Научная статья на тему 'Методика реализации педагогических условий формирования коммуникативной культуры будущих врачей в ходе изучения дисциплины «Педагогика»'

Методика реализации педагогических условий формирования коммуникативной культуры будущих врачей в ходе изучения дисциплины «Педагогика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / БУДУЩИЕ ВРАЧИ / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMMUNICATIVE CULTURE / MEDICAL STUDENTS / FUTURE PHYSICIANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фетисова Екатерина Юрьевна

Целью исследования является разработка методики реализации педагогических условий формирования коммуникативной культуры будущих врачей в контексте изучения дисциплины «Педагогика». Содержание статьи включает обоснование значимости педагогики как науки и дисциплины в профессиональной подготовке специалистов высшего медицинского образования; уточнение понятия «коммуникативная культура»; описание педагогических технологий, активных методов обучения в качестве механизма формирования коммуникативной культуры студентов медицинского университета. Научная новизна заключается в том, что предложено авторское определение понятия «коммуникативная культура», разработана методика формирования коммуникативной культуры студентов-медиков. Основным результатом исследования выступает конкретизация содержательно-технологических условий формирования коммуникативной культуры будущих врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фетисова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE PHYSICIANS’ COMMUNICATIVE CULTURE FORMATION WHILE STUDYING THE DISCIPLINE “PEDAGOGY”

The paper aims to develop a methodology for realization of pedagogical conditions of future physicianscommunicative culture formation while studying the discipline “Pedagogy”. The research objectives are as follows: to justify the role of pedagogy as a science and an academic discipline in the higher medical education system; to clarify the notion “communicative culture”; to describe pedagogical technologies, active teaching methods as a mechanism to form medical students’ communicative culture. Scientific originality of the study lies in the fact that the author proposes her own definition of the notion “communicative culture”, develops a methodology to form medical studentscommunicative culture. The research findings are as follows: the author clarifies meaningful and technological conditions for future physicianscommunicative culture formation.

Текст научной работы на тему «Методика реализации педагогических условий формирования коммуникативной культуры будущих врачей в ходе изучения дисциплины «Педагогика»»

i rpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 4. С. 564-568 | 2020. Volume 5. Issue 4. P. 564-568

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Методика реализации педагогических условий формирования коммуникативной культуры будущих врачей в ходе изучения дисциплины «Педагогика»

Фетисова Е. Ю.

Аннотация. Целью исследования является разработка методики реализации педагогических условий формирования коммуникативной культуры будущих врачей в контексте изучения дисциплины «Педагогика». Содержание статьи включает обоснование значимости педагогики как науки и дисциплины в профессиональной подготовке специалистов высшего медицинского образования; уточнение понятия «коммуникативная культура»; описание педагогических технологий, активных методов обучения в качестве механизма формирования коммуникативной культуры студентов медицинского университета. Научная новизна заключается в том, что предложено авторское определение понятия «коммуникативная культура», разработана методика формирования коммуникативной культуры студентов-медиков. Основным результатом исследования выступает конкретизация содержательно-технологических условий формирования коммуникативной культуры будущих врачей.

EN

Pedagogical Conditions of Future Physicians' Communicative Culture Formation While Studying the Discipline "Pedagogy"

Fetisova E. Y.

Abstract. The paper aims to develop a methodology for realization of pedagogical conditions of future physicians' communicative culture formation while studying the discipline "Pedagogy". The research objectives are as follows: to justify the role of pedagogy as a science and an academic discipline in the higher medica] education system; to clarify the notion "communicative culture"; to describe pedagogical technologies, active teaching methods as a mechanism to form medical students' communicative culture. Scientific originality of the study lies in the fact that the author proposes her own definition of the notion "communicative culture", develops a methodology to form medical students' communicative culture. The research findings are as follows: the author clarifies meaningful and technological conditions for future physicians' communicative culture formation.

Введение

Актуальность изучения проблемы формирования коммуникативной культуры будущих врачей обусловлена инновациями в медицинском образовании, высокими требованиями эволюционирующего российского общества к личности выпускника медицинского вуза. Современный врач должен быть мобильным, ответственным, конкурентоспособным специалистом, демонстрировать активную жизненную позицию, уметь самостоятельно добывать знания и использовать свой творческий потенциал [15], а это невозможно без высокого уровня сформированности коммуникативной культуры.

Фактором, усиливающим актуальность нашего исследования, является также реальная статистика увеличения количества жалоб населения на работу лечебных учреждений, на отсутствие эффективной коммуникации с пациентом, озвученная министром здравоохранения РФ профессором М. А. Мурашко [20]. В процессе общения с пациентами врач одновременно становится на позицию учителя, воспитателя, наставника. Благодаря владению коммуникативными умениями он способен оценить эффективность применения психолого-педагогических знаний в отношении конкретного человека. При сообщении диагноза, процедура которого рассматривается как стрессовая ситуация, владение коммуникативными умениями, сформиро-ванность коммуникативной культуры позволяют врачам наметить программу действий по лечению и реабилитации пациентов.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200122

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/

Эффективная коммуникация в деятельности врача способствует разрешению проблем между участниками общения, постепенно превращаясь в искусство, которое совершенствуется на протяжении врачебной практики. При этом фундамент коммуникативной культуры будущих врачей закладывается на начальных этапах обучения в медицинском университете.

Усиление позиции гуманитарного знания в подготовке специалиста спровоцировало введение с середины 90-х гг. ХХ века в высшее медицинское образование дисциплины «Психология и педагогика» [11]. Педагогика как самостоятельная наука, формирующая духовную культуру личности человека, нравственный облик, профессиональные мотивы, ценности, обладает потенциальными возможностями, механизмом формирования коммуникативной культуры студентов-медиков. Знания в области педагогики помогают будущим врачам стать достойными представителями профессии, легко контактировать с разными людьми, проявлять высокий уровень профессиональных и личностных качеств, великодушие и гуманизм.

Согласно поставленной цели были обозначены следующие задачи исследования:

1) уточнить и предложить авторское определение коммуникативной культуры будущих врачей;

2) обосновать педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов медицинского университета;

3) раскрыть содержательно-технологические условия формирования коммуникативной культуры будущих врачей.

В качестве методов исследования использованы контент-анализ, наблюдение, педагогический эксперимент, изучение работ обучающихся, педагогическое проектирование.

Теоретическая база. Методологической основой исследования выступает деятельностный и культурологический подходы. Деятельностный подход раскрывает возможности коммуникативной культуры в аспекте её интеграции в структуру профессиональной активности субъекта как цели, способа, инструмента профессиональной деятельности [13].

Сущность культурологического подхода подробно раскрывается в работах М. М. Бахтина [1], Е. В. Бонда-ревской [4], И. Ф. Исаева [7], И. В. Колмогоровой [8], Н. Б. Крыловой [10], В. А. Сластенина [19] и других ученых. По утверждению известного философа и культуролога М. М. Бахтина, человек может быть понят только в диалоге и через диалог [1]. Е. В. Бондаревская считает, что культурологический подход в образовании предписывает поворот всех компонентов образования к культуре и человеку как её творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию, а образование выступает фактором сохранения человеческого потенциала, социального и духовного здоровья [4]. Культурологический подход предусматривает вариативность применения педагогических технологий и практической деятельности субъектов образования на основе диалога. В рамках данного исследования культурологический подход помогает обнаружить социокультурные проблемы врачебной деятельности, наметить стратегию работы по организации педагогических условий, предоставляющих возможность будущим врачам действовать культурно, творчески на основе выбираемых ими ценностей, норм, знаний, образцов коммуникации.

Практическая значимость исследования предполагает использование его результатов в процессе обучения студентов медицинского университета с целью совершенствования будущей профессиональной деятельности.

Основная часть

На современном этапе развития научного знания коммуникативная культура становится объектом всестороннего изучения, приобретает статус междисциплинарного понятия, рассматривается в философских, социально-психологических, лингвистических, педагогических исследованиях во взаимодействии с понятиями «культура», «культура общения», «коммуникативная компетентность», «культура речи», «коммуникативные умения», «коммуникативный имидж». Профессиональная деятельность специалиста связана с освоением богатства коммуникативной культуры.

Опираясь на публикацию Б. К. Пафифовой, мы полагаем, что направления коммуникативной подготовки будущих работников «контактной зоны» и студентов медицинского университета могут совпадать по своему содержанию и включать этапы формирования коммуникативных умений, коммуникативной компетентности, коммуникативной культуры, развития коммуникативного потенциала личности [18].

В исследованиях, посвященных проблеме коммуникации в рамках медицинского образования, коммуникативная культура будущих врачей рассматривается как:

- совокупность ценностных установок, языковых и этических знаний, умений и навыков, а также жестов, символов и опыта, которые используются в коммуникативной деятельности человека [5];

- существенный компонент профессиональной культуры, упорядоченная совокупность знаний, норм, ценностей и образцов взаимодействия, принятых в медицинском сообществе, а также умение органично, естественно и результативно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении [13];

- основа успеха в самостоятельной профессиональной деятельности [14];

- элемент жизненных и профессиональных ценностей [21];

- форма толерантного сознания, взаимосвязь нормативно-речевого (умение правильно говорить, т.е. строить высказывания), эпистемического и прагматического компонентов [22].

В рамках нашего исследования коммуникативную культуру студентов медицинского вуза мы будем рассматривать как интегративное качество личности, один из показателей общекультурного развития и профессионального самоопределения будущих врачей, позволяющий в дальнейшем успешно взаимодействовать с коллегами, младшим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками, обеспечивающий эффективное общение в медицинском коммуникативном образовательном пространстве.

Формирование коммуникативной культуры будущих врачей осуществляется поэтапно на лекционных и практических занятиях при изучении гуманитарных и клинических дисциплин, в процессе прохождения практики, участия студентов-медиков в воспитательных мероприятиях университета, в волонтёрском движении.

Методика формирования коммуникативной культуры студентов медицинского вуза обуславливает проектирование и организацию педагогических условий:

1) аналитико-диагностических, предусматривающих проведение диагностики коммуникативного развития личности обучающихся;

2) содержательно-технологических: оптимальное применение индивидуальных и групповых форм и современных методов обучения и воспитания в ракурсе медицинского коммуникативного образовательного пространства;

3) рефлексивно-креативных, обеспечивающих развитие у будущих врачей рефлексивных и креативных способностей в коммуникативной деятельности, формирование навыков конструктивного взаимодействия с коллегами, пациентами и их родственниками.

Педагогика и медицина взаимосвязаны и взаимозависимы. Педагогика выступает в качестве методологического ориентира, предоставляет медицине принципы, подходы, данные педагогической антропологии, которые находят своё отражение в педагогической деятельности врача [16]. Используя свой собственный арсенал технологий, методов и средств обучения, педагогика как учебная дисциплина в содружестве с гуманитарными и клиническими дисциплинами обеспечивает процесс формирования коммуникативной культуры студентов медицинского вуза, конструирует социальный профессиональный портрет и коммуникативный имидж врача.

По мнению М. В. Носковой и Е. П. Шиховой, главными принципами построения лекционных и практических занятий по педагогике являются обучение через общение; функциональность; ситуативность; личностная ориентация общения; коллективное взаимодействие [14].

Здоровье является основополагающим понятием в обучении будущих врачей. Врач должен быть внимательным к здоровью больного, к его переживаниям, потребностям личности человека. Деятельность преподавателя по формированию у студентов-медиков представлений о здоровье в ракурсе коммуникации предусматривает применение технологий проблемного, развивающего и активного (контекстного) обучения, деловых игр, активных методов обучения, достоинствами которых являются практическая направленность, интерактивность, разнообразие коммуникации, опора на знания и личный опыт обучающихся, проблемность, соответствующая специфике мышления будущего врача. В качестве метода обучения выступает также метод проектов, позволяющий решать дидактические задачи, направленные на «погружение» студентов в будущую профессию, формирование социальных интересов обучающихся, совершенствование умений работать в команде [6].

На практических занятиях по педагогике используются активные методы обучения: имитационные неигровые - действия по инструкции, анализ конкретных ситуаций, круглый стол; имитационные игровые - тренинги, учебные ролевые игры, игровое проектирование, методы группового решения задач [3].

Коммуникативные навыки установления взаимоотношений между врачом и пациентом, включающие умение правильно приветствовать пациента при знакомстве, внимательно его слушать, используя вербальные и невербальные средства коммуникации, аккумулировать информацию с целью установления правильного диагноза, формируются в процессе проведения деловых и ролевых игр, изучения медицинской и художественной литературы. Студенты знакомятся со стилями педагогического (врачебного) общения, приводят примеры из классики медицины, подтверждающие важность и значимость коммуникативной культуры врача, например, афоризм древнеиспанских врачей «Три орудия есть у врача - слово, растение, нож», обсуждают коммуникативные педагогические ситуации во время просмотра фрагментов художественных фильмов.

При реализации технологии «Педагогическая мастерская построения знаний» на основе анализа отрывков из художественных произведений, содержащих описание болезни героя, обучающиеся разрабатывают алгоритм беседы, отражающей вопросы реабилитации, профилактики заболевания, развития валеологи-ческих установок и представлений о здоровом образе жизни.

В содержание практических занятий по педагогике было включено задание, предполагающее разработку конспекта воспитательного мероприятия профилактической направленности: «Путь здоровья», «Волонтёры здорового образа жизни», «Быть здоровым - это модно!», «Улыбка здоровья». Студенты-медики выстраивают алгоритм публичного выступления в соответствии с целью мероприятия - пропагандой здорового образа жизни, воспитанием и формированием ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека. Будущие врачи учатся работать с разновозрастной аудиторией, демонстрируют коммуникабельность, доброжелательность, толерантность, выстраивают собственную траекторию развития диалоговых взаимоотношений в контексте взаимодействия личности с объектами и явлениями культуры, установления равноправных взаимоотношений врача и пациента.

Навыки письменной коммуникации формируются у будущих врачей при реализации интерактивных методов обучения с использованием информационных ресурсов. Играя роль экспертов-аналитиков, студенты

работают с сайтом Министерства здравоохранения РФ, сайтом Курского государственного медицинского университета, на основе медицинского дискурса составляют аналитические справки, изучают международные документы по вопросам врачебной деонтологии и этики.

В рамках нашего исследования применяется педагогическая технология «Копилка мудрости», предусматривающая анализ медицинской литературы, раскрывающей этические и деонтологические принципы профессионального воспитания медицинского работника, его духовно-нравственного становления (работы Гиппократа, Ибн Сины, С. П. Боткина, В. Я. Данилевского, И. А. Кассирского, М. Я. Мудрова, Н. И. Пирогова и других) [2].

Педагогический такт как одна из важнейших категорий медицинской этики предполагает умение врача общаться с пациентами разных возрастных групп, учитывая их индивидуальные психологические особенности, специфику заболевания, умение прогнозировать педагогические риски и педагогический эффект лечения [9]. Стиль общения врача в профессиональной сфере является «визитной карточкой», отражением уровня корпоративной культуры сотрудников медицинского учреждения. Методом формирования коммуникативной культуры и одновременно методом воспитания выступает личный пример преподавателя-клинициста, который становится эталоном, идеалом будущей гуманной медицинской профессии, образцом деонтологического поведения.

Ведущими становятся личностно-деятельностные технологии, базирующиеся на алгоритмизации профессиональной деятельности, проблематизации учебного диалога, включении в обучение ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и принятия решения на основе теоретической информации, набора апробированных способов деятельности и профессиональной коммуникации преподавателя медицинского вуза [12]. Своим личным примером и профессиональными действиями преподаватель обучает студентов навыкам коммуникации, формирует ценностные ориентиры, культуру взаимоотношений с людьми, личность будущих специалистов в области медицины.

С понятием «коммуникативная культура» тесно связано понятие «коммуникативный имидж», которое рассматривается как умение врача общаться с пациентами, их родственниками, коллегами, умение адаптировать своё поведение с целью установления наиболее оптимальных отношений с участниками коммуникации [17]. Одним из методов формирования коммуникативной культуры и коммуникативного имиджа врача является решение ситуационных задач, содержащих описание конфликтной ситуации в здравоохранении. Работая в малых группах, студенты лечебного факультета обсуждают вопросы дискуссионного характера, готовят индивидуальные выступления, соблюдая правила вербальной коммуникации, принятые в социуме и обстановке профессионального общения. Решение коммуникативных ситуационных задач расширяет спектр коммуникаций студентов, развивает самостоятельность, рефлексивность, творческий подход к их решению.

Применение современных педагогических технологий в обучении студентов-медиков имеет своей конечной целью становление готовности будущих специалистов в области медицины к продуктивному профессиональному взаимодействию, жизненному самоопределению, непрерывному саморазвитию. Формированию коммуникативной культуры студентов медицинского вуза способствуют решение ситуационных задач, самостоятельная работа с литературой и информационными ресурсами, работа в малых группах, дискуссия, личный пример преподавателя.

Заключение

Разработанная авторская методика формирования коммуникативной культуры будущих врачей базируется на основе методического арсенала педагогики как учебной дисциплины. На основании анализа научной психолого-педагогической литературы сформулировано собственное определение коммуникативной культуры будущих врачей как интегративного качества личности.

В процессе исследования разработаны аналитико-диагностические, содержательно-технологические и рефлексивно-креативные педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов медицинского вуза. Специфика содержательно-технологических условий отражена в описании педагогических технологий, методов обучения и воспитания. В целом перечисленные технологии и методы способствуют формированию коммуникативной культуры студентов-медиков, конструируют образ современного врача, способного трансформировать личный коммуникативный опыт, обладающего готовностью к динамике культуры общения, к выстраиванию эффективной коммуникации с пациентами.

Список источников

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

2. Башарин К. Г., Аргунов В. А., Яковлева Г. Н. О духовно-нравственном воспитании студентов-медиков в XXI веке [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 2. С. 73-74. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23768426_57819039.pdf (дата обращения: 09.07.2020).

3. Бибалова С. А. Интерактивные методы обучения в контексте вузовской подготовки специалистов - будущих врачей // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. Вып. 1. С. 83-87.

4. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с.

5. Герасименко С. Л. Коммуникативная культура врача: проблемы и опыт формирования в медицинском вузе // Вестник Мордовского университета. 2009. № 3. С. 206-213.

6. Дрёмова Н. Б., Фетисова Е. Ю., Толкачева И. В. Обучение будущих врачей в контексте здоровья // Траектория научно-технологического развития России с учетом глобальных трендов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 29 ноября 2019 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. С. 36-38.

7. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.

8. Колмогорова И. В. Культурологический подход к формированию педагогической культуры учителя // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2008. № 60. С. 163-167.

9. Коржуев А., Землякова С. Медицинская педагогика // Высшее образование в России. 2003. № 5. С. 119-121.

10. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с.

11. Кудрявая Н. В. и др. Педагогика в медицине: учеб. пособие для студентов медицинских вузов. М.: Академия, 2012. 320 с.

12. Лопанова Е. В., Лалов Ю. В. Интеграция медицинских и педагогических технологий в профессиональной подготовке будущего врача // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 14 (96). С. 72-78.

13. Моршинина Г. М., Моршинин А. Р. Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе // Педагогика высшей школы. 2018. № 2 (12). С. 26-29.

14. Носкова М. В., Шихова Е. П. Формирование коммуникативной культуры будущего врача в рамках медицинского образования // Научный потенциал. 2014. № 2 (15). С. 89-94.

15. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 № 95 (ред. от 08.08.2016). URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71245004/ (дата обращения: 14.05.2020).

16. Остапенко А. Г. Взаимосвязь педагогики и медицины в системе научных дисциплин // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 219-221.

17. Пасечник И. П. Профессиональный имидж врача: необходимость вынужденная или осознанная? // Новости медицины и фармации. 2013. № 10 (461). С. 12-13.

18. Пафифова Б. К. К вопросу о формировании коммуникативной культуры профессионального и межличностного общения у будущих специалистов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. Вып. 3. С. 116-121.

19. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. 380 с.

20. Целевой приём 2020. Сможет ли новая форма распределения решить проблему нехватки специалистов // Медицинская газета. 2020. 12 февраля.

21. Чусовлянова С. В. Коммуникативная культура студентов медицинского вуза в контексте их жизненных и профессиональных ценностей в российском обществе начала XXI века: автореф. дисс. ... к. соц. н. Новосибирск, 2009. 24 с.

22. Zhura V. V., Rudova Yu. V. Communication and Speech Awareness of the Doctor // Bulletin of the South Ural State University. Series: Lingustics. 2016. Vol. 13. № 1. Р. 10-15.

Информация об авторах | Author information

RU

Фетисова Екатерина Юрьевна1, к. пед. н., доц. 1 Курский государственный медицинский университет

EN

Fetisova Ekaterina Yurievna1, PhD 1 Kursk State Medical University

1 feu73@yandex.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 14.05.2020; опубликовано (published): 31.08.2020.

Ключевые слова (keywords): педагогика; педагогические условия; коммуникативная культура; студенты медицинского вуза; будущие врачи; pedagogy; pedagogical conditions; communicative culture; medical students; future physicians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.