Научная статья на тему 'Ценностно-целевые ориентиры развития и совершенствования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования'

Ценностно-целевые ориентиры развития и совершенствования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дошкольное и начальное образование / личностно-творческий компонент / культура личности / непрерывное педагогическое образование / педагогическая деятельность / профессионально-педагогическая культура / preschool and primary education / personal culture / personal and creative component / continuous pedagogical education / pedagogical activity / professional pedagogical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна, Каргина Мария Васильевна

Актуальность темы определяется необходимостью создания гибкой и непрерывной системы профессионально-педагогического образования, ключевыми изменениями в профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального образования и важностью развития их творческого потенциала и трансформации подготовки с учетом требований времени и индивидуально-личностных особенностей. Цель исследования обоснование ключевых приоритетов развития личностно-творческого потенциала как важного слагаемого профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Для достижения поставленной цели с позиций компетентностного, культурологического, аксиологического и иных подходов изучались педагогический опыт, современные нормативно-правовые документы и достижения науки, а также результаты исследований о творческом потенциале и профессионально-личностных качествах современных педагогов, востребованных в системе дошкольного и начального образования и пр. Авторами представлена историография изучения этого вопроса, описаны основные приоритетные цели, принципы, условия для формирования профессионально обусловленных и востребованных компонентов личностно-творческого потенциала у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Теоретическая значимость состоит в обобщении опыта и научно-педагогического знания, в определении основных слагаемых личностно-творческого потенциала как критериев успешной деятельности педагогов дошкольного и начального образования. Особое внимание уделено обоснованию значимости активной педагогической позиции, информационной и медиакультуры и готовности к саморазвитию и самообразованию как основополагающей базы для успешной профессионализации и личностно-творческого становления педагогов. В качестве профессионально обусловленных слагаемых личностно-творческого компонента описаны аксиологический, мотивационный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный, эмоционально-волевой и иные компоненты. Обусловленным индивидуально-типологическими особенностями каждого педагога обозначен индивидуальный компонент. Практическая значимость заключается в возможности разработки эффективного учебно-методического сопровождения процесса совершенствования одного из значимых компонентов профессионально-педагогической культуры с учетом выделенных аксиологических аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондрашова Наталья Владимировна, Каргина Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value reference points for developing and improving the personal and creative component of professional and pedagogical culture among modern teachers of preschool and primary education

The relevance of the article is basically determined by the need to create a flexible and continuous system of vocational pedagogical education, the overdue changes in the professional work of pre-school and primary education teachers and the importance of developing their creative potential and transforming training, taking into account the requirements of time and individual personal characteristics. The purpose of the study is to substantiate the key priorities for the development of personal and creative potential as an important component of professional and pedagogical culture among modern teachers of preschool institutions and primary schools. To achieve this goal, pedagogical experience, modern normative legal documents and scientific achievements, as well as research results on the creative potential and professional and personal qualities of modern teachers working in the system of pre-school and primary education, were studied from the position of competence, cultural, axiological and other approaches. The authors present the historiography of this issue study, describe the main priority goals, principles, conditions for the formation of professionally conditioned and demanded components of personal and creative potential among modern teachers of pre-school institutions and primary schools. The theoretical significance consists in generalizing the experience and scientific and pedagogical knowledge, in determining the main components of personal and creative potential as criteria for the successful activity of teachers in pre-school institutions and primary schools. Special attention is paid to substantiating the importance of an active pedagogical position, information and media culture and readiness for self-development and self-education as a fundamental basis for successful professionalization and personal and creative formation of teachers. Axiological, motivational, operational activity-oriented, evaluative-reflective, emotional-volitional and other components are described as professionally conditioned elements of the personal-creative component. An individual component is based on the individual typological characteristics of each teacher. The practical significance lies in the possibility of developing effective educational and methodological support for the process of improving one of the significant components of professional and pedagogical culture, taking into account the identified axiological aspects.

Текст научной работы на тему «Ценностно-целевые ориентиры развития и совершенствования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241118 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11118 УДК 371.132

Ценностно-целевые ориентиры развития и совершенствования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования

Value reference points for developing and improving the personal and creative component of professional and pedagogical culture among modern teachers of preschool and primary education

Авторы статьи

L

Authors of the article

Кондрашова Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация nata-kondrashova@mail.ru ORCID: 0000-0002-7801-0941

Каргина Мария Васильевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация mariacargina@yandex.ru ORCID: 0009-0004-0672-0786

Natalia V. Kondrashova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy of Preschool and Primary Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russian Federation nata-kondrashova@mail.ru ORCID: 0000-0002-7801-0941

Maria V. Kargina,

Graduate Student, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russian Federation mariacargina@yandex.ru ORCID: 0009-0004-0672-0786

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

_ For citation

Кондрашова Н. В., Каргина М. В. Ценностно-целевые ориентиры развития и совершенствования лич-ностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2024. - № 07. - С. 263-280. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241118.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11118

N. V. Kondrashova, M. V. Kargina, Value reference points for developing and improving the personal and creative component of professional and pedagogical culture among modern teachers of preschool and primary education // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 07. - P. 263-280. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241118.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2024-11118

Поступила в редакцию Received 12.05.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.06.24

Принята к публикации Accepted for publication 13.06.24 Опубликована Published 31.07.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Кондрашова Н. В., Каргина М. В., 2024

Аннотация

Актуальность темы определяется необходимостью создания гибкой и непрерывной системы профессионально-педагогического образования, ключевыми изменениями в профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального образования и важностью развития их творческого потенциала и трансформации подготовки с учетом требований времени и индивидуально-личностных особенностей. Цель исследования - обоснование ключевых приоритетов развития личностно-творческого потенциала как важного слагаемого профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Для достижения поставленной цели с позиций компетентностного, культурологического, аксиологического и иных подходов изучались педагогический опыт, современные нормативно-правовые документы и достижения науки, а также результаты исследований о творческом потенциале и профессионально-личностных качествах современных педагогов, востребованных в системе дошкольного и начального образования и пр. Авторами представлена историография изучения этого вопроса, описаны основные приоритетные цели, принципы, условия для формирования профессионально обусловленных и востребованных компонентов личностно-творческого потенциала у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Теоретическая значимость состоит в обобщении опыта и научно-педагогического знания, в определении основных слагаемых лич-ностно-творческого потенциала как критериев успешной деятельности педагогов дошкольного и начального образования. Особое внимание уделено обоснованию значимости активной педагогической позиции, информационной и медиакультуры и готовности к саморазвитию и самообразованию как основополагающей базы для успешной профессионализации и личностно-творческого становления педагогов. В качестве профессионально обусловленных слагаемых личностно-творческого компонента описаны аксиологический, мотивационный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный, эмоционально-волевой и иные компоненты. Обусловленным индивидуально-типологическими особенностями каждого педагога обозначен индивидуальный компонент. Практическая значимость заключается в возможности разработки эффективного учебно-методического сопровождения процесса совершенствования одного из значимых компонентов профессионально-педагогической культуры с учетом выделенных аксиологических аспектов.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the article is basically determined by the need to create a flexible and continuous system of vocational pedagogical education, the overdue changes in the professional work of pre-school and primary education teachers and the importance of developing their creative potential and transforming training, taking into account the requirements of time and individual personal characteristics. The purpose of the study is to substantiate the key priorities for the development of personal and creative potential as an important component of professional and pedagogical culture among modern teachers of preschool institutions and primary schools. To achieve this goal, pedagogical experience, modern normative legal documents and scientific achievements, as well as research results on the creative potential and professional and personal qualities of modern teachers working in the system of pre-school and primary education, were studied from the position of competence, cultural, axiological and other approaches. The authors present the historiography of this issue study, describe the main priority goals, principles, conditions for the formation of professionally conditioned and demanded components of personal and creative potential among modern teachers of pre-school institutions and primary schools. The theoretical significance consists in generalizing the experience and scientific and pedagogical knowledge, in determining the main components of personal and creative potential as criteria for the successful activity of teachers in pre-school institutions and primary schools. Special attention is paid to substantiating the importance of an active pedagogical position, information and media culture and readiness for self-development and self-education as a fundamental basis for successful professionalization and personal and creative formation of teachers. Axiological, motivational, operational activity-oriented, evaluative-reflective, emotional-volitional and other components are described as professionally conditioned elements of the personal-creative component. An individual component is based on the individual typological characteristics of each teacher. The practical significance lies in the possibility of developing effective educational and methodological support for the process of improving one of the significant components of professional and pedagogical culture, taking into account the identified axiological aspects.

Key words

дошкольное и начальное образование, личностно-твор- preschool and primary education, personal culture, per-

ческий компонент, культура личности, непрерывное пе- sonal and creative component, continuous pedagogical

дагогическое образование, педагогическая деятель- education, pedagogical activity, professional pedagogical

ность, профессионально-педагогическая культура culture

Благодарности Щ Acknowledgements Щ

Исследование было выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов - партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ и мгпу) по теме «Совершенствование личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования».

The research was carried out within the framework of a grant for research on priority areas of scientific activity of partner universities in networking (ChSPU and MSPU) on the topic "Improving the personal and creative component of professional and pedagogical culture among modern teachers of preschool and primary education".

Введение / Introduction

В условиях новых вызовов и общей глобализации, а также обновления нормативно-правовых и программно-методических документов в дошкольном и начальном

образовании прослеживаются кардинальные изменения, которые требуют более высокого качества профессиональной подготовки будущих педагогов, изменения современных требований и подходов к содержанию или характеру профессиональной деятельности и обновления профессионально обусловленных требований как критериев их успешности и пр. В этих условиях необходимо переосмысливать роль современного педагога, уровня его подготовки и сформированных компетенций в грамотном решении разнообразных профессиональных задач и успешной организации педагогического взаимодействия в межличностном и медиапространстве, взаимообусловленность профессионального роста, развития воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной школы и непрерывного совершенствования основных слагаемых как их культуры личности, так и профессионально-педагогической культуры, их личностного и творческого саморазвития и т. д.

При исследовании основных характеристик профессионально-педагогической культуры и ее отдельных компонентов учеными указываются противоречия социально-педагогического, общепедагогического или личностно-творческого характера. При этом на современном этапе четко прослеживается противоречие между значимостью формирования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у работников дошкольного и начального образования и необходимостью определения ценностно-целевых приоритетов их соответствующей профессиональной подготовки с учетом ключевых положений уже действующих в стране нормативно-правовых документов и определенных перспектив модернизации системы образования и отсутствием специальных соответствующих исследований.

Обзор литературы / Literature review

Актуальные аспекты формирования или совершенствования профессионально-педагогической культуры в целом или ее различных компонентов у педагогов разных специальностей отражены в работах многих отечественных и зарубежных ученых. В частности, рассмотрены: сущность профессионализма педагога, творческая природа его труда и инновационный характер деятельности; сущность творческого саморазвития и самообразования педагога; роль личного примера педагога в процессе духовно-нравственного воспитания и творческого развития воспитанников; значимость формирования у педагога как профессионала культуры личности, культуры профессионального самообразования, самостоятельной деятельности и профессионально-педагогической культуры; различные подходы к вопросам подготовки педагогов к работе с детьми младшего возраста, требованиям к их квалификации или компетентности и пр.

Сущностные характеристики профессионально-педагогической культуры учеными охарактеризованы многоаспектно: И. Ф. Исаев [1] рассмотрел ее как системное образование, содействующее творческой реализации преподавателя в различных видах его профессиональной деятельности, выделил и описал личностно-творческий компонент как один из ее ключевых элементов; А. В. Чумаковой [2] она описана в отношении студентов педагогического вуза как многокомпонентное явление, в составе которого особое внимание уделено творческому, аксиологическому, деятельностному и личностному элементам; Г. Ю. Баротовой [3] понятие конкретизировано применительно к условиям инклюзивной среды, где акцент сделан на инклюзивной культуре личности будущего педагога (инклюзивной теории, практике и этике) и пр.; Н. Л. Шеховской [4] профессионально-педагогическая культура рассматривается в аспекте ее личностно ориентированного формирования у преподавателя колледжа, которая по мере обогащения и совершенствования

важна для творческой самореализации личности педагога, стимулирования в колледже инновационного и творческого характера образовательного процесса и т. д.

Как бы ни была структурирована профессионально-педагогическая культура, очевидно, что в ней важное место занимает творческий потенциал и личностно-профессио-нальные качества педагогов, которым на современном этапе уделяют все больше внимания.

Безусловно, следует согласиться с позицией С. В. Лавреновой [5]. В ее работах личностно-творческий потенциал педагога представлен многокомпонентно и много-уровнево как способность личности использовать все свои имеющиеся возможности для выхода за пределы традиционной профессионально-педагогической деятельности. Однако специальные исследования и публикации по данному компоненту профессионально-педагогической культуры малочисленны. Как правило, ученые и практики по отдельности изучают, описывают различные аспекты личностного и творческого потенциала педагогов или сущность творчества и пр.

Для обоснования значимости выбранной темы следует указать, что многие публикации связаны с обоснованием ценности творческого потенциала на современном этапе: С. Грейфф, К. Нипель и С. Вюстенберг [6] в своем исследовании обозначили креативность как один из главных навыков XXI века, предложили диалогическую теорию совместного творчества в цифровой среде и пр.; в статье Пола Дж. Сильвии, Роджера Э. Бити, Эмили К. Нусбаум, Кари М. Эддингтон, Холли Левин-Аспенсон и Томаса Р. Квапила [7] по итогам исследования творческих действий молодых людей в повседневной жизни креативность названа основным культурным капиталом XXI столетия и ключом к психологическому здоровью человека. Другие ученые рассматривают и анализируют 4Р-модель творчества [8] и восьмигранную структуру креативности [9], в которых заложены очень важные составляющие (творческая мысль, мотивы, личностные черты, процесс и результаты творчества, а также факторы, его обусловливающие и пр.).

При этом многие исследователи особое внимание обращают на важность педагогического творчества. Безусловно, креативные педагоги становятся самыми лучшими творческими наставниками, способными стимулировать своих воспитанников к различным видам творчества, используя для этого необходимые ресурсы по всему образовательному спектру. Так, у А. Крафт [10] креативность обозначена как ключевое понятие образования, поскольку креативное обучение позволяет усилить мотивацию и заинтересовать, сделать сложный материал более доступным и понятным. И. Янке, Т. Хертель и Й. Вильдт [11] творчество рассматривают как приоритет современного высшего образования и для использования предлагают шестигранную модель, включающую саморефлексию обучающихся, мотивацию, многоперспектив-ность, разработку новых оригинальных идей и пр. Много внимания и отечественными учеными уделено рассмотрению важных вопросов развития и совершенствования творческого потенциала педагогов. В своих работах В. А. Кан-Калик и Н. Д. Ни-кандрова [12] педагогическую деятельность охарактеризовали как творческий процесс, описав педагогические и психологические основы педагогического творчества, акцентируя внимание на важности оказания помощи учителю в формировании его творческой индивидуальности. О. А. Тамочкиной [13] с позиций компетентностного подхода определены сущностные характеристики творческого потенциала педагога и описана авторская модель поэтапного развития творческих способностей, включающая организационный, результативно-оценочный, содержательный и целевой блоки. Н. А. Степаненко [14] уточнено содержание понятия «креативный потенциал учителя», описана структурно-функциональная модель его развития у будущего

учителя, включающая цель, основные подходы, принципы и технологии. Н. В. Мар-тишиной [15] описана модель становления и развития творческого потенциала на различных этапах непрерывного педагогического образования и разработан комплекс критериев для его оценки, открывающий возможности совершенствования современного профессионально-педагогического образования с учетом гуманистического, личностно ориентированного и субъектно-деятельностного подходов. И. С. Солнцевым [16] для совершенствования профессионально-педагогического мастерства у преподавателей вузов творческого профиля посредством театральной педагогики разработан соответствующий диагностический инструментарий и авторская модель, важные для реализации инноваций в образовании и для сохранения гуманистической основы творческого образовательного процесса. При этом В. Й. Нис-сим, Э. Вайсблют, Л. Скотт-Уэббер и Ш. Амар [17] большое внимание уделяют вопросам создания стимулирующей образовательной среды для развития мотивации и творчества у будущих педагогов в качестве востребованных педагогических навыков XXI века. В свою очередь Мартин Куска, Радек Трнка, Йозеф Мана, Томас Николай [18], обобщив существующие исследования по эмоциональной креативности и использованию опросника для ее изучения с показателями самооценки творческих способностей, алекситимии, склонности к фантазиям и стилей креативности, осуществили изучение гендерных и межкультурных различий в разных странах.

Однако, учитывая и развивая данные идеи и положения, важно указать, что актуальным для успешной профессиональной деятельности и достижения педагогического мастерства является не только развитие творческого потенциала, но и совершенствование личностно-профессиональных качеств педагогов на всех этапах профессионализации. Именно от культуры личности педагога и его личностных и профессиональных качеств во многом зависит индивидуальный стиль педагогической деятельности, авторитет у участников образовательных отношений и возможность быть личным примером для них, готовность к педагогическому творчеству и достижению успехов и к самореализации как субъекта профессионально-педагогической или творческой деятельности, эффективность взаимодействия и пр.

При этом многие исследования посвящены рассмотрению личностного потенциала и личностно-профессионального развития педагогов. Так, М. Кунтер, У. Клу-сманн, Дж. Баумерт, Д. Рихтер, Т. Восс и А. Хахфельд [19] обосновали положительное влияние педагогических знаний учителей, энтузиазма и навыков саморегуляции на качество обучения. Поэтому представленная в их публикации многомерная модель профессиональной компетентности учителей нацеливает на дальнейшие исследования личностных и профессиональных качеств педагогов. Мухаммад Ирфан Ариф [20] со своими соавторами и коллегами изучил и сравнил в педагогических институтах большую группу личностных качеств будущих учителей, в которую вошли добросовестность, эмоциональная стабильность, экстраверсия и открытость к опыту и пр. Было выявлено, что детям больше всего нравятся те учителя, которые доброжелательны и спокойны, дают им чувство безопасности. В свою очередь И. В. Васютен-кова [21] обосновала актуализирующую роль постдипломного образования как компонента непрерывного образования и катализатора развития профессионализма педагога и его личностно-профессионального становления.

Отечественными учеными разработаны и апробированы различные модели личностно-профессионального развития педагогов. А. В. Батаршевым [22] описана

модель психолого-педагогической системы профессионально-личностного становления педагога как профессионала при овладении педагогическими компетенциями. А. М. Лужецкой [23] представлена концептуальная модель направленности личности педагогов-профессионалов на разных стадиях профессионализации, где направленность автором рассматривается как совокупность мотивационных образований и включает смысловой и динамический компоненты. Результаты вышепредставленных и многих других исследований позволяют нам утвердиться в значимости личностно-профессиональных качеств (доброжелательность, уравновешенность, организованность, открытость и пр.), убеждают в значимости актуализации данного знания с учетом специфики современного образования и профессиональной деятельности педагогов в дошкольных учреждениях и начальной школы. В подтверждение этому следует указать публикацию А. И. Сучиу и Л. Мата [24], которые обосновали сущностные характеристики общей педагогической и специальной педагогической компетентности как важные для успешной профессиональной карьеры.

Продолжая эту мысль, важно отметить, что совершенствование системы профессионального образования педагогов для дошкольных учреждений и начальной школы в соответствии с требованиями времени является одной из важных задач современной науки и практики. Внедрение профстандартов, федеральных образовательных программ и иных нормативных и программно-методических документов обусловило необходимость трансформации их теоретической, методической и практической подготовки. Поэтому при изучении личностного и творческого потенциала педагогов с учетом специфики их профессиональной деятельности в дошкольных учреждениях и начальной школе особое значение имеют работы специалистов, касающиеся современных профессионально обусловленных требований к их подготовке, основных элементов их профессионально-педагогической культуры и пр., поскольку работа с детьми младшего возраста имеет свои особенности: освоение детьми социокультурного наследия происходит только под влиянием и при руководящей роли взрослого в ситуации успеха и доброжелательной атмосфере и пр.; приоритетность межличностного взаимодействия с использованием различных тактик с учетом возрастосообразных видов деятельности; многопредметность и многозадачность их профессиональной деятельности; ежедневное выполнение многочисленных профессионально-личностных позиций (наставника, вдохновителя, создателя воспитывающей среды и пр.) при разрешении разнообразных педагогических ситуаций и создании образовательных событий, обусловленных культурой личности и профессионально-педагогической культурой педагогов; значительная референтность роли педагога в личностном становлении с учетом особой ранимости, впечатлительности и подражательности детей и пр.

Так, в отношении педагогов современных дошкольных образовательных организаций заслуживает особого внимания работа А. Г. Гогоберидзе, С. А. Езоповой, Е. И. Изотовой и В. А. Новицкой [25], в которой авторы указывают на важность: формирования уникальных компетенций сопровождения дошкольника и психолого-педагогического сопровождения его семьи, формирования смежных компетенций, позволяющих решать вариативные профессиональные задачи, осуществлять дошкольное и дополнительное образование или кластерное взаимодействие и пр.; создания системы непрерывного педагогического образования для обеспечения мягкого перехода выпускника из одной системы подготовки или профильного образования в другую с целью совершенствования приобретенных ранее компетенций и пр.; формирования специалистов с мультикомпетен-

циями, готовых к выполнению разнопрофильных профессиональных задач в образовательном процессе детского сада и пр., тем самым говоря о важности обеспечения личностно-творческого становления таких специалистов. Т. П. Авдулова, Л. М. Волобуева, Е. И. Изотова, Г. Н. Толкачева, М. Ю. Парамонова и О. А. Сорокина [26] акцентируют особое внимание на востребованных в педагогическом и родительском сообществе личностных и профессиональных качествах современных педагогов детских садов, а также обосновывают группу личностно-профессиональных компетенций, востребованных в условиях многозадачности и новых вызовов. Е. В. Шакировой [27] описаны основные слагаемые личностно-профессионального развития современного педагога дошкольного образования, содействующие его профессиональному творчеству. При этом развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения автором впервые рассмотрена как одно из важных условий для личностно-профессионального развития воспитателя и пр.

С учетом современных тенденций развития начального образования в публикациях Н. В. Горбуновой и О. И. Игнатовой [28] особое внимание уделено особенностям профессиональной деятельности учителей, во многом обусловливающим приоритеты их профессиональной подготовки и личностно-профессионального становления. По мнению С. П. Русскова [29], профессионально-творческая деятельность современного учителя начальных классов должна изучаться в двух направлениях - от деятельности к личности, от личности к деятельности, а процесс его подготовки важно осуществлять как в системе педагогического образования, так и в рамках индивидуальной работы. С. В. Масловой, Н. В. Кузнецовой, О. И. Чирановой [30] акцентировано внимание на изменении методической подготовки будущих педагогов для начальной школы с учетом требований современного цифрового пространства, влияющего на окружающую действительность, образовательный процесс и сменяющие друг друга поколения и обучающихся и пр.

Мы также обращались к этой проблеме. Так, в статье Н. В. Кондрашовой [31] обоснованы сущностные характеристики культуры личности, профессионально-педагогической культуры и индивидуально-личностного потенциала педагогов дошкольного и начального образования и их роль в процессе педагогического взаимодействия. М. В. Каргиной [32] сделан краткий обзор публикаций и проведенных исследований личностно-творческого потенциала учителей начальной школы, кратко описаны основные элементы и уровни его развития.

Отмечая большую значимость проведенных исследований, следует признать:

- определенные аспекты формирования профессионально-педагогической культуры у педагогов образовательных организаций и учреждений профессионального педагогического образования представлены в работах отечественных и зарубежных ученых;

- проблемы трансформации подготовки педагогов для дошкольных учреждений и начальной школы рассматриваются с различных позиций, но единых подходов к определению основных компонентов и приоритетов формирования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры не выработано, поэтому исследования по изучению новых требований и значимых профессионально-образовательных запросов по их подготовке должны продолжаться;

- недостаточно системно рассмотрены ценностно-целевые ориентиры совершенствования личностно-творческого потенциала у педагогов, работающих с детьми младшего возраста, с учетом новых вызовов, в современных условиях стандартизации и модернизации дошкольного и начального образования, обновления нормативно-правовых документов и развития цифрового общества и пр.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Важной основой для осуществления исследовательской деятельности послужили современные нормативно-правовые документы, результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, педагогический опыт и пр. Для его проведения с позиций аксиологического, системно-деятельностного, культурологического, компе-тентностного и иных подходов осуществлялся сравнительный и терминологический анализ, систематизация, обобщение, педагогическое проектирование и пр.

Результаты исследования / Research results

Изучение современных концепций подготовки педагогических кадров для системы образования, нормативно-правовых и программно-методических документов [33-44] позволяет выделить в качестве ценностно значимых целей стратегические, тактические и оперативные цели формирования личностно-творческого потенциала как важного слагаемого профессионально-педагогической культуры у педагогов учреждений дошкольного и начального образования.

Стратегическая цель во многом детерминирована ключевыми задачами развития отечественного педагогического образования и может быть сформулирована как формирование у педагога-профессионала основных слагаемых культуры личности и культуры творчества как гаранта достижения высокого уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке образовательных услуг. Это обеспечивается на основе внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, совершенствования системы непрерывного педагогического образования и единства образовательного пространства при осуществлении соответствующих программ, реализации ценностно-смыслового подхода, обеспечения совместной деятельности образовательных организаций, социальных партнеров и работодателей и пр.

Тактические цели как своего рода конкретизированные шаги и ориентиры достижения стратегической цели применительно к педагогам дошкольного и начального образования в процессе получения педагогического образования можно сформулировать с учетом компетентностной модели выпускника педагогического вуза и сформулированных в действующих профессиональных стандартах целей профессиональной деятельности, основных трудовых функций, профессиональных, универсальных и иных компетенций и пр. [45, 46] К ним важно отнести следующие: развитие потенциала педагога как основы для творческого саморазвития, личностного самосовершенствования, профессиональной самореализации или индивидуального самовыражения; формирование стремления к переменам и готовности к участию в проектной или инновационной деятельности; актуализация мобильности, инициативности и гибкости, способности к профессиональным грамотным решениям в соответствии с профилем подготовки; воспитание ответственности за принятые решения; расширение пространства возможностей и ситуаций выбора для педагогического творчества, личностного роста и пр.; создание благоприятной образовательной среды для максимально возможного достижения личностных, предметных или метапредметных результатов обучения, умелого использования технологий для обеспечения индивидуальной траектории профессионализации при сохранении направленности на формирование профессиональных компетенций и готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности в системе дошкольного или начального образования и пр.

Оперативные ценностно значимые цели связаны с непрерывным совершенствованием необходимых слагаемых личностно-творческого потенциала каждого педагога с учетом его индивидуальных особенностей и имеющихся ресурсов для профессионального, творческого или личностного саморазвития, стимулирования мотивации к творчеству, обогащения опыта профессионального взаимодействия и творческой деятельности, формирования компетенций, обеспечивающих интеграцию знаний, умений и личностных качеств, развития имеющихся способностей, волевой сферы и навыков рефлексии, совершенствования профессионально значимых и социально востребованных качеств личности, создания условий для профессионального самоопределения, продуктивной самореализации при переносе имеющихся знаний или умений из учебной в практическую сферу и пр.

Итак, профессионально обусловленные требования как критерии успешности современного педагога дошкольного или начального образования, обусловленные личностно-творческим потенциалом профессионально-педагогической культуры, можно подразделить на четыре группы:

1. В отношении к участникам образовательных отношений и к людям в целом (доброжелательность, отзывчивость, надежность, вежливость и внимательность, искренность, общительность, открытость, сдержанность и тактичность, терпеливость, справедливость, уважительность, эмоциональная стабильность, эмпатия).

2. В отношении к себе как к личности и субъекту педагогической деятельности (готовность решать возникающие проблемы, а не избегать их, организованность, ответственность и самокритичность, развитое самосознание, самодисциплинированность и пр.).

3. В отношении к своей профессиональной деятельности (креативность, гибкость, толерантность, восприимчивость к новому, уравновешенность, добросовестность, самообучаемость, организованность, целеустремленность, наблюдательность, ответственность, стремление к самообразованию, творческому саморазвитию и поиску, способность к сотрудничеству, рациональному использованию времени и рефлексии, общительность, умение и готовность решать как типовые, так и нестандартные учебно-профессиональные задачи, реализовывать все необходимые личностно-профессиональные позиции и пр.).

4. Ценностное отношение к творчеству, саморазвитию и профессиональному росту (любознательность, креативность, чувствительность по отношению к новому и пр.).

В связи с этим к ценностно значимым принципам совершенствования личностно-творческого потенциала в системе непрерывного педагогического образования и самосовершенствования педагогов дошкольного и начального образования с учетом современных вызовов необходимо отнести следующие:

- вариативности предлагаемых на выбор форм и способов совершенствования творческого потенциала и личностно-профессиональных возможностей для определения наиболее подходящих и соответствующих способностям и интересам педагога в определенный период;

- гуманитаризации профессионализации для развития всех сторон личности в гармонии с общечеловеческой культурой и базовыми национальными ценностями;

- систематического диагностирования и самодиагностики промежуточных результатов профессиональной подготовки, личных сильных сторон и профессиональных дефицитов для определения дальнейших направлений профессионального, творческого, культурного или личного роста, пересмотра профессионально-личностного опыта, связанного с его неповторимой индивидуальностью;

- индивидуализации маршрута развития личностно-творческого потенциала и направленности на раскрытие или развитие индивидуальных, личностных и творческих особенностей педагогов как субъектов;

- интегративности посредством усиления межпредметных связей между изучаемыми дисциплинами, а также теоретической, методической и практической подготовкой, обеспечения единства профессиональной подготовки с самообразованием, самодиагностированием и самовоспитанием с учетом взаимообусловленности профессионального мастерства от профессионально-личностного и творческого развития педагога;

- непрерывности процесса актуализации или углубления имеющихся знаний, формирования необходимых компетенций и совершенствования личностно-творче-ского компонента посредством реализации ценностно-смыслового подхода и опережающей подготовки;

- разноуровневости и многоступенчатости процесса развития и совершенствования данного компонента, мобильности и гибкости при встраивании модели или процесса профессиональной подготовки и профессионального роста педагога, позволяющих оперативно реагировать на изменение государственных, социальных или иных запросов и пр.;

- универсализации подготовки педагога с универсальными или мультикомпе-тенциями, важными для успешной профессиональной и творческой деятельности, достижения им профессионального мастерства в рамках разнообразных профессионально-личностных позиций в отношении к детям, родителям, коллегам и пр.;

- целеполагания при выборе основных векторов совершенствования творческого потенциала и профессионально-личностного становления, где цели определяются государственной необходимостью и являются личностно значимыми для педагога с учетом его изменяющихся потребностей как субъекта профессиональной деятельности и пр.;

- адаптивности профессионализации к потребностям будущих и практикующих педагогов как субъектов образовательной деятельности и профессионального роста;

- широкого использования цифровых инструментов или интерактивных средств для профессионального образования и роста, самообразования педагогов и пр.

На основе анализа научно-педагогического знания и результатов исследований, представленных в обзоре, важно сформулировать и указать следующие ценностно значимые условия развития личностно-творческого компонента профессионально-личной культуры педагогов дошкольного и начального образования: гуманистическая направленность образовательной среды; дифференциация процесса профессионального роста педагогов посредством раскрытия его личностно-творческого потенциала; доступность, персонификация и адаптированность процесса подготовки и повышения квалификации; наполнение получаемых теоретико-методических знаний и умений практическим смыслом; обеспечение возможностей для самостоятельного принятия и реализации решений и пр.; показ взаимообусловленности профессионализма и мастерства педагога и его профессионально-педагогической культуры; применение различных организационных форм и современных технологий; рассмотрение личности каждого как наивысшей ценности, нацеленность на сохранение его индивидуальности и субъектности, на максимальное раскрытие потенциала каждого, на сохранение чувства собственного достоинства и пр.; реализация межпредметных связей при структурировании учебных курсов, программ повышения квалификации, содержания мастер-классов, педагогических мастерских и пр.; создание необходимых условий, инфраструктуры и воспитываю-

щей среды, обеспечивающих творческую самореализацию личности, субъектно-субъ-ектный характер взаимодействия, экстраполяцию общей и профессионально-педагогической культуры в сферу практической деятельности и пр.

Изучение педагогического опыта, результатов опроса педагогов и представленных выше исследований убеждает, что личностно-творческий компонент с позиций современных методологических подходов - это сложное системное образование в профессионально-педагогической культуре педагогов детских садов и начальной школы. В его составе следует особо выделить как базовый, так и вариативный, индивидуальный компоненты.

В качестве фундаментообразующих элементов базового компонента важны: активная педагогическая и личная позиция, информационная и медиакультура, нацеленность на саморазвитие и пр., поскольку они создают основу для закладывания потребности в своевременном обновлении знаний и совершенствовании профессиональной компетентности, осознания значимости личностного саморазвития и профессионального совершенствования, самодиагностирования своего личностно-творческого потенциала, а также для самовыражения и творчества в жизни и педагогической профессии.

Под активной педагогической и личной позицией в связи с этим понимается: убежденность в социальной значимости педагогической профессии; наличие своей педагогической позиции, понимание сущности творчества и ценности продуктов творческий деятельности; сформированность системы педагогических принципов и гуманистических ценностных ориентаций, важных при организации взаимодействия и творчества с участниками образовательных отношений; готовность самостоятельно и нестандартно решать профессиональные задачи или проблемы и нести за них ответственность, открытость к новациям и творчеству, к поиску и изучению педагогических новинок, современных технологий и творческих методических разработок; стремление к проектной, конкурсной и грантовой деятельности; осознание роли личностно-творческого потенциала в успехе педагогической деятельности и способах его развития или самореализации.

Информационная и медиакультура педагога-профессионала обеспечивает активное и умелое использование видео- или аудиконтента, виртуальных экспозиций и иных цифровых инструментов при подготовке к образовательному процессу для оптимизации использования имеющихся или ускорения создания интересных методических материалов и наглядности, для успешного профессионального взаимодействия в межличностном, медиапространстве и ином пространстве с участниками образовательных отношений и пр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основополагающим элементам вариативной части личностно-творческого компонента как важной части профессионально-педагогической культуры, включающей профессионально обусловленные требования, следует отнести:

- когнитивный компонент (широкий кругозор, профессиональная компетентность педагога, глубокое знание теоретических и методических основ педагогического творчества и возможностей творческой самореализации педагога, осведомленность о современных и эффективных возрастосообразных практиках приобщения детей к разнообразной творческой деятельности, стимулирования их креативности и формирования у них культуры личности, эффективных способах совершенствования своего творческого потенциала и личностно-профессиональных возможностей, разнообразных методах изучения личных сильных сторон или профессиональных дефицитов, а также инструментов развития индивидуальных, личностных и творческих особенностей педагогов как субъектов);

- мотивационный компонент (сформированность профессиональной мотивации и нацеленности на достижение профессионального роста, успеха и самореализации, формирование положительного имиджа и завоевание авторитета у своих обучающихся и их родителей, интерес к инновациям, стремление к педагогическому творчеству и пр.);

- ценностно-смысловой компонент (ориентированность на общечеловеческие и базовые национальные ценности, нормы сотрудничества и профессиональной этики при проектировании и осуществлении педагогического взаимодействия с различными участниками образовательных отношений, личностная зрелость, инициативность и ответственность, направленность на творчество и новации, наличие у педагога ценностных ориентиров, направленных на личностно-профессиональное совершенствование и профессиональное творческое развитие или саморазвитие, нацеленность быть личным нравственным примером в любых ситуациях профессиональной педагогической деятельности и пр.);

- эмоционально-волевой компонент (развитые эмпатия, эмоциональность и стрессоустойчивость, умение искренне проявлять сорадость, сопереживание, тактичность и гибкость в процессе межличностных отношений, профессиональной и творческой деятельности, нацеленность на преодоление трудностей и поиск нестандартных решений возникающих профессиональных проблем, а также способов минимизации возможностей и последствий профессионального выгорания и пр.);

- оценочно-рефлексивный компонент (способность к самонаблюдению и оценке качества профессионального межличностного взаимодействия или творческого сотрудничества, аутосимпатия, рефлексивность, владение широким спектром способов проведения рефлексии по итогам деятельности для определения векторов и способов дальнейшего личностно-профессионального становления, стремление объективно выявлять свои сильные стороны и эффективные практики, профессиональные дефициты пр.);

- операционально-деятельностный компонент (владение методикой организации воспитательной и творческой деятельности, сформированные мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные и иные умения, готовность создавать ситуации для личностного и творческого самовыражения участников образовательных отношений, умение стимулировать себя и детей к личностному росту и творчеству, владение современными технологиями и организационными формами, обеспечивающими создание для участников образовательных отношений атмосферы творчества и сотворчества, а также воспитывающих ситуаций и культурных практик приобщения к культурному наследию и обеспечивающих формирование культуры личности и пр.).

Важно отметить, что уровень развития личностно-творческого потенциала педагога дошкольного и начального образования может быть различным (пороговым, оптимальным или высоким) и во многом зависит от индивидуально-типологических особенностей, имеющегося потенциала, используемых педагогом ресурсов для своего творческого и личностного саморазвития, выбранных программ подготовки и повышения квалификации и пр. При этом большое значение для достижения профессионального мастерства и творчества, обретения каждым педагогом своего индивидуального стиля деятельности и авторитета, а также для сформированности востребованных универсальных компетенций имеют хорошо развитые общие, музыкальные, технические, литературные, художественные и иные способности, прикладные умения художественного, речевого или технического творчества, а также творческие педагогические умения (умение самостоятельно, оригинально осмысливать педагогические

задачи, создавать в образовательном процессе ситуации и культурные практики творчества, выбора и обогащения нравственного опыта и т. д.) и отбирать, разрабатывать или комплексно использовать традиционные и инновационные средства, формы или приемы обучения и воспитания и пр.

Заключение / Conclusion

Все вышеизложенное доказывает необходимость развития личностно-творче-ского потенциала у современных педагогов учреждений дошкольного и начального образования как важного слагаемого их профессионально-педагогической культуры. Важность своевременного совершенствования этого аспекта профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования определяется современными вызовами, требованиями профессиональных стандартов и соответствующих концептуальных документов, трансформацией их профессиональной деятельности в условиях внедрения новых методических документов, многозадачности и цифровизации и пр. Требованием времени выступает потребность общества в нестандартной, креативной, духовно-нравственной и гибкой личности, обладающей эмоциональным интеллектом, критическим мышлением и пр. Поскольку решение этих задач важно начинать в младшем возрасте, то для оптимизации данного процесса нужны педагоги, готовые использовать нестандартные решения, инновационные формы, технологии и методы, создавая соответствующее образовательное пространство и воспитывающую среду, будучи авторитетом и примером для участников образовательных отношений и пр.

Личностно-творческий потенциал современных педагогов дошкольного или начального образования важно рассматривать как сложное системное образование с базовым, профессионально обусловленным вариативным и индивидуальным компонентами, поскольку именно они во многом определяют осознание педагогом себя как субъекта, прослеживаются в его ответственном отношении к профессиональной деятельности, ценностном отношении к саморазвитию, профессиональному росту и творчеству, а также во многом обусловливают выстраиваемые отношения с участниками образовательных отношений, профессиональные успехи, достижение им вершин мастерства, самореализации и творчества в профессии.

Прописанные выше ценностно значимые стратегические, тактические и оперативные цели, принципы и условия его совершенствования важны для разработки более конкретных предложений по вопросам практико-ориентированной и опережающей подготовки воспитателей и учителей начальных классов в современной системе педагогического непрерывного образования, наполнения программ обучения и повышения квалификации соответствующим методическим материалом и диагностическим инструментарием и пр.

Ссылки на источники / References

1. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2004. - 206 с.

2. Чумакова А. В. Развитие профессионально-педагогической культуры студентов педвуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Тобольск, 2003. - 205 с.

3. Баротова Г. Ю. Формирование профессионально-педагогической культуры студентов педагогических вузов в условиях работы в системе инклюзивного образования (на материале Республики Таджикистан): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Душанбе, 2020. - 224 с.

4. Шеховская Н. Л. Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Белгород, 1997. - 200 с.

5. Лавренова С. В. Развитие личностно-творческого потенциала педагога в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2003. - 163 с.

6. Greiff S., Niepel C., Wustenberg S. 21st century skills: International advancements and recent developments // Thinking Skills and Creativity. - 2015. - № 18. - P. 2. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/276487379_21st_century_skills_International_advancements_and_recent_developments

7. Silvia P. J., Beaty R. E., Nusbaum E. C. et al. Everyday creativity in daily life: An experience-sampling study of «little c» creativity // Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. - 2014. - № 2. - P. 183-188. - URL: https://www.researchgate.net/publication/260226403_Everyday_Creativity_in_Daily_Life_An_Experience-Sam-pling_Study_of_Little_c_Creativity/

8. Doyle C. L. Speaking of creativity: Frameworks, models, and meanings // Creativity Under Duress in Education? -Cham: Springer, 2019. - P. 41-62.

9. Corcuera M. Octahedral Creativity Framework // Creativity Theories - Research - Applications. - 2022. - 9(2). -P. 1-28. DOI: 10.2478/ctra-2022-0009.

10. Craft A. Creativity and education futures: Learning in a digital age. - Staffordshire: Trentham Books Ltd., 2010. - 208 p.

11. Jahnke I., Haertel T., Wildt J. Teachers' conceptions of student creativity in higher education // Innovations in Education and Teaching International. - 2017. - Vol. 54 (1). - P. 87-95. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14703297.2015.1088396

12. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

13. Тамочкина О. А. Развитие творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук: 5.8.7. - Саратов, 2021. - 24 с.

14. Степаненко Н. А. Развитие креативного потенциала студентов педагогического направления подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Уфа, 2016. - 177 с.

15. Мартишина Н. В. Становление и развитии творческого потенциала педагога в системе непрерывного педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Рязань, 2009. - 383 c.

16. Солнцев И. С. Развитие профессионально-педагогического мастерства педагога вуза творческого профиля средствами театральной педагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2021. - 165 с.

17. Nissim Y., Weissblueth E., Scott-Webber L., Amar S. The Effect of a stimulating learning environment on pre-service teachers' motivation and 21st century skills // Journal of Education and Learning. - 2016. - Vol. 5. - № 3. - P. 3536. - URL: https://www.researchgate.net/publication/301573375_The_Effect_of_a_Stimulating_Learning_Envi-ronment_on_Pre-Service_Teachers'_Motivation_and_21st_Century_Skills

18. Kuska M., Trnka R., Mana J., Nikolai T. Emotional Creativity: A Meta-analysis and Integrative Review // Creativity Research Journal. - April 2020. - 32(2). - P. 151-160.

19. Kunter M., Klusmann U., Baumert J. et al. Professional Competence of Teachers: Effects on Instructional Quality and Student Development // Journal of Educational Psychology. - 2013. - Vol. 105. - № 3. - P. 805-820.

20. Arif M. I., Rashid A., Tahira S. S., Akhter M. Personality and Teaching: An Investigation into Prospective Teachers' Personality // International Journal of Humanities and Social Science. - September 2012. - Vol. 2. - № 17. - P. 161-171.

21. Васютенкова И. В. Развитие профессионально-личностного потенциала педагога в системе постдипломного образования в современных социокультурных условиях // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб., 2015. - № 174. - С. 141-148.

22. Батаршев А. В. Моделирование профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 1726-1730. -URL: http://e-koncept.ru/2014/54609.htm

23. Лужецкая А. М. Структура личностной направленности педагогов на разных стадиях профессионализации и ее оптимизация: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07. - Иркутск, 2012. - 26 с.

24. Suciu A. I., Mata L. Pedagogical Competences - The Key to Efficient Education // International Online Journal of Educational Sciences. - 2011. - № 3 (2). - P. 411-423.

25. Гогоберидзе А. Г., Изотова Е. И., Езопова С. А., Новицкая В. А. Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства // Современное дошкольное образование. - 2023. - № 4 (118). - С. 22-34.

26. Толкачева Г. Н., Изотова Е. И., Парамонова М. Ю., Авдулова Т. П. и др. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы // Преподаватель XXI век. - 2022. - № 1. - Ч. 1. - С. 41-57.

27. Шакирова Е. В. Личностно-профессиональное развитие педагога в процессе формирования предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ярославль, 2020. - 202 с.

28. Горбунова Н. В., Игнатова О. И. Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в профессиональной деятельности // Научно-теоретический журнал. - 2019. - Вып. 2 (39). - С. 15-21.

29. Руссков С. П. Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Чебоксары, 2000. - 221 c.

30. Маслова С. В., Кузнецова Н. В., Чиранова О. И. Трансформация методической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - С. 1-13. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231105.htm

31. Кондрашова Н. В. Ценностно-целевые ориентиры подготовки педагогов дошкольного и начального образования к взаимодействию с детьми младшего возраста и их родителями // Гуманитарные науки и образование. - 2020. - № 4. - С. 38-44.

32. Каргина М. В. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры учителя начальной школы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - 2023. -№ 10 (87). - URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kargina-mv-lichnostno-tvorcheskij-komponent-profes-sionalno-pedagogicheskoj-kultury-uchitelya-nachalnoj-shkoly.html

33. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 17.02.2023). - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

34. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

35. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005

36. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». - URL: file:///F:/Загрузки/4-Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-24.06.2022-1688-O-Kontseptsii-podgotovki-pedagogicheskikh-kadrov-dlya-sistemy-obrazovaniya-na-period-do-2030-g-szhat.pdf

37. Концепция профильных психолого-педагогических классов. - URL: file:///F:/Загрузки/Kontseptsiya_pedklassov.pdf

38. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/

39. Письмо Минпросвещения России от 28.04.2022 № АБ-1197/05 «О направлении документов «Ядро среднего профессионального педагогического образования» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам среднего профессионального педагогического образования на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро среднего профессионального педагогического образования»)). - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii/

40. Приказ Министерство просвещения РФ от 19 января 2023 г. № 37 «О внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 800. -URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleid=1&documentid=445880

41. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/

42. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130044

43. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://base.garant.ru/70535556

44. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». - URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444827

45. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

46. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2023 г. № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

1. Isaev, I. F. (2004). Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya [Professional and pedagogical culture of a teacher], Akademiya, Moscow, 206 p. (in Russian).

2. Chumakova, A. V. (2003). Razvitie professional'no-pedagogicheskoj kul'tury studentov pedvuza [Development of professional and pedagogical culture of teacher students]: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08, Tobol'sk, 205 p. (in Russian).

Н. В. KoHdpawoBa, M. B. Kapeum

3. Barotova, G. Yu. (2020). Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kul'tury studentov pedagogicheskih vuzov v usloviyah raboty v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya (na materiale Respubliki Tadzhikistan) [Formation of professional and pedagogical culture of teacher students in the context of working in the system of inclusive education (the case study of the Republic of Tajikistan)]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Dushanbe, 224 p. (in Russian).

4. Shekhovskaya, N. L. (1997). Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya kolledzha [Development of professional and pedagogical culture of a college teacher]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Belgorod, 200 p. (in Russian).

5. Lavrenova, S. V. (2003). Razvitie lichnostno-tvorcheskogo potenciala pedagoga v processe professional'noj pod-gotovki [Development of the personal and creative potential of a teacher in the process of professional training]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Kaliningrad, 163 p. (in Russian).

6. Greiff, S., Niepel, C., & Wustenberg, S. (2015). "21st century skills: International advancements and recent developments", Thinking Skills and Creativity, № 18, p. 2. Available at: https://www.researchgate.net/publica-tion/276487379_21st_century_skills_International_advancements_and_recent_developments (in English).

7. Silvia, P. J., Beaty, R. E., Nusbaum, E. C. et al. (2014). "Everyday creativity in daily life: An experience-sampling study of "little c" creativity", Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, № 2, pp. 183-188. Available at: https://www.researchgate.net/publication/260226403_Everyday_Creativity_in_Daily_Life_An_Experience-Sam-pling_Study_of_Little_c_Creativity/ (in English).

8. Doyle, C. L. (2019). Speaking of creativity: Frameworks, models, and meanings, Creativity Under Duress in Education? Springer, Cham, pp. 41-62 (in English).

9. Corcuera, M. (2022). "Octahedral Creativity Framework", Creativity Theories - Research - Applications, 9(2), pp. 128. DOI: 10.2478/ctra-2022-0009 (in English).

10. Craft, A. (2010). Creativity and education futures: Learning in a digital age, Trentham Books Ltd., Staffordshire, 208 p. (in English).

11. Jahnke, I., Haertel, T., & Wildt, J. (2017). "Teachers' conceptions of student creativity in higher education", Innovations in Education and Teaching International, vol. 54 (1), pp. 87-95. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14703297.2015.1088396 (in English).

12. Kan-Kalik, V. A., & Nikandrov, N. D. (1990). Pedagogicheskoe tvorchestvo [Pedagogical creativity], Pedagogika, Moscow, 140 p. (in Russian).

13. Tamochkina, O. A. (2021). Razvitie tvorcheskogo potenciala studentov v processe professional'noj podgotovki [Development of students' creative potential in the process of professional training]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 5.8.7, Saratov, 24 p. (in Russian).

14. Stepanenko, N. A. (2016). Razvitie kreativnogo potenciala studentov pedagogicheskogo napravleniya podgotovki [Development of creative potential of students teachers]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08, Ufa, 177 p. (in Russian).

15. Martishina, N. V. (2009). Stanovlenie i razvitii tvorcheskogo potenciala pedagoga v sisteme nepreryvnogo peda-gogicheskogo obrazovaniya [Formation and development of the creative potential of a teacher in the system of continuous pedagogical education]: dis.... d-ra ped. nauk: 13.00.01, Ryazan', 383 p. (in Russian).

16. Solncev, I. S. (2021). Razvitie professional'no-pedagogicheskogo masterstva pedagoga vuza tvorcheskogo profilya sredstvami teatral'noj pedagogiki [Development of professional and pedagogical skills of a university teacher of a creative profile by means of theatrical pedagogy]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Kazan', 165 p. (in Russian).

17. Nissim, Y., Weissblueth, E., Scott-Webber, L., & Amar, S. (2016). "The Effect of a stimulating learning environment on pre-service teachers' motivation and 21st century skills", Journal of Education and Learning, vol. 5, № 3, pp. 3536. Available at: https://www.researchgate.net/publication/301573375_The_Effect_of_a_Stimulating_Learn-ing_Environment_on_Pre-Service_Teachers'_Motivation_and_21st_Century_Skills (in English).

18. Kuska, M., Trnka, R., Mana, J., & Nikolai, T. (2020). "Emotional Creativity: A Meta-analysis and Integrative Review", Creativity Research Journal, April, 32(2), pp. 151-160 (in English).

19. Kunter, M., Klusmann, U., Baumert, J. et al. (2013). "Professional Competence of Teachers: Effects on Instructional Quality and Student Development", Journal of Educational Psychology, vol. 105, № 3, pp. 805-820 (in English).

20. Arif, M. I., Rashid, A., Tahira, S. S., & Akhter, M. (2012). "Personality and Teaching: An Investigation into Prospective Teachers' Personality", International Journal of Humanities and Social Science, vol. 2, № 17, September, pp. 161-171 (in English).

21. Vasyutenkova, I. V. (2015). "Razvitie professional'no-lichnostnogo potenciala pedagoga v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah" [Development of professional and personal potential of a teacher in the system of postgraduate education in modern socio-cultural conditions], Izvestiya Rossijskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena, St. Petersburg, № 174, pp. 141-148 (in Russian).

22. Batarshev, A. V. (2014). "Modelirovanie professional'no-lichnostnogo stanovleniya i razvitiya pedagoga professional'noj shkoly" [Modeling professional and personal development and formation of a teacher of a professional school], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", t. 20, pp. 1726-1730. Available at: http://e-kon-cept.ru/2014/54609.htm (in Russian).

23. Luzheckaya, A. M. (2012). Struktura lichnostnoj napravlennosti pedagogov na raznyh stadiyah professionalizacii i ee optimizaciya [The structure of personal orientation of teachers at different stages of professionalization and its optimization]: avtoref. dis.... kand. ped. nauk: 19.00.07, Irkutsk, 26 p. (in Russian).

24. Suciu, A. I., & Mata, L. (2011). "Pedagogical Competences - The Key to Efficient Education", International Online Journal of Educational Sciences, № 3 (2), pp. 411-423 (in English).

25. Gogoberidze, A. G., Izotova, E. I., Ezopova, S. A., & Novickaya, V. A. (2023). "Koncepciya razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya do 2030 goda: zadachi i instrumenty realizacii v usloviyah edinogo obrazovatel'nogo prostranstva" [Concept of preschool education development until 2030: tasks and tools of implementation in the context of a unified educational space], Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie, № 4 (118), pp. 22-34 (in Russian).

26. Tolkacheva, G. N., Izotova, E. I., Paramonova, M. Yu., Avdulova, T. P. et al. (2022). "Principy i instrumentarij proek-tirovaniya kompetentnostnoj modeli podgotovki pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya kak otkrytoj obra-zovatel'noj sistemy" [Principles and tools for designing a competence-based model as an open educational system for training preschool teachers], Prepodavatel' XXI vek, № 1, Ch. 1, pp. 41-57 (in Russian).

27. Shakirova, E. V. (2020). Lichnostno-professional'noe razvitie pedagoga v processe formirovaniya predmetno-pros-transtvennoj sredy doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Personal and professional development of a teacher in the process of forming the subject-spatial environment of a preschool educational organization]: dis.... kand. ped.: 13.00.01, Yaroslavl', 202 p. (in Russian).

28. Gorbunova, N. V., & Ignatova, O. I. (2019). "Osobennosti lichnostnogo i professional'nogo razvitiya uchitelej nachal'nyh klassov v professional'noj deyatel'nosti" [Characteristics of personal and professional development of primary school teachers in professional activities], Nauchno-teoreticheskijzhurnal, , vyp. 2 (39), pp. 15-21 (in Russian).

29. Russkov, S. P. (2000). Podgotovka uchitelej nachal'nyh klassov k professional'no-tvorcheskoj deyatel'nosti v tru-dovom vospitanii shkol'nikov [Preparation of primary school teachers for professional and creative activities in labor education of schoolchildren]: dis.... kand. ped. nauk: 13.00.01, Cheboksary, 221 p. (in Russian).

30. Maslova, S. V., Kuznecova, N. V., & Chiranova, O. I. (2023). "Transformaciya metodicheskoj podgotovki budushchih uchitelej nachal'nyh klassov v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya" [Transformation of methodological training of future primary school teachers in the context of digitalization], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kon-cept", № 11 (noyabr'), pp. 1-13. Available at: http://e-koncept.ru/2023/231105.htm (in Russian).

31. Kondrashova, N. V. (2020). "Cennostno-celevye orientiry podgotovki pedagogov doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya k vzaimodejstviyu s det'mi mladshego vozrasta i ih roditelyami" [Value reference points for training preschool and primary education teachers to interact with little children and their parents], Gumanitarnye nauki i obrazovanie, № 4, pp. 38-44 (in Russian).

32. Kargina, M. V. (2023). "Lichnostno-tvorcheskij komponent professional'no-pedagogicheskoj kul'tury uchitelya na-chal'noj shkoly" [Personal and creative component of professional and pedagogical culture of primary school teachers], Mir pedagogiki i psihologii: mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal, № 10 (87). Available at: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kargina-mv-lichnostno-tvorcheskij-komponent-professionalno-pedagog-icheskoj-kultury-uchitelya-nachalnoj-shkoly.html (in Russian).

33. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated 12/29/2012 No. 273-FL] (red. ot 17.02.2023). Available at: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).

34. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 "O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda" [Decree of the President of the Russian Federation dated 05/07/2018 No. 204 "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (in Russian).

35. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.05.2023 № 343 "O nekotoryh voprosah sovershenstvovaniya sistemy vysshego obrazovaniya" [Decree of the President of the Russian Federation No. 343 dated 05/12/2023 "On some issues of improving the higher education system"]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202305120005

36. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24.06.2022 № 1688-r "Ob utverzhdenii Koncepcii podgotovki pedago-gicheskih kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation dated 06/24/2022 No. 1688-p "On approval of the concept of training pedagogical personnel for the education system for the period up to 2030]. Available at: file:///F:/Zagruzki/4-Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-24.06.2022-1688-O-Kontseptsii-podgotovki-pedagogicheskikh-kadrov-dlya-sistemy-obrazovaniya-na-period-do-2030-g-szhat.pdf (in Russian).

37. Koncepciya profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassov [The concept of specialized psychological and pedagogical classes]. Available at: file:///F:/Zagruzki/Kontseptsiya_pedklassov.pdf (in Russian).

38. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 14.12.2021 № AZ-1100/08 "O napravlenii informacii" (vmeste s "Metodiches-kimi rekomendaciyami po podgotovke kadrov po programmam pedagogicheskogo bakalavriata na osnove edinyh podhodov k ih strukture i soderzhaniyu ("Yadro vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya") [Letter of the Ministry

of Education of the Russian Federation dated 12/14/2021 No. AZ-1100/08 ""On providing information " (together with "Methodological recommendations for training personnel in pedagogical Bachelor's degree programs based on unified approaches to their structure and content ("The core of higher pedagogical education")]. Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Pis'mo Minprosveshcheniya Rossii ot 28.04.2022 № AB-1197/05 "O napravlenii dokumentov "Yadro srednego pro-fessional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya" (vmeste s "Metodicheskimi rekomendaciyami po podgotovke kadrovpo programmam srednego professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya na osnove edinyh podhodov k ih strukture i soderzhaniyu ("Yadro srednego professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya")) [Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 04/28/2022 No. AB-1197/05 "On providing the documents "Core of secondary vocational pedagogical education " (together with "Methodological recommendations for training personnel in secondary vocational pedagogical education programs based on unified approaches to their structure and content ("Core of secondary vocational pedagogical education"))]. Available at: https://le-galacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-28042022-n-ab-119705-o-napravlenii/ (in Russian).

40. Prikaz Ministerstvo prosveshcheniya RF ot 19 yanvarya 2023 g. № 37 "O vnesenii izmenenij v poryadok pro-vedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii po obrazovatel'nym programmam srednego professional'nogo obrazovaniya", utverzhdennyj prikazom Ministerstva prosveshcheniya RF ot 8 noyabrya 2021 g. № 800 [Order No. 37 of the Ministry of Education of the Russian Federation dated January 19, 2023 "On Amendments to the Procedure for Conducting State Final Certification for educational programs of secondary vocational education", approved by Order No. 800 of the Ministry of Education of the Russian Federation dated November 8, 2021]. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleid=1&documentid=445880 (in Russian).

41. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 25 noyabrya 2022 g. № 1028 "Ob utverzhdenii federal'noj obra-zovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 1028 dated November 25, 2022 "On Approval of the Federal educational program of preschool education"]. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (in Russian).

42. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 18 maya 2023 g. № 372 "Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 18, 2023 No. 372 "On approval of the Federal Educational Program of primary general education"]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130044 (in Russian).

43. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, os-novnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 544n dated October 18, 2013 "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"]. Available at: https://base.garant.ru/70535556 (in Russian).

44. Prikaz ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 30 yanvarya 2023 g. № 53n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Specialist v oblasti vospitaniya" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 53n dated January 30,2023 "On approval of the professional standard "Specialist in the field of education"]. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=444827 (in Russian).

45. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnov-nogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 544n dated October 18, 2013 "On approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"].

46. Prikaz ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 30 yanvarya 2023 g. № 53n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Specialist v oblasti vospitaniya" [Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 53n dated January 30, 2023 "On approval of the professional standard "Specialist in the field of education"].

Вклад авторов Contribution of the authors

Н. В. Кондрашова - анализ российской и зарубежной научной литературы по теме исследования; концептуальный замысел публикации; подготовка обзора отечественных и зарубежных источников и их оформление, обобщение результатов исследования, оформление итогового варианта статьи.

М. В. Каргина - обоснование актуальности темы, написание аннотации.

N. V. Kondrashova - analysis of Russian and foreign scientific literature on the research topic; conceptual design of the publication; preparation of a review of domestic and foreign sources and their formatting, generalization of research results, design of the final version of the article.

M. V. Kargina - justification of the relevance of the topic, writing an abstract.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.