Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ'

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУРСАНТ / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / VALUE ATTITUDE / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / CADET / EMPLOYEE OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Тамара Николаевна

В статье осуществлен анализ ценностных ориентаций курсантов вузов МВД России в рамках их профессиональной подготовки. Рассмотрено понятие «ценностное отношение» с позиции междисциплинарного подхода, выделены его общественный и индивидуальный компоненты. Обоснована позиция, согласно которой ценностное отношение может выступать в качестве мотивирующего фактора в процессе профессионального становления и развития личности курсанта. Наличие ценностно-смысловых представлений о содержании и результатах профессиональной деятельности, владение ценностно-смысловыми установками должно стать атрибутом профессионального существования современного сотрудника органов внутренних дел России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайлова Тамара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE ATTITUDE TO THE PROFESSION AS THE BASIS FOR THE UPBRINGING AND EDUCATION OF CADET OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article analyzes the development of value orientations of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of their professional training. The concept of “value relation” is considered from the perspective of an interdisciplinary approach, its social and individual components are highlighted. The position of the fact that the value attitude can act as a motivating factor in the process of professional formation and development of the personality of the cadet is substantiated. The presence of value-semantic ideas about the content and results of professional activity, the possession of value-semantic attitudes should become an attribute of the professional existence of a modern employee of the internal affairs bodies of Russia.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ»

jojo/.Í

Анализируется философско-педагогичес-кий взгляд П. М. Фуко на сексуальность ребенка в контексте социокультурной динамики отношений власти и человека в западной цивилизации.

Ключевые слова: диспозитив сексуальности, дискурс, власть, педагогизация сексуальности, аффективная семья, инцестуозные отношения, контроль за детской чувственностью.

SUMMARY

The author analyzes the philosophical and pedagogical view of P. M. Foucault on child sexuality in the context of the socio-cultural dynamics of power and human relations in Western civilization.

Key words: disposition of sexuality, discourse, power, pedagogization of sexuality, affective family, incestuous relationships, control of children's sensuality.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бейсенова Г. А. Философия образования М. Фуко как проекция концепции власти-образования // Образование и насилие. Сб. статей под ред. К. С. Пигрова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. - С. 212-226.

2. Матвиенко Т. Н. Научно-педагогическая концепция П. М. Фуко: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2012. - 28 с.

3. Савин М.В. Историко-педагогические воззрения Поля Мишеля Фуко // Историко-педагогический журнал. - 2012. - № 3. -С. 102-114.

4. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Касталь, 1996. - 448 с.

5. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. - СПб.: Академический проект, 2004. - 432 с.

6. Фуко М. История сексуальности. - К.: Дух и литера; Грунт; М.: Рефл-бук, 1998. -288 с.

7. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 году. - СПб.: Наука, 2005. - 432 с.

8. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983-1984

учебном году; пер. с фр. А. В. Дьяков. -СПб.: Наука, 2014. - 358 с.

Т. Н. Михайлова

УДК 159.91:378.1

ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КУРСАНТА ВУЗА МВД РОССИИ

В профессиональной деятельности любого человека в качестве формы реализации его творческого потенциала и объекта эффективного становления и развития выделяют определенные интегральные характеристики личности. Речь идет о профессиональной компетентности и профессиональной гибкости, обеспечивающих возможность разрешения профессиональных вопросов и проблем в изменяющихся условиях профессиональной среды. Особое внимание при этом уделяют такой характеристике личности, как ее профессиональная направленность.

Исследуя вопросы профессионального развития личности, Л. М. Митина предлагает следующее определение профессиональной направленности: система ценностно-эмоциональных отношений, должным образом способствующая формированию в определенной иерархической последовательности доминирующих у личности мотивов, которые побуждают личность к их утверждению в профессиональном общении и деятельности [11, с. 30]. Соответственно, центральной категорией, опре-

деляющей профессиональную направленность личности, является ценностно-эмоциональное отношение.

В любой сфере жизнедеятельности, при любых условиях человеку свойственно выражать свое отношение к предмету или роду деятельности, которое всегда является ценностно-ориентированным. Сегодня исследованием категории «ценностное отношение» занимаются многие видные ученые педагогики, педагогической психологии, педагогической аксиологии, культурной антропологии и других наук, считая категорию «ценность» междисциплинарным понятием [9].

В философском понимании «отношение» не отождествляется с вещью материального мира, а раскрывается через форму участия личности в осуществлении какой-либо деятельности, значимости для личности какого-либо предмета, объекта, явления. Любое человеческое отношение указывает на связь между человеком и объектами материального мира и характеризуется значимостью последних для первого [15]. Носителем ценностного отношения всегда выступает личность в рамках социокультурного ее существования. Ряд российских ученых, в том числе В. Т. Харче-ва [19], В. А. Ядов [22], С. Ф. Анисимов [1], В. П. Тугаринов [16], А. Г. Здравомыслов [7], З. Н. Чавчавадзе [20], М. С. Каган [8], А. В. Афанасьев [2], выделяют такие признаки ценностного отношения, как необходимость, полезность, целесообразность, нормативность и значимость для личности. Причем именно значимость зачастую играет определяющую роль в предпочтительном отношении личности [6].

В психологии вопросы исследования категории «ценностное отношение» рассматриваются во взаимосвязи с такими понятиями, как сознание, убеждение, интерес, эмоция, ценностные установки, ценностные ориентации, ценностное поведение. Анализ различных точек зрения ученых-психологов позволил нам сформулировать следующее определение: под ценностным отношением понимается внутренняя позиция личности, отражающая прио-

ритетную значимость определенного явления или предмета, при этом осознаваемая потребностями личности в виде цели или интереса. Ценностное отношение всегда эмоционально, поскольку речь идет об отражении личност-но-переживаемой связи человека с определенным объектом. Как отмечает в своих работах В. Н. Мясищев, «без эмоции нельзя говорить об отношении, в данном случае мы будем наблюдать безразличие и равнодушие личности» [13, с. 48].

Субъективно окрашенные личностью отражения взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, определяющие ее поведение в обществе, называют субъективным отношением. Например, физиологическая потребность человека в приеме пищи при лицезрении яблока способствует отражению в его психике в форме ценностного отношения к увиденному им яблоку. Таким образом, если в каком-либо явлении или предмете не запечатлена потребность личности, данный предмет не вызывает у нее и ценностного отношения.

Являясь субъективным, ценностное отношение отражает предпочтение человека относительно некоторой системы ценностей и имеет общественный и индивидуальный компоненты. Общественный компонент включает в себя ценности культуры и общества, в котором живет человек. Индивидуальный компонент отражает активно-волевую внутреннюю позицию личности относительно признания или непризнания ценностей культуры и общества. Внутренняя позиция и готовность к определенному поведению и деятельности во имя ценностей представляют собой ценностные установки индивида, которые в целом определяют и формируют систему устойчивых отношений к окружающему миру -ценностную ориентацию. Действия человека, регулируемые ценностным сознанием, ценностными ориентациями, ценностными установками, ценностным отношением определяют ценностное поведение человека.

Проблема ценностей и ценностных ориен-таций всегда была актуальной для общества,

особенно в переломные моменты его развития. Усиление динамики социальных противоречий обостряет вопросы ценностно-смыслового самоопределения современного поколения граждан [17]. Немецкий психолог Э. Фромм справедливо отметил наблюдающуюся в последние годы проблему разрыва связей между теми ценностями, которые человек признает на словах, и теми, которыми он руководствуется на деле, не всегда осознавая это. Так, в современном информационном обществе официально провозглашаются такие гуманистические ценности, как взаимопомощь, взаимоуважение, сострадание, толерантность, индивидуальность и прочее. Однако в реальной жизни для большинства людей эти ценности, по верному замечанию Э. Фромма, «стали проявлением идеологии и не оказывают реального воздействия на мотивацию человеческого поведения. В результате этого человек не тождествен себе» [18]. В своих исследованиях самоидентификации человека и культуры А. Ю. Шеманов также утверждает, что, к сожалению, в современном мире у человека практически отсутствует однозначный и определенный образ самого себя, который являлся бы для него как естественный и очевидный [21, с. 25]. На неустойчивость концепции ценностей и общепризнанных мер в сознании общества, заставляющих человека самостоятельно определяться в обстоятельствах общественной непостоянности, указывает в проведенном исследовании ценностных ориентаций в структуре нравственно-правового самоопределения специалиста и Т. А. Григорьева [5].

Мы считаем, что ценностное отношение может выступать в качестве мотивирующего фактора личности, поскольку в процессе ее профессионального становления оно обеспечивает значимость осознанных и неосознанных потребностей в виде цели или интереса. Можно сказать, что ценностное отношение овладевает духовной частью психики человека и связывает индивидуальное сознание с общественным, профессиональную жизнь личности с жизнью общества и с жизнью госу-

дарства. Именно ценностный подход должен, прежде всего, использоваться при изучении вопросов профессионального становления личности [4]. И, как верно отмечено в исследованиях Л. Г. Бикчинтаевой, готовность личности к осуществлению профессиональной деятельности характеризуется мотивацией, способностями, эмоциональными и волевыми процессами, опытом и положительным отношением к своей специальности и профессии [3, с. 99].

Особый интерес категория «ценностное отношение» представляет в рамках осуществления правоохранительной деятельности, поскольку сегодня правоохранительные органы нашей страны особо нуждаются в профессионально компетентных, профессионально гибких, профессионально направленных и ценностно-ориентированных выпускниках вузов МВД России, способных обеспечить высокий уровень общественного порядка и национальной безопасности своего государства. Ценностное отношение курсанта вуза МВД России мы рассматриваем, прежде всего, как осознание ценности выбранной им будущей профессии. Наличие ценностно-смысловых представлений о содержании и результатах профессиональной деятельности, владение ценностно-смысловыми установками должно стать атрибутом профессионального существования современного сотрудника органов внутренних дел России.

Мы поставили перед собой цель провести диагностику ценностных ориентаций курсантов Восточно-Сибирского института МВД России. Диагностировались курсанты первого (74 человека) и выпускного - пятого -курсов (74 человека) трех специальностей: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, 40.05.02 Правоохранительная деятельность, 40.05.03 Судебная экспертиза. Цель эксперимента состояла в сравнении уровня сформированности системы ценностей у курсантов вузов МВД России. В качестве диагностирующего инструмента была использована методика Милтона Рокича «Цен-

ностные ориентации», основанная на прямом ранжировании ценностей.

Согласно вышеуказанной методике инструментальные ценности представляют собой убеждения в том, что образ действия личности или какое-либо ее свойство являются более предпочтительными в определенных условиях. В данном случае имеются в виду ценности-цели и ценности-средства. Группируя данные ценности, можно в целом получить информацию об этических ценностях, альтруистических ценностях, ценностях общения, ценностях профессионального дела, ценностях самоутверждения, принятия других и т. д.

Терминальные ценности связаны с убеждением в том, что конечная цель жизни стоит

Таблица 1

Показатели диагностики терминальных

ценностных ориентаций курсантов 1 курса Восточно-Сибирского института МВД России

Терминальные ценности Познание Продуктивная жизнь Развитие Творчество Уверенность в себе

Коли-

чество 12/ 6 14/19 9/12 15/20 17/23

кур-

сантов

Таблица 2 Показатели диагностики инструментальных ценностных ориентаций курсантов 1 курса ВосточноСибирского института МВД России

е -

ын ь 1 13 Я <5 н и § - 5 ь тс о н н я м з зи л а ь л о р т я я л о в №

= <ц Г § Я в о з а р 8 о ца Р § ом а и я д р е в Т

того, чтобы к ней идти и стремиться. Именно терминальные ценности, если следовать теории А. Г. Маслоу, определяют уровень потребности личности в самореализации, самосовершенствовании и самоактуализации [10].

Суть методики «Ценностные ориентации» состоит в том, что каждому респонденту на карточках предоставляется два списка ценностей - по 18 в каждом. Задачей респондента является присвоение каждой ценности определенного рангового номера по значимости как принципов, которыми он руководствуется в жизни. На первом месте - по его мнению, наиболее значимая, затем - вторая по значимости и так все остальные. Наименее важная ценность должна занять 18 место. В

Коли-

чество 17/23 20/27 22/30 26/30 18/24

кур-

сантов

начале тестирования предъявляются карточки с терминальными ценностями, затем -набор карточек с инструментальными ценностями. По ходу диагностики допускается изменение мнения респондента и карточек местами вплоть до окончания тестирования.

В рамках профессионального становления личности курсанта вуза МВД России к числу наиболее значимых терминальных ценностей из списка Милтона Рокича нами были отобраны следующие:

1. Познание (интеллектуальное развитие личности курсанта, возможности по расширению кругозора);

2. Продуктивная жизнь (максимально полная реализация предоставленных возможностей, индивидуальных способностей);

3. Развитие (духовное и физическое развитие и совершенствование личности курсанта);

4. Творчество (развитие и реализация творческого потенциала);

5. Уверенность в себе (свобода от внутренних и внешних противоречий и сомнений, внутренняя гармония самого с собой).

Из числа инструментальных ценностей к числу наиболее значимых были отнесены следующие:

1. Исполнительность (способность своевременно, старательно исполнять поручения, исполнять возложенные обязанности);

2. Образованность (результат получаемого курсантом образования и самообразования, качество развития личности);

3. Рационализм (умение логично мыслить, принимать обдуманные решения);

4. Самоконтроль (самодисциплина, внутренняя и внешняя сдержанность);

5. Твердая воля (умение отстаивать свою точку зрения, не отступать перед трудностями).

Результаты диагностики терминальных и инструментальных ценностных ориентаций курсантов первого курса Восточно-Сибирского института МВД России представлены нами в таблицах 1, 2.

В таблице 2 приведено число курсантов в абсолютном и процентном выражении соответственно в числителе и знаменателе, для которых перечисленные ценности были наиболее значимыми. Например, 9/12 означает, что 9 курсантов первого курса считают развитие наиболее значимой ценностью, в процентах -это 12 % от числа общего числа курсантов, принявших участие в тестировании (всего их 74), или 20/27 означает, что 20 курсантов первого курса считают образованность наиболее значимой ценностью, в процентах - это 27 % из общего числа тестируемых курсантов.

Результаты диагностики ценностных ориен-таций курсантов 5 курса Восточно-Сибирского института МВД России представлены нами в таблицах 3, 4. Для удобства сравнения представлены сводные таблицы показателей, в которой с левой стороны обозначены результаты диагностики курсантов первого курса, а с правой стороны - результаты диагностики курсантов выпускного курса Восточно-Сибирского института МВД России.

Таблица 3

Показатели диагностики терминальных ценностных ориентаций курсантов 1 и 5

курсов Восточно-Сибирского института МВД России

Терминальные ценности Познание Продуктивная жизнь Развитие Творчество Уверенность в себе

Кур-

санты 12/16 14/19 9/12 15/20 17/23

1 курса

Курсанты 5курса 29/39 24/32 32/43 28/38 27/36

Таблица 4

Показатели диагностики инструментальных ценностных ориентаций курсантов 1 и 5 курсов Восточно-Сибирского института МВД России

Терминальные ценности Исполнительность Образованность Рационализм Самоконтроль Твердая воля

Кур-

санты 17/23 20/27 22/30 26/30 18/24

1 курса

Курсанты 5 курса 27/36 30/41 36/49 51/69 32/43

Результаты проведенного тестирования показали, что познание как терминальная ценность выше у курсантов выпускного курса, чем у курсантов первого курса в 2,4 раза, продуктивная жизнь - в 1,7 раза, развитие - в 3,5 раза, творчество - в 1,8 раза, уверенность в себе - в 1,6 раза.

Развитие инструментальных ценностей также было диагностировано выше у курсантов выпускного курса обучения: исполнительность - в 1,6 раза, образованность - в 1,5 раза, рационализм - в 1,6 раза, самоконтроль -почти в 2 раза и твердая воля - в 1,8 раза.

Таким образом, анализ эмпирических данных показал положительную динамику развития ценностных ориентаций курсантов вузов МВД России как внутренней позиции их личности, отражающей взаимосвязь личностных понятий и общественных значений, существующую в качестве проективной реальности, связывающей индивидуальное сознание с общественным, субъективную реальность состояния национальной безопасности страны с объективной. В рамках профессиональной подготовки формируются ценностные установки и ценностные ориентиры [12, с. 73], происходит развитие ценностного отношения и усиление направленности личности курсанта на будущую профессию как генерализованное, системообразующее и интегральное свойство современного сотрудника органов внутренних дел России, определенное системой наиболее устойчивых мотивов. Профессиональная направленность личности курсанта является выражением относительно высокой степени иерархизации потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер его деятельности. Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что до сих пор не утратило своей актуальности высказанное более 20 лет назад предложение Н. Д. Никан-дрова: «Именно ценности должны выступать основой целей воспитания и образования личности» [14].

В современных условиях ценностное отношение должно рассматриваться в качестве атрибута профессионального существования современного сотрудника органов внутренних дел России, поскольку, если у курсанта не будет ценностного отношения к выбранной им профессии, то курсант в последующем будет лишен должного осознанного уровня своей профессиональной деятельности. Сегодня ведомственное образование должно выступить главной платформой в формировании ценностного отношения, ценностных ориен-таций и ценностного мировоззрения курсантов вузов МВД России.

АННОТАЦИЯ

В статье осуществлен анализ ценностных ориентаций курсантов вузов МВД России в рамках их профессиональной подготовки. Рассмотрено понятие «ценностное отношение» с позиции междисциплинарного подхода, выделены его общественный и индивидуальный компоненты. Обоснована позиция, согласно которой ценностное отношение может выступать в качестве мотивирующего фактора в процессе профессионального становления и развития личности курсанта. Наличие ценностно-смысловых представлений о содержании и результатах профессиональной деятельности, владение ценностно-смысловыми установками должно стать атрибутом профессионального существования современного сотрудника органов внутренних дел России.

Ключевые слова: профессиональное становление, ценностное отношение, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, курсант, сотрудник органов внутренних дел России.

SUMMARY

The article analyzes the development of value orientations of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the framework of their professional training. The concept of "value relation" is considered from the perspective of an interdisciplinary approach, its social and individual components are highlighted. The position of the fact that the value attitude can act as a motivating factor in the process of professional formation and development of the personality of the cadet is substantiated. The presence of value-semantic ideas about the content and results of professional activity, the possession of value-semantic attitudes should become an attribute of the professional existence of a modern employee of the internal affairs bodies of Russia.

Key words: professional development, value attitude, value orientations, terminal values, instrumental values, cadet, employee of the internal affairs bodies of Russia.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов С. Ф. Ценности реальные и мнимые. - М.: Мысль, 1970. - 183 с.

2. Афанасьев А. В. Научные подходы к исследованию понятия «ценностное отношение» // Мир науки, культуры, образования. -2010. - № 1. - С. 194-197.

3. Бикчинтаева Л. Г. Актуальные задачи формирования профессионально-психологической подготовленности обучающихся образовательной организации системы МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2019. - № 2 (84). -С. 96-101.

4. Булынин А. М. Профессиональное становление личности: ценностный подход: учебное пособие для педвузов и специалистов системы повышения квалификации работников образования. - Комсомольск на Амуре: КГПИ, 1996. - 99 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Григорьева Т. А. Ценностные ориентации в структуре нравственно-правового самоопределения будущего специалиста таможенного дела // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 3 (48). - С. 443-448.

6. Ершова С. М. Теоретическое осмысление категорий «ценность» и «ценностное отношение» // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 52-59.

7. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. -221 с.

8. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. - 121 с.

9. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. -1996. - № 4. - С. 36-42.

10. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. -СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

11. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. - М.: «Академия», 2005. - 336 с.

12. Михайлова Т. Н., Киселева И. В. Формирование ценностей здорового образа жизни курсантов вузов МВД России // Вестник Томского государственного педагогиче-

ского университета. - 2020. - № 1 (207). -С. 70-76.

13. Мясищев В. Н. Психология отношений. - Воронеж, 1995. - 356 с.

14. Никандров Н. Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. - 1998. -№ 3. - С. 3-10.

15. Романов П. Ю., Хабибуллин Д. А. Ценностное отношение: подходы к исследованию // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2011. - № 12. - С. 173-183.

16. Тугаринов В. П. Теория ценности в марксизме. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 124 с.

17. Федосова И. В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе // Ценности и мысли. - 2009. - № 1. - С. 75-91.

18. Фромм Э. Психоанализ и этика. -М., 1993. - 150 с.

19. Харчева В. Т. Проблема ценности в философии. - М.: Наука, 1966. - 262 с.

20. Чавчавадзе З. Н. Культура и ценности. - Тбилисси: Мецниереба, 1984. - 170 с.

21. Шеманов А. Ю. Самоидентификация человека и культура. - М.: Академический проект, 2007. - 479 с.

22. Ядов В. А., Кон И. С. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ССА и ИКСИ. - М.: ИКСИ, 1969. -122 с.

Щ)

А. А. Хрулёва

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.