Научная статья на тему 'Ценностно-смысловая направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России'

Ценностно-смысловая направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СМЫСЛЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВИД ОБРАЗОВАНИЯ / VALUES / MEANINGS / EDUCATION / ORIENTATION / EDUCATIONAL RESULT / COMPETENCE / TYPE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Виктор Иванович, Коваленко Елена Викторовна, Воронов Денис Александрович

Возрастание значимости социальной функции полиции как регулятора общественных отношений вменяющемся российском обществе обусловило необходимость совершенствования подготовки сотрудников в образовательных организациях МВД России. Требуется осмысление её существующего состояния. Ставится проблема определения ценностно-смысловой направленности образовательного процесса в образовательных организациях МВД России. Проведено сравнительное изучение ценностно-смысловой направленности образовательного процесса на основе нормативной и реально реализуемой моделей. Полученные результаты позволяют отнести образовательный процесс в образовательных организациях МВД России к знаниево-деятельно ориентированному виду образования (личностно-отчужденное образование). Выводы исследования позволяют в дальнейшем наметить векторы совершенствования ведомственного образования на основе реализации инновационных педагогических концепций и моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Виктор Иванович, Коваленко Елена Викторовна, Воронов Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ORIENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The growing importance of the social function of the police as a regulator of social relations in the sane Russian society has necessitated the improvement of training of employees in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. It requires understanding of its existing state. The problem of determining the value-semantic orientation of the educational process in the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. A comparative study of the value-semantic orientation of the educational process on the basis of normative and realizable models. The results obtained allow us to refer the educational process in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia to the knowledge-oriented type of education (personality-alienated education). The conclusions of the study allow to further identify the vectors of improvement of departmental education through the implementation of innovative pedagogical concepts and models.

Текст научной работы на тему «Ценностно-смысловая направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России»

Педагогика

УДК 378.2

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования Коваленко Виктор Иванович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный институт искусств и культуры» (г. Белгород); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Коваленко Елена Викторовна

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Воронов Денис Александрович

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. Возрастание значимости социальной функции полиции как регулятора общественных отношений вменяющемся российском обществе обусловило необходимость совершенствования подготовки сотрудников в образовательных организациях МВД России. Требуется осмысление её существующего состояния. Ставится проблема определения ценностно-смысловой направленности образовательного процесса в образовательных организациях МВД России. Проведено сравнительное изучение ценностно-смысловой направленности образовательного процесса на основе нормативной и реально реализуемой моделей. Полученные результаты позволяют отнести образовательный процесс в образовательных организациях МВД России к знаниево-деятельно ориентированному виду образования (личностно-отчужденное образование). Выводы исследования позволяют в дальнейшем наметить векторы совершенствования ведомственного образования на основе реализации инновационных педагогических концепций и моделей.

Ключевые слова: ценности, смыслы, образование, направленность, образовательный результат, компетенции, вид образования.

Annotation. The growing importance of the social function of the police as a regulator of social relations in the sane Russian society has necessitated the improvement of training of employees in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. It requires understanding of its existing state. The problem of determining the value-semantic orientation of the educational process in the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia. A comparative study of the value-semantic orientation of the educational process on the basis of normative and realizable models. The results obtained allow us to refer the educational process in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia to the knowledge-oriented type of education (personality-alienated education). The conclusions of the study allow to further identify the vectors of improvement of departmental education through the implementation of innovative pedagogical concepts and models.

Keywords: values, meanings, education, orientation, educational result, competence, type of education.

Введение. Все более очевидной становится необходимость совершенствования вузовской подготовки сотрудников полиции, качество работы которых не соответствует ожиданиям граждан, нуждающихся в надежной защите от любых преступных посягательств и справедливом решении возникающих у них проблем в правоохранительной сфере. Образовательные учреждения МВД России, реализуя идеологию ФГОС третьего поколения, в своем стремлении формировать у будущих специалистов обобщенные знания, умения и способы деятельности, еще более усилили знаниево-предметную составляющую содержания образования, не обеспечивая приоритетность развития личности обучающегося.

Подразделения воспитательной работы и психологического сопровождения учебного процесса, не включенные в сам учебный процесс, организуют свой, отдельный воспитательный процесс ярко выраженного мероприятийного характера, проводя воспитательные «акции» по календарному графику, в отрыве от учебно-профессиональной деятельности.

На наш взгляд, реализация компетентностного подхода в отечественном профессиональном образовании, в частности, в образовательной системе МВД России, не результативна в силу отсутствия смыслообразующих идей реформирования образования, отсутствия национального образовательного идеала, обеспечивающего долгосрочную стратегию развития общества.

Изложение основного материала статьи. В качестве основания выбора значимых характеристик, необходимых для исследования ценностно-смысловой направленности образовательного процесса (как совокупной деятельности обучающегося и педагога) избраны ценности и смыслы. В поиске путей оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов к реализации социальной функции полиции, как важного правового регулятора общественных отношений, мы предприняли попытку определения сущностных характеристик и типа существующей системы обучения и воспитания в ведомственных образовательных организациях МВД России, используя метод моделирования.

Обращение к ценностям и смыслам образовательного процесса в вузе обусловлено тем, что одной из центральных проблем профессионального образования является ценностно-смысловое самоопределение обучающегося в учебно-профессиональной деятельности, включающее осознание и принятие ценностей профессии, образования и собственного развития, а также их соотнесение со своими личностными смыслами. Ценностно-смысловое определение субъекта учебно-профессиональной деятельности происходит в процессе формирования его социально-профессионального опыта, включающего в себя знания, умения и способы решения задач и ориентированного на содержание осваиваемой культуры и профессиональной деятельности, а также в процессе развития у них профессионально значимых качеств.

Понятие «ценность» применяется для обозначения: отношения человека к объективно данной реальности (В. Дильтей); чего-то значимого в объективном мире для субъективного мира личности (С.Л. Рубинштейн); взаимосвязи и механизмов взаиморазвития культуры и человека (Л.С. Выготский); объединяющего общего объективного и субъективного в личности (А.Н. Леонтьев). По мнению С.Л. Рубинштейна «ценности - это идеи и идеалы, направляющие внутреннюю и внешнюю активность человека» [5, с. 365]. Утверждается, что «ценности» как «явления и предметы материального или духовного

характера, обладающие положительной значимостью, т. е. способные удовлетворять какие-либо потребности человека (индивидуальные ценности)» [4, с. 170].

Опираясь на выделенные подходы к пониманию ценности, мы определяем ценности образовательной деятельности как систему педагогических идей и образовательных идеалов, направляющих и развивающих эту деятельность в интересах обучающегося, семьи, общества и государства. При этом важно определить формы, в которых ценности существуют в образовательной деятельности. Приняв за основу классификацию форм существования ценностей Д.А. Леонтьева, [2, с. 24-25] мы выделяем в образовательной деятельности вуза три формы: общественные идеалы (выработанные в общественном сознании обобщенные представления о совершенстве образования человека - образовательные идеалы); образовательный результат (предметное воплощение образовательных идеалов во взаимодействии образовательных субъектов); мотивационные структуры личности (модели должного), побуждающие и педагогов, и обучающихся воплощать эти образовательные идеалы в своей деятельности на пути достижения образовательного результата.

Понятие «смысл» является производным результатом противопоставления субъекта и объекта, характеризующим отношения человека к объективному миру, культуре. Д.А. Леонтьев определяет его как «личностный смысл», выполняющий в совокупности с личностными ценностями регуляторную функцию в деятельности человека [2, с. 25]. Смыслы образовательного процесса в вузе принимаются нами как выработанная в общественном сознании система социальных значений профессионального образования, транслируемая в культурно-образовательной среде и выполняющая роль фактора индивидуальных мотивационных структур. В мотивации деятельности смыслы определяются отношением мотива к цели - чем выше мотивация к достижению цели, тем больший личностный смысл человека в этой деятельности. Э.Ф. Зеер под личностным смыслом понимает «индивидуализированное отражение образования, в котором проявляется взаимодействие всех субъектов образовательного процесса» [1, с. 160]. При этом необходимо учитывать, что личностные смыслы более динамичны, нежели ценности, более подвержены влиянию образовательной ситуации. Автор отмечает, что «ценностно-смысловая направленность интегрирует отношения, мотивы, цели личности, центрированные на образовательной деятельности, и выполняет регуляторную функцию» [1].

Проблемное поле определения ценностно-смысловой направленности образовательного процесса в вузе включает: реализуемую вузом образовательную стратегию; образовательный идеал; образовательные цели (идеальный образовательный результат); мотивацию субъектов; содержание образования; реализуемые образовательные технологии; мониторинг образовательного процесса. Эти характеристики составили структурную основу модели образовательного процесса.

Ценностно-смысловая направленность образовательного процесса в этой модели служит объяснительным конструктом его сущностных характеристик, представленных во всех его компонентах. Именно этот конструкт, на наш взгляд, обеспечивает целостность представлений об исследуемом процессе.

В поиске путей оптимизации профессиональной подготовки будущих специалистов к реализации социальной функции полиции, как важного правового регулятора общественных отношений, мы предприняли попытку определения сущностных характеристик и типа существующей системы обучения и воспитания в ведомственных образовательных организациях МВД России, используя метод моделирования. Моделирование как метод исследования представляет собой логику упрощения изучаемого объекта, концентрации внимания на наиболее существенных его свойствах, выбор которых определяется целью исследования, при одновременном абстрагировании от второстепенных. Модель выполняет функцию инструмента определения исходного состояния образовательной системы и проектирования возможных её будущих состояний и альтернатив развития.

Первый этап моделирования образовательного процесса в вузе МВД России был направлен на построение его нормативной модели на основе компонентов, отраженных в нормативной правовой базе. Эта база включает в себя нормативные документы федерального (ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «О полиции», ФГОС), ведомственного (приказы и рекомендации МВД России) и локального (Устав вуза, положения об организации учебно-воспитательного процесса, основные профессиональные образовательные программы и др.) уровней.

Второй этап обеспечил построение модели реально реализуемого образовательного процесса в вузе МВД России. Ценностно-смысловое содержание компонентов образовательного процесса определялось личностным смыслом обучающихся посредством оценивания их уровня осведомленности и ценностного отношения к этим компонентам.

В таблице 1. Представлены результаты исследования нормативной базы организации учебно-воспитательного процесса в вузе МВД России.

Таблица 1

Нормативная модель образовательного процесса в вузе МВД России

№ Компоненты образовательного процесса Характеристика компонентов образовательного процесса Нормативный источник

1 Ценности образования Образование - общественно значимое благо; направлено на развитие личности и удовлетворение потребностей человека ФЗ «Об образовании», ст. 2

1. Образовательная стратегия Устранение разрыва между требованиями, предъявляемыми к сотруднику полиции и реальным уровнем профессионально-личностного развития выпускников вуза Концепция развития вуза на 5 лет

2. Образовательный идеал Не отражен

3. Образовательные цели Интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие человека ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»

Формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. ФГОС 44.05.02Правоохранительная деятельность

4. Мотивация субъектов Не отражена

5. Содержание образования Совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объемов и сложности ст. 2 ФЗ «Об образовании»

Самоопределение и социализация обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»

6. Образовательные технологии Информационное обеспечение обучаемых ФГОС 44.05.02 Правоохранительная деятельность

7. Мониторинг процесса и результатов Мониторинг кадрового обеспечения и условий реализации ОПОП. Итоговая государственная аттестация ФГОС 44.05.02 Правоохранительная деятельность

Представленная модель изучалась нами на предмет ценностно-смысловой направленности моделируемого процесса (деятельности субъектов). В первую очередь, обращает на себя внимание отсутствие единого нормативного источника, регулирующего весь образовательный процесс. Нормативно представленная целостность образовательного процесса отсутствует, что, конечно же, не способствует сквозному проектированию его ценностно-смысловой направленности. При этом в педагогической науке и, в частности, в теории и методике профессионального образования существует множество теорий и концепций обеспечения целостности и непрерывности педагогического процесса.

Э.Ф. Зеер в учебнике для студентов вузов «Психология профессионального образования», по нашему мнению, одном из самых востребованных сегодня на этом уровне образования, приводит классификацию концепций образования, основанием которой служит ценностно-смысловая направленность образовательной деятельности. При этом автор в сжатом виде характеризует каждую из концепций по её целевой ориентации, смыслообразующему фактору и ценностно-смысловой направленности [1, с. 160-163].

Нормативно заданная целевая ориентация образовательного процесса - всестороннее (интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное) развитие обучающихся. На это же нацеливает весь коллектив вуза и стратегия его развития - на «устранение разрыва между требованиями, предъявляемыми к сотруднику полиции и реальным уровнем профессионально-личностного развития выпускников вуза». Но профессионально-личностное развитие выпускника, это некое сужение сфер его развития до развития профессионально-значимых качеств, его профессионализма, что соответствует цели «формирование необходимых компетенций». При этом необходимо отметить ограничительный характер развития - до уровня предъявляемых требований к сотруднику полиции, до уровня заданных характеристик.

В нормативной модели отсутствуют два важных для ценностно-смысловой направленности образовательной деятельности элемента - образовательный идеал и мотивация субъектов. В проекте Доктрины национального образования России, разработанной коллективом ученых под научной редакцией члена-корреспондента РАО В.И. Слободчикова, национальному образовательному идеалу человека отводится центральное место в стратегической цели образования - «создание условий становления гражданина России, устремлённого в своём развитии к национальному образовательному идеалу, способного

к воспроизводству базовой российской общности - единого многонационального народа России, укреплению и развитию созданных им государства и общества» [3, с. 10].

Выводы. Национальный образовательный идеал отсутствует сегодня не только в ведомственной образовательной системе МВД России, официально он отсутствует и в отечественной системе образования в целом. Но он имплицитно присутствует в общественном сознании народа, в его обостренном чувстве добра и справедливости, жертвенном стремлении старшего поколения передать свой социальный опыт подрастающему поколению, сделать его жизнь краше и нравственно чище, присутствует и реализуется в лучших традициях российского учительства, которые устояли под натиском либеральных реформ. По мнению В.И. Слободчикова, образовательный идеал российского образования, как и «стратегическое видение» опирается на «уникальный исторический опыт России, базовые культурные и духовные ценности, на все лучшее, что было выработано поколениями многонационального народа» [3, с. 8].

Ведущей ценностью образования являются способы решения профессиональных задач специалиста правоохранительной деятельности, содержащиеся в компетенциях, формирование которых происходит в одностороннем порядке со стороны профессорско-преподавательского состава без надлежащего включения механизмов саморазвития обучающихся. В целом, выделенные элементы ценностно-смысловой направленности образовательного процесса в вузах МВД позволяют отнести его к виду когнитивно-деятельностно ориентированного образования. Этот вид носит еще название «личностно-отчужденного образования». Такое состояние образовательных систем ведомственных вузов МВД России свидетельствует, что имеются перспективы начинать реализовать в своей образовательной практике инновационные модели, как личностно-развивающего, так и развивающегося образования.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш.учеб.заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 375 с.

2. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - №1. С. 24-25.

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / Под научн. ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. - М., 2018. - 40 сМр:^101.пагс^.ш

4. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - 424 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Ковров Владимир Викентьевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье актуализируются вопросы, связанные содержательными и организационно-методическими аспектами использования проектирования и проектных технологий в образовательном процессе ВУЗа, обосновывается их инновационная ресурсность в обеспечении качества обучения студентов в образовательной организации системы высшего профессионального педагогического образования. В статье рассматриваются ресурсные компоненты проектирования, социально-педагогические условия успешности реализации проектных технологий в образовательном процессе, требования к педагогическому сопровождению проектной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования в вузе, инновации в образовании, проектная деятельность, проектные технологии.

Annotation. The article actualizes issues related to the content and organizational and methodological aspects of using design and design technologies in the educational process of the university, substantiates their innovative resource in ensuring the quality of student learning in the educational organization of the system of higher professional pedagogical education. The article discusses the resource components of the design, socio-pedagogical conditions for the success of the implementation of project technologies in the educational process, the requirements for the pedagogical support of project activities of students.

Keywords: vocational education, the quality of education at the university, innovations in education, project activities, design technologies.

Введение. В современной вузовской образовательной практике системы ВПО проектирование рассматривается как инновационный ресурс в обеспечении качества результатов освоения студентом содержания основной образовательной программы, повышение его инициативы и ответственности в процессе обучения, развитии субъектной позиции обучающегося в разработке и принятии осознанной траектории индивидуального образовательного маршрута в логике «цели - средства - результат».

Изложение основного материала статьи. Проектное обучение, проектирование как «новая образовательная парадигма» [5], сегодня затрагивает не только образовательный процесс со стороны студента, но и работу, выполняемую преподавателем ВУЗа, являющегося уже не столько лектором, но тьютором (наставником). В этом качестве он направляет процесс подготовки будущего специалиста, консультирует, корректирует (в случае необходимости) самостоятельную работу студента по ходу выполнения проекта, создавая «ситуацию успеха» наблюдает динамику успешности (возможной этапной неуспешности) социализации результатов проекта в различных социальных средах.

Проектная деятельность - технология, одним из основных критериев которой является перспектива их «внедрения» в социальную действительность, её новизна и практическая значимость. В данном аспекте проектирование весьма многоаспектное явление (в объективной и субъективной оценке) и представляет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.