Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 2500-3585
peer-reviewed • open access journal
DOI: 10.21626/j-chr/2020-3(24)/7 Педагогические науки
УДК: 378.095
Ценностно-смысловые корреляты начального этапа профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России.
© Н.А. Самойлик
Самойлик Н.А. - начальник кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, к.психол.н., ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России.
E-mail: [email protected]
Адрес: 654066, г. Новокузнецк, Кемеровская область, проспект Октябрьский, 49, Российская Федерация.
45
АННОТАЦИЯ
в статье представлены результаты корреляционного исследования ценностно-смысловых показателей курсантов ведомственного вуза на начальном этапе профессионального становления. На основе полученных результатов доказано, что ценностные категории имеют тесные взаимосвязи со смысло-жизненными ориентациями, что позволяет формировать положительное отношение к будущей социально значимой профессиональной деятельности в процессе специально организованного учебно-воспитательного обучения.
_ , №3 (24) 2020
Ключевые слова: личностные ценности, профессиональные ценности, . ,
^ ' г т ' www.j-chr.com
смысложизненные ориентиры, курсанты, корреляционное исследование.
46
ВВЕДЕНИЕ
Ценностно-смысловые ориентации являются интегративной психологической характеристикой, дающей возможность оценить внутренний субъективный мир личности. Ценностно-смысловая сфера включает в себя ценностные ориентации и систему личностных смыслов.
Изучению ценностных аспектов жизнедеятельности личности посвящены работы С. С. Бубновой [5], Ж. В. Горькой [9], А. Г. Здравомыслова [9], Н. А. Журавлевой [8], А. В. Кирьяковой [10], С. В. Серого [13], М. С. Яницкого [17]. В рамках данных исследований обоснованы следующие научные положения относительно ценностных ориентаций:
- ценности субъективны и представляют результат отражения, переживания и оценки личностью объектов или явлений окружающей действительности;
- ценностные ориентации имеют определенную структуру, построенную по принципу иерархии;
-ценностные ориентации отличаются избирательностью, позволяющей ограничивать значимость ситуативных категорий;
- ценностная сфера характеризуется целостностью; для ценностной системы свойственна динамичность.
В западной психологии вопросы изучения ценностных ориентаций направлены в основном на конкретные сферы деятельности человека, в частности, на профессиональную. Так, например, в работе D. Weis и M. J. Schank показана роль ценностных ориентаций в ходе профессиональной социализации медицинских сестер [20]. Ценностные аспекты профессиональной деятельности педагогов нашли отражение в исследовании D. Potolea и S. Toma [19]. Непрерывность профессионального развития преподавателей через призму ценностных ориентаций доказана S. Jovanova-Mitkovska [18].
Анализу системы личностных смыслов посвящены работы А. Г. Асмолова [2], Б. С. Братуся [3], А. В. Брушлинского [4], Ф. Е. Василюка [6], Д. А. Леонтьева [12], В. Франкла [15] и других. Обобщая концепту-
альные подходы вышеназванных авторов, следует отметить, что личностный смысл обладает рядом особенностей, среди которых - производность, осознанность, субъективность, значимость и индивидуальность.
В настоящее время по вопросу взаимосвязи ценностных и смысловых категорий в научной мысли существует две точки зрения. Согласно первой, ценности отождествляются с осознанными и принятыми общими смыслами жизни, что дает возможность утверждать пер-вопричинность смысловой составляющей в структуре развития личности [3]. К.А. Абульханова отмечает, что «смысл жизни, как известно, это лежащий в основе жизненной позиции и линии ценностный способ обобщения, целеполагания в жизни» [1, с. 16]. Вторая точка зрения определяют лидирующую позицию ценностных категорий в процессе становления человека [6]. Как утверждает Д. А. Леонтьев, с одной стороны, ценности выступают источниками личностных смыслов, а с другой, - являются непосредственными их носителями [12]. Однако, несмотря на имеющиеся разногласия среди ученых, относительно соотношения данных явлений следует отметить актуальность их изучения и анализа.
Содержание проблемы ценностно-смысловых ориентиров становится более значимым при рассмотрении специфики профессионализации представителей различных трудовых сфер. Особое место в системе специализированной профессиональной подготовки занимают сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), чья служба зачастую сопряжена со стрессогенными факторами и рисками для жизни.
Из-за взаимодействия с представителями криминального сообщества, отбывающими наказание в местах лишения свободы, специалисты пенитенциарной отрасли подвержены искажению и деформации ценностных и смысловых категорий, поэтому на начальном этапе профессионализации важно систематически проводить психологическую
диагностику ценностно-смысловой сферы молодых сотрудников с целью кор-рекционной и психологической помощи в случае необходимости. Нарушение процесса формирования ценностно-смысловых ориентаций сотрудников на начальном этапе профессионального пути повлечет изменение осознания важности выполнения поставленных служебных задач и снижение мотивации на исправление осужденных и их последующую ресо-циализацию.
Актуальность изучения ценностно-смысловых ориентиров курсантов образовательных организаций ФСИН России на начальном этапе профессионализации обусловлена и необходимостью создания условий для формирования компетентного специалиста исправительного учреждения, готового на практике реали-зовывать полученные умения и навыки, а также осознающего личностную и общественную значимость реализуемого труда. Следовательно, у будущих сотрудников возникает потребность интериоризиро-вать ценностно-смысловые показатели служебной деятельности, и в соответствии с ними выполнять поставленные служебные задачи по изоляции наиболее опасных преступников от социума. Кроме того, ценностно-смысловая сфера позволяет развивать действующие мотивы, приводящие к совершенствованию представителей пенитенциарной сферы и определяющих траекторию профессионального роста.
Несмотря на практическую важность изучения ценностно-смысловых ориентиров курсантов образовательных организаций ФСИН России на начальном этапе профессионализации, имеющиеся в настоящее время исследования носят теоретический характер. Данный аргумент позволил определить цель нашей работы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
С целью изучения ценностно-смысловых показателей начального этапа профессионального становления будущих специалистов УИС было проведено эмпирическое исследование, в котором принял
участие 61 курсант в возрасте от 17 лет до 21 года (М=19,3; а = 0,9), из которых 37 % девушек и 63 % юношей. Все респонденты обучаются в ФКОУ ВО Кузбасского института ФСИН России на первом курсе по направлению подготовки «Юрист». Выбор группы для диагностики обусловлен, во-первых, начальным этапом профессиональной подготовки и, во-вторых, возрастными особенностями юношеского периода, итогом которого является стабилизация ценностных и смысловых категорий в структуре личности. Весомым аргументом при формировании экспериментальной выборки стало также представление об окончании профессионального самоопределения в связи с принятием решения о дальнейшей профессии и поступлении в вуз.
Реализация исследования осуществлялась с помощью следующих методик: «Дифференциальная шкала актуальных ценностей» («ДиШАЦ») Н. А. Самойлик и 47
теста смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л. Махолик) (адаптация Д.А. Леонтьева). Полученные результаты подвергались статистической обработке с использованием программ Statistic for Windows 10.0.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ.
При изучении ценностно-смысловых коррелятов начального этапа профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России были получены следующие результаты.
Наличие и осмысленность целей жизни курсантов первого курса связаны с осознанием важности саморазвития как непрерывной работы по совершенствованию себя и своих личностных психологических характеристик (r=0,48 при р=0,01) (таблица 1). Повышение значимости це-леполагания в ходе жизни обусловлено эрудированностью и позволяет констатировать принятие и актуализацию курсан- №3 (24) 2020 тами роли обучающего ведомственного www.j-chr.com образовательного учреждения (r=0,66 при р=0,01).
В связи со спецификой организации образовательно-воспитательного процесса между курсантами систематически происходит межличностное и межгрупповое взаимодействие, что отражается в увеличении потребности развития самоконтроля в качестве лидирующей ценностной категории (г=0,53 при р=0,001). Направленность на временную перспективу согласуется с экзистенциальными
личностными показателями: здоровья (г=0,64 при р=0,01), доброты (г=0,59 при р=0,001) и оптимизма (г=0,62 при р=0,01). Данные ценностные ориентиры дают возможность предполагать формирование устойчивой и осмысленной ценностной сферы представителей выборки с опорой на уникальность и значимость собственной жизни и ее полноценную реализацию.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа шкал опросника смысложизненных ориентаций («СЖО») (Д.А. Леонтьева) и личностных ценностей курсантов по методике «ДиШАЦ» (критерий г-Спирмена)
48
Шкалы опросника Ценностные категории ^Спирмен
смысложизненных ориентации методики «ДиШАЦ»
Цели в жизни Саморазвитие 0,48*
Эрудированность 0,66*
Самоконтроль 0,53**
Здоровье 0,64*
Доброта 0,59**
Оптимизм 0,62*
Процесс жизни Ответственность 0,61*
Уверенность в себе 0,57*
Самостоятельность 0,72*
Результативность жизни Гуманность 0,74**
Общительность 0,61**
Локус контроля - Я Стрессоустойчивость 0,58*
Решительность 0,53**
Дисциплинированность 0,59*
Локус контроля - жизнь Справедливость 0,55**
Честность 0,51*
Примечание:
* - присутствует достоверная связь (прир < 0,01); ** - присутствует сильная значимая связь (при р < 0,001)
Восприятие собственной жизни как интересной, насыщенной и наполненной личностным смыслом детерминировано ответственностью (г=0,61 при р=0,01) и уверенностью в себе (г=0,57 при р=0,01). Осознание важности данных ценностных категорий для курсантов на начальном этапе профессионализации свидетельствует о становлении специалиста УИС через призму психологической готовности решать
возникающие личностные проблемы, основываясь на нормах и правилах социального общежития, а также на законодательной базе. Как справедливо отмечает О. В. Соловьева, содержание уверенности составляет «личностную позицию человека, осознающего свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны, человека, стремящегося к самодостаточности» [14, с. 223].
Неотъемлемым ценностным критерием в данной ситуации выступает самостоятельность,позволяющая достигать жизненных целей без посторонней помощи (г=0,72 при р=0,01). Удовлетворенность личностной самореализацией зависит от умения организовывать и поддерживать межличностные контакты в ходе общения (г=0,61 при р=0,001), результатом чего становится понимание необходимости формирования в структуре личности будущего сотрудника исправительного учреждения гуманности, выступающей в качестве базового принципа современной пенитенциарной системы (г=0,54 при р=0,01).
Представление респондентов о себе как о сильной личности определяется повышением уровня стрессоустойчивости (г=0,58 при р=0,01), решительности (г=0,53 при р=0,001) и дисциплинированности (г=0,59 при р=0,01). Вышеназванные категории отражают наличие волевого компонента в содержании ценностной сферы курсантов, чья служебная деятельность,
согласно мнению С. Л. Яковлевой, «формируется только при условии стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения» [16, с. 21].
Возможность контролировать процесс жизни имеет положительную умеренную взаимосвязь с ценностью справедливости (г=0,55 при р=0,001), что является показателем формирующейся потребности в совершении личностных поступков исходя из принципа должного и обязательного, характерных для представителей силовых структур.
Необходимость управления процессом жизнедеятельности также обусловлена ориентированностью на развитие способности открыто выражать свою личностную позицию в соответствии с особенностями служебной деятельности (г=0,51 при р=0,01).
Таблица 2
49
Результаты корреляционного анализа шкал опросника смысложизненных ориентаций («СЖО») Д.А. Леонтьева и профессиональных ценностей курсантов по методике «ДиШАЦ» (критерий г-Спирмена)
Шкалы опросника смысложизненных ориентаций Ценностные категории методики «ДиШАЦ» ^Спирмен
Цели в жизни Независимость -0,71*
Тактичность 0,55*
Процесс жизни Организованность 0,65*
Исполнительность 0,61**
Профессиональные достижения 0,57*
Результативность жизни Авторитет среди коллег 0,52*
Карьерный рост 0,82*
Локус контроля - Я Исполнительность 0,60**
Принципиальность 0,49**
Локус контроля - жизнь Пунктуальность 0,58**
Требовательность 0,71**
Адаптивность 0,56*
№3 (24) 2020
Примечание: www.j-chr.com
* - присутствует достоверная связь (при р < 0,01); ** - присутствует сильная значимая связь (при р < 0,001)
50
Проявление смысловых характеристик курсантов ведомственного вуза на начальном этапе обучения имеет тесные корреляционные взаимосвязи с актуальными профессиональными ценностными показателями (таблица 2).
Личностная целеустремленность респондентов отрицательно коррелирует с поведением, направленным на неприятие правовых и юридических нормативных актов (г= - 0,71 при р=0,01). В то же время в качестве ведущей стратегии профессионального поведения выступает тактичность (г=0,55 при р=0,01), являющаяся основой гуманной политики современной системы исполнения наказаний.
Наполнение смыслом субъективной удовлетворенности первого этапа профессиональной подготовки курсантов значительно повышает их организованность (г=0,65 при р=0,01) и исполнительность (г=0,61 при р=0,001) и выражается в учебных достижениях во время обучения (г=0,57 при р=0,01).
Осознание результативности будущей служебной деятельности среди представителей выборки исследования зависит от авторитета у коллег (г=0,52 при р=0,01), что влияет на карьерный рост и формирование положительного отношения со стороны осужденных (г=0,82 при р=0,01). Следует подчеркнуть единство курсантов относительно получения авторитета как у сослуживцев, так и у «спецконтингента».
Возможность реализовывать профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовой базой определяются принципиальностью (г=0,49 при р=0,001) и исполнительностью (г=0,60 при р=0,001), которые характеризуют индивидуальный стиль выполнения поставленных служебных задач по изоляции от общества наиболее опасных преступников и их последующей ресоциализации.
Принятие ответственности за реализацию профессиональной деятельности и своей жизни повышает осознание значимости следования правилам (г=0,58 при р=0,001), предъявления требований к себе и другим (г=0,71 при р=0,001). Большую роль, согласно полученным результатам, в организации жизни и предстоящего труда играет адаптивность (г=0,563 при р=0,01), отражающая способность будущих специалистов исправительных учреждений выбирать и осуществлять варианты преодоления личностных и профессиональных трудностей. В данном контексте следует согласиться с авторским мнением Л.М. Колпаковой, утверждающей, что «адаптивность определяет содержательный характер отношений личности, является основой формирования тех форм поведения, которые способствуют ее самоэффективности» [4].
ВЫВОДЫ.
Полученные результаты позволяют констатировать актуальность изучения ценностно-смысловых коррелятов начального этапа профессионализации курсантов образовательных организаций ФСИН России. В ходе проведения исследования было установлено, что ценностные категории имеют тесные корреляционные взаимосвязи со смысложизненными ориентациями будущих практических сотрудников исправительных учреждений. Ценностно-смысловые ориентиры не только детерминируют формирование положительного отношения к будущей социально значимой служебной деятельности, но и дают возможность психологического обоснования и определения траектории карьерного роста представителей современной пенитенциарной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды.
- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
3. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
4. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. - М.: URSS, 2009. - 116 с.
5. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. -1999. - № 5. - Т. 20. - С. 38 - 44.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
7. Горькая Ж.В. Психология ценностей. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - 92 с.
8. Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013.
- 524 с.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1998.
- 221 с.
10. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного педагогического института, 1996. - 188 с.
11. Колпакова Л.М. Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности // XIX Царскосельские чтения: Материалы международной научной конференции (21-22 апреля 2015г.) /
под общей редакцией В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина, 2015. - С. 352-355.
12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.
13. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яниц-кий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
14. Соловьева О.В. Психология лидерства.
- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - 284 с.
15. Франкл В. Человек в поисках смысла.
- М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
16. Яковлева С.Л. К вопросу о нравственных и волевых качествах сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №48.
- С. 19-23.
17. Яницкий М.С. Система ценностных ориентаций личности и социальных общностей: структурно-динамическая модель и ее применение в психологических исследованиях и психологической практике // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2020. - №22(1). - С. 194206.
18. Jovanova-Mitkovska S. The need of continuous professional teacher development // Procedia Social and Behavioral Sciences. - №10. - № 2. - Р. 29212926.
19. Potolea D., Toma S. The Dynamic and Multidimensional Structure of the Teachers Professional Development // Procedia Social and Behavioral Sciences. - 2015. - № 180. -Р. 113 - 118.
20. Weis D., Schank M. J. Professional values: Key to professional development // Journal of Professional Nursing. - 2002. -Volume 18, Issue 5. -Р. 271-275. "
51
VALUE-SEMANTIC CORRELATES OF THE INITIAL STAGE OF PROFESSIONALIZATION OF
CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA.
© Natalia A. Samoilik
Samoilik Natalia A. - Head of the Penitentiary Psychology and Penitentiary Pedagogy Department, Candidate of Psychological Sciences, FKOU VO Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. E-mail: [email protected]
Address: 654066, Novokuznetsk, Kemerovo region, Oktyabrsky avenue, 49, Russian Federation.
Abstract
The article presents the results of a correlation study of the value-semantic indicators of cadets of a departmental university at the initial stage of professional 52 development. Based on the results obtained, it is proved that value categories
have close interconnections with life-meaningful orientations, which allows us to form a positive attitude towards future socially significant professional activities during a specially organized educational process.
Keywords: personal values, professional values, life-meaningful guidelines, cadets, correlation research.
REFERENCE
1. Abulkhanova K.A. Psychology and personality consciousness (Problems of methodology, theory and research of a real personality): Selected psychological works. - M .: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house NPO "MODEK", 1999. - 224 p.
2. Asmolov A.G. Personality Psychology: Principles of General Psychological Analysis. - M .: Smysl, 2001 .-- 416 p.
3. Bratus B. S. Personality anomalies. - M .: Mysl, 1988 .-- 301 p.
4. Brushlinsky A.V. Cultural-historical theory of thinking. - M .: URSS, 2009 .-- 116 p.
5. Bubnova S.S. Value orientations of personality as a multidimensional nonlinear system // Psychological journal. - 1999. - No. 5. - T. 20. - S. 38 - 44.
6. Vasilyuk F.E. Psychology of experience (analysis of overcoming critical situations). - M .: Publishing house of Moscow State University, 1984 .-- 200 p.
7. Gorkaya Zh.V. Psychology of values. -Samara: Publishing house "Samara University", 2014. - 92 p.
8. Zhuravleva N.A. The psychology of social change: a value-based approach. - M .: Publishing house "Institute of Psychology RAS", 2013. - 524 p.
9. Zdravomyslov A.G. Needs, interests, values. - M .: Politizdat, 1998 .-- 221 p.
10. Kiryakova A.V. The theory of personality orientation in the world of values. -Orenburg: Publishing house of the Orenburg State Pedagogical Institute, 1996. - 188 p.
11. Kolpakova L.M. Psychological adaptability as a necessary quality of life // XIX Tsarskoye Selo readings: Materials of an international scientific conference (April 21-22, 2015) / edited by V.N. Skvortsova, L.M. Kobrin, 2015 .-- S. 352-355.
12. Leontiev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of meaningful reality. - M .: Smysl, 2007 .-- 511 p.
13. Sery A.V. Value-semantic sphere of personality / A.V. Gray, M.S. Yanitsky. - Kemerovo: Kemerovo State University, 1999 .-- 92 p.
14. Solovieva O.V. Leadership psychology. - Stavropol: SSU Publishing House, 2008 .-284 p.
15. Frankl V. Man in search of meaning. -M .: Progress, 1990 .-- 368 p.
16. Yakovleva S.L. On the question of moral and volitional qualities of employees of the penal system // Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application. - 2016. - No. 48. - S. 19-23.
17. Yanitskiy M.S. The system of value orientations of the individual and social communities: structural-dynamic model and its application in psychological research and psychological practice // Bulletin of the Kemerovo State University. - 2020. - No. 22 (1). - S. 194-206.
18. Jovanova-Mitkovska S. The need of continuous professional teacher development // Procedia Social and Behavioral Sciences. - No. 10. - No. 2. - R. 2921-2926.
19. Potolea D., Toma S. The Dynamic and Multidimensional Structure of the Teachers Professional Development // Procedia Social and Behavioral Sciences. - 2015. - No. 180. - P. 113 - 118.
20. Weis D., Schank M. J. Professional values: Key to professional development // Journal of Professional Nursing. - 2002. -Volume 18, Issue 5. -P. 271-275. "
53