УДК 614.25:378:159.923 DOI: 10.34130/2233-1277-2020-4-106
А. С. Омельченко
Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток,
Российская Федерация
Сущность и содержание культуры личности будущих врачей на современном этапе развития общества
Статья посвящена изучению ценностно-смысловых аспектов в содержании культуры личности обучающихся высшей медицинской школы в современных условиях. Рассматриваются научные взгляды современных исследователей на содержание культуры личности (культурного мира) российской молодежи, участвующей в различных видах деятельности.
Выявлены основные компоненты структуры профессионально-личностной культуры будущих врачей. Основной акцент сделан на актуальности приобретения будущими врачами практического опыта в медико-образовательной среде лечебного учреждения в период остросоциальной ситуации в обществе.
Кроме теоретической разработки вопроса в статье приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на определение оптимальной модели культуры личности будущих врачей. Респондентами выступили ординаторы ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения России, осуществляющие практическую деятельность в лечебных учреждениях Дальневосточного федерального округа в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19).
По мнению автора, условия текущей пандемии представляют собой естественный социальный эксперимент («краш-тест»), который более рельефно и внятно проявляет сущность и содержание культуры личности будущих врачей. Поэтому результаты данного эмпирического исследования, фиксирующие параметры структуры культуры личности в более «чистом виде», адекватны для создания оригинальной модели.
На основании анализа результатов исследования предложена авторская модель культуры личности будущего врача.
Ключевые слова: культура личности, будущий врач, культурно-образовательная среда, практическая деятельность, медико-социальные условия, профессионально-личностное развитие, С0У10-19.
© Омельченко А. С., 2020
А. S. Omelchenko,
Pacific State Medical University, Vladivostok, Russian Federation
The Nature and Substantial Content of Personality Culture for Future Doctors at the Present Stage of Social Development
The article is devoted to the study of value-semantic aspects in the content of the personality culture among students of higher medical school in contemporary conditions. The scrutiny examines the scientific views of modern researchers on the substantial content of personality culture (cultural world) of Russian youth participating in various activities. It also reveals the main components in the structure of professional and personal culture in future doctors. The main emphasis is placed on the relevance of future doctors gaining practical experience in the medical and educational environment of a medical institution during an acute social situation in a community. In addition to the theoretical development of the issue, the research work presents and analyzes the results of an empirical study aimed at determining the optimal personality culture model for future doctors. The respondents were the trainees of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pacific State Medical University" of the Ministry of Health of Russia, practicing in medical institutions of the Far Eastern Federal District in the context of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19). According to the author, the conditions of the current pandemic represent a natural social experiment ("crash-test"), which more clearly and distinctly reveals the essence and content of personality culture in future doctors. Therefore, the results of this empirical study, tracing the parameters of personality culture structure in a more "pure form", are adequate for creating an original model.
Based on the analysis of the research results, the author's model of personality culture for future doctors is proposed.
Keywords: personality culture, future doctor, cultural and educational environment, practical activities, medical and social conditions, professional and personal development, COVID-19
Введение. Медицина во все времена оказывала особое влияние на судьбу человечества, именно её достижения существенно изменили демографическую ситуацию в мире, увеличили продолжительность жизни, помогли победить многие заболевания, ставшие источником массовых эпидемий (чумы, натуральной оспы, испанского гриппа и т. д.). Однако на смену побежденным приходят новые болезни цивилизации, более опасные и сложные по форме, содержанию и последствиям, способные «обмануть» иммунную систему [1, с. 9] и нарушить эмоционально-духовное равновесие человека. Постепенное нарастание социально-биологических измене-
ний в окружающей среде снижает уровень здоровья и способствует дефициту человеческого капитала, что естественным образом повышает социокультурное значение медицины и место врача в социальной иерархии современного социума.
Рассматривая медицинский опыт последних десятилетий, важно отметить, что резкое возрастание роли личности врача в судьбе человечества, как правило, следует за всплесками новых «пандемий» (ВИЧ, птичий грипп, атипичная пневмония, коронавирусная инфекция COVID-19 и т. д.] и возрастанием социального напряжения в обществе. В сложных социокультурных условиях медико-культурное сообщество проявляет свои лучшие нравственно-этические качества и демонстрирует высокий уровень врачебного ремесла, направляя свою духовную и физическую энергию на спасение жизни людей, что обусловлено прямой зависимостью между уровнем квалифицированной медицинской помощи и содержанием культуры личности человека, посвятившего себя медико-социальному служению [2, с. 4].
Наполнение содержания культуры личности будущего врача основными духовными характеристиками (чертами] является важнейшей культурологической задачей, решение которой осуществляется в первую очередь в культурно-образовательной среде высшей медицинской школы [3, с. 86]. По своей сущности духовное становление личности тождественно формированию социопрофесси-ональной идентичности и закреплению в культуре личности молодого человека императивов поведения (социальной практики] и основных черт характера [4, с. 161].
Осознание будущим врачом связи с медицинской профессией, которая с течением времени обретает в его сознании характеристики ценностной определенности, запускает процесс приобщения молодого специалиста к профессиональным ценностям медицинской культуры, что естественным образом превращает его из биосоциального индивида в личность. Этот процесс сопровождается практикой регулярного социокультурного взаимодействия, в рамках которого происходит культурно-символический обмен с пациентом. Важным аспектом, который способствует личности определить свое место в поле профессиональной медицины, является осознание молодыми специалистами первостепенности врачебного ремесла и признание основной общественной ценностью сохранение здоровья человека. Принимая социально значимые ценности материального благополучия, представители врачебной профессии тра-
диционно остаются приверженцами профессионального альтруизма, справедливости, доверия и ответственности [5, с. 106-107].
Методы исследования, теоретическая база. В целях определения слагаемых структуры профессионально-личностной культуры будущих врачей в современных реалиях нам необходимо обратиться к содержанию культуры личности молодого человека в культурологическом контексте. Как известно из истории человеческой цивилизации, культура личности соотносится и соизмеряется с культурой конкретного общества, в котором обученность и воспитанность индивида являются сущностными характеристиками культурности человека [6, с. 269]. Положение личности в жизни любого общества обусловлено закономерностями функционирования и развития культуры этого общества, в котором деятельность личности происходит не только в системе обучения и воспитания, но и за её пределами в системе социальных, экономических, психологических, культурных, коммуникативных связей и профессиональных отношений. Поэтому культура личности конкретного индивида, как правило, включает в себя различные компоненты.
В качестве примера мы рассмотрим теоретическую модель культуры личности, предложенную Б. И. Кавериным. Итак, к основным элементам, образующим содержание культуры личности, ученый относит:
> характер картины мира;
> качество и направленность мировоззрения;
> развитость чувствования своего существования;
> уровень интеллекта;
> соотношение индивидуально-личностного и социально-общественного;
> наличие навыков и умений, меру усвоения социального опыта;
> развитую способность к саморегуляции и самоконтролю;
> совершенство социальных качеств, характер их внутреннего и внешнего проявления;
> мастерство, непринужденность поведения, общения и деятельности;
> высокое качество результатов деятельности, их положительную направленность для самой личности и общества;
> физическую культуру;
> следование этикету [6, с. 269].
Представленная модель культуры личности является идеальной конструкцией, неким социальным ориентиром для практического формирования культуры личности молодого человека (в том числе студента-медика] в современных условиях с учетом специфики его профессиональной деятельности. В целях дальнейшего культурологического обоснования содержания и структуры культуры личности будущего врача рассмотрим некоторые точки зрения современных отечественных исследователей на становление культуры личности человека в различных общественных сферах и видах деятельности, а именно концепции Т. Н. Беспаловой, Е. Ю. Ежовой, Г. В. Поляковой, О. П. Гонтарь, Н. Б. Семеновой, О. В. Шурыгиной.
Т. Н. Беспалова, рассматривая проблему формирования и развития культуры личности человека, обоснованно полагает, что «личность» является не атрибутом человека, а его образующимся во времени модусом и представляет собой высшую форму бытия человека, превращающую его в субъект исторического процесса. Культуру общества ученый выражает в виде совокупности социальных ценностей и позитивных явлений, которые транслируются в культуру личности различными социальными механизмами (в том числе социализацией] и трактуют её как совокупность личностных ценностей. Таким образом, под влиянием социальных и культурных факторов биологический субстрат человека обретает свойства и качества, позволяющие ему погрузиться в социокультурное бытие. По мнению Т. Н. Беспаловой, ценностное ядро структуры личности, состоящее из совокупности позитивного знания, практического умения и ценностных ориентаций, преобразуется в основные составляющие культуры личности: информационную, праксиологическую и аксиологическую [7, с. 83-85; 8, с. 124-128].
Е. Ю. Ежова, исследовав развитие художественной культуры личности в современном поликультурном образовательном пространстве, обоснованно полагает, что культура личности молодого человека формируется в процессе освоения художественной культуры как феномена. В современных реалиях личность включена в процесс формирования целостной общечеловеческой культуры как образования качественно нового пространства, отличающегося открытостью, стремлением к трансформации и расширению рамок коммуникации. По мнению Е. Ю. Ежовой, в конструкт «художественной культуры личности» помимо традиционного содержания (духовно-ценностных и эстетических оснований] необходимо внести поликультурные ориентации, креативность и диалоговое мышление, спо-
собствующее расширению границ личностно-культурного опыта. В формировании культуры личности большую роль играют социокультурные факторы: социокультурное пространство, социальная и культурная динамика, процесс образования и образовательное пространство, социально-культурная коммуникация и институты культуры. Под их влиянием личность осваивает и накапливает современные культурные ценности [9, с. 4, 11-14].
Г. В. Полякова, осуществляя философское осмысление информационной культуры как условия (фактора] развития современного общества, обоснованно считает её специфической частью общей культуры человечества и способом духовно-практического освоения действительности. Фундаментом формирования и развития информационной культуры личности, по её мнению, является процесс потребления массовой социальной информации. Содержание информационной культуры личности, по её мнению, отражает личностные особенности индивида в освоении (усвоении] социального опыта человеческого сообщества на определенном этапе исторического развития. Среди всех факторов, оказывающих влияние на её формирование, самым глобальным становится информационно-коммуникационная сеть «Интернет», способствующая стремительному развитию человека (личности] и человеческой цивилизации в целом. Важным инструментом формирования информационной культуры личности Г. В. Полякова считает медиаобразование [10, с. 64-66, 127-136].
О. П. Гонтарь рассматривает в качестве фундаментальной ценности личности физическую культуру, которая обеспечивает её социально-биологический и жизнедеятельностный потенциалы и содействует повышению уровня социальной активности. Физическое развитие молодого человека выражено в его телесно-духовном единстве, свидетельствующем о большом потенциале личности как целостной субстанции. Как правило, становление личности и её наиболее активное физическое и нравственно-этическое развитие (становление характера] происходит в студенческом возрасте. Содержательным компонентом развития физической культуры личности студента О. П. Гонтарь считает: гуманизацию образовательного процесса посредством физической культуры; базовые знания о физической культуре (и ЗОЖ); интеграцию воспитания и образования в деятельность (образ жизни]; саморазвитие; воспитание личности студента. Таким образом, в основе развития культуры личности студента лежит система мировоззренческих знаний, т. е.
уровень его общей культуры, включающий телесный, интеллектуальный и социально-психологический компоненты [11, с. 81-85].
Исследуя основные тенденции развития экономической культуры личности в российском обществе, Н. Б. Семенова определяет место экономической культуры в духовной структуре личности на фундаменте социокультурного опыта и традиций. По мнению исследователя, культура оказывает существенное влияние на основные ценности и нормы экономического поведения людей. Поэтому рассматривая экономическую культуру личности, автор использует культурологический подход как наиболее продуктивный и позволяющий провести исследование в контексте общей культуры личности. С точки зрения Н. Б. Семеновой, экономическая культура личности представляет собой индивидуальный способ освоения социокультурной среды и экономической реальности общества, содержанием которой выступают экономические знания, экономические ценности и экономическое поведение [12, с. 284-288].
Конфликтологическая культура личности студента и ее развитие в образовательном процессе вуза стала предметом научного исследования О. В. Шурыгиной. По её мнению, большинство противоречий современного общества находит свое отражение именно в образовательной среде, объединившей субъектов разных возрастов, имеющих существенные различия в уровне культуры (эрудиции, социального опыта, эмоционального состояния и т. д.] [13, с. 238]. Сложившуюся ситуацию усугубляет незнание обучающимися основных правил поведения в конфликтах, что влечет нарастание конфликтных ситуаций в вузовском пространстве. Под конфликтологической культурой студента О. В. Шурыгина понимает его способность управлять своим эмоциональным состоянием и состоянием другого человека, осуществляя при этом прогнозирование и разрешение конфликтов, используя стратегию сотрудничества. На основе критериев конфликтологической культуры исследователь выделяет три уровня сформированности конфликтологической культуры личности: высокий, средний и низкий. Значительную роль в развитии конфликтологической культуры личности студента О. В. Шурыгина отводит профессорско-преподавательскому составу [14, с. 213-215].
Обобщая приведенные точки зрения, можно прийти к выводу, что социально-биологический потенциал человеческой природы имеет генетическую способность превращения субстрата человека в личность посредством процессов образования, обучения и
воспитания. Эти процессы формируют морально-ценностный стержень личности молодого человека (студента] в виде совокупности позитивного знания, практического умения и ценностных установок, выраженных в его социокультурном поведении и деятельности. Духовные потребности личности являются одной из фундаментальных основ культуры и играют важную роль в социальном, культурном и информационно-экономическом развитии общества. В современной действительности личность молодого человека (в том числе будущего врача] активно включена в процесс формирования целостной общечеловеческой культуры, отличающейся открытостью и расширением социальной коммуникации, что позволяет ускорить процесс инкультурации и изменить содержание культуры личности. Активно осваивая поликультурную ткань современности, личность сама становится автором культуры и строителем своего духовного мира.
Содержание культуры личности молодого человека формируется в образовательной среде и за её пределами и характеризуется стремлением к расширению границ социокультурных коммуникаций, что обусловлено студенческим возрастом (18-25 лет], в котором индивид обладает достаточным уровнем социальной активности, здоровья, особой восприимчивостью к эмоциональным переживаниям и конфликтам.
Большинство исследователей считают основой развития культуры личности молодого человека уровень его общей культуры, на фоне которого происходит становление его в качестве субъекта - активного создателя собственной культурной позиции через участие в различных видах деятельности (художественной, информационно-коммуникационной, физкультурно-оздоровительной, экономической, педагогической, психологической]. В практической (профессиональной] деятельности человек осваивает социально значимую информацию и накапливает современные культурные ценности, на основании чего выводит индивидуальную формулу культуры личности, имеющую переменные величины и константы. К общим слагаемым культуры личности можно отнести ценностно-мотивационный, деятельностный, познавательный, поведенческий, эмоционально-рефлексивный, морально-этический, коммуникативный и другие показатели.
Рассмотренные выше источники способствуют научному пониманию категории «культура личности» и способствуют дальнейшему изучению её структуры и проблематики в поле культурологиче-
ского дискурса. Однако, несмотря на достаточный интерес к проблеме развития и содержания культуры личности студенческой молодежи со стороны научного сообщества, мы должны констатировать, что медико-социальные аспекты становления этого социокультурного феномена освещены недостаточно полно.
Особый интерес для нашего культурологического исследования представляют ценностно-смысловые аспекты в содержании культуры личности студентов высшей медицинской школы. На наш взгляд, в целях системного понимания реального содержания профессионально-личностной культуры личности будущих врачей необходимо рассмотреть практический опыт, полученный студентами-медиками в лечебных учреждениях в период обучения в вузе.
Результаты исследования и их обсуждение. В целях определения ценностного содержания культуры личности будущих врачей нами проведено исследование, объектом которого стали ординаторы Тихоокеанского государственного медицинского университета. Исследуемая группа получила богатый практический опыт работы в медицинских организациях Дальневосточного федерального округа (в том числе в таких крупных городах, как Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск] в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19].
Для выявления основных элементов в содержании культуры личности будущего врача обучающимся была предложена анкета, состоящая из 10-ти вопросов полуоткрытого типа. Всего в опросе приняли участие 142 человека, из которых 39 юношей (27 %] и 103 девушки (73 %].
По специализации обучения респонденты распределились по 58 медицинским специальностям. Большая часть респондентов -91 человек (64 %] - находится в возрастной категории 23-25 лет Общие возрастные границы составили от 23 до 41 года.
Принимавшим участие в исследовании респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
- В каких видах социальной активности Вы принимали участие во время обучения в медицинском вузе? 80,8 % респондентов указали, что занимались различными видами социальной активности в вузе (волонтёрской, научной, спортивной, культурно-творческой и т. д.]. Отдельные респонденты ответили, что по различным причинам не принимали участия в социальной активности (19,2 %].
- По Вашему мнению, какие факторы оказывают наибольшее влияние на личностную культуру и морально-этический облик буду-
щего врача? Большая часть респондентов (60,6 %) указала в качестве основного фактора влияния взаимодействие со старшим поколением врачей, в результате которого усваиваются социокультурные традиции и профессиональный опыт. Вторая группа респондентов (26,8 %] считает существенным фактором влияние образовательной среды медицинского вуза, которая транслирует гуманистические знания и формирует индивидуальную картину мира будущего врача. По мнению третьей группы респондентов (10,3 %], наибольшее значение имеет технологический фактор, выраженный в развитии информационных технологий и сети «Интернет», предоставляющих молодому врачу большие возможности в личностном развитии и самообразовании. Отдельные респонденты (2,3 %) отметили влияние индивидуального опыта общения с пациентами, семейное воспитание и атмосферу в трудовом коллективе.
- Какие виды деятельности в лечебном учреждении вы осуществляли? Большинство респондентов (70,4 %) указали ведение приёма (консультации и лечение] пациентов по своей специальности. Другая группа (13,4 %) проводила разъяснительную работу с гражданами о необходимости соблюдения профилактических мер, связанных с распространением COVID-19. В обязанности третьей группы молодых специалистов (7 %] входил поквартирный профилактический обход граждан. Отдельные респонденты (9,2 %) указали, что занимались лабораторными исследованиями и документальной работой.
- Соответствовали ли возложенные на Вас обязанности уровню знаний и профессионально-личностной культуры? 58,4 % респондентов заявили, что полученные в вузе знания и приобретенные личностные качества позволили уверенно справляться с возложенными обязанностями. Другая часть респондентов (24 %) отметила, что в некоторых ситуациях (в том числе при коммуникации с пациентами и коллегами] им не хватало профессиональных знаний и морально-деловых качеств. Последняя группа респондентов (16,2 %] считает уровень своих знаний достаточным, однако отмечает отсутствие опыта в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих на фоне социальной напряженности в обществе, что вызывало необходимость обращаться за помощью старших коллег. Кроме этого, отдельные респонденты (1,4 %] отметили недостаточный уровень своих знаний о правилах внутреннего документооборота лечебного учреждения.
- В ходе практической деятельности в лечебном учреждении были ли ситуации, когда Вы подвергали риску своё здоровье? Респонденты разделились на две примерно равные группы, одна из которых (55,6 %] указала на отсутствие таких ситуаций, соответственно другая (44,4 %] подтвердила их наличие.
- Какие эмоции (чувства) Вы испытывали, находясь в лечебном учреждении в период сложной эпидемиологической ситуации? Большая часть респондентов (63,4 %] указала, что работа в сложных условиях вызывала у них особый интерес и активность, нацеленную на приобретение практического опыта. Вторая группа респондентов (16,9 %] испытывала различные эмоциональные переживания и стресс, причиной которых стали сложные социальные условия работы. Следующая группа респондентов (16,9 %] испытала моральные переживания (в том числе за своё здоровье] в период адаптации в лечебном учреждении, однако в последующем молодые специалисты освоились и смогли в полном объёме выполнять свои обязанности. Отдельные респонденты (2,8 %] отметили, что особых переживаний и эмоций не испытывали.
- Изменилось ли Ваше отношение к профессии врача в настоящий момент? Первая группа респондентов (76,8 %] заявила, что в их отношении ничего не изменилось и они по-прежнему уверены в правильности своего выбора. Другая группа респондентов (10,8 %] отметила изменения, выраженные в окончательном осознании полезности и важности своей профессии для общества. И у третьей группы респондентов (12,4 %] появились сомнения в правильности выбора профессии.
- Изменился ли, на Ваш взгляд, престиж профессии врача в современном обществе на фоне ситуации с распространением С0УЮ-19? Большая часть респондентов (62,7 %] ответила, что статус врача не изменился, однако данная ситуация привлекла внимание общества к проблемам в медицине, которые планомерно начали решаться. Другая часть респондентов (16,2 %] считает, что статус врача изменился незначительно и современное общество должно уделять более пристальное внимание медицине. И последняя группа респондентов (16,9 %] уверена, что произошли существенные изменения и труд медиков стал иметь первостепенное значение для современного общества. Отдельные респонденты (4,2 %] высказали мнение о том, что в обществе складывается потребительское отношение к врачам и есть необходимость приравнять статус врачей к статусу сотрудников полиции.
- По Вашему мнению, как практическая деятельность в лечебном учреждении влияет на культуру личности будущего врача? Какие качества личности и черты характера формирует? Большая часть респондентов (78,2 %] считает, что лечебная практика имеет положительную направленность на развитие личности молодого специалиста, в результате чего он приобретает такие качества, как уверенность в себе, ответственность, дисциплинированность, вырабатывает устойчивость к стрессам и способность к самоконтролю. Следующая часть респондентов (15,5 %] отметила, что данная деятельность не оказывает особого влияния на личность, однако даёт возможность приобрести необходимый социальный опыт и овладеть этикетом профессионального общения. Третья группа респондентов (4,2 %] считает, что серьёзных личностных изменений в процессе этой деятельности не происходит, укрепляются лишь ранее приобретенные социально-личностные качества и расширяются границы социальных контактов. Отдельные респонденты (2,1 %] заявили, что практика в больнице помогает понять врачебную субординацию и формирует профессиональную осторожность будущего врача.
- На Ваш взгляд, какие составляющие должны преобладать в содержании культуры личности современного молодого врача? Большая часть респондентов (48 %] в содержании культуры личности отметила общечеловеческие ценности, основанные на принципах гуманизма, нравственности и духовности, которые проявляются в социально значимой активности в обществе и в гуманном отношении к личности других. Другая группа респондентов (32 %] считает важным компонентом культуры личности коммуникативные способности и поведенческие установки, выраженные в умении свободно взаимодействовать с окружающими. Следующая часть респондентов (15 %] отметила важность медицинских и общегуманитарных знаний, которые, по их мнению, формируют сознание будущего врача. И последняя группа респондентов (4 %] считает важной составляющей культуры личности медицинский и социокультурный опыт, выраженный в познании медико-культурных традиций. Кроме этого, отдельные респонденты (1 %] отметили важность таких составляющих внутренней культуры личности врача, как трудолюбие и честность (рис. 1].
Рис. 1. Содержание культуры личности современного молодого врача, по мнению респондентов
Обобщая полученные ответы, можно отметить, что практическая подготовка молодых врачей в социокультурной среде лечебного учреждения в период остросоциальной напряженности в обществе (связанной с распространением COVID-19] предоставила им возможность проявить индивидуальные качества личности и определить уровень внутренней готовности к дальнейшему медико-социальному служению. Погрузившись в сложные морально-психологические условия (в том числе связанные с риском для собственного здоровья], большая часть молодых специалистов проявила социальную активность в поле своей специализации. Используя имеющийся запас профессиональных знаний и личностных качеств, ординаторы активно взаимодействовали со старшими коллегами, получая от них новые познания и практический опыт (культурные традиции], осуществляя тем самым самоидентификацию в будущей профессиональной среде.
Практическая деятельность происходила под влиянием различных социокультурных факторов (коммуникация с профессиональными медиками и пациентами, воздействие образовательной среды вуза, развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий] и имела положительную направленность, что позволило будущим врачам приобрести необ-
4 % (6 чел.! 1 % (1 чел.)
\
ходимые им качества личности (уверенность, ответственность, устойчивость к стрессам и конфликтам], усвоить профессиональный этикет общения, расширить свои социальные связи. В целом большинство респондентов объективно оценили уровень своей профессионально-личностной культуры, определяя в её содержании совокупность различных компонентов (общечеловеческих ценностей, коммуникативных способностей личности, медико-гуманитарных знаний, социокультурного опыта и т. д.], основанных на принципах гуманизма и нравственности и реализуемых через социально значимую активность в обществе.
Определение истинных, высших социокультурных координат современного медика обусловлено динамикой культуры современного общества и содержанием культуры личности конкретного индивида и, на наш взгляд, в идеальной модели может быть соотнесено с сущностью концепции «массового общества» (Ортега-и-Гассета], разделяющей его на две категории: обычные люди и элита. Пациент, чаще всего как обычный человек, видит внешний мир сформировавшейся слаженной социальной системой и воспринимает все достижения цивилизации (в том числе медицины] как естественным образом сложившиеся природные явления (солнце, воздух, вода]. В свою очередь врач, как человек элиты (если его культура личности находится на высоком уровне духовно-нравственного развития], стремится посвятить всю свою жизнь служению, которое является для него внутренней потребностью, а не внешним принуждением. Выполнив значимое для общества действие (сохранив жизнь человеку], в душевном порыве ищет для себя новую миссию, более трудную и ответственную [15, с. 318-323].
Заключение. Опираясь на результаты нашего исследования, с учётом современных общенаучных взглядов на становление культуры личности человека можно констатировать следующее. В процессе пребывания студента-медика в образовательном пространстве высшей медицинской школы (включая практику в лечебных учреждениях] происходит свободное развитие культуры личности молодого специалиста, включающей в себя различные стадии её становления. В результате к окончанию обучения большая часть студенческой молодежи медицинского вуза приобретает серьезный социокультурный багаж важнейших общечеловеческих ценностей и качеств личности, малейший дефицит которых отражается на уровне профессионально-личностной культуры будущего врача и может повлиять на процесс самореализации молодого специа-
листа в современном обществе и в профессии. Находясь в профессиональной среде, будущий врач исполняет множество практических социокультурных функций (ролей], одухотворяет окружающий социокультурный климат и формирует себя (мысли, чувства, действия, отношения с людьми]. Таким образом, происходит особое оформление внутренней природы молодого человека. Этот процесс имеет ценностный смысл (содержание], потому что культура личности молодого врача начинается там, где его духовное содержание ищет себе верную и идеальную форму (модель].
Подводя итог нашего исследования, считаем возможным предложить следующую модель культуры личности будущего врача, в содержании которой необходимо выделить следующие компоненты:
> ценностно-смысловой;
> коммуникативно-поведенческий;
> деятельностно-профессиональный;
> информационно-когнитивный.
Ценностно-смысловой компонент представляет собой иерархию основополагающих ценностей (смыслов] человеческого существования, проявляющихся в социально значимом поведении и деятельности медиков в социуме, а также гуманном отношении к личности другого человека.
Коммуникативно-поведенческий компонент представляет собой систему коммуникативных знаний и поведенческих установок, позволяющих молодому специалисту контактировать с другими людьми и группами, используя язык социальной коммуникации.
Деятельностно-профессиональный компонент представляет собой совокупность деятельностей по усвоению практического опыта (социокультурного, медицинского], позволяющих осмыслить свои положительно направленные действия через призму медицинских и культурных традиций, отражающих основные элементы культуры общества. Характеризуется продолжительностью пребывания в медико-образовательной среде.
Информационно-когнитивный компонент представляет собой совокупность медицинских и общенаучных знаний, формирующих рациональное сознание специалиста-медика, позволяющую ему актуализировать гуманитарные и профессиональные смыслы текстов культуры, а также адекватно воспринимать содержание внутренней культуры других людей.
По нашему мнению, все вышеназванные компоненты образуют основное содержание культуры личности студента медицинско-
го вуза, которые являются структурной основой. Роль «позвоночного столба» данной структуры играет ценностно-смысловой компонент.
Под влиянием социокультурных условий (внешних и внутренних] и различных технологических факторов личность способна выстраивать новые связи и компоненты в содержании духовной культуры и определять дальнейшую траекторию профессионально-личностного развития. Динамично осваивая поликультурное медико-образовательное пространство, будущий врач является автором-создателем своей личностной культуры. Процесс преобразования культуры личности медика (наполнения ее новыми компонентами] протекает в течение всей жизни и не имеет предела. Новое поколение врачей, воспитанное на медицинском и социокультурном опыте своих предшественников, имеет большие перспективы социальной самореализации и широкие возможности своего участия в социальной (биологической] репродукции человечества, что является основанием для признания его социокультурной значимости в современном мире. На наш взгляд, социокультурное содержание внутреннего мира современного врача, наполненное незаурядными способностями и труднодостижимыми человеческими качествами, даёт нам возможность говорить о культуре личности студента (будущего врача] не только по отношению к её структуре и содержанию, но по отношению к вектору её развития, духовно-нравственного роста и достижения высших форм, соответствующих уровню подлинной элиты.
Библиографический список
1. Агаджанян Н. А., Чижов А. Я., Ким Т. А. Болезни цивилизации // Экология человека. 2003. № 3. С. 8-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ bolezni-tsivilizatsii/viewer (дата обращения: 30.04.2020].
2. Омельченко А. С. Социальное медицинское добровольчество как средство формирования культуры личности студента-медика в современных условиях // Общество: философия, история, культура. 2020. № 6. С. 168-174.
3. Гринько Е. Н., Омельченко А. С. Наставничество в формировании личности студента медицинского вуза // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 1. С. 84-88.
4. Энеева Л. А. Формирование социально-культурной идентичности старших школьников в целостном образовательном процессе // Человек и образование. 2009. № 2(19]. С. 161-164. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-sotsialno-kulturnoy identichnosti-starshih-shkol-
nikov-v-tselostnom-obrazovatelnom-protsesse/viewer (дата обращения: 25.05.2020).
5. Сухова Е. Н. Социальная ценность профессиональной идентичности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (20). С. 104-108.
6. Каверин Б. И. Культурология : учебное пособие для вузов. М., 2015. 287 с.
7. Беспалова Т. Н. К вопросу о методологии развития личностного потенциала // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 4. С. 83-85.
8. Беспалова Т. Н. Человек как субстрат личности // Приволжский научный журнал. 2008. № 3. С. 124-128.
9. Ежова Е. Ю. Развитие художественной культуры личности в поликультурном образовательном пространстве : автореф. дис. ... докт. культурологии. Саранск, 2011. 40 с.
10. Полякова Г. В. Информационная культура в современном обществе: философские аспекты : дис. ... канд. филос. наук. М., 2014. 158 с.
11. Гонтарь О. П. Определение уровня сформированности физической культуры личности студента технического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 10 (88). С. 134-138.
12. Семенова Н. Б. Экономическая культура личности как предмет культурологического анализа // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 4. С. 284-289. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskaya-kultura-lichnosti-kak-predmet-kulturologicheskogo-analiza/ viewer (дата обращения: 30.04.2020).
13. Шурыгина О. В. Особенности конфликтов в образовательном процессе вуза // Приволжский научный журнал. 2011. № 4. С. 237-241.
14. Шурыгина О. В. Уровни развития конфликтологической культуры у студентов // Приволжский научный журнал. 2011. № 2. С. 211-216.
15. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Эстетика. Философия культуры /вступ. ст. Г. М. Фридлендера; сост. В. Е. Багно. М.: Искусство, 1991. 588 с.
References
1. Agadzhanyan N. A., Chizhov A. Ya., Kim T. A. Diseases of civilization. Ekologiya cheloveka [Human Ecology], 2003, no. 3, pp. 8-11. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/bolezni-tsivilizatsii/viewer (accessed 01.05.2020).
2. Omelchenko A. S. Social medical volunteering as a means of forming a personality culture in a medical student in modern conditions. Obshchestvo: fi-losofiya, istoriya, kul'tura [Society: Philosophy, History, Culture], 2020, no. 6, pp. 168-174. (In Russ.)
3. Grinko E. N., Omelchenko A. S. Mentoring in the formation of the personality of a student of a medical university. Tihookeanskij medicinskij zhurnal [Pacific Medical Journal], 2019, no. 1, pp. 84-88. (In Russ.)
4. Eneeva L. A. The formation of socio-cultural identity of older students in a holistic educational process. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2009, no. 2 (19), pp. 161-164. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-sotsialno-kulturnoy identichnosti-starshih-shkolnikov-v-tselostnom-obrazovatelnom-protsesse/viewer (accessed 25.05.2020).
5. Suhova E. N. Social value of professional identity. Vestnik Nizhegorodsk-ogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Novgorod University named after N. I. Lobachevsky], 2010, no. 4 (20), pp. 104-108. (In Russ.)
6. Kaverin B. I. Kul'turologiya [Culturology]. Moscow, 2015, 287 p. (In Russ.)
7. Bespalova T. N. On the question of the methodology for the development of personal potential. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky], 2008, no. 4, pp. 83-85. (In Russ.)
8. Bespalova T. N. Man as a substrate of personality. Privolzhskij nauchnyj zhurnal [Privolzhsky scientific journal], 2008, no. 3, pp. 124-128. (In Russ.)
9. Yezhova E. Yu. Razvitie hudozhestvennoj kul'tury lichnosti vpolikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve [The development of the artistic culture of personality in a multicultural educational space. Avtoref. doc. diss.], Saransk, 2011, 40 p. (In Russ.)
10. Polyakova G. V. Informacionnaya kul'tura v sovremennom obshchestve: filosofskie aspekty [Information culture in modern society: philosophical aspects. PhD Diss.], Moscow, 2014, 158 p. (In Russ.)
11. Gontar' O. P. Determination of the level of physical culture formation in a student of a technical university. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], 2007, no. 10 (88), pp. 134-138. (In Russ.)
12. Semenova N. B. Economic culture of the individual as a subject of cultural analysis. Gumanitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki [Humanities and Socio-Economic Sciences], 2011, no. 4, pp. 284-289. (In Russ.)
13. Shurygina O. V. Features of conflicts in the educational process in the university. Privolzhskij nauchnyj zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal], 2011, no. 4, pp. 237-241. (In Russ.)
14. Shurygina O. V. Levels of development of conflictological culture among students. Privolzhskij nauchnyj zhurnal [Privolzhsky Scientific Journal], 2011, no. 2, pp. 211-216. (In Russ.)
15. Ortega-i-Gasset H. Vosstanie mass. Estetika. Filosofiya kul'tury [ Rise of the masses. Aesthetics. Philosophy of Culture] / vstup. St. G. M. Fridlendera; sost. V. E. Bagno. Moscow, Arts, 1991. 588 p.