Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / SOCIAL VALUES / VALUE-SEMANTIC ORIENTATION / PERSONALITY / PERSONAL POTENTIAL / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / METHOD OF PAIR COMPARISONS / SOCIALIZATION / SELF-REALIZATION / SELF-EXPRESSION / PSYCHOLOGICAL WORK / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Е.С., Абушкин Б.М.

Психологическая работа с обучающимися предъявляет большие требования к диагностическим подходам, объективизирующим их индивидуальный мир настоящих и будущих интересов. В работе представлен диагностический подход, позволяющий дать оценку ориентации обучающихся в мире личностных интересов, характерных для сформировавшейся активной личности, и в мире социальных факторов, предопределяющих эффективность профессиональной деятельности. Экспериментальное исследование на выборке из 450 школьников показало высокую эффективность предлагаемых подходов для диагностики особенностей личностной самореализации подростков. В частности, результаты исследования выявили целесообразность применения диагностического инструментария в работе с обучающимися для их включения в творческий процесс саморефлексии. В основу самооценки обучающимися своих личностных качеств заложена практика сравнительного оценивания результатов разных методик, диагностирующих определенные аспекты их личностного развития. Полученные в исследовании данные позволили увидеть суть проблемы саморазвития обучающихся, основанной на широком интересе подростков ко всем возможным запросам социальной и профессиональной практики. Личностный потенциал подростков, необходимый для успешной ориентации во всем этом многообразии возможностей, отступает на второй план перед яркостью и привлекательностью будущих перспектив. Выявляемые в ходе диагностики и обсуждаемые с обучающимися противоречия в желаниях и возможностях приобретают необходимую конкретность для решения поставленной задачи развития личностного потенциала обучающихся. В работе представлены статистически обработанные результаты, которые дополняют методику материалом для критериального оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Е.С., Абушкин Б.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE-SEMANTIC ORIENTATION OF STUDENTS’ PERSONALITY AS A FACTOR FOR DEVELOPMENT OF THEIR PERSONAL POTENTIAL

Psychological work with students needs great demands on diagnostic approaches that objectify their individual view of present and future interests. The article presents a diagnostic approach aimed at assessing the orientation of students in the world of personal interests that are usual for active personality, and in the world of social factors that determine the effectiveness of professional activity. The experimental study on a sample of 450 school students showed the high efficiency of the proposed methods to diagnose the features of personal self-realization of adolescents. In particular, the results of the study revealed the desirability of using diagnostic tools for working with students to include them into the creative process of self-reflection. Student self-assessment is paired with evaluating his own personal qualities and is based on the practice of comparative evaluation of the results of different techniques that diagnose various aspects of students’ personal development. The obtained data allowed to see the essence of the problem of self-development in students, based on the broad interest of adolescents to all possible demands of social and professional practice. The personal potential of adolescents that is necessary for successful orientation in all this diversity of opportunities steps aside before the brightness and attractiveness of future prospects. The contradictions revealed in the course of diagnostic, that are discussed with students in terms of desires and opportunities, require the necessary specificity to solve the task of developing the personal potential in students. The article presents statistically processed results that add to this technique extra material for its further criterion evaluation.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Психологические исследования

УДК 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Е. С. Романова,

Б. М. Абушкин,

МГПУ, Москва,

RomanovaES@mgpu.ru, AbushkinBN@mgpu.ru

Психологическая работа с обучающимися предъявляет большие требования к диагностическим подходам, объективизирующим их индивидуальный мир настоящих и будущих интересов. В работе представлен диагностический подход, позволяющий дать оценку ориентации обучающихся в мире личностных интересов, характерных для сформировавшейся активной личности, и в мире социальных факторов, предопределяющих эффективность профессиональной деятельности.

Экспериментальное исследование на выборке из 450 школьников показало высокую эффективность предлагаемых подходов для диагностики особенностей личностной самореализации подростков. В частности, результаты исследования выявили целесообразность применения диагностического инструментария в работе с обучающимися для их включения в творческий процесс саморефлексии. В основу самооценки обучающимися своих личностных качеств заложена практика сравнительного оценивания результатов разных методик, диагностирующих определенные аспекты их личностного развития. Полученные в исследовании данные позволили увидеть суть проблемы саморазвития обучающихся, основанной на широком интересе подростков ко всем возможным запросам социальной и профессиональной практики. Личностный потенциал подростков, необходимый для успешной ориентации во всем этом многообразии возможностей, отступает на второй план перед яркостью и привлекательностью будущих перспектив. Выявляемые в ходе диагностики и обсуждаемые с обучающимися противоречия в желаниях и возможностях приобретают необходимую конкретность для решения поставленной задачи развития личностного потенциала обучающихся. В работе представлены статистически обработанные результаты, которые дополняют методику материалом для критериального оценивания.

Ключевые слова: социальные ценности; ценностно-смысловая направленность; личность; личностный потенциал; профессиональное самоопределение; метод парных сравнений; социализация; самореализация; самовыражение; психологическая работа; психологическая диагностика; обучающиеся.

Для цитаты: Романова Е. С., Абушкин Б. М. Ценностно-смысловая направленность личности обучающихся как фактор развития их личностного потенциала // Системная психология и социология. 2019. № 4 (32). С. 5-17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01.

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, исполняющий обязанности директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, заведующая кафедрой общей и практической психологии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

Абушкин Борис Михайлович, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогического университета, Москва.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

© Романова Е. С., Абушкин Б. М., 2019

UDC 159.9

DOI 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01

VALUE-SEMANTIC ORIENTATION OF STUDENTS' PERSONALITY AS A FACTOR FOR DEVELOPMENT OF THEIR PERSONAL POTENTIAL

Е. S. Romanova, B. М. Abushkin,

MCU, Moscow, RomanovaES@mgpu.ru, AbushkinBN@mgpu.ru

Psychological work with students needs great demands on diagnostic approaches that objectify their individual view of present and future interests. The article presents a diagnostic approach aimed at assessing the orientation of students in the world of personal interests that are usual for active personality, and in the world of social factors that determine the effectiveness of professional activity.

The experimental study on a sample of 450 school students showed the high efficiency of the proposed methods to diagnose the features of personal self-realization of adolescents.

In particular, the results of the study revealed the desirability of using diagnostic tools for working with students to include them into the creative process of self-reflection. Student self-assessment is paired with evaluating his own personal qualities and is based on the practice of comparative evaluation of the results of different techniques that diagnose various aspects of students' personal development. The obtained data allowed to see the essence of the problem of self-development in students, based on the broad interest of adolescents to all possible demands of social and professional practice. The personal potential of adolescents that is necessary for successful orientation in all this diversity of opportunities steps aside before the brightness and attractiveness of future prospects. The contradictions revealed in the course of diagnostic, that are discussed with students in terms of desires and opportunities, require the necessary specificity to solve the task of developing the personal potential in students.

The article presents statistically processed results that add to this technique extra material for its further criterion evaluation.

Keywords: social values; value-semantic orientation; personality; personal potential; professional self-determination; method of pair comparisons; socialization; self-realization; self-expression; psychological work; psychological diagnostics; students.

For citation: Romanova E. S., Abushkin B. M. Value-Semantic Orientation of Students' Personality as a Factor for Development of Their Personal Potential // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 4 (32). P. 5-17. DOI: 10.25688/2223-6872.2019.32.4.01.

Romanova Evgeniya Sergeevna, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Acting Director of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations at the Moscow City University, Head of the Department of General and Practical Psychology at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: RomanovaES@mgpu.ru

Abushkin Boris Mikhaylovich, PhD in Psychology, Associate Professor, Deputy Director at the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations of the Moscow City University, Moscow, Russia.

E-mail: AbushkinBM@mgpu.ru

Введение

Современные научные исследования констатируют неравномерность психического развития в детской популяции. Влияние целого ряда факторов на развитие обучающихся приводит к неоднородному их личностному и социальному развитию. В первую очередь следует иметь в виду фактор большого разнообразия индивидуальных особенностей детей, который имеет положительное значение в силу многообразия сфер материальных и интеллектуальных запросов общества. Вместе с тем в школьные годы необходимо осуществить такое развитие детей, которое обеспечит их готовность к решению всех запросов общества.

Предлагаемый подход к организации диагностико-развивающей и психологической работы с обучающимися разрабатывался с целью решения следующих задач: 1) оценка индивидуального личностного и социального развития; 2) проведение консультаций, основанных на индивидуальных психологических профилях обучающихся, их ценностных установках и понимании ими перспектив своего социального развития (консультационно-развивающая работа).

Актуальность исследования связана также со значительным перераспределением обучающимися своего учебного и личного времени в пользу пребывания в социально обезличенных сетевых ресурсах Интернета, уводящих школьников в мир плохо ими понимаемых ценностей при полном отсутствии своего личностного отношения в ситуациях оценки предлагаемых выборов разных форм поведения. В результате у молодых людей формируется привычка такого рода отношения к окружающей их реальности. В противовес этой стихийно формирующейся логике их личностного и социального развития предлагается целенаправленная, устойчивая психологическая работа, формирующая их собственный индивидуальный запрос на свое место в обществе, основанный на их личностном и социальном потенциале. Выполненная работа позволяет определить глубину и особенности проблемы личностного развития обучающихся и выработать направления и содержание диагностической и развивающей работы.

Теоретические основы ценностно-смысловой направленности личности

Современная высококонкурентная социальная практика, предъявляющая предельные требования к интеллектуальным и личностным качествам подрастающего поколения в первую очередь ориентируется на конкретные ценности и убеждения человека, предопределяющие его самодетерминацию. Среди психологических исследований, посвященных проблемам самореализации личности, особое место занимают работы Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхано-вой, А. Г. Асмолова, Д. А. Леонтьева и др. [1; 3; 4—6; 8]. До настоящего времени одной из ключевых проблем этих исследований остается фрагментарность в изучении особенностей самореализации и самодетерминации обучающихся. Актуальность данной проблемы определяется взаимосвязью самореализации с личностным, социальным и профессиональным развитием субъекта [2; 9]. Ценностно-смысловая направленность личности может рассматриваться как центральное звено, объясняющее особенности развития обучающихся в разные возрастные периоды в личностном и социальном планах. Психологическое содержание данной работы связано с понятием личностного потенциала.

В качестве параметров измерения и оценки личностного потенциала в концепции Д. А. Леонтьева выступают такие характеристики, как субъективная толерантность, оптимизм, личностная автономия, копинг-страте-гии, контроль за действием, жизнестойкость, рефлексивность, самоэффективность. Личностный потенциал в соответствии с функциями саморегуляции включает в себя три компонента:

- потенциал самоопределения — отражает личностные ресурсы целеобразования и целеполагания, способность адекватно оценивать собственные возможности и возможности, предоставляемые обстоятельствами в определенной ситуации;

- потенциал самореализации — демонстрирует ресурсы личности, обеспечивающие переход к деятельности и успешное достижение цели. При этом значительная роль отводится оптимизму как личностной диспозиции;

- потенциал сохранения — выражается в способности преодолеть неблагоприятные

условия и воздействия, не утратив цельности личности.

Актуализация данных характеристик, по мнению автора, позволяет наиболее полно раскрыть содержание личностного потенциала [8].

В зарубежной литературе используется понятие «психологический капитал», который рассматривается как необходимое условие достижения социального равновесия взрослого человека, выражающегося в его благосостоянии, социальной и профессиональной устойчивости, профессиональном самоопределении [11; 14; 15]. В работах Дж. А. Боннано рассматриваются вопросы содержания и психологического наполнения конструкта устойчивости взрослого человека [12]. Необходимым аспектом развития является формирование позитивного мышления на основе таких детерминант, как аффективные и социальные саморегуля-торные убеждения [13].

К. Ф. Лэм, С. Т. Гурланд в своей работе обсуждают проблему самодетерминации как необходимого условия психологического развития человека. В свою очередь, по их мнению, самодетерминированная мотивация профессиональной деятельности человека выступает надежным индикатором эффективности этой деятельности [17].

Исследование ценностно-смысловой направленности личности занимает большое место в работах зарубежных исследователей [16; 19]. Мотивационные профили изучаются с точки зрения самоопределения [20]. Такой фактор, как толерантность к неопределенности, рассматривается в качестве модифицированной социально-когнитивной модели лидерства в условиях неопределенности [18].

Методики исследования

Анализ диагностических возможностей различных методик исследования индивидуально-психологических особенностей человека в контексте решения представленной выше проблемы определил выбор наиболее оптимальных по показателям валидности методик диагностики, вошедших в состав батареи диагностических методик для исследования

личностного и социального развития обучающегося по направлениям выявления характерологических особенностей, специфики эмоционально-волевой сферы, мотивацион-но-ценностной сферы и общей направленности личности.

Диагностические методики и связанные с ними показатели оценки группируются по основным направлениям, отражающим разные аспекты личностного потенциала.

Разработанная в электронном формате диагностическая батарея тестов включает в себя:

- методику выявления социального типа личности (Д. Кейрси);

- методику выявления индивидуального уровня развития волевой регуляции, способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями (А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман);

- методику выявления эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонов, модификация Б. М. Абушкина);

- методику выявления основных ценностей, определяющих социальное поведение человека (Е. С. Романова, Б. М. Абушкин);

- методику выявления ведущих личностных смыслов будущей профессиональной деятельности обучающихся (Е. С. Романова, Б. М. Абушкин);

- методику выявления сферы профессиональной деятельности обучающихся (Е. С. Романова, Б. М. Абушкин).

Разнообразие диагностических подходов, содержащихся в выбранных методиках, повышает достоверность диагностической работы. Технология перекрестной валидизации стала основным методическим подходом при подборе методик: именно он способен обеспечить объективность получаемой информации об особенностях сформированности личностного потенциала.

Главный диагностический результат при такой организации оценочной деятельности и в ходе опроса, и в последующем количественном и качественном анализе — это информация, во-первых, о реальном личностном профиле обучаемого, который в конечном итоге продемонстрировал испытуемый, и, во-вторых, информация о том, в какой мере

эти личностные качества действительно осознаны обучаемым и могут быть охарактеризованы, с одной стороны, как личностный потенциал и, с другой — как социальный потенциал. Благодаря технологии перекрестной валидизации выявляются несоответствия и противоречия в ответах испытуемых по отдельным методикам предлагаемой диагностической батареи. Поскольку в каждой методике испытуемые по-разному адресуются к своему личностному и социальному опыту, то в силу неполной осознанности своих личностных качеств они чаще всего склонны давать социально желательные ответы, не отражающие их реального (еще не раскрытого) потенциала.

У обучаемых с устойчивым, осознанным пониманием своих возможностей и интересов в настоящем и будущем картина расхождения в результатах ответов по разным методикам будет минимальна, что является основанием для вывода об их высоком личностном потенциале. Чем больше расхождений, тем очевиднее факт, что обучающийся имеет большие резервы в своем личностном саморазвитии в направлении, которое востребовано обществом в настоящее время.

Особенностью данной диагностической работы является то, что акцент делается на звеньях личностного профиля обучающегося, которые в наименьшей степени осознаются и неустойчиво выделяются тестируемым. При таком размытом осознании своих индивидуально-психологических качеств обучающиеся в повседневных ситуациях выбора (самодетерминации) будут руководствоваться случайными ситуативными факторами.

Методика выявления социального типа личности (Д. Кейрси). Показатели выявления социального типа личности (Д. Кейрси), направленные на исследование структуры личностных качеств человека, необходимых для формирования социально значимого поведения, в наиболее полной мере отражены в диагностическом направлении, основанном на личностной теории К. Юнга и его последователей. Теоретически обоснованы четыре биполярные шкалы. К этим шкалам относятся:

• особенности темперамента и связанных с ним социальных форм поведения:

экстраверты - интроверты (Е - I, от англ. Extraversion - Introversion);

• содержательные особенности формирования человеком проблемного поля при решении задач разного уровня в социальном и профессиональном плане с учетом принятых социальных норм (на полюсе N) или без их учета (на другом полюсе S): сенсорики - интуитивы (S - N, от англ. Sensation - Intuition);

• особенности личностной активности, ориентированной на социальную значимость реализуемых нами поступков. Поведение, имеющее высокий социальный смысл в части соблюдения социальных норм и правил поведения (на полюсе Т), и поведение, имеющее в значительной мере ситуативную направленность, допускающее многообразие возможных решений с игнорированием социальных установок общества (на другом полюсе F): думающие -чувствующие (T - F, от англ. Thinking - Feeling);

• особенности личностной и социальной позиции человека. Планирование деятельности на основе высокой социальной ответственности, основанное на стабильности личностного и социального потенциала (на полюсе J), и вариативность, импульсивность в организации деятельности (на другом полюсе P): рассудительные - импульсивные (J - P, от англ. Judging - Perceiving).

Накопленный статистический материал на популяционных выборках разных стран позволяет различать людей по их устойчивым личностным и социальным предпочтениям, рассматриваемым как индивидуальные особенности устойчивого личностного и социального потенциала в профессионально-социальном плане (см. табл. 1).

Методика волевого самоконтроля включает в себя три показателя: волевой самоконтроль, настойчивость, самообладание. Оценка осуществляется по отношению к среднестатистической норме на основе стенов.

Методика выявления эмоциональной направленности личности позволяет на основе эмоциональных переживаний подростков в ходе их постоянного социального взаимодействия с окружением установить ценностные ориентиры их личностного развития:

- стремление к общению, открытость, оптимизм, эмпатия;

Таблица 1

Перечень диагностических показателей и соответствующих им критериев оценки по методике выявления социального типа личности

№ Диагностируемые показатели Критерии оценки

1 Глубина дифференциации по шкале «Сенсорик - интуитив» ^ - К) Коэффициент четкости выбора (Кч): [(балл для S) - (балл для К)] / общее число вопросов. Осознанный выбор: К = 1,0 - 0,7. Недостаточно осознаваемый выбор: К = 0,6 - 0,4. Личностный выбор не осуществлен: К = 0,3 - 0,0 ч

2 Глубина дифференциации по шкале «Думающий - чувствующий» (Т - F) Коэффициент четкости выбора (Кч): [(балл для Т) - (балл для F)] / общее число вопросов. Осознанный выбор: К = 1,0 - 0,7. Недостаточно осознаваемый выбор: К = 0,6 - 0,4. Личностный выбор не осуществлен: К = 0,3 - 0,0 ч

3 Глубина дифференциации по шкале «Рассудительный - импульсивный» (1 - Р) Коэффициент четкости выбора (Кч): [(балл для 1) - (балл для Р)] / общее число вопросов Осознанный выбор: К = 1,0 - 0,7. Недостаточно осознаваемый выбор: К = 0,6 - 0,4. Личностный выбор не осуществлен: К = 0,3 - 0,0

4 Глубина дифференциации по выбранному личностному типу Суммарный коэффициент четкости выбора (КС ), рассчитываемый как среднее значение по трем коэффициентам четкости по личностным компонентам. Осознанный выбор: КС = 1,0 - 0,7. Недостаточно осознаваемый выбор: КС = 0,6 - 0,4. Личностный выбор не осуществлен: КС = 0,3 - 0,0 ч

5 Тип социального темперамента Один из четырех социальных темпераментов: SP — сенсорно-импульсивный; SJ — сенсорно-рассудительный; КБ — интуитивно-чувствующий; КЫТ — интуитивно-думающий

- увлеченность учебой, радость постижения нового, удовлетворенность результатами;

- стремление к лидерству и превосходству;

- решительность, азарт, физический комфорт;

- стремление к успеху и одобрению от взрослых людей;

- стремление понять сущность явления.

Фиксируются три уровня выраженности

личностного качества — высокий, типичный и низкий.

Методика выявления основных ценностей, определяющих социальное поведение человека. Обучающийся должен распределить ценности от наиболее значимой к менее значимой (от первого до десятого места). Обучающемуся на экране монитора предъявляется в случайном порядке одна из ценностей. Задача испытуемого осмыслить содержание и значение для себя данной ценности в повседневной практике. После того как испытуемый нажмет на номер выбранного места, высвечивается следующая ценность. Особенность методики заключается в том, что испытуемый не видит названия всех ценностей одновременно. При появлении очередной ценности у него может возникнуть желание оценить ее как более значимую по сравнению с прошедшими, а подходящее для нее место уже занято. Испытуемый ставит ее на более низкое место, чем хотел. Эмоциональное переживание усиливает его осознание этой ценности как наиболее желательной.

Испытуемый заранее знает, что ранжирование ценностей он будет выполнять дважды. При повторном ранжировании он сознательно будет резервировать высокое место для этой ценности. Таким образом, при повторном выполнении данной методики выбор испытуемого будет в целом удовлетворять целям нашей диагностики. Дальнейший анализ осуществляется по результатам второго распределения. Испытуемым предлагаются следующие ценности:

- отстаивание своего мнения (ориентация на отстаивание своего мнения);

- внутренний социальный контроль (приверженность к соблюдению всех социальных норм);

- твердая воля (стремление не отступать перед трудностями);

- интеллектуальная активность (ориентация на полное использование своих способностей);

- стремление к лидерству (ориентация на лидирующие позиции в своем окружении);

- стремление к уникальности (ориентация на развитие своего таланта);

- пунктуальность (пунктуальность, стремление к порядку в делах и в жизни);

- стремление к новизне (ориентация на расширение социальных контактов и новых ситуаций);

- ответственность (ориентация в делах на чувство долга, умение держать слово);

- коллективизм (ориентация на взаимодействие и постоянную взаимопомощь в группе).

Методика выявления ведущих личностных смыслов своей профессиональной деятельности. Аналогично предыдущей методике обучающийся должен распределить личностные смыслы от наиболее значимого к менее значимому (от первого до седьмого места). Испытуемым предлагается перечень личностных смыслов в профессиональной сфере:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- деятельность, основанная на координации и принятии оперативных управленческих решений;

- творческие виды деятельности, где в первую очередь востребован талант;

- интеллектуальная деятельность исследовательской направленности;

- деятельность, направленная на достижение высоких личных целей (в карьере и благосостоянии);

- ориентация на исполнительскую деятельность (в сфере производства, строительства, торговли, транспортного обслуживания и др.);

- деятельность, связанная с профессиональным риском и экстремальными условиями;

- деятельность, связанная с разработками в технических областях.

Методика выявления сферы профессиональной деятельности обучающихся. Аналогично предыдущей методике обучающийся должен распределить сферы профессиональной деятельности от наиболее значимой к менее значимой (от первого до восьмого места). Испытуемым предлагаются следующие сферы профессиональной деятельности. Это стремление к профессии в сфере:

- познания человека;

- развития общества и общественных отношений;

- познания физических законов мира;

- проблем окружающей среды;

- биомедицины;

- разработки промышленных технологий;

- экономики и менеджмента;

- цифровых и телекоммуникационных технологий.

Результаты исследования и их обсуждение

Особенности личностного самоопределения обучающихся по методике диагностики социального типа личности основывались на анализе следующих трех шкал: «сенсо-рик - интуитив» (Б - №); «думающий - чувствующий» (Т - F); «рассудительный - импульсивный» У - Р). Опросник представляет собой набор определенного количества вопросов с альтернативным выбором, адресующим к одному или другому полюсу по каждой шкале.

Результаты по всей выборке испытуемых (450 чел.) показали отчетливые предпочтения обучающимися ситуативных, иррациональных форм поведения, в которых не в первую очередь просматриваются социальные границы и правила (см. рис. 1).

личных интересов, выходящих на уровень личностного потенциала.

Вместе с тем по шкале «рассудительный -импульсивный» (У - Р) доля обучающихся, реализующих свои устойчивые интересы на основе фундаментальных социальных норм и реализуемых социальных практик составляет почти 63 % от выборки.

Полученные результаты отражают общую картину неполного осознанного использования обучающимися своих индивидуальных возможностей.

Второй особенностью используемого диагностического ресурса в методике выявления социального типа личности является оценка четкости в предпочтении одного или другого полюса по используемым шкалам. Устойчивая личностная позиция обучающегося, которую можно рассматривать как компонент его личностного потенциала, определит направленность его выбора в отношении одного из полюсов шкалы, обеспечив тем самым большее количество баллов на одном из полюсов. Определенность выбора фиксируется коэффициентом четкости, рассчитываемым как относительный показатель, представляющий собой разность баллов, на каждом из полюсов отнесенную к общему количеству баллов.

Если количество выбранных позиций, адресованных к каждому полюсу одинаково,

74,7%

25,3%

N 5

Рис. 1. Распределение обучающихся по диагностируемым шкалам:

N — интуитив, Б — сенсорик, Т — думающий, Е — чувствующий, I — рассудительный, Р — импульсивный

Такой выбор можно рассматривать как фактор, характеризующий потенциальные личностные качества, проявляющиеся в свободных формах регулирования своих отношений с социумом и еще не прошедших «кристаллизацию» до отчетливых, осознаваемых

то показатель будет равен нулю. В таком случае можно констатировать: испытуемый хаотично или с позиций социальной желательности осуществлял выбор, не имея возможности задействовать свой личностный потенциал ввиду его несформированности.

Если все баллы окажутся на одном полюсе, то показатель будет равен единице. Данная ситуация свидетельствует о том, что испытуемый четко представляет свои личностные интересы, а его личностный потенциал сформирован.

На рисунках 2, 3 и 4 показаны реальные результаты по четкости определения своих личностных характеристик для обучающихся отдельно 15 и 16 лет (как наиболее многочисленных выборок).

ЧЕТКОСТЬ S N

15 лет Ш 16 лет

50.056

4-0,0%

30.0% Л

20.0% у

10,0»

о,ок --л

.00 г 1 7 .33 .50 ,67 ,33

Рис. 2. Коэффициент различия в выборе по полюсам «интуитивы - сенсорики» (К - S)

Рис. 3. Коэффициент различия в выборе по полюсам «думающие - чувствующие» (Т - Б)

ЧЕТКОСТЬ J Р

50,0« 40,0% 30.0К 20.0% 10,13% 0,0%

.00 .20 .40 ,60 ,30 1.00

Рис. 4. Коэффициент различия в выборе по полюсам «рассудительные - импульсивные» (1 - Р)

Уровень, когда коэффициент превышает 0,5, может рассматриваться достаточным для оценки сформированности личного потенциала. Как показывают полученные результаты, этот уровень достигается в среднем примерно у 30 % обследованных обучающихся (от 15 до 40 %). Принципиальных и характерных различий в сравниваемых возрастных группах не выявлено.

Выделение четырех типов социального темперамента (в рамках теоретических представлений Д. Кейрси) основывается на представлении о равенстве их психической полноценности, жизненной стойкости, успешности в борьбе за существование.

На рисунке 5 представлены результаты соответствия обучающихся конкретным социальным типам.

50,0% 50,0% 40,0% 30,0%

: I -I II II

N1 МР ЗР

15 ЛЕТ ■ 16 ЛЕТ

Рис. 5. Распределение социальных типов для обучающихся 9-х и 10-х классов:

КЫТ — интуитивно-думающий, № — интуитивно-чувствующий, — сенсорно-рассудительный, БР — сенсорно-импульсивный

Достоверность выбора данных социальных типов определяется показателем его четкости. Отдавая предпочтение привычным для себя формам поведения в конкретных ситуациях, обучающиеся, возможно, впервые получают проекцию своего поведения на обуславливающие его личностные предпочтения и привычки. Последующая работа обучающегося с уточнением своего личностного типа, осознания его особенностей и вытекающих из него ценностных интересов рассматривается как необходимая часть консультационно-развивающей работы по формированию личностного потенциала обучающегося.

Результаты выбора обучающихся по методике выявления основных социальных ценностей представлены в таблице 2. Распределение основных социальных ценностей осуществлялось по количеству человек (в % от выборки), поставивших эти ценности на первые два места по их значимости в решении обучающимися своих личных актуальных задач.

Результаты выбора обучающихся по методике выявления личностных смыслов в будущей профессиональной деятельности представлены в таблице 3. Распределение личностных смыслов осуществлялось по количеству человек

(в % от выборки), поставивших эти ценности на первые два места по их личной значимости в будущей профессиональной деятельности.

Результаты выбора обучающихся по методике выявления сферы своих профессиональных интересов представлены в таблице 4. Распределение профессиональных областей осуществлялось по количеству человек (в % от выборки), поставивших эти области на первые два места по их личной значимости.

Полученные данные в целом свидетельствуют о наличии у обучающихся значительных расхождений в самооценке своих личностных

Таблица 2

Процент учащихся, выбирающих конкретные ценности в качестве значимых для себя

Коллективизм (ориентация на взаимодействие и постоянную взаимопомощь в группе) 38,3

Ответственность (ориентация в делах на чувство долга, умение держать слово) 28,4

Стремление к новизне (ориентация на расширение социальных контактов и новых ситуаций) 23,0

Твердая воля (стремление не отступать перед трудностями) 19,7

Отстаивание своего мнения (ориентация на отстаивание своего мнения) 18,6

Стремление к лидерству (ориентация на лидирующие позиции в своем окружении) 16,4

Стремление к уникальности (ориентация на развитие своего таланта) 15,8

Пунктуальность (пунктуальность, стремление к порядку в делах и в жизни) 14,2

Внутренний социальный контроль (приверженность к соблюдению всех социальных норм) 13,6

Интеллектуальная активность (ориентация на полное использование своих способностей) 12,0

Таблица 3

Процент учащихся, выбирающих конкретные личностные смыслы в качестве значимых для себя

Стремление к творческим видам деятельности, где в первую очередь востребован талант 37,2

Стремление к деятельности, направленной на достижение высоких личных целей (в карьере и благосостоянии) 33,3

Стремление к деятельности, связанной с разработками в технических областях 29,5

Стремление к деятельности, основанной на координации и принятии оперативных управленческих решений 29,0

Стремление к интеллектуальной деятельности исследовательской направленности 26,8

Стремление к деятельности, связанной с профессиональным риском и экстремальными условиями 24,6

Ориентация на исполнительскую деятельность (в сфере производства, строительства, торговли, транспортного обслуживания и др.) 19,6

Таблица 4

Процент учащихся, выбирающих конкретные профессиональные сферы в качестве значимых для себя

Стремление к профессии в сфере познания человека 37,2

Стремление к профессии в сфере экономики и менеджмента 35,5

Стремление к профессии в сфере развития общества и общественных отношений 33,3

Стремление к профессии в сфере цифровых и телекоммуникационных технологий 31,7

Стремление к профессии в сфере биомедицины 18,0

Стремление к профессии в сфере разработки промышленных технологий 16,9

Стремление к профессии в сфере познания физических законов мира 13,7

Стремление к профессии в сфере проблем окружающей среды 13,7

качеств (четыре социальных темперамента) и связанных с этими личностными предпочтениями ценностей и личностных смыслов, представляющих интерес для обучающихся. Сопоставительный анализ индивидуальных результатов по конкретному человеку, основанный на поиске близости и взаимосвязи результатов по каждой методике позволяет описать и оценить те особенности личностного и социального развития обучающегося, которые необходимо специально формировать, чтобы достичь их соответствия наиболее актуальным требованиям к личностному потенциалу современного человека.

Заключение

Рассмотренный в статье диагностический подход и результаты исследования показывают, что использование целевых опросников в работе с обучающимися позволяет включить

обучающихся в творческий процесс саморефлексии в заданном поле психологических характеров. Основу самооценки обучающимися своих личностных качеств составляет практика сравнительного оценивания результатов разных методик, диагностирующих целевые аспекты личностного развития обучающихся. Полученные в исследовании данные позволили увидеть суть проблемы саморазвития обучающихся, основанной на широком интересе подростков ко всем возможным запросам социальной и профессиональной практики. Личностный потенциал подростков, необходимый для успешной ориентации во всем этом многообразии возможностей отступает на второй план перед яркостью и привлекательностью будущих перспектив. Выявляемые в ходе диагностики и обсуждаемые с обучающимися противоречия в желаниях и возможностях приобретают необходимую конкретность для решения поставленной задачи развития личностного потенциала обучающихся.

Литература

1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 4. С. 3-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Акопов Г. В. Сознание человека в глобализирующемся мире // V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество»: материалы участников съезда: в 3 т. М.: Российское психологическое общество, 2012. Т. 1. С. 64.

3. Ананьев Б. Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий / ред. Ю. Б. Гиппен-рейтер, В. Я. Романов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ACT; Астрель, 2008. С. 294-300.

4. Асмолов А. Г. Кризисы психологии в сетевом столетии (выступление на V съезде РПО) // Российский психологический журнал. 2012. № 1. С. 7-11.

5. Бодапев А. А., Васина Н. В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? СПб.: Речь, 2010. 224 с.

6. Иванников В. А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. 2003. № 2. С. 139-145.

7. Крегер О., Тьюсон Дж. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим. М.: Альпина Паблишер, 2013. 356 с.

8. Леонтьев Д. А. Промежуточные итоги: от идеи к концепции, от переменных к системной модели, от вопросов к новым вопросам // Личностный потенциал: структура и диагностика / [А. Ж. Аверина и др.]; под. ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 669-675.

9. Романова Е. С. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие. М.: Академия, 2013. 304 с.

10. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. С. 7-22.

11. Avey J. B., Luthans F., Smith R. M., Palmer N. F. Impact of positive psychological capital on employee well-being over time // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 1. P. 17-28.

12. Bonnano G. A. Clarifying and extending the construct of adult resilience // American Psychologist. 2005. Vol. 60 (3). P. 265-267.

13. Caprara G. V., Steca P. Affective and social self-regulatory efficacy beliefs as determinants of positive thinking and happiness // European Psychologist. 2005. Vol. 10 (4). P. 275-286.

14. Cole K., Daly A., Mak A. Good for the soul: The relationship between work, wellbeing and psychological capital // The Journal of Socio-Economics. 2009. Vol. 28. P. 464-474.

15. Culbertson S., Fullagar C. J., Mills M. J. Feeling good and doing great: The relationship between psychological capital and well-being // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 4. P. 421-433.

16. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. 2005. Vol. 26. P. 331-362.

17. Lam C. F., Gurland S. T. Self-determined work motivation predicts job outcomes, but what predicts self-determined work-motivation? // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. P. 1109-1115.

18. Lane M. S., Klenke K. The ambiguity tolerance interface: a modified social cognitive model for leading under uncertainty // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2004. Winter. Vol. 10. № 3. P. 69.

19. Niemiec C. P., Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the relation of autonomy to self-regulatory processes and personality development // Hoyle R. H. (ed.). Handbook of Personality and Self-Regulation. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2010. P. 169-190.

20. Vansteenkiste M., Sierens E., Soenens B., Luyckx K., Lens W. Motivational profiles from a self-determination perspective: the quality of motivation matters // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. P. 671-688.

References

1. Abulkhanova К. А. The principle of subject in Russian psychology // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2005. № 4. P. 3-21.

2. Acopov G. V. Human consciousness in a globalizing world // V Congress of the all-Russian public organization «Russian psychological society». The Proceedings of the Congress participants: in 3 Vol. Moscow: Russian Psychological Society, 2012. Vol. I. P. 64.

3. Ananyev B. G. Character structure // The Psychology of Individual Differences / ed. by Yu. B. Gippen-reyter, V. Ya. Romanov. 3-d revised and updated edition. Moscow: AST; Astrel, 2008. P. 294-300.

4. Asmolov А. G. Crises of psychology in the network century (the report at the Vth Congress of the Russian Psychological Society)// Russian psychological journal. 2012. № 1. P. 7-11.

5. Bodalev А. А., Vasina N. V. Acmeology. Real human. Who is he and how to become a human? Saint-Petersberg: Retch, 2010. 224 p.

6. Ivannikov V. A. Analysis of the motivational sphere in terms of activity theory // World of psychology. 2003. № 2. P. 139-145.

7. Kroeger О., Thuesen J. Why are we like this? The 16 Personality Types that determine how we live, love, and work. Moscow: Alpina Publisher, 2013. 356 p.

8. Leontyev D. A. Preliminary outcomes: from idea to conception, from variables to systemic models, from questions to new questions // Personal potential: structure and assessment / [А. Zh. Averina et al.]; ed. by D. A. Leontyev. Moscow: Smisl, 2011. P. 669-675.

9. Romanova Е. S. Organization of career guidance work in school: methodical manual. Moscow: Akademiya, 2013. 304 p.

10. Shchukina М. А. Subjectivity approach to self-development of the personality: theoretical understanding and empirical study// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 2. P. 7-22.

11. Avey J. B., Luthans F., Smith R. M., Palmer N. F. Impact of positive psychological capital on employee well-being over time // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 1. P. 17-28.

12. Bonnano G. A. Clarifying and extending the construct of adult resilience // American Psychologist. 2005. Vol. 60 (3). P. 265-267.

13. Caprara G. V., Steca P. Affective and social self-regulatory efficacy beliefs as determinants of positive thinking and happiness // European Psychologist. 2005. Vol. 10 (4). P. 275-286.

14. Cole K., Daly A., Mak A. Good for the soul: The relationship between work, wellbeing and psychological capital // The Journal of Socio-Economics. 2009. Vol. 28. P. 464-474.

15. Culbertson S., Fullagar C. J., Mills M. J. Feeling good and doing great: The relationship between psychological capital and well-being // Journal of Occupational Health Psychology. 2010. Vol. 15. № 4. P. 421-433.

16. Gagné M., Deci E. L. Self-determination theory and work motivation // Journal of Organizational Behavior. 2005. Vol. 26. P. 331-362.

17. Lam C. F., Gurland S. T. Self-determined work motivation predicts job outcomes, but what predicts self-determined work-motivation? // Journal of Research in Personality. 2008. Vol. 42. P. 1109-1115.

18. Lane M. S., Klenke K. The ambiguity tolerance interface: a modified social cognitive model for leading under uncertainty // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2004. Winter. Vol. 10. № 3. P. 69.

19. Niemiec C. P., Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the relation of autonomy to self-regulatory processes and personality development // Hoyle R. H. (ed.). Handbook of Personality and Self-Regulation. Oxford: Blackwell Publishing Ltd, 2010. P. 169-190.

20. Vansteenkiste M., Sierens E., Soenens B., Luyckx K., Lens W. Motivational profiles from a self-determination perspective: the quality of motivation matters // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. P. 671-688.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.