Научная статья на тему 'Влияние психологических особенностей личности сотрудников ФСИН России на развитие профессиональной ментальности и отношение к инновациям'

Влияние психологических особенностей личности сотрудников ФСИН России на развитие профессиональной ментальности и отношение к инновациям Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
волевой самоконтроль / инновация / мотивационно-карьерные стремления / профессиональная идентификация / профессиональная самореализация / организационная парадигма / профессиональная ментальность / смысложизненные ориентации / типы мышления / ценности / willful self-control / innovation / motivational career aspirations / professional identification / professional self-actualization / organizational paradigm / professional mentality / sense and life orientations / types of mentality / values

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елатомцев Илья Владимирович

В статье рассматривается влияние психологических особенностей личности на отношение к инновациям на основе комплексной психодиагностики 98 сотрудников из разных служб и подразделений исправительных колоний, а также 206 будущих специалистов, обучающихся на юридическом факультете Академии ФСИН России (120 курсантов 1-го и 86 курсантов 5-го курсов). Выявлено, что в силу особенностей и составляющих профессиональной ментальности (ценностно-смысловая, познавательно-прогностическая и регулятивная) у личного состава неэффективно происходит организационно-профессиональная идентификация, прежде всего в аспекте проводимых «новаций» со стороны руководства ведомства. Сотрудники исправительных учреждений, обладая сниженными показателями карьерно-мотивационного и познавательно-прогностического характера, в отношении своего будущего испытывают когнитивный диссонанс, так как неадекватно воспринимают общий вектор организационных и иных изменений в уголовно-исполнительной системе России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елатомцев Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PERSONALITY FORMATION AND DEVELOPMENT

The author considers influence of personal psychological peculiarities on the attitude to innovations. The basis for this research is found in the complex psychodiagnostics of 98 officers of different departments and units from penitentiary service, and 206 future specialists studying at law faculty of the Academy of Law Management of the Federal Penal Service of Russia (120 first -year cadets and 86 fifth-year cadets). The article reveals that due to peculiarities and elements of professional mentality (value and sense, cognitive prognostic and regulating) the personnel’s organizational professional identification is improperly established first of all in the sphere of innovations imposed from above by the chief personnel. Penitentiary officers having decreased indices of career motivation and cognitive prognostic activity experience cognitive disagreement about their future as they inadequately perceive general direction of organizational and other changes in the Russian penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Влияние психологических особенностей личности сотрудников ФСИН России на развитие профессиональной ментальности и отношение к инновациям»

психолого-педагогические аспекты становления и развития личности

учреждений, обладая сниженными показателями карьерно-мотивационного и познавательно-прогностического характера, в отношении своего будущего испытывают когнитивный диссонанс, так как неадекватно воспринимают общий вектор организационных и иных изменений в уголовно-исполнительной системе России.

Ключевые слова: волевой самоконтроль, инновация, мотивационно-карьерные стремления, профессиональная идентификация, профессиональная самореализация, организационная парадигма, профессиональная ментальность, смысложизненные ориентации, типы мышления, ценности.

Происходящее в последние годы расширенное внедрение инноваций в практику исправительных учреждений, реализуемых в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р ', встречается с затруднениями. Для изучения влияния психологических особенностей личности сотрудников ФСИН России на отношение к инновациям (с учетом имеющейся у них

18,00 16,00 14,00 12,00 10,00 8,00 6,00 4,00 2,00 0,00

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 —•— 1 курс ------- 5 курс сотрудники

Рис. 1. Терминальные ценности будущих специалистов и сотрудников ФСИН России (по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича 2): по оси абсцисс указаны ценности: 1 — активная деятельная жизнь; 2 — жизненная мудрость; 3 — здоровье; 4 — интересная работа; 5 — красота природы и искусства; 6 — любовь; 7 — материально обеспеченная жизнь; 8 — наличие верных друзей; 9 — общественное признание; 10 — познание; 11 — продуктивная жизнь; 12 — развитие; 13 — развлечения; 14 — свобода; 15 — счастливая семейная жизнь; 16 — счастье других; 17 — творчество; 18 — уверенность в себе

УДК 159.9:343.8

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ И ОТНОШЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ

И. В. Елатомцев

В статье рассматривается влияние психологических особенностей личности на отношение к инновациям — на основе комплексной психодиагностики 98 сотрудников из разных служб и подразделений исправительных колоний, а также 206 будущих специалистов, обучающихся на юридическом факультете Академии ФСИН России (120 курсантов 1-го и 86 курсантов 5-го курсов). Выявлено, что в силу особенностей и составляющих профессиональной ментально-сти (ценностно-смысловая, познавательно-прогностическая и регулятивная) у личного состава неэффективно происходит организационно-профессиональная идентификация, прежде всего в аспекте проводимых «новаций» со стороны руководства ведомства. Сотрудники исправительных

14,00 12,00 10,00 8,00 6,00 4,00

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

-О- 1 курс - - 5 курс

■ сотрудники

Рис. 2. Инструментальные ценности будущих специалистов и сотрудников ФСИН (по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича): по оси абсцисс указаны ценности: 1 — аккуратность; 2 — воспитанность; 3 — высокие запросы; 4 — жизнерадостность; 5 — исполнительность; 6 — независимость; 7 — непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других; 8 — образованность; 9 — ответственность; 10 — рационализм; 11 — самоконтроль; 12 — смелость в отстаивании своего мнения; 13 — твердая воля; 14 — терпимость; 15 — широта взглядов; 16 — честность; 17 — эффективность в делах; 18 — чуткость

профессиональной ментальности) было проведено комплексное психодиагностическое обследование 98 сотрудников из разных служб и подразделений исправительных колоний, а также 206 будущих специалистов, обучающихся на юридическом факультете Академии ФСИН России. У личного состава по составляющим профментальности (ценностно-смысловая, познавательно-прогностическая, регулятивная) и их влиянию на отношение к инновациям в уголовно-исполнительной системе России (далее — УИС России) выявлен ряд специфичных ограничений .

Результаты изучения ценностно-смысловой составляющей профментальности сотрудников ФСИН России представлены на рис. 1, 2, 3.

Из рисунка 1 видно, что профили обследованных контрастны по ряду терминальных ценностей . Так, если иерархический статус ценности «интересная работа» меняется с 7-го места у курсантов 1-го курса на 2-е место среди выпускников ведомственного вуза, то при увеличении стажа службы в УИС занимает только 7-е место в иерархии ценностей сотрудников . Выявленный момент среди будущих специалистов связан с завышенными надеждами выпускников перед началом профессиональной карьеры, так как у них преобладает ориентация на ценности «продуктивная жизнь» и «жизненная мудрость», но ценности «познание», «творчество» и «уверенность в себе» ниже, чем у сотрудников учреждений У курсантов 1-го курса снижена ориентация на профессиональную самореализацию («интересная работа» на 7-м месте, «развитие» — на 10-м, «познание» — на 12-м месте), но отмечен акцент на ценности «активная деятельная жизнь» и «любовь», что свидетельствует о недостатках их профессиональной ориентированности Среди личного состава исправительных коло-

ний слабее ориентированность на ценности «активная деятельная жизнь», «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей», что связано, как выяснено в индивидуальных беседах, с перегрузками в работе, а также с влиянием субординации в служебной среде

Рассматривая результаты оценки инструментальных ценностей, можно говорить о приоритете и большей выраженности у сотрудников (чем у обучающихся в образовательных учреждениях) таких ценностей, как «высокие запросы», «непримиримость к своим недостаткам и недостаткам других», «широта взглядов» и «терпимость» . При накапливании опыта растут проф-компетентность и гибкость в построении отношений с окружающими людьми . Обучающимся больше присущи ценности «воспитанность», «исполнительность», «жизнерадостность», «ответственность» и «честность», что соответствует их более открытому повседневному стилю поведения . Данному выводу не противоречит и высокое значение у выпускников такой ценности, как «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» (по сравнению с другими категориями респондентов), причем с явно заниженной ориентацией на ценность «рационализм»

Из рисунка 3 видно, что более высокие значения по смысложизненным ориентациям (р < 0,01) присущи сотрудникам исправительных учреждений Однако у всех категорий респондентов снижены средние значения по шкалам «Локус контроля-Я» и «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» Другими словами, у обследованных в недостаточной мере наличествуют «вера в свои силы» и «способность контролировать события собственной жизни», в том числе из-за

Таблица 1. Укрупненное видение системы УИС будущими специалистами и сотрудниками исправительных учреждений(по авторскому варианту методики «Семантический дифференциал»)

Категория Система УИС Курсанты 1-го курса Курсанты 5-го курса Сотрудники ИУ

Устройство Консервативная система Консервативная система Консервативная система

Успешность функционирования Большая система Сложная система Действующая система

25,00

20,00

Пр

— 1 курс ■

ЛК-Я

ЛК-ж

-□- -5 курс —Ь -сотрудники

10,00

9,00

8,00

7,00

6,00

5,00

П

С

1 курс

Сл

— 5 курс

О

■ сотрудники

сниженных значений по шкалам «удовлетворенность самореализацией» и «управляемость жизнью» . При этом из индивидуальных бесед с сотрудниками выявлено, что большинство из них «живут вчерашним днем» и не удовлетворены собой в настоящем

Соотнесение результатов психодиагностики обследованных по ценностно-смысловой составляющей профментальности с материалами анализа дисциплинарной практики позволяет констатировать, что праг-матизация мотивации у сотрудников ФСИН России происходит с увеличением профессионального стажа при уменьшении ориентации на ценности «активная деятельная жизнь», «исполнительность» и «ответственность»

Данные, касающиеся познавательно-прогностической составляющей профментальности сотрудников ФСИН России, представлены на рис. 4, 5, 6 и в табл. 1.

Из рисунка 4 видно, что у курсантов 1-го курса доминирует образный тип мышления, а у сотрудников и слушателей 5-го курса — преобладание (в по-

40,00

35,00

30,00

Рис. 3. Смысложизненные ориентации будущих специалистов и сотрудников ФСИН России (по методике СЖО Дж. Крам-бо и Л . Махолика 3):

по оси абсцисс указаны шкалы: Ц — цели в жизни; Пр — процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность; Р — результативность жизни, удовлетворенность самореализацией; ЛК-Я — локус контроля-Я (Я — хозяин жизни); ЛК-Ж — локус контроля-жизнь, или управляемость жизни

Рис. 4. Особенности мышления будущих специалистов и сотрудников ФСИН России по методике «Типы мышления» Дж. Брунера 4:

по оси абсцисс указаны типы мышления: П — предметное мышление; С — символическое мышление; Сл — словесно-логическое мышление; О — Образное мышление; К — креативность

рядке приоритетности) словесно-логического и образного типов мышления . Отметим, что выявленные у сотрудников УИС России типы мышления характерны для профессий, в которых требуются постоянное общение с людьми и работа с документацией 5 . При этом недостаточная опора в профессиональной деятельности на «творческий» и «предметный» типы мышления может способствовать сохранению ориентации на традиции, которые характеризуют особенности профессионально-пенитенциарной ментальности 6 . Учитывая то, что с увеличением стажа службы понижается уровень «символического» типа мышления, не в полной мере реализуется прогностический потенциал личности сотрудников при выполнении профессиональных функций

Анализ данных по авторскому варианту методики «Семантический дифференциал» 7 позволил выявить контрастные различия у обследованных групп респондентов прежде всего по двум укрупненным факторам-представлениям о системе УИС (табл . 1).

Из таблицы 1 видно, что при единстве мнений обследованных категорий в отношении консервативности устройства системы УИС одновременно наблюдается контрастность в выделении ее общего символа-маркера, характеризующего оценку успешности ее функционирования

Чтобы лучше разобраться в причинах выявленных различий и сделанных промежуточных выводов, была применена психодиагностическая методика «Организационные парадигмы» Л . Л . Константина 8, позволившая выявить «актуальное» (рис 5) и «идеальное» (рис 6) в представлениях об основополагающих принципах, присущих организациям УИС России

При сравнении рис 5 и 6 видно, что в реальном представлении у всех обследуемых категорий особых различий нет (за исключением большей оценки выпускниками вузов ФСИН России признаков «случайная система»), то в отношении идеальных представлений мнения разошлись у будущих специалистов и сотрудников. Так, если первые желают видеть учреждения

К

Ц

Р

закрытая парадигма

45,00

синхронная парадигма

случайная парадигма

----1 курс

открытая парадигма

— - 5 курс

сотрудники

синхронная парадигма

----1 курс

открытая парадигма

- - 5 курс

- сотрудники

ПК М А Ст Сл В

И ПК СтР СтМ

Рис. 5. Реальные организационные парадигмы у будущих специалистов и сотрудников ФСИН России (по методике Л . Л . Константина)

УИС как систему одновременно «открытую» и «синхронную» (наличие гармонии, малых усилий, принятие решений без переговоров и др ), что в перспективе реализуемо, то у сотрудников наблюдается стремление видеть свои организации, построенные на основе «закрытой» и «открытой» парадигм Подобный взгляд на сотрудников (в аспекте дополнительного анализа данных по методике «Организационные парадигмы» по таким критериям, как «базовые предположения», «ценностные приоритеты», «принятие решения» и «коммуникации») позволяет констатировать, что в настоящее время им присущи противоположные ориентации, которые могут затруднять профидентификацию 9 . При этом у личного состава (в условиях постоянных нова-

закрытая парадигма 8,00

О 1 курс - -□- -5 курс ----сотрудники

Рис. 7. Данные будущих специалистов и сотрудников ФСИН России по методике «Якорь карьеры» Э . Шейна10:

по оси абсцисс указаны шкалы: ПК — профессиональная компетентность; М — менеджмент; А — автономия (независимость); Ст — стабильность; Сл — служение; В — вызов; И — интеграция стилей жизни; П — предпринимательство; СтР — стабильность места работы; СтМ — стабильность ме-

ста жительства

ций в УИС России) может проявляться, на наш взгляд, когнитивный диссонанс, возникновение которого обусловлено проведением руководством ФСИН России линии на претворение в жизнь прописанных в нормативных актах мер по «открытости пенитенциарной системы» (введение общественных наблюдательных комиссий и пр ), и влиянием сохранившейся ориентации сотрудников пенитенциарных учреждений на «закрытость» своих организаций

18,00

16,00

случайная парадигма

Рис. 6. Идеальные организационные парадигмы у будущих специалистов и сотрудников ФСИН России (по методике Л Л Константина)

14,00

12,00

10,00

8,00

6,00

общего самообладания настойчивости самоконтроля О 1 курс - О -5 курс А сотрудники

Рис. 8. Особенности волевого самоконтроля будущих специалистов и сотрудников ФСИН России (по методике «ВСК» в модификации А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана11)

В целом по познавательно-прогностической составляющей профментальности сотрудников ФСИН России можно констатировать, что наблюдаются дефициты по типам мышления и прогностическим способностям, востребуемым из-за усложнения спецконтингента и внедряемых инноваций в уголовно-исполнительную систему. Это может затруднять личную лояльность, ухудшать коммуникацию и социально-психологический климат в подразделениях

Анализ состояния регулятивной составляющей профментальности сотрудников ФСИН России делался на основе методик «Якорь карьеры» (рис 7) и «Волевой самоконтроль» (рис . 8), а также данных дисциплинарной практики по личному составу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из рисунка 7 видно, что сниженный профиль карьерных стремлений имеют сотрудники со стажем, причем по таким ориентациям, как «менеджмент», «автономия», «служение», «вызов» и «предпринимательство» Отметим, что у всех трех категорий обследованных на одинаково слабом уровне выражена карьерная ориентация по субшкале «стабильность места работы» и «стабильность места жительства» С учетом существующей интерпретации по данной методике можно констатировать, что полученные низкие значения могут свидетельствовать о боязни сокращения штатов в колониях и возможного перемещения в отдаленные учреждения, если это будет происходить в дальнейшем

Сотрудники со стажем службы демонстрируют большую развитость основных характеристик волевого самоконтроля, чем будущие специалисты Выявленных значений характеристик волевого самоконтроля (особенно по шкале «самообладание») недостаточно для эффективного преодоления многочисленных трудностей, возникающих при прохождении службы в УИС России . Об этом косвенно свидетельствуют результаты анализа дисциплинарной практики личного состава и данные проведенного нами анкетирования, в рамках которого значительное число респондентов выразили намерение уйти из системы ФСИН России (20% из числа курсантов 1-го курса и 12% 5-го курса, а также 29% из числа сотрудников) 12.

У сотрудников исправительных колоний личностный профиль не совсем благоприятен в аспекте профессиональной идентификации, если сравнивать с нормативно разработанными моделями и психограммами специалистов УИС России 13 . Не наблюдается сохранения личным составом и конструктивных составляющих профментальности, которые бы способствовали успешной реализации основной цели уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных нормативных актов (например, реализация общего призыва «Каждый сотрудник — воспита-

тель», борьба за искоренение атрибутов криминальной субкультуры в учреждении и др ) В связи с выявлением (в рамках проведенного исследования по сотрудникам ФСИН России) значительной роли субъектных характеристик личности, сказывающихся на отношении к активно внедряемым новациям в пенитенциарной системе, важно изменить акценты в профотборе на службу и в профессиональном развитии будущих специалистов, а также в воспитательной работе с личным составом пенитенциарных учреждений

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2010 . № 43, ст. 5544.

2 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты : учеб . пособие . Самара, 1998. С. 637-641.

3 Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. , 2000. 18 с.

4 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности : учеб . пособие / под ред . Г. С. Никифорова, М А Дмитриевой, В М Снеткова СПб , 2003 С. 293-298.

5 Смирнов В. Н., Петухов Е. В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов . М. , 2012 . С. 111-120 .

6 Калинина Е. Ю. Ментальность и правосознание // Вестник Пермского университета. Юридические науки . 2012 . № 3(17). С. 29 .

7 Осгуд Ч., Суси Дж., Таненбаум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искусство-метрия / под ред. Ю. М. Лотмана, В . М. Петрова. М., 1972. С. 355-359.

8 Липатов С. А. Опросник «Шкалы организационных парадигм» Л . Л. Константина // Журнал практического психолога 2005 № 2 С 186-198

9 Шмаев И. В., Поздняков В. М. Организационная идентификация и профессиональная ментальность сотрудников ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2011. № 3 . С. 134-137 ; Мешкова Л. В., Поздняков В. М. Организационная идентичность сотрудников правоохранительных органов, включенных в резерв на выдвижение // Психология управления в органах внутренних дел: становление методологии и помощь практике : сб мат-лов междунар науч -практ конф (Москва, 15 декабря 2014 г. ). М . , 2014. С. 128-135.

10 Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб . , 2006. С. 85-101.

11 Зверков А. Г., Эйдман Е. В. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М. , 1990. С. 116-126.

12 Шмаев И. В. Факторы и условия, влияющие на профессиональную ментальность сотрудников ФСИН России // Вестник института: преступление, наказание, исправление 2016 № 3(34). С. 69-79.

13 Бовин Б. Г., Раков А. М. Профессионально-психологический отбор в уголовно-исполнительной системе России и его эффективность // Прикладная юридическая психология . 2009. № 2 . С. 104-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.