Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magyar Tudományos Journal
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / STUDENTS / BASIC PHYSICAL CULTURE / PERSONAL PHYSICAL CULTURE / COMPONENTS / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Чувакин А.Л., Сидоров В.И., Тхакумачева Ю.Б.

Данная статья посвящена основным принципам формирования личностной физической культуры студентов вуза. Определены содержание, состав средств и методические особенности формирования физической культуры личности, дано определение понятия «базовая физическая культура личности». Раскрыта целесообразность включения блоков в содержание физического воспитания основной целью, которой является достижение системного эффекта в виде формирования физической культуры личности по отношению к ценностям физической культуры. Авторы рассматривают различные направления структурных компонентов составляющих основу физической культуры личности, таких как базовый компонент, поведенческий, социально-ценностный, мотивационно-ценностный, операционный и деятельностный компоненты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цеева Н.А., Чунтыжева З.И., Чувакин А.Л., Сидоров В.И., Тхакумачева Ю.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BASIC PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION AS AN IMPORTANT FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT

This article is devoted to the basic principles of formation of personal physical culture of University students. The content, composition of means and methodological features of the formation of physical culture of the individual are determined, the definition of the concept \"basic physical culture of the individual\" is given. The expediency of including blocks in the content of physical education is revealed. the main goal is to achieve a systemic effect in the form of formation of personal physical culture in relation to the values of physical culture, Magyar Tudományos Journal # 45, 2020 47 The authors consider various directions of structural components that make up the basis of personal physical culture, such as the basic component, behavioral, social-value, motivational-value, operational and activity components

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ»

опорно-двигательного аппарата на занятиях физическим воспитанием в специальной медицинской группе /Н.А. Цеева и др. // Вестник Адыгейского государственного университета. Естественно-математические и технические науки. 2017. № 4 (211). -С. 136-139.

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020 2. Цеева, Н.А. Формирование базовой личностной физической культуры студенток на занятиях в специальных медицинских группах / Н.А. Цеева // Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. Адыгейский государственный университет. Майкоп 2009. С 228.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Цеева Н.А.,

доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Чунтыжева З.И., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Чувакин АЛ., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Сидоров В.И., доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Тхакумачева Ю.Б. доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

FORMATION OF BASIC PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION AS AN IMPORTANT

FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT

Tseeva N.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop. Chuntyzheva Z.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop. Chuvakin A.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop. Sidorov V.,

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop. Thakumacheva Yu.

Candidate ofpedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Аннотация:

Данная статья посвящена основным принципам формирования личностной физической культуры студентов вуза. Определены содержание, состав средств и методические особенности формирования физической культуры личности, дано определение понятия «базовая физическая культура личности». Раскрыта целесообразность включения блоков в содержание физического воспитания основной целью, которой является достижение системного эффекта в виде формирования физической культуры личности по отношению к ценностям физической культуры.

Авторы рассматривают различные направления структурных компонентов составляющих основу физической культуры личности, таких как базовый компонент, поведенческий, социально--ценностный, мотивационно-ценностный, операционный и деятельностный компоненты. Abstract:

This article is devoted to the basic principles of formation of personal physical culture of University students. The content, composition of means and methodological features of the formation of physical culture of the individual are determined, the definition of the concept "basic physical culture of the individual" is given. The expediency of including blocks in the content of physical education is revealed. the main goal is to achieve a systemic effect in the form of formation of personal physical culture in relation to the values of physical culture,

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020_47

The authors consider various directions of structural components that make up the basis of personal physical culture, such as the basic component, behavioral, social-value, motivational-value, operational and activity components.

Ключевые слова: студенты; базовая физическая культура; личностная физическая культура; компоненты; физическая культура и спорт.

Keywords: students; basic physical culture; personal physical culture; components; physical culture and sport.

Известно, что доступным и эффективным средством сохранения здоровья и оздоровления организма студентов в вузе является физическая культура и спорт, целью которой является, формирование сознательного и бережного отношения к своему здоровью, уровню физической и умственной работоспособности, связанные с необходимостью формирования личностной физической культуры.

Согласно новому подходу к воспитанию в образовательных учреждениях, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития.

Базовая физическая культура - это основа общегосударственного стандарта образовательной подготовки в сфере физической культуры, базовая часть является обязательной для каждого школьника в социальном и педагогическом плане, вне зависимости от того, чем бы он ни хотел заниматься в будущем [1, с.24].

Базовая культура включает в себя, культуру жизненного самоопределения, труда, общения, интеллектуальную, нравственную, физическую культуру, наличие ценностных ориентаций, свойств, качеств, позволяющих развиваться в дальнейшем в гармонии с общественной культурой.

В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования, основной целью является формирование у учащихся базовой личностной физической культуры на основе, которой, при переходе его в систему профессионального или высшего образования будет формироваться профессиональная личностная физическая культура [4, с.6].

При недостаточной двигательной активности по причине плохого здоровья, многие школьники, переведенные из основной в специальную медицинскую группу, не постигают базовых ценностей физической культуры. То есть, не формируется базовая физическая культура личности, направленная на обеспечение общей физической подготовленности, позволяющей соответствовать основным требованиям общества по показателям здоровья, уровня физической подготовленности и работоспособности [2, с.282].

Поступление в высшее учебное заведение выпускника общеобразовательной школы, не овладевшего ценностями физической культуры на уровне, соответствующем этапу онтогенеза, приводит к необходимости устранения пробелов и формирования базового и общепрофессионального уровней личностной физической культуры,

Учитывая, что, программа высшего общего образования в области физической культуры основывается на факте наличия у поступивших базовых

знаний, представлений, мотивов, умений, навыков и не предполагает их формирования.

При формировании личностной физической культуры, целесообразно включение блоков в содержание физического воспитания, каждый из которых реализует интегрированную дидактическую цель и обеспечивает достижение системного эффекта в виде формирования базовой личностной физической культуры: блок целеполагания и постановки задач, теоретической и методической подготовки, общеразвивающих и коррекционных физических упражнений, коррекции самоотношения.

Основными дидактическими целямивысту-пают:

- вооружение теоретическими и методическими знаниями в области физической культуры;

- формирование двигательных навыков и умений рационального использования средств физической культуры для коррекции своего физического состояния;

- осознанное использование средств физической культуры, общей физической подготовки и коррекционных средств.

В состав средств целесообразно включение:

- общеразвивающих физических упражнений, основу которых составляют естественные циклические движения, направленные на комплексное развитие двигательных качеств;

- средств оздоровительной аэробики;

- общеподготовительных и коррекционных упражнений;

- дыхательных упражнений.

Коррекция самоотношения включает в себя воздействие на формирование каждого её компонентного составляющего:

- обеспечение самостоятельной деятельности студентов в области физической культуры;

- повышение значимости физической подготовленности и физического развития содержании самоотношения и самоуважения;

- осознание и принятие ценностей, связанных с физическим «Я» (физическая подготовленность, физические качества, здоровье, телосложение, качество выполнения двигательных действий и др.);

- обеспечение социального взаимодействия на основе общности интересов в сфере физической культуры;

- усиление процессов рефлексии, самоконтроля и самоанализа.

В качестве структурных компонентов, составляющих основу личностной физической культуры, являются: базисный компонент, поведенческий, социально-ценностный, мотивационно-ценностный, операционный и деятельностный компонент [3, с.184].

Базисный компонент, предполагает решение таких задач, как оптимизация двигательного режима, развитие основных физических качеств, формирование школы движений, воспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Поведенческий компонент предполагает формирование умений самостоятельно заниматься физической культурой, внедрение ее во все сферы повседневной деятельности, овладение организационно - методическими знаниями и умениями.

Социально-ценностный компонент - стремление студентов к гармоничному физическому развитию, физической подготовленности, которая соответствует требованиям всех сфер жизнедеятельности и характеризуется определенной системой ценностных ориентаций в отношении к физической культуре.

Мотивационно - ценностный компонент, проявляющийся через ценностные ориентации, отношения, волевые усилия и эмоции на основании сформированных знаний, убеждений.

Операционный в содержание, которого входят направленное формирование здоровья и его составляющие: повышение уровня физического развития, физической подготовленности и достижение физического совершенства.

Деятельностный компонент, включающий в себя познавательную, инструкторскую, судейскую

Magyar Tudomanyos Journal # 45, 2020 и профессиональную деятельность, направленный на саморазвитие, самореализацию и соблюдение здорового образа жизни.

Так как для студенческого возраста характерен период становления личности, то данная структурная основа процесса воздействия средств физической культуры на формирование базовой физической культуры личности студентов наиболее приемлема.

Список литературы

1. Цеева, Н.А. Формирование базовой физической культуры личности студенток на занятиях в специальных медицинских группах: автореф. дис. // Н.А. Цеева. - Майкоп, 2009. - 24 с.

2. Цеева, Н.А. Формирование базовой личностной физической культуры студенток в процессе занятий лечебной физической культурой // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - Майкоп: Изд-во АГУ. - Вып. 1. 2009.- С. 282-285.

3. Цеева, Н.А.Базовая физическая культура студенток специальных медицинских групп. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 № 4 (208) «Педагогика и психология». -Майкоп: // Н.А. Цеева [и др.]. - Изд-во АГУ, 2017. - С. 184-189.

4. Чермит, К. Д. Базовая физическая культура личности: определение понятия / К. Д. Чермит, Н. А. Цеева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2008. - С. 6-8.

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ

ЖИЗНИ

Цеева Н.А.,

доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Чунтыжева З.И.,

доцент кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Мирза М.Ю.,

старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Шишхова А.П.,

старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Ельникова О.О.

старший преподаватель кафедры физического воспитания Адыгейского государственного университета г. Майкоп

VALUE ATTITUDE STUDENTS TO HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE

Tseeva N.,

Candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Chuntyzheva Z., Candidate of pedagogical sciences, Assistant Professor ofphysical education of the Adyghe State University Maykop.

Mirza M.,

Senior Lecturer in physical education of the Adyghe State University Maykop

Shishhova A.,

Senior Lecturer in physical education of the Adyghe State University Maykop

Elnikova O.

Senior Lecturer in physical education of the Adyghe State University Maykop

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.