Л.А. ЛАВРЕНТЬЕВА
аспирант Восточно-Сибирской академии образования,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА
Рассматривается понятие компетентности. Определена структура экологической компетентности. Обсуждается конструкт экологической компетенции на основе онтологического подхода.
Ключевые слова: категория «компетентность»; экологическая компетентность; онтологический подход; качества личности; мотивация; экологические ценности.
УДК 372.362 ББК 81.01
L.A. LAVRENTEVA
post-graduate student, East Siberian Academy of Education,
Irkutsk
e-mail: [email protected]
ENVIRONMENTAL COMPETENCE IN MODERN RESEARCHES: ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE
The article studies the concept of competence, determines the structure of environmental competence and discusses the construct of environmental competence on the basis of ontological approach.
Keywords: category of «competence»; environmental competence; ontological approach; personality traits; motivation; ecological values.
В настоящее время в образовательной системе актуализируется интерес к экологической компетентности, что обусловлено изменением содержания образования и его результата, которое выступает как «новая система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [6]. Интерес к выявлению сущности экологической компетентности возрос в связи с пониманием того, что решение глобальных экологических проблем невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности всех граждан и госслужащих, как наиболее ответственного контента.
Введение в научный аппарат категории «компетентность» (competence-bases-educa-^оп) относится к середине 1970-х гг. [2; 7]. Существует много интерпретаций категории «компетентность». Рассмотрим важнейшие точки зрения на данное понятие:
- компетентность — характеристика нового качества подготовленности, т.е. того, что позволяет использовать полученные знания и умения в нестандартной ситуации на междисциплинарном уровне и, самое главное, добиваться на основании полученных знаний дальнейших изменений и успехов (М.Б. Челышкова) [11];
- компетентность — качество, которое выступает как критерий развития индивидуального интеллекта, особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности, предполагает высокий уровень понимания проблемы в некоторой предметной области, опытность при выполнении сложных действий, эффективность суждений и оценок (М.А. Холодная) [10];
- компетентность — совокупности знаний, умений и навыков, позволяющие субъекту приспособиться к изменяющимся условиям,
© ЛА. Лаврентьева, 2012
по сути дела, это его способности действовать и выживать в данных условиях. Все они связаны с опытом и деятельностью человека. Вне ситуации и деятельности компетентности не проявляются (Н.Ф. Ефремова) [5].
Понятие «экологическая компетентность» принимает универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный характер. Опираясь на взгляды К.Г. Эрдынеевой, Э.Б. Кадашниковой, позволим предположить, что конструкт экологической компетентности представляет интегративное сочетание способностей, установок и опыта творческой деятельности. Их компонентная взаимосвязь позволяет устанавливать экологические отношения в системе «Общество — Природа — Человек». Специфическое сочетание различных способностей субъекта деятельности образует основу профессионального поведения, направленного на решение экологических вопросов. Таким образом, экологическая компетентность является основополагающим элементом в успехе профессиональной деятельности. Экологическая компетентность связана с самоорганизацией действующих, творческих субъектов, способных на неожиданные решения в сложной экологической обстановке [12, с. 60].
Онтологический подход к определению экологической компетентности заключается в том, что компетентность может рассматриваться как форма бытия, которая реализуется во взаимодействии человека с миром. При этом система «Человек — Природа» способна к саморазвитию через формирование совместного субъекта становления психической реальности, выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении как общеприродные принципы развития, так и природу бытия человека. Компетентность определяется психическими состояниями, которые из психических образований, функционально ограниченных во времени и пространстве, превратились в постоянные структуры личности, характеризующие данного человека, антиципирующие его действия и поведение [1; 3]. В рамках онтологического подхода раскрывается смысл базовых оснований компетентностного подхода в экологическом образовании:
- «учиться знать» — познавать природу (формирование экологических знаний и умений);
- «учиться делать» — создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;
- «учиться жить» — сохранение среды обитания;
- «учиться быть» — выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности.
Как считает Д.С. Ермаков, экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер [4, с. 44].
Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение — соблюдение норм здорового образа жизни; ценностно-смысловые ориентации — ценности жизни, экологические ценности; интеграция — экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека; гражданственность — соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг; самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия — поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой; социальные взаимодействия — социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем; деятельность — выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий [Там же, с. 38].
Экологическая компетентность — интегративное качество личности, определяющее ее способность действовать в системе «Человек — Общество — Природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками, убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности. Компетентность характеризуется способностью решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях, на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей [Там же, с. 59].
На современном этапе развития исследований в области экологического образования учеными отмечается сложный многокомпонентный состав экологической компетентности, куда входят, как минимум, когнитивная и практически-деятельностная составляющая. При этом зачастую системообразующая роль отводится экологическим знаниям, что существенно снижает продуктивность применения компетентностного подхода как методологического инструментария к определению целей и результатов экологического образования.
Так, уже одним из основателей компе-тентностного подхода в образовании Д. Ра-веном в структуру компетентности наряду со знаниевым (когнивтивным) и деятельностным (поведенческим) включается также отношенческий (аффективный) компонент [8, с. 139]. Ю.Г. Татур данную схему представляет следующим образом:
- положительная мотивация к проявлению компетентности;
- ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности;
- знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;
- умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний [9, с. 12].
Наиболее продуктивной представляется структура актуальной компетентности, предложенная И.А. Зимней, включающая пять компонентов:
- готовность к проявлению компетентности;
- владение знанием содержания компетентности;
- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;
- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения;
- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [6, с. 48].
Таким образом, в структуре экологической компетентности можно выделить:
- потребностно-мотивационный компонент;
- когнитивный компонент;
- практически-деятельностный (поведенческий) компонент;
- эмоционально-волевой компонент;
- ценностно-смысловой компонент.
Потребностно-мотивационный компонент
включается в состав образовательных компетентностей. Базовый характер мотивации в структуре экологической компетентности определяется тем, что успешность деятельности зависит от мотива побуждающего действовать. Возникающий мотив создает установку к действию.
В целом мотивационный компонент определяет экологическую направленность личности, ее готовность жить и действовать во взаимодействии с природой, подразумевает наличие экологических установок в восприятии мира и реализации собственной жизнедеятельности, ориентацию на удовлетворение общечеловеческих экологических потребностей, экологические мотивы поведения и деятельности, а также побуждения к эколого-образовательному и эколого-про-фессиональному саморазвитию.
В качестве ведущих элементов когнитивного компонента экологического образования в традиционном подходе понимаются знания, понятия об окружающей среде как об объекте познавательной деятельности (экосистема, использование, ресурс, экологическая проблема, развитие, гармонизация и оптимизация). Эмоционально-волевой компонент характеризуется тем, что экологические взаимодействия стимулируют человека к анализу поведения, своих личностных особенностей, эмоциональных реакций. Подобный рефлексивный анализ как следствие взаимодействия с природой, обусловливает нравственный самоконтроль личности [4, с. 207]. Ценностно-смысловой компонент реализуется в виде позиции личности — устойчивой системы отношений, проявляемой в поведении, поступках и отстаиваемой в различных ситуациях, т.е. в единстве субъективного и объективного. Позиция личности формируется в процессе разрешения проблемной ситуации в том случае, если личность перестраивает свои отношения, выражает свое мнение, принимает решения, совершая выбор. В результате этого изучаемое содержание обретает личностную ценность и смысл.
Структурную взаимосвязь компонентов экологической компетентности можно представить следующим образом. Жизненная потребность в саморазвитии и гармонии с природой мотивирует практическую экологическую деятельность. Экологические знания обеспечивают осознание экзистенциальных ценностей. Переживание этих ценностей обеспечивает эмоционально-волевую регуляцию деятельности и обогащение личностных смыслов, которые приводят к трансформации и развитию прежней системы потребнос-
тей в соответствии с целевыми установками устойчивого развития.
В заключении отметим, что формирование экологической компетентности личности берет свое начало уже в младшем школьном возрасте. Поэтому актуальной задачей является изучение, разработка и внедрение совокупности педагогических условий эффективного формирования экологической компетентности в образовательном процессе, начиная с начальной школы и до взращивания экологического сознания на профессиональном пути.
Список использованной литературы
1. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994.
2. Белых О.А., Лаврентьева Л.А. Экологическая компетенция специалиста / / Актуальные проблемы права, экономики и управления: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2008. Вып. IV, т. II. С. 280—281.
3. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.
4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М., 2009.
5. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. М., 2007.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
7. Лаврентьева Л.А. К вопросу о формировании экологической компетенции в образовательном процессе // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2011. № 15. С. 86—88.
8. Равен Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
9. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М., 2004.
10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.
11. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. М., 2002.
12. Эрдынеева К.Г., Кадашникова Э.Б. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности // Успехи современного естествознания. 2009. № 1. С. 59—62.
Referenses
1. Barulin B.C. Sotsial'no-filosofskaya antropologiya. M., 1994.
2. Belykh O.A., Lavrent'eva L.A. Ekologicheskaya kompetentsiya spetsialista // Aktual'nye problemy prava, ekonomiki i upravleniya: sb. statei mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 2008. Vyp. IV, t. II. S. 280—281.
3. Gurevich P.S. Filosofskaya antropologiya. M., 1997.
4. Ermakov D.S. Formirovanie ekologicheskoi kompetentnosti uchashchikhsya: teoriya i praktika. M., 2009.
5. Efremova N.F. Testovyi kontrol' v obrazovanii. M., 2007.
6. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda
v obrazovanii. M., 2004.
7. Lavrent'eva L.A. K voprosu o formirovanii ekologicheskoi kompetentsii v obrazovatel'nom protsesse // Vestnik Vostochno-Sibirskoi gosudarstvennoi akademii obrazovaniya. 2011. № 15. S. 86—88.
8. Raven D. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya. M., 2002.
9. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyi podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego profes-
sional'nogo obrazovaniya. M., 2004.
10. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. M., 1997.
11. Chelyshkova M.B. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov: ucheb. posobie. M., 2002.
12. Erdyneeva K.G., Kadashnikova E.B. Ekologicheskaya kompetentnost' kak fenomen pedagogicheskoi real'nosti / / Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2009. № 1. S. 59—62.