Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ'

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magyar Tudományos Journal
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА / НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ / ПРОФИЛАКТИКА / РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / STUDENTS / HEALTH / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / PHYSICAL THERAPY / POSTURE DISORDERS / PREVENTION / RHYTH- MIC GYMNASTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Чувакин А.Л., Сидоров В.И., Тутаришев А.К.

В статье обосновывается целесообразность использования различных средств лечебной физкультуры, направленных на гармоничное развитие и устранение имеющихся отклонений в состоянии здоровья студентов. Авторами разработаны и применяются дыхательные, специальные, корригирующие упражнения, направленные на восстановление двигательной активности, нормализацию нарушенных функций и предупреждение развития патологического процесса. Даны рекомендации по выполнению упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей, физической и функциональной подготовленности студентов. Обращается внимание на правильность выполнения упражнений и выработку навыка правильной осанки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Чувакин А.Л., Сидоров В.И., Тутаришев А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EXERCISES FOR STUDENTS WITH DEVIATIONS IN HEALTH STATUS

The article substantiates the expediency of using various means of physical therapy aimed at the harmonious development and elimination of existing deviations in the state of health of students. The authors developed and applied breathing, special, corrective exercises aimed at restoring motor activity, normalizing impaired functions and preventing the development of the pathological process. Recommendations are given for performing exercises depending on individual characteristics, physical and functional fitness of students. Attention is drawn to the correctness of performing exercises and developing the skill of correct posture.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ»

44_Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ

ЗДОРОВЬЯ

Цеева Н.А.,

доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Чунтыжева З.И., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Чувакин АЛ., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Сидоров В.И., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Тутаришев А.К.

старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

PHYSICAL EXERCISES FOR STUDENTS WITH DEVIATIONS IN HEALTH STATUS

Tseeva N.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Chuntyzheva Z.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Chuvakin A.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Sidorov V.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Tutarishev A.

Senior Lecturer in physical education of the Adyghe State University Maykop

Аннотация:

В статье обосновывается целесообразность использования различных средств лечебной физкультуры, направленных на гармоничное развитие и устранение имеющихся отклонений в состоянии здоровья студентов.

Авторами разработаны и применяются дыхательные, специальные, корригирующие упражнения, направленные на восстановление двигательной активности, нормализацию нарушенных функций и предупреждение развития патологического процесса.

Даны рекомендации по выполнению упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей, физической и функциональной подготовленности студентов. Обращается внимание на правильность выполнения упражнений и выработку навыка правильной осанки.

Abstract:

The article substantiates the expediency of using various means of physical therapy aimed at the harmonious development and elimination of existing deviations in the state of health of students. The authors developed and applied breathing, special, corrective exercises aimed at restoring motor activity, normalizing impaired functions and preventing the development of the pathological process. Recommendations are given for performing exercises depending on individual characteristics, physical and functional fitness of students. Attention is drawn to the correctness of performing exercises and developing the skill of correct posture.

Ключевые слова: студенты; здоровье; опорно-двигательный аппарат; лечебная физкультура; нарушение осанки; профилактика; ритмическая гимнастика.

Keywords: students; health; musculoskeletal system; physical therapy; posture disorders; prevention; rhythmic gymnastics.

Целью физического воспитания студентов вуза является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры

для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки необходимой для дальнейшей трудовой и профессиональной деятельности. Учитывая, что сегодняшняя молодежь

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020 это будущее нашей страны, от их здоровья и благополучия зависит здоровье и благополучие всей нации. Однако, как показывает практика, состояние здоровья студентов не соответствует запросам сегодняшнего дня. По данным ежегодного медицинского обследования первокурсников видно, что число здоровых студентов с каждым годом становиться все меньше и меньше. Растет число студентов полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре и число студентов имеющих по два, а то и по три, и четыре заболеваний.

Как показывают результаты проведенного обследования, многие из них имеют различного рода нарушения осанки (сколиозы, остеохондрозы), чаще всего приобретенные в школьные годы боковое искривление позвоночника. К часто встречающимся заболеваниям относятся заболевания сердечно-сосудистой системы (24,2%) и органа зрения (22,5%), нервной системы (11,7%). Частота проявления патологии эндокринной системы и обмена веществ, а также заболеваний желудочно-кишечного тракта примерно одинаковая (8-9%) [1, с. 136].

Основной причиной приводящей к заболеванию, является отсутствие достаточного объема двигательной активности, неправильное питание, нарушения обмена веществ, вредные привычки, физические и психоэмоциональные перегрузки и т.д. В результате чего снижаются адаптационные возможности организма, нарастает нервно-эмоциональное напряжение и в целом ухудшаются показатели здоровья.

При работе с такими студентами особое внимание следует уделять учету индивидуальных особенностей и подбору наиболее подходящих средств ЛФК, в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных специальных и корригирующих упражнений [2, с.228].

Правильно подобранные, общеразвивающие, дыхательные, специальные и корректирующие упражнения положительно влияют на вес организм.

Со всеми студентами проводится беседа о необходимости и полезности в ежедневной двигательной активности и значимости правильной техники выполнения упражнений для профилактики заболеваний.

Основным направлением педагогического воздействия по профилактике и коррекции нарушении является:

- формирование и закрепление навыка правильной осанки,

- укрепление мышц спины,

- мышц брюшного пресса,

- мышц боковой поверхности туловища,

- симметричные и асимметричные упражнения.

Используются упражнения направленные на коррекцию нарушений осанки, укреплению костно-мышечной системы и на развитие гибкости.

Во время обострения заболеваний исключаются упражнения силового характера, подскоки, упражнения с резкой сменой направления движе-

ния. Можно использовать подручные средства гимнастические палки, мячи, обручи, скакалки, гантели и др.

Такие упражнения для туловища, как наклоны в стороны, круговые движения, повороты в различных направлениях, разгибания в вертикальном положении, выполняются без рывков в медленном темпе. Наклоны вперед при фиксированной спине за счет движений в тазобедренных суставах.

Комплекс корригирующих упражнений включается во все части занятия и разрабатывается таким образом, чтобы сложность и дозировка выполнений возрастали от занятия к занятию. Для каждого занятия используется отдельный комплекс, содержащий основной и вариативный компонент.

Общеразвивающие, дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей занимающихся.

Специальные упражнения для укрепления мышц, увеличения подвижности позвоночника включаются во все части занятия и подбираются индивидуально, с учетом нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.

Одним из действенных средств, предупреждения и устранения дефектов осанки является корригирующая ритмическая гимнастика. Методика составления комплекса корригирующей ритмической гимнастики аналогична общих принципов построения комплексов лечебной гимнастики и состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть включает несложные общеразвивающие и корригирующие упражнения, направленные на улучшение работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, на воспитание правильной осанки. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний.

Основная часть состоит из корригирующих упражнений, которые выполняются в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих исходных положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний.

Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине и дыхательных упражнений.

Продолжительность выполнений упражнений зависит от индивидуальных особенностей занимающихся, физической и функциональной подготовленности организма.

Обращается внимание на правильность выполнений упражнений и выработки навыка правильной осанки.

Систематическое использование корригирующих упражнений является основным методическим правилом.

Список литературы

1. Цеева, Н.А Технология применения средств лечебной физкультуры при нарушениях

опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе /Н.А. Цеева и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Естественно-математические и технические науки. 2017. № 4 (211). -С. 136-139.

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020 2. Цеева, Н.А. Формирование базовой личностной физической культуры студенток на занятиях в специальных медицинских группах / Н.А. Цеева // Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. Адыгейский государственный университет. Майкоп 2009. С 228.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Цеева Н.А.,

доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Чунтыжева З.И., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Чувакин АЛ., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Сидоров В.И.,

доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Тхакумачева Ю.Б. доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

FORMATION OF BASIC PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION AS AN IMPORTANT

FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT

Tseeva N.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop. Chuntyzheva Z.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop. Chuvakin A.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop. Sidorov V.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop. Thakumacheva Yu.

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Аннотация:

Данная статья посвящена основным принципам формирования личностной физической культуры студентов вуза. Определены содержание, состав средств и методические особенности формирования физической культуры личности, дано определение понятия «базовая физическая культура личности». Раскрыта целесообразность включения блоков в содержание физического воспитания основной целью, которой является достижение системного эффекта в виде формирования физической культуры личности по отношению к ценностям физической культуры.

Авторы рассматривают различные направления структурных компонентов составляющих основу физической культуры личности, таких как базовый компонент, поведенческий, социально--ценностный, мотивационно-ценностный, операционный и деятельностный компоненты. Abstract:

This article is devoted to the basic principles of formation of personal physical culture of University students. The content, composition of means and methodological features of the formation of physical culture of the individual are determined, the definition of the concept "basic physical culture of the individual" is given. The expediency of including blocks in the content of physical education is revealed. the main goal is to achieve a systemic effect in the form of formation of personal physical culture in relation to the values of physical culture,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.