Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ'

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magyar Tudományos Journal
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / STUDENTS / PHYSICAL THERAPY / PHYSICAL HEALTH / SPECIAL MEDICAL GROUP4 MOTIVATION / VALUE ORIENTATIONS / STRENGTHENING AND PRESERVING HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Мирза М.Ю., Шишхова А.П., Ельникова О.О.

Как известно, задачи физического развития, совершенствования двигательных навыков, сохранения здоровья и профилактика заболеваний эффективно решаются с помощью систематических физических упражнений. Однако, как показывает опыт работы со студентами с различными отклонениями в состоянии здоровья, уровень их двигательной активности снижается, так как отсутствует мотивация к регулярным физическим занятиям, что еще больше ухудшает общее состояние физического здоровья. В статье рассматривается проблема сохранения здоровья, ценностных ориентаций и формирования ценностного отношения студентов к здоровью. Авторами проанализированы материалы анкетирования студентов на предмет отношения к физическим упражнениям и приоритетности мотивов двигательной активности в специальных медицинских группах, а также самостоятельной физической активности. Раскрываются интересы, потребности, мотивы студентов и их отношение к образу жизни и здоровью в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Мирза М.Ю., Шишхова А.П., Ельникова О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ATTITUDE STUDENTS TO HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE

As you know, the tasks of physical development, improving motor skills, maintaining health and preventing diseases are effectively solved through systematic physical exercises. However, as the experience of working with students with various deviations in their health status shows, their level of motor activity is reduced, since there is no motivation for regular physical training, which further worsens the overall state of physical health. The article deals with the problem of health conservation, value orientations and formation of students ' value attitude to health. The authors analyzed and analyzed the materials of a survey of students on the subject of attitudes to physical exercises and priority motives of motor activity in special medical groups, as well as independent physical activity. The interests, needs, motives of students and their attitude to lifestyle are revealed.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

Базисный компонент, предполагает решение таких задач, как оптимизация двигательного режима, развитие основных физических качеств, формирование школы движений, воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Поведенческий компонент предполагает формирование умений самостоятельно заниматься физической культурой, внедрение ее во все сферы повседневной деятельности, овладение организационно - методическими знаниями и умениями.

Социально-ценностный компонент - стремление студентов к гармоничному физическому развитию, физической подготовленности, которая соответствует требованиям всех сфер жизнедеятельности и характеризуется определенной системой ценностных ориентаций в отношении к физической культуре.

Мотивационно - ценностный компонент, проявляющийся через ценностные ориентации, отношения, волевые усилия и эмоции на основании сформированных знаний, убеждений.

Операционный в содержание, которого входят направленное формирование здоровья и его составляющие: повышение уровня физического развития, физической подготовленности и достижение физического совершенства.

Деятельностный компонент, включающий в себя познавательную, инструкторскую, судейскую

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020 и профессиональную деятельность, направленный на саморазвитие, самореализацию и соблюдение здорового образа жизни.

Так как для студенческого возраста характерен период становления личности, то данная структурная основа процесса воздействия средств физической культуры на формирование базовой физической культуры личности студентов наиболее приемлема.

Список литературы

1. Цеева, Н.А. Формирование базовой физической культуры личности студенток на занятиях в специальных медицинских группах: автореф. дис. // Н.А. Цеева. - Майкоп, 2009. - 24 с.

2. Цеева, Н.А. Формирование базовой личностной физической культуры студенток в процессе занятий лечебной физической культурой // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп: Изд-во АГУ. - Вып. 1. 2009.- С. 282-285.

3. Цеева, Н.А.Базовая физическая культура студенток специальных медицинских групп. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 № 4 (208) «Педагогика и психология». -Майкоп: // Н.А. Цеева [и др.]. - Изд-во АГУ, 2017. - С. 184-189.

4. Чермит, К. Д. Базовая физическая культура личности: определение понятия / К. Д. Чермит, Н. А. Цеева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2008. - С. 6-8.

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ

ЖИЗНИ

Цеева Н.А.,

доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Чунтыжева З.И., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Мирза М.Ю.,

старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Шишхова А.П.,

старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Елышкова О.О.

старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

VALUE ATTITUDE STUDENTS TO HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE

Tseeva N.,

Candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Chuntyzheva Z., Candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Mirza M.,

Senior Lecturer in physical education of the Adyghe State University Maykop

Shishhova A.,

Senior Lecturer in physical education of the Adyghe State University Maykop

Elnikova O.

Senior Lecturer in physical education of the Adyghe State University Maykop

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020_49

Аннотация:

Как известно, задачи физического развития, совершенствования двигательных навыков, сохранения здоровья и профилактика заболеваний эффективно решаются с помощью систематических физических упражнений. Однако, как показывает опыт работы со студентами с различными отклонениями в состоянии здоровья, уровень их двигательной активности снижается, так как отсутствует мотивация к регулярным физическим занятиям, что еще больше ухудшает общее состояние физического здоровья.

В статье рассматривается проблема сохранения здоровья, ценностных ориентаций и формирования ценностного отношения студентов к здоровью.

Авторами проанализированы материалы анкетирования студентов на предмет отношения к физическим упражнениям и приоритетности мотивов двигательной активности в специальных медицинских группах, а также самостоятельной физической активности. Раскрываются интересы, потребности, мотивы студентов и их отношение к образу жизни и здоровью в целом.

Abstract:

As you know, the tasks of physical development, improving motor skills, maintaining health and preventing diseases are effectively solved through systematic physical exercises. However, as the experience of working with students with various deviations in their health status shows, their level of motor activity is reduced, since there is no motivation for regular physical training, which further worsens the overall state of physical health.

The article deals with the problem of health conservation, value orientations and formation of students ' value attitude to health.

The authors analyzed and analyzed the materials of a survey of students on the subject of attitudes to physical exercises and priority motives of motor activity in special medical groups, as well as independent physical activity. The interests, needs, motives of students and their attitude to lifestyle are revealed.

Ключевые слова: студенты; лечебная физическая культура; физическое здоровье; специальная медицинская группа; мотивация; ценностные ориентации; укрепление и сохранение здоровья.

Keywords: students; physical therapy; physical health; special medical group4 motivation; value orientations; strengthening and preserving health.

По оценкам специалистов, в настоящее время до 90% абитуриентов, поступающих в различные вузы страны, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания, а с поступлением в вуз состояние их здоровья не улучшается, а с каждым годом ухудшается.

Очевидно, что студенты высших учебных заведений практически не занимаются укреплением своего здоровья, но вместе с тем понимают, что высокий уровень здоровья делает их более востребованными на рынке труда, и ставят здоровье в системе ценностей на второе место после образования.

Среди студентов высших учебных заведений особое место занимают студенты, которые в процессе физического воспитания отнесены по состоянию здоровья в специальные медицинские группы. Это категория студентов отличается особенностями не только в физическом развитии и физической подготовленности, но и в уровне сформиро-ванности физической культуры, обусловленными во многом нозологическими формами заболеваний и предшествующим зачастую негативным опытом физкультурно-спортивной деятельности.

От того, насколько успешно удаётся сформировать и закрепить здоровье сберегающие ориентации и навыки, здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит благополучие человека на протяжении всей его жизни. Особенно соблюдение здорового образа жизни и внимание к его составляющим важны для студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья.

В связи с этим представляется необходимым выявление отношение студентов к здоровью, как ценности и реализации этого отношения в образе

жизни, и определении место здоровью в личной иерархии ценностей.

Блок вопросов, связанных с проблемой здоровья и отношением к ней студентов нашего вуза, был включен в программу исследования, в котором приняли участие студенты первого, второго и третьего курсов. Всего -168 студентов от 18 до 22 лет. Все испытуемые по состоянию здоровья на основании медицинского заключения относились к специальной медицинской группе (СМГ) и занимались в группах лечебной физической культуры (ЛФК).

В результате анкетного опроса выявили, что до поступления в ВУЗ в основной группе занимались 21.7% студентов, в специальных медицинских группах 39.8 %, были полностью освобождены от уроков физического воспитания в общеобразовательной школе и нигде не занимались 28.6%, занимались в основной группе т.к. не было специальной медицинской группы 9.9%.

Наиболее распространенными патологиями, встречающимися у студентов, являются заболевания опорно-двигательного аппарата (37.9%), заболевания сердечно-сосудистой системы (28.8%) и органа зрения (22.5%). Частота проявления патологии эндокринной системы, обмена веществ, заболеваний желудочно-кишечного тракта примерно одинаковая.

Как выяснилось, (23.3%) студентов считают, что отклонения в состоянии здоровья, связано с наследственностью, с плохим физическим развитием (29.3%), с большими учебными нагрузками (21.7%), с несоблюдением режима дня и питания (13.9%), с неблагоприятной экологической обстановкой (9.9%), с вредными привычками (1.9%).

Частота проявления заболеваний определялся для обеспечения эффективного отбора состава

средств ЛФК, являющиеся важной составляющей при организации и проведении занятий.

Ответ на вопрос: «Имеете ли Вы вредные привычки?», большинство ответили положительно, хотя не курят (94.3%), не употребляют спиртные напитки (80.6%), скорее всего студенты связывают вопрос с чем-то другим или был неправильно понят. Большинство студентов знают неблагоприятные воздействия вредных привычек, поэтому сознательно ведут здоровый образ жизни. Остальные знают, но не могут или не хотят от них отказываться.

Как выяснилось, студенты не уделяют должного внимания правильному питанию, что приводит к нарушениям желудочно-кишечного тракта. На вопрос: «Правильно ли вы питаетесь?» (46.8%) ответили «скорее нет», (38.1%) - «скорее да» и лишь (15.1%) считают, что они правильно питаются.

Большинство опрошенных студентов предпочитают проводить свободное время, сидя за компьютером или в соц. сетях, а просмотр телевизора совсем не актуален. До двух часов в день проводят за компьютером (17.6%) студентов, (42.8%) от двух до шести часов в день, а остальные все свободное время (39.6%). При этом мало кто соблюдает зрительный режим и делает активные паузы.

Настораживает то, что (64.6%) опрошенных студентов не занимаются физическими упражнениями самостоятельно, ссылаясь на нехватку времени и перегруженность. Лишь (24%) занимаются (1-2) раза в неделю не считая академических часов по учебному расписанию, (3-4) раза (11.3%) опрошенных. Для студентов особенно с отклонениями в состоянии здоровья является тревожным фактом, если принять во внимание, что физическая культура является для них наиболее действенным «лекарством» от имеющихся заболеваний.

Почти все студенты посещают учебные занятия по лечебной физической культуре с желанием (90.4%), чтобы получить зачет (9.6%). Если бы предложили на выбор написать реферат вместо учебных занятия, то, не согласились бы с этим

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020 предложением (82,5%), согласились бы (10%) студентов, (7.5%) затрудняются ответить. Большинство студентов считают (96.8%), что посещая занятия по лечебной физической культуре, приобрели опыт рационально использовать физические упражнения для укрепления здоровья, улучшения телосложения, физического совершенствования и полученные знания пригодятся им в повседневной жизни.

Результаты исследования данной проблемы свидетельствуют, что систематические и правильно организованные занятия совершенствуют и адаптируют организм к физическим нагрузкам, а использование ценностей физической культуры для формирования и совершенствования физического, духовного и социального здоровья должно стать целью образовательной системы вуза.

Список литературы

3. Цеева, Н.А. Ценностные ориентации студентов высших учебных заведений в области физической культуры, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. /Н.А. Цеева, А.Г. Заболотный и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия Естественно-математические и технические науки. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2015. - Вып. № 3 (166). - С. 214- 216.

4. Цеева, Н.А. Формирование мотиваци-онно-ценностного компонента физической культуры личности студентов специальной медицинской группы. /Н.А. Цеева, А.Г. Заболотный и др. // Экология: Рациональное природопользование и БЖ. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Посвящается Году экологии и особо охраняемых природных территорий в России. Сборник материалов, часть 2. Майкоп: - 2017. - С. 103-107.

5. Цеева, Н.А. Формирование базовой личностной физической культуры студенток на занятиях в специальных медицинских группах / Н.А. Цеева // Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. Адыгейский государственный университет. Майкоп 2009. С. 228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.