Научная статья на тему 'Становление экологической компетентности студентов специальности 280201 ЗабГК: региональный аспект'

Становление экологической компетентности студентов специальности 280201 ЗабГК: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрдынеева К. Г., Насонова А. А.

В статье представлены этапы становления экологической компетентности на основе комплексного междисциплинарного и регионального подходов. Дано определение профессиональной экологической компетентности с учетом базовых, профессиональных, ключевых компетенций, а также мотиваций и личностных качеств. Сделан вывод, в котором региональный аспект представлен основополагающим компонентом для становления экологической компетентности на основе химических дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эрдынеева К. Г., Насонова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Regional Aspekt in of the Making of the Ekological Competence on the Basis of the Ctemical Disciplines of Student

In the article «The regional aspect in of the making of the ecological competence on the basis of the chemical disciplines of the students, specialty 280201 at the Mining College of Zabaikalye». The stages in the making of the ecological competence are submitted on the basis of the complex interdisciplinary and the regional approach. It is given the definition of the professional ecological competency. It is made the conclusion where the regional aspect is submitted as the basis component for the creation of the ecological competency on the base of the chemical subjects

Текст научной работы на тему «Становление экологической компетентности студентов специальности 280201 ЗабГК: региональный аспект»

УДК 34 К.Г. Эрдынеева, д-р пед. н., профессор, ЧитГУ

Научные интересы: системные исследования экологической целесообразности здоровьецентристской парадигмы: учения Востока и концепции Запада.

А.А. Насонова, преподаватель, ЗабГК

Научные интересы: становление профессиональной экологической компетентности на основе химических дисциплин студентов ЗабГК специальности 280201 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 280201 ЗабГК:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье представлены этапы становления экологической компетентности на основе комплексного междисциплинарного и регионального подходов. Дано определение профессиональной экологической компетентности с учетом базовых, профессиональных, ключевых компетенций, а также мотиваций и личностных качеств. Сделан вывод, в котором региональный аспект представлен основополагающим компонентом для становления экологической компетентности на основе химических дисциплин ■

K. Erdyneyeva, A.A. Nasonova, Mining College of Zabaikalye

THE REGIONAL ASPEKT IN OF THE MAKING OF THE EKOLOGICAL COMPETENCE ON THE BASIS OF

THE CTEMICAL DISCIPLINES OF STUDENT

In the article «The regional aspect in of the making of the ecological competence on the basis of the chemical disciplines of the students, specialty 280201 at the Mining College of Zabaikalye». The stages in the making of the ecological competence are submitted on the basis of the complex interdisciplinary and the regional approach. It is given the definition of the professional ecological competency. It is made the conclusion where the regional aspect is submitted as the basis component for the creation of the ecological competency on the base of the chemical subjects ■

* * *

Актуализация проблемы гуманизации образования, его ориентации на личность, приобретает характер ведущей тенденции. В гуманистическом мировоззрении возможен

выход за рамки культурной относительности, национальных, экономических, религиозных, расовых или идеологических различий. Это находит отражение в праве всех людей на жизнь, любовь,

образование, нравственную, интеллектуальную свободу, а также благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (Конституция РФ, ст. 42).

Становление экологической компетентности является педагогической проблемой, поэтому подготовка техников по специальности 280201 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в средних специальных учебных заведениях - важнейшая и актуальнейшая задача системы профессионального образования в целом.

Недостатком системы становления экологической компетентности является отсутствие комплексного междисциплинарного и регионального подхода к подготовке специалистов.

Знание закономерностей и эколо-го-физиологических механизмов адаптации человека к различным климатогеографическим и производственным условиям позволит разработать научнообоснованные средства и мероприятия по профилактике болезней, связанных со средой обитания, и оказать корректирующее влияние на состояние здоровья населения различных регионов.

В связи с этим актуальность исследования по становлению экологической компетентности на основе химических дисциплин обусловлена:

- неразработанностью междисциплинарного и регионального подхода к обучению техников-экологов специальности 280201 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

- отсутствием достаточной подготовки по химии у выпускников СШ для понимания геохимических процессов, происходящих в регионе;

- недостаточной очевидностью взаимосвязей теории, практики и учета регионального компонента.

Для решения выдвинутых проблем разработана модель становления экологической компетентности на основе химических дисциплин, в основу которой положен региональный компонент в совокупности с субъектно-деятельностным подходом.

Экологическая компетентность приобретает значимость только в том случае, если она носит профессионально-ориентированный характер. Поэтому рассматривать экологическую компетентность и экологическую профессиональную компетентность следует как тождественные понятия (ЭК = ПЭК).

В связи с этим составляющие элементы понятия «экологическая компетентность» следуюшие:

- знания - интеллектуальный контекст, в котором работает человек;

- навыки - владение средствами и методами выполнения определённой задачи;

- способность - врожденная предрасположенность выполнять определённую задачу, то есть личностные качества;

- стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемые для выполнения задачи;

- усилия (мобилизация) - сознательное приложение в определённом направлении духовных и физических ресурсов.

Способности, стереотипы поведения и мобилизация относятся к ключевым компетенциям. Они необходимы для жизнедеятельности человека и связаны с его успехом в профессиональной деятельности в быстро изменяющемся обществе, то есть освоенное содержание образования обеспечивает решение практических, познавательных, личностно

ориентированных и коммуникативных задач, а не являться только суммой, пусть даже очень обширных знаний.

Таким образом, профессиональную экологическую компетентность следует понимать как интегративный комплекс знаний, умений и сформированных внутренних мотиваций в совокупности с индивидуальными свойствами личности, характеризующими

профессиональную деятельность эколога.

Региональный компонент связан с анализом климатических и геохимических условий жизни в конкретном регионе. Так как мы рассматриваем становление экологической компетентности у студентов Забайкальского горного колледжа, то при изучении дисциплин химической направленности в качестве мотивационного компонента используется здоровье человека в зависимости от климатических и геохимических особенности Забайкалья. К ним относятся:

- значительная продолжительность солнечного сияния;

- большое количество подземных

вод;

- большое количество различных минеральных источников;

- резко-континентальный климат (наиболее благоприятные сезоны - лето и осень, неблагоприятные - весна);

- район среднегорья и высокогорья обусловливает относительно низкое атмосферное давление, что влечет пониженное содержание кислорода в воздухе;

- низкоминерализованные почвы и воды;

- большое содержание радиоактивных элементов, например, радона и урана в водах и породах.

Таким образом, географические, климатические и геохимические особенности Забайкалья могут оказывать

на здоровье человека как позитивные, так и негативные воздействия. Налицо мотивационно-ценностный блок: я -мое здоровье «сегодня» - мое здоровье «завтра» - здоровье моих близких -комфортность моей жизни.

Этапы формирования экологической компетентности на основе химических дисциплин следующие:

- становление компетентности через теоретические основы; на этом этапе субъектно-деятельностная позиция заключается в изучении дисциплин через исторические и региональные факты, события, а также познание себя как части природы;

- становление компетентности через получение практических навыков; субъектно-деятельностная позиция основывается на изучении дисциплин через умение проводить анализы, сопоставление теоретических разработок и практических результатов, подтверждение теории практикой;

- становление компетентности через умение составлять прогнозы и делать выводы по результатам; субъектнодеятельностная позиция заключается в осознании сути профессии и приобретении профессиональных навыков (компетенций) через умение применять знания и опыт на практике (заполнение карты области).

Формирование экологической компетентности на основе химических дисциплин достигается, в основном, за счет изучения геохимических особенностей региона.

Используя литературные данные и авторские исследования, мы выявили особенности влияния избытка или недостатка химических элементов на здоровье людей. Оказалось, что многие сведения по районам Читинской области отсутствуют. Адресные исследования воды, почвы и воздуха позволили

составить химико-экологическую карту, которую мы заполняем по мере проведения анализов.

Итак, региональный аспект является основополагающим компонентом становления экологической компетентности на основе химических дисциплин. Субъектно-деятельный подход обеспечивает становление базовых, профессиональных и ключевых компетенций. Профессиональное образование, в том числе профессиональная экологическая компетентность, - это не законченная, а развивающаяся структура, доля регионального компонента в которой увеличивается за счет исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.