Научная статья на тему 'Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структура'

Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3389
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / CATEGORY OF «COMPETENCE» / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / ONTOLOGICAL APPROACH / PERSONALITY TRAITS / MOTIVATION / ECOLOGICAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Лариса Александровна

Рассматривается понятие компетентности. Определена структура экологической компетентности. Обсуждается конструкт экологической компетенции на основе онтологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL COMPETENCE IN MODERN RESEARCHES: ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE

The article studies the concept of competence, determines the structure of environmental competence and discusses the construct of environmental competence on the basis of ontological approach.

Текст научной работы на тему «Экологическая компетентность в современных исследованиях: сущность, содержание и структура»

Л.А. ЛАВРЕНТЬЕВА

аспирант Восточно-Сибирской академии образования,

г. Иркутск e-mail: [email protected]

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

Рассматривается понятие компетентности. Определена структура экологической компетентности. Обсуждается конструкт экологической компетенции на основе онтологического подхода.

Ключевые слова: категория «компетентность»; экологическая компетентность; онтологический подход; качества личности; мотивация; экологические ценности.

УДК 372.362 ББК 81.01

L.A. LAVRENTEVA

post-graduate student, East Siberian Academy of Education,

Irkutsk

e-mail: [email protected]

ENVIRONMENTAL COMPETENCE IN MODERN RESEARCHES: ESSENCE, CONTENT AND STRUCTURE

The article studies the concept of competence, determines the structure of environmental competence and discusses the construct of environmental competence on the basis of ontological approach.

Keywords: category of «competence»; environmental competence; ontological approach; personality traits; motivation; ecological values.

В настоящее время в образовательной системе актуализируется интерес к экологической компетентности, что обусловлено изменением содержания образования и его результата, которое выступает как «новая система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [6]. Интерес к выявлению сущности экологической компетентности возрос в связи с пониманием того, что решение глобальных экологических проблем невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности всех граждан и госслужащих, как наиболее ответственного контента.

Введение в научный аппарат категории «компетентность» (competence-bases-educa-^оп) относится к середине 1970-х гг. [2; 7]. Существует много интерпретаций категории «компетентность». Рассмотрим важнейшие точки зрения на данное понятие:

- компетентность — характеристика нового качества подготовленности, т.е. того, что позволяет использовать полученные знания и умения в нестандартной ситуации на междисциплинарном уровне и, самое главное, добиваться на основании полученных знаний дальнейших изменений и успехов (М.Б. Челышкова) [11];

- компетентность — качество, которое выступает как критерий развития индивидуального интеллекта, особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности, предполагает высокий уровень понимания проблемы в некоторой предметной области, опытность при выполнении сложных действий, эффективность суждений и оценок (М.А. Холодная) [10];

- компетентность — совокупности знаний, умений и навыков, позволяющие субъекту приспособиться к изменяющимся условиям,

© ЛА. Лаврентьева, 2012

по сути дела, это его способности действовать и выживать в данных условиях. Все они связаны с опытом и деятельностью человека. Вне ситуации и деятельности компетентности не проявляются (Н.Ф. Ефремова) [5].

Понятие «экологическая компетентность» принимает универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный характер. Опираясь на взгляды К.Г. Эрдынеевой, Э.Б. Кадашниковой, позволим предположить, что конструкт экологической компетентности представляет интегративное сочетание способностей, установок и опыта творческой деятельности. Их компонентная взаимосвязь позволяет устанавливать экологические отношения в системе «Общество — Природа — Человек». Специфическое сочетание различных способностей субъекта деятельности образует основу профессионального поведения, направленного на решение экологических вопросов. Таким образом, экологическая компетентность является основополагающим элементом в успехе профессиональной деятельности. Экологическая компетентность связана с самоорганизацией действующих, творческих субъектов, способных на неожиданные решения в сложной экологической обстановке [12, с. 60].

Онтологический подход к определению экологической компетентности заключается в том, что компетентность может рассматриваться как форма бытия, которая реализуется во взаимодействии человека с миром. При этом система «Человек — Природа» способна к саморазвитию через формирование совместного субъекта становления психической реальности, выступает как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении как общеприродные принципы развития, так и природу бытия человека. Компетентность определяется психическими состояниями, которые из психических образований, функционально ограниченных во времени и пространстве, превратились в постоянные структуры личности, характеризующие данного человека, антиципирующие его действия и поведение [1; 3]. В рамках онтологического подхода раскрывается смысл базовых оснований компетентностного подхода в экологическом образовании:

- «учиться знать» — познавать природу (формирование экологических знаний и умений);

- «учиться делать» — создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов;

- «учиться жить» — сохранение среды обитания;

- «учиться быть» — выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности.

Как считает Д.С. Ермаков, экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер [4, с. 44].

Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение — соблюдение норм здорового образа жизни; ценностно-смысловые ориентации — ценности жизни, экологические ценности; интеграция — экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека; гражданственность — соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг; самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия — поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой; социальные взаимодействия — социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем; деятельность — выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий [Там же, с. 38].

Экологическая компетентность — интегративное качество личности, определяющее ее способность действовать в системе «Человек — Общество — Природа» в соответствии с усвоенными экологическими знаниями, умениями, навыками, убеждениями, мотивами, ценностными представлениями, экологически значимыми личными качествами и практическим опытом экологической деятельности. Компетентность характеризуется способностью решать разного уровня проблемы и задачи, возникающие в жизненных ситуациях, на основе сформированных ценностей и мотивов, знаний, учебного и жизненного опыта, индивидуальных особенностей, наклонностей, потребностей [Там же, с. 59].

На современном этапе развития исследований в области экологического образования учеными отмечается сложный многокомпонентный состав экологической компетентности, куда входят, как минимум, когнитивная и практически-деятельностная составляющая. При этом зачастую системообразующая роль отводится экологическим знаниям, что существенно снижает продуктивность применения компетентностного подхода как методологического инструментария к определению целей и результатов экологического образования.

Так, уже одним из основателей компе-тентностного подхода в образовании Д. Ра-веном в структуру компетентности наряду со знаниевым (когнивтивным) и деятельностным (поведенческим) включается также отношенческий (аффективный) компонент [8, с. 139]. Ю.Г. Татур данную схему представляет следующим образом:

- положительная мотивация к проявлению компетентности;

- ценностно-смысловые представления (отношения) к содержанию и результату деятельности;

- знания, лежащие в основе выбора способа осуществления соответствующей деятельности;

- умение, опыт (навык) успешного осуществления необходимых действий на базе имеющихся знаний [9, с. 12].

Наиболее продуктивной представляется структура актуальной компетентности, предложенная И.А. Зимней, включающая пять компонентов:

- готовность к проявлению компетентности;

- владение знанием содержания компетентности;

- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях;

- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения;

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [6, с. 48].

Таким образом, в структуре экологической компетентности можно выделить:

- потребностно-мотивационный компонент;

- когнитивный компонент;

- практически-деятельностный (поведенческий) компонент;

- эмоционально-волевой компонент;

- ценностно-смысловой компонент.

Потребностно-мотивационный компонент

включается в состав образовательных компетентностей. Базовый характер мотивации в структуре экологической компетентности определяется тем, что успешность деятельности зависит от мотива побуждающего действовать. Возникающий мотив создает установку к действию.

В целом мотивационный компонент определяет экологическую направленность личности, ее готовность жить и действовать во взаимодействии с природой, подразумевает наличие экологических установок в восприятии мира и реализации собственной жизнедеятельности, ориентацию на удовлетворение общечеловеческих экологических потребностей, экологические мотивы поведения и деятельности, а также побуждения к эколого-образовательному и эколого-про-фессиональному саморазвитию.

В качестве ведущих элементов когнитивного компонента экологического образования в традиционном подходе понимаются знания, понятия об окружающей среде как об объекте познавательной деятельности (экосистема, использование, ресурс, экологическая проблема, развитие, гармонизация и оптимизация). Эмоционально-волевой компонент характеризуется тем, что экологические взаимодействия стимулируют человека к анализу поведения, своих личностных особенностей, эмоциональных реакций. Подобный рефлексивный анализ как следствие взаимодействия с природой, обусловливает нравственный самоконтроль личности [4, с. 207]. Ценностно-смысловой компонент реализуется в виде позиции личности — устойчивой системы отношений, проявляемой в поведении, поступках и отстаиваемой в различных ситуациях, т.е. в единстве субъективного и объективного. Позиция личности формируется в процессе разрешения проблемной ситуации в том случае, если личность перестраивает свои отношения, выражает свое мнение, принимает решения, совершая выбор. В результате этого изучаемое содержание обретает личностную ценность и смысл.

Структурную взаимосвязь компонентов экологической компетентности можно представить следующим образом. Жизненная потребность в саморазвитии и гармонии с природой мотивирует практическую экологическую деятельность. Экологические знания обеспечивают осознание экзистенциальных ценностей. Переживание этих ценностей обеспечивает эмоционально-волевую регуляцию деятельности и обогащение личностных смыслов, которые приводят к трансформации и развитию прежней системы потребнос-

тей в соответствии с целевыми установками устойчивого развития.

В заключении отметим, что формирование экологической компетентности личности берет свое начало уже в младшем школьном возрасте. Поэтому актуальной задачей является изучение, разработка и внедрение совокупности педагогических условий эффективного формирования экологической компетентности в образовательном процессе, начиная с начальной школы и до взращивания экологического сознания на профессиональном пути.

Список использованной литературы

1. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994.

2. Белых О.А., Лаврентьева Л.А. Экологическая компетенция специалиста / / Актуальные проблемы права, экономики и управления: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2008. Вып. IV, т. II. С. 280—281.

3. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. М., 2009.

5. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании. М., 2007.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.

7. Лаврентьева Л.А. К вопросу о формировании экологической компетенции в образовательном процессе // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2011. № 15. С. 86—88.

8. Равен Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М., 2002.

9. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М., 2004.

10. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

11. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учеб. пособие. М., 2002.

12. Эрдынеева К.Г., Кадашникова Э.Б. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности // Успехи современного естествознания. 2009. № 1. С. 59—62.

Referenses

1. Barulin B.C. Sotsial'no-filosofskaya antropologiya. M., 1994.

2. Belykh O.A., Lavrent'eva L.A. Ekologicheskaya kompetentsiya spetsialista // Aktual'nye problemy prava, ekonomiki i upravleniya: sb. statei mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Irkutsk, 2008. Vyp. IV, t. II. S. 280—281.

3. Gurevich P.S. Filosofskaya antropologiya. M., 1997.

4. Ermakov D.S. Formirovanie ekologicheskoi kompetentnosti uchashchikhsya: teoriya i praktika. M., 2009.

5. Efremova N.F. Testovyi kontrol' v obrazovanii. M., 2007.

6. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda

v obrazovanii. M., 2004.

7. Lavrent'eva L.A. K voprosu o formirovanii ekologicheskoi kompetentsii v obrazovatel'nom protsesse // Vestnik Vostochno-Sibirskoi gosudarstvennoi akademii obrazovaniya. 2011. № 15. S. 86—88.

8. Raven D. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve: Vyyavlenie, razvitie i realizatsiya. M., 2002.

9. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyi podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego profes-

sional'nogo obrazovaniya. M., 2004.

10. Kholodnaya M.A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. M., 1997.

11. Chelyshkova M.B. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov: ucheb. posobie. M., 2002.

12. Erdyneeva K.G., Kadashnikova E.B. Ekologicheskaya kompetentnost' kak fenomen pedagogicheskoi real'nosti / / Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2009. № 1. S. 59—62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.