image of the social world of students

Raisa V. Ovcharova1, Irina A. Nikolaeva2, Julia A. Maluchina3

123Kurgan State University, Kurgan, Russia 1oraissa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9822-6232 2nikolaeva-irina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-3476-1014 3puma-juliya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5352-5981

Abstract. The relevance of the research is determined by the special role in the formation of the value potential of the personality of its ideals and anti-ideals. Knowledge of students' value relations is the basis of educational and educational activities of universities and social forecasting of work with young people. The purpose of the study is to analyze the ideal and anti-ideal in the subjective image of the social world of students. The electronic monitoring of the "Image of the social world of youth" (the scale "Ideals - anti-ideals") by I. A. Nikolaeva was used as a research method. As a result of the research, the ideals and anti-ideals of students, their peculiarities among representatives of different sexes are revealed; the value potential of young men and girls in the perception of each other is shown. The ideals of students are associated with priority values: altruistic, communicative and gnostic. It is determined that students' anti-ideals are expressed in poor communication, lack of altruism, tolerance, practical skills, and low education. Unlike girls, young men emotionally reject murderers, rapists, merciless, ruthless and cruel people, as well as sufferers, crybabies, cunning, strange and mentally inadequate personalities. Arrogant people, egoists, rude people and alcoholics are unpleasant for the weaker sex. Keywords: students' values, ideals/anti-ideals, image of the social world

For citation: Ovcharova R.V., Nikolaeva I.A., Maluchina J.A. "Ideal - Anti-ideal" in the subjective image of the social world of students // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 6. P. 61-66. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.6.10.

Funding: the work was supported by the grant from the Russian Foundation of Basic Research and the Government of Kurgan region. The Project "Research of the subjective image of the social world of the students of Kurgan region in order to predict social processes in the youth environment" No. 19-413-450002\20.

Важнейшая роль в субъективном аспекте социализации молодежи принадлежит ценностным ориентациям. Аксиологический потенциал личности обусловлен ее идеалами и антиидеалами, которые служат основой для самоидентификации и социализации. Одной из причин, определяющих актуальность проблемы ценностей и ценностных отношений, является их динамичность, а вслед за ними - смена идеалов и антиидеалов молодежи в зависимости от изменений в общественной или личной жизни.

Многочисленные попытки дать определение ценностей укладываются в две основные парадигмы. В первом случае речь идет о концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей. Во втором - о глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий. Первые дефиниции включают в себя терминальные ценности, вторые - инструментальные.

Ценностные отношения - это отношения к Другим в аксиологическом аспекте, т. е. переживание большей или меньшей ценности (неценности) Другого в соответствии с личностной аксиологической системой. Особую роль играют отношения Я - Другие. В качестве наиболее общих критериев определения ценностного отношения к себе и Другим И.А. Николаева называет «наилучшее» («идеальное»), «наихудшее» («антиидеальное») и Я [1]. Идеал - это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Он определяет смысл жизни человека, нормы поведения и задает направленность личности. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.

Изучению проблемы идеалов посвящено большое количество отечественных психолого-педагогических исследований. В последние годы разработана персонологическая модель исследования идеалов, изучено влияние степени их осознанности на развитие и регуляцию поведения личности [2]; рассмотрены различные аспекты формирования представлений об идеалах: возрастная динамика содержания, строения и функций, структура идеалов и антиидеалов современного подростка [3]; исследованы идеалы студентов вузов разного профиля и специальностей [4]. Изучены представления студенческой молодежи об идеальной России [5] и т. д.

В зарубежных исследованиях изучается отношение молодых людей к вопросам идеального тела и пищевого поведения людей [6]; «сексизм» и идеалы в гендерных отношениях, представления о романтической любви [7], идеалы профессионального выбора и будущего поведения индивида, обусловленного специализацией [8], также находятся в зоне внимания ученых. В психологии образования обсуждаются идеальные образы студента, педагога [9], школы, образования [10] и другие.

Таким образом, можно судить о значительном интересе в научном сообществе к содержанию идеалов студенческой молодежи, которые отражаются на регуляции социального поведения ее представителей. В меньшей степени привлекают внимание исследователей антиидеалы, которые приводят к различным девиациям. В нашей работе впервые использован новый метод изучения субъективных аспектов образа социального мира студентов, состоящий в сопоставлении их идеалов и антиидеалов. Цель проведенного исследования состояла в анализе идеального и антиидеального в субъективном образе социального мира студентов. Для ее достижения применялась комплексная многоуровневая методика диагностики субъективных аспектов социализации «Образ социального мира молодежи» (ОСМ) и программное средство для ее реализации, предназначенное для онлайн-мониторинга. Апробация психодиагностического комплекса для изучения ОСМ проведена на выборке 100 студентов. Категории институционального состава оСм были определены нами в предварительных исследованиях, участие в которых приняли 236 подростков и 134 студентов. Категории ценностного оценивания были выделены в эмпирическом исследовании на выборке 236 подростков. В итоге было предложено психологическое обоснование автоматизированной системы получения и обработки данных об ОСМ молодежи.

Методология исследования строится на том, что образ любого Другого в ситуации, если он представлен в сознании, всегда сопряжен с ценностным отношением к нему и является якорем некоторой (некоторых) личностной ценности субъекта [11].

В онлайн-мониторинге приняли участие 283 студента университета, в том числе 168 респондентов женского пола и 115 - мужского. Они представляли разные специальности и курсы обучения. Количество выбранных персонажей в социальном мире девушек - 8 491, юношей - 8 2б6. Число атрибутируемых признаков у девушек - 18 965, у юношей - 23 797.

Проблема исследования состоит в определении характеристик идеалов и антиидеалов в субъективном образе социального мира современных студентов.

В ходе работы предполагалось установить, какие идеалы/антиидеалы включены в ценностный потенциал личности студентов вуза; насколько идеализируются/антиидеализируются студентами представители разных социальных групп; какова их ценностная оценка в критериях «идеального/антиидеального» в соотнесении с Я респондента.

Референтность/антиреферентность социальных групп для участников опроса определялась высотой ценностной оценки представителей данной группы, ее «местом» в структуре социальной идентификации респондентов. Рассматривалось отношение к ним как к «идеалам», «эталонам»; к тем, кто «лучше меня»; к «таким же, как Я»; к тем, кто «хуже меня»; к «антиидеалам» (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Референтность социальных групп для юношей и девушек (идеалы)

Выборка юношей в % Кто? (ролевой, социальный/ институциональный состав, %) Выборка девушек в %

15 Персонажи мужского пола 11

7 Персонажи женского пола 12

5 Родственники 10

14 Люди старшего возраста 13

3 Не старше (сверстники) 6

6 Жители Курганской области 9

4 Жители зарубежья 3

4 Одноклассники, студенты 2

3 Друзья 6

8 Герои книг, фильмов 9

4 Герои компьютерных игр 1

3 Представители спорта 1

6 Представители мира литературы, искусства 3

3 Политики 1

- Представители шоу-бизнеса 2

4 Представители науки 2

4 Родители 6

2 Армия 1

1 Работники школы/вуза 1

- Бизнес 1

- Животные 1

Согласно таблице 1 в референтные группы идеалов и антиидеалов входит весь ролевой, социальный и институциональный состав, отмеченный респондентами (от 1 до 18 % выборов).

Обозначенные участниками исследования в качестве идеалов социальные группы и их представители воплощают в большей степени альтруистические, коммуникативные и гностические ценности респондентов. Они выражают возможности социального взаимодействия, эмоциональной поддержки, получения полезной информации. Связь идеалов с глорическими, гедоническими, практическими и пугническими ценностями указывает на то, что референтные группы удовлетворяют потребностям молодых людей в самоутверждении; телесном и душевном комфорте; овладении практическими умениями и навыками; в свободе действий и мыслей, в творчестве, выборе собственных целей и независимости. Юноши выбирают в качестве идеалов персонажей мужского пола, героев компьютерных игр, представителей мира литературы и искусства, спорта, политики и науки. У девушек в приоритете персонажи женского пола, родственники, люди старшего возраста, сверстники, жители родного региона, представители шоу-бизнеса, родители и даже животные. В восприятии студентов выбранные идеалы обладают следующими эмоциональными признаками: красивый, добрый, любимый, умный, веселый, заботливый, родной, сильный физически и сильный духом. Также они воплощают приятный физический облик, эмоциональность, хорошие манеры и нормы, эстетические и романтические ценности. Таким образом, эти идеалы удовлетворяют молодежь в поиске способов достижения гармонии с окружающим, миром красоты; воплощают их склонность к мечтательности, к идеализации жизни и людей.

В эмоциональных характеристиках юношей присутствуют признаки, указывающие на гностические и пугнические ценностные основания выбора: гений, мудрый, ответственный, смелый, бесстрашный, ниндзя.

Антиидеалы студентов обозначены в таблице 2. Среди них у юношей значительное место занимают лица мужского пола, старшего возраста, герои книг и фильмов, представители армии, политики, зарубежья и сверстники. Примечательно, что молодые люди проявляют лояльность к друзьям, родственникам, работникам школы/вуза, представителям шоу-бизнеса, щадят лиц противоположного пола.

Таблица 2 - Антиреферентность социальных групп для юношей и девушек (антиидеалы)

Выборка юношей в % Кто? (ролевой. социальный/ институциональный состав, %) Выборка девушек в %

1 2 3

20 Персонажи мужского пола 18

3 Персонажи женского пола 9

- Родственники 4

15 Люди старшего возраста 13

Продолжение таблицы 2

1 2 3

6 Не старше (сверстники) 7

5 Жители Курганской области 9

3 Одноклассники, студенты 8

- Друзья 3

8 Герои книг, фильмов 8

4 Герои компьютерных игр 2

2 Представители спорта 3

2 Представители мира литературы, искусства 3

8 Политики 2

- Представители шоу-бизнеса 2

2 Представители науки 2

8 Армия 2

2 Интернет-знакомые 2

- Работники школы/вуза 2

6 Представители зарубежья -

2 Бизнес -

В число антиидеалов девушек вошли лица мужского и женского пола, старшего возраста, жители региона проживания, одноклассники и студенты, герои книг, фильмов, сверстники и родственники. В целом можно заключить, что круг антиидеалов представительниц слабого пола значительно шире. В отличие от юношей они пристрастны к родственникам, друзьям, сверстникам и лицам своего пола. Исключение составляют только представители зарубежья и бизнеса. Скорее всего, последние получили недифференцированные оценки, присущие малознакомым Другим.

Ценности (антиценности), которые воплощают антиидеалы юношей, связаны с плохой коммуникацией, отсутствием альтруизма, толерантности, практических навыков, низкой образованностью. Представители референтных групп не отличаются большим умом, но стремятся к славе и наживе. В них нет романтизма, эмоциональной стабильности, самостоятельности и независимости. Они не умеют получать удовольствие от жизни. У них плохая внешность, манеры поведения и вкус.

Ценности (антиценности), которые воплощают антиидеалы девушек, по содержанию аналогичны тем, которые были выявлены у юношей, но имеют разные ранги. 10 из 11 категорий, отмеченных представителями обоих полов, являются абсолютно идентичными. Наблюдаются различия в следующих ценностях: физический облик (13 и 9 ранги), практические (9 и 5 ранги) и гедонистические (5 и 8 ранги) ценности. Это означает, что юноши более восприимчивы к восприятию физического облика Других, их умений, навыков и удовольствий, чем девушки. Эмоциональные признаки восприятия антиидеалов у представителей разного пола имеют общее и особенное. Общие признаки - это злой, злобный, идиот, дурак, глупый, тупой, неприятный, плохой, предатель. В отличие от девушек, юноши эмоционально отвергают убийц, насильников, беспощадных, безжалостных и жестоких людей. В число нежелательных попали также слабые человеческие типы: страдальцы, плаксы, хитрые, странные и неадекватные психически индивиды. Для девушек неприятны высокомерные субъекты, эгоисты, грубияны и алкоголики.

Рассмотрим, каким образом категории ценностной оценки отражаются на уровне самооценки респондентов, их восприятии мира и других людей (таблица 3).

Таблица 3 - Категории общей ценностной оценки и уровни самооценки студентов

Выборка юношей в % Наименование категории ценностной оценки Выборка девушек в %

6,89 Идеалы 9,11

29,09 Лучше меня 44,74

28,76 Как Я 12,11

30,08 Хуже меня 27,97

3,75 Антиидеалы 4,07

56,19 Выше среднего 63,27

Выборка юношей в % Уровни самооценки (% выборки) Выборка девушек в %

58,95 Высокая 55,56

11,58 Норма 13,89

0,00 Сниженная 0,00

В выборке юношей количество идеализируемых социальных институтов или их представителей меньше, чем у девушек, что указывает на меньшую ценностную насыщенность их жизни и способность к самоконтролю. Более высокое количество антиидеалов у девушек сопряжено с более низкой аутосимпатией и враждебностью по отношению к Другим.

Баланс идеалов и антиидеалов отражает склонность к восторженному или очерняющему восприятию социальной действительности. У всех студентов наблюдается позитивное отношение к обществу. Соотношение идеалов и показателя «Другие лучше меня» (4,2) у юношей выражает связь терминальных и инструментальных ценностей. Ценности-цели подкрепляются ценностями-средствами. У девушек выраженность этого показателя (4,9) примерно аналогична.

Значение показателя «Количество Других» выше и ниже среднего отражает общую меру восприятия человека окружающих. У юношей оно составляет 29,09 и 30,08, что указывает на уравновешенное отношение к социуму. У девушек - соответственно 44,74 и 27,97, что подчеркивает их более позитивное восприятие окружающего мира. Значение показателя «Количество персонажей» выше среднего (53,88 - у девушек и 35,98 - у юношей) указывает на более высокий уровень коммуникативной толерантности у представительниц женского пола. Девушки более тревожны, чем юноши - об этом свидетельствуют показатели «Выше Я» (соответственно 44,74 и 29,09). Однако большую депрессивность проявляют юноши, сближаясь с теми, кто относится к категории «Ниже я» (соответственно 30,08 и 27,97).

Частота оценок выше среднего (56,19 и 63,2) свидетельствует о базовом уровне психического благополучия. Этот показатель выше у девушек. У юношей соотношение «Другие лучше/хуже меня» символизирует уравновешенную идентичность респондента и образов Других, связанных с барьерами в социальных отношениях. У девушек этот показатель свидетельствует о позитивной идентичности. У студентов обоих полов выявлена высокая и нормальная самооценка. Частота равноценных Я указывает на стремление респондентов к обычности или уникальности личности. Соотношение 28,76 и 12,11 говорит в пользу юношей. Девушки чаще стремятся к стандартности, а юноши - к неповторимости.

В целом следует сказать, что анализ идеалов и антиидеалов студентов, а также определение соотношения категорий ценностной оценки выявили следующее:

- у студентов наблюдается позитивное восприятие социального мира; ценностная насыщенность жизни, выражена способность к самоконтролю, отмечен базовый уровень психического благополучия; уравновешенная и позитивная социальная идентичность; юноши стремятся к уникальности собственной личности, а девушки - к обычности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- идеалы студентов в большей степени воплощают альтруистические, коммуникативные и гностические ценности; они удовлетворяют поиск помощи и поддержки, гармоничного общения, интеллектуального развития; идеализируемые группы олицетворяют потребности в самоутверждении; телесном и душевном комфорте; овладении практическими умениями и навыками; в свободе действий и мысли, творчестве, выборе собственных целей и независимости;

- ценностный потенциал девушек для юношей - добро, общение, ум и красота; юношей для девушек - общение, добро, мастерство, ум и знания, а также манеры поведения и физическая форма;

- антиидеалы студентов связаны с плохой коммуникацией, отсутствием альтруизма, толерантности, низкой образованностью, отсутствием практических навыков. Представители групп не отличаются большим умом, но стремятся к славе и наживе. В них нет романтизма, эмоциональной стабильности, самостоятельности и независимости. Они не умеют получать удовольствие от жизни. У них плохая внешность, манеры поведения и вкус;

- эмоциональные признаки восприятия антиидеалов у представителей разного пола имеют общее и особенное. Общие признаки связаны с приоритетными ценностями. В отличие от девушек, юноши эмоционально отвергают убийц, насильников, беспощадных, безжалостных и жестоких людей, а также страдальцев, плакс, хитрых, странных и неадекватных психически субъектов. Девушкам неприятны высокомерные индивиды, эгоисты, грубияны и алкоголики;

- большее количество антиидеалов у девушек сопряжено с более низкой аутосимпатией и враждебностью по отношению к Другим; представительницы прекрасного пола имеют склонность к тревожности, а юноши - к депрессивности.

Научная новизна проведенного исследования заключается в получении уникальных данных о слабо рефлексируемых аспектах субъективного образа социального мира молодежи, в частности, об их идеалах и антиидеалах, которые были получены нами с помощью оригинального имплицитного метода.

Проведенное исследование имеет несомненную практическую значимость. Зная особенности субъективного восприятия индивидом социальных групп, институтов социализации, можно сравнивать направление и эффективность их социализирующего влияния. Как следствие, появляется возможность социально-психологического проектирования и коррекции социальной и культурной политики, организации социально-психологического сопровождения молодежи.

Список источников:

1. Николаева И.А. Ценностное измерение идентичности: структурные особенности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6, № 2. С. 82-84.

2. Разуваева Т.Н., Шевченко Е.А. Путь к идеалам личности: персонологическая модель исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). С. 152-158.

3. Буреломова А.С. Идеалы и антиидеалы современных подростков // Перспективы науки. 2012. № 8 (35). С. 15-19 ; Собкин В.С., Калашникова Е.А. Идеалы и антиидеалы учащихся основной и старшей школы // Национальный психологический журнал. 2017. № 3 (27). С. 121-135. https://doi.org/10.11621/npj.2017.0314.

4. Ракова Е.Д. Представления о гендерном идеале у студентов гуманитарных специальностей // Ученые записки ТОГУ.

2018. Т. 9, № 2. С. 185-189 ; Рассказова И.Н., Симанина А.И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского восприятия // Сибирский психологический журнал. 2015. № 5. С. 45-49.

5. Budko D.A., Lukyanova G.V. Image of an Ideal Russia in the Consciousness of Student Youth // Journal of Political Science.

2019. Vol. 21, iss. 2. P. 184-194. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2019-21-2-184-194.

6. Goonapienuwala B.L., Agampodi S.B., Kalupahana N.S., Siribaddana S. Body Image Perception and Body Dissatisfaction Among Rural Sri Lankan Adolescents; Do They have a Better Understanding About Their Weight? // Сеу1оп Medical Journal. 2019. Vol. 64. P. 3-82. https://doi.org/10.4038/cmj.v64i3.8950 ; Wang K., Liang R., Yu X., Shum D.H.K., Roalf D., Chan R.C.K. The Thinner the Better: Evidence on the Internalization of the Slimness Ideal in Chinese College Students // Psych Journal. 2019. Vol. 9, iss. 4. P. 544-552. https://doi.org/10.1002/pchj.346.

7. Carbonell M.A., Mestre V.M. Sexismo y Mitos del Amor Romántico en Estudiantes Prosociales y Antisociales. Valencia, 2018. 17 р.

8. Carmi T., Tamir E. Three Professional Ideals: Where Should Teacher Preparation Go Next? // European Journal of Teacher Education, 2020. Vol. 89 (3). Р. 165-172. https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1805732.

9. Karadag E., Kilic F.S., Arslantas D., Esen F., Uzuner K., ilhan H., Erol K.E. «Ideal Medical Educator»: Cognitive Structures of Medical Faculty Students // Konuralp Tip Dergisi. 2019. Vol. 10(3). P. 373-380. https://doi.org/10.18521/ktd.382910.

10. Stavrou N.E. Looking at the Ideal Secondary School Music Teacher in Cyprus: Teachers' and Students' Perspectives // Music Education Research. 2018. Vol. 22 (3). P. 346-359. https://doi.org/10.1080/14613808.2020.1762556 ; Valentim S., Freire C. A Perfect Learning Day: Perceptions of Secondary School Students about the Ideal School // Т1пе International Conference the Future of Education. Florence, 2019. P. 552-558.

11. Николаева И.А. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 1. Изучение содержания личностных ценностей // Сибирский психологический журнал. 2010. № 38. С. 70-71 ; Ее же. Новый метод исследования личностных ценностей. Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений // Сибирский психологический журнал. 2011. № 39. С. 112-120 ; Ее же. Ценностное измерение идентичности ...

Информация об авторах: Р.В. Овчарова - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Института педагогики, психологии и физической культуры, Курганский государственный университет, Курган, Россия.

И.А. Николаева - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института педагогики, психологии и физической культуры, Курганский государственный университет, Курган, Россия.

Ю.А. Малюшина - заведующий кабинетом психологии, Курганский государственный университет, Курган, Россия.

Information about the authors R.V. Ovcharova - D.Phil. in Psychology, Professor of the chair of Psychology, Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kurgan State University, Kurgan, Russia.

I.A. Nikolaeva - PhD in Psychology, Associate Professor, Institute of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kurgan State University, Kurgan, Russia.

J.A. Maluchina - Head of the Psychology Department, Kurgan State University, Kurgan, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.05.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.05.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 24.06.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.