Научная статья на тему 'Характеристика основных понятий профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы'

Характеристика основных понятий профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / VALUE / VALUE ATTITUDE / PROFESSIONAL ACTIVITY / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасиков Михаил Сергеевич

в статье дается сущностная характеристика профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовноисполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарасиков Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with essential characteristic of professional and valuable attitude towards functional activity of penal staff.

Текст научной работы на тему «Характеристика основных понятий профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы»

правового обеспечения деятельности сотрудников психологических служб в исправительных учреждениях ФСИН России, в связи с чем предлагаются два направления подготовки кадрового резерва руководителей психологических лабораторий и служб территориальных органов УИС: управленческая деятельность и повышение квалификации в области практической психологии.

Литература

1. Дебольский М.Г. Разработка профессиограм-мы психолога и ее использование при отборе специалистов. — М., 1996.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.

3. О результатах психологической работы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в учреждениях УИС по итогам 2009 года: обзор ФСИН России от 27 февр. 2010 г. № 10/15-181.

4. Прикладная юридическая психология. — М., 2001.

5. Рабочая книга пенитенциарного психолога. — М., 1997.

6. Ушатиков А.И., Лузгин СА, Суровцев В.А. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы: учеб. пособие. — Рязань, 2001.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

М. С. Тарасиков

Аннотация: в статье дается сущностная характеристика профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: ценность, ценностное отношение, профессиональная деятельность, уголовно-исполнительная система.

The summary: the article deals with essential characteristic of professional and valuable attitude towards functional activity of penal staff.

Keywords: value, value attitude, professional activity, penal system.

Исследование проблемы формирования профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельно-

сти сотрудника уголовно-исполнительной системы на уровне внутренних потребностей предполагает определение и обоснование его основных категорий: ценность, отношение, ценностное отношение, профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы, профессионально-ценностное отношение к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Осмысление природы ценностей неоднозначно. Многочисленные аксиологические концепции философских школ и направлений в целом можно отнести либо к идеалистическому, либо к материалистическому их пониманию.

Понятие ценностных категорий многозначно, поскольку они проявляются в

различных областях знаний и сферах человеческой деятельности, но единого подхода к их трактовке и изучению нет. Понятие «ценность» — это многоуровневое и многоплановое понятие, имеющее различные определения. Однако выработать общее, удовлетворяющее всех исследователей определение ценности невозможно — столь широк спектр использования термина в обычной жизни, науке и искусстве [5].

В толковом словаре русского языка под редакцией Б.М. Волина и Д.Н. Ушакова понятие «ценности» определяется как «явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-либо отношении. Духовные ценности. Культурные ценности» [14, с. 1214]. Это определение является очень широким и безотносительным к жизнедеятельности человека как основе его бытия в мире. Более широкое толкование данного понятия можно обнаружить в Советском энциклопедическом словаре: «ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности» [11, с. 1481].

В философии система ценностей представлена как область объективной истинности и отношения к ней человека. Ценность определяется как то, что

чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, почтением [15, с. 507]. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Выделяются предметные и субъектные ценности. Предметные ценности «лишь внешне выражают деятельную потребность человека». Субъектные — выступают в виде «регулятивов и оценок», которые позволяют выбирать и занимать позицию, действовать в сложной социальной действительности.

Понятию ценности в психологии соответствуют психологические явления, обозначаемые как «значимость» (Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн), «значение и личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «жизненная позиция» (Л.И. Бо-жович), «мотив» (Г.И. Додонов), «установка» (Д.Н. Узнадзе). В психологическом аспекте понятие «ценность» применяется для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного, а также как элементы структуры личности.

По определению В.А. Межерикова, социальные ценности — это «более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, то есть разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности социальные — важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающей общую стратегическую регуляцию поведения людей [6, с. 476].

Подобную точку зрения высказывает и М. Рокич, определяя ценность как «стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состояния» [18]. Однако данная трактовка ценности, удовлетворяющая потребности конкретных социологических исследований, в полной мере не отражает своеобразие ценностного отношения, выражающегося в поведении людей.

В социологической науке понятие ценности определяется как «особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений» [12, с. 403].

В отдельных случаях норма рассматривается как вид ценности. Между тем норма является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения людей, который они получают извне. Люди должны подчиняться ей, если даже они не понимают ее смысла и целесообразности. Ценность — это внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, поэтому она воспринимается им как его собственная духовная интенция [4, с. 205].

Из анализа представленных определений следует, что «объектом окружающего мира» может выступать явление или предмет, ценимый не столько отдельной личностью, сколько обществом в целом. В таком случае конкретная цен-

ность, признанная в обществе как значимая, может стать регулятором социальных отношений в нем, в том числе профессиональных. Иными словами, в каждой профессии в соответствии с ее спецификой и соответствующими особенностями выделяются свои профессиональные ценности.

В.Г. Выжжлецов и В.Н. Козлов считают, что категория ценности представляет наиболее общий тип межсубъектных отношений. Л.М. Архангельский, Г.И. По-лушин, Л.П. Фомина рассматривают ценность с позиций субъектно-объектных отношений, где объект выступает значимым для субъекта. «Ценность находится в пределах ценностного отношения, под которым понимают связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта одухотворяет осознанную потребность субъекта, человека, потребность, сформированную в виде интереса и цели» [9, с. 6]. Следовательно, ценности можно рассматривать как свойства объекта, имеющие значимость для субъекта за счет способности отвечать его потребностям и интересам, поставленной цели.

Преобладание различных ценностей в каждом обществе детерминирует их иерархию. Несмотря на наличие общностей ценностей в социуме, каждому человеку присуща индивидуальная иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и личным бытием. Ю.А. Шерковин подчеркивает, что ценности могут быть непостоянны, «они изменяются во времени в результате исторической деятельности людей, как изменяются и сами люди» [17, с. 143].

С позиции пенитенциарной системы смысловое понятие «ценность», выступая как регулятор социальных отношений в обществе, является регулятором профессиональных отношений в ней: между персоналом учреждений и осужденными, между осужденными, отдельной личностью и группой осужденных.

В специфических условиях уголовно-исполнительной системы профессиональная ценность выступает в качестве многомерной полифункциональной способности сотрудника соответствовать его профессиональным функциональным обязанностям на личностном и должностном уровне, учитывать и обеспечивать при этом потребности и интересы правонарушителя в рамках законности, правильно ставить педагогические цели в работе с осужденными, руководствуясь принципом гуманизации отношений «человек-человек» (умение правильно чувствовать человека, попавшего в беду, и соответственно сопереживать ему, уважение собственной личности (чувство чести и достоинства) и уважение личности другого человека), знать психолого-педагогические особенности контингента правонарушителей и соответствующие особенности работы с ними; уметь выстраивать отношения со всеми субъектами окружающего пространства в практической профессиональной деятельности [13, с. 19].

Категория «отношение» в философии характеризуется как взаимозависимость элементов определенной системы [16, с. 470].

В Социологическом энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова понятие «отношение» определяется как «взаимная связь различных величин, предметов, действий; эмо-

ционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение ее позиции» [12, с. 88].

В обоих определениях данной категории явно не достает ее возможного ценностного выражения, поскольку в этом же словаре представлено понятие ценности как особого общественного отношения, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства [12, с. 403]. Иными словами, «эмоционально-волевая установка личности на что-либо», выражая по сути отношение предполагаемого взаимодействия либо с предметом, либо с человеком или группой людей, всегда имеет ценностный аспект.

На необходимость подхода к ценности с позиции отношения указывал немецкий философ И. Хайде, утверждавший, что ценность есть отношение между объектами и обслуживающими их субъектами.

Разделяя данную точку зрения, М.С. Каган пишет: «Ценность предстанет перед нами именно как отношение, причем специфическое отношение, поскольку она связывает объект не с другим объектом, а с субъектом, т. е. носителем социальных и культурных качеств, которые и определяют сверхиндивидуальное содержание его духовной деятельности» [4, с. 67].

Таким образом, ценностное отношение представляется как некая системная целостность, имеющая свое содержание и форму: его содержание — мировоззренческо-смысловое, детерминированное общим социокультурным контекстом, а его форма — психологиче-

ский процесс, в котором ценность «схватывается» сознанием. Ценностное отношение связано с познанием, оценкой и практикой. Оцениваемые качества объективны и независимы от воли и желания человека, но оценка и выбор зависят от оценивающего субъекта.

Этой же мысли придерживаются и другие ученые [1, с. 195; 8, с. 311], которые рассматривают ценности не как объекты и качества, а определяют их через понятие «отношение». Однако это особое отношение — отношение значимости свойств одного объекта для функционирования другого, то есть субъектно-объектное отношение, связывающее человека с объектами и явлениями действительности. Ценностное от-ношение—это результат оценочной деятельности личности, которая рассматривается как один из видов ее психологических отношений. И.С. Нарский отмечал, что «нет ценностей как особых сущностей», но функцию ценностей исполняют передовые социальные отношения [7, с. 241].

Сущность процесса формирования ценностного отношения состоит в переходе общественной ценности в личностную через оценку человеком объекта по какому-то критерию с точки зрения его интересов, целей или потребностей. Именно отношения, рассматриваемые как ценностная общественно обусловленная система индивидуальных сознательных избирательных связей личности с объективной действительностью, структурированная по степени обобщенности, составляют личность человека.

Необходимость ценностного подхода в развитии личности для образовательного процесса подтверждается рассмотрением воспитания как формирова-

ния ценностного отношения в духовном мире личности. Так как ценностные отношения не являются врожденными, а приобретаются прижизненно, то их источником являются ценности той социальной общности, к которой принадлежит индивид и к которой она стремится его приобщить.

Наличие определенной системы ценностей и ценностного отношения к предметам и явлениям окружающего мира проявляется у человека в качествах его личности. В связи с этим различают как природные психофизиологические качества индивида, так и формирующиеся на их основе ценностные отношения, способные изменяться с течением жизни.

Профессиональная деятельность человека является сложнейшим комплексом поступков, операций, эпизодов общения, направленных на достижение профессионально важных результатов в структуре организации.

Профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.

В психологии термин «профессия» обычно используется для обозначения любого занятия, которое требует высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения определенной социальной роли [2, с. 559].

В значительной мере дополняет данное понятие термин «профессия», приведенный в Советском энциклопедическом словаре (лат. professio, от profite-or — объявляю своим делом), обозначаемый как род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и

являющийся обычно (что немаловажно в настоящее время) источником существования [11, с. 1002].

Понятие «профессиональная деятельность» мы определяем как специфическую форму отношения человека к окружающему миру, направленную на его целесообразное изменение и преобразование в интересах общества, требующее от него высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения данной социальной роли [13, с. 30].

При этом стоит отметить, что «в отличие от законов природы, законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт» [10, с. 263].

В таком случае понятие «профессиональная деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы», на наш взгляд, это специфическая форма отношения среди сотрудников УИС, между персоналом пенитенциарных учреждений и объектом уголовно-исполнительного воздействия, направленная на решение задач по исполнению уголовного наказания, возлагаемых на сотрудников нормативными документами, и требующая от них высокой степени развития умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения данной социальной роли [13, с. 31].

Общепризнанно, что результативность функционирования пенитенциарных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. На основании этого в пенитенциар-

ной науке (как отечественной, так и зарубежной) уделяется существенное внимание обоснованию профессиональных и нравственных требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы.

В числе профессионально значимых качеств отмечают нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных.

Условия работы в учреждениях уголовно-исполнительной системы очень тяжелые, и, мягко говоря, эта служба не всегда привлекательна [3]. Деятельность сотрудников протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах. Подобные условия создают большие сложности в решении ими оперативно-служебных задач, сказываются на успешности их действий, требуют от персонала психологической устойчивости, особой подготовленности, умения адекватно действовать при любых экстремальных условиях.

В связи с этим каждый сотрудник должен обладать определенными ценностными ориентирами к предмету своей профессиональной деятельности — воспитательной работе с осужденными, проводимой с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.

Наряду с требованиями нормативных документов результативность осуществляемой профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, на наш взгляд, во многом будет зависеть от правильных

личностных отношений между всеми ее субъектами.

Как показывает практика, профессиональными специалистами, умеющими искать пути и творчески решать поставленные задачи, оказывая при этом необходимое воспитательное влияние на человека в особых условиях уголовно-исполнительной системы, могут быть те люди, у которых явно выражены ценностные отношения к своей профессиональной деятельности и личности другого человека.

Решая проблему профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы, следует рассматривать профессию сотрудника УИС как ценность общественного и личного бытия, несущую позитивное значение социуму и отдельной личности.

Ценностное отношение к профессии, где профессиональный труд становится ведущей нравственной ценностью и мотивирующей силой личностного саморазвития, формируется в ходе усвоения личностью определенных форм поведения и деятельности. Однако эти усваиваемые формы поведения закрепляются и приобретают устойчивость только тогда, когда они становятся для человека средством реализации определенных мотивов, стремлений, потребностей. Воспитание устойчивости психологических качеств личности требует определенной организации и ее мотивационной сферы, и поведения. Устойчивость качества возникает, когда человек испытывает потребность в таком поведении, которое составляет основу данного качества, когда это поведение выступает для него как образец, как идеал, к которому он стремит-

ся. Таким образом, ценностное отношение к профессиональной деятельности относится к смысловой сфере личности, сфере личностной направленности, которая проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, интерес к профессиональной деятельности и отношение к окружающему миру.

В основе ценностных отношений личности к профессиональной деятельности находятся: осознание достоинств профессии и профессионального долга специалиста пенитенциарного учреждения; чувство личностного долга и достоинства во взаимодействии с человеком, совершившим преступление против закона и призванного к исправлению средствами пенитенциарной системы.

Таким образом, рассмотренные категории имеют свое смысловое выражение, определяемое спецификой функциональной деятельности сотрудников пенитенциарной системы.

Анализ рассмотренных характеристик позволяет установить нам, что сущность профессионально-ценностного отношения к функциональной деятельности сотрудника пенитенциарной системы есть системообразующее понятие, в котором интегрируются смысловое выражение ценностных представлений о профессии (в обществе и пенитенциарной системе; семье и на личностном уровне); эмоционально-волевое состояние личности (устойчивость в ценностных ориентациях на функциональную деятельность даже в непредсказуемых ситуациях); готовность оперативно действовать в решении задач профессиональной деятельности (знания, умения и способности адекватно осмысливать ситуацию, ставить и решать соответствующие задачи).

Литература

1. Багаева ИД. Формирование у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории: дис. ... канд. пед. наук. — Л., 1976.

2. Большой толковый психологический словарь / сост. А. Ребер: пер. с англ. — М.: Вече, АСТ, 2000. — Т. 2.

3. Из выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», г. Вологда, 11 февраля 2009 г.

4. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 1997.

5. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии. — 1996. — № 11. — С. 15-25.

6. Межериков В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 1988.

7. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. — М.: Наука, 1969.

8. Основы вузовской педагогики / под ред. Н.В. Кузьминой. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972.

9. Полушин Г.И. Моральная ценность научных знаний. — М.: Знание, 1984.

10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая рос. эн-цикл., 1993. — Т. 1.

11. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. — 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1983.

12. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-коорд. Г.В. Осипов. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

13. Тарасиков М.С. Формирование у старшеклассников ценностных отношений к будущей профессиональной деятельности в пенитенциарных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. — Рязань, 2006.

14. Толковый словарь русского языка / под ред. Б.М. Волина и Д.Н. Ушакова. — М.: Наука, 1983.

15. Философский энциклопедический словарь — М.: ИНФРА-М, 1997.

16. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. — М.: Сов. энцикл., 1983.

17. Шерковин Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 1982. — № 5.

18. Rokeach M. Beliefs, attitude and values. — San Francisco: Jossey-Bass Inc. Publishers, 1969. — 214 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.