ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377
СООТНОШЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
В.Н. Введенский ^, Т.С. Донникова2)
Белгородский государственный институт искусств и культуры
1)е-шаИ: [email protected] 2)е-шаИ: [email protected]
В данной статье рассмотрен компетентностный образовательный подход, коррелированны понятия компетентности и компетенции, определены закономерности взаимосвязи деятельности и компетентности с философской, психологической и педагогической точек зрения, проанализирован феномен деятельности с позиции универсальности проектирования, изучена необходимость формирования проектной компетентности специалистов различных производственных сфер, определены понятия проектной компетентности и компетенции.
Ключевые слова: компетентностный подход, ФГОС, компетентность, компетенция,
деятельность, проектная деятельность, проект, метод проектов, проектная компетентность, проектная компетенция.
На сегодняшний день основной тенденцией развития образования является все более уверенное становление на рельсы компетентностного подхода. Компетентностный подход, как актуальное исследуемое и развиваемое положение современной педагогической науки, имеет множество дефиниций. Так, А.М. Новиков, в словаре системы основных понятий педагогики, компетентностным подходом называет «умениевый подход», представляющий собой переход к новой образовательной парадигме - от «знаниевой» к «деятельностной»1.В. И. Бойденко под компетентностным подходом понимает метод моделирования результатов
1 Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 78.
образования как норм его качества2. В.Н. Введенский пишет, что компетентностный подход предполагает не освоение субъектом друг от друга отдельных умений и знаний, а овладение ими в комплексе, т. е. овладение компетенциями, которые составляют его компетентность3.
Исследователи, говоря об актуальности данного подхода, называют следующие факторы, предопределившие его внедрение:
- с позиции требований и изменений рынка: размывание границ между профессиями, падение спроса на неквалифицированный труд, распространение автоматизированных систем управления производством, повышение индивидуальной ответственности работников за качество труда, организация деятельности вокруг процессов, а не операций, повышение уровня взаимодействия работников в коллективе;
- с новыми требованиями к подготовке специалиста: трудовая деятельность формируется вокруг процессов, а не операций, существенными становятся нетехнические аспекты труда (планирование, координация и коммуникация, принятие решений), адаптивность как один из ведущих показателей качества подготовки
4
специалиста .
Внедрение и реализация компетентностного подхода происходит на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ» по различным направлениям подготовки. Требования к результатам освоения основных образовательных программ представляют собой обладание общекультурными и профессиональными компетенциями. При этом компонентный состав компетенции показан ее таксономическими характеристиками: знает, умеет, владеет. Эта триада - логичный переход от традиционной образовательной модели, включающей знания, умения и навыки, в сторону практической направленности современного обучения, усиления его деятельностной составляющей, к описанию владений (вместо частных навыков) как ценностных качеств личности (владеет способностью - хорошо знает, умеет пользоваться, обладает опытом, является мастером). Данный способ формулировки описания отличительных признаков компетенции позволяет сохранить традиции фундаментальности российского образования, что является одной из целей, проводимой модернизации высшей школы.
Базовыми понятиями компетентностного подхода являются компетентность и компетенция. Под компетентностью выпускника нами будет пониматься способность и готовность специалиста к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности, а компетенцию определим как результат обучения и саморазвития, представляющий собой совокупность актуальных знаний, экстраполируемых умений и алгоритмичных владений в виде способности эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
2 Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М.: ИЦПКПС, 2006. - 72 с.
3 Введенский В.Н. Компетентность и стиль в профессиональном образовании. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2013. С. 8.
4 Ломакина Т.Ю., Таппасханова М.А., Сергеева М.Г.. Фундаментальные исследования института теории и истории педагогики РАО. С. 13.
Соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» можно
схематически представить следующим образом:
где Ф - новообразования личности
Рис.1. Корреляция понятий «компетенция» и «компетентность».
Знания, умения, навыки взаимодействуя между собой в деятельностной реализации перерастают в новообразования личности, кои в свою очередь складываются в компетенции. Специалист может обладать различным набором компетенций, что свидетельствует о том, что компетенции носят личностный характер, а компетентность как точный набор необходимых компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности может проявиться только по отношению к определенной отрасли или сфере. Таким образом, «деятельность» как обобщенная категория любого процесса, в том числе и образовательного, является основополагающим звеном в компетентностном подходе, поскольку компетентность не может существовать вне деятельности - она формируется в деятельностном обучении и реализуется только в каком-либо профессиональном виде деятельности, и, следовательно, понятие «деятельность» должно быть более детально рассмотрено и проанализировано.
В кратком словаре по философии 1970 года5 деятельность определяется как специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям. Деятельность человека строится в соответствии с законами тех природных объектов, которые в нее вовлечены, т. е. по «логике» предмета (поэтому человеческую деятельность Маркс называл предметной). Фундаментальным и определяющем видом деятельности является труд. По своему содержанию деятельность есть производство материальных и духовных благ, преобразование общественных усилий и отношений, развитие самого человека, его способностей, умений, знаний. Поскольку деятельность немыслима вне целеполагания, вне выдвижения и реализации человеческих целей, поскольку материальное преобразование и идеальное воспроизведение природы неразрывны и составляют две относительно самостоятельные стороны единой предметной деятельности - предметно-деятельностное отношение не дано в качестве готового, а представляет собой саморазвивающийся процесс. В деятельности осуществляется развитие человеческого общества, «именно люди творят историю, и законы их деятельности являются законами истории». Вместе с тем сама деятельность исторически развивается.
5 Краткий словарь по философии. Изд. 2-е (доработ. и доп.). М., Политиздат, 1970. С.68-69.
В «Новейшем философском словаре» (2003)6 деятельность определяется как: 1. одно из фундаментальных понятий, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия - с другой. Соответственно этому в структуре деятельности выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет деятельности, орудия деятельности и ее продукт) компоненты. В системе деятельности могут также выделяться и более дробные элементы, представляющие собой результат дифференциации субъектной ее компоненты: так, в различных подходах фиксируются такие ее элементы, как знание субъектом программ деятельности, его потребности и интересы, мотивы деятельности и т. п. В рамках традиционных форм философствования также принята дифференциация деятельности по предметному критерию: материальная деятельность как реализуемая в процедурах взаимодействия человека и природы в контексте производства (так называемая орудийная деятельность); социальная деятельность как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная деятельность как реализуемая в интеллектуальном или художественном творческом усилии. 2. Универсалия культуры субъект-объектного ряда. При универсальной ее представленности в категориальном строе любой человеческой культуры тем не менее в различных традициях осмысливается по-разному: акцент может делаться как на объектной компоненте деятельности, так и на компоненте субъектной.
Таким образом, философская трактовка феномена «деятельности» позволяет сделать вывод, что деятельность является способом существования и есть процесс отношения человека к миру как существа мыслидеятельного, в основе которого лежит детерминирующий компонент целеполагания, учитывающий законы объективного мира, на которые направлена, проявляющейся в двойственности: совершение деятельности человеком развивает как его, так и саму природу деятельности. Здесь обнаруживается закономерная связь деятельности и компетентности: развитие специалиста происходит только при выполнении им деятельности, но, также, и деятельность развивается благодаря ее свершению человеком.
Рассмотрение деятельности с призмы психологической научной литературы позволило выделить следующее. В «Большом психологическом словаре»7 деятельность определяется как философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что деятельность - это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения. Деятельность -специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры. Целесообразный характер деятельности приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле — не только как совокупность самых различных форм сознания, но и как множество его внутренних регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей и т. д.). Лишь с точки зрения характеристики всеобщей структуры деятельности имеет смысл методологический принцип единства сознания и деятельности.
6 Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А.А. 3-е изд., испр. - Мн.:
Книжный Дом, 2003. С. 311.
7 Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003.С.
Как пишет Э.Г. Юдин «Всеобщая структура деятельности включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности». «С личной точки зрения деятельность представляет собой единство интериоризации (освоение человеком совокупности условий его жизни и деятельности и формирования на этой основе личностных характеристик и способностей) и экстериоризации (воплощение способностей и замыслов в продуктах его деятельности»8. Ученый утверждает, что именно активная природа деятельности обеспечивает единство субъективного и объективного в структуре целеполагания. И формой этого единства является нераздельность позитивного (т. е. прямого) и негативного (включающего в себя элемент отрицания, критинеского отношения) отражения действительности. Именного негативное «отражение» выражает отношение человека к действительности и побуждает ее преобразовать.
Таким образом, рассмотрение деятельности в контексте психологических трактовок, позволяет сделать вывод, что константами являются сознание, как необходимое условие осуществления деятельности, выражающееся в критическом отражении действительности, имеющее творческое, активное начало и потребности (мотивы, цели) в преобразовании и изменении окружающего мира. Здесь обнаруживается следующая закономерность связи компетентности и деятельности: специалист будет компетентен только при наличии активной позиции к окружающему миру и профессиональной деятельности, имея критическое видение происходящего во внешней и внутренней среде, а также потребности и мотивы в преобразовании окружающей среды (действительности, профессиональной ситуации).
Анализируя понятие деятельности с точки зрения педагогической науки, примечательно определение, данное А. М. Новиковым в труде «Педагогика: словарь системы основных понятий»9. «Деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности». Автор указывает, что мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия, а цель занимает особое место в структуре деятельности. И чтобы деятельность носила продуктивный характер цель должна определяться самим субъектом. Особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности - управлением. Ученый приводит инвариантный для любой деятельности набор групп условий: мотивационные, кадровые, материальнотехнические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативноправовые, информационные условия. Говоря о классификации деятельности автором особое внимание уделяется описанию преобразовательной деятельности как ведущему виду человеческой деятельности - это преобразование окружающей действительности или самого себя, когда речь идет, например, о самообразовании, самовоспитании, физическом совершенствовании и т. п. Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух аспектах - реально и идеально (в первом случае - изменение материального бытия - природного, общественного,
8
Методология науки. Системность. Деятельность. Юдин Э.Г. М.: Эдиториал УРСС, 1997. С.
247.
9 Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 39 - 44.
человеческого и называется практической, практикой; во втором - объект изменяется лишь в воображении - это деятельность проектирующая (моделирующая)). Структурной единицей деятельности А.М. Новиков называет действие.
В «Энциклопедии профессионального образования» под ред. С.Я. Батышева10 деятельность трактуется как процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь (определение С. Л. Рубинштейна). При этом, как отмечает А. Н. Леонтьев, деятельностью обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. И говоря о продуктивной деятельности, в энциклопедии указывается, что важным является то, что человек формирует не только себя, но и окружающую среду.
В «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова11 деятельность определена как форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека, и включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
А. М. Новиков в труде «Основания педагогики» 12 писал, что овладеть деятельностью, «уметь делать» в общем смысле - способность человека,
побуждаемого потребностями, самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели, в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы и средства действий, в процессе действий отработать, усовершенствовать их и, наконец, достичь цели. Также, ученый отмечал главенство самоцели в процессе осуществления деятельности. «Если человек сам ставит цели своей деятельности - деятельность имеет активный, в том числе и творческий характер. Если цель задается человеку кем-то другим: учащемуся - учителем, студенту - преподавателем, работнику - руководителем и т. д., то такая деятельность
- исполнительская, рутинная». Таким образом, обнаруживается очередная
закономерность взаимосвязи категорий «деятельность» и «компетентность», ведь задача современного компетентностного образовательного подхода заключается в формировании человека с активной жизненной позицией, человека деятельного, умелого и развитого, умеющего быстро сориентироваться в скоро изменяющихся социально-экономических условиях, жизненных ситуациях, сферах
профессиональной деятельности и трансформирующегося поля информации.
Поскольку вся человеческая жизнь состоит из сменяющихся разнообразных
видов деятельности, то одним из ключевых понятий становится проект как
современная форма организации любой деятельности. Актуальным становится
понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, учебного заведения, предприятия (А.М. Новиков). При этом понимание деятельности с позиции цикличности объясняется тем, что человек выполнив одну задачу - приступает к следующей (цикл), а решение любой задачи строится по логике проектирования (выявление противоречий и проблем,
10 Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. М., АПО. 1998.
11Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИД «МарТ». 448 с.
12 Новиков А. М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Издательство «Эгвес», 2010. С. 103-104.
определение цели, построение модели будущего, выбор средств, реализация, рефлексия).
Первоначально проектирование как деятельность связывалось с техническим специальностями и инженерно-техническим конструированием. С 70-х годов 20 века оценка значения проекта изменяется в связи с развитием науки в области гуманитарных дисциплин и изучения человека с различных аспектов, и уже рассматривается не как комплекс научно-технической документации, а как особая организация различных видов знания.
Сам термин «проект» (projection) в переводе с латинского - бросание вперед. Рассматривая универсальные (не относящиеся к определенному виду деятельности) дефиниции проекта можно выделить следующие: проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (А.М. Новиков); сложная система организации проектных знаний, диалектическое единство формы и содержания, которое обеспечивает осмысление, создание и использование искусственного объекта (П.И. Балабанов); проявление творческой активности человеческого сознания, через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию (К.М.Кантор); прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия (А.В. Сазонова).
При рассмотрении проектирования как деятельности видится возможной аналогия с описанием Э.Ф. Зеером праксиологии (развитие деятельности и ее компонентов во времени, учитывающей профессионально обусловленный характер ее динамики), где важным отмечается саморазвитие любой деятельности - «Она (деятельность) развивается функционируя и функционирует развиваясь. Саморазвитие конкретной деятельности состоит в порождении новых, прогрессивных ее элементов взамен существующих старых. Становление деятельности можно интерпретировать как развитие и субъекта, и самой деятельности»13. Таким образом, занимаясь проектированием субъект данной деятельности не только развивается в личностно-профессиональном плане, но и обогащает поле профессиональной деятельности, выдвигая новые формы и средства решения той или иной проблемы, но, и одновременно, порождая новый круг проблем, которые в динамике станет необходимым решить, и тем самым, можно наблюдать диалектическую форму развития проектной деятельности.
Становится очевидным, что проектирование имеется в любом виде человеческой деятельности, поэтому, одной из задач реализации компетентностного подхода должно являться формирование проектной компетентности специалиста различных областей профессиональной деятельности.
Анализируя ФГОС различных направлений подготовки выпускников, проектная компетенция или ее элементы в различной степени акцентуации прослеживаются в любой профессии, т.е. она является инвариантной. Значимость проектной компетенции объясняется с позиций увеличения общественных потребностей и ограниченности ресурсов их удовлетворения. Общественные потребности создают объективные основания для проблемной ситуации, которые осмысливаются и разрешаются в процессе проектирования. Поэтому, проектирование
13 Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. М., Воронеж МОДЭК, 2003. С. 217.
тесно связано с механизмом возникновения и разрешения проблемной ситуации, которая присутствует во всех областях профессиональной деятельности. Проектная компетенция имеет своим базисным основанием проектную деятельность, которая в свою очередь может выступать и как метод, и как результат обучения, в этом и обнаруживается ведущая взаимосвязь проектной деятельности и проектной компетентности.
Как метод обучения проектирование представляет собой самостоятельное добывание знаний, получение навыков анализа литературных или опытных данных, их применение для решения мыслительных или практических задач, развитию коммуникативных и исследовательских умений, приобретение навыков оценки результата и рефлексии, обеспечивающих системность мышления. Как пишет Е.С. Полат14, метод представляет систему творческих, поисковых, проблемных методов, которые представляют собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, выступают средством развития креативности и способом формирования определенных личностных качеств. И.А. Зимняя отмечает, что метод проектов представляет собой не субъектно-объектные отношения обучающего и обучающегося (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектносубъектные, при котором обучающий выступает организатором, координатором и стимулятором деятельности обучающегося15. Как утверждает В.Л. Битюк16, метод проектов формирует у учащихся общие и специальные компетентности, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, его можно считать одним из эффективных способов подготовки специалиста требуемого уровня: способен принимать деловые решения на основе знаний, умений и активной жизненной позиции в нестандартных ситуациях, готов к саморазвитию в ходе осуществления труда, способен вносить свой индивидуальный творческий вклад в профессию.
Как результат обучения проектная деятельность представляет собой проектную компетентность специалиста. На сегодняшний день проектная компетенция, как новое понятие в педагогической науке, мало исследовано, но встречаются следующие трактовки:
- компетентность учащегося в проектной деятельности - личное качество учащегося, основанное на потребности, осведомленности, внутриличностном отношении, обеспечивающим способность и готовность к проектной деятельности (Гордеева Н.А.);
- проектная компетенция определяет учащегося как самостоятельную личность, присвоившую деятельностные позиции (готовность к целеполаганию, готовность к прогнозированию, готовность к действию, готовность к оценке и рефлексии) (Теплоухова Л. А.);
- проектная компетентность специалиста (сферы связей с общественностью) -личностно-профессиональная готовность специалиста данной сферы к выполнению специфических профессиональных функций и предполагает владение им такими видами деятельности как выбор предметной области и цели проекта, приоритетов и критериев оценки результатов, планирования и отбора проектных технологией,
14 Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. - № 1. С. 9-15
15 Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М.: Логос, 2003. 384 с.
16 Битюк В. Л. Метод проектов как способ реализации задач компетентностно-ориентированного образования / Вестник Астраханского государственного технического университета № 1, 2011. С. 85.
командообразованием, бюджетированием, оценкой последствий проекта (Осадчая И.А.);
- социально-проектная компетентность (бакалавра социальной работы)-интегративное профессионально-личностное качество, сформированность которого выступает составной частью его профессиональной компетентности и обеспечивает полноту подготовки в процессе обучения в вузе, подразумевающую готовность и способность к социально-проектной деятельнсти, основанную на проектных знаниях, личностном опыте, ценностных ориентациях (Новикова Е. А);
- проектная компетенция (учителя иностранного языка) является составной частью его профессиональной компетентности, выступает интегративной характеристикой учителя и предполагает его готовность и способность определять необходимую информацию, анализировать, прогнозировать, планировать, организовывать, реализовывать, координировать и оценивать как сам процесс проектирования, так и результат проектной деятельности (Гулиянц С.Б.).
Проанализировав имеющиеся дефиниции проектной деятельности и проектной компетенции, можно выделить основные метакатегории, на которых основываются эти понятия: исследование, творчество, культура, преобразование, опыт.
Под проектной компетенцией нами будет пониматься способность и готовность личности к эффективному осуществлению проектной деятельности, а проектную компетентность определим как интегративное качество личности, основанное на способности исследования проблемной ситуации, умения применять и синтезировать полученные знания, используя личностный опыт, готовность к планированию, целеполаганию, реализации деятельности, а также ее оценке и рефлексии.
Таким образом, деятельность, как активная форма отношения человеческой личности к действительности, одной из главной функций обнаруживает преобразование окружающего мира, которое строится по логике проектирования, следовательно, проектирование можно определить универсалией человеческой деятельности. Формирование проектной компетентности должно являться неотъемлемым звеном современного образования, поскольку обучение технологиям проектирования по своей сути является обучение своевременному выявлению проблем, рациональному использованию ограниченных ресурсов, самостоятельному целеобразованию и готовности выбора и принятия решения в нестандартной ситуации, умению добывать и применять полученные знания, способности оценки результатов и последствий своей деятельности и рефлексии.
Список литературы
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М.: ИЦПКПС, 2006. - 72 с.
2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П.- М.: 2003 - 672 с.
3. Битюк В. Л. Метод проектов как способ реализации задач компетентностно-ориентированного образования / Вестник Астраханского государственного технического университета № 1, 2011. С. 8386.
4. Введенский В. Н. Компетентность и стиль в профессиональном образовании. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2013. - 48 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. - М., Воронеж : МОДЭК, 2003. - 480 с.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. - М.: Логос, 2003.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИД «МарТ», 2005.
8. Краткий словарь по философии. Изд. 2-е (доработ. и доп.) - М., Политиздат, 1970. - 398 с.
9. Ломакина Т.Ю., Таппасханова М. А., Сергеева М.Г.. Фундаментальные исследования института теории и истории педагогики РАО. - Москва, 2013. - 228 с.
10. Методология науки. Системность. Деятельность. Юдин Э.Г. М.: Эдиториал УРСС, 1997.- 444 с.
11. Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А. А. 3-е изд., испр. - Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.
12. Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Издательство «Эгвес», 2010. - 208 с.
13. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
14. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С. 9-15
15. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. - М., АПО. 1998.
THE RATIO OF ACTIVITY AND PROJECT COMPETENCE OF A SPECIALIST
V.N. Vvedenski1), T. S. Donnikova2)
Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected]
This article describes the competence-based educational approach, correlated concepts of competence and competence, defined by the laws of interrelation of activities and competence from a philosophical, psychological and pedagogical points of view, analyzed the phenomenon of activities from the position of the universality of design, studied the necessity of formation of design competence of experts of various production spheres, defined the concept of design competence and competence.
Keywords: competence approach, Federal state educational standards, competence, responsibilities, activities, project activity, project, project method, project competence design competence