^^ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ББК 88
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА ПОЛОЗОВА,
преподаватель кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.03 — психология труда и эргономика;
СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА МИХАЙЛОВА,
преподаватель кафедры психологии УНК психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций личности и уровня сформированной личностной самооценки на этапе профессионального становления.
Ключевые слова: личность, самооценка, ценностные ориентации, профессиональное становление, профессиональное самосознание.
Annotation. In the article the author considers the relationship of value orientations of the personality, from level of self-esteem on the stage of professional formation.
Keywords: personality, self-esteem, values, professional development, professional identity.
Одной из важных составляющих компонентов личности в психологии принято рассматривать самооценку, которая так или иначе определяет ее поведение.
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, критичность, требовательность к себе, результатам своей деятельности, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении человека — со стремлением найти свое место в жизни (выбрать профессию, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении).
Психологические особенности деятельности сотрудников правоохранительных органов с учетом их самооценки в настоящее время рассматриваются в работах Д.А. Честникова, А.А. Фролова Краснодарского университета, Т.Ю. Полозовой, С.Ю. Михайловой — преподавателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Профессиональное становление курсантов — будущих сотрудников полиции, связано с начальным периодом профессиональной деятельности,
именно в это время идет активное развитие профессиональных интеллектуальных качеств, индивидуально-психологических особенностей, формирование профессиональной самооценки, соответствующих содержанию и требованиям этой деятельности [1, с. 49].
На этапе профессионального становления самооценка является элементом самосознания, проявляющегося в эмоциональном отражении себя, соответствующего выбранной профессии. Профессиональное самосознание поэтапно выражается в возрастании признаков профессиональной деятельности.
В дальнейшем, по мнению Фролова А.А., самооценка выпускников вузов проявляется в организаторских способностях, умении брать на себя ответственность за принятое решение, оценивать социальные процессы [Фролов, с. 226—228].
Проводимое с 2010 г. в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя исследование самооценки сотрудников полиции направлено на изучение факторов надежности, связи самооценки с успешностью учебной и служебной деятельности. Выборка респондентов составила 20 слушателей
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
2 курса факультета подготовки иностранных специалистов ФПИС Московского университета МВД России, средний возраст 22 года, средний стаж службы в ОВД — 2,6 года.
Для достижения исследовательской цели, изучения зависимости уровня самооценки и ценностных ориентаций личности сотрудников полиции на этапе профессионального становления и реализации поставленных задач нами был использован комплекс научных методов исследования личности: наблюдение, беседа, 16-факторный тест Р. Кеттела, методика ЦОЛ-1 «Опросник ценностных портретов», описанный В. Карандашевым. Методика направлена на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде. Кросскультуральный характер опросника подтвержден данными исследований в 54 странах. При создании опросника за основу была взята методика М. Рокича [психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» 2014].
Полученные данные проходили обработку с помощью методов математической статистики, программного пакета Statistica 6.0. Достоверность различий определялась критерием Спирмена.
По результатам исследования определены следующие уровни самооценки:
ф 36% опрошенных слушателей имеют высокий
уровень; ф 30% средний; ф 34% низкий.
В нашем исследовании выявлено, что высокая и заниженная самооценка будущих сотрудников полиции искажает процесс аттракции — адекватного восприятия собеседником р-^е1 < 0,05.
Креме того, оказалось, что, чем ниже аттракция, тем выше самостоятельность принятия решения будущими сотрудниками полиции р-^е1 < 0,05 .
По мнению Л.А. Карпенко, самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой [2, с. 352].
Мы рассмотрели возможность взаимозависимости самооценки и системы личностных смыслов индивида.
Выбранная для исследования методика ЦОЛ-1 изучает следующие личностные ценности: конформность, традиции, доброта, универсализм, са-
мостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность.
1. Ценность власти (Power) — заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля и доминирования над людьми и средствами.
2. Достижение (Achievement) — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, вызывает социальное одобрение.
3. Гедонизм (Hedonism) — наслаждение или чувственное удовольствие (наслаждение жизнью).
4. Стимуляция (Stimulation ) — стремлении к новизне и глубоким переживаниям.
5. Самостоятельность (Self-Direction) — потребность в самоконтроле и самоуправлении, автономности и независимости.
6. Универсализм (Universalism) — понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы.
7. Доброта (Benevolence) — полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, любовь.
8. Традиции (Tradition) — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре и следование им.
9. Конформность (Conformity) — сдерживание и предотвращение действий, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.
10. Безопасность (Security) — безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений. Она производна от базовых индивидуальных и групповых потребностей.
11. Аттракция (Attrahere) — процесс формирования эмоциональной привлекательности человека, значимости, для воспринимающего.
В результате исследования вышеперечисленных личностных ценностей и самооценки выявлена корреляционная зависимость между самооценкой (16 PF Р. Кеттела) и ценностью власти (методика Цол-1) p-level < 0,05. Рис. 1.
Как видно из графика уровень личностной самооценки определяет уровень стремления к власти (по оси абсцисс расположены респонденты, по оси ординат — индивидуальные результаты в баллах личностной самооценки и ценности власти).
Других достовевных показателей зависимости влияния уровня самооценки на ценностные ориен-
№ 12 / 2015
Вестник Московского университета МВД России
319
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
40 35 30 25 20 15 10 5 0
Ценность власти Самооценка
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Рис. 1. Соотношение уровня личностной самооценки и ценности власти
тации личности выявлено в исследовании не было, но выявлены статистически значимые показатели взаимозависимости изучаемых личностных ценностей.
1. Самооценка, выполняя регуляторную и защитную функции, оказывает влияние на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми.
В нашем исследовании выявлена статистически значимая зависимость между уровнем ценности самостоятельности и ценности достижения р-^е1 < 0,05.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости их оценки.
2. Получена зависимость ценности достижения и гедонизма р-^е1 < 0,05. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
3. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению социального опыта. Выявленная зависимость соблюдения традиций и личностной универсальностью р-^е1 < 0,05.
4. Осознание безопасности способствует росту достижений личности. Полученные результаты взаимозависимости ценности достижения и ценности безопасности р-^е1 < 0,05.
Завершая анализ полученных результатов исследования взаимозависимости самооценки и ценностных ориентаций личности, необходимо заметить, что
на этапе профессионального становления, эмоционально отражая себя соответственно выбранной профессии, сотрудники полиции должны осознать необходимость формирования адекватной самооценки.
В профессиональной деятельности уровень самооценки влияет на аттракцию, самостоятельность, достижения, осознание безопасности, сохранение традиций, стремление к универсальности, гедонизму и зависит от фактических результатов профессиональной деятельности.
Литература
1. Полозова Т.Ю. Психологические условия развития интеллектуальных качеств курсантов как системообразующий фактор подготовки к профессиональной деятельости. Дис. канд. псих. наук. Москва. 2013г. с. 134.
2. Психология. Словарь Л.А. Карпенко / Под общ.ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. испр и доп. М.: Политиздат. 1990. 494 с.
3. Фролов А.А. Сущность самооценки и ее место в структуре самосознания личности. Акмеоло-гия. Научно-практический журнал, 2014 г.
References
1. Polozova T.Y. Psychological conditions of development of intellectual qualities of the students, as a core aspect of preparation for professional deyatelnosti. Dis. candidate. crazy. Sciences. Moscow. 2013. S. 134.
2. Psychology. Dictionary L.A. Karpenko / Under ed. of V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. 2-e Izd. TRK and extra-M.: Politizdat. 1990. s. 494.
3. Frolov A.A. The Essence of self-esteem and its place in the structure of consciousness of the person. Acmeology. Scientific-practical journal, 2014.