Научная статья на тему 'Ценностное измерение социализации личности в современном медиакультурном пространстве'

Ценностное измерение социализации личности в современном медиакультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
710
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ / SOCIALIZATION / MEDIA CULTURE / SPIRITUAL CULTURE / SOCIAL PHILOSOPHY / VALUES / PERSONALITY / EDUCATION / POST-INDUSTRIALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гирлина Н.Ю.

Исследуется социокультурный потенциал духовных ценностей как детерминанты процесса социализации личности, значимость которого возрастает в условиях становления медиакультурного пространства современного информационного общества, ориентирующего на потребительски-материальные жизненные приоритеты. Раскрыты основные содержательные аспекты исследования медиакультурного пространства как среды социализации и бытия человека. Обсуждены дискуссионные вопросы процесса становления личности в условиях массовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE DIMENSION OF SOCIALIZATION IN THE MODERN MEDIA-CULTURAL SPACES

We study the socio-cultural potential of spiritual values as determinants of personality socialization process, the importance of which increases in the conditions of the media and cultural space of the modern information society orienting on consumer and material life priorities. It outlines the main substantive aspects of the study of media and cultural space as the environment of socialization and human life. The controversial issues of identity formation process in the conditions of mass culture are discussed.

Текст научной работы на тему «Ценностное измерение социализации личности в современном медиакультурном пространстве»



ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 130.122:37.013

Н.Ю. Гирлина

старший преподаватель, кафедра образовательного менеджмента, Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования,

Украина

ЦЕННОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Исследуется социокультурный потенциал духовных ценностей как детерминанты процесса социализации личности, значимость которого возрастает в условиях становления медиакультурного пространства современного информационного общества, ориентирующего на потребительски-материальные жизненные приоритеты. Раскрыты основные содержательные аспекты исследования медиакультурного пространства как среды социализации и бытия человека. Обсуждены дискуссионные вопросы процесса становления личности в условиях массовой культуры.

Ключевые слова: социализация, медиакультура, духовная культура, социальная философия, ценности, личность, воспитание, постиндустриализм.

N.Yu. Hirlina, Dnipropetrovsk Regional Institute of Postgraduate Education, Ukraine

VALUE DIMENSION OF SOCIALIZATION IN THE MODERN MEDIA-CULTURAL SPACES

Abstract. We study the socio-cultural potential of spiritual values as determinants of personality socialization process, the importance of which increases in the conditions of the media and cultural space of the modern information society orienting on consumer and material life priorities. It outlines the main substantive aspects of the study of media and cultural space as the environment of socialization and human life. The controversial issues of identity formation process in the conditions of mass culture are discussed.

Keywords: socialization, media culture, spiritual culture, social philosophy, values, personality, education, post-industrialism.

В процессе социализации формируются ценностные ориентации молодежи как моральные, когнитивные, эстетические принципы осуществления оценок действительности. В рамках исследуемой проблемы наиболее приемлемым является понимание ценностных ориентаций как духовной основы внутренней структуры личности, в границах которой происходит определение ее мировоззрения и смысложизненных приоритетов, формируется личностный образ мышления и деятельности. В этом смысле социализация личности представляет собой ни что иное, как процесс становления ее ценностных ориентаций. Они являются критерием в определении отношения человека к тем или другим социокультурных феноменам и основой формирования убеждений, определяют положительное или негативное значение тех или иных составляющих среды бытия человека в зависимости не от их свойств, а от их места в системе ценностей и социальных отношений, критериев оценки, которые выражены в моральных принципах.

Безусловно, нужно подчеркнуть социальное измерение этого феномена, поскольку он прямо связан с влиянием на личность культурной среды в процессе совместного бытия и деятельности с другими людьми. Ценности духовной культуры выполняют ключевые для социализации функции согласования деятельности личности и социума, особенно относительно нравственно-конвенционных предостережений в сфере поведения и удовлетворения нужд отдельного человека. Именно в культурном пространстве формируются ценностно-ориентированные действия человека, направленные на личностную самоактуализацию или, наоборот, на деструктивное поведение. Эффективность социализации и саморазвития человека зависит от степени интериоризации духовных ценностей по смыслу и способом, которые нормативно закреп-

лены в обществе, в культурном пространстве его бытия.

Ценностно-смысловые ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются именно на этапе ее становления как социального субъекта, поэтому процессы их формирования и процесс социализации являются взаимодетерминированными. «Молодежный возраст - это время завершения социализации, окончательного формирования ценностей, личностных установок, нужд и преимуществ, которые в комплексе формируют активного социального субъекта. Поэтому важным представляется содержание и качество ценностей и образцов поведения, усваиваемых молодыми людьми» [3, с. 161].

Культурная среда, в которой происходит становления человека, выступает как основной детерминирующий по отношению к процессу формирования ценностей фактор, поскольку «общество обеспечивает функционирование человека как коллективного существа, а культура побуждает его к индивидуализации, как образу овладения трансцедентными силами космоса» [4, с. 107]. В современных условиях основной детерминантой формирования ценностей является погружение подрастающего поколения информационного общества в виртуальное медиа-культурное пространство. В его границах отсутствуют любые ограничения доступа к информации, которая в культурном смысле означает и отсутствие каких-то границ между разными культурами и субкультурами, духовными ценностями, образами жизни и т.п. Поток разной культурно-ценностной информации в медиакультурном пространстве выступает как основной фактор формирования ценностей подрастающего поколения, поскольку «современные электронные технологии содействуют радикальному индивидуализму, меняя систему ценностей, которые в свою очередь меняют природу общества с учетом процесса изменения поколений» [3, с. 162].

Понятно, что это влияние является особенно эффективном в условиях действия на человека, который находится в процессе своего социального и личностного становления. В многочисленных научных исследованиях обосновывается принадлежность медиа-культурного влияния глобализованного общества к материально-цивилизационным факторам, из чего вытекает и приоритет материальных ценностей над духовными в медиакультурном пространстве как среде социализации личносты. Исследователи отмечают, что «существующие в наше время возможности, которые личность использует в своем развитии и самосовершенствовании, не всегда окажутся полезными для ее духовной сферы, а временами и совсем ведут к потере «человеческого в человеке». Итогом ситуации, которая сложилась, является постоянная дезориентация современной молодежи: у значительной части подрастающего поколения искажены или совсем отсутствуют основные представления о тех ценностях, которые представляют ядро нравственности личности» [1, с. 25].

Таким образом, одним из главных аспектов формирования глобального медиакультур-ного пространства является разрушение духовно-моральных ценностей, что рассматривается как закономерный процесс формирования постиндустриального общества, одним из измерений которого является выход за пределы традиционных ценностей. В реальности этот процесс возникает как превышение скорости изменения окружающего мира относительно возможностей адаптационных изменений сознания и духовного мира людей. Кризис моральных принципов выступает как неспособность общества и человека к адекватному духовному ответу на динамичные глобально-цивилизационные изменения постиндустриального образца. Соответственно вместо духовного роста медиакультурная среда предлагает подрастающему поколению экономический прагматизм, искоренение гуманитарных истоков бытия и культуры, примитивизацию и унификацию сознания и поведения.

В результате проявления глобальных проблем происходят процессы разрушения эстетических, моральных, этических идеалов, а устоявшиеся ценности вытесняются новыми, которые продуцируются и транслируются массовой культурой. Как указывают исследователи, «в духовной и культурной среде массовое распространение получают псевдокультурные и псев-

доморальные ценности - «массовая культура» в ее агрессивном, человекоразрушающем проявлении» [7, с. 13].

Распространение низкопробной массовой культуры потребительского образа жизни, безответственности и вседозволенности влияет на формирование ценностей подрастающего поколения, что может привести к негативным и необратимым последствиям для будущего нашего общества. Исследователь Н. Покровский, характеризуя ценностные ориентации молодежи в условиях становления медиакультуры, говорит о формировании, по сути, нового сообщества, которое ориентировано на материальное потребление. Для этого нового сообщества характерны такие черты, как постоянное сужение поля социального интереса, превращение людей в «плоскостные фигуры» без глубокой духовно-моральной составляющей, культурная всеядность, подчинение миру «симулякров» и искусственных мифологем как следствие виртуализации культурной сферы [6, с. 89].

Материалистическая направленность интенций ценностного развития личности в ме-диакультурном пространстве формирует и соответствующий тип духовной культуры, в которой превалирует ценность материального потребления и жизненного успеха, необходимого для получения ресурсов для этого потребления. Высокие духовные ценности при этом остаются неза-действованными, что и является основной социокультурной детерминантой бездуховности молодежи ХХ1 века.

Имеющиеся исследования фиксируют оторванность шкал ценностей и оценок социально-психологического поля личности от процессов социального взаимодействия, результатом чего при формировании собственных представлений об окружающем мире у нее возникают расхождения в их толковании. Вследствие этого у социализирующейся личности возникает значительная сложность в установлении когерентности между собственным духовным миром и социокультурным окружением, а это является основой возникновения дискомфорта у человека с доминированием амбивалентности. Неуверенность в собственных возможностях относительно ориентации в окружающем мире содействует деструктивным формам самоутверждения в виде самоизоляции или склонности к манипулированию. В результате этого наиболее вероятным направлением духовного развития личности является формирование социально инертного индивида, предрасположенного не к конструктивной коммуникации, а к конфликтности или к конформизму и социальной апатии. При этом динамичность ценностных ориентаций молодежи обусловлена ее промежуточным положением как одновременно пассивного объекта социального влияния и активного субъекта социального действия. Однако доминирует все же тенденция к отсутствию собственной ответственности за утверждение новых социальных отношений [7, с. 14].

Сформированные у «виртуального поколения» ценностные нормативные модели поведения очень часто являются источником ошибочных представлений и стереотипов, которые, в частности, являются препятствием социокультурным инновациям, воспринимаемым как разрушение личностного мира. В таких условиях вполне понятны и объективно обусловлены расхождения между личностными ценностями и реалиями социокультурной среды не становятся источником развития, самоактуализации, а предопределяют постоянный внутренне-личностный конфликт между субъективным и объективным мирами.

Нужно подчеркнуть, что это именно социокультурно-мировоззренческая, а не психологическая проблема, поскольку все исследования показывают, что оптимальное включение индивида в систему межличностной коммуникации обеспечивает необходимый уровень социальной мобильности для формирования мотивов духовно-ценностного развития и основанной на нем социальной активности. Ведь именно социокультурная заангажированность человека в виде определенной системы интериоризированных ценностей, которая дает ему ощущение перспективы собственного развития в социальном времени и пространстве, является необходимой

предпосылкой формирования высокой духовной культуры. Исследователь молодежной среды В.Е. Семенов подчеркивает, что «главной преградой в реализации общественного воспитания молодежи в данное время являются противоречия между его просоциальным, моральным характером и антисоциальными, аморальными условиями отечественных нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ» [5, с. 42].

Это является результатом несоответствия духовного производства в условиях медиа-культурного пространства и репрезентации в нем морально-этических ценностей социокультурным характеристикам подрастающего поколения. В ответ на это в молодежной среде приобретают распространение тенденции маргинализации в сфере духовных ценностей. Проявлением этого можно считать отчуждение от духовных ценностей старшего поколения и принятие ценностей других культур молодежной субкультурой на уровне достаточно бездуховной и низкохудожественной массовой культуры. Пребывание молодого человека в современном медиакультур-ном пространстве, сориентированном на материальные ценности, приводит к тому, что процессы социализации, включая и просветительно-воспитательное влияние, «теряют свое человеко-созидающее значение» [2, с. 31], что ставит под угрозу целостность формирующейся личности.

Размытость и противоречивость ценностных ориентаций современной молодежи объясняется кризисом духовности в социуме, отсутствием четко выраженной национальной идеи, заполнением вакуума в духовно-моральной сфере бездуховной массовой культурой. Засилие медиакультуры демонстрирует тот факт, что, согласно исследованиям, звезды шоу-бизнеса для значительной части молодежи ближе, чем представители собственной возрастной или профессиональной группы, а виртуальное общение становится основой формирования собственной референтной социальной группы [3, с. 162].

Таким образом, влияние современного медиакультурного пространства на процесс социализации проявляется прежде всего как влияние на процессы становления внутренних ценностей подрастающего поколения. В целом нужно констатировать, что проблема социализации личности в условиях становления медиакультурного пространства имеет четкое аксиологическое определение. Если говорить о духовной культуре высоконравственной направленности, то ее основу составляет убежденность личности в правоте своих действий, а последняя опирается на субъективные ценностные ориентиры и основанную на них деятельность. Речь идет о тех ценностях, которые определяют внутренне-личностные принципы выбора цели и средств деятельности человека в социуме. Если такими ценностями являются материальные, утилитарные, то именно они и определяют ценностно-мотивационную основу бытия человека, отображая ценностную основу бытия общества. В итоге поколение, воспитанное в условиях доминирования материального прагматизма медиакультуры как основы ценностного выбора, не только не опирается на высокие духовные идеалы, но и вообще может не иметь представления об их существовании.

Необходимо воспитание у молодежи потребности в освоении ценностей общечеловеческой и национальной культуры, создание и увеличение ценностей духовной культуры. Главной задачей становления личности в контексте управления медиакультурными влияниями является развитие ее духовности, сориентированное на культивирование ценностных ориентиров высокой духовной культуры.

Список литературы:

1. Гальцова Е.С. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности в современной России // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 1 (32). С. 25-32.

2. Колесникова И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9. С. 25-33.

3. Косинцева Т.Д. Культурные традиции и новации в социальном становлении студенческой молодежи // Путь науки. 2015. № 1 (11). С. 161-164.

4. Ларцев В.С. Социальные и культурные детерминанты формирования личности: монография. - К., 2002.

5. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4 (276). С. 37-43.

6. Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста: сборник / сост. А.Ю. Ашке-ров. М, 2004.

7. Чопей В.С. Соцюлопчний портрет сучасного студента: основы тенденцп розвитку: ав-тореф. дис. ... канд. соцюл. наук. К., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.