ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Проблема отношения к будущей профессиональной деятельности у курсантов ведомственного вуза (на примере курсантов Владимирского юридического института ФСИН России) Галич Т. В.
Галич Татьяна Викторовна / ОаЬеН Ta.tia.na УШотота — кандидат психологических наук, кафедра психологии и педагогики профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе,
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир
Аннотация: в статье представлены результаты исследования отношения курсантов выпускного курса Владимирского юридического института к различным аспектам будущей профессиональной деятельности (служебные обязанности, осужденные, сотрудники, пенитенциарные учреждения). На основании полученных результатов автор делает выводы о возможных проблемах в будущей служебной деятельности и риске профессионального и эмоционального выгорания. Ключевые слова: отношение, профессиональная деятельность, курсанты, пенитенциарное учреждение, экстремальная ситуация, осужденные.
Современный подход к сотруднику уголовно-исполнительной системы подразумевает не только внимание к его функциональным обязанностям, но и к его личностным качествам. Контроль за психологическим здоровьем сотрудника начинает осуществляться с момента приема на службу и продолжается все время, пока сотрудник осуществляет свои служебные обязанности [3].
Как показывает опыт работы практических психологов пенитенциарных учреждений, «долголетие» психологического благополучия сотрудника и успешность его службы определяются не только набором личностных качеств, но и спецификой отношения к своим служебным обязанностям, осужденным, коллегам и своему профессиональному выбору. Искажение компонента отношения «запускает» механизм развития профессионального выгорания, которое не позволяет сотруднику сохранять профессиональный уровень и личностную полноценность [2].
Психологический смысл категории отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. В структуре личности формирование отношений происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет [3].
Через компонент отношений осуществляется связь субъекта с объектом деятельности, определяется содержание направленности личности, мотивация. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.
В этой связи для оптимизации психологической подготовки курсантов к несению службы нам было важно выяснить, как сформировано их отношение к будущей служебной деятельности. Для этого было проведено исследование среди курсантов 5 (выпускного) курса. В исследовании участвовали 50 человек.
Респондентам было предложено ответить на 30 вопросов, затрагивающих различные аспекты их жизнедеятельности: взаимоотношения с друзьями, коллегами, осужденными, манеры поведения, культура речи, ценностные жизненные ориентиры и прочее. Помимо вопросов предлагались неоконченные предложения, которые респонденты дополняли своими ответами.
По итогам исследования было выявлено, что характеристики сотрудника сводятся к сугубому функционалу. Фразу «Сотрудник УИС...» 85% опрошенных завершали словами «профессионал своего дела», «госслужащий», «аттестованный» и пр. Когда респондентов просили распространить ответ, добавить определения, то в большинстве случаев это вызывало затруднения. На вопрос «Быть сотрудником исправительного учреждения .» были получены ответы следующего содержания: 38,9% - престижно; 16,7% - трудно; 22,2% - «скорее всего не мое»; 22,2% - «судьба».
На вопрос «Если бы я мог ...» респонденты давали ответы, затрагивающие различные области жизнедеятельности человека: изменил место работы, изменил жизнь в целом, стал богатым, вернулся в прошлое, уволился из УИС и проч.
Можно сказать, что у респондентов в большинстве своем в сознании формируется образ сотрудника как человека, располагающего определенными знаниями, умениями и навыками и
способного применить их на практике, а также имеющего богатый профессиональный и служебный опыт, но обезличенного. Такие же ответы мы получали относительно коллег, руководства. Курсанты, пройдя несколько практик, имея опыт пребывания в исправительном учреждении, сформировали для себя максимально схематичный образ функции. Саму службу в уголовно-исполнительной системе 22,2% вывели из области личной ответственности, приписывая свой выбор внешним влияниям (судьба), а 38,9% уже на первых этапах испытывают трудности, понимают свое внутреннее «несовпадение» с профессией, но не собираются из нее уходить.
В тех вопросах, которые касались обстановки в исправительном учреждении, осужденных, режима, респонденты в большинстве случаем давали отрицательные характеристики. Отмечалось негативное либо нейтральное влияние среды исправительного учреждения на психо-эмоциональное состояние, не обошлось без припоминания того, что инициатива в работе наказуема, а творчеству в колонии не место.
Анализ ответов на блок вопросов об осужденных дает основания полагать, что курсанты убеждены в абсолютной виновности тех лиц, которые находятся по ту сторону ограждения. Соответственно у них уже сложился мысленный образ осужденного с набором исключительно отрицательных свойств личности. Такой подход в перспективе затруднит выполнение служебных обязанностей, поскольку лишает возможности действовать избирательно.
Показатели свидетельствуют: половина лиц, принимающих участие в исследовании, считают совершенно нормальным употребление грубых словесных выражений в общении с осужденными. Это говорит о том, что они, опускаясь до культурного уровня лиц, отбывающих лишение свободы, своим поведением сами же способствуют падению авторитета в глазах осужденных.
Такие аспекты отношения у почти 60% выпускников указывают на недостаточную проработку компонента отношения. Для многих отношение к профессии является несознательным, они не воспринимают себя субъектами деятельности, что приводит к формальному выполнению работы и достаточно быстрому профессиональному и эмоциональному выгоранию.
Литература
1. Дебольский М. Г., Ильин А. В., Рогов А. В. Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС: Методическое пособие. М.: ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, 2006. 58 с.
2. Дулов А. В. Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно исполнительной системы. М.: ФСИН РФ, 2009. 234 с.
3. Кокурина И. Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2012. № 1. С. 29-40.
Роль советского политического мифа и советской обрядности в идеологическом воздействии на общественное сознание
Андреев А. В.
Андреев Андрей Владимирович / Апйгееу АпЛтеу Ша&тполпсИ - аспирант, кафедра психологии, Московский университет государственного управления, г. Москва
Аннотация: в статье проводится анализ советского политического мифа и советской обрядности при идеологическом воздействии на общественное сознание граждан. Изучается потенциал психологического воздействия советского мифа и советской обрядности на мышление, восприятие, поведение и ценности советского человека. В заключение делаются выводы о манипуляционном и корректирующем потенциале изучаемых явлений.
Ключевые слова: советский политический миф, советская обрядность, идеологическое воздействие.
УДК 159.9
Содержание идеологии и особенности ее воздействия на общественное сознание людей вызывают живой интерес ученых и исследователей различных областей научного и философского знания. В рамках данного психологического исследования отдельное внимание будет уделено значению политического мифа и советской обрядности в контексте идеологического моделирования мышления