Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическая культура / компоненты профессионально-педагогической культуры / педагог дошкольного образования / формы организации методической работы / мотивация педагогов / professional pedagogical culture / components of professional pedagogical culture / preschool education teacher / forms of organizing methodological work / motivation of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Г. Богославец, Т.В. Поданёва

В статье рассматриваются направления совершенствования компонентов профессионально-педагогической культуры (далее – ППК) специалистов дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) при реализации активных форм методической работы; уточняются и обосновываются компоненты профессионально-педагогической культуры, мотивация педагогов к саморазвитию с учетом формирования компонентов ППК; обоснованы характеристики компонентов ППК (аксиологический, технологический, творческий, личностный); проанализированы аспекты ППК в соотношении с основными профессионально-педагогическими подходами; обозначены ролевые профессиональные позиции педагога в работе с детьми дошкольного возраста; описываются результаты педагогического эксперимента по формированию компонентов ППК у педагогов в практике деятельности ДОО, в котором приняли участие 65 респондентов – специалистов дошкольного образования гг. Барнаула, Славгорода Алтайского края; предложенные интерактивные формы в структуре методической работы будут полезны при формировании компонентов ППК в профессиональной деятельности педагогов ДОО, а также при проектировании индивидуального образовательного маршрута специалиста дошкольного образования; определена совокупность организационно-методических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Г. Богославец, Т.В. Поданёва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article discusses directions for improving components of professional and pedagogical culture of specialists in a preschool educational organization when implementing active forms of methodological work. Components of professional pedagogical culture, the motivation of teachers for self-development are clarified and justified, taking into account the formation of the components of professional pedagogical culture. Characteristics of the components of professional and pedagogical culture are substantiated (axiological, technological, creative, personal); aspects of professional pedagogical culture are analyzed in relation to the main professional pedagogical approaches. The role of professional positions of the teacher in working with preschool children is outlined. The paper describes results of a pedagogical experiment on the formation of components of professional pedagogical culture among teachers in the practice of a preschool educational organization, in which 65 respondents (preschool education specialists from Barnaul, Slavgorod, Altai Krai) took part. The proposed interactive forms in the structure of methodological work will be useful in the formation of components of professional pedagogical culture in the professional activities of teachers of a preschool educational organization, as well as in designing an individual educational route for a preschool education specialist. A set of organizational and methodological conditions is determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

6. Gutnik I.Yu. Pedagogicheskaya diagnostika samoopredeleniya uchenika v professional'noj deyatel'nosti pedagoga osnovnoj shkoly. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2023.

7. Schedrovickij G.P. Ocherkipo filosofii obrazovaniya. Moskva, 1993.

8. Gazman O.S. Pedagogicheskaya podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaya problema. Novyecennostivobrazovanii: desyat'koncepciji'esse. Moskva: Innovator, 1995; Vypusk 3: 58-63.

9. Sergomanov P.A., Luchenkov A.V., Vasil'eva N.P., Loginova N.F. Vozrastno-orientirovannaya starshaya shkola: Krealizaciinovyh obrazovatel'nyh standartov. Moskva: LENAND, 2014; Vypusk 39.

10. Pinchuk A.N. Obrazovatel'nye praktiki v konceptual'nom pole sociologii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016; № 4: 321-331.

11. Zhbankova I.I. Filosofskie principy v nauchnom poznanii. Minsk: Nauka i tehnika, 1974.

12. Furin A.G. Specifika transakcionnyh izderzhek v sfere obrazovaniya v usloviyah formiruyuschejsya 'ekonomiki znanij. MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2014; № 18: 11-15.

13. Gavrilina E.A. 'Eksperiment v social'no-gumanitarnom poznanii: stanovlenie i transformaciya. Filosofiya nauki i tehniki. 2017; T. 22, № 1: 30-45.

14. Tarasov S.V. Kriterii i pokazateli 'effektivnosti obrazovatel'noj sredy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2015; T. 3, № 4: 18-30.

15. Voroncova V.G. Postdiplomnoe obrazovanie pedagoga (Gumanitarno-aksiologicheskij. podhod). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1997.

Статья поступила в редакцию 12.01.24

УДК 378

Bogoslavets L.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: gera1905@yandex.ru

Podanyova T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: podanevatv@yandex.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE OF SPECIALISTS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article discusses directions for improving components of professional and pedagogical culture of specialists in a preschool educational organization when implementing active forms of methodological work. Components of professional pedagogical culture, the motivation of teachers for self-development are clarified and justified, taking into account the formation of the components of professional pedagogical culture. Characteristics of the components of professional and pedagogical culture are substantiated (axiological, technological, creative, personal); aspects of professional pedagogical culture are analyzed in relation to the main professional pedagogical approaches. The role of professional positions of the teacher in working with preschool children is outlined. The paper describes results of a pedagogical experiment on the formation of components of professional pedagogical culture among teachers in the practice of a preschool educational organization, in which 65 respondents (preschool education specialists from Barnaul, Slavgorod, Altai Krai) took part. The proposed interactive forms in the structure of methodological work will be useful in the formation of components of professional pedagogical culture in the professional activities of teachers of a preschool educational organization, as well as in designing an individual educational route for a preschool education specialist. A set of organizational and methodological conditions is determined.

Key words: professional pedagogical culture, components of professional pedagogical culture, preschool education teacher, forms of organizing methodological work, motivation of teachers

Л.Г. Богославец, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: gera1905@yandex.ru

Т.В. Поданёва, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: podanevatv@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматриваются направления совершенствования компонентов профессионально-педагогической культуры (далее - ППК) специалистов дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) при реализации активных форм методической работы; уточняются и обосновываются компоненты профессионально-педагогической культуры, мотивация педагогов к саморазвитию с учетом формирования компонентов ППК; обоснованы характеристики компонентов ППК (аксиологический, технологический, творческий, личностный); проанализированы аспекты ППК в соотношении с основными профессионально-педагогическими подходами; обозначены ролевые профессиональные позиции педагога в работе с детьми дошкольного возраста; описываются результаты педагогического эксперимента по формированию компонентов ППК у педагогов в практике деятельности ДОО, в котором приняли участие 65 респондентов - специалистов дошкольного образования rr Барнаула, Славгорода Алтайского края; предложенные интерактивные формы в структуре методической работы будут полезны при формировании компонентов ППК в профессиональной деятельности педагогов ДОО, а также при проектировании индивидуального образовательного маршрута специалиста дошкольного образования; определена совокупность организационно-методических условий.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, компоненты профессионально-педагогической культуры, педагог дошкольного образования, формы организации методической работы, мотивация педагогов

В условиях модернизации российского образования поиск инновационных направлений к организации целостного образовательного процесса и содержанию методической деятельности в условиях ДОО, отражающих современные тенденции развития культуры и общества, является одной из приоритетных задач педагогической теории и практики первой образовательной ступени. В связи с чем проблема формирования и совершенствования компонентов ППК специалистов ДОО как способа реализации их личностных ценностей в профессии приобретает особую значимость и актуальность.

Актуальность темы, раскрываемой в данной статье, детерминирована тем, что новые организационно-деятельностные способы формирования компонентов профессионально-педагогической культуры специалистов ДОО неразрывно взаимосвязаны с требованиями реформирования содержания дошкольного образования, а также интересами, потребностями, возможностями, проектированием индивидуальных образовательных маршрутов деятельности самих педагогов, что требует дальнейших исследований.

Целью проведенного авторами статьи исследования выступает поиск организационно-методических условий, способствующих формированию компонентов ППК педагогов в локальной профессиональной среде ДОО.

Достижению обозначенной цели способствовало решение следующих задач:

- уточнить понятие профессионально-педагогической культуры, обосновать её компоненты;

- проанализировать влияние традиционных и инновационных форм методической работы на процесс активизации формирования компонентов ППК у педагогов;

- определить показатели и уровни сформированности компонентов ППК педагогов экспериментальных ДОО;

- выявить эффективные формы методической работы, способствующие формированию компонентов ППК и мотивации педагогов к целенаправленной и активной методической деятельности в условиях ДОО.

Проблеме формирования компонентов ППК - специфике педагогической деятельности, изучению основ педагогического мастерства и творчества, педагогических способностей и педагогической техники - посвящены исследования С.И. Архангельского, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина и др. Разработка в психолого-педагогических исследованиях культурологического направления позволила обосновать различные аспекты культуры личности педагога: методологический (В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин и др.), технологический (М.М. Левина), нравственно-эстетический (Э.А. Гришин, Н.Б. Крылова и др.), коммуникативный (С.Я. Ромашина), физический (М.Я. Виленский). Данные исследования раскрывают ППК как часть общей культуры педагога, проявляющуюся в системе профессионально-личностных качеств и специфике ценностей педагогической деятельности.

В аспекте профессиональной деятельности специалистов дошкольного образования необходимо уточнить понятие «культура». В.М. Межуев отмечает, что «культура - это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его жизнедеятельности» [1].

Изменения в системе дошкольного образования актуализируют проблему качественного обеспечения профессиональной деятельности специалистов ДОО, владеющих компонентами ППК. Необходимо отметить, что понятие «педагогическая культура» давно включено в практику деятельности ДОО. На основе анализа

теоретической литературы охарактеризуем более подробно компоненты педагогической культуры, обоснованные И.Ф. Исаевым и В.А. Сластениным (рис. 1).

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ -совокупность педагогических ценностей и отношений - развитое педагогическое мышление, психолого-педагогические знания; креативный характер педагогической деятельности; высокий уровень педагогической рефлексии; возможность синтеза методической и педагогической деятельности; педагогическая этика, такт; потребность в профессионально-педагогическом самосовершенствовании, саморазвитии, самоактуализации; удовлетворённость профессиональной деятельностью ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ -специфический способ педагогической деятельности - педагогическая техника педагога, технология педагогического общения, организации и проведения занятий, мероприятий с детьми и родителями воспитанников; технология педагогического руководства самостоятельной, индивидуальной работой детей и организации коллективно-индивидуальной, познавательной и творческой деятельности детей; технология педагогического требования, локализации конфликтных ситуаций в детско-взрослой среде

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ - нестандартное, оригинальное решение педагогических, проблемных задач и ситуаций - творческая деятельность как фактор формирования личности; желание педагога стать мастером педагогического труда, осуществлять педагогическую деятельность как проявление подлинного творчества ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ - реализация потребностей, способностей, интересов, творческих возможностей, социального и педагогического опыта личности

Рис. 1. Компоненты педагогической культуры [2-5]

Научная новизна статьи заключается в организации практического эксперимента по апробации и определению уровня влияния интерактивных форм методической работы на процесс формирования компонентов ППК специалистов ДОО, совершенствования мотивации к целенаправленной и активной методической деятельности и реализации ролевых позиций педагогов в профессиональной деятельности.

Профессионально-педагогическая культура педагога ДОО рассматривается нами как часть общечеловеческой культуры, в которой отражены ценности, традиции, результаты дошкольного образования, содержательные способы педагогической деятельности, необходимые для успешной социализации детей дошкольного возраста.

Вместе с тем И.Ф. Исаев отмечает, что «носителями педагогической культуры могут быть родители, педагоги, руководители, т. е. люди, занимающиеся воспитательно-образовательной практикой на профессиональном и непрофессиональном уровнях. Но носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогическую деятельность на профессиональном уровне» [2].

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - устанавливает приоритет личностного развития участников образовательных отношений; центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития; умение проектировать развивающее пространство с целью актуализации культуросообразного бытия в детско-взрослом сообществе АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД -предполагает трансляцию миссии взрослого на каждом из этапов становления субъектности ребенка, фасили-тации процесса содержания культуры во всех сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД (РЕФЛЕКСИВНОСТЬ) - предполагает организацию профессиональной деятельности с учетом интересов, потребностей и инициативы детей; использование разнообразия средств педагогического воздействия и подлинного взаимодействия; восприятие конструктивной критики в ходе педагогической деятельности; умение создавать продуктивные модели личностного развития ребёнка при создании ситуации успеха в видах детской деятельности

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД -создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов; владение педагогической технологией, коммуникативной и организаторской деятельностью при всестороннем развитии личности ребенка; признание определяющей роли детства в психическом развитии ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (ДИАЛОГИЧ-НОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ) - мобильность и вариативность в содержании педагогического руководства детским коллективом; способность к эмпатии; владение техникой общения и диалога, сотрудничества и партнерства дет-ско-взрослом сообществе

Рис. 2. Подходы к формированию ППК [6]

Процесс формирования компонентов ППК демонстрирует несколько подходов, детерминирующих процесс ее развития, - гуманистический, компетентност-ный, творческий, аксиологический, личностный. Вместе с тем ППК удерживается в сознании творческого профессионального поведения педагога и переносится в локальное образовательное пространство конкретной дошкольной организации, изменяя её содержание [2; 4].

Проанализируем аспекты ППК в соотношении с обозначенными подходами (рис. 2).

Данные положения свидетельствуют о том, что ППК является неотъемлемой характеристикой целостной личности педагога ДОО, поэтому ее формирование - актуальный и реальный процесс движения к новому качественному состоянию.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования раскрывает инновационную направленность методической работы с учетом профессионально-педагогических подходов при формировании компонентов ППК, способствует достижению синергетического эффекта и, как следствие, научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов ДОО.

Включенность специалиста дошкольного образования в творческую и инновационную деятельность, исследовательский поиск, педагогическое взаимодействие является действенным, продуктивным фактором и стимулом повышения уровня ППК.

Мы полагаем, что формирование компонентов ППК специалистов ДОО невозможно без целенаправленной системной работы по индивидуальным методическим темам самообразования, которая будет эффективной, если:

- педагог владеет способами самопознания, самоанализа своего передового педагогического опыта и успешных образовательных практик коллег;

- у педагога сформирована готовность к исследовательской и инновационной деятельности, к творчеству в профессиональной сфере;

- реализуется потребность педагога к саморазвитию, профессиональному самосовершенствованию в процессе самообразования;

- у педагога развита способность к рефлексии - атрибут педагога-профессионала;

- педагог понимает позитивные и негативные моменты своей профессиональной деятельности, готов к принятию конструктивной критики в свой адрес;

- в процессе анализа педагогической деятельности у педагога возникает потребность получения теоретических знаний и овладения процедурой организации диагностики - самодиагностики - диагностики личностного развития детей;

- педагог осуществляет взаимосвязь личностного и профессионального развития.

Практика показывает, что педагог ДОО реализует в своей профессиональной деятельности следующие социальные позиции:

- «исследователь-теоретик» (исследует и реализует в видах детской деятельности содержание частных дошкольных методик);

- «психотерапевт» (наблюдает, поддерживает формирование положительных свойств и качеств личности дошкольников);

- «социальный психолог» (изучает процессы общения и взаимодействия в возрастной группе дошкольников);

- «медиатор» (прогнозирует и разрешает конфликтные ситуации в детском коллективе);

- «тренер» (ежедневно формирует социальные навыки детей, основы культуры поведения);

- «аниматор» (обеспечивает культурно-досуговые программы в детском коллективе);

- «социальный организатор» (осуществляет процесс деятельности и самодеятельности детского коллектива на основе взаимодействия с родителями воспитанников).

Наблюдения показывают, что педагог ежедневно «удерживает» обозначенные позиции в профессиональной деятельности, а значит, эта деятельность является осознанной, сознательной, успешной и корректируется на основе развитых форм профессионально-педагогической культуры.

В этой связи В.А. Сластенин отмечает, что развивающая педагогическая деятельность субъектна, то есть должна обеспечиваться коллективным субъектом - педагогическим коллективом ДОО. Ребенка воспитывает не отдельный педагог, а коллектив специалистов в целом [4].

В основу проведенного педагогического эксперимента положена адаптированная диагностическая карта для изучения и самооценки педагогической культуры доктора педагогических наук И.Ю. Соколовой [6].

В организованном нами исследовании по формированию компонентов профессионально-педагогической культуры приняли участие 65 педагогов МБДОУ «Детский сад № 56» г. Барнаула, МБДОУ «Детский сад № 43» г Славгорода Алтайского края. Результаты проведенных опросов, анкетирования, интервью позволяют сделать вывод о том, что значительная часть респондентов не обладают в достаточной степени проявлением ППК в профессиональной деятельности.

Анализ состояния проблемы в системе деятельности представленных ДОО (на основе интервью, опросников, анкетирования, модифицированной диагностической карты по самооценке педагогической культуры педагога ДОО по И.Ю. Соколовой), проведенный авторами статьи в 2021 году, позволил выявить

недостаточный уровень сформированности компонентов ППК: педагоги ДОО с большим стажем работы зачастую испытывают неуверенность и разочарование в процессе внедрения инновационных технологий работы с детьми (33,8%); часто увлекаются оригинальными педагогическими технологиями, имея при этом поверхностные знания о них - 70,7%; педагоги не владеют информацией о вопросах основных направлений и подходов формирования компонентов профессионально-педагогической культуры - 69,2%; у педагогов не сформирован опыт самостоятельной постановки образовательных целей и задач при развитии компонентов ППК, поэтому любое содержание данного вида деятельности становится бессистемным, теряет общую направленность в структуре методической работы - 61,5%; педагоги недостаточно сочетают изложение информации с внедрением инновационной деятельности - 49,2%; довольно редко используют элементы педагогической импровизации в ходе подготовки занимательных коллективных дел с детьми - 46,1%; недостаточно на основе анализа достигнутых результатов обосновывают новые педагогические задачи образовательного процесса - 32,3%; ситуативно вступают в деловой контакт с каждым ребенком и подгруппой детей, создавая зону успеха детям в деятельности, - 44,6%.

Представим качественную характеристику высокого уровня ППК педагогов ДОО, который проявляется в оптимальной степени результативности индивидуально-педагогической деятельности - решения организационных, образовательных, коррекционно-регулирующих, аналитико-рефлексивных задач; развития сотрудничества и сотворчества со всеми участниками образовательной деятельности (детьми, родителями, коллегами). Педагог отличается высоким проявлением технологической готовности к осуществлению педагогической деятельности, педагогического целеполагания, творчества, импровизации, воображения, интуиции, рефлексии. Педагоги, имеющие такой показатель профессионально-педагогической культуры, выступают инициаторами организации инновационных методических мероприятий - проектных интенсивов, образовательных эду-тонов, технологий открытого пространства, мастер-классов, научно-практических конференций и др. [3; 7; 8].

Анализ показателей, полученных в результате диагностических процедур формирования компонентов ППК педагогов экспериментальных ДОО на констатирующем этапе эксперимента представлен в табл. 1.

тов ППК достаточным; не владею, но буду стремиться овладеть компонентами ППК; не владею, и не хотелось бы владеть; не владею и не хочу владеть [9].

Интерпретация ответов на данный вопрос осуществлялась на основании сочетания вариантов ответов, каждый из которых указывал на характер отношения участников опроса к совершенствованию компонентов ППК (табл. 2).

Таблица 2

Схема интерпретации ответов педагогов экспериментальных ДОО на вопросы анкеты

Номера ответов Группы педагогов Характер отношения и мотивации педагогов к целенаправленной и активной методической деятельности по развитию компонентов ППК

1, 4 группа «Оппозиционеры» негативное отношение

2, 5 группа «Равнодушные» пассивное отношение (желание без выраженного стремления его осуществлять, не предполагающее активных действий)

3, 6 группа «Лидеры» и «Активисты» позитивное отношение (выраженное желание на уровне стремления, предполагающее активные действия)

Результаты анкетирования педагогов по данной методике на констатирующем этапе эксперимента представлены в табл. 3.

Таблица 3

Группы педагогов по отношению совершенствования компонентов ППК

Таблица 1

Уровень проявления компонентов ППК педагогов экспериментальных ДОО (опрошено 65 педагогов)

Уровень профессионально-педагогической культуры

высокий средний низкий

7,7% 52,3% 40%

Группы педагогов по степени мотивации Констатирующий этап эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа

Чел. % Чел. %

I «Лидеры» 2 6,0 3 9,4

II «Активисты» 4 12,1 6 18,7

III «Равнодушные» 12 36,5 13 40,6

IV «Оппозиционеры» 15 45,4 10 31,3

Всего: 33 100 32 100

Результаты исследования компонентов ППК педагогов экспериментальных ДОО на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 3.

Рис. 3. Результаты исследования компонентов ППК педагогов экспериментальныхДООна констатирующемэтапеэксперимента

Входе оцееки нловтэсфлрмированности компонентов ППК педагогам экспериментальных ДОО предлагалось ответить на вопрос: «В какой степени Вы владеете компонентами профессионально-педагогической культуры»? Анализ ответов педагогов выявляет отношение и мотивацию педагогов к це-ле наьла впехвпй с атни в ной мпсотичетипй веетелхност ито ранвитию компонентов ППК.

Вепрхапредпоюагьашапте витианеохотпетот: вллдею, но будх птрамиться совершенствовать компоненты ППК; владею, и не хотелось бы совершенство-ллть кс^михн^и"^^! ППК; слддеюх сэитаит уровань сформировхнносои компонен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На констатирующем этапе исследования показатели к совершенствованию компонентов ППК в контрольной и экспериментальной группах педагогов примерно одинаковы. Анализ практики свидетельствует, что сформировать высокий (оптимальный) уровень ППК возможно только в деятельности, что требует активных форм методической работы в условиях ДОО.

Реализацию целостного образовательного процесса в ДОО способен обеспечить педагог, обладающий новым типом педагогической культуры, в основе которого гуманистический подход и ценностное отношение к личности ребёнка; способный к рефлексии, обладающий позитивной «Я-концепцией».

Формирование каждого из компонентов ППК требует особой формы организации методической работы с педагогами. В ходе обсуждения актуальных психолого-педагогических проблем происходит переосмысление взглядов и убеждений на основе анализа лучших образовательных практик. Для решения данных задач в системе методической работы ДОО реализуются следующие организа-ционно-деятельностные формы:

- семинары-проблематизации, позволяющие выявить, проанализировать актуальные проблемы дошкольного образования, совместно разработать способы их разрешения;

- теоретические семинары, цель которых в обсуждении ряда вопросов, связанных с содержанием педагогики гуманизации жизнедеятельности в ДОО;

- семинары-«погружения», проектные интенсивы, питч-сессии, педагогические гостиные, коуч-тренинги, направленные на формирование командообра-зования в коллективе, развитие основ ППК и педагогических компетенций.

Целью таких методических мероприятий является обогащение знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций педагогов ДОО по вопросам дошкольной педагогики и психологии, развитие компонентов ППК; в основе их организации три идеи:

- идея стратификации развития основ профессионально-педагогической культуры (т. е. учет уровня категории, педагогического опыта, стажа, образования, личностных ресурсов, индивидуальных возможностей, творческих инициатив);

- реализация творческого начала при взаимодействии в работе с детьми и коллегами;

- потребность в профессионально-личностном саморазвитии, самосовершенствовании, самоактуализации [10].

олп/

о и/о 7lW„ . 72%

/U/0 /СЛО/. . 57%

OU/0 49%

JU/0 А1Ж .

wo

jU/O

Ш0 '

lU /o'

U/o Аксиологический Технологический Творч компонент компнент гский компонент Личностный компонент

Системное формирование компонентов ППК осуществляется в процессе использования разнообразных индивидуально-интерактивных форм методической работы, способствующих саморазвитию педагогов ДОО:

- семинар-интенсив «Я в мире профессии», «Этические аспекты деятельности педагога», «Имидж и стиль педагога как основа профессионально-педагогической культуры»;

- дискуссионная площадка о воспитании - например, обсуждение высказываний О. Уайльда «До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории»; В.А. Сухомлин-ского «Маленький ребенок - это великое чудо; это вечная загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно»; Л.Н. Толстого «Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления - это и есть детство»;

- семинары-«погружения» - «Проблемы педагогического взаимодействия», «Источники профессионального вдохновения»;

- создание площадки «Символ педагогической профессии» с целью демонстрации успешности в профессиональной деятельности;

- аукцион педагогических идей «Педагогический оптимизм»;

- игроуроки «Игровая деятельность: сотрудничество и партнерство»;

- декада психологии «Возможна ли жизнь без конфликтов?»;

- педагогические гостиные и студии - «Музыка П.И. Чайковского в детском саду», «Культура поведения и этикет за столом»;

- практикум, стартап «Детское наставничество через использование интерактивной доски».

В табл. 4 представлены традиционные и инновационные формы методической работы, используемые в ДОО при формировании компонентов ППК.

Организационные формы развития ППК педагогов в системе методической работы ДОО

Традиционные формы методической работы

Методические объединения Школа молодого педагога Методические совещания Дискуссии

Деловые и ролевые игры Опытно-экспериментальная работа Научно-практические конференции Педагогические чтения

Инновационные формы методической работы

Самообразование

Электронный методический кабинет Школа педагога-исследователя Решение педагогических ситуативных и проблемных задач Сетевое взаимодействие Творческие, проблемные, инициативные группы

Конкурсы профессионального мастерства

Проблемные семинары-практикумы, проекты, образовательные эдутон-кур-сы, коуч-сессия, воркшоп-мастерская, брейн-ринг, КВН

Форсайт-сессии, элементы фандрайзин-га, технологии тимбилдинга Праздники педагогической успешности

Динамика уровня мотивации педагогов экспериментальной и контрольной групп ДОО на контрольном этапе исследования

Группы педагогов по степени мотивации Контрольный этап эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа

Чел. % Чел. %

I«Лидеры» 5 15,1 3 9,4

II «Активисты» 11 33,4 6 18,8

III «Равнодушные» 12 36,4 11 31,3

IV «Оппозиционеры» 5 15,1 12 37,5

Всего: 33 100 32 100

На контрольном этапе эксперимента проявление компонентов ППК педагогов экспериментальных ДОО также обозначило позитивную динамику (рис. 4).

Таблица 4

Рис. 4. Результаты исследования компонентов ППК педагогов экспериментальных ДОО на контрольномэтапеэксперимента

Врезультате содк°жатильно й организационно-методической работы повысился уровень проявления ППК у педагогов ДОО (табл. 6).

Перспективы дальнейшей работы в данном направлении позволят увеличить количество педагогов с высоким (оптимальным) уровнем ППК, что будет спетобспееватьпевышенлю лечестваибразителаиьнэго процерса ерОО.

Таблица 6

Уровень проявления компонентов ППК педагогов экспериментальных ДОО (опрошено 65 педагогов)

Уровень

профессионально-педагогической культуры

высокий средний низкий

12,3% 73,8% 1В,8%

Активное участие педагогов экспериментальных ДОО при реализации обозначенных форм методической работы за период 2021-2023 гг. способствовало изменению показателей уровня сформированности компонентов ППК и их мотивации с учетом организации контрольного этапа исследования (табл. 5).

Таблица 5

Наша задача заключалась в том, чтобы повысить мотивацию педагогов экспериментальных ДОО в процессе формирования компонентов ППК. Внедрение целенаправленного комплекса организационно-методических мероприятий, их интерактивных форм при активном участии в них специалистов ДОО привело к тому, что результаты уровня мотивации педагогов изменились: в экспериментальной группе респондентов заметна положительная тенденция к формированию и совершенствованию компонентов ППК.

Ла сонтрькьном итапе пгьперимааеа Лылизефинсазоврны следующие показатели уровней сформированности компонентов ППК у педагогов экспериментальных ДОО: высокиОеротвл ь-1С,Ч% (соответственно на констатирующем этапе - 7,7%) - прирост составил 4,6%; средний - 73,8% (соответственно на констатирующем этапе - 52,3%) - прирост 21,5%; низкий - 40% (соответственно на констатирующем этапе - 13,8%) - уменьшение количества педагогов с низким yельнeмрфoкмивезсннстан гчмпкэлнээз ППР с оставило 26,2%.

На основе результатов организованной работы можно сделать вывод ьклм.что комплексная ретаиза ция активных, содержааельных форм методической работы в процессе формирования компонентов ППК специалистов ДОО на основе целенапраменности, системности, творческого взаимодействия выступает действенным фактором. Высокие показатели сформированное компонентов ППК взаимосвязаны с активностью педагога, его высокой самоорганизацией, вовлечением в системный процесс формирования ком-пенлнеев ВПК, нoзмoжпocтью иртегрецик р^двгокзт^с^кой и методззеской деятельности, потребностью в профессионально-педагогическом совершен-ванoвaниз.

Результатом творческой самоактуализации личности педагога дошкольного оМаазованся выстопклл ППК, пpoевляющеяcя э роооипных видох педаголической деятельности, ориентированных на освоение, передачу и реализацию педагоги-енских%енностмН и дсxнoлкгей о кестемеделткльнеэти ДОС} Оа этапе освоения компонентов ППК реализуется принцип системности, непрерывности научно-ме-тодическогосэзаовожоенил наефeccиoнеленкП деэтеотностс, в кото%ой транслируется культура в контексте миропонимания ребенка, педагога и ценностей поофмсэлз.

Высокий (оптимальный) уровень сформированности ППК педагогов ДОО выкежизлса а их умении творчески и продуктивно решать задачи обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, конструктивно взаимодействовать с коллегами, родителями (законными представителями) воспитанников, транслировать культуру отношений и нравственно-этические ценности педагогической профессии в социуме.

Проведенное исследование подтвердило эффективность организационно-методических условий, способствующих формированию компонентов ППК педагогов в локальной профессиональной среде ДОО, которые включают:

Таблица 7

Классификация компонентов ППК по уровню выраженности

Уровень проявления ППК Отношение педагога к затруднению в деятельности Действия педагога по отношению к затруднению

Недостаточный Затруднения воспринимаются педагогом как «неизбежные» В большинстве случаев не выявляются и проявляются хаотично

Достаточный Затруднения в профессиональной деятельности определяются интуитивно; частично фиксируются на уровне анализа результативности деятельности Педагог пытается выявить затруднения при формировании ППК, обращается к более опытным коллегам; фиксирует отсутствие педагогического опыта; пытается ликвидировать пробелы в теории методик дошкольного образования.

Оптимальный Затруднения фиксируются на уровне анализа диагностической карты для изучения и самооценки педагогической культуры; транслирует ценности педагогической профессии на основе сотрудничества с участниками образовательных отношений Педагог проектирует индивидуальную образовательную траекторию с учетом всех компонентов ППК; целенаправленно занимается самообразованием, анализирует передовой педагогический опыт, включается в инновационный процесс

- качественное научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности специалистов ДОО с учетом максимального развития творческих способностей педагогов, обогащения общего культурного кругозора, ценностных ориентаций профессии;

- реализацию в системе деятельности ДОО гуманистического, компетент-ностного, аксиологического, личностного, творческого подходов, которые в ходе практического исследования выступили индикаторами качества процесса формирования компонентов ППК;

Библиографический список

- соответствие организации действий на этапах формирования ППК намеченной цели на основе факторов мотивации педагогов и механизмов саморазвития;

- классификацию компонентов ППК по уровню выраженности у педагогов ДОО (табл. 7);

- инновационную направленность содержания методической работы и использование ее активных методов и форм в локальной профессиональной среде конкретной ДОО.

1. Межуев В.Ж. Предмет: теории культуры. Проблемы теории культуры. Москва, 2010.

2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учебное пособие. Москва. Белгород, 2000.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как саморазвивающаяся система. Гаудеамус. 2002; № 1.

4. Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя. Советская педагогика. 1990; № 7: 82-88.

5. Лаврентьева Н.Б., Нечаева Н.Б. Педагогическая этика. Барнаул: Издательство АлтГТУ 2010.

6. Соколова И.Ю., Иванова Т.В. Развитие личностного потенциала студентов в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; № 1 (13): 8б-91.

7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.201б). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/

8. Сударчикова Л.Г. Введение в основы педагогического мастерства: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2019. Available at: https://e.lanbook.com/book/122686

9. Богославец Л.Г. Управление педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении инновационного типа. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 1999.

10. Богославец Л.Г, Майер А.А. Внутрифирменное повышение квалификации специалистов дошкольного образовательного учреждения. Детский сад: теория и практика. 2012; № 4: 85-91.

References

1. Mezhuev V.Zh. Predmet teorii kul'tury. Problemy teorii kultury. Moskva, 2010.

2. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly: vospitatel'nyj aspekt: uchebnoe posobie. Moskva. Belgorod, 2000.

3. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya vysshej shkoly kak samorazvivayuschayasya sistema. Gaudeamus. 2002; № 1.

4. Slastenin V.A., Tamarin V.'E. Metodologicheskaya kul'tura uchitelya. Sovetskaya pedagogika. 1990; № 7: 82-88.

5. Lavrent'eva N.B., Nechaeva N.B. Pedagogicheskaya 'etika. Barnaul: Izdatel'stvo AltGTu, 2010.

6. Sokolova I.Yu., Ivanova T.V. Razvitie lichnostnogo potenciala studentov v processe podgotovki k professional'noj deyatel'nosti. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2014; № 1 (13): 8б-91.

7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel)»: prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (red. ot 05.08.201б). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/

8. Sudarchikova L.G. Vvedenie v osnovy pedagogicheskogo masterstva: uchebnoe posobie. Moskva: FLINTA, 2019. Available at: https://e.lanbook.com/book/122686

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Bogoslavec L.G. Upravlenie pedagogicheskim processom v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii innovacionnogo tipa. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 1999.

10. Bogoslavec L.G., Majer A.A. Vnutrifirmennoe povyshenie kvalifikacii specialistov doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. Detskij sad: teoriya i praktika. 2012; № 4: 85-91.

Статья поступила в редакцию 20.01.24

УДК 378.147

Rempel E.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: rempelel@mail.ru

Kloktunova N.A., Cand. of Sciences (Sociology), Head of Department, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia),

E-mail: kloktunova@sgmu.ru

Buganova A.I., student, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: alexandrabuganova@yandex.ru

CONSIDERATION OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF MODERN PATIENTS AND THEIR EXPECTATIONS AS A NECESSARY COMPONENT IN COMMUNICATION TRAINING OF FUTURE PHYSICIAN. Serious transformations in the healthcare system and in the public consciousness have influenced the emergence of new socio-psychological, value-motivational attitudes and requests in patients, without understanding which it is impossible to satisfy all of them. As a result of the performed survey among respondents of two age categories - from 18 to 25 years old (93 respondents) and from 26 to 60 years old (85 respondents) - were identified preferences and requirements of modern patients for physicians and medical consultation in general. An analysis of the answers demonstrates many similarities in the expectations of patients of different generations, but at the same time identified differences in the behavior of people of two age groups during a medical consultation, in the feelings they experienced before visiting a physician, and their degree of satisfaction with the medical appointment. The article substantiates the need to take into account the requests and needs of patients in order to carry out effective communication training of students at a medical university, which will help a future specialist to build a trusting relationship between a physician and a patient. Certain directions and methods of this training have been identified, which have already been tested at the Razumovsky Saratov State Medical University.

Key words: socio-psychological portrait of modern patient, patient needs and expectations, physician-patient communication, physician's communicative competence, communication skills, empathy, communication training

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.