ОБЗОРЫ
УДК 130.122:37.013
Д.В. Коломиец
соискатель,
Днепропетровский областной институт последипломного педагогического образования, г. Днепропетровск, Украина
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В МЕДИИНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Исследуется философско-образовательное измерение процесса социализации личности в социокультурной среде, определяемой процессами информатизации и медиатизации и имеющей определяющее значение для становления субъектности, ценностных ориентиров и самоидентификации подрастающего поколения. Раскрыты основные теоретико-методологические аспекты исследования особенностей социализации личности в виртуальной среде медиакультуры. Обсуждены дискуссионные вопросы соотношения нормативного и инновационного аспектов социализации в контексте взаимосвязи личностных и социокультурных трансформаций.
Ключевые слова: философия образования, социализация, информационное общество, виртуальное пространство, личность, медиакультура.
D.V. Kolomiets, Researcher of Dnipropetrovsk Regional Institute of Postgraduate Education, Dnepropetrovsk, Ukraine
SOCIALIZATION IN THE MEDIA-INFORMATIONAL SOCIETY: PHILOSOPHICAL-EDUCATIONAL ASPECT
Abstract. We study the philosophical-educational dimension of socialization process in the socio-cultural environment, determined by the process of informatization and mediatization which has decisive importance for the formation of subjectivity, values and identity of the younger generation. The main theoretical and methodological aspects of the study features of socialization of the person in the virtual environment of media culture are revealed. Controversial issues of regulatory ratios and innovative aspects of socialization are discussed in the context of personal relationships and socio-cultural transformations.
Keywords: philosophy of education, socialization, information society, the virtual space, personality, media
culture.
Социализация - это процесс двусторонний, который содержит, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта в результате адаптации к социальному среде, системы социальных связей, с другой - активное воспроизведение индивидом системы социальных связей во время жизнедеятельности, вхождение в социальную среду [10, с. 331-332]. Это процесс становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие распространенные, стойкие ее признаки, проявляющиеся в социально-организационной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества. Происходит перманентный процесс саморазвития, движущими силами которого являются имманентные противоречия между старым и новым, прогрессивным и регрессивным, естественным и искусственным, внутренним и внешним и т.д.
На сегодняшний день в отечественной науке тема социализации в образовательном или общекультурном аспекте вызывает все большее внимание исследователей и рассматривается в различных ракурсах. Наиболее распространены исследования социализации подрастающего поколения в контексте процессов глобализации и информатизации общества (Ю. Золотарева, С. Савин, А. Тадаева, Н. Шанидзе, В.Шаповал) [3; 9; 10; 12; 13]. Социализация личности в условиях формирования Интернет-пространства также является весьма актуальным направлением исследований (Т. Галич, О. Матвиенко, Г. Остапенко) [2; 6; 7]. Продолжает быть популярным анализ процессов социализации в контексте развития СМИ и медиакультуры (О. Лаже, Г. Лещук, Н. Яценко) [4; 5; 15]. В последнее время стают популярными исследования социализации как феномена виртуального пространства (киберпространства) (Ф. Власенко, Г. Цирфа) [1; 8; 11].
Многообразие теоретических подходов и методологий, которые используются для исследования данной проблемы, наиболее всесторонне и эффективно синтезируется в рамках синергетического подхода. На основании синергетической методологии открывается возможность исследовать процесс социализации с использованием таких понятий как нелинейность, неопределенность, непредсказуемость, вероятностность, комплиментарность. Из синергетиче-ских методологических оснований вытекают и основные принципы исследования процесса социализации, такие как холизм, комплиментарность, плюрализм, релятивизм.
Образование представляет собой основной институт социализации (в пространственном плане - среду социализации), именно здесь происходит наиболее существенное влияние социума на социализирующуюся личность. В условиях формирования «общества образования» и становления непрерывной системы образования ее функции как основного социализирующего фактора только возрастают. Отсюда понятно, что новые представления информационного общества о позитивной социализации личности могут непосредственно влиять на сам процесс социализации только через соответствующие изменения в образовательном пространстве, и именно этот факт большинством исследователей констатируется при обосновании все большей актуальности анализа взаимосвязей, существующих между процессами глобализации и информатизации и образовательными реформами постиндустриального образца [12, с. 77].
В основе изменения модели социализации человека находятся глобальные социокультурные трансформации информационного общества, которые предопределяют изменения форм и содержания процесса социализации личности. Главное здесь - это преобладание в информационном обществе видов коммуникации, которые опираются на электронно-виртуальные системы, а не непосредственное межличностное общение. Это приводит к ограничению сферы восприятия и понимания человеком мира границами доминирующей виртуальной реальности, при этом «автономизация» человека как комуниканта вызывает клиповость мышления из-за отсутствия принципа системности в процессе обучения и формирования личностной картины мира. Как результат - непонимание социализирующимися субъектами глубинного смысла событий окружающего их мира, ценностная дезориентация при формировании мо-тивационной основы поступков, неразвитость рефлексии относительно себя, своих жизненных приоритетом, смысла жизни. Все это ограничивает выбор человеком собственных вариантов социального поведения, поскольку основание этого выбора остается непонятым.
Сегодня общество вместо традиционных предъявляет человеку новые требования относительно направлений и содержания личностного становления. В первую очередь речь идет о необходимости развивать те способности, которые могут обеспечить успешную жизнедеятельность человека в условиях динамических изменений социокультурного окружения, успешную коммуникацию в сетевом обществе, участие в информационных взаимодействиях и потоках. По сути, речь идет о становлении нового типа человека как образца новой модели процесса социализации. Наиболее четко сущность такой модели определяет синергетический постулат о становлении «порядка через хаотическую стойкость». Именно на его основании можно достаточно адекватно исследовать процесс социализации как интеграцию субъектных устремлений и социокультурных влияний [14, с. 124]. Современные исследования показывают конструктивную роль хаоса, неупорядоченности в становлении человеческой личности, прежде всего из-за того, что они создают почву для развития более гибкого и адаптируемого мышления, необходимого человеку в условиях непредсказуемой социокультурной среды.
Апологеты личностных усилий как основания эффективной социализации достаточно обоснованно критикуют теорию и практику «гуманистических школ» в философии образования и педагогике, поскольку считают нападки на воспитательный процесс как целенаправленное воздействие социума на развитие личности необоснованными. И действительно, существует большое отличие между духовным насилием и стимулированием личностных духовных усилий
относительно собственного развития. Образование как абсолютно свободный и неконтролируемый процесс имеет своим результатом личность с завышенной самооценкой, неэффективной волевой сферой и сферой принятия решения, неспособной ни адекватно адаптироваться к социокультурной среде, ни самостоятельно организовать процесс собственной самореализации. И это вполне закономерный результат, поскольку, как показывают исследования, постоянное усилие относительно собственного развития имеет решающее значение для формирования любых форм физической и духовно-психической деятельности, как и для успешной интеграции человека в культуру и в целом для успешности социализации [13, с. 23].
В этом контексте современная модель социализации выглядит не как стихийное развитие человека в идеальных условиях, специально созданных социумом, а как постоянная напряженная деятельность человека по преодолению препятствий собственного самосовершенствования. Ведь и успешность социализации в конечном итоге определяется не формальными показателями исповедуемых личностью ценностей, а ее реальными способностями решать проблемы общества и свои собственные в условиях неопределенности и постоянных динамических изменений социума.
При этом следует подчеркнуть, что именно такая модель социализации утверждается современным медийно-информационным пространством. Информатизация среды, распространение виртуальной коммуникации, социальных сетей, медиакультуры постепенно приводят к изменению традиционных способов социализации человека. Практически все исследователи уже отмечают радикальное уменьшение роли традиционных общественных институтов (семья, школа, церковь, власть) в социализации современного подрастающего поколения. Им на смену приходит глобальное информационно-медийное пространство медиакультуры, которое все более определяет содержание и формы интеграции человека в систему социальных связей. Естественно, что этот процесс не является однозначно позитивным, поскольку наряду со становлением креативно-субъектной модели социализации постмодерного образца имеет место и существенное увеличению сферы манипулирования сознанием людей со стороны «нетократии».
Появление электронных медиа и виртуализация социально-коммуникативного пространства в целом стала причиной появление инновационных измерений становления личности информационного общества, которые исследователи характеризуют в терминах киберсоциали-зации (виртуальной социализации) [8]. Для системы образования наибольшее значение имеет концепт медиа-социализации как составная часть общей парадигмы медиа-образования. Под ней исследователи понимают одну из составляющих процесса социализации, связанную с бытием человека в виртуально-медийном пространстве медиакультуры. Киберсоциализация рассматривается как часть процесса медиасоциализации, в том аспекте, в котором обеспечивается развитие человека через Интернет-пространство, а также формирование новых личностных самообразований человека под его влиянием [10, с. 334-335].
Именно с учетом процесса киберсоциализации современное образование должно полностью изменить парадигмальные основания организации процесса обучения и воспитания человека как основы его социализации. Изменения нужны радикальные, поскольку в настоящий момент институционализированная система образования формирует человека совершенно в другом модельном измерении, чем медийно-информационное пространство. И главное изменение - это переориентация системы образования на инновационное измерение социализирующего процесса. Образование в информационном обществе должно созидать инновационного человека, имеющего инновационное мышление, инновационный тип культуры, способность к инновационному типу деятельности.
Таким образом, особенности современного процесса социализации состоят в том, что подрастающее поколение выступает прежде всего как субъект общественной жизни, который находится вместе с тем в процессе своего становления. Поэтому в качестве основы социали-
зационного процесса рассматривается инновационная активность. Под ней понимается такое проявление социальной активности, когда индивид выявляет личностное творчество и содействует преобразованию социальных отношений, условий собственной жизни и т.п. Проявление инновационной активности имеет место в разных социальных средах и аспектах человеческой жизнедеятельности и может выражаться как в социально-положительных, так и социально-негативных формах. Соответственно максимизация первых требует целенаправленных усилий со стороны общества, и включение молодежи в активную общественную жизнь имеет два взаимосвязанных аспекта - социализацию и обновление общества. Процессы социализации подрастающего поколения и трансформации общества должны рассматриваться во взаимодействии.
Список литературы:
1. Власенко Ф.П. Вiртуальна реальнють як прос^р соцiалiзацiТ шдивща // Гумаытарний вюник ЗапорiзькоТ державно! шженерно! академп. 2014. Вип. 56. С. 208-217.
2. Галiч Т.О. Со^альн мережi 1нтернет як агент соцiалiзацiТ молодi [Електронний ресурс] // Сучасн сустльн проблеми у вимiрi соцюлогп управлшня. 2014. Т. 15, вип. 281. С. 250-256.
3. Золотарьова Ю.1. Вплив глобалiзацiйних процеав на соцiалiзацiю молодi // Вюник Харювсько! державно! академп культури. 2012. Вип. 38. С. 189-195.
4. Лаже О.В. Особливост функцюнування засобiв масово! комуыкацп як агента соцiалiзацiТ особистостi // Со^альн технологи: актуальнi проблеми теорп та практики. 2014. Вип. 61. С. 127-132.
5. Лещук Г. Вплив засобiв масово! шформацп на процес соцiалiзацiТ пiдлiткiв // Молодь i ринок. 2014. № 3. С. 76-81.
6. Матвieнко О.В., Остапенко Г.1. Комунiкативна дiяльнiсть у мережi 1нтернет: теоретико-методологiчнi пщходи до аналiзу соцiалiзацiТ студентсько! молодi // Вiсник Харювсько! державно! академп культури. 2013. Вип. 41. С. 151-158.
7. Остапенко Г. 1нформацшно-комуыкацшне середовище мережi 1нтернет як зааб соцiалiзацiТ студентсько! молодi // Вюник Книжково! палати. 2014. № 1. С. 41-44.
8. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель ХХ1 век. 2009. № 3-1. С. 32-39.
9. Савш С.Ю. Процеси соцiалiзацil в епоху iнформацiоналiзму // Вюник Хмельницького нацюнального ушверситету. Економiчнi науки. 2013. № 3(2). С. 297-299.
10. Тадаева А.В. Особливост соцiалiзацil людини в сучасному iнформацiйному просторi // Теоретико-методичнi проблеми виховання д^ей та учнiвськоТ молодi. 2013. Вип. 17(2). С. 329-337.
11. Цирфа Г.О. Феномен 1нтернет i "феноменологiя духу", або шляхи соцiалiзацil i кiберсоцiалiзацiТ // Правова шформатика. 2014. № 4. С. 15-21.
12. Шанщзе Н.О. Фтософськ пiдходи до соцiалiзацiТ особистост в умовах шформатизацп суспiльства та осв™ // Вiсник НацiональноТ юридично! академп УкраТни iменi Ярослава Мудрого. Сер.: Фiлософiя, фiлософiя права, полгголопя, соцiологiя. 2014. № 3. С. 76-81.
13. Шаповал В.М. Соцiалiзацiя у суспiльствi, що глобалiзуеться // Вiсник Харкiвського нацiонального педагопчного унiверситету iменi Г.С. Сковороди. Фiлософiя. 2012. Вип. 39. С. 15-25.
14. Шапошникова 1.В. Теоретико-методологiчнi основи соцiалiзацil сучасно! молодi // Вюник Львiвського унiверситету. Серiя: Соцiологiчна. 2013. Вип. 7. С. 122-128.
15. Яценко Н.Г. Вплив ЗМ1 на соцiалiзацiю особистост // Вiсник Луганського нацюнального ушверситету iменi Тараса Шевченка. Педагогiчнi науки. 2013. № 13(4). С. 68-73.