ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9.07
Н.А. Самойлик
канд. психол. наук, преподаватель, кафедра пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессиональных ценностных установок сотрудников исправительных учреждений. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что для сотрудников и курсантов свойственна готовность самостоятельно принимать решения и реализовывать требовательность в отношении себя и других. Также для специалистов пенитенциарных учреждений характерно наличие профессиональной ценностной установки на добросовестное выполнение профессиональных обязанностей, поддержание социального статуса профессии и достижения высоких результатов в процессе служебной деятельности.
Ключевые слова: установка, профессионально-ценностная установка, сотрудники уголовно-исполнительной системы, курсанты, методика изучения профессиональных ценностных установок.
N.A. Samoylik, Kuzbass Institute of FSIN of Russia
PROFESSIONAL VALUABLE INSTALLATIONS OF STAFF OF CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM
Abstract. In article features of professional valuable installations of staff of correctional facilities are considered. The analysis of results of empirical research has shown that for employees and cadets readiness independently is peculiar to make decisions and to realize insistence concerning itself and others. Also existence of professional valuable installation on conscientious performance of professional duties, maintenance of the social status of a profession and achievement of good results in the course of office activity is characteristic of specialists of penal institutions.
Keywords: installation, professional and valuable installation, staff of criminal and executive system, cadets, technique of studying of professional valuable installations.
В настоящее время проблема повышения качества профессионального высшего образования активно разрабатывается в контексте компетентностного подхода. На основании анализа ФГОС ВПО следует отметить, что в процессе профессиональной подготовки формируются общекультурные и профессиональные компетенции, определяющие способность будущих специалистов к самообразованию внутри выбранной профессии и ответственности при решении возникающих профессиональных задач. Как отмечает в своей статье И.С. Скляренко: «Анализ современной практики труда показывает, что случаи непрофессионализма, наблюдающиеся в разных сферах деятельности, связаны с тем, что при подготовке специалистов не уделяется должного внимания формированию у них необходимых профессиональных ценностных установок. Особенно это касается правоохранительной сферы» [2, с. 3]. Считаем, что наиболее актуально данная проблема звучит относительно сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). К сожалению, приходится констатировать отсутствие в настоящее время в психологических исследованиях работ, посвященных анализу профессиональных установок сотрудников пенитенциарной системы.
Профессиональная деятельность сотрудников исправительной системы связана с рядом особенностей, среди которых: экстремальный и стрессогенный характер деятельности, абсолютная регламентация служебной деятельности законами и инструкциями, необходимость длительное время находиться в ограниченном или замкнутом пространстве. Подобные условия неизбежно деформируют ценностно-смысловую сферу личности и существенно влияют на процесс профессионального выгорания.
Для осуществления ранней профилактики профессиональных деформаций сотрудников
УИС следует особое внимание уделять изучению и детальному анализу профессиональных ценностных установок, представляющих основу профессионально-личностного развития специалистов исправительной системы.
История развития представлений об установке как особом психологическом феномене в отечественной психологии связана с именем Д.Н. Узнадзе, который предложил следующее определение установки: «... готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации» [3, с. 28]. Рассматривая, в широком смысле, установку как готовность к той или иной деятельности, автор отмечает тесную взаимосвязь с мотивацией, включая тем самым установку в мотивационную сферу личности. Не стоит забывать, что установка в рамках концепции Д.Н. Узнадзе в большей степени ориентирована на решение проблемы реализации витальных физиологических потребностей человека и рассматривается как бессознательное проявление [там же]. Однако в контексте нашего исследования интересна мысль психолога о возможности изучения установки как специфического механизма, детерминирующего поведение человека в конкретных ситуациях и условиях.
Исходя из данного анализа, предложим определение ценностной установки как готовности реализовывать свои значимые убеждения относительно профессиональной деятельности. Ценности личности определяют значимые качества в любой деятельности и представляют собой ценностные основы отношений к специфике реализации деятельности. Ценностная сфера позволяет выражать значимость того, что необходимо для оптимального способа организации профессиональной деятельности как более результативной и эффективной. В тоже время ценностные основы профессиональной деятельности обусловлены характером социальных отношений и общественной значимостью каждой конкретной профессии.
Рассматривая ценностные установки относительно профессиональной деятельности, представляется необходимым дифференцировать их на следующие группы. Первую группу составляют базовые установки относительно профессиональной деятельности. К ним можно отнести, например, понимание социальной значимости выполняемой работы, добросовестное выполнение своих обязанностей. В основе второй группы находятся стабильные личностные установки относительно профессии. Данный вид установок обусловлен сформированностью личностных ценностных ориентаций и реализуется безотносительно к конкретной профессии. Допустим, для личности характерны лидерские качества, и в любой ситуации она будет демонстрировать авторитет и независимость своих взглядов и убеждений.
Содержанием третьей группы являются профессиональные установки, имеющие непосредственное отношение к реализуемой деятельности. В качестве примера данных ценностных установок сотрудников УИС можно привести такие, как безопасность профессиональной деятельности, строгое следование приказам и инструкциям.
Как справедливо замечает Н.В. Бордовская, «структуру личности специалиста определяют именно установки, в которых отображается взаимодействие между восприятием практической реальности, оценкой личностью собственных возможностей по отношению к ней и личной мотивацией профессиональной деятельности» [1, с. 30].
С целью изучения профессиональных ценностных установок сотрудников пенитенциарной системы нами было проведено исследование, в котором приняли участие 136 человек в возрасте от 18 до 21 года, получающие образование по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность». Для проведения сравнительного анализа профессиональных установок специалистов исправительных учреждений была сформирована группа сотрудников, имеющих стаж службы в УИС от 4 до 18 лет. Средний возраст респондентов данной группы составил 29 лет (N=52). В соответствии с целями исследования были образованы 3 группы респондентов. В первую группу вошли курсанты 1-го курса; во вторую - курсанты 2-го курса; в третью группу - сотрудники пенитенциарных учреждений.
В качестве метода исследования использовалась авторская анкета, разработанная на основе методики ценностных ориентаций М. Рокича. Однако, в отличие от методики М. Рокича, в анкете предлагалось определить ранги для ценностных установок относительно профессиональной деятельности сотрудников УИС. Обработка результатов осуществлялась с помощью непараметрического критерия Н-Краскала-Уоллиса.
По результатам сравнительного анализа (табл. 1; рис. 1) по критерию Н-Краскала-Уоллиса можно заключить, что результаты сравнения трех групп наглядно демонстрируют отсутствие достоверных различий в выраженности профессиональных ценностных установок по шкале «добросовестное выполнение обязанностей» (р=0,65), что доказывает одинаковое представление сотрудников УИС о необходимости ответственного отношения к возложенным на них служебным обязанностям. Лидирующее значение исполнительности и безупречности в выполнении поставленных служебных задач по изоляции и исправлению осужденных отметили, как курсанты первого и второго курсов (М=5,01 и М=5,14 соответственно), так и сотрудники пенитенциарных учреждений (М=4,95).
Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа профессиональных ценностных установок сотрудников УИС
Профессиональные установки Н-Краскала-Уоллиса У-Манна-Уитни Группа 1 Группа 2 Группа 3
Н Уровень значимости (р) Группа 1 Группа 2 Группа 2 Группа 3 Группа 1 Группа 3
и р и р и р
ПЦУ 1 17,10 0,65 49,09 0,62 33,6 0,54 55,4 0,63 5,01 5,14 4,95
ПЦУ 2 37,40 0,003 59, 23 0,57 80 0,55 41,2 0,53 12,98 11,02 13,40
ПЦУ 3 22,69 0,005 83,19 0,59 69,1 0,06 67,3 0,55 6,32 6,19 7,18
ПЦУ 4 28,12 0,004 51,02 0,002 54,47 0,63 87,1 0,004 10,72 9,12 8,28
ПЦУ 5 32,32 0,003 44,92 0,59 65,06 0,002 66,6 0,53 14,09 10 8,23
ПЦУ 6 34,04 0,62 41,15 0,021 72,4 0,56 78,5 0,005 11,58 10,92 11,54
ПЦУ 7 36,71 0,006 50,1 0,05 53,1 0,58 39,8 0,58 13,37 10,9 12,44
ПЦУ 8 37,14 0,002 42,9 0,51 62,7 0,19 70,3 0,81 15,01 13,2 8,93
ПЦУ 9 40,11 0,54 38,16 0,53 88,13 0,57 61,14 0,56 10,12 14,2 11,79
ПЦУ 10 33,58 0,001 50,6 0,12 63,08 0,61 58,8 0,001 13,7 9,28 10,60
ПЦУ 11 22,04 0,004 36,17 0,003 29,14 0,7 39,22 05 7,26 7,16 6,72
ПЦУ 12 31,65 0,61 50,02 0,09 50,4 0,002 60,2 0,007 10,51 10,3 9,84
ПЦУ 13 36,52 0,004 71,41 0,28 61,7 0,53 36,6 0,62 14,09 11,8 15,63
ПЦУ 14 29,94 0,003 44,13 0,73 53,19 0,81 59,22 0,67 9,5 8,12 9,32
ПЦУ 15 44,21 0,001 65,16 0,59 70,11 0,19 60,9 0,59 15,32 14,5 14,39
ПЦУ 16 39,75 0,003 69,01 0,61 82,19 0,57 64,05 0,91 13,07 13,1 13,58
ПЦУ 17 20,79 0,002 56,8 0,74 39,6 0,6 59,04 0,013 8, 56 7,19 13,60
ПЦУ 18 31,98 0,57 72,11 0,62 38,89 0,001 81,19 0,56 10,2 10,1 10,68
ПЦУ 19 33,51 0,003 49,26 0,15 67,2 0,73 23,1 0,023 14,03 12,25 7,23
ПЦУ 20 31,89 0,001 60,53 0,57 47,12 0,54 70,8 0,59 9,85 10,2 11,84
Примечание: жирным шрифтом обозначены значимые различия
Однозначную позицию относительно престижности профессии сотрудника исправительного учреждения отразили все респонденты (р=0,62). Профессиональная деятельность сотрудника УИС традиционно воспринимается обществом скорее негативно, хотя многие понимают значимость данного вида труда. Однако исследование показало, что будущие и настоящие сотрудники понимают важность и необходимость своей профессиональной деятельности, состоящей в реализации исполнения уголовного наказания и защиты общества от наиболее со-
циально опасных преступников. Работа с осужденными подразумевает высокий уровень ответственности через осознание отношения к своим поступкам и оценками этих же поступков другими людьми или социумом.
Рисунок 1 - Усредненные показатели профессиональных ценностных установок
сотрудников УИС
Примечание: Здесь и далее по тексту: ПЦУ 1 - добросовестное выполнение обязанностей; ПЦУ 2 -гуманизм; ПЦУ 3 - авторитет в профессиональной деятельности; ПЦУ 4 - трудолюбие; ПЦУ 5 - порядочность; ПЦУ 6 - престижность профессии; ПЦУ 7 - беспристрастность; ПЦУ 8 - высокий уровень заработной платы; ПЦУ 9 - самостоятельность приятия решений; ПЦУ 10 - корректность поведения; ПЦУ 11 - честь и достоинство; ПЦУ 12 - требовательность к себе и другим; ПЦУ 13 - независимость своих взглядов и мнений; ПЦУ 14 - уровень образования; ПЦУ 15 - разнообразие профессиональной деятельности; ПЦУ 16 - безопасность профессиональной деятельности; ПЦУ 17 - строгое следование приказам и инструкциям; ПЦУ 18 - высокие профессиональные достижения; ПЦУ 19 - уважение коллег; ПЦУ 20 - продуктивность выполняемой работы
Вместе с тем анализ результатов по и-критерию Манна-Уитни позволяет утверждать, что курсанты второго курса достоверно отличаются (р<0,021) по данной ценностной установке от курсантов первого курса, что позволяет сделать вывод о сформированности общей направленности профессиональной деятельности.
В результате диагностики также не было выявлено достоверных различий по критерию «самостоятельности принятия решений» (р=0,54), что в целом отражает понимание особенностей профессиональной деятельности сотрудника УИС. Как известно, на специалистах исправительной системы лежит большая ответственность. Работая с разными категориями осужденных необходимо не только руководствоваться своими ценностными ориентирами, но и постоянно следовать законодательным актам, которые строго регламентируют специфику работы со «спецконтингентом».
Постоянное взаимодействие с лицами с деформированной и криминальной ценностной сферой неизбежно возникает потребность быть более требовательным к себе и другим. Данная тенденция в одинаковой мере проявляется у курсантов и сотрудников УИС. Примечательно, что высокий уровень притязаний свойственен именно для людей, реализующих социально значимые виды деятельности. Схожие взгляды курсантов и сотрудников относительно профессиональных установок в ходе диагностики были выявлены и по критерию «высокие профессиональные достижения» (р=0,57).
Специфичность деятельности сотрудника исправительного учреждения заключается в пролонгированном и отсроченном результате своей деятельности. Статистика показывает, что из года в год процент рецидива возрастает, что значительно влияет на оценку и мотивацию деятельности сотрудников. В тоже время следует заметить, что процесс взаимодействия с осужденными должен строиться на принципах объективности и системности и отражать интегрированную цель лишения свободы - исправление и последующую их ресоциализацию. В подоб-
ных условиях специалистам пенитенциарных учреждений следует уметь адекватно оценивать свои профессиональные достижения.
Таким образом, для более эффективной реализации профессиональной деятельности возникает необходимость определить оптимальные характеристики личности, позволяющие ориентировать ее на дальнейшее профессиональное развитие. Одной из важнейших задач системы профессиональной подготовки сотрудников исправительных учреждений в высших учебных заведениях, несомненно, должно стать формирование у них профессиональных ценностных установок, представляющих собой сложное многоуровневое образование.
Проведенное исследование показало, что будущие и действующие сотрудники уголовно-исполнительной системы одинаково готовы реализовать в профессиональной деятельности самостоятельность в принятии решений и требовательность в отношении себя и других.
Результаты опроса продемонстрировали установку на добросовестное выполнение профессиональных обязанностей, поддержание социального статуса профессии и достижение высоких результатов в служебной деятельности.
Список литературы:
1. Бордовская Н.В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 145. - С. 28-43.
2. Скляренко И.С. Педагогическое обеспечение формирования профессиональных ценностных установок // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 4 (47). -С. 3-7.
3. Узнадзе Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.