Научная статья на тему 'Проектная деятельность как инновационный ресурс в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов в вузе'

Проектная деятельность как инновационный ресурс в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / VOCATIONAL EDUCATION / THE QUALITY OF EDUCATION AT THE UNIVERSITY / INNOVATIONS IN EDUCATION / PROJECT ACTIVITIES / DESIGN TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковров Владимир Викентьевич

В статье актуализируются вопросы, связанные содержательными и организационно-методическими аспектами использования проектирования и проектных технологий в образовательном процессе ВУЗа, обосновывается их инновационная ресурсность в обеспечении качества обучения студентов в образовательной организации системы высшего профессионального педагогического образования. В статье рассматриваются ресурсные компоненты проектирования, социально-педагогические условия успешности реализации проектных технологий в образовательном процессе, требования к педагогическому сопровождению проектной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковров Владимир Викентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS AN INNOVATIVE RESOURCE IN ENSURING THE QUALITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY

The article actualizes issues related to the content and organizational and methodological aspects of using design and design technologies in the educational process of the university, substantiates their innovative resource in ensuring the quality of student learning in the educational organization of the system of higher professional pedagogical education. The article discusses the resource components of the design, socio-pedagogical conditions for the success of the implementation of project technologies in the educational process, the requirements for the pedagogical support of project activities of students.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как инновационный ресурс в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов в вузе»

к воспроизводству базовой российской общности - единого многонационального народа России, укреплению и развитию созданных им государства и общества» [3, с. 10].

Выводы. Национальный образовательный идеал отсутствует сегодня не только в ведомственной образовательной системе МВД России, официально он отсутствует и в отечественной системе образования в целом. Но он имплицитно присутствует в общественном сознании народа, в его обостренном чувстве добра и справедливости, жертвенном стремлении старшего поколения передать свой социальный опыт подрастающему поколению, сделать его жизнь краше и нравственно чище, присутствует и реализуется в лучших традициях российского учительства, которые устояли под натиском либеральных реформ. По мнению В.И. Слободчикова, образовательный идеал российского образования, как и «стратегическое видение» опирается на «уникальный исторический опыт России, базовые культурные и духовные ценности, на все лучшее, что было выработано поколениями многонационального народа» [3, с. 8].

Ведущей ценностью образования являются способы решения профессиональных задач специалиста правоохранительной деятельности, содержащиеся в компетенциях, формирование которых происходит в одностороннем порядке со стороны профессорско-преподавательского состава без надлежащего включения механизмов саморазвития обучающихся. В целом, выделенные элементы ценностно-смысловой направленности образовательного процесса в вузах МВД позволяют отнести его к виду когнитивно-деятельностно ориентированного образования. Этот вид носит еще название «личностно-отчужденного образования». Такое состояние образовательных систем ведомственных вузов МВД России свидетельствует, что имеются перспективы начинать реализовать в своей образовательной практике инновационные модели, как личностно-развивающего, так и развивающегося образования.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш.учеб.заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 375 с.

2. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения времени / Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 1998. - №1. С. 24-25.

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / Под научн. ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. - М., 2018. - 40 сМр:^101.пагс^.ш

4. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - 424 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Ковров Владимир Викентьевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье актуализируются вопросы, связанные содержательными и организационно-методическими аспектами использования проектирования и проектных технологий в образовательном процессе ВУЗа, обосновывается их инновационная ресурсность в обеспечении качества обучения студентов в образовательной организации системы высшего профессионального педагогического образования. В статье рассматриваются ресурсные компоненты проектирования, социально-педагогические условия успешности реализации проектных технологий в образовательном процессе, требования к педагогическому сопровождению проектной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: профессиональное образование, качество образования в вузе, инновации в образовании, проектная деятельность, проектные технологии.

Annotation. The article actualizes issues related to the content and organizational and methodological aspects of using design and design technologies in the educational process of the university, substantiates their innovative resource in ensuring the quality of student learning in the educational organization of the system of higher professional pedagogical education. The article discusses the resource components of the design, socio-pedagogical conditions for the success of the implementation of project technologies in the educational process, the requirements for the pedagogical support of project activities of students.

Keywords: vocational education, the quality of education at the university, innovations in education, project activities, design technologies.

Введение. В современной вузовской образовательной практике системы ВПО проектирование рассматривается как инновационный ресурс в обеспечении качества результатов освоения студентом содержания основной образовательной программы, повышение его инициативы и ответственности в процессе обучения, развитии субъектной позиции обучающегося в разработке и принятии осознанной траектории индивидуального образовательного маршрута в логике «цели - средства - результат».

Изложение основного материала статьи. Проектное обучение, проектирование как «новая образовательная парадигма» [5], сегодня затрагивает не только образовательный процесс со стороны студента, но и работу, выполняемую преподавателем ВУЗа, являющегося уже не столько лектором, но тьютором (наставником). В этом качестве он направляет процесс подготовки будущего специалиста, консультирует, корректирует (в случае необходимости) самостоятельную работу студента по ходу выполнения проекта, создавая «ситуацию успеха» наблюдает динамику успешности (возможной этапной неуспешности) социализации результатов проекта в различных социальных средах.

Проектная деятельность - технология, одним из основных критериев которой является перспектива их «внедрения» в социальную действительность, её новизна и практическая значимость. В данном аспекте проектирование весьма многоаспектное явление (в объективной и субъективной оценке) и представляет

собой «проблемное поле» как для студента, так и для преподавателя. Связано это с тем, что проектирование в равной степени значимо для любой деятельности человека, присутствует во всех сферах его жизнедеятельности и в широком смысле есть деятельность по созданию нового, изменяющего окружающую его действительность (среду) и себя самого в ней, так как создание и реализация проекта (проектирование) -инструмент (средство) обеспечения перехода потребности человека в мотив деятельности [1]. Отсюда следует: значимость проектной деятельности в процессе обучения студента в вузе, его профессионального становления как специалиста в будущем - трудно переоценить, поскольку в этом актуализируются социальные инициативы личности, направленные на разрешение противоречий, и представленные в качестве задачи, требующей решения.

В образовательном процессе в каждой учебной дисциплине основной образовательной программы преподавателем задаются задачи - задания проектного содержания [4]. Для их выполнения требуется организационные, методические, социальные и материальные условия объективного характера. Однако не менее значимыми (зачастую - равнозначными) являются и субъективные условия, представленные мотивированной активностью, компетентностью, умениями, способностью студента выполнить проектные задачи (задания) добиться качественного результата проектной деятельности, значимого для него, для референтного окружения, для социальной среды в целом.

В Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВПО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» преподаватели кафедры социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения придают проектному обучению (проектным технологиям) в преподавании дисциплин ведущую роль, рассматривая их в качестве альтернативной формы образовательным технологиям традиционного обучения. Проектные технологии опредмечиваются в разнообразных волонтёрских практиках студентов, а также в рамках деятельности проблемной группы (научного студенческого кружка) «Системный подход в социально-педагогическом проектировании».

Разработка и осуществление социально-педагогических проектов направлена на актуализацию социальной проблематики вопросов воспитания и развития взрослеющих детей и подростков, профилактику их возможных девиаций в социальной среде. Содержательная составляющая проектной деятельности направлена на формирование активной деятельностной позиции по отношению к детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, в том числе детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

Важно отметить, что социально-педагогическое проектирование, по сути, есть социально-значимая деятельность, в основу которой должны быть положены ценности духовно-нравственного порядка, гуманистически-ориентированное отношение к проблеме «преобразования социальной действительности». Успешность проекта связана не только с «ценностным переосмыслением и переживанием потребностей в преобразовании действительности», но и с системным (комплексным) характером организации социально-ориентированной деятельности, что невозможно без творческого отношения (позиции), компетентности, культуры и ответственности всех участников проекта [2, 3]. Участие в специально-организуемом преподавателями образовательном процессе (образовательной деятельности) на основе проектного подхода в обучении, формирует у студента проектное мышление, необходимое во всём многообразии проявлений, связей и отношении его собственной жизнедеятельности. Развитие критического мышления, уход от «тоннельного» видения проблемного поля и путей решения противоречий, позволяет сформировать (создавать) основы для развития конструктов и паттернов (шаблонов) проектирования или, иными словами, руководств и методик решения «значимых проблем в определенных ситуациях».

Обучение студентов алгоритмам социально-педагогического проектирования позволяет им самим успешно достигать в краткосрочной и среднесрочной перспективе тех целей и задач, которые для них личностно-профессионально важны и имеют ценностное значение и признание в социальной среде. При этом, необходимо отметить, что субъектная позиция студента в проектной деятельности позволяет успешно развивать социально- и профессионально-значимые качества, формировать его как компетентного специалиста-профессионала и творческую личность.

Особое значение в социально-педагогическом проектировании занимают ресурсные компоненты, включающие: прогнозирование ближних перспектив и промежуточных результатов проектной деятельности, рефлексии субъектного опыта и применения «уникальных авторских» (либо адаптированных) технологий проектирования, компетентности, и мотивированности участника проекта в реализации целей и задач социально-ориентированного проекта, в решение социальной проблемы актуальной для конкретного села, города, региона, страны.

Спектр социально педагогических проектов, разрабатываемых студентами достаточно широк, однако их можно с определённой долей условности классифицировать, исходя из содержания и специфики реализуемых основных образовательных программ по направлению подготовки (специальности): 44.05.01 -Педагогика и психология девиантного поведения (направленность подготовки Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения); 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование (направленность подготовки Психология и социальная педагогика); 44.04.02 - Психолого-педагогическое образование (направленность подготовки Психология и педагогика инклюзивного образования).

Во-первых, это проекты, ориентированные на процессные профессиональные функции (профессиональную социально-педагогическую деятельность): просвещение, информирование, консультирование, помощь, защита, сопровождение, профилактика, реабилитация.

Во-вторых, ориентированные на самих участников проектной деятельности и связанные с организационными и методическими аспектами, позволяющими оптимизировать подготовку и реализацию проекта. Как правило - это «мозговые штурмы» и дискуссии в соответствии с «Матрицей эвристических вопросов» (Кто?, Что?, Где?, Когда?, Как?, Чем?, Зачем?), направленные на планирование, координацию и контроль деятельности, обеспечение ресурсами, мотивацию, посредничество.

В ходе реализации социально-педагогических проектов особую роль приобретают практики волонтерства и добровольчества, тьюторства, что оказывает позитивное влияние на развитие у его участников организаторских, рефлексивно-аналитических, коммуникативных способностей и проявляется в развитии социальной инициативности и социальной ответственности, качеств гражданского самосознания, характеристик профессиональной компетентности и др.

Важными социально-педагогическими условиями успешности проектной деятельности в образовательном процессе является:

- постепенное расширение видов и форм проектов, осуществляемых как в групповом (коллективном), так и в персональном формате, позволяющим методом социальных проб осуществлять самостоятельный выбор своей роли в проекте (от участника до руководителя), самореализовываться в общественно-полезной деятельности через взаимодействие и сотрудничество;

- создание комфортной и психологически безопасной (для всех её участников), креативной проектной среды, функционирующей на принципах самоуправления и саморегуляции, что позволяет оптимизировать взаимодействия участников при разработке и реализации проектов.

Результативность социально-педагогического проектирования в образовательном процессе обеспечивается квалифицированным педагогическим сопровождением, суть которого в создании необходимых и достаточных условий для принятия студентом оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора. Сопровождение проектной деятельности включает (должно включать):

- осуществление социально-педагогической диагностики (субъектов, объекта и предмета проектной деятельности);

- организацию сессий консультирования, индивидуальной помощи и поддержки участникам проектной деятельности, в течение всего проекта (на подготовительном этапе (до начала проекта), в ходе его реализации, на завершающей стадии - этапе оценки и рефлексии проекта);

- разработку информационного сопровождения, включающего методические рекомендации, инструкции, руководства, памятки, инструктажи по организации самостоятельной работы студентов как реальных (и потенциальных) участников проектной деятельности;

- проведение интерактивных тренинговых и практических занятий по развитию проектных умений, творческих качеств (умение работать в коллективе, руководство и лидерство и др.).

Выводы. В заключение, отметим: проектная организация учебного процесса обеспечивает интегрирацию инновационных образовательных технологий, позволяет сделать процесс обучения более интерактивным и эффективным, помогает обучающимся самостоятельно определять важную для себя цель, искать и коллективно реализовать пути её достижения. Учебный процесс для студентов становится личностно значимым, увлекательным, творчески более насыщенным и качественно результативным.

Литература:

1. Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Зиннатова М.В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. - 2016. - № 7 (136). С. 40-56.

2. Гарашкина Н.В. Социально-педагогический подход к проблеме формирования социальной инициативности молодёжи в проектной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. № 9 (149). - С. 80-89.

3. Гребенщикова В.Ю., Историк Л.К. Проектная деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода // Человек и образование. - 2005. № 3. - С. 64-66.

4. Насырова Э.Ф. Модульно-рейтинговая и проектная технологии обучения студентов с учётом личностно-деятельностного подхода // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. № 2. С. 127-134.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

Педагогика

УДК: 378.048.2

кандидат педагогических наук, доцент Кондрашова Наталия Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО) (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Лысиченкова Светлана Алексеевна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АСПИРАНТОВ ПЕРЕВОДУ

СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕКСТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования переводческой компетенции аспирантов. В статье рассматриваются понятие специального текста, его особенности, понятие термина, свойства узкоспециальных терминов, специфические особенности термина как единицы перевода, основные способы перевода специальных терминов. В статье затрагивается проблема достижения адекватности перевода не только специального текста в целом, но и отдельных терминов. В статье также проанализированы грамматические трудности перевода специального текста и намечены пути их преодоления.

Ключевые слова: специальный перевод; специальный текст; переводческая компетенция; комплекс упражнений; аспирантура.

Annotation. The article is devoted to the problem of translation competence formation of post-graduate students. The article deals with the concept of special text, its features, the notion of the term, properties of highly specialized terms, specific features of the term as translation unit, the main methods of translation of special terms. The article addresses the problem of achieving adequacy of translation not only special text in general, but also specific terms. The article analyzes grammatical difficulties of translating specific text and outlines ways to overcome them.

Keywords: special translation, special text, translation competence, compound exercises, post-graduate course.

Введение. Как известно, одной из целей обучения иностранному языку в аспирантуре является формирование у обучающихся переводческой компетенции, позволяющей им выполнять перевод оригинального специального текста по направлению подготовки.

Изложение основного материала статьи. Специфика специального перевода. Главной особенностью специального перевода является то, что в качестве исходных текстов выступают специальные тексты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.