ART 182033 DOI 10.24411/2304-120X-2018-12033 УДК 159.9.075
Самойлик Наталья Анатольевна,
кандидат психологических наук, преподаватель кафедры пенитенциар ной психологии и пенитенциарной педагогики ФКОУ ВО «Кузбасский ин ститут ФСИН России», г. Новокузнецк па! [email protected]
Контент-аналитическое изучение ценностных ориентаций личности
Аннотация. Проблема ценностей и ценностных ориентаций является достаточно актуальной в настоящее время. Однако до сих пор не решен вопрос о наиболее эффективной методике диагностики данного явления. В статье представлены результаты контент-анализа ценностной сферы личности. На основе анализа сочинений респондентов выделены две группы ценностей: личностные и профессиональные - и проанализирована их структура.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, контент-анализ, группы ценностей.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В современных исследованиях проблема ценностей и ценностных ориентаций личности выступает как приоритетная в социологических, политических, лингвистических, философских, педагогических и психологических научных направлениях. Интерес ученых к данной проблеме обусловлен исключительной важностью рассмотрения значимых ориентиров жизнедеятельности для конкретного индивида и социума в целом, что проявляется в диапазоне и многообразии усвоенных ценностей и степени их осмысленности.
Именно ценностная сфера отражает внутреннюю позицию личности, детерминирует процесс жизнедеятельности и особенности ее самореализации. По мнению А. В. Кирьяковой, основная функция ценности человека заключается в «ее ориентирующей, направляющей роли в жизнедеятельности человека, которая выступает в качестве оси сознания, саморегуляции его поведения в настоящем и будущем» [1].
Теоретический анализ работ К. А. Абульхановой, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, Б. И. Додонова, Н. А. Журавлевой, А. Г. Здраво-мыслова, Д. А. Леонтьева, А. В. Серого, Е. Н. Шиянова, М. С. Яницкого показал, что ценности обладают рядом следующих характеристик:
1) субъективность ценности проявляется в индивидуальном восприятии значимых категорий личности и представляет «результат отражения, осмысления, переживания и оценки личностью предметов и явлений окружающей действительности» [2];
2) ценности обладают определенной структурой, в которую входят поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты, и выстроены в определенную иерархию в соответствии с уровнем субъективной значимости системы значимых личностных конструктов [3];
3) избирательность отражает ведущие мотивирующие ценностные ориентиры, значительно влияющие на процесс жизнедеятельности человека [4];
4) динамичность ценностной сферы демонстрирует мобильность ведущих личностных установок и их ситуативное соотношение: некоторые ценности обладают более высоким рангом в определенных условиях, в то время как у других субъективная значимость снижается [5].
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
Сложность и многозначность феномена ценностей и ценностных ориентаций личности, согласно А. Э. Гегер, С. А. Гегер, «ставит вопрос о выборе более адекватного метода, который смог бы обеспечить определенный доступ к личностным конструктам индивида» [6].
Имеющиеся в настоящее время опросники ценностей и ценностных ориентаций личности, авторами которых являются С. С. Бубнов, Р. Инглхарт, А. В. Капцов, Л. В. Карпушкина, Д. А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич, И. Г. Сенин, Дж. Таусенд, В. П. Тугаринов, Е. Б. Фанталова, Ш. Шварц, Р. Янофф-Бульман, позволяют проводить стандартизированную процедуру оценки изучаемого феномена. Основной недостаток подобной психодиагностики заключается в значительном ограничении респондента относительно предлагаемой экспериментатором инструкции либо соотнесения набора ценностей с определенным количественным показателем.
Несмотря на возможный выбор психодиагностических методик, считаем, что одним из эффективных методов для изучения ценностной сферы личности является контент-анализ.
Использование контент-анализа в нашем случае также может быть определено следующими положениями. Как считают Н. А. Алмаев и Г. Ю. Малкова, данный метод «базируется на свободно порожденном тексте, т. е. субъект при создании выбирает наиболее подходящие слова для описания психологического содержания» [7]. Этот аргумент имеет принципиальное значение в связи с тем, что некоторые ценности и ценностные ориентации личностью не декларируются, но определяют многие особенности поведения и деятельности. Изучение латентных ценностей вызывает определенные трудности у исследователей, и, в ситуации опросных способов диагностики человека, они не выходят на первый план, а умышленно респондентом не демонстрируются.
Несомненным достоинством изучения ценностной сферы личности с помощью контент-анализа выступает минимальное вмешательство исследователя в процесс работы респондента и, как утверждает Е. В. Прокопьева, «возможность исследования представления о себе, выраженного языком самого субъекта» [8].
Целью настоящего исследования является содержательный анализ сочинений респондентов на тему «Мои ценности». Выбор темы обусловлен необходимостью получения как можно большего количества ценностей для их дальнейшего анализа.
Условиями эксперимента не было заранее оговорено, какие значимые показатели респондентов следует отразить в сочинении. Также респондентам не предъявлялось жестких требований к объему сочинений, но для исследования использовались те работы, которые имели объем не менее 300 слов. В качестве рабочей гипотезы стало предположение о том, что испытуемые обладают определенным набором общих ценностей, которые они представят в сочинении.
В качестве выборки исследования выступили мужчины (N = 65) и женщины (N = 79), средний возраст которых составил 35,61 года. Все испытуемые в момент проведения исследования были профессионально заняты и имели семьи.
Контент-анализ осуществлялся в смысловом поле «ценность». При анализе сочинений учитывались речевые конструкции типа «должен», «необходимо», «важно», «значимо», «определенно», «следует учесть» и другие синонимичные понятия. В качестве смысловой единицы была выбрана частота проявления речевых конструкций, относящихся к изучаемой категории. Для обработки полученных результатов в исследовании применялась стандартная оценка по Готтшалку - Глезер, которая позволяет анализировать письменные высказывание различной длины и варьировать условия эксперимента [9].
В ходе анализа материалов сочинений было решено образовать две группы ценностей респондентов: личностные и профессиональные. Рассмотрим личностные ценности респондентов (см. табл. 1).
Таблица 1
Результаты контент-анализа сочинений респондентов по значимым личностным характеристикам
Ценности Частота упоминания, раз Частота упоминания, % Стандартная оценка по Готтшалку - Глезер
Саморазвитие 13 3 0,6
Смелость 10 3 0,4
Оптимизм 9 2 0,3
Уверенность в себе 16 4 1,1
Воспитанность 14 4 1,3
Искренность 7 2 0,5
Терпение 5 1 0,1
Отзывчивость 12 3 0,4
Любопытность 11 3 0,7
Рационализм 16 4 1,4
Жизнерадостность 21 6 2,3
Общая культура 6 2 0,6
Справедливость 5 1 0,1
Ответственность 8 2 0,4
Общительность 18 5 1,7
Сочувствие 3 1 0,2
Доброта 8 2 0,8
Здоровье 25 7 2,6
Целеустремленность 14 4 1,2
Аккуратность 11 3 0,6
Самоконтроль 17 5 1,5
Эмоциональность 23 6 2,4
Пунктуальность 4 1 0,3
Бережливость 11 3 0,4
Дисциплинированность 15 4 0,7
Независимость 22 6 0,9
Честность 6 2 0,2
Оригинальность 4 1 0,4
Настойчивость 20 5 2,2
Открытость 19 5 2,1
Итого 373 100 -
На основании проведенного контент-анализа сочинений респондентов по ведущим личностным характеристикам можно сделать следующие выводы. Общее количество названных ценностей личности составляет 373, которые объединены в 30 важных качеств человека, которыми он руководствуется в своей жизни. Подчеркнем, что данные категории носят характер личностных устойчивых образований.
Лидирующую позицию среди личностных ценностей заняла значимость здоровья (7%) как базовая потребность каждого человека. Роль здоровья, как отмечают ученые, достаточно велика, начиная от настроения и психического состояния и заканчивая физическим состоянием индивида.
Наиболее значимыми (6%) для респондентов личностными характеристиками были названы жизнерадостность, эмоциональность и независимость. Вероятно, полученный результат объясняется уверенностью в своих потенциальных и актуальных возможностях, позитивном восприятии окружающей среды и отсутствием внешнего давления на испытуемых.
Положительное отношение к жизни у представителей выборки обусловлено осознанием необходимости реализации открытости (5%) и общительности (5%). Однако
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
преобладание в структуре личности самоконтроля (5%) и настойчивости (5%) не позволяет выходить за рамки морально-нравственных категорий в процессе взаимодействия.
В меньшей степени (4%) среди личностных ценностей выражены уверенность в себе, воспитанность, рационализм, целеустремленность и дисциплинированность. Названные в сочинениях личностные качества скорее выступают как условные и проявляются в определенных значимых для индивида ситуациях.
Менее важными (3%) личностными ценностями у респондентов выступают саморазвитие, смелость, отзывчивость, любопытность, бережливость. Несмотря на малую представленность данных личностных характеристик в сочинениях, они играют большую роль в процессе жизнедеятельности индивида. Вероятно, полученный результат отражает тенденцию к латентному проявлению данных особенностей у конкретного человека в определенной обстановке.
Общее количество ценностей профессии составило 447 категорий, что на 17% больше, чем значимых категорий личности. Полученный результат свидетельствует об осмысленности респондентами трудовой деятельности как необходимого фактора личностного и профессионального развития.
В группе ценностей профессии на первый план (6%) вышли такие ведущие показатели труда, как авторитет в профессиональной деятельности, престижность профессии, карьерный рост и благосостояние (см. табл. 2). Данные значимые факторы профессиональной деятельности образуют единое мотивационное поле для успешной самореализации человека в выбранной трудовой области.
Не менее значимыми (5%) для эффективности профессиональной деятельности, по мнению респондентов, являются добросовестное выполнение своих обязанностей, профессиональный статус и условия работы. Несомненно, данные характеристики важны в процессе труда и ориентируют специалиста, с одной стороны, на развитие профессиональных качеств и компетенций, а с другой - на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности через призму личностных ценностей. Согласно авторской позиции Е. А. Климова, содержанием индивидуального стиля деятельности является сознательный или неосознанный учет имеющихся у человека индивидуальных личностных качеств как объективных условий деятельности и организация деятельности на основе данных особенностей [10].
Такие характеристики профессиональной деятельности, как трудолюбие, профессиональные навыки, разнообразие профессиональной деятельности, организованность, безопасность профессиональной деятельности, выражены в сочинениях респондентов в меньшей степени (4%). Очевидно, что данные показатели профессиональной деятельности демонстрируют факультативные критерии значимости реализуемого труда.
Социальная ценность профессиональной деятельности испытуемых нашла свое отражение в следующих характеристиках: доверие коллег, корректность поведения, требовательность к себе и другим, уважение коллег (3%). Социальный фактор труда имеет большое значение для полноценностей реализации себя как профессионала. В процессе трудовой деятельности формируется особый тип отношений, именуемых в литературе «профессиональными».
Следует заметить, что ценность образования (3%) не является для респондентов ведущим профессионально необходимым качеством. Полученный результат можно объяснить возможностью динамики образовательной стратегии человека, дающей возможность получать образование и в процессе профессиональной деятельности.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Проблема изучение ценностной сферы личности на протяжении длительного времени приобрела междисциплинарный характер и является отражением актуальности рассматриваемого многими учеными феномена ценностей и ценностных ориентаций.
Таблица 2
Результаты контент-анализа сочинений респондентов по значимым профессиональным характеристикам
Ценности Частота упоминания, раз Частота упоминания, % Стандартная оценка по Готтшалку - Глезер
Творческая работа 3 1 0,5
Информированность 9 2 0,8
Добросовестное выполнение своих обязанностей 24 5 2,1
Гуманизм 2 0 0,1
Авторитет в профессиональной деятельности 26 6 2,4
Трудолюбие 16 4 1,7
Порядочность 7 2 0,7
Адаптивность 10 2 0,7
Престижность профессии 28 6 2,5
Профессиональный статус 21 5 2,2
Беспристрастность 7 2 0,6
Доверие коллег 12 3 0,8
Самостоятельность принятия решений 14 3 0,9
Карьерный рост 27 6 2,3
Корректность поведения 14 3 0,9
Честь и достоинство 7 2 0,7
Требовательность к себе и другим 15 3 0,8
Профессиональные навыки 20 4 1,8
Независимость своих взглядов и мнений 2 0 0,2
Благосостояние 27 6 2,4
Уровень образования 15 3 1,3
Разнообразие профессиональной де- 17 4 1,8
ятельности
Стабильность 29 4 2,5
Строгое следование приказам и ин- 8 2 0,8
струкциям
Высокие профессиональные достижения 6 1 0,6
Уважение коллег 13 3 0,9
Организованность 19 4 1,6
Условия работы 22 5 2,1
Безопасность профессиональной дея- 18 4 1,7
тельности
Результат работы 9 2 0,8
Итого 447 100 -
На основе результатов контент-анализа были отобраны ценностные категории по двум направлениям: личностные и профессиональные. В данные группы вошли по 30 наиболее выраженных ценностей в сочинениях испытуемых. Среди личностных ценностей респондентами были обозначены здоровье, жизнерадостность, эмоциональность, независимость, открытость, общительность, самоконтроль и настойчивость. Важными профессиональными характеристиками для представителей выборки стали авторитет в профессиональной деятельности, престижность профессии, карьерный рост, благосостояние, добросовестное выполнение своих обязанностей, профессиональный статус и условия работы.
Проведенное исследование дает возможность наметить дальнейшие пути работы в изучении ценностной сферы конкретных профессиональных сообществ, динамики ценностей и ценностных ориентаций, определении степени влияния трудовых факторов на становление системы значимых ориентиров конкретной личности в процессе труда.
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
научно-методический электронный журнал
Ссылки на источники
1. Педагогическая аксиология / А. В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов, Л. В. Мосиенко, Т. А. Ольховая. -М.: Инфра-М, 2016. - С. 13.
2. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - С. 41.
3. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
4. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Книга по требованию, 2013. - 453 с.
5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2007. - 488 с.
6. Гегер А. Э., Гегер С. А. Изучение ценностных ориентаций: специфика разных подходов // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 399. - С. 13.
7. Алмаев Н. А., Малкова Г. Ю. Контент-аналитическое исследование личности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - № 1. - Т. 3. - С. 20.
8. Прокопьева Е. В. О возможностях контент-анализа Я-концепции личности // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013. - № 11/1. - С. 23.
9. Методы психолингвистики: методические указания / сост. А. В. Панкратов. - Ярославль: ЯрГУ, 2007. - С. 23.
10. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1989. - 278 с.
Natalia Samoilik,
Candidate of Psychological Sciences, Lecturer, Penitentiary Psychology and Penitentiary Pedagogics Chair, Kuzbass Institute of the Russian Federation Federal Penitentiary Service, Novokuznetsk nat [email protected]
The content-analytical study of individual value orientations
Abstract. The problem of values and value orientations is quite relevant now. However, the question of the most effective methods of this phenomenon diagnosis has not been resolved. The article presents the results of content analysis of an individual value sphere. Based on the analysis of the respondents ' works, two groups of values were identified: personal and professional, and their structure was analyzed. Key words: values, value orientations, content analysis, value groups. References
1. Kir'yakova, A. V. et al. (2016). Pedagogicheskaya aksiologiya, Infra-M, Moscow, p. 13 (in Russian).
2. Zhuravleva, N. A. (2013). Psihologiya social'nyh izmenenij: cennostnyj podhod, Izd-vo "Institut psihologii RAN", Moscow, p. 41 (in Russian).
3. Seryj, A. V. & Yanickij, M. S. (1999). Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti, Kemerovskij gosudarstvennyj universitet, Kemerovo, 92 p. (in Russian).
4. Bratus', B. S. (2013). Anomalii lichnosti, Kniga po trebovaniyu, Moscow, 453 p. (in Russian).
5. Leont'ev, D. A. (2007). Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovojreal'nosti, Smysl, Moscow, 488 p. (in Russian).
6. Geger, A. Eh. & Geger, S. A. (2015). "Izuchenie cennostnyh orientacij: specifika raznyh podhodov", Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, № 399, p. 13 (in Russian).
7. Almaev, N. A. & Malkova, G. Yu. (2006). "Kontent-analiticheskoe issledovanie lichnosti", Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ehkonomiki, № 1, t. 3, p. 20 (in Russian).
8. Prokop'eva, E. V. (2013). "O vozmozhnostyah kontent-analiza Ya-koncepcii lichnosti", Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik, № 11/1, p. 23 (in Russian).
9. Pankratov, A. V. (ed.) (2007). Metodypsiholingvistiki: metodicheskie ukazaniya, YArGU, Yaroslavl', p. 23.
10. Klimov, E. A. (1989). Individual'nyj stil' deyatel'nosti v zavisimosti ot tipologicheskih svojstv nervnoj sis-temy, Izd-vo Kazan. un-ta, Kazan', 278 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 14.08.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.09.18
Принята к публикации Accepted for publication 20.09.18 Опубликована Published 30.11.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Самойлик Н. А., 2018
977230412018011