Научная статья на тему 'Развивающий потенциал и организационные функции цифровых технологий в социализации студентов'

Развивающий потенциал и организационные функции цифровых технологий в социализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА КОММУНИКАЦИИ / СУБКУЛЬТУРА / EDUCATION INFORMATIZATION / EDUCATIONAL SPACE / COMPUTER TECHNOLOGIES / SOCIALIZATION / SOCIAL AND INFORMATION ENVIRONMENT / CULTURE OF COMMUNICATION / SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразаков Магомед Мусаевич, Гаджиев Джаваншир Джебраил, Цветкова Ольга Николаевна, Токмазов Георгий Васильевич

В статье рассматривается проблемы социализации студентов в период глобализации образования и активного развития информационно-цифровых технологий (ИЦТ), а также роль информационно образовательного и культурного пространства в становлении и развития личности студента вуза. В эпоху ИЦТ происходит переосмысление феномена компьютерных технологий и образовательного потенциала глобальных сетевых технологий. Это понимание является необходимым для повышения качества образования, поскольку обойтись без этих технологий современному человеку не представляется возможным. В статье подчеркивается, что Internet, как продукт развития компьютерных технологий, меняет стиль мышления и образ жизни, структуру досуга и характер межличностной коммуникации, в том числе в студенческой среде. На сегодняшний день Internet и Web представляют собой глобальную всемирную сеть с информационными ресурсами, которая объединяет пользователей со всего мира в различные группы, формируя новое социокультурное пространство. Можно только предполагать, какое влияние (больше негативное или позитивное) оказывает глобальная компьютерная сеть на процесс социализации субъектов современной системы образования, однако организационный потенциал компьютерных технологий, целевые возможности информационно образовательного пространства в формировании процесса социализации субъекта образования остается в центре внимания многих ученых, специалистов, методистов и других исследователей феномена, роли и влияния компьютерных технологий в жизни общества и человека, требует тщательного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуразаков Магомед Мусаевич, Гаджиев Джаваншир Джебраил, Цветкова Ольга Николаевна, Токмазов Георгий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENTAL POTENTIAL AND THE ORGANISATIONAL FUNCTIONS OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN STUDENTS SOCIALIZATION

The article deals with the problems of socialization of students in the period of globalization of education and the active development of information digital technologies (ICT), as well as the role of the information-educational and cultural space in the formation and development of the personality of a student. In the era of ICT, the phenomenon of computer technology and the educational potential of global network technologies is being redefined. This understanding is necessary to improve the quality of education, since it is not possible for modern man to do without these technologies. The article emphasizes that the Internet, as a product of the development of computer technology, changes the style of thinking and lifestyle, the structure of leisure and the nature of interpersonal communication, including in the student environment. Today, the Internet and the Web are a global worldwide network with information resources that unites users from all over the world into various groups, creating a new socio-cultural space. One can only assume what influence (more negative or positive) the global computer network has on the socialization process of the subjects of the modern education system, however the organizational potential of computer technologies, the target capabilities of the informational educational space in shaping the socialization process of the education subject attention of many scientists, specialists, methodologists and other researchers of the phenomenon, role and influence of computer technologies in the life of society and man, rebuet scrutiny.

Текст научной работы на тему «Развивающий потенциал и организационные функции цифровых технологий в социализации студентов»

педагогические Абдуразаков Магомед Мусаевич, Гаджиев Джаваншир Джебраил, Цветкова Ольга Николаевна и другие

науки РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ЦИФРОВЫХ ...

УДК 37.032

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0093

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

© 2019

Абдуразаков Магомед Мусаевич, доктор педагогических наук, доцент Российская академия образования (119571, Россия, Москва, пр. Вернадского, д. 88, корп. 1, к. 1317, e-mail: abdurazakov@inbox.ru) Гаджиев Джаваншир Джебраил, кандидат физико-математических наук Индиан Ривер Колледж, Государственный университет штата Флорида (3209 Virginia Avenue, Fort Pierce, FL 34981, United States, e-mail: djavashir53@inbox.ru) Цветкова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Бизнес-информатика» Финансовый университет при Правительстве РФ (105187, Россия, Москва; адрес: ул. Щербаковская, 38, комн. 215, e-mail: OChvetkova@fa.ru) Токмазов Георгий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент,

профессор кафедры высшей математики Государственный Морской Университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (353919, Россия, Новороссийск, ул. Волгоградская, д. 14, кв. 8, e-mail: tokmazov@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается проблемы социализации студентов в период глобализации образования и активного развития информационно-цифровых технологий (ИЦТ), а также роль информационно образовательного и культурного пространства в становлении и развития личности студента вуза. В эпоху ИЦТ происходит переосмысление феномена компьютерных технологий и образовательного потенциала глобальных сетевых технологий. Это понимание является необходимым для повышения качества образования, поскольку обойтись без этих технологий современному человеку не представляется возможным. В статье подчеркивается, что Internet, как продукт развития компьютерных технологий, меняет стиль мышления и образ жизни, структуру досуга и характер межличностной коммуникации, в том числе в студенческой среде. На сегодняшний день Internet и Web представляют собой глобальную всемирную сеть с информационными ресурсами, которая объединяет пользователей со всего мира в различные группы, формируя новое социокультурное пространство. Можно только предполагать, какое влияние (больше негативное или позитивное) оказывает глобальная компьютерная сеть на процесс социализации субъектов современной системы образования, однако организационный потенциал компьютерных технологий, целевые возможности информационно образовательного пространства в формировании процесса социализации субъекта образования остается в центре внимания многих ученых, специалистов, методистов и других исследователей феномена, роли и влияния компьютерных технологий в жизни общества и человека, требует тщательного изучения.

Ключевые слова: информатизация образования, образовательное пространство, компьютерные технологии, социализация, социально-информационная среда, культура коммуникации, субкультура.

THE DEVELOPMENTAL POTENTIAL AND THE ORGANISATIONAL FUNCTIONS OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN STUDENTS SOCIALIZATION

© 2019

Abdurazakov Magomed Musaevich, Doctor of Pedagogical Sciences, associate Professor

Russian Academy of Education (119571, Russia, Moscow, pr. Vernadskogo, 88/1/1317, e-mail: abdurazakov@inbox.ru) Gadjiev Djavanshir Djebrail, Ph.D. of Physical and Mathematical Sciences, Professor of Mathematics and Natural Sciences Indian River State College of Florida (3209 Virginia Avenue, Fort Pierce, FL 34981, United States, e-mail: djavashir53@inbox.ru) Tsvetkova Olga Nikolaevna, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of Business Informatics Department Financial University under the Government of Moscow (105187, Russia, Moscow, street Sherbakovskaya, 38, room 215, e-mail: OChvetkova@fa.ru) Tokmazov Georgy Vasil'evich, Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor Admiral Ushakov State Maritime University (353919, Russia, Novorossiysk, street Volgograd, 14/8, e-mail: tokmazov@mail.ru)

Abstract. The article deals with the problems of socialization of students in the period of globalization of education and the active development of information digital technologies (ICT), as well as the role of the information-educational and cultural space in the formation and development of the personality of a student. In the era of ICT, the phenomenon of computer technology and the educational potential of global network technologies is being redefined. This understanding is necessary to improve the quality of education, since it is not possible for modern man to do without these technologies. The article emphasizes that the Internet, as a product of the development of computer technology, changes the style of thinking and lifestyle, the structure of leisure and the nature of interpersonal communication, including in the student environment. Today, the Internet and the Web are a global worldwide network with information resources that unites users from all over the world into various groups, creating a new socio-cultural space. One can only assume what influence (more negative or positive) the global computer network has on the socialization process of the subjects of the modern education system, however the organizational potential of computer technologies, the target capabilities of the informational educational space in shaping the socialization process of the education subject attention of many scientists, specialists, methodologists and other researchers of the phenomenon, role and influence of computer technologies in the life of society and man, rebuet scrutiny.

Keywords: education informatization, educational space, computer technologies, socialization, social and information environment, culture of communication, subculture.

Введение. Одной из главных задач современного об- играют важную роль, оказывая в значительной степени щества является социализация подрастающего поколе- влияние на виртуализацию социальных институтов, соз-ния и в этом процессе информационно-коммуникацион- дании электронного (виртуального) мира (как образ ре-ные технологии (ИКТ) и новейшие технологии обучения ального), своеобразная модель, «отражающая его свой-Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27) 13

Abdurazakov Magomed Musaevich, Gadjiev Djavanshir Djebrail, Tsvetkova Olga Nikolaevna and others pedagogical

THE DEVELOPMENTAL POTENTIAL AND THE ORGANISATIONAL FUNCTIONS ... sciences

ства и изменяемая вместе с ним путем замены обычного восприятия окружающей действительности информацией, интегрируемой компьютерной системой» [1].

В образовательном киберпространстве, как специфической части общего киберпространства, имеющее образовательное назначение и характеризуемое целенаправленными образовательными отношениями, «каждый субъект образования, порождая вместе с образовательным киберпространством образовательное взаимодействие, становится его образующим компонентом и, следовательно, объектом педагогического исследования (в этом качестве)» [2]. Информационно-образовательная среда (ИОС), при этом, выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности.

Дж. Брунер считает, что основные положения (методы и средства) современной информатики и 1Т-технология в принципе должны быть применимы к организации процесса обучения [3]. Под влиянием всеобщей информатизации образования происходит создание информационно-образовательной среды и ее представление в конструкции киберпространства.

В настоящее время идет работа по созданию общепринятых норм, критериев и количественных индикаторов в социальной и образовательной практике, характеризующих процесс формирования социализации субъектов образовательной деятельности.

С одной стороны, формируется социокультурное пространство, новую сетевую культуру коммуникации человека, происходит сетевая самоидентификация как процесс формирования «сетевой личности» (как новой формы самоидентификации человека в хорошем смысле без «аватаров и никнеймов» и т.д.).

С другой стороны, у студентов доминирует познавательная мотивация сетевого поведения, в противовес коммуникативной или игровой, поскольку познавательная мотивация неразрывно связана с образовательной деятельностью и профессиональной социализацией. Таким образом, будущая сфера профессиональной деятельности и потребности карьерного роста определяют мотивы сетевого поведения.

В информационно-цифровую эпоху личность обучающегося нами рассматривается, с одной стороны, в качестве активного субъекта образования, и полноправного субъекта социально-информационной среды, с другой. Это означает, что личностное развитие (процесс социализации) переходит в другую плоскость, приобретает новое качество и вследствие этого обучение является развивающим: ставит целью формирование развитой творческой личности, способной к адаптации к изменяющимся условиям среды и способствует к развитию личной информационной среды в соответствии со своими потребностями и решением социально значимых задач [4].

Развивающейся личности субъекта обучения требуются:

Информационная компетентность, интеллектуальные возможности адаптации в информационной среде, сфере информатизации; характеризующая уровень:

- знаний субъекта об информационной сфере, информации, информационных процессах, о процессах информатизации и цифровых технологиях;

- умений работать с образовательной информацией в Web-пространстве;

- владения навыками работы с информацией, представляемой в цифровом пространстве;

- умений осуществлять информационное взаимодействие и участвовать социально-информационных отношениях с использованием 1Т;

- понимания основополагающей роли триады «ин-формация-информационные_процессы-информацион-ные технологии», принципов и характера их осуществления, реализации в образовании и обществе;

- навыков и 1Т-компетентностей применимости этих знаний и умений на практике. 14

Информационная субкультура, характеризуемая как устойчивую инвариантную способность субъекта, позволяющая адаптироваться быстроизменяющимся условиям в социально-информационной среде и информационно-культурном пространстве, способствующая развитию и саморазвитию, познанию и самообразованию, обучению и самообучению.

Личная информационная культура, характеризующая уровень информационной компетентности субъекта. Информационная компетентность субъекта прямо способствует развитию его информационной культуры, а компонентами информационной культуры являются компьютерная культура, относящаяся к взаимодействию человека с информационно-компьютерной сферой со встроенными элементами искусственного интеллекта, и компьютерная этика, включающая не только соответствующие этические правила, но и предполагает переосмысление феномена компьютерной техники и технологии в формирование общечеловеческих ценностей и цифровой культуры, то есть осуществляет социализацию компьютерной сферы.

Однако проблема состоит в том, насколько адекватно и эффективно IT описывает работу нашего интеллекта, личностные качества и черты характера; дает ли компьютерная технология возможность существенно повысить эффективность обучения; способствует ли формированию процесса социализации субъекта образования и развитию ключевых IT-компетенций для комфортной жизнедеятельности личности в информационно-цифровую эпоху.

Постановка проблемы. Личность формируется под воздействием как внутренних (психологических), так и внешних (социальных) факторов. В контексте данной рассматриваемой проблемы аспект формирования личности, его социализация в культурно-образовательном пространстве в цифровую эпоху имеет особый фон, так как «являясь сложным образованием, личность отражает разные влияния» [5, с. 52]. Поскольку Internet и Web-технология начинают влиять на формирование и развитие социума, а доступ к информации выступает решающим фактором развития индивида в цифровом обществе, то «адаптация в современной социально-информационной среде предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта субъекта, но и культуры (субкультуры): культуры деятельности, культуры отношений, этики. .. .также наличие у него современного мировоззрения, соблюдение им социально-правовых норм и норм морали, бережное отношение к нравственным ценностям» [6, с 9]. Интернет является частью структуры информационных технологий и занимает существенное место в информационном поле студентов.

Проблема Internet-социализации и аспекты влияния современных IT на процесс социализации молодежи на разных этапах информатизации общества и образования всегда была в центре внимания и продолжает привлекать специалистов разных областей знания. Например, концептуально важными в контексте данной проблемы интерес представляют исследования М. Кастельса [7], Д. Белла [8] (концепция "информационного общества"); М. Маклюэна [9] ("электронного общения"); Е. Масуда [10], А. Минаков [11], А.Е. Жичкина [12] ("социология Интернета"); В. А. Плешакова [13] ("киберсо-циализации"); А.Д. Андреевой [14], А. В. Мудрика [15], Г.А. Чередниченко [16] ("социализации человека") и др. Проблемы влияния IT и сетевых технологий на качество обучения, социализации личности и развитие его личной культуры, организации межличностной коммуникации рассмотрены в работах [17- 21] и др.

Э. Тоффлера в концепции постиндустриализма отмечается, что создание и становление новой высокоинтеллектуальной среды, основанной на компьютерных сетях (в настоящее время «нейросетевые» технологи), приведёт к необходимости создания новых адекватных вызовам времени механизмов социализации индивида [22]. В

педагогические науки

Абдуразаков Магомед Мусаевич, Гаджиев Джаваншир Джебраил, Цветкова Ольга Николаевна и другие РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ЦИФРОВЫХ ...

этом аспекте переход от технократической к личностно ориентированной образовательной парадигме, проблема социализации студентов в информационно-цифровую эпоху приобретает особое значение.

Вопросы исследования. Формирование процесса социализация студентов в информационно-цифровую эпоху имеет особый формат и особые характерные черты, поскольку влияние 1Т-технологий все более возрастает и будет оказывать огромное влияние на жизнь, работу и быт человека. Заявленная тема является актуальным, имеющую свою специфику и особенности. Исходя из поставленной проблемы, отражающая вопросы формирования процесса социализации субъекта образования, нами выделены задачи исследования, среди которых:

- определить роль и место 1Т-технологий для студенческой молодежи;

- уточнить такие основополагающие категории как «информационные технологии», «социализация», «ки-берсоциализация», «интернет-социализация»;

- осуществить анализ поля проблемы социально-познавательной адаптации субъекта образования;

- раскрыть дидактический, развивающий потенциал и организационные функции ИОС;

- изучить аспекты взаимодействия субъектов образования в социально-информационной среде.

Целью исследования является выявление внутренних и внешних факторов, влияющие на формирование процесса социализации студентов и механизмов реализации этого процесса в информационно-цифровую эпоху.

Методами исследования выступают изучение социологических, психологических, педагогических исследований по проблеме систематизации, обобщения, описания; критическая интерпретация подходов к решению проблемы социализации студентов в информационно-цифровую эпоху и в условиях глобализации образования. Для качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления внутренних и внешних факторов процесса социализации субъектов образования, отраженных этими документами, используется метод контент-анализа.

Содержание. Человек, как самостоятельная личность, существует всегда, поскольку он живёт в социуме, и это постоянный непрерывный процесс, осуществляющийся в течение всей его жизни, то есть происходит формирование процесса социализации личности. В нашей работе речь идёт, во-первых, о более интенсивной и целенаправленной социализации личности субъекта образования в течении всего периода обучения; во-вторых, в аспекте его взаимодействия с социально-информационной средой современного общества; в-третьих, особый акцент делается формированию процесса социализация студента в аспекте влияния ИОС, сферы 1Т и медисреды для познавательного, конструктивного, эффективного и правомерного взаимодействия под их позитивном воздействием, хотя мы не исключаем и негативные моменты в этом процессе.

Американский социолог Франклин Г. Гиддингс в книге «Теория социализации" (1887г.) термин «социализация» применительно к человеку употребил его в значении, близком к современному, как «развитие социальной природы или характера индивида» [23].

В современном образовании для личностного развития все большее значение приобретает социализация субъектов образования, понимаемая в педагогике как «процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе» [24], а в социологическом контексте рассматривается как «процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, общность или социальное пространство в целом» [16].

Развитие любого субъекта образования, в том числе, студента заключается в обретении новых инвариантных

свойств этой личности как самоуправляемой, устойчивой информационно-психологической системы. Прежде всего это развитие является качественным изменением личности под влиянием внешних и внутренних факторов социума.

Образование как официальный институт общества призвана обучать и воспитывать подрастающее поколение, создавать эффективные условия для реализации учебно-познавательной деятельности, способствовать освоению знаний и помогать ему в усвоении выработанных обществом культурных и духовных ценностей. Система образования, как эффективный канал связи между прошлым и будущим, в настоящем должна способствовать формированию самосознания субъекта обучения и помочь ему самоопределиться, найти свое место в мире. В этом аспекте под развитием субъекта обучения мы понимаем личностное совершенствование, которое находится в полном соответствии с развитием общества, информационной и социокультурной среды. Следовательно, формирование процесса социализации студента ВУЗа следует рассматривать как качественное развитие его личной культуры под влиянием внешних и внутренних факторов социума, которая выражает на субъективном уровне культуру общества.

Аспекты взаимодействия субъекта образования в социально-информационной среде. Высшее образование составляет самостоятельную социально-познавательную систему, где любой обучаемый является полноправным субъектом социальной среды, живет в соответствии с социальным устройством и моральными устоями общества. Однако в период становления информационно-образовательного пространства, и как следствие бурного развития 1Т, средств коммуникации и информационного взаимодействия целенаправленное формирование процесса социализации субъект образования не только становится необходимостью, но и выдвигает новые требования.

Взаимодействие субъектов в образовательном пространстве, в большей степени являясь информационным, становится «социальным и социально выраженным, что должно получить отражение в каждой его активной системе, в каждом субъекте» [6], реализуя через, во-первых, информатизации образования и реализации информационно-образовательной среды, в социально-правовых, мировоззренческих аспектах, то есть в аспекте информационной культуры; во-вторых, реализации этих аспектов в информационном образовании (как минимум на весь нормативно установленный период обучения).

А.В. Мудрик формирование процесса социализации рассматривается как внутренне структурированное явление, в частности, по его мнению, «Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества». С одной стороны, «приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды», а с другой «становления индивида социальным существом», «...обособление - процесс ав-тономизации человека в обществе», [15]. Социализация рассматривается в сочетании двух внешне противоречивых процессов, составляющих единое целое в своей интеграции при условии их сбалансированного их сочетания: «Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды» [см.: там же].

Следовательно, эти два процесса «встречной активности субъекта» составляют диалектическое единство в его социализации, вне которого она не может осуществиться или будет однобокой и иметь негативные результаты.

Мы согласны с мнением Ю. Г. Коротенкова о том,

Abdurazakov Magomed Musaevich, Gadjiev Djavanshir Djebrail, Tsvetkova Olga Nikolaevna and others pedagogical

THE DEVELOPMENTAL POTENTIAL AND THE ORGANISATIONAL FUNCTIONS ... sciences

что социализация субъекта образования, как субъекта социально-познавательной среды, выражается:

- в его самоидентификации как субъекта социально-информационной среды и ИОС, информатизации общества и образования в аспекте своих информационных прав, обязанностей и ответственности;

- в его готовности к продуктивному (эффективному, правомерному, безопасному) информационному взаимодействию, умению организовать личную ИОС;

- в способности субъекта к самопознанию и самоопределению как личностной социально-информационной системы, саморазвитию и самообразованию [6, с. 79].

Подчеркнем факт наличия двух встречных процессов в социально-познавательной адаптации субъекта, предполагающих свою интеграцию в сбалансированном сочетании, из которого можно сделать следующие выводы:

1. Процесс адаптации в социально-информационной среде, в образовательной сфере как субъекта со своими информационно-познавательными и социокультурными потребностями и способностью к их удовлетворению, то есть имеющего соответствующую информационно-коммуникационную компетентность; как субъекта осознающего свою ответственность за состояние и безопасность среды в своём взаимодействии с ней, то есть обладающего необходимой личной информационной культурой.

2. Обособление, самоутверждение субъекта как полноправного субъекта социально-информационной среды и образовательной сферы выражается в его умении к самоорганизации и самоуправлению в своём взаимодействии со средой, в формировании и развитии личных ИОС и медиасреды; в знании своих личных информационных прав и умении защитить, при этом строго соблюдать нормы защиты авторских прав и знать объектов и субъектов права в сети Internet.

Следовательно, социально-информационная среда и медиасреда выполняют в этих процессах роль источника опосредованного влияния с обратными связями, являющегося в соответствии с предназначением этих сред позитивным. Хотя обратные связи, выражающиеся в воздействии субъекта на среду, не всегда бывают позитивными, вследствие недостаточной или неполной адаптации субъектов или в результате несбалансированности процессов «встречной активности субъекта». Поэтому наряду с формированием информационной компетенции необходимо развитие личной информационной культуры и медиакультуры субъектов образования.

Развивающий потенциал и организационные функции ИОС. Особенностью социализации субъекта высшего образования, что его личная среда (ИОС, медиас-реда) далеко выходит за рамки ИОС ВУЗа, вследствие сравнительно большей личной творческой активности в проектной, познавательной, социокультурной деятельности, включенностью субъекта в те или иные социальные сетевые группы или сообщества. Известно, что влияние социально-информационной среды неоднородно: возможно наличие недостоверной, информации, дезинформации, оказывающей негативное информационное, психологическое воздействие на адресатов. Поэтому необходимо развитие как компетентности студента в целенаправленной навигации в информационно-познавательном пространстве, так и личной культуры информационного взаимодействия, с одной стороны, обеспечивающих инвариантность состояния студента и устойчивость к негативному информационно-психологическому воздействию среды, с другой готовность к противодействию этим негативным явлениям.

Одной из приоритетных задач общеобразовательной школы в целом является «закладка» основ формирования процесса социализации субъекта обучения, подготовки его к жизни, труду и продолжению образования, то есть развитие личности является приоритетной целью всего образования. 16

Известно, что современное среднее образование предусматривает активное взаимодействие обучающихся в среде и, следовательно, их социализацию, выражающейся в адаптации и обособленности. На этом этапе формируются основы информационной культуры, ГГ-компетентности, определенный уровень культуры общения в условиях телекоммуникаций. Можно констатировать, что вследствие этого начинающие студенты уже обладают сформированной в старших классах школы медиакомпетентностью и медиакультурой, а также критическим отношением к информации, хотя и не в достаточной мере. Тем не менее, это является второй особенностью обучения в ВУЗе: имеется определённая база в становлении личностном субъекта, которую необходимо развивать в правильном направлении в плане продолжения социализации помимо обучения в рамках основной образовательной программы.

С развитием ГГ количественно и качественно развивается ресурсная база образования. Информационно-образовательная среда, обеспечивая мировоззренческую, социокультурную и метапредметную направленность обучения, предполагает реализация просветительной, мировоззренческой и социокультурной функций, вернее, ее ресурсы просветительского, мировоззренческого и социокультурного характера помогут в реализации этого направления предметного обучения.

В частности, значительно возрастает значение организационных компонентов, образовательной компетентности субъектов образования (например, студентов):

- операциональная как способность субъекта к адаптации в определенной операционной среде, имеющей обычно локальный характер проявления (алгоритмы, модели, операционная среда компьютера и т.д.);

- организационная как умение организовать свое информационное взаимодействие (разумеется, в соответствии с правами и ответственностью) через знание основных правил субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений и способов их реализации, порядка повышения эффективности и безопасности.

Организационная компетентность субъекта образования выражает как его готовность к продуктивному системному (межсистемному, метасистемному) взаимодействию в социально-культурном пространстве, научно-образовательной сфере и ИОС. Это выражение тенденций к возрастанию роли личностного развития субъекта образования, развивающего и организационного аспектов ИОС ВУЗ [6] и влияния медиа- гипер- медиа среды.

Таким образом на определённом этапе социализации студента ВУЗа завершаются его обособление и, следовательно, самоутверждение как полноправной личности, представителя общества и социально-информационной среды. Это одновременно является и особенностью обучения в ВУЗе, и его одной из основных задач.

Критическое отношение к информации и медиакуль-тура субъекта образования. Погружаясь в информационно-образовательную среду, субъект обучения получает доступ к любой интересующейся его информацию и, реализуя последовательность гиперссылок, найти в ней информации, которая ему нужна или сможет его заинтересовать.

Процесс навигации в ИОС с опорой на формальные, системные и содержательные признаки информации и знаний, способствующий добросовестному поведению субъекта в среде, мы называем его самостоятельной информационно-познавательной навигацией для достижения нужного результата обучения и как качество образования, предусмотренный ФГОС (программой обучения, общей или индивидуальной и т.д.).

Мы считаем, что управление учебной и информационно-познавательной деятельностью возможно только опосредовано и выражается, в частности, в следующем:

- у субъекта образования всегда наличие цели взаимодействия, определяемой системой обучения и не по-

педагогические науки

Абдуразаков Магомед Мусаевич, Гаджиев Джаваншир Джебраил, Цветкова Ольга Николаевна и другие

РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ ЦИФРОВЫХ ...

зволяющей ему уклоняться в нежелательные для этой системы стороны;

- наличие системы критерий оценки результатов обучения, навигации в среде, контроль и необходимая коррекция;

- способность к выбору, критической оценке, анализу и использования информации и медиаинформации в соответствии с требованиями образования, осознанными целями саморазвития, самообучения субъекта как производная общей информационной культуры личности;

- критическое отношение субъекта обучения к информации и знаниям разного формата представления как залог его устойчивости ко всем возможным негативным влияниям информации и медиаинформации.

Для продуктивного взаимодействия с медиасредой требуется формирование медиакомпетентности субъекта образования, характеризующие способности и готовности личности к выбору использованию медиатех-нологий и медиаресурсов в социуме.

Необходимо развитие критического отношения студента к информации, под которым понимается следующее:

- инвариантная способность субъекта к оценке и анализу новой для него информации на предмет ее объективности и достоверности, этической корректности, соответствия действительности, социокультурным и нравственным ценностям;

- умение к дифференциации информации среды на предмет ее полезности для своего социально обусловленного личного развития [4].

Следует подчеркнуть, что критическое отношение субъекта к информации и знаниям влечёт его способность к критическому мышлению, под которым понимается интеллектуальное и образное мышление в процессе приобретения собственных знаний, которое включает поиск путей рационального решения проблем, анализ и синтез, оценку чужой и собственной информации, выявление её позитивных и негативных аспектов. По сути умение субъекта обучения критически оценить (необходимо и/или достаточно) информации на предмет ее качество и достоверность позволит ему различать позитивную и негативную, содержательную и бессодержательную информацию.

Критическое отношение субъекта к информации является важным компонентом личной информационной культуры субъекта, в том числе, его медиакультуры и культуры медиабезопасности. То есть критическое мышление является синтезом осознанного и рефлексивного мышления субъекта, создающего его способность к эффективному, рациональному и безопасному использованию поступающей к нему информации в плане его личностного развития и саморазвития. Формирование критического мышления под воздействием информационно-познавательной среды и социально-культурной среды общества также является особенностью высшего образования.

Заключение. Следовательно, в результате активного взаимодействия студента ВУЗа с информационно-познавательной и социокультурной средой происходит развитие его личных знаний и культуры, формируется его критическое мышление на базе способности к критическому отношению к информации, которое выражается в его способности к ее грамотному и правомерному использованию:

- осмыслению и дифференциации поступающей к нему информации;

- системному анализу информации на основании применения к ней соответствующих критериев поиска и свойственной ей признаков;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определению синтетических свойств изучаемой им информации на основании её анализа;

- созданию производной информации на основании эффективного использования информационных ресурсов среды;

- систематизации информации личной ИОС на основании ее инвариантных отношений и закономерных взаимосвязей.

Необходим уровень информационной культуры субъекта, не позволяющей ему выходить за рамки этических и правовых норм отношений в ИОС и социокультурном пространстве. При этом, способность к критическому отношению к информации и наличие критического мышления являются производными высокого уровня информационной культуры личности. Это и показатель личного развития человека, и инвариантный ресурс дальнейшего развития и саморазвития личности.

Необходим внутренний потенциал субъекта, как инвариантный составляющей общей культуры личности, обеспечивающий устранение возможного негативного влияния информации внешней среды. Развитие духовной и интеллектуальной культуры студента, формирование соответствующих качественных характеристик личности, является необходимостью в процессе социализации как ответ на вызовы времени. Таким образом информационная субкультура работы с информацией представляет собой инвариантные свойства личности, не просто «присвоившей» соответствующие знания и умения, а обладающая потребностями их применения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иваненков, С.П. Актуальные проблемы социализации молодежи. [Текст] / С.П. Иваненков // Credo. - 1997. - № 3. - С. 153-160.

2. AbdurazakovM.M., Aziyev R.A-S., MuhidinovM.G. The principles of constructing a methodical system for teaching computer science in general educational school. Espacios. 2017. Т. 38. № 40. С. 2.

3. Брунер, Дж. Культура образования / Брунер Джером; [пер. Л. В. Трубицыной, А.В. Соловьева]; Моск. высш. шк. социальных и экон. наук. —М.: Просвещение, 2006. - 223 с.

4. Abdurazakov M.M., Aziev R.A.-S, Isupova N.I., Tumbasova E.R. (2018). Features Of Students' Socialization In Digital Information Era. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Pp. 1-10. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.1

5. Bartholet, J. Students Say Online Courses Enrich On-Campus Learning //Scientific American Magazine. — 2013. — № 8. — P. 37-42.

6. Коротенков, Ю.Г. Учебное пособие «Информационная образовательная среда основной школы». —М.: Академия АйТи, 2013. — 152 с. [электронный ресурс] http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/ Uchebnoe_posobie_lOS.pdf (дата обращения 06.05.2019)

7. Кастельс, М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

8. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. [Текст] / Д. Белл, В.Л. Иноземцев. - М.: Academia, 1999. - 956 с.

9. Маклюэн, М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека [Текст] /М. Маклюэн. - М.: Академия, 2003. - 464 с.

10. Масуда, Е. Информационное общество как постиндустриальное общество [Текст] / Е. Масуда. - М.: Академия, 1997.

11. Минаков, А.В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности. http://www.flogiston.ru/ projectes/articles/minakove.shtml

12. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста [электронный ресурс] / Флогистон. - URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/avtoref_ zhichkina (дата обращения 09.04.2018)

13. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография [Текст] /В.А. Плешаков, А.В. Мудрик. - М.: МПГУ, 2011. 400 с.

14. Андреева, ДА. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Человек и общество, 2014. С 79—81.

15. Мудрик, А.В. Социализация человека [Текст]: исп. и доп.: учеб. пособие для вузов / А.В Мудрик. - М.: Академия, 2011. - 624 с.

16. Чередниченко, Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). - М.: ЦСП и М, 2014. - 560 с.

17. Abdurazakov M.M., Korotenkov Yu. G., MuhidinovM. G. Educational space representation in cyberspace. // SHS Web of Conferences. 2016. Т. 29. С. 01001. DOI: http://dx.doi.org/10.1051/shsconf/20162901001

18. Bensalem, E. The Impact ofWhatsApp on EFL students' Vocabulary Learning // Arab World English Journal. 2018. № 9 (1) P. 2-38. DOI: https://dx.doi.org/10.24093/awej/vol9noL2]

19. Khalil, M., Ebner M. Learning Analytics in MOOCs: Can Data Improve Students Retention and Learning? //EdMedia: World Conference on Educational Media and Technology. — 2016. — V. 2016. — № 1. — P. 581—588.

20. Mukala, P., Buijs J., Leemans M., Aalst van der W.M.P. Exploring Students' Learning Behavior in MOOCs Using Process Mining Techniques. — Eindhoven: Eindhoven University of Technology, 2015. — 26 p.

21. Warner-Soderholm, G; Bertsch, A.; Sawe, E; Lee, D.; Wolfe, T.; Meyer, J; Engel, J.; Fatilua, U.N. Who trusts social media? Computers in human behavior. Volume: 81. Pp. 303-315. DOI: 10.1016/j.chb.2017.12.026

22. Тоффлер Э. Третья волна /Э. Тоффлер. - М.: ACT, 1999. - 781 с.

Abdurazakov Magomed Musaevich, Gadjiev Djavanshir Djebrail, Tsvetkova Olga Nikolaevna and others THE DEVELOPMENTAL POTENTIAL AND THE ORGANISATIONAL FUNCTIONS ...

pedagogical sciences

23. Giddings, F. H. The principles of sociology: an analysis of the phenomena of association and of social organization / by Franklin Henry Giddings. - New York : Macmillan, 1896. - XXVI, 476 с.

24. Социализация. Онлайновый толковый словарь: Википедия ru.wikipedia.org

25. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.Г. Панова, - М.: Педагогика, 1993. - 752 с.

Статья поступила в редакцию 29.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.