Научная статья на тему 'Ценностное отношение к здоровью как элемент экологической компетентности'

Ценностное отношение к здоровью как элемент экологической компетентности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / HEALTH / VALUE ATTITUDE / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эрдынеева Клавдия Гамбожаповна, Кадашникова Эльвира Баирбиликтовна

В статье речь идет об одной из наиболее актуальных проблем проблеме экологического кризиса. Авторы раскрывают содержание экологической компетентности с позиции интегративного подхода. Представлена неоднозначность трактовок понятия «экологическая компетентность». Ценностное отношение к здоровью рассматривается как элемент экологической компетентности. В статье затронуты вопросы, касающиеся глобального экологического кризиса и экологической неустойчивости окружающей среды Забайкальского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Эрдынеева Клавдия Гамбожаповна, Кадашникова Эльвира Баирбиликтовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Attitude Towards Health as a Constituent Part of Ecological Competence

The article is about one of the most important problems ecological crisis. The author considers the ecological competence essence from the point of view of integrative approach. There is an interpretation ambiguity of the concept ecological competence. Value attitude towards health is considered as an element of ecological competence. The article includes the issues of global ecological crisis and environment instability of Transbaikalia

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение к здоровью как элемент экологической компетентности»

УДК 37: 001.12/8

Эрдынеева Клавдия Гамбожаповна

Erdyneyеvа Klavdia Gambozhapovna

Кадашникова Эльвира Баирбиликтовна

Kadashnikova Elvira Bairbiliktovna

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

VALUE ATTITUDE TOWARDS HEALTH AS A CONSTITUENT PART OF ECOLOGICAL COMPETENCE

В статье речь идет об одной из наиболее актуальных проблем - проблеме экологического кризиса. Авторы раскрывают содержание экологической компетентности с позиции интегративного подхода. Представлена неоднозначность трактовок понятия «экологическая компетентность». Ценностное отношение к здоровью рассматривается как элемент экологической компетентности. В статье затронуты вопросы, касающиеся глобального экологического кризиса и экологической неустойчивости окружающей среды Забайкальского края

The article is about one of the most important problems - ecological crisis. The author considers the ecological competence essence from the point of view of integrative approach. There is an interpretation ambiguity of the concept "ecological competence". Value attitude towards health is considered as an element of ecological competence. The article includes the issues of global ecological crisis and environment instability of Transbaikalia

Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение, Key words: health, value attitude, ecological education,

экологическое образование, экологическая компетент- ecological competence

ность

век характеризуется усиливающимся загрязнением окружающей природной среды, истощением невозобновляемых природных ресурсов, нарушением устойчивости и снижением разнообразия биосферы, ухудшением здоровья и качества жизни человека.

Стратегия цивилизационного развития, принятая в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и в Йоханнесбурге в 2002 г. на форумах ООН, является результатом новой ориентации экологи-

ческого сознания. Как известно, генеральным направлением деятельности мирового сообщества по преодолению развертывающегося экологического кризиса была реализация макросхем экологобезопасного природопользования на основе глобальной концепции устойчивого и безопасного развития (Рио-де-Жанейро, 1992). Тем не менее, ожидавшиеся существенные изменения социоприродной системы не наступили [3].

Примитивизация целей жизнедеятель-

ности значительной части общества, девальвация общечеловеческих ценностей, приоритет экономических интересов способствуют снижению уровня экологической безопасности человечества, становятся причиной социальной напряженности. В этой связи возникает необходимость дальнейшего исследования экзистенциальных вопросов, касающихся экологического выживания.

В настоящее время усилился интерес к экологической компетентности. Обусловлено это рядом обстоятельств теоретического и практического характера. Интерес к выявлению сущности экологической компетентности возрос в связи с пониманием того, что решение глобальной экологической проблемы, существующей в современном мире, невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности.

Проблемы становления экологической компетентности, ее типологизации, особенности взаимодействия с другими экологическими конструктами проработаны недостаточно полно.

Предпосылки феномена экологической компетентности были сформулированы в античной философии. Платон, Аристотель, Зенон из Китиона, Лукреций, Марк Аврелий в соответствии с теорией географического детерминизма полагали, что человек должен жить в соответствии с законами природы, стремиться к слиянию или гармонизации с ней. Прообразом экологической компетентности выступают природоодухотворенные знания.

В Новое время, по Р. Декарту, люди должны «сделаться хозяевами и господами природы». Следовательно, экологическая компетентность понималась как утилитарнопотребительская проблема.

Сторонники инвайроментализма (Дж. Пиншо, О. Леопольд, Р. Эмерсон) призывали к созданию новой этики, соответствующей и природе человека, и законам окружающей среды. Особое значение приобретает этика благоговения перед жизнью А. Швейцера.

В.С. Барулин, П.С. Гуревич, А.Г. Сабиров

подчеркивают значимость экологического сознания как фактора гармонизации взаимоотношения человека и природы как важный компонент духовности человека.

В настоящее время приобретают особую актуальность вопросы экологически безопасного развития цивилизации. Ситуация экологического кризиса требует осмысления новых подходов к анализу взаимодействия природы и общества с учетом становления определенной экологической компетентности, утверждения новых духовно-нравственных идеалов.

Глобальный экологический кризис охватил все страны и регионы мира, в том числе и современные постиндустриальные страны. В настоящее время по России 36,1 % сбрасываемых сточных вод, поступающих в водоемы и на рельеф - загрязненные (в том числе 7,4 % -неочищенные вообще). «Качество воды в большинстве водных объектов России не отвечает нормативным требованиям (1). Огромное антропогенное загрязнение привело к тому, что лишь 12...14 % озер и рек России экологически здоровые.

Чита входит в «Приоритетный список» -перечень городов с наибольшим средним уровнем загрязнения атмосферы. Область находится на четвертом месте среди субъектов Федерации по высокому уровню проб почвы селитебной зоны (44,3 %), не отвечающей гигиеническим нормативам по санитарнохимическим показателям, на третьем месте (46,8 %) по загрязнению почв жилых районов тяжелыми металлами и свинцом (22,8 %), на первом месте по загрязнению кадмием (12,5 % проб выше ПДК) (2).

Экологическая устойчивость среды по всей территории Забайкальского края низкая, что обусловлено суровыми климатическими условиями, определяющими невысокую продуктивность природных комплексов, экстремальностью их существования как на севере области, так и на юге. Все это усугубляется геолого-геоморфологическим строением, различными отрицательными геологическими явлениями (землетрясения, эоловые процессы,

осыпи, вечная мерзлота и т.д.). Поэтому особое значение приобретает экологическая оценка загрязнений. Наиболее подвержены неблагоприятному воздействию загрязненной окружающей среды дети, пожилые люди и беременные женщины, а также люди, страдающие хроническими заболеваниями.

Несмотря на негативные факторы, которые оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья, в системе образования уделяется ничтожно мало внимания развитию субъективного отношения к здоровью. Последнее определяется как система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующей или, наоборот, угрожающими здоровью людей, включающими также определенную оценку индивидом своего психического состояния.

Изучение ценностного отношения к здоровью у студентов факультета физической культуры ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского проводилось с помощью следующих методик: опросника «Уровень субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), методики «Самооценка личности» (А.М. Прихожан), методики «Уровень притязаний» (проба Шварцландера), опросников «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерса.

В исследовании принимали участие студенты второго и третьего курсов факультета

1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2002 году. -М.: МПР, 2003. - 481 с.

2. Государственный доклад «О санитарноэпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2004 / Федеральный центр гигиены и

Коротко об авторах____________________________

физической культуры по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского.

В результате эксперимента установлено, что у 83 % студентов ценность здоровья носит инструментальный характер, доминирует пассивная позиция в направлении здоровья. Осознанность отношения к здоровью развита у 86,2 % испытуемых. Информация о сохранении и укреплении здоровья представлена на уровне житейских представлений. Таким образом, ценностное отношение к здоровью у студентов по адаптивной физической культуре не сформировано.

Анализ результатов показал, что у «экс-терналов» имеет место завышенная самооценка (Ь-и=4,75; ^=3,84), низкий уровень притязаний (1э-и=5,09; ^=4,08), низкая мотивация к избеганию неудач (t^=2,93; ^=2,32). «Интер-налам» свойственны высокий уровень притязаний (Wa=2,21; 1и-у= 2,06) адекватной самооценки. Отношение к здоровью как ценности чаще демонстрируют студенты - «интерналы».

Итак, формирование ценностного отношения к здоровью является важным элементом экологической компетентности и требует учета индивидуальных характеристик личности.

Работа выполнена по заказу Министерства образования (по госбюджетной теме ГБ 1. 1. 06).

_________________________________Литература

эпидемиологии в Роспотребнадзора. - М.: МПР, 2005. - 296 с.

3. Education for Sustainability From Rio to Johannesburg: Lessons learnt from a decade of commitment. World Summit on Sustainable Development, 2002.

__________________________Briefly about authors

Эрдынеева К.Г., д-р пед. н., профессор, зав. кафедрой ЕгЬупвуеуа K.G., Dr.Sc. (Pedagogics), Full Professor, Head психологии, Читинский государственный университет of Psychology Department, Chita State University (ЧитГУ) (ChSU)

служ. тел. 32-45-82

Научные интересы: системные исследования экологической целесообразности саногенного развития личности: концепция Запада и учения Востока

Кадашникова Э.Б, аспирантка, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел. 32-45-82

Научные интересы: становление экологической компетентности у будущего специалиста по адаптивной физической культуре

Scientific interests: system research of ecological expediency of sanogenic development of a person: conceptions of the West and doctrines of the East

Kadashnikova E.B., graduate, Chita State University (ChSU)

Scientific interests: becoming of ecological competence among future specialists of adaptive physical training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.