Научная статья на тему 'Взаимозависимость самооценки и ценностных ориентаций личности на этапе профессионального становления'

Взаимозависимость самооценки и ценностных ориентаций личности на этапе профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
870
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полозова Т.Ю., Михайлова С.Ю.

Рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций личности и уровня сформированной личностной самооценки на этапе профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полозова Т.Ю., Михайлова С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interdependence of self-esteem and value orientations of the person at the stage of professional formation

In the article the author considers the relationship of value orientations of the personality, from level of self-esteem on the stage of professional formation.

Текст научной работы на тему «Взаимозависимость самооценки и ценностных ориентаций личности на этапе профессионального становления»

^^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ББК 88

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ПОЛОЗОВА,

преподаватель кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: psn06_@mail.ru Научная специальность 19.00.03 — психология труда и эргономика;

СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА МИХАЙЛОВА,

преподаватель кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: mixff@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций личности и уровня сформированной личностной самооценки на этапе профессионального становления.

Ключевые слова: личность, самооценка, ценностные ориентации, профессиональное становление, профессиональное самосознание.

Annotation. In the article the author considers the relationship of value orientations of the personality, from level of self-esteem on the stage of professional formation.

Keywords: personality, self-esteem, values, professional development, professional identity.

Одной из важных составляющих компонентов личности в психологии принято рассматривать самооценку, которая так или иначе определяет ее поведение.

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, критичность, требовательность к себе, результатам своей деятельности, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении человека — со стремлением найти свое место в жизни (выбрать профессию, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении).

Психологические особенности деятельности сотрудников правоохранительных органов с учетом их самооценки в настоящее время рассматриваются в работах Д.А. Честникова, А.А. Фролова Краснодарского университета, Т.Ю. Полозовой, С.Ю. Михайловой — преподавателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Профессиональное становление курсантов — будущих сотрудников полиции, связано с начальным периодом профессиональной деятельности,

именно в это время идет активное развитие профессиональных интеллектуальных качеств, индивидуально-психологических особенностей, формирование профессиональной самооценки, соответствующих содержанию и требованиям этой деятельности [1, с. 49].

На этапе профессионального становления самооценка является элементом самосознания, проявляющегося в эмоциональном отражении себя, соответствующего выбранной профессии. Профессиональное самосознание поэтапно выражается в возрастании признаков профессиональной деятельности.

В дальнейшем, по мнению Фролова А.А., самооценка выпускников вузов проявляется в организаторских способностях, умении брать на себя ответственность за принятое решение, оценивать социальные процессы [Фролов, с. 226—228].

Проводимое с 2010 г. в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя исследование самооценки сотрудников полиции направлено на изучение факторов надежности, связи самооценки с успешностью учебной и служебной деятельности. Выборка респондентов составила 20 слушателей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

2 курса факультета подготовки иностранных специалистов ФПИС Московского университета МВД России, средний возраст 22 года, средний стаж службы в ОВД — 2,6 года.

Для достижения исследовательской цели, изучения зависимости уровня самооценки и ценностных ориентаций личности сотрудников полиции на этапе профессионального становления и реализации поставленных задач нами был использован комплекс научных методов исследования личности: наблюдение, беседа, 16-факторный тест Р. Кеттела, методика ЦОЛ-1 «Опросник ценностных портретов», описанный В. Карандашевым. Методика направлена на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде. Кросскультуральный характер опросника подтвержден данными исследований в 54 странах. При создании опросника за основу была взята методика М. Рокича [психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» 2014].

Полученные данные проходили обработку с помощью методов математической статистики, программного пакета Statistica 6.0. Достоверность различий определялась критерием Спирмена.

По результатам исследования определены следующие уровни самооценки:

ф 36% опрошенных слушателей имеют высокий

уровень; ф 30% средний; ф 34% низкий.

В нашем исследовании выявлено, что высокая и заниженная самооценка будущих сотрудников полиции искажает процесс аттракции — адекватного восприятия собеседником р-^е1 < 0,05.

Креме того, оказалось, что, чем ниже аттракция, тем выше самостоятельность принятия решения будущими сотрудниками полиции р-^е1 < 0,05 .

По мнению Л.А. Карпенко, самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой [2, с. 352].

Мы рассмотрели возможность взаимозависимости самооценки и системы личностных смыслов индивида.

Выбранная для исследования методика ЦОЛ-1 изучает следующие личностные ценности: конформность, традиции, доброта, универсализм, са-

мостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность.

1. Ценность власти (Power) — заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля и доминирования над людьми и средствами.

2. Достижение (Achievement) — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, вызывает социальное одобрение.

3. Гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие (наслаждение жизнью).

4. Стимуляция (Stimulation ) — стремлении к новизне и глубоким переживаниям.

5. Самостоятельность (Self-Direction) — потребность в самоконтроле и самоуправлении, автономности и независимости.

6. Универсализм (Universalism) — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы.

7. Доброта (Benevolence) — полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, любовь.

8. Традиции (Tradition) — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре и следование им.

9. Конформность (Conformity) — сдерживание и предотвращение действий, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.

10. Безопасность (Security) — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.

11. Аттракция (Attrahere) — процесс формирования эмоциональной привлекательности человека, значимости, для воспринимающего.

В результате исследования вышеперечисленных личностных ценностей и самооценки выявлена корреляционная зависимость между самооценкой (16 PF Р. Кеттела) и ценностью власти (методика Цол-1) p-level < 0,05. Рис. 1.

Как видно из графика уровень личностной самооценки определяет уровень стремления к власти (по оси абсцисс расположены респонденты, по оси ординат — индивидуальные результаты в баллах личностной самооценки и ценности власти).

Других достовевных показателей зависимости влияния уровня самооценки на ценностные ориен-

№ 12 / 2015

Вестник Московского университета МВД России

319

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Ценность власти Самооценка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Рис. 1. Соотношение уровня личностной самооценки и ценности власти

тации личности выявлено в исследовании не было, но выявлены статистически значимые показатели взаимозависимости изучаемых личностных ценностей.

1. Самооценка, выполняя регуляторную и защитную функции, оказывает влияние на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.

В нашем исследовании выявлена статистически значимая зависимость между уровнем ценности самостоятельности и ценности достижения р-^е1 < 0,05.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости их оценки.

2. Получена зависимость ценности достижения и гедонизма р-^е1 < 0,05. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.

3. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению социального опыта. Выявленная зависимость соблюдения традиций и личностной универсальностью р-^е1 < 0,05.

4. Осознание безопасности способствует росту достижений личности. Полученные результаты взаимозависимости ценности достижения и ценности безопасности р-^е1 < 0,05.

Завершая анализ полученных результатов исследования взаимозависимости самооценки и ценностных ориентаций личности, необходимо заметить, что

на этапе профессионального становления, эмоционально отражая себя соответственно выбранной профессии, сотрудники полиции должны осознать необходимость формирования адекватной самооценки.

В профессиональной деятельности уровень самооценки влияет на аттракцию, самостоятельность, достижения, осознание безопасности, сохранение традиций, стремление к универсальности, гедонизму и зависит от фактических результатов профессиональной деятельности.

Литература

1. Полозова Т.Ю. Психологические условия развития интеллектуальных качеств курсантов как системообразующий фактор подготовки к профессиональной деятельости. Дис. канд. псих. наук. Москва. 2013г. с. 134.

2. Психология. Словарь Л.А. Карпенко / Под общ.ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. испр и доп. М.: Политиздат. 1990. 494 с.

3. Фролов А.А. Сущность самооценки и ее место в структуре самосознания личности. Акмеоло-гия. Научно-практический журнал, 2014 г.

References

1. Polozova T.Y. Psychological conditions of development of intellectual qualities of the students, as a core aspect of preparation for professional deyatelnosti. Dis. candidate. crazy. Sciences. Moscow. 2013. S. 134.

2. Psychology. Dictionary L.A. Karpenko / Under ed. of V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. 2-e Izd. TRK and extra-M.: Politizdat. 1990. s. 494.

3. Frolov A.A. The Essence of self-esteem and its place in the structure of consciousness of the person. Acmeology. Scientific-practical journal, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.