дополнительной мотивации, отмечает Льюис, для него является брат Николас, который доброжелателен и никогда не жалуется.
Как показал анализ биографий выдающихся автогонщиков, их неординарные способности проявились рано. Уже в дошкольном возрасте были первые победы на картодромах. Несомненно, определяющую роль в этом сыграли родители, особенно отцы, прививая любовь к технике, машинам, воспитывая в сыновьях трудолюбие, развивая упорство, целеустремленность. Специфика микросреды в ранние годы обусловливала проявление индивидуальных различий в раскрытии дарований юных гонщиков и формировании фундамента смысложизненных ориентаций.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 18-01300976.
Литература
1. Аллен Дж. Михаэль Шумахер - номер один. [Электронный ресурс]: URL:
https://royallib.com/book/dgeyms_allen_ekspert_F1/mihael_shumaher_nomer_odin.html (дата
обращения 04.03.2020).
2. Михаэль Шумахер, семикратный чемпион мира Формулы 1 1994-1995, 20002004 гг. [Электронный ресурс]: URL: http://f1-times.ru/history/champions/michaelschumacher.php (дата обращения 02.03.2020).
3. Хилтон К. Михаэль Шумахер. Его история. М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. 480 с.
4. Хэмилтон, Льюис [Электронный ресурс]: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хэмилтон, _Льюис (дата обращения 05.03.2020).
5. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2006. 768 с.
6. Hamilton L. Lewis Hamilton: My Story. London: HarperSport, 2007. 290 p.
7. Worrall F. Lewis Hamilton: Five-Time World Champion: The Biography. 3rd ed. London: John Blake, 2018. 432 p.
УДК 159.9.07
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Платонина Екатерина Александровна - соискатель лаборатории дифференциальной психологии и психофизиологии, ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4, e-mail: platonnina82@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы военнослужащих, влияние профессиональной деятельности на формирование специфических ценностей. Поднимается вопрос о взаимосвязи удовлетворенности трудом и ценностно-смысловыми ориентациями личности.
Ключевые слова: ценностные - смысловые ориентации, военнослужащие, профессиональная деятельность.
VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERSONALITY OF PROFESSIONAL MILITARY PERSONNEL
Platonina Ekaterina Aleksandrovna - applicantofthe Laboratory of differential psychology and psychophysiology, Psychological Institute of Russian Academy of Education; Moscow, Mokhovaya st.9, b. 4
Abstract.
The article considers the features of the value -semantic sphere of military personnel, the influence of professional activity on the formation of specific values. The question of the relationship between job satisfaction and value- semantic orientations of the individual is raised.
Keywords: value-semantic orientations, military personnel, professional activity.
Ценностно-смысловая сфера личности представляет собой достаточно многогранную структуру потребностей, ценностей, мотивов интересов, идеалов, и т.д. Являясь центральным ядром структуры личности, ценностно-смысловая сфера становится источником саморазвития человека и его профессионального и карьерного роста. Ценностные ориентации как важный регулятор активности человека направляют и, отчасти, регулируют процесс постановки жизненных целей, помогают выстраивать отношения с социумом и формируют упорядоченную и осмысленную картину окружающего мира. Ценностно-смысловые ориентации определяют жизненную перспективу развития личности.[1, с.94]
По мнению А.Н. Леонтьева, личностный смысл выступает связующим звеном между сознанием и деятельностью человека, как структурный элемент сознания и детерминанта развития личности. По мнению ряда некоторых ученых (К.А. Альбуханова, Е.П. Ильина, Л.М. Митина и др.)удовлетворенность трудом - это эмоциональное обобщенное представление человека о результатах, процессе и условиях своей деятельности.
Ценностно-смысловая сфера человека формируется с рождения и большое значение на этот процесс оказывает семья. Дальнейшее обучение в школе (в образовательных организациях среднего и высшего звена)могут вносить некоторые корректировки в ценностные ориентиры личности, но окончательное закрепление тех или иных ценностей и жизненных смыслов происходит в процессе трудовой (профессиональной) деятельности. В связи с этим, в рамках нашего исследования возник вопрос о степени влияния личных ценностно-смысловых ориентиров на удовлетворенность трудовой деятельностью?
Для исследования данной взаимосвязи был выбран особый вид деятельности - военная служба, который подразумевает серьезное погружение в профессию и как следствие возможные личностные изменения в ценностно-смысловой сфере.
Профессиональная военная деятельность с учетом особой специфики выполнения учебно-боевых задач, обладает характерной системой ценностей и смыслов. Исполняя свои должностные обязанности практически в круглосуточном режиме, военнослужащие интернализируют преобладающие цели и ценности военной службы. Деятельность любых военных организаций основана на коллективизме, патриотизме, альтруизме и субординации, что в дальнейшем приводит к ряду особенностей в формировании ценностно-смысловых ориентаций.
Специфика служебно-профессиональной деятельности ставит перед военным вопрос о значимости и смысле его жизненного предназначения. Во время обучения в специализированных военных учебных заведениях и во время прохождения службы значительное большое влияние на ценности человека оказывают военные традиции специфичный учебно-боевой опыт. Ценностно-смысловые ориентации, сформированные до армии, претерпевают значительные изменения.
Сложная и многогранная система ценностных ориентаций как высший регулятивный компонент личности не только определяет способы и условия реализации побуждений и действий человека, но является и источником его целей.
Военная служба как особый вид деятельности, требующий полного погружения в процесс, становится переломным этапом в жизни юношей, что приводит и изменениям в
жизненных приоритетах, установках и ценностях. Переосмысление и принятие новых или видоизмененных ценностей с учетом специфики и под влиянием уклада военной службы могут протекать достаточно болезненно, что впоследствии приводит к отрицанию данных ценностей и увольнению с военной службы.
Служба в армии сопряжена с сильными эмоциональными переживаниями, с ограничениями в реализации жизненных планов, сдостаточной изолированностью от прежнего окружения и внешней среды. Особенности армейской среды продиктованы специфичностью самой военной деятельности: жесткая субординация и иерархия, частичное ограничение прав и свобод, стандартизация поведения и дисциплинарный контроль, фактическое отсутствие личного пространства, высокая степень традиционности и ритуалов, высокая интенсивность труда и динамичность изменения выполняемых задач, высокая эмоциональная и социальная жизнь внутри воинского коллектива. Подобное положение дел способствует пересмотру жизненных целей и смыслов, что в свою очередь влечет к переосмыслению ценностей и стратегий жизни.
Система ценностей и смыслов представителей силовых структур содержит в себе не только общепринятые для всех людей ценности, но и специфические. К общепринятым ценностным ориентациям можно отнести следующие категории.
Духовные ценности. Как и любому человеку, вне зависимости от его профессиональной деятельности основу ценностно-смысловых ориентаций определяют духовные ценности. К ним принято относить любовь (духовная, эмоциональная и физическая близость с любимым человеком), познание (возможность получения образования и расширения кругозора, интеллектуальное развитие), возможность проявлять себя в творческой деятельности и искусстве.
Социальные ценности. К данной категории можно отнести ценности сформированные и определяющие направленность личности в общественно-политической сфере жизни. Данные ценности формируются и определяются в обществе и регулируют общественную жизнь. К ним относят:
- гражданственность и активное участие в жизни общества,
- общественный долг,
- социальное и материальное положение,
- социальное равенство и справедливость.
Общечеловеческие ценности. Данная категория ценностей отражает фундаментальные, присущие всем людям, ценности. К ним относят:
- культуру (богатство и разнообразие знаний и научных ценностей, культурных и языковых традиций общества),
- здоровье (физическое и психическое),
- дружба(наличие друзей),
- семья (семейная жизнь).
Семья как ценность у военнослужащих приобретает особый смысл. Из-за погруженности в военную профессиональную деятельность и бытовых особенностей (частые смены жительства, неблагоустроенность, длительные командировки и т.д.) семья -«надежный тыл»- приобретает функции особой эмоциональной зоны комфорта и «психологической разгрузки». Наличие семьи и детей для военнослужащих имеет большое значение.
В то же время система ценностных ориентаций военнослужащих включает в себя и общесоциальные ценностные ориентации, такие как трудолюбие, ответственность, гуманизм, самоотверженность, забота и общественный долг и другие. Эти ценности, не смотря на свою общедоступность, находят свое отражение в военной деятельности. Активная гражданская позиция способствует выполнению общественного и воинского, и общественного долга, самоотверженность проявляется в подчинении своих интересов общественным в зависимости от сложившейся ситуации, вплоть до жертвы собственной жизни.
К профессиональным военным ценностям следует отнести воинский долг и честь, воинскую дисциплину, боевые традиции и ценности, героизм, мастерство в освоении военных специальностей. Высокое военное мастерство как ценностный ориентир прослеживается в признании заслуг и готовности человека к выполнению задач в мирное и военное время.
Утюганов А.А. в своих исследованиях, опираясь на классификацию ценностей М. Рокича, выделил ряд специфических терминальных и инструментальных ценностей у военнослужащих. Прежде всего к терминальным ценностям были отнесены «ценности средства профессиональной военной деятельности» - дисциплинированность, самообладание, готовность к самопожертвованию, самоотверженность, смелость и требовательность. К инструментальным ценностям - «ценности - цели военной деятельности» - следует относить верность присяге и воинскому долгу, воинское товарищество, ответственность за жизнь подчиненных, принятие различных проявлений иных культур и верований.
Общепрофессиональные и общесоциальные ценности представителей силовых структур не были бы полными без индивидуально-личностных ценностных ориентиров. Данные ценностные ориентации формируются в процессе накопления жизненного опыта, воспитания в семье. Они определяют смысловую и эмоциональную составляющую отношения военнослужащего к своей жизни.
Сформированность системы ценностно-смысловых ориентаций личности военнослужащего не возможна без принятия и осмысленности именно профессионально важных ценностей. Положительное или негативное отношение к профессиональному труду есть отражение удовлетворенности и соответствия этой деятельности ценностям и смысловым ориентирам человека, что в последствии влияет на дальнейшее саморазвитие личности.
Литература
1.Верещагина Л.А. Психология персонала. Потребности, мотивация и ценности. 2-е. изд., испр., доп. - Х.: «Гуманитарный Центр», 2017. -232с
2.Утюганов А. А. Место и роль ценностно-смысловых ориентаций личности в системе профессионально важных качеств офицеров войск национальной гвардии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39).
3. JohansenR.B., LabergJ.C., MartinussenM. (2014). Militaryidentityaspredictorofperceivedmilitary competence and skills. ArmedForces&Society, 40(3): 521-543.
УДК 159.9
СПОРТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СМЫСЛОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Дубова Татьяна Геннадьевна - аспирант, Тульский государственный университет, е-mailtatyana_dubova7@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена спортивной идентичности. В статье вводится понятие «спортивная идентичность». Рассмотрено психологическое содержание спортивной идентичности.Понимание себя как спортсмена рассмотрено через процессы осмысления спортивного опыта.
Ключевые слова: спортивная идентичность, жизненный путь в спорте, осмысление, смысл жизни.