Научная статья на тему 'Ценностно-смысловые ориентации в структуре личности курсантов института ФСИН'

Ценностно-смысловые ориентации в структуре личности курсантов института ФСИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностно-смысловые ориентации / ценности / смысл жизни / личность / курсант / value-semantic orientations / values / meaning of life / personality / the cadet

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Мария Юрьевна

Проведенное психологическое исследование имеет достаточно узкую специфику, так как затрагиваются закрытые структуры, а именно уголовно-исполнительная система и Федеральная служба исполнения наказаний. Предметом исследования выступают профессиональные ценностно-смысловые ориентации курсантов института ФСИН России. Курсанты, принявшие участие в исследовании, переживают период сензитивного развития и становления, совпадающий с юношеским возрастом, что делает их схожими со студентами гражданских общеобразовательных вузов. Поэтому полученные результаты исследования могут быть актуальными в том числе для широкой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-semantic orientations in the personality structure of cadets of the Institute of the Federal Penitentiary Service

The conducted psychological research has a rather narrow specificity, since it affects the closed structures, namely the penal enforcement system and the Federal Penitentiary Service. The subject of the study is the professional value-semantic orientations of cadets of the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. The cadets who took part in the study are going through a period of sensitive development and formation, coinciding with adolescence, which makes them similar to students of civil general education universities. Therefore, the obtained research results may be relevant for a wide audience.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловые ориентации в структуре личности курсантов института ФСИН»

182

Психология и педагогика

Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 182-188.

Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 1 (97). Pp. 182-188.

Научная статья УДК 37.015.3 EDN: TJYGAA

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

КУРСАНТОВ ИНСТИТУТА ФСИН

Мария Юрьевна Смирнова

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, Пермь, Россия, oik-6@yandex.ru

Аннотация. Проведенное психологическое исследование имеет достаточно узкую специфику, так как затрагиваются закрытые структуры, а именно уголовно-исполнительная система и Федеральная служба исполнения наказаний. Предметом исследования выступают профессиональные ценностно-смысловые ориентации курсантов института ФСИН России. Курсанты, принявшие участие в исследовании, переживают период сензитивного развития и становления, совпадающий с юношеским возрастом, что делает их схожими со студентами гражданских общеобразовательных вузов. Поэтому полученные результаты исследования могут быть актуальными в том числе для широкой аудитории. Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, ценности, смысл жизни, личность, курсант Для цитирования: Смирнова М. Ю. Ценностно-смысловые ориентации в структуре личности курсантов института ФСИН // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 182-188. EDN: TJYGAA.

Original article

VALUE-SEMANTIC ORIENTATIONS IN THE PERSONALITY STRUCTURE OF CADETS OF THE INSTITUTE OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

Maria Yu. Smirnova

Perm Institute of the FPS of Russia, Perm, Russia, oik-6@yandex.ru

Abstract. The conducted psychological research has a rather narrow specificity, since it affects the closed structures, namely the penal enforcement system and the Federal Penitentiary Service. The subject of the study is the professional value-semantic orientations of cadets of the Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. The cadets who took part in the study are going through a period of sensitive development and formation, coinciding with adolescence, which makes them similar to students of civil general education universities. Therefore, the obtained research results may be relevant for a wide audience.

Keywords: value-semantic orientations, values, meaning of life, personality, the cadet For citation: Smirnova M. Yu. Value-semantic orientations in the personality structure of cadets of the Institute of the Federal Penitentiary Service. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 182-188. (In Russ.). EDN: TJYGAA.

Ценностно-смысловые ориентиры - это важный элемент мотивационной структуры личности, целый комплекс разных социальных установок. Они обуславливают содержание направленности личности и составляют основу ее взглядов на окружающий мир, на других

© Смирнова М. Ю., 2024

М. Ю. Смирнова

183

людей, саму себя. В ценностно-смысловых ориентирах отражено сущностное самоопределение человека в мире, отношение к жизни в целом и понимание своего места в ней. Другими словами, ценностно-смысловые ориентиры - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей.

На современном этапе развития психологии крайне важным является изучение ценностей и смысложизненных ориентаций. Прежде всего это связано с тем, что проблема поиска смысла жизни есть неотъемлемая составляющая становления личности. Именно в юношеском возрасте формируется устойчивая система ценностей и смыслов, посредством развития которой появляется направленность в будущее. Современное общество характеризуется хрупкостью устоев, поэтому не случайно многие отечественные психологи всё больше обращают внимание на проблему определения смысла жизни, ее ценностей и влияния на дальнейшую судьбу человека. Исследованием данной проблемы занимались Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев [1], Н. А. Кирилова, М. И. Бобнева, Б. Шлёдер, В. Г. Алексеева, С. С. Бубнова [2], М. С. Яницкий [3], А. В. Иващенко, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, А. Г. Здравомыслов, В. Б. Ольшанский, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.

Ценностно-смысловые ориентации достаточно активно изучаются в рамках исследований в образовании, в частности в институте Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Именно вследствие реализации образовательного процесса в современных условиях развития необходимо повышать уровень мировоззрения, культуры, прививать актуальные ценности общества. Это связано с возникновением социального конфликта, который является результатом несовпадения интересов и целей различных слоев населения, возрастных групп, что оказывает влияние на ценностные ориентации личности в целом. Ценностные ориентации обуславливают и формирование морально-нравственной составляющей личности. В силовых структурах большое внимание уделяется моральному облику курсантов, это закреплено Кодексе этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы1. В нем основные правила и принципы служебного поведения прописаны с точки зрения этики и морали с опорой на профессиональные ценности.

Личность курсанта ФСИН России представляет собой сложное социально-психологическое образование, включающее в себя специфические интеллектуальные, коммуникативные, волевые, эмоциональные, физические и морально-нравственные качества; он стремится к удовлетворению своих потребностей в служебной деятельности и межличностном общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия со стороны администрации образовательного учреждения и сверстников. Такая личность должна отвечать определенному ряду требований профессиональной деятельности. Исходя из этого, в процессе обучения будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) особое внимание уделяется: воспитанию на принципах гуманизма, уважения к личности; развитию творческого потенциала личности, способной нестандартно мыслить; воспитанию таких качеств, как добросовестность, деловитость, готовность нести ответственность за свои действия и действия своих подчиненных.

В этой связи образ формирования курсантов и офицеров является существенным для образовательного процесса, этим обусловлена актуальность данного исследования: рассмотрена ценностно-смысловая направленность в юношеском возрасте, а также изучены ценностно-смысловые ориентиры курсантов института ФСИН России.

1 Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы. Утв. приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 янв. 2012 г. № 5 // Федеральная служба исполнения наказаний : офиц. сайт. URL: https://fsin.gov.ru/staff/kodeks-etiki.php (дата обращения: 14.02.2023).

184

Психология и педагогика

В рамках данного исследования на основании оригинальной созданной методики впервые изучены собственно профессиональные ценности будущих специалистов УИС. Объектом исследования выступили ценностно-смысловые ориентации, предметом исследования -профессиональные ценностно-смысловые ориентиры курсантов института ФСИН России. Целью исследования выступило изучение особенностей профессиональных, ценностных, смысложизненных ориентиров в структуре личностных свойств курсантов института ФСИН России в зависимости от курса обучения. Гипотеза нашего исследования: у курсантов старших курсов наблюдается более высокая выраженность профессиональных ценностно-смысловых ориентаций УИС, большее количество взаимосвязей с общечеловеческими ценностями и смысложизненными ориентациями, а также большая включенность в систему личностных свойств.

Сбор данных проходил посредством стандартизированных психологических опросников. Применялся корреляционный дизайн, метод срезов, использованы статистические процедуры: проверка шкал методик исследования на нормальность распределения проведена по критерию Колмогорова - Смирнова и Шапиро - Уилка, проведен также корреляционный и дисперсионный анализ по Краскелу - Уоллису.

В связи с выделенными задачами было организовано эмпирическое исследование ценностно-смысловых ориентиров в структуре личности курсантов ФСИН России. В качестве участников исследования выступили учащиеся 1, 2, 3 и 4-го курсов института ФСИН России - всего 178 человек.

С целью изучения ценностных ориентаций использовалась диагностическая методика Е. Б. Фанталовой в модификации Л. С. Колмогоровой и Д. В. Каширского [4]. Для изучения личностных свойств использован шестнадцатифакторный личностный опросник Р. Б. Кет-телла (форма А) [5]. Опросник Кеттелла - одна из наиболее известных многофакторных методик, созданная в рамках объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Данная методика позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности. С целью изучения смысловых ориентаций использовался тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [1], представляющий собой адаптированную версию теста «Цель в жизни».

Для изучения профессиональных ценностно-смысловых ориентаций была разработана и апробирована психометрическая методика «Опросник профессиональных ценностно-смысловых ориентаций специалистов УИС». В ее основе лежит Кодекс этики и служебного поведения сотрудников УИС. При составлении опросника пункты кодекса были переведены в утверждения, выражающие установки и мировоззренческие позиции. Чтобы избежать социально желательных ответов, часть пунктов имеют противоречащий кодексу смысл.

С целью выявления взаимосвязей профессиональных ценностно-смысловых ориентаций УИС с общечеловеческими ценностями, смысложизненными ориентирами и характеристиками личности в общей выборке был проведен корреляционный анализ Спирмена соответствующих показателей. На его основании получены следующие значимые корреляционные взаимосвязи. Показатель УИС находит положительные взаимосвязи с такими факторами, как: F - «Беспечность»; G - «Моральная нормативность»; Q3 - «Самодисциплина»; СаД -«Самореализация. Достижение»; Ц - «Цель в жизни»; П - «Процесс жизни»; Р - «Результативность жизни»; ЛКЯ - «Локус контроля - Я»; ЛКЖ - «Локус контроля - жизнь»; СЖО -«Смысложизненные ориентации». Обнаружена также отрицательная взаимосвязь показателя УИС с факторами E - «Доминантность» и Q2 - «Самостоятельность». Таким образом, профессиональные ценностно-смысловые ориентации УИС находятся в системе общечеловеческих ценностей, непосредственно связаны со смысловыми ориентирами и личностными характеристиками и не находят взаимосвязи с ценностными ориентирами.

М. Ю. Смирнова

185

Профессиональные ценностно-смысловые ориентации УИС входят в состав психологических качеств, составляющих смысл жизни личности: смысложизненные ориентации, цели в жизни, насыщенность жизни (процесс жизни) и удовлетворенность самореализацией (результативность жизни), а также в состав качеств: достижение самореализации, принятие социальных норм, моральная нравственность. В целом можно говорить о большой ценностной устремленности и реализованности в жизни.

При определении специфики выраженности профессиональных ценностно-смысловых ориентаций УИС, ценностно-смысловых ориентаций и личностных свойств в подвыборках курсантов 1, 2, 3 и 4-го курсов мы столкнулись с необходимостью проведения критериального анализа, однако использовать Т-критерий Стьюдента из-за отсутствия нормального распределения оказалось невозможно. На этом основании было принято решение применить непараметрический U-критерий Манна - Уитни, но он пригоден только для парного сравнения, в связи с чем использовалась модификация критерия Манна - У итни, а именно критерий Краскела - Уоллиса (см. табл.).

Значимые отличия по усредненным рангам показателей личностных свойств по критерию Краскела - Уоллиса в подвыборках 1, 2, 3 и 4 курсов

*

*

**

*

*

**

**

*

*

*

**

**

**

*

**

**

*

*

Показатели Усредненные ранги Н р

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

C - Эмоциональная устойчивость 71,8 91,4 105,4 89,7 9,9754 0,0188

H - Смелость в социальных контактах 87,7 99,5 100,1 70,5 9,8875 0,0195

L - Подозрительность 99,8 76,6 76,4 105,3 11,926 0,0076

АС - Активность. Стремление 75,3 81,4 101,3 100,4 10,121 0,0176

ЛС - Любовь. Стремление 74,7 88,4 92,4 102,9 10,089 0,0178

УС - Уверенность. Стремление 70,3 90,7 106,6 90,8 17,601 0,0005

СеС - Семья. Стремление 75,4 95,6 91,6 95,6 13,365 0,0039

АД - Активность. Достижение 80,1 77,2 97,0 104,2 8,8508 0,0313

ЗД - Здоровье. Достижение 76,5 80,1 97,7 104,2 9,3841 0,0246

ЛД - Любовь. Достижение 87,7 85,3 96,0 89,1 8,2324 0,0414

УД - Уверенность. Достижение 68,5 84,4 106,1 99,6 14,676 0,0021

СвД - Свобода. Достижение 68,2 88,5 107,2 94,6 13,549 0,0036

ВД - Вера. Достижение 66,2 95,6 96,6 99,9 12,665 0,0054

РД - Развлечение. Достижение 76,0 79,2 105,4 97,9 10,381 0,0156

цеДт - Ценности. Достижение 67,3 88,1 99,3 103,9 13,419 0,0038

П - Процесс жизни 68,4 100,2 105,4 84,2 14,195 0,0027

Р - Результативность жизни 75,1 96,4 104,2 82,5 8,7562 0,0327

СЖО - Смысложизненные ориентации 75,9 99,5 101,2 81,5 8,1842 0,0424

Получены значимые общие эффекты по следующим показателям: C - «Эмоциональная устойчивость»; H - «Смелость в социальных контактах»; L - «Подозрительность»; АС -«Активность. Стремление»; ЛС - «Любовь. Стремление»; УС - «Уверенность. Стремление»; СеС - «Семья. Стремление»; АД - «Активность. Достижение»; ЗД - «Здоровье. Достижение»; ЛД - «Любовь. Достижение»; УД - «Уверенность. Достижение»; СвД - «Свобода. Достижение»; ВД - «Вера. Достижение»; РД - «Развлечение. Достижение»; цеДт - «Ценности. Достижение»; П - «Процесс жизни»; Р - «Результативность жизни»; СЖО - «Смысложизненные ориентации».

Таким образом, курсанты 1-го курса эмоционально менее устойчивы и менее уверены в себе. Учащиеся проявляют меньшее стремление в активности любви и к построению семьи. Достижение здоровья на данном этапе обучения менее выражено. Прослеживается

186

Психология и педагогика

меньшее достижение в свободе, вере и ценностях. Достижения в развлечениях на 1-м курсе имеют меньшую выраженность, чем на 3-м курсе. Отмечается и меньшая выраженность в процессе и результативности жизни, а также менее выражены смысложизненные ориентации курсантов.

У второкурсников прослеживается менее выраженное достижение в активности и любви.

Курсанты 3-го курса более смелы в социальных контактах, имеют более высокое стремление к активности и уверенности, вследствие чего эмоциональная устойчивость у них выше, чем у первокурсников. Стоит отметить тот факт, что учащиеся 3-го курса проявляют меньшую подозрительность. На данном этапе обучения у курсантов отмечается большая выраженность в достижении уверенности и свободы. Большее значение для курсантов имеют развлечения. Процесс и результативность, а также смысложизненные ориентации на 3-м курсе имеют большую выраженность, чем на остальных курсах.

На 4-м курсе у обучающихся отмечается высокая подозрительность, в связи с этим прослеживается снижение в смелости установления социальных контактов. Кроме того, отмечены стремление к любви, но при этом меньшее стремление к построению семьи. У четверокурсников, по сравнению с курсантами 1 и 2-го курсов, более выражены достижение в активности и здоровье. На данном этапе обучения, по сравнению с первым годом, большую выраженность имеет достижение в ценностях и вере.

Можно отметить тот факт, что на 3 и 4-м курсах по сравнению с 1 и 2-м у курсантов прослеживается большая выраженность в системе ценностных ориентиров, а именно большая устремленность к активной, деятельной жизни, здоровью, уверенности, свободе, крепким дружеским и любовным отношениям, а также возможности реализации показателя «Вера». У старших курсов прослеживается большая ценностная устремленность и реализованность в жизни, а также более высокая выраженность общей осознанности смысла жизни.

На четвертом этапе эмпирического исследования с целью выявления взаимосвязей профессиональных ценностно-смысловых ориентаций УИС с общечеловеческими ценностями, смысложизненными ориентирами и характеристиками личности в общей выборке был проведен корреляционный анализ (по Спирмену) соответствующих показателей. На его основании получены следующие значимые корреляционные взаимосвязи.

Показатель УИС на 1-м курсе обучения находит положительные взаимосвязи с показателями F - «Беспечность» и Ц - «Цель в жизни». Обнаружена также отрицательная взаимосвязь показателя УИС с такими факторами, как: ИС - «Интересная работа. Стремление»; КС - «Красота. Стремление»; РД - «Развлечение. Достижение».

Показатель УИС на 2-м курсе находит отрицательные взаимосвязи с показателями E -«Доминантность» и КС - «Красота. Стремление».

На 3-м курсе отмечается положительная взаимосвязь показателя УИС с такими показателями, как: ЛД - «Любовь. Достижение»; П - «Процесс жизни»; ЛКЯ - «Локус контроля -Я»; ЛКЖ - «Локус контроля - жизнь»; СЖО - «Смысложизненные ориентации».

Показатели УИС на 4-м курсе обучения находят положительные взаимосвязи с показателями: G - «Моральная нормативность»; УС - «Уверенность. Стремление»; ПС - «Познание. Стремление»; СеС - «Семья. Стремление»; СаС - «Самореализация. Стремление»; АД -«Активность. Достижение»; ИД - «Интересная работа. Достижение»; ДД - «Дружба. Достижение»; УД - «Уверенность. Достижение»; ПД - «Познание. Достижение»; СвД - «Свобода. Достижение»; СеД - «Семья. Достижение»; ВД - «Вера. Достижение»; МиД - «Милосердие. Достижение»; СаД - «Самореализация. Достижение»; цеДт - «Ценности. Достижение»; Ц -«Цель в жизни»; П - «Процесс жизни»; Р - «Результативность жизни»; ЛКЯ - «Локус контроля - Я»; ЛКЖ - «Локус контроля - жизнь». Отрицательные взаимосвязи на 4-м курсе показатели УИС находят только с показателем Q2 - «Самостоятельность».

М. Ю. Смирнова

187

В целом мы видим, что на 3 и 4-м курсах, по сравнению с 1 и 2-м курсами, отмечается большее количество положительных взаимосвязей показателя УИС с ценностными ориентирами и с такими характеристиками личности, как уверенность в себе, милосердие, дружелюбность. Выражена большая устремленность к активной деятельной жизни, высокое стремление к познанию и самореализации.

На 1 и 2-м курсах, по сравнению с 3 и 4-м, выявлено большее число отрицательных взаимосвязей показателей УИС в стремлении к красоте и интересной работе. Проявляется меньшее стремление к доминантности и развлечениям.

Полученные результаты говорят об актуальности поиска новых направлений и подходов совершенствования образовательного процесса в вузах ФСИН России с ориентацией на половые и гендерные отличия, что позволит более полно реализовать воспитательный и учебный процесс с опорой на профессиональные ценностно-смысловые ориентации. Выявленные половые отличия позволят спрогнозировать индивидуальную успешность юношей и девушек курсантов, а также сформировать профессиональные ценности и социально-психологический потенциал.

Список источников

1. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. : Смысл, 2000. 22 с.

2. Бубнова С. С. Системообразующие факторы индивидуальности - ценностные ориентации личности и ПВК субъекта деятельности. Чебоксары : Новое время, 2015. 74 с.

3. Яницкий М. С., Серый А. В. Ценностно-смысловая парадигма как методологическая основа прогнозирования развития личности // Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность. Томск : Изд-во Томск. гос. пед. ун-та, 2008. С. 71-93.

4. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 107-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла (Методика многофакторный опросник Кэттелла / Тест Кеттела 187 вопросов / Опросник Кетела 16 pf). Форма А // Психология счастливой жизни : сайт. URL: https://psycabi.net/testy/293-16-%20faktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-b-kettella-metodika-mnogofaktomyj-oprosnik-kettena-test-kettela-187-voprosov-test-ketela-16-pf (дата обращения: 27.02.2024).

References

1. Leontiev D. A. Test smyslozhiznennykh orientatsiy (SZhO) [Purpose-in-Life Test (PIL)]. Moscow, Smysl, 2000, 22 p. (In Russ.).

2. Bubnova S. S. Sistemoobrazuyushchie faktory individual’nosti - tsennostnye orientatsii lichnosti i PVK sub’’ekta deyatel’nosti [The system-forming factors of individuality are the value orientations of the individual and professionally important qualities of the subject of activity]. Cheboksary, Novoe vremya, 2015, 74 p. (In Russ.).

3. Yanitskiy M. S., Seryy A. V. Tsennostno-smyslovaya paradigma kak metodologicheskaya osnova prognozirovaniya razvitiya lichnosti [The value-semantic paradigm as a methodological basis for predicting personality development]. Lichnostnoe razvitie: prognosticheskie modeli, faktory, variativnost’. Tomsk, Tomskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, 2008, pp. 71-93. (In Russ.).

4. Fantalova E. B. Ob odnom metodicheskom podkhode k issledovaniyu motivatsii i vnutrennikh konflik-tov (na kontingente bol’nykh arterial’noy gipertoniey i zdorovykh lits) [On one methodological approach to the study of motivation and internal conflicts (on a contingent of patients with arterial hypertension and healthy individuals)]. Psikhologicheskii Zhurnal, 1992, vol. 13, no. 1, pp. 107-117. (In Russ.).

5. 16-faktornyy lichnostnyy oprosnik R. B. Kettella (Metodika mnogofaktornyy oprosnik Kettella / Test Kettela 187 voprosov / Oprosnik Ketela 16 pf). Forma A [Cattell R. B. Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF]. (In Russ.). Available at: https://psycabi.net/testy/293-16-%20faktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-b-kettella-metodika-mnogofaktornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voprosov-test-ketela-16-pf (accessed 27.02.2024).

188

Психология и педагогика

Информация об авторе

М. Ю. Смирнова - преподаватель кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний.

Information about the author

M. Yu. Smirnova - Lecturer at the Department of Criminal, Penal Enforcement Law and the Organization of the Execution of Punishments not related to the isolation of convicts from society,

Perm Institute of the FPS of Russia.

Статья поступила в редакцию 06.03.2024; одобрена после рецензирования 29.03.2024; принята к публикации 02.04.2024.

The article was submitted 06.03.2024; approved after reviewing 29.03.2024; accepted for publication 02.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.