УДК 1 ББК 88
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ФАКТОРОВ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА СЛЕСАРЕВА,
кандидат психологических наук старший преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя
E-mail: [email protected]; СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА МИХАЙЛОВА, преподаватель кафедры психологии УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я.Кикотя;
ДОНИЁР ШУХРАТМИРЗАХМЕДОВ УГЛИ, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлены результаты исследования ценностно-смысловой сферы курсантов и слушателей факультета подготовки иностранных специалистов, обучающихся в Московском университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Ключевые слова: система ценностей; терминальные ценностные ориентации; инструментальные ценностные ориентации; ценностно-смысловая сфера курсантов и слушателей.
Annotation. In article results of research of value-semantic sphere of students and listeners of faculty of preparation of foreign specialists studying at the Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot.
Keywords: System of values; terminal values orientation; instrumental value orientation; value-semantic sphere of students and listeners.
В процессе реформирования органов внутренних дел и реализации на практике основных положений Федеральных законов, регламентирующих эти реформы, исследование ценностных ориентаций курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, является крайне актуальным и должно рассматриваться в контексте комплексного подхода к оптимизации ведомственной программы психологического обеспечения специалиста на ранних стадиях обучения. С целью проверки достоверности полученных результатов с помощью методики М. Рокича, было проведено дополнительное исследование ценностно-смысловой сферы курсантов и слушателей факультета подготовки иностранных специалистов, обучающихся в Московском университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Результаты исследования структуры смысложиз-ненных ориентаций курсантов и слушателей, обучающихся на разных факультетах Московского универ-
ситета МВД России им В.Я. Кикотя представлены в следующих диаграммах.
Из анализа результатов видно, что наиболее высокие показатели по субшкале «Цели в жизни» имеют слушатели факультета подготовки иностранных специалистов первого курса, в то время как слушатели факультета подготовки иностранных специалистов пятого курса имеют высокие показатели по субшкале «Процесс жизни». Данный фактор обусловлен тем, что у слушателей факультета подготовки иностранных специалистов первого курса имеется цель в будущем, которая придает их жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
По субшкале «Результат жизни» наиболее высокие показатели у слушателей факультета подготовки иностранных специалистов пятого курса, то есть по окончанию учебы слушатели факультета подготовки иностранных специалистов, считают, что они реализовали свои цели.
По субшкалам «Локус контроля-Я» и «Локус контроля-жизнь» наибольшие показатели у слушателей факультета подготовки иностранных специалистов пятого курса факультета подготовки иностранных специалистов, что говорит о том, что респонденты уверены в подконтрольности своей жизни собственным решениям, а также о склонности приписывать результаты деятельности внутренним факторам.
Рассмотрим особенности смысложизненных ори-ентаций курсантов, обучающихся на факультете подготовки психологов.
По результатам проведенного анализа смысложиз-ненных ориентаций курсантов, обучающихся на факультете подготовки психологов следует, что у респондентов нет тенденций к снижению субшкалы «Цели в жизни» как у слушателей факультета подготовки иностранных специалистов. Данная закономерность
говорит о сохранении целей в будущем на всем протяжении обучения в университете.
Ключевым моментом, влияющим на становление и внутреннее содержание ценностных ориентаций, является идентификация индивидов с определенной этнической общностью, которая проявляется в этнои-дентичности.
Как определяет этноидентичность С.А. Струейко, это принадлежность к этносу, самоотнесение к этнической или национальной общности. Взяв за основу данные исследования, для определения влияния этнического происхождения на ценностные ориентации, респондентам предлагалось пройти опросник этнической идентичности О.Л. Романовой, который позволил бы в контексте этноса выделить существующие различия в ценностно-смысловой сфере среди двух факультетов Московского университета МВД России им В.Я. Кикотя.
Диаграмма 1
Смысложизненные ориентации слушателей ФПИС
35,0 30.0 25,0 20.0 15,0 10,0 5,0 0,0 : 1 ■ _.. _
1 П- ] к 3 —1
1 — а
Цепи е жизни Процесс жизни Результат жизни Локус контроля-Я Локус контроля-жизнь
■ 5 курс 30,5 - — 33,7 31,0 312 29,8
"4 курс 30,4 31,3 29.0 24,4 27 2
= 3 курс 31,5 28,1 27,1 29,1 28,1
и 2 курс 31,5 32,8 20 22,5 29
*1курс 34,2 29,8 2 62 24,2 23,0
В5курс и^курс взкурс ^2курс Э1КУРС
Диаграмма 2 Смысложизненные ориентации курсантов ФПП
35,0
30,0 1 Ш]
25# 1 н
20,0
т
10,0
1
0,0 Цели в жизни Процесс жизн и Резуя ьтэт жизни Локус контроля- Локус контроля-Я жизнь
а1курс 33.2 26,3 21,3 32,а
и 2 курс 32,2 30,2 25,7 19,7 27,1
и 3 курс 31,6 32,2 25,3 24,7 31,5
а 4 курс 34,0 33,0 26,7 22,8 34,8
и 5 курс 32,7 33,7 26,9 22,5 33,1
Ш 1курс ■ 2 курс ■ 3 Сур г я 4 курс я 5 курс
По результатам, полученным по вышеуказанному опроснику построим диаграмму, отражающую особенности этнической идентичности курсантов факультета подготовки психологов.
Исходя из полученных наглядных результатов, можно сделать вывод, что для группы курсантов, обучающихся на факультете подготовки психологов наиболее значима этническая группа, в которой они находятся. Наименее значимо использование того или языка.
Для выявления взаимосвязи влияния этнического происхождения на становление ценностно-ориента-ционной сферы по результатам, полученным у слушателей факультета подготовки иностранных специалистов построим диаграмму № 8.
Для проведения качественного анализа полученных данных нами была проведена статистическая обработка полученных данных (параметрическая обработка, критерий Спирмена);
По результатам, полученным в результате статистической обработки было выявлено, что наиболее сильные (положительные) корреляционные связи наблюдаются между факторами (опросника О.Л. Романовой и методике М. Рокича):
• шкалой значимость национальности и ценностью здоровья (0,68);
• шкалой значимость национальности и жизненной мудростью (0,73);
• шкалой использование языка и материально обеспеченной жизнью (0,71);
По методике М. Рокича, имеются корреляционные связи между такими ценностями:
• жизненная мудрость и здоровье (0,7);
• наличие хороших и верных друзей и счастливая семейная жизнь (0,7);
• свобода и познание (0,7);
• активная деятельная жизнь и познание (-0,92);
Анализируя результаты, полученные в обоих группах респондентов, можно сказать, что имеются различия в показателях по средним значениям в шкалах значимость национальности и использование того или иного языка.
Так, средние значения по вышеуказанным шкалам более значимы у слушателей факультета подготовки иностранных специалистов.
Для определения степени значимости полученных данных, был применен критерий согласия распределения выборок (критерий Фишера) и критерий хи квадрат. Исходя из полученных результатов были построены таблица 1 и акже таблица 2.
Для наглядности интерпретации полученных данных построена ось значимости (рис. 1) для критерия согласия распределения выборок (критерий Фишера)
Полученные результаты свидетельствуют, что различия находятся в зоне значимости, следовательно, существующие различия в ценностных ориентациях курсантов и слушателей детерминированные факторами этноидентичности.
Результаты проведенного констатирующего исследования и сделанные выводы полностью подтвердили выдвинутые ранее гипотезы — курсанты и слушате-
ли факультета подготовки иностранных специалистов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя имеют в пределах нормы различные вариации в структуре и содержании ценностных ориентаций, что в свою очередь подтверждает динамика ценностных ориентаций респондентов, обучающихся на разных курсах и факультетах в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя.
Полученные данные свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь системы ценностных ориен-таций от особенностей этноидентичности курсантов и слушателей факультета подготовки иностранных специалистов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Для представителей факультета иностранных специалистов профессия офицера рассматривается в большей степени в качестве жизненной перспективы не только с точки зрения для достижения материальных благ и карьерного роста, но и для получения выбранной профессии с ее социально значимыми сторонами.
Результаты показывают что для респондентов нашего исследования важно понимание себя, как свободной личности, которая может простроить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле жизни, а также для курсантов и слушателей факультета подготовки иностранных специалистов имеет значение результат их жизни, для них ценно их прошлое и важна оценка их пройденного отрезка жизни, ощущение того, на сколько продуктивна была прожитая ее часть. Стоит еще отметить, что в процессе исследования выявлена высокая ориентация на свое профессиональное будущее. Это даёт нам подтверждение того, что в Московском университете МВД Рос-си имени В.Я. Кикотя весьма продуктивно построена работа профессионального отбора и хорошо налажен процесс учебно-служебной деятельности.
Исходя из анализа теоретико-методологических основ изучения ценностно ориентационной сферы известно, что ценностные ориентации являются системообразующим компонентом сформированности личности человека. Перед нами, таким образом, стоит задача по составлению методических рекомендаций, способствующих формированию ценностно-ориента-ционной сферы курсантов и слушателей факультета подготовки иностранных специалистов.
Таблица 1
Значимость национальности
дисперсия 1 выборки дисперсия 2 выборки
12,10790123 4,813846154
f эмперическая = 2,51522397
Таблица 2 Использование того или иного языка
дисперсия 1 выборки дисперсия 2 выборки
12,44521605 5,015015385
f эмперическая = 2,481590802
Диаграмма 3
Показатели этноидентичности у курсантов ФПП (методика О.Р. Романовой)
Диаграмма 4
Показатели этноидентичности у слушателей ФПИС (опросник О.Л. Романовой)
Ось значимости:
1,64
2.31
Рис. 1. Ось значимости для критерия согласия распределения выборок
Литература 1. Михайлова С.Ю., Мирзахмедов Д.Ш. Це-ленапрвленное воздействие на ценностные ориентации курсанта как один из факторов личностной надежности на ранних стадиях обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и обра-
зовательные технологии. Материалы двадцать первой всероссийской научно-методической конференции. 2016.
2. Михайлова С.Ю. Агрессия как форма деви-антного поведения // Профилактика заболеваний учащихся в образовательных учреждениях. М., 2010.
3. Михайлова С.Ю. Мирзахмедов Д. Ш. Целенаправленное воздействие на ценностные ориентации как один из факторов личностной надёжности специалиста в области психологии Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II Раздел XIII Социальное взаимодействие в контексте культурно-исторической психологии ( Москва, 14-19 ноября 2016 г.).
4. Слесарева Е.А. Профессионально-значимые качества личности инспекторов ДПС ГИБДД// Вестник ГУУ, № 19, 2011.
5. Слесарева Е.А. Роль информационных технологий в деятельности психолога // Сборник научных трудов XIII Научно-практической конференции «Технологии информационной безопасности в деятельности органов внутренних дел» (на базе УНК ИТ МосУ МВД
России имени В.Я. Кикотя от 26.11. 2015).
6. Слесарева Е.А., Смирнов Д.Е. Информационные технологии как средство решения практических задач в деятельности психолога // Закон и право №4 2016.
7. Стурейко, С. А. Роль этноидентичности в стратегии жизнеобеспечения афганских мигрантов в Беларуси / С. А. Стурейко // Этнокультурное развитие Беларуси в XIX — начале XXI в.: материалы междунар. науч.-практ. конф. / редкол: Т. А. Новогродский (отв. ред.) [и др.]. — Минск: БГУ, 2011. — С. 75 — 77.
8. Полозова Т.Ю., Усачева И.В. Изучение влияния эмоциональной устойчивости, гибкости, самоконтроля на выполнение теста «поиск» (реакции на появляющийся движущийся объект) // Вестник Московского университета МВД России №1. 2016.
Предупреждение
преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел
Учебник Третье издание
Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. Учебник. Под ред. С.Я. Лебедева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
Раскрыты основные теоретические и практические положения организации и осуществления деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Показаны ее правовые, организационные и тактические основы, вопросы предотвращения, профилак-тики и пресечения противоправных деяний, входящие в предупредительную компетенцию органов внутренних дел. Определены милицейская специфика общей, индивидуальной и виктимологической профилактики правонаруше-ний. Особое внимание уделено предупреждению милицией преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; против личности; в сфере экономики; террористической и экстремистской направленности; связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; в сфере экологической безопасности; безопасности дорожного движения и др.