Научная статья на тему 'Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем'

Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
721
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / СТАЖ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / TEACHER / PROFESSIONAL AND VALUABLE ORIENTATIONS / LENGTH OF SERVICE / STATISTICAL CRITERIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлик Наталья Анатольевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования сформированности профессионально-ценностных ориентаций учителей с разным трудовым стажем. На основании применения статистических критериев были получены достоверно значимые различия в ценностях отношений, знаний, качеств и умений педагогов, а также в сформированном типе профессионально-ценностных ориентаций представителей выборки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем»

Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).-0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170080.htm.

ART 170080 УДК 159.9.07

Самойлик Наталья Анатольевна,

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры пенитенциар ной психологии и пенитенциарной педагогики ФКОУ ВО «Кузбасский ин ститут ФСИН России», г. Новокузнецк па! asp@mail.ru

Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций

педагогов с разным трудовым стажем

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования сформированности профессионально-ценностных ориентаций учителей с разным трудовым стажем. На основании применения статистических критериев были получены достоверно значимые различия в ценностях отношений, знаний, качеств и умений педагогов, а также в сформированном типе профессионально-ценностных ориентаций представителей выборки.

Ключевые слова: учитель, профессионально-ценностные ориентации, стаж работы, статистические критерии.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Изменение системы образования в современных социально-экономических условиях привело к необходимости разработки новых критериев профессионального становления специалиста. В большей степени внимание традиционно уделяется такой социально значимой профессии, как педагог. Именно учитель формирует в постоянно развивающейся личности ведущие качества и характерные особенности, закладывает основу ценностно-смысловых ориентаций. Ценностно-смысловые ориентиры, интериоризируемые индивидуальным сознанием, не только представляют собой универсальные личностные категории, но и детерминируют поведение человека, в том числе в профессиональной деятельности. В связи с данным обстоятельством следует актуализировать изучение ценностной сферы педагогов, необходимой для эффективности обеспечения процесса личностного развития ученика.

В процессе профессиональной деятельности педагога формируется не просто система ценностей и смыслов; происходит осознание значимости и незаменимости реализуемого труда как для социума, так и для себя лично. В своих исследованиях В. А. Сластенин неоднократно обращается к вопросу ценностных ориентаций педагога. Выстраивая концептуальную модель профессионального самосознания учителя, автор особо выделяет в ней профессионально-ценностные ориентации, отражающие стержневое образование личности преподавателя и опосредующие готовность к образовательной деятельности в соответствии с духовно-нравственными и гуманистическими идеалами [1]. Не менее важную мысль высказывает Н. А. Асташова, констатируя, что столь пристальный интерес к профессионально-ценностным ориентациям педагогов демонстрирует их важную особенность: «избирательность отношения учителя к профессии, личности воспитанника и самому себе, развивающуюся на таком значимом базисе, как широкий спектр всех духовных отношений личности, особенно профессионально выраженных» [2].

Как определяют многие исследователи (Н. А. Асташова, Л. В. Вершинина, Н. В. Козлова, Н. В. Кузьмина Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Л. М. Митина и другие), целью профессиональной деятельности педагога на современном этапе является

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).-0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170080.htm.

развитие личности учащегося на основе организации диалога ценностно-смыслового равенства субъектов и объектов образовательного процесса. Справедливы слова В. А. Сластенина, замечающего по этому поводу следующее: «В образовании заложены условия, способствующие появлению новых ценностей, оказывающих влияние на ценностные ориентации общества, так как оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования новых жизненных умений и способностей, расширения возможностей формирования практического опыта» [3].

Однако, несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных профессиональным ориентациям педагогов, они имеют некоторые недостатки. Во-первых, данные исследования сосредоточивают свое внимание на подробной классификации профессиональных ценностей педагога, не обращая внимания на конкретное содержание изучаемого феномена. Во-вторых, при проведении эмпирического исследования, как правило, используется методика М. Рокича, диагностирующая набор и значимость инструментальных и терминальных ценностей респондента, но не выявляющая профессиональные ценности испытуемых как самостоятельную психологическую категорию.

Для проведения исследования, целью которого стало изучение сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем, нами был применен авторский опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности» («ДиПЦОЛ») [4]. Особенностью данной методики является возможность диагностики типа профессионально-ценностных ориентаций и его структурных элементов.

К участию в исследовании были привлечены педагоги в количестве 208 человек, имеющие стаж трудовой деятельности по профессии от 5 до 25 лет и работающие в образовательных учреждениях Новокузнецка.

На первом этапе исследования все респонденты были разделены на три группы. Первую группу составили учителя со стажем работы по профессии от 5 до 10 лет. Во вторую группу вошли педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Третья группа была образована испытуемыми, работающими в школе свыше 20 лет. Анализ профессионально-ценностных ориентаций учителей осуществлялся с учетом образованных групп. Характеристика выборки по стажу работы представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика выборки по стажу профессиональной деятельности

Номер группы испытуемых Стаж профессиональной деятельности, годы Количество респондентов

1 5-10 67 (32%)

2 10-15 69 (33%)

3 Свыше 20 72 (35%)

В ходе второго этапа исследования все респонденты были продиагностированы по методике «Диагностики профессионально-ценностных ориентаций личности». Полученные результаты обрабатывались с помощью программы "Statistica for Windows 10.0". Для проверки достоверности различий между группами использовался непараметрический критерий Н-Краскала-Уоллиса.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).-0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170080.htm.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа профессионально-ценностных ориентаций педагогов по критерию Н-Краскала-Уоллиса

Н-Краскала-Уо-ллиса U-Манна-Уитни

Параметры Н - -и з- I ä «ч 3 I s Ж о Группа 1 Группа 2 Группа 2 Группа 3 Группа 1 Группа 3 Группа 1 Группа 2 Группа 3

§ S £ U Р U р U р

Ц-О 22,8 0,002 19,7 0,032 13,4 0,042 15,4 0,012 9,09 7,81 9,97

Ц-З 20,1 0,021 17,4 0,014 14,1 0,055 11,5 0,033 8,16 9,4 9,9

Ц-Ц 17,9 0,605 11,05 0,760 16,6 0,86 12,4 0,75 9,01 9,23 9,13

Ц-р 13,5 0,843 13,4 0,608 12,2 0,63 15,9 0,63 8,2 8,8 8,84

Ц-К 21,2 0,025 19,2 0,049 15,7 0,002 16,1 0,035 7,2 9,2 8,9

Ц-у 20,4 0,004 12,8 0,121 12,0 0,036 11,8 0,013 7,12 9,02 9,67

КТ ПЦО 22,7 0,012 13,13 0,028 15,03 0,004 10,93 0,019 6,65 8,05 7,12

ЭТ ПЦО 22,9 0,004 16,3 0,001 10,1 0,201 12,3 0,203 8,9 7,83 7,07

ПТ ПЦО 23,1 0,018 12,5 0,109 12,67 0,011 11,6 0,019 6,15 7,93 9,38

Примечание. ЦО - ценности-отношения, ЦЗ - ценности-знания, ЦЦ - ценности-цели, ЦР - ценности-результат, ЦК - ценности-качества, ЦУ - ценности-умения, КТ ПЦО - когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций, ЭТ - эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций, ПТ - поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций.

По результатам сравнительного анализа (табл. 2; рисунок) по критерию Н-Крас-кала-Уоллиса можно заключить, что результаты сравнения демонстрируют достоверные различия по семи шкалам методики «ДиПЦОЛ», кроме ценности-цели и ценности-результата.

Полученные результаты позволяют утверждать, что в представленной выборке респондентов присутствуют достоверные различия в ценностях-отношениях (р < 0,002). Данное обстоятельство свидетельствует о разном субъективном представлении педагогов о значимости отношений в профессиональной деятельности. Наиболее высокий показатель ценностей-отношений продемонстрировали педагоги со стажем профессиональной деятельности от 5 до 10 лет (М = 9,09). Вероятно, в связи с небольшим профессиональным опытом для них свойственна потребность в удовлетворении потребности в общении и взаимодействии с коллегами. Также высокий показатель (М = 9,97) по данной шкале у представителей третьей группы позволяет утверждать, что наличие достаточно большого профессионального стажа (свыше 20 лет) значительно влияет на положительное отношение к профессиональной деятельности.

Достоверно значимые различия в группах респондентов были получены по шкале «ценности-знания» (р < 0,021), отражающей объективное понимание и осмысление значимости знаний в ходе реализации профессиональной деятельности. Высокие показатели осознания значимости полученных знаний для профессиональной деятельности педагога характерны для всех групп респондентов. Однако мотивация постоянного совершенствования знаний, необходимых как для личностного, так и для профессионального развития, в большей степени присутствует у педагогов со стажем работы более 20 лет (М = 9,9).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).-0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170080.htm.

Графическое представление выраженности профессионально-ценностных ориентаций педагогов по группам (М): ЦО - ценности-отношения, ЦЗ - ценности-знания, ЦЦ - ценности-цели, ЦР -ценности-результат, ЦК - ценности-качества, ЦУ - ценности-умения, КТ ПЦО - когнитивный тип профессионально-ценностных ориентаций, ЭТ - эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций, ПТ - поведенческий тип профессионально-ценностных ориентаций

В результате проведенного исследования получены достоверные различия в выраженности личностно-профессиональных особенностей педагогов (р < 0,025). Так, например, у учителей второй группы со стажем работы от 10 до 15 лет можно наблюдать высокий уровень сформированных представлений о профессиональном долге, заключающемся во всестороннем развитии личности ученика (М = 9,2). Данная категория педагогов способна проявлять требовательность как по отношению к себе, так и к другим в профессиональной деятельности. Учителя первой группы продемонстрировали преобладание в профессиональной деятельности мотива успешности, что проявляется в ответственности и исполнительности (М = 7,2).

По шкале «ценности-умения» также были получены достоверные различия в степени принятия смыслового аспекта реализации профессиональной деятельности (р < 0,004). Вместе с тем анализ результатов по и-критерию Манна-Уитни позволяет констатировать, что учителя со стажем работы от 5 до 10 лет достоверно отличаются от представителей двух других групп. Это свидетельствует о стремлении в систематическом повышении уровня своих профессиональных умений как основы профессионального саморазвития в связи с относительно небольшим опытом работы в образовательной деятельности (М = 7,12).

Особенно следует отметить, что по двум шкалам методики «ДиПЦОЛ» не было получено статистически значимых различий. Шкала «ценности-цели» демонстрирует понимание важности достижения профессиональных целей в процессе трудовой деятельности педагога. Отсутствие различий в выраженности целей в ходе реализации профессиональной деятельности показывает общее представление педагогов о цели их труда, заключающейся, по мнению Л. М. Митиной, «в важнейшей миссии, которую выполняет учитель в личностном развитии подрастающего поколения как носитель культуры» [5]. Таким образом, для выборки учителей, принимавших участие в исследовании, свойственно объективное осознание целей профессиональной деятельности и уверенность в их достижении независимо от стажа работы по специальности.

По шкале «ценности-результат» также не выявлены статистически достоверные различия. Вероятно, данное обстоятельство связано с наличием у учителей идентичных объективных представлений о результате профессиональной деятельности. Следует отметить, что в выборке респондентов средний балл в группах по данной шкале

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).-0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170080.htm.

примерно одинаковый и отражает высокий показатель в каждой группе (М > 8). Полученный результат свидетельствует о сформировавшемся устойчивом представлении относительно продуктивности педагогического труда и стремлении ставить перед собой новые профессиональные задачи, в том числе и в саморазвитии.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают обнаруженные статистические различия в выраженности типов профессионально-ценностных ориентаций в исследуемой выборке. Когнитивный тип профессионально-ценностных отношений характерен для педагогов, имеющих стаж работы по специальности от 10 до 15 лет, что указывает на достаточно высокий уровень смыслообразующего аспекта в процессе реализации профессиональной деятельности. Осознание и принятие профессионально-ценностных ориентаций у данной группы педагогов отражает концептуальную основу их профессиональной деятельности и выражается в таких категориях, как профессия педагога, рефлексия содержания труда учителя и гуманизм педагога.

Эмоциональный тип профессионально-ценностных ориентаций свойственен первой группе педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и демонстрирует общее положительное эмоциональное отношение к оценке и результату своей деятельности. Данное обстоятельство обусловлено, скорее всего, небольшим опытом работы по выбранной профессии и переживанием значимости субъективных профессиональных установок.

Выражение активной профессиональной позиции не только в профессиональной жизни, но и в социуме обнаружено в третье группе учителей, стаж профессиональной деятельности которых составляет свыше 20 лет. Педагоги с большим опытом работы реализуют определенную систему поступков и действий, характеризующих их как профессионалов, способных увидеть и раскрыть в ученике актуальные и потенциальные возможности для личностного роста и развития.

Таким образом, результаты проведенного исследования выявили достоверно значимые различия в значимости отношений, знаний, качеств и умений. Данные ценности являются необходимыми в процессе профессиональной деятельности педагогов и ориентированы на продуктивность деятельности учителя в процессе формирования гармонично развитий личности ученика. На основании результатов исследования были обнаружены статистические различия в типах профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным стажем профессиональной деятельности. Для учителей со стажем работы от 5 до 10 лет характерен эмоциональный тип профессионально-ценностных отношений. Педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет отличаются когнитивным типом профессионально-ценностных отношений. Поведенческий тип профессионально-ценностных отношений свойственен учителям со стажем профессиональной деятельности свыше 20 лет.

Следует отметить, что проведенное нами исследование не позволяет в полной мере осветить спорные и проблемные вопросы, связанные с особенностями профессионально-ценностных ориентаций педагогов образовательных учреждений. Однако данная работа актуализирует необходимость проведения подобных исследований для разработки и практического применения программ психологического сопровождения становления профессионально-ценностных ориентаций педагогов.

Ссылки на источники

1. Сластенин В. А. Педагогическая аксиология: монография. - Красноярск: СибГТУ, 2008. - 293 с.

2. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - С. 71.

3. Сластенин В. А. Указ. соч. - С. 111.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Самойлик Н. А. Диагностика сформированности профессионально-ценностных ориентаций педагогов с разным трудовым стажем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель).-0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/170080.htm.

4.

5.

Самойлик Н. А. Опросник «Диагностика профессионально-ценностных ориентаций личности»: технология разработки и психометрические характеристики // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 7(63). - С. 141-167.

Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - С. 19.

Natalia Samojlik,

Candidate of Psychological Sciences, lecturer at the chair of Penitentiary Psychology and Penitentiary Pedagogics, Kuzbass Institute of the FPS of the Russian Federation, Novokuznetsk nat asp@mail.ru

Diagnostics of professional and valuable orientations of teachers with different seniority Abstract. The paper deals with the results of an empirical research on formation of professional and valuable orientations of teachers with the different seniority. The use of statistical criteria gave the authentically significant distinctions of the values of relations, knowledge, qualities and abilities of teachers, and in the created type of professional and valuable orientations of representatives of the selection. Key words: teacher, professional and valuable orientations, length of service, statistical criteria. References

1. Slastenin, V. A. (2008). Pedagogicheskaja aksiologija: monografija, SibGTU, Krasnojarsk, 293 p. (in Russian).

2. Astashova, N. A. (2000). Uchitel': problema vybora i formirovanie cennostej, Moskovskij psihologo-so-cial'nyj institut, Moscow; Izd-vo NPO "MODJeK", Voronezh, p. 71 (in Russian).

3. Slastenin, V. A. (2008). Op. cit., p. 111 (in Russian).

4. Samojlik, N. A. (2016). "Oprosnik "Diagnostika professional'no-cennostnyh orientacij lichnosti": tehnologija razrabotki i psihometricheskie harakteristiki", Sovremennye issledovanija social'nyh problem, № 7(63), pp. 141-167 (in Russian).

5. Mitina, L. M. (2014). Psihologija lichnostno-professional'nogo razvitija sub#ektov obrazovanija, Nestor-Istorija, SPb., Moscow, p. 19 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 27.02.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.03.17

Принята к публикации Accepted for publication 22.03.17 Опубликована Published 29.04.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Самойлик Н. А., 2017

977230412017304

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.